Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.
Основные направления коррекционного обучения в средней группе:
1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:
(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
2 занятия:
формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие:
Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:
Развитие понимания речи;
— расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
— работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
— научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).
Тематическое и лексико-грамматическое планирование в первом периоде обучения
Тема занятий |
|||
сентябрь |
Обследование |
||
Обследование |
|||
Детский сад |
Активизация предметного и глагольного словаря, формирование простого предложения |
||
Усвоение обобщенного понятия: игрушки. Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Обобщение. Образование уменьшит.-ласкат формы им.сущ. Формирование простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа(стих.). Составление простого предложения. |
|||
Понимание короткого рассказа.Сущ. ед.и мн.ч. Обобщение. Дат.п. сущ (кому?) |
|||
Обобщение. Уменьшит.-ласкат.ф.им.сущ. Сенсорное развитие. |
|||
Каникулы |
|||
Осень.Деревья |
Образование мн.ч.им.сущ.. Обогащение словаря по теме. Практическое употребление предлога-на. |
||
Активизация словаря по теме. Упражнять в практическом употреблении предлогов –верх-низ. |
|||
Одежда-обувь |
|||
Предлог-под. Согласование числител. с существ. (один, одна,одно) |
|||
Начало зимы |
Существ.в дат.п.(кому?).Составление простого предложения различных типов. |
||
Заучивание различных стихов. Прослушивание короткого текста. Праздничное выступление детей. |
Индивидуальные занятия в первом периоде
Задачи:
— развитие мышления, памяти, внимания;
— фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков
Подгрупповые логопедические занятия во втором периоде обучения проводятся 3раза в неделю:
(январь, февраль, март, апрель, май)
2 занятия:
формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие:
интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.
Цель подгрупповых логопедических занятий во втором периоде обучения:
Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие самостоятельной фразовой речи;
— развитие произносительной стороны речи;
— работа над слоговой структурой слова;
Тематическое и лексико- грамматическое планирование во втором периоде обучения
Тема занятий |
|||
каникулы |
|||
Домашние животные |
Упражнять в составлении предложений типа: Собака любит косточку, а кошка молоко. Употребление сущ.род.п. с предл. –у. |
||
Домашние животные и их детеныши |
Активизация предметного и глагольного словаря по теме. Обобщение.Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог –из. |
||
Дикие животные |
Упражнение в пересказе короткого рассказа. Суш. дат.п. без предлога. Предлоги –в-из. |
||
Дикие животные и их детеныши |
Обобщение. Пересказ короткого текста Активизация словаря –антонимов. Составление предложений типа: Волк, лиса, медведь живут в лесу. |
||
Продукты питания |
|||
Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог-за. Составление высказывания типа: Хорошая девочка кормит голубей. |
|||
День защитника отечества |
|||
Повторение стихов, песен. Работа над выразительностью речи. Выступление детей. |
|||
Наша семья |
Согласование глаголов с сущ.в роде. Предлог-у. Предложение: Мама, папа и бабушка обедают. |
||
Каникулы |
Предлог –на. Составление высказывания типа: Я надела платье на куклу. |
||
Домашние птицы |
Обобщение по теме. Составление короткого описательного рассказа.Закрепление глаголов. Предлог-за. |
||
Транспорт |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Образование приставочных глаголов. Прелого-по. Деление слов на слоги. |
||
Составление описательного рассказа. Согласование сущ.с прилагательными. Предлог-по. |
|||
Растения |
|||
Насекомые |
|||
Цветущие растения |
|||
Индивидуальные занятия во втором периоде
Задачи:
— развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
— вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
— формировать слоговую структуру слова.
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во
время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Таблица 6: I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
Помощь в постановке звуков.
Развитие мелкой моторики.
Развивает память и внимание.
Учит правильной постановке предложения.
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.
Виды логопедических занятий
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:
- Занятия с группой.
- Упражнения с детьми с одним дефектом.
- Занятия с одним ребенком.
Все упражнения имеют свои цели:
- Приобретение новых умений.
- Совершенствование успехов.
- Повторение изученных навыков.
- Изучение заданий для работы дома.
Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут
Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта
Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет
Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.
Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы
Групповые занятия
Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.
Фронтальные занятия
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Логопедическая карта обследования дошкольника
После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.
Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.
Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.
Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.
В нем описаны необходимые занятия:
- Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Изучение звуков и внедрение их в разговор.
- Изучение фонетики.
- Коррекция предложений и слов.
- Уроки лексики и грамматики.
- Улучшение связи между словами.
- Общение с психологом.
- Подготовка к письму.
- Игры для развития мелкой моторики.
Материально-технические средства:
- Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
- Магнитная доска и комплект материала к ней.
- Интерактивная доска.
- Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения к занятиям.
- Компьютер и авторские компьютерные игры.
- Принтер, сканер.
- Наборное полотно.
- Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
- Сухой бассейн.
- Пузырьковая колонна.
- Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
- Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели Корицкого, катушки-стопоры.
- Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
- Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
- Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.
Благодарим за предоставленный материал журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, август 2014.