Когнитивное развитие ребенка с помощью игр

Развитие когнитивных функций и возможные нарушения

Развивайте воображение

Воображение играет важную роль в развитии когнитивных способностей ребенка. Это способность формировать идеи, ментально представлять объекты и ситуации, а также мысленно экспериментировать и решать проблемы. Чем сильнее развито воображение у ребенка, тем лучше он справляется с творческими заданиями, улучшает свою память и мышление.

Есть множество игр и активностей, которые могут помочь развить воображение у ребенка. Вот несколько примеров:

  • Рассказывайте истории: попросите ребенка придумать и рассказать историю, используя свое воображение. Это может быть про что угодно – сказочные существа, приключения в другой стране или даже путешествия во времени. Поощряйте ребенка использовать свою фантазию и создавать интересные сюжеты.
  • Играйте в «что-если»: попросите ребенка представить, что произойдет, если изменить определенные условия. Например, что будет, если зимой выпадет снег, а летом будет гроза? Эта игра поможет развить умение рассуждать и делать логические выводы.
  • Играйте в «что это?»: возьмите предметы разного вида – игрушки, фрукты, книги и т.д. – и попросите ребенка описать, что это может быть, не называя их настоящие названия. Например, «это мягкое и пушистое, оно может летать» (описывая плюшевую игрушку). Эта игра поможет развить умение ассоциировать и абстрагироваться от конкретных объектов.

Не забывайте поощрять и поддерживать ребенка в его творческих усилиях. Воображение – это важный ресурс, который нужно развивать и стимулировать с самого раннего возраста.

Как поддержать когнитивное развитие ребёнка?

Помимо прочего, на развитие мозга можно положительно повлиять через диету. Правильно сбалансированное питание способствуют гармоничному развитию нервной системы.

Полиненасыщенные жирные кислоты с длинной цепью, такие как DHA из группы омега-3, особенно важны в детском меню. Кислота DHA также входит в состав молочных смесей. В немолочных продуктах его источником является морская рыба (лосось, палтус, сельдь, сардина).

Пищевые ингредиенты, поддерживающие правильное когнитивное развитие, — это минералы (железо, йод). Кроме того, витамины группы В поддерживают правильное функционирование нервной системы

Так же очень важно обеспечить ребенка чувством безопасности, стимуляцией посредством игр, регулярных прогулок и надлежащего ухода. Также не может быть правильного когнитивного развития без контакта с другими людьми, без нежности, прикосновения и близости, то есть без любви. 

Поддержка интеллектуального развития связана с деятельностью, которую родители должны выполнять со своими младшими детьми

Очень важно учитывать чувства и потребности малыша

В первые годы жизни детям нужны целеустремленные люди для развития, которые просто сопровождают их в повседневных делах, играют, показывают безопасный мир. Объяснение и описание окружающей нас действительности положительно влияет на развитие речи, является подготовкой к жизни в обществе, снижает тревожность

Также важно организовывать встречи ребенка со сверстниками, присутствие которых определенно ускоряет приобретение новых навыков. 

Как понять, что с ребёнком что-то не так: тревожные признаки для родителей

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Если вы наблюдаете, что ребенок:

  • не может сосредоточиться и часто отвлекается,
  • быстро устает от умственной работы,
  • ему с трудом даются новые знания,
  • не заинтересован и безынициативен,
  • не может запомнить простые правила,
  • быстро забывает пройденный материал,
  • не понимает смысла заданий,
  • ему трудно выделить основное содержание прочитанного текста,
  • не успевает по учебной программе,
  • трудности возникают только в детском саду или школе,
  • не может организовать собственный учебный процесс.

Основной задачей как родителей, так и многих развивающих и обучающих центров, и в целом системы образования является развитие когнитивных способностей у детей, в т.ч. развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных способностей и т.д

Важно отметить, что здесь понимается априори существующая предрасположенность ребенка к:

  • познанию и обработке информации,
  • принятию решений и осуществлению запланированных действий,
  • оценке правильности выполнения и возможности корректировки действий в самом процессе,
  • сличению результата с задуманной целью,
  • закреплению опыта и извлечению из него положительных способов,
  • гибкости мышления и творческому подходу.

Довольно внушительный перечень, требующий развитых корковых и психических функций. И действительно, часть этого перечня можно отнести к «способностям» – как генетической и биологической данности, но – и данности индивидуальной. Другие же способности формируются под влиянием средовых и социально-культурных факторов.

Когнитивная функция – это акт психической деятельности, позволяющий дифференцировать приобретаемые навыки и закреплять их в опыте, реализовывать способности в непосредственной деятельности и прогнозировать освоение нового.

Как развивать когнитивные функции у ребенка и что важно знать:

развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей у ребенка начинается даже не с младенчества, а еще внутриутробно. Позитивный настрой матери, частые беседы с будущим малышом обоих родителей, благоприятная окружающая атмосфера (экологическая, социальная) формируют положительные физиологические механизмы у матери и ее эмоциональное благополучие, влияющие на развитие интеллектуальных способностей у ребенка.
развивающее обучение как фактор когнитивного и интеллектуального развития ребенка. Что стоит понимать под развивающим обучением? Это специально организованная среда, где учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка и подбираются соответствующие игровые и учебные способы

Специалистам (воспитателям, педагогам, психологам) важно ориентироваться на самого ребенка, поддерживать его успехи, грамотно решать конфликтные ситуации или ситуации «ошибок», вовлекать его в собственное развитие, т.е. постоянно расширять возможности освоения окружающего пространства и поступающей информации

Главное в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей – гибкость родителей в обучении ребенка и своевременность предоставляемой информации.

Роль игры в раннем возрасте

Воспитательная роль игры в раннем возрасте во многом зависит от профессионального мастерства педагога или родителей. Они должны знать психологию ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, осуществлять правильное методическое руководство, четко организовывать и проводить всевозможные игры.

Ранний возраст — это относительно кратковременный, но важный период становления личности. В эти годы дети начинают приобретать первые знания об окружающей жизни, формируя определенное отношение к людям, труду. У ребенка вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируются черты характера.

Одним из основных видов деятельности детей раннего возраста является игра

Играя, ребенок развивает свои духовные и физические силы, воображение, внимание, память, дисциплину и ловкость. Помимо этого игры представляют собой своеобразный, свойственный раннему возрасту способ усвоения общественного опыта

Замечание 1

В игре происходит когнитивное развитие ребенка, формирование всех аспектов его личности. В этом возрасте происходят существенные изменения в психике, которые готовят переход к новому, более высокому этапу развития. Этим можно объяснить огромные воспитательные возможности игры, считающейся ведущей деятельностью ребенка раннего возраста.

Мама, создавая игровые ситуации, способствует появлению эмоциональной синтонии, которая представляет собой созвучность эмоциональных переживаний ребенка и взрослых. Синтонии также способствуют любые фольклорные игры (например, пение колыбельных песен, чтение потешек и приговорок).

В раннем возрасте большое значение имеет непосредственное эмоционально близкое общение взрослого и малыша. Эмоциональному сближению способствуют любые совместные дела. Родители начинают знакомое ребенку действие, чуть-чуть затягивая следующий этап и уступая в дальнейшем инициативу малышу с корректировкой завершения действия.

Поощрение когнитивных навыков в детском возрасте

Физическая деятельность очень важна для здорового развития когнитивных способностей.

Чтобы стимулировать мозг, мы рекомендуем Вам „нейробику“, также известную как мозговая аэробика или мозговая гимнастика. Это набор упражнений, которые тренируют оба полушария мозга на основе физических и умственных стратегий.

Следующие физические и умственные упражнения отлично подходят для укрепления когнитивных способностей в детстве, стимулируя новые нейронные связи.

1. Параллельное рисование

Поощряйте своего ребенка брать карандаш в каждую руку. Затем он должен рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками. При этом он может выполнять различные движения: снизу вверх, круги и т. д. Это стимулирующее и смешные задачи улучшает мелкую моторику, а также навыки письма.

2. Кросс-скоординированные модели движения

Например, в детстве вы можете немного поиграть: скрещенное ползание очень весело и улучшает координацию. Это активизирует мозг и улучшает кинестезию.

При ползании ребенок двигает одной рукой и противоположной ногой. Если это хорошо практикуется, вы можете установить разные варианты или позволить ребенку ползти назад. Например, вы можете включить музыку, чтобы ваш ребенок в ритм с ней, а когда вы ее выключите, он остановится.

3. Упражнения на память для тренировки когнитивных навыков

Различные упражнения стимулируют память. Игры и повторяющиеся действия при этом очень полезны.

Игры на память – отличное развлечение для всей семьи и помогают детям улучшить свои познавательные способности.

4. Пазлы

Головоломки также очень интересны, а также способствуют логике и способности концентрироваться. Как только ваш ребенок попрактикуется в этом, вы можете дать ему большие головоломки, которые являются настоящей проблемой. Рекомендуемый возраст на упаковке только для ознакомления.

5. Судоку

Старшие дети могут играть в судоку. Вначале им все еще может понадобиться ваша помощь, но они смогут быстро решить эти головоломки самостоятельно. Они отлично подходят для лучшей концентрации, для развития логического мышления и внимания.

6. Живопись для продвижения когнитивных навыков

Живопись способствует творчеству, а также позволяет выражать чувства.

Прочитайте историю своему ребенку, а затем пригласите его нарисовать картину. Таким образом, Вы помогаете ему развивать свое творчество и способствуете его памяти, пониманию и выражению его эмоций.

7. Музыкальные занятия, чтобы стимулировать познавательные способности

Изучение музыкального инструмента настоятельно рекомендуется для стимуляции здоровья мозга детей. Например, чтобы научиться играть на фортепиано, он также должен выучить ноты. Кроме того, это занятие требует обеих рук одновременно, что способствует координации и ловкости.

8. Играть с пластилином

Пластилин отлично подходит для улучшения мелкой моторики и содействия координации глаз и рук. Вы можете играть со своим ребенком и лепить с ним различных животных из пластилина. В то же время вы можете придумывать истории, чтобы стимулировать понимание и способность к репрезентации.

Специфика игр в раннем возрасте

К 1 — 1,5 годам у ребенка происходит формирование первых эмоциональных обобщений, которые относятся к его поведению с близкими людьми и отношению к внешнему миру. Э. Х. Эриксон определил их следующими фразами: «Я, в целом, хороший» или «Я, в целом, плохой», «Я нужен и любим, и я люблю вас тоже», «Я не нужен и нелюбим, отстаньте от меня» и др.

Примерно к двум годам дети начинают осознавать, что, для того, чтобы стать для других «хорошим», необходимо делать что-то таким образом, как это требует взрослый (так, как «надо»)

Для них важно «поиграть» оценками взрослого, примеряя на себя роль «плохого» и «хорошего» и наблюдая, что из этого выйдет. В раннем детском возрасте, как правило, проявляются ориентировочные действия

Ребенок как бы ищет баланс между положительной и негативной оценкой.

Во время игр лучше всего переводить внимание ребенка со взрослого (родителя или педагога) на сверстников. Перед взрослым воспитателем при этом должны стоять 2 задачи: открытие вместе с ребенком сюжетной игры и представление сверстника в качестве возможного партнера игры

Игра представляет собой не просто действия с различными игрушками и предметами, а определенный процесс моделирования социальных отношений.

Другие советы по продвижению когнитивных навыков

Умственная гимнастика-не единственный способ стимулировать когнитивные способности. Кроме того, следующие советы очень важны и полезны:

Ведите разговоры со своим ребенком, даже если это только ребенок: если он слышит речь очень рано, ему будет легче развивать понимание языка и интегрировать свой родной язык, а также культурные компоненты.
Избегайте длительных периодов стресса: стресс очень негативно влияет на когнитивное развитие детей в течение длительного периода времени.
Читайте своему ребенку: чтение также очень важно для развития языковых и социальных навыков вашего ребенка.
Посмотрите в глаза своим детям, когда вы говорите с ними: прямой зрительный контакт является основополагающим для того, чтобы ваш ребенок мог развивать социальные навыки и выражать свои чувства.
Поощряйте спортивные мероприятия в жизни вашего ребенка: мероприятия на свежем воздухе прекрасны, чтобы стимулировать эмоции, мелкую моторику и социальные навыки.

Вы также можете проконсультироваться с экспертом, чтобы продвигать когнитивные способности вашего ребенка. Он может дать вам индивидуальные советы, чтобы сделать все возможное для вашего ребенка.

Как помочь ребёнку развиваться? Советы и методы

Что такое когнитивное развитие?

Когнитивное развитие у детей дошкольного возраста — это сложный процесс, когда они начинают учиться понимать, запоминать и применять полученные знания

В этом возрасте дети активно развивают свои способности анализировать информацию, учатся думать логически, обращать внимание и решать разные задачи

Особенно важно заметить, что когнитивное развитие в раннем детстве — это база для будущего обучения и успехов ребенка в жизни. Этот этап — основа, на которой строятся все последующие знания и умения

Поддержка когнитивных способностей в дошкольном возрасте помогает лучше адаптироваться к новой информации, успешно учиться в школе и развивать устойчивые навыки, которые пригодятся в будущем.

Как развить когнитивные способности у детей?

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

Пиаже описывает четыре стадии интеллектуального развития:

1. Сенсомоторная стадия(от рождения до 18-24 месяцев).

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями.

2. Дооперационная стадия (от 18-24 месяцев до 7 лет).

Здесь ребенок начинает использовать речь, может уже описать предметы и образы словами. По факту, он использует эти предметы и образы в игре, в процессе подражания. Единственная проблема состоит в том, что ребенку сложно представлять как другие воспринимают то, что наблюдает и видит он сам. И ко всему прочему, ему сложно выражать все в словесной форме.

3. Стадия конкретных операций (с 7 до 12 лет).

Дети могут логически объяснять выполняемые действия и классифицировать объекты по отдельным конкретным признакам.

4. Стадия формальных операций (после 12 лет и продолжается в течении всей жизни).

Мышление становится более гибким, появляется способность рассуждать, способность к поиску решения различных задач, имея при этом разные варианты решения.

Возвращаясь к фразе о том, что дети воспринимают предметы и образы в процессе игры, а именно подражания, поговорим о том, что такое игра и как это связано с ранним возрастом детей.

  • игра – это ведущий тип деятельности ребенка, который определяет его психическое развитие, так как игре присуща воображаемая ситуация;
  • она всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Самое интересное – это то, что ребенок абсолютно честно переживает все, что отображает в игре. При этом игра возникает на основе реальной жизни. В игре ребенок воплощает в жизнь действия взрослых или же те события в жизни, которые его заинтересовали;
  • с самого раннего возраста, ребенок начинает воспроизводить какие-то действия взрослых, за которыми он наблюдает в повседневной жизни. Но он хочет все делать в точности так же, как и они. Он переносит реальные бытовые действия на игрушечных персонажей;
  • сюжетная игра в этом возрасте – процессуальная, так как основной интерес малыша базируется на постоянном повторении одних и тех же игровых действий. Процессуальная игра возникает не сразу, на период раннего возраста она проходит несколько этапов;
  • если условия для развития этой игры благоприятные, то она достигает своего расцвета на третьем году жизни;
  • важную роль играет речь, которая дает ребенку возможность лучше осмыслить то, что он делает, строить диалоги, планировать дальнейшие действия;
  • игра способствует сохранению душевного равновесия ребенка, предоставляет ощущение комфорта, доставляет радость и удовольствие;
  • игровыми целями для ребенка являются цели, которые ему ставит взрослый.;
  • принимая игровую цель, поставленную взрослым, ребенок начинает самостоятельно реализовывать её. Вначале взрослый совершает игровое действие относительно самого ребенка, затем происходит смена ролей;
  • принять на себя роль – это когда ты можешь вообразить себя кем-то другим. У детей это появляется к трем годам, если проводится соответствующая практика.

«Превращение в другого» – первый и самый важный шаг к формированию сюжетно-ролевой игры.

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Познавательные навыки детей в 6 лет

Что такое когнитивное развитие?

Маленькие дети длительное время полностью зависят от близких. Только правильное когнитивное развитие, то есть развитие способности обрабатывать информацию, поступающую к малышу из окружающей среды, приведет к его постепенной независимости. 

Познавательные процессы или способности — это все те умственные действия, которые помогают человеку ориентироваться в окружающей среде. Когнитивное развитие позволяет анализировать реальность, делать выводы и, прежде всего, поддерживает процессы обучения. Благодаря им ребенок может получать информацию и расширять свои знания о внешнем мире и о себе. Их можно увидеть на самых ранних этапах развития малыша. Одно из первых проявлений — это радость малыша при виде матери. Первая улыбка ребенка, обращенная к маме, — доказательство того, что младенец развивается. 

Темпы когнитивного развития зависят как от врожденных предрасположенностей, так и от среды, в которой находится младенец. Когнитивное развитие тесно связано с развитием неврологической системы, важнейшим элементом которой является мозг. Есть много факторов, поддерживающих интеллектуальное развитие:

  • благоприятная среда обитания;
  • связь, построенная с самыми близкими людьми;
  • надлежащие условия жизни;
  • правильные привычки питания;
  • чистая среда;
  • стимуляция учиться у внешнего мира. 

Соответствующая диета

Схема питания младенца поможет составить правильное меню для ребенка. Это рекомендации, которые созданы в первую очередь для родителей и опекунов маленьких детей, чтобы облегчить введение дополнительных продуктов в рацион, должным образом поддержать развитие ребенка и работу его организма. 

Такие рекомендации регулярно пересматриваются каждые несколько лет в соответствии с меняющимися знаниями в области медицины и питания. Они подготовлены экспертами научных обществ, объединяющих врачей, особенно интересующихся вопросами питания младенцев и маленьких детей. 

Правильное питание не только обеспечивает хорошее самочувствие в младенчестве и раннем детстве. Но и снижает риск развития в будущем таких болезней, как ожирение или аллергии. В графиках питания примерно указаны размеры порций, и количество приемов пищи, которые ребенок определенного возраста должен получать в день. Они также представляют навыки питания, которые обычно должны проявляться в определенный период жизни, а также тип и текстуру продуктов, а также примерные блюда. 

window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ «blockId»: «R-A-4348971-12», «renderTo»: «yandex_rtb_R-A-4348971-12», «type»: «feed» }) })

Тест на определение уровня развития для детей шести лет

Что такое когнитивное развитие

Когнитивное развитие является одним из ключевых аспектов человеческого развития. Оно влияет на все сферы жизни, включая обучение, работу, личное развитие и успешность в обществе. Чем лучше развиты когнитивные функции человека, тем легче ему осваивать новые знания и умения, адаптироваться к изменениям и решать сложные задачи.

Определение понятия

Когнитивное развитие представляет собой процесс формирования и улучшения мыслительных способностей человека

Оно включает в себя развитие таких когнитивных функций, как восприятие, внимание, память, мышление, решение проблем, планирование и принятие решений

Когнитивное развитие важно во всех возрастных группах, начиная от раннего детства и до пожилого возраста. В детском возрасте когнитивное развитие играет ключевую роль в формировании логического мышления, абстрактного мышления и способности к саморегуляции

У подростков когнитивное развитие сопровождается развитием критического мышления, рефлексии и метакогнитивных навыков. Взрослые люди могут развивать свое когнитивное мышление, улучшая способность к анализу, синтезу и обобщению информации.

Когнитивное развитие оказывает влияние на другие сферы жизни человека, такие как образование, профессиональная деятельность, коммуникация и принятие решений. Человек с хорошо развитыми когнитивными функциями способен анализировать сложные проблемы, находить оптимальные решения, лучше усваивать и удерживать информацию, а также быстрее обучаться новым навыкам и знаниям.

Развитие когнитивных функций можно достичь через обучение и образование, игры и упражнения для умственного развития, а также правильное питание и физическую активность. Все эти факторы взаимодействуют между собой и способствуют стимуляции мозговой активности, улучшают когнитивные навыки и способствуют повышению умственной производительности.

Важность когнитивного развития

Когнитивное развитие играет важную роль в формировании личности человека и определяет его интеллектуальные способности

Этот процесс позволяет нам осваивать новые знания, развивать мышление, улучшать память и внимание

Когнитивные функции, такие как анализ, синтез, обобщение и решение проблем, необходимы для успешной адаптации в современном мире. С их помощью мы способны критически мыслить, принимать взвешенные решения и находить новые пути решения задач.

Развитие когнитивных функций происходит в течение всей жизни человека, но особенно активно они формируются в раннем детстве

Поэтому важно обращать внимание на качество обучения и стимулировать развитие умственных способностей с самого раннего возраста

Обучение и образование: формальное образование, включая посещение школы и университета, способствует развитию когнитивных функций. Обучение учит нас собирать и анализировать информацию, решать задачи, а также развивает логическое мышление

Игры и упражнения для умственного развития: игры, головоломки, кроссворды и другие интеллектуальные задания помогают тренировать память, внимание и логику. Они развивают навыки анализа, синтеза и решения проблем

Питание и физическая активность для воспитания умственных способностей: правильное питание, богатое витаминами и минералами, является важным фактором для развития когнитивных функций. Физическая активность способствует улучшению кровообращения и кислородного обмена в мозге, что положительно сказывается на его работе.

Развитие когнитивных функций имеет множество позитивных эффектов. Это повышение интеллектуального уровня, расширение кругозора, улучшение памяти и концентрации внимания, а также способность адаптироваться к изменяющейся среде и решать сложные задачи.

Поэтому стоит уделить особое внимание развитию когнитивных функций, чтобы быть успешным, самореализованным и уверенным в себе человеком

Режим дня и питание

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать  физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией

Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка

Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.

Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.

Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.

После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать. Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д. В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.

Феномены мышления

Из феноменов в мышление ребенка можно выделить такие как анимизм: ребенок может считать, что все движущиеся объекты — живые: солнце, луна, облака, автомобиль.

Другой особенностью мышления является материализация: объекты и люди из мира фантазий становятся для них абсолютно реальными. Так, если ребенок упадет, он может обвинить в своем падении дорогу, по которой шел. Или поверить, что ваза упала, потому что этого захотела. У двухлетнего ребенка мало понимания того, что реально, а что нет.

Появление анимизма и материализации частично объясняется другой характеристикой мышления детей данного возраста: эгоцентризмом. Этим термином обозначается склонность детей видеть и понимать вещи исключительно со своей точки зрения, т.е. ребенок не может встать на точку зрения другого человека или посмотреть на ситуацию абстрактно, отделиться от нее. К тому же, в два года ребенок искренне верит, что родители знают, о чем он думает (что они могут читать его мысли). И что другие люди чувствуют и думают то же самое, что и он сам.

Как развивается нервная система младенца?

Человеческий мозг — уникальный орган. Это «командный центр» всего организма. Наиболее интенсивно он развивается в первые 1000 дней жизни. Затем формируются многие из его функций, которые улучшаются по мере приобретения ребенком новых навыков.

В первые годы жизни малыш, полностью зависящий от заботы своих близких, превращается в ребенка, который эффективно двигается, произносит первые предложения, понимает инструкции и имеет собственные предпочтения. Это потому, что именно тогда мозг развивается очень быстро.

Стоит знать, что уже на первом году жизни масса мозга увеличивается втрое. А в первые два года между нервными клетками создается более двух миллионов новых связей в секунду. Благодаря этому ребенок двигается, чувствует, видит, слышит, общается, чувствует боль, учится, вспоминает, общается, боится, стыдится, счастлив, грустит или злится. И со временем осознает себя: кто он, к чему стремится, каковы его потребности.

Все эти процессы происходят постепенно, в определенном порядке. В дальнейшем это происходит уже не так быстро, как в первые годы жизни. Родители должны поддерживать каждый этап когнитивного развития своего ребенка. 

Нейронаука

Во время развития, особенно в первые несколько лет жизни, дети проявляют интересные закономерности развития нервной системы и высокую степень нейропластичности. Нейропластичность, как объясняет Всемирная организация здравоохранения, можно суммировать в трех точках.

  1. Любой адаптивный механизм, используемый нервной системой для восстановления себя после травмы.
  2. Любые средства, с помощью которых нервная система может восстанавливать индивидуально поврежденные центральные цепи.
  3. Любые средства, с помощью которых способность центральной нервной системы может адаптироваться к новым физиологическим условиям и окружающей среде.

Когнитивное развитие и моторное развитие также могут быть тесно взаимосвязаны. Когда человек испытывает расстройство нервного развития и его когнитивное развитие нарушается, мы часто видим неблагоприятные эффекты и в моторном развитии. Было показано, что мозжечок, являющийся частью мозга, которая в наибольшей степени отвечает за моторные навыки, играет важную роль в когнитивных функциях, так же как префронтальная кора выполняет важные функции не только в отношении когнитивных способностей, но и развития моторных навыков. Чтобы подтвердить это, имеются доказательства тесной коактивации неоцеребелла и дорсолатеральной префронтальной коры при функциональной нейровизуализации, а также аномалии, наблюдаемые как в мозжечке, так и в префронтальной коре при одном и том же нарушении развития.

Культурные влияния

С точки зрения культурных психологов, умы и культура формируют друг друга. Другими словами, культура может влиять на структуры мозга, которые затем влияют на нашу интерпретацию культуры. Эти примеры показывают культурные различия в нейронных реакциях:

Задача в виде фигуры (Хедден и др., 2008)

Поведенческие исследования показали, что сила в независимых или взаимозависимых задачах различается в зависимости от их культурного контекста. В целом, восточноазиатские культуры более взаимозависимы, тогда как западные культуры более независимы. Оценивали ответы функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) восточноазиатцев и американцев при выполнении ими независимых (абсолютных) или взаимозависимых (относительных) задач. Исследование показало, что участники использовали области мозга, связанные с контролем внимания, когда им приходилось выполнять культурно неконгруэнтные задачи. Другими словами, нейронные пути, используемые для одной и той же задачи, были разными для американцев и жителей Восточной Азии.

Транскультурные исследования нейровизуализации

Новые исследования транскультурных исследований нейровизуализации показали, что культурный фон человека может влиять на нейронную активность, которая лежит в основе как когнитивных функций высокого (например, социального познания), так и низкого (например, восприятия) уровня. Исследования показали, что группы, которые происходят из разных культур или подвергаются воздействию различных культурных стимулов, имеют различия в нейронной активности. Поскольку были обнаружены различия как в высоком, так и в низком уровне познания, можно предположить, что активность нашего мозга сильно и, по крайней мере частично, конституционально сформирована его социокультурным контекстом.

Кобаяси и др., 2007

Кобаяси сравнил американско-английский одноязычный и японско-английский двуязычный мозговой ответ детей в понимании намерений других посредством ложной веры и карикатурных заданий. Они нашли универсальную активацию области двусторонней вентромедиальной префронтальной коры в теории задач разума. Тем не менее, американские дети проявляли большую активность в левой нижней лобной извилине во время выполнения заданий, тогда как японские дети проявляли большую активность в правой нижней лобной извилине во время выполнения заданий по теории разума в Японии. В заключение, эти примеры показывают, что нейронная деятельность мозга не универсальна, а зависит от культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: