Классификация детей с нарушениями слуха, различия, методики

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Игры для детей с нарушениями зрения

Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: слепые и слабовидящие. Обычно дети даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабовидящих не было соблазна не учиться ориентироваться, а у слепых — заставлять слабовидящих учиться за них.

Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие зрительного восприятия — умения ориентироваться, запоминать.

Игры для слепых детей

Ищи

Как играть: педагог даёт ребёнку речевую инструкцию, куда ему нужно пойти, что и с какой стороны обойти, где наклониться или потянуться наверх, чтобы найти предмет.

Волшебный мешочек

Инструменты: мешок, разные предметы и игрушки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку вытянуть из мешка предмет, узнать его, описать и рассказать, как его можно применять.

Ходьба по контуру

Инструменты: канат или лента.

Как играть: педагог складывает канат или ленту в разные формы, а ребёнок в носках и потом в обуви старается пройти чётко по контуру.

Игры для слабовидящих детей

Зашумлённые изображения

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти на картинке предметы, изображённые в виде контуров, и назвать их.

Прятки

Инструменты: карточки.

Как играть: педагог предлагает ребёнку найти все вещи, объединенные по одному признаку. Например, геометрические фигуры.

Общая психолого-педагогическая классификация лиц с нарушением слуха

Нарушения слуха являются сенсорными нарушениями. По данным ВОЗ в мире насчитывается более 300 млн. человек, имеющих различные нарушения слуха.

Основными факторами и причинами нарушения слуха принято делить на три основные группы:

  1. Наследственность – тугоухость или глухота.
  2. Врожденные нарушения слуха, которые появились в следствии ряда факторов, оказавших негативное влияние на развитие плода во время беременности.
  3. Приобретенные нарушения слуха, появившиеся и развившиеся в результате воздействия ряда факторов, которые оказывают негативное влияние на орган слуха ребенка в процессе его жизнедеятельности.

В настоящее время отмечается рост числа детей с односторонней формой тугоухости. Причинами ее возникновения являются разнообразные заболевание, перенесенные детьми, например, тугоухость является осложнением после перенесенных менингита, кори, эпидемического паротита

Необходимо также отметить, что в случае односторонней тугоухости с возрастом наблюдается снижение слуха и на другое ухо.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (автор Р. М. Боскис), в зависимости от ряда факторов:

  1. По времени проявления нарушений слуха.
  2. По степени поражений слуховых функций.
  3. По уровню развития речи при каждой конкретной степени поражения слуховых функций.

Исходя из данных факторов, выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения слуха:

  1. Глухие, без речи дети (неслышащие, ранооглохшие).
  2. Глухие, но сохранившие речь дети (неслышащие, позднооглохшие).
  3. Слабослышащие дети с развитой речью.
  4. Слабослышащие дети с глубокими речевыми недоразвитиями.

Слабослышащих и неслышащих детей различают по способу восприятия речи и условиям ее становления:

  • дети, овладевшие зрительными и слухозрительными восприятиями словесной речи, в результате целенаправленного обучения;
  • дети, сумевшие самостоятельно овладеть разговорной речью, путем ее слухового восприятия, если речь звучала громко.

Замечание 1

Таким образом, всех детей, имеющих нарушения слуха, принято подразделять на две основные группы, в зависимости от степени поражения слуховых функций: глухие (неслышащие) и слабослышащие (тугоухие).

«Особенные» дети

Аномальные дети — это те дети, которые не вписываются в среду нормального ребенка. Выделяют несколько категорий таких детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и тугоухие, оглохшие). Т.е. любое нарушение слухового анализатора.
  2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дальтоники).
  3. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Это отголоски поражения ЦНС, мозга и т.п. Умственно отсталые дети.
  4. Дети с нарушениями речи (логопаты). С данной категорией детей хорошо работают логопеды.
  5. Дети с несколькими нарушениями психофизичесого развития (глухонемые, слепонемые, глухие умственно отсталые и другие сочетания, дети ДЦП немые).
  6. Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Это мышечные дистрофии, меопатии, карликовость, сильный сколиоз.
  7. Дети с психопатией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз  и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.

В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.

Эти дети плохо понимают разрезанную картинку, они не могут складывать воедино пазл или мозаику.

Причины ДЦП:

  • отклонения в развитии плода при беременности, плохое состояние матери;
  • асфиксия при родах, родовая травма;
  • травмы, инфекции и интоксикация в раннем возрасте;
  • кислородное голодание.

У детей с ДЦП у всех есть нарушения в познавательной сфере. Это снижение интеллектуальной и познавательной активности. Когда ребенок ограничен в движении, он ограничен и в познании мира вокруг себя. И это ведет к снижению развития высших психических функций.

Проблемы психического здоровья с которыми сталкивается наше общество

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Разница в возрасте детей

Мне нравитсяНе нравится

Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих (тугоухих) детей

Определение 3

Слабослышащие (тугоухие) дети – это дети, имеющие частичную слуховую недостаточность, которая затрудняет речевое развитие, посредством прекращения возможности самостоятельно накапливать речевой запас с помощью слухового анализатора.

Причинами тугоухости могут быть индивидуальные психофизические особенности ребенка, социально-педагогические условия воспитания и обучения. Тугоухость приводит к замедлению развития речи или ее искажению.

Основными психолого-педагогическими характеристиками слабослышащих детей являются:

  • нарушение разнообразных сторон и функций психики ребенка, которые определяют ход развития его личности;
  • речевое недоразвитие, обусловленное неполноценным слухом, которое в свою очередь меняет ход общего развития личности и осложняет социальное взаимодействие ребенка;
  • замедление развития речи ребенка, приобретение им замедленного поступательного характера, подчиненного особым закономерностям.

Слабослышащие (тугоухие) дети имеют следующие речевые нарушения:

  • недостатки в произношении;
  • бедный лексический запас;
  • недостаточное усвоение звукового состава слова;
  • слабое или недостаточное понимание произносимых слов и как следствие неправильное их употребление в собственной речи;
  • аграмматизмы;
  • ограничения в понимании устной речи и читаемого текста.

Замечание 2

Необходимо помнить, что даже незначительное снижение слуха приводит к возникновению препятствий в усвоении чтения и письма.

При поступлении в общеобразовательную массовую школу слабослышащие дети испытывают ряд трудностей:

  • трудности в усвоении чтения и письма;
  • совершение специфических ошибок в диктанте или при самостоятельном письме;
  • сложности при восприятии и понимании речи учителя;
  • сложности при пользовании учебником, в результате недостаточного понимания читаемого текста.

Таким образом, для социальной интеграции детей с нарушением слуха очень важным является как можно более раннее специальное образование, направленное на повышение уровня функционирования.

Психолого-педагогическая характеристика глухих (неслышащих) детей

Определение 2

Глухие (неслышащие) дети – это дети с полным (тотальным) отсутствием слуха.

При таком нарушении слуха у детей нет возможности самостоятельно накопить речевой запас. Причины полной глухоты весьма разнообразны, от врожденных аномалий, до приобретенных в раннем детстве.

Неслышащих детей принято разделять на следующие группы:

  • неслышащие дети, с полным отсутствием речи (ранооглохшие);
  • неслышащие дети, в разной степени частично сохранившие речь (позднооглохшие).

Основными психолого-педагогическими характеристиками неслышащих детей являются:

  • задержка локомоторных функций, так около 70% детей с опозданием начинают держать голову, сидеть, ходить и т.д., общий разрыв с нормой составляет 2-3 месяца;
  • неспособность самостоятельно овладеть разговорной речью, потребность в специальном образовании, без которого они могут стать глухонемыми;
  • у большинства неслышащих детей наблюдается наличие остаточного слуха;
  • бедность внутреннего мира ребенка в следствии недостатка слуховых впечатлений;
  • слабость в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, в виду ограниченных возможностей овладения разговорной речью, как основного средства общения и познания окружающей действительности;
  • использование в процессе общения жестов и мимики, в качестве вспомогательных средств;
  • опережение понимания речи в сравнении с ее формированием возможности устного высказывания или письменного использования речи.

Игры для детей с нарушениями слуха

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха:

  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом.  Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

Причины аномального развития ребенка

Биологические факторы:

  • Хромосомные и генетические отклонения. Выявляются на раннем сроке беременности. Но здесь вопрос к родителям: продолжать беременность или прервать.
  • Инфекционные и вирусные заболевания, которые мама переносит в момент беременности (гепатит, краснуха, грипп).
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Эндокринные заболевания матери (диабет).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Биохимические вредные вещества, воздействующие на маму на раннем сроке беременности: отравление, лечение антибиотиками.
  • Токсикоз, особенно на ранней стадии развития.
  • Родовые и послеродовые травмы ребенка: асфиксия во время родов (приводит к детскому церебральному параличу, повреждение головного мозга), гипоксия, удары плода, малый вес малыша.
  • Хронические заболевания матери.

Социальные факторы.

  • Это все неблагоприятные условия, в которых находится будущая мама..
  • Те условия, в которых длительно находится сам ребенок: в семье алкоголиков и наркоманов, нарушение детско-родительских отношений, постоянные конфликты между родителями, насилие со стороны взрослых (физическое и психологическое).
  • Дети с депривацией, когда ребенка лишают жизненно важных потребностей.

Все эти факторы приводят к деформации личности ребенка. Плюс сюда накладываются дополнительные нарушения в развитии, вплоть до аномальностей развития.

Виды отклонений, теория Выготского

Существуют спецификации дефектов у детей по времени, локальности.

  • Есть первичные дефекты — это частные и общие нарушения ЦНС (центральной нервной системы) при рождении. Например, ребенок слепой или глухой (нарушение анализаторных систем). Ил травма или поражение головного мозга, или перинатальные (постнатальные) дефекты в развитии.
  • Вторичные дефекты — наблюдаются в последствии, когда ребенок не компенсируется в своем развитии. Например, малыш слепой с рождения, и родители ничем не компенсируют ему это нарушение (осязательные игры, больше рассказывать и давать щупать руками все предметы, рассказывать об их форме и т.д.) В этом случае у ребенка поверх первичных накладываются дополнительно вторичные психологические отклонения, вплоть до тяжелых психических расстройств.

Л.С. Выготский выдвинул свою теорию о сложной структуре дефекта.

Нарушение слуха (первичный дефект) искажает восприятие, нарушает весь процесс ВПР (высшие психические функции), что приводит ко вторичному дефекту. Потому что ребенок не компенсировал дефект, он не имеет дальнейшей адекватной социализации и в конечном итого это приводит к деформации личности в целом.

В свою очередь, существует отношение к норме. Как считать: нормальное развитие или нет? Понятие нормы в целом не существует. В любой науке норма имеет условность. В нашем понимании, норма:

  • Среднестатистическая, когда мы берем определенную выборку исследуемых и сравниваем ее с конкретным ребенком.
  • Функциональная норма — исключительно для отдельного человека.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: