Виды нарушений звукопроизношения

Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Способы и приёмы постановки звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]

В случаях призубного сигматизма достаточно с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

При губно-зубном произношении – необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения. Или затормозить движение губ пальцем.

В других случаях ребёнка просят улыбнуться, оттянув углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего звука.

Ребёнка просят многократно произносить слог та, логопед вводит зонд №2 либо шариковый между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает вниз.

При межзубном сигматизме нужно произносить слог со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть.

При боковом сигматизме применяют двухэтапный приём постановки: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

В некоторых случаях, при изолированном носовом сигматизме звук ставится от звука . Выдвинув язык между зубами и отодвинув губы с механической помощью.

Произношение сочетания или с напряжением подготавливает нужную форму языка и вырабатывает концентрированную воздушную струю.

Аналогично от звука . Губы в улыбке, зубы в форме правильного прикуса (слегка сомкнуты). Попросить ребёнка произнести звук «в зубы», ощутить прохладную воздушную струю ладонью.

Ребёнка просят произнести звук с сильным форсированным выдохом. Получившийся шумный звук (близкий к ) следует растянуть как можно дольше. Необходимо следить за положением губ в улыбке и контролировать ладонью силу воздушной струи.

Равнозначный приём постановки от звука . Удлиняя и регулируя силу произнесения звука добиваются чёткого : ЦСССсссСССссс.

Очень редкий приём постановки на вдохе. Разместить широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он соприкасался по всему периметру с нижними зубами. Растянуть губы в улыбку, зубы слегка сомкнуты в форме правильного прикуса. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребёнок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он попал на самый кончик языка. Далее «гонять» струйку воздуха в рот и изо рта. Вначале упражнение выполняется в быстром темпе, затем, если звук чистый, замедлять темп.

От звука по подражанию или механически, медленно продвигая язык вперёд к верхним зубам, затем вниз. Зубы должны быть сомкнуты.

Звук можно поставить от в сочетании при максимально высоком звуке быстром темпе.

Аналогично постановке от звука .

Звук (зь) ставится так же как и (сь), но с подключением голоса. В случаях, когда звук всё равно получается глухой, его произносят между двумя согласными – . Звук тянуть как можно дольше, а звук (с) произносить быстро.

Звук ставится от сочетания и либо от в быстром темпе с форсированным выдохом на . Однако, лучше получается звук в обратном слоге – .

от звука по подражанию, как можно сильнее вытягивая губы в улыбке.

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения

Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Виды нарушения озвончения и смягчения звуков

Кроме того, в логопедии принято выделять такие нарушения в звукопроизношении как озвончение и смягчение звуков. Данные нарушения связан с тем, что ряд согласных имеют глухую и звонкую пары. Исходя из этого, выделяют следующие виды озвончения:

  1. Полное отсутствие в речи звонких согласных, постоянная их замена на парные глухие.
  2. Недостаточное озвончение согласных.
  3. Недостаточное оглушение согласных.

Замечание 2

Все указанные нарушения, принято называть паралалиями, которые имеют отражение не только в устной речи, но и в письме.

В соответствии с проведенными исследованиями, было установлено, что чаще встречается оглушение звонких согласных, нежели озвончение глухих.

К дефектам смягчения относят следующие варианты нарушений:

  1. Постоянная замена мягких согласных парными твердыми звуками, то есть полное отсутствие в речи ребенка мягких согласных.
  2. Излишнее смягчение.
  3. Нарушение в дифференциации мягких и твердых звуков. Во время произношения, у детей отмечается как правильное произношение, так и нарушенное.

Замечание 3

Чем сложнее звук, тем труднее и позже у детей устанавливается его правильное произношение, соответственно тем многообразнее дефекты его произношения.

Однако необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.

Например:

  • Простой, мономорфный дефект – нарушение в произношении звонких звуков.
  • Сложный диффузный, полиморфный дефект – совокупность ротацизма, сигматизма и дефекта озвончения.

Постановка звука

Чаще всего звук «Й» ставят от звука «И». Сначала в словах звук «Й» специально заменяется на «И», например, слово «яблоко» произносится как «иаблоко». Затем произношение «И» сокращается и получается «Й».

При правильном произнесении (артикуляции) звука «Й»:

  • губы приближены к зубам;
  • зубы сближены;
  • кончик языка находится за нижними зубами, боковые стороны языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам;
  • средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
  • голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Прогноз и профилактика

При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.

Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать

Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов

Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом

После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов

Советы родителям

Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста

Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице

Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.

С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.

Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.

Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.

Причины дефектов речи

Любое нарушение способностей у человека имеет свою причину. Можно выделить несколько причин возникновения речевых дефектов в зависимости от возраста человека.

У взрослых: У детей:
  • сильный стресс;
  • повреждение речевого аппарата;
  • физическая или психологическая травма;
  • контузия;
  • хирургическое вмешательство;
  • инфекционное заболевание;
  • глухота.
  • стресс или сильный испуг;
  • травма;
  • расстройство неврологического характера;
  • ДЦП или нарушение работы ЦНС;
  • инфекционное заболевание;
  • повреждение или неправильное формирование речевого аппарата;
  • глухота;
  • наследственность.

Условно их можно разделить на

  • физиологические (повреждение частей артикуляционного аппарата: языка, зубов, связок, гортани и т.д.) и
  • неврологические (повреждение части мозга, отвечающего за речь, расстройство нервной системы).

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Й».

Автоматизация звука «Й» в слогах:

  • ай — ай — ай
  • ой — ой — ой
  • ай — ой — ей
  • ей — ий — ой
  • ий — ай — ей
  • ой — ий — ай

Автоматизация звука «Й» в словах:

Майка, лейка, попугай, койот, чайник, йогурт, бейсбол, белый, мойка, шейх, сейф, чайка, копейка.

Автоматизация звука «Й» в словосочетаниях:

Белый лист, гнать гусей, майский день, красный слон, зайка скачет, седой дедушка, зелёный сад, беги скорей.

Автоматизация звука «Й» в чистоговорках:

  • Мой–мой–мой, Мой–мой–мой — снег идёт зимой.
  • Вай–вай–вай, Вай–вай–вай — думай, не зевай.
  • Гай–гай–гай, Гай–гай–гай — жёлто–синий попугай.
  • Жай–жай–жай, Жай–жай–жай — щедрый урожай!
  • Дой–дой–дой, Дой–дой–дой — козлик с бородой.

Автоматизация звука «Й» в предложениях:

Это мой мяч. Вечре был солнечный день. В дали виднелся зелёный сад. Синий шарик улетел в небо. Зайка скачет по полю. Мне надо выгнать гусей.

Автоматизация звука «Й» в стихах:

Йод хороший, йод не злой.Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»Чуть завидев с йодом склянку.Йод порой, конечно, жжёт,Но быстрее заживетЙодом смазанная ранка.(В. Лунин)

Автоматизация звука «Й» в рассказах:

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЙОГАХ»«Что вы знаете о йогах?» — так называется книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.— Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа откроет печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога не видел, что ли?»Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: «Ой-е-е-ей!!!»Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет!»(Г. Юдин)

  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Постановка звуков [Л], [Ль]

Постановка звука Й в словах, слогах поэтапно

Звук Й – это согласный, звонкий, непарный и мягкий звук. По способу образования относят к щелевым, по месту образования – к среднеязычным.

При его произношении артикуляционные органы занимают следующее положение:

  • губы приближены к резцам;
  • углы рта отодвинуты назад;
  • кончик языка находится за нижними зубами;
  • боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам;
  • средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, перекрывая проход в полость носа. Струя воздуха идет через рот;
  • голосовые связки сомкнуты и вибрируют (есть голос).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: