Для чего нужен план работы логопеда

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях фгос | статья в сборнике международной научной конференции

Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.

Основные направления коррекционного обучения в средней группе:

1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:

(сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

2 занятия:
формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие:

Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:

Развитие понимания речи;
— расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
— работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
— научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).

Тематическое и лексико-грамматическое планирование в первом периоде обучения

Тема занятий

сентябрь

Обследование

Обследование

Детский сад

Активизация предметного и глагольного словаря, формирование простого предложения

Усвоение обобщенного понятия: игрушки. Образование уменьшительно-ласкательной формы им.сущ. Сенсорное развитие.

Обобщение. Образование уменьшит.-ласкат формы им.сущ. Формирование простого предложения.

Понимание короткого рассказа(стих.). Составление простого предложения.

Понимание короткого рассказа.Сущ. ед.и мн.ч. Обобщение. Дат.п. сущ (кому?)

Обобщение. Уменьшит.-ласкат.ф.им.сущ. Сенсорное развитие.

Каникулы

Осень.Деревья

Образование мн.ч.им.сущ.. Обогащение словаря по теме. Практическое употребление предлога-на.

Активизация словаря по теме. Упражнять в практическом употреблении предлогов –верх-низ.

Одежда-обувь

Предлог-под. Согласование числител. с существ. (один, одна,одно)

Начало зимы

Существ.в дат.п.(кому?).Составление простого предложения различных типов.

Заучивание различных стихов. Прослушивание короткого текста. Праздничное выступление детей.

Индивидуальные занятия в первом периоде

Задачи:

— развитие мышления, памяти, внимания;
— фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков

Подгрупповые логопедические занятия во втором периоде обучения проводятся 3раза в неделю:

(январь, февраль, март, апрель, май)

2 занятия:
формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;

1 занятие:
интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.

Цель подгрупповых логопедических занятий во втором периоде обучения:

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
— развитие самостоятельной фразовой речи;
— развитие произносительной стороны речи;
— работа над слоговой структурой слова;

Тематическое и лексико- грамматическое планирование во втором периоде обучения

Тема занятий

каникулы

Домашние животные

Упражнять в составлении предложений типа: Собака любит косточку, а кошка молоко. Употребление сущ.род.п. с предл. –у.

Домашние животные и их детеныши

Активизация предметного и глагольного словаря по теме. Обобщение.Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог –из.

Дикие животные

Упражнение в пересказе короткого рассказа. Суш. дат.п. без предлога. Предлоги –в-из.

Дикие животные и их детеныши

Обобщение. Пересказ короткого текста Активизация словаря –антонимов. Составление предложений типа: Волк, лиса, медведь живут в лесу.

Продукты питания

Образование глаголов от звукоподражаний. Предлог-за. Составление высказывания типа: Хорошая девочка кормит голубей.

День защитника отечества

Повторение стихов, песен. Работа над выразительностью речи. Выступление детей.

Наша семья

Согласование глаголов с сущ.в роде. Предлог-у. Предложение: Мама, папа и бабушка обедают.

Каникулы

Предлог –на. Составление высказывания типа: Я надела платье на куклу.

Домашние птицы

Обобщение по теме. Составление короткого описательного рассказа.Закрепление глаголов. Предлог-за.

Транспорт

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Образование приставочных глаголов. Прелого-по. Деление слов на слоги.

Составление описательного рассказа. Согласование сущ.с прилагательными. Предлог-по.

Растения

Насекомые

Цветущие растения

Индивидуальные занятия во втором периоде

Задачи:

— развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
— вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
— формировать слоговую структуру слова.

Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во
время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Таблица 6: I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы

Организация логопедической работы в ДОУ

Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:

  • Поиск речевых проблем.
  • Коррекция.
  • Профилактика.

Первый визит к логопеду

Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ. Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:

  • Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
  • Постановкой звуков.
  • Закреплением полученных навыков.

Для чего нужен логопед в детском саду

Вот чем занимается логопед в детском саду:

Помощь в постановке звуков.
Развитие мелкой моторики.
Развивает память и внимание.
Учит правильной постановке предложения.

Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:

  • Укреплять мышцы рта.
  • Делать артикуляционную гимнастику.
  • Играть с мелкими предметами.
  • Учить выделять звуки.

Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС

ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.

ФГОС направлен на осуществление принципов:

  • Раннего выявления проблем.
  • Сопоставления речи и развития ребенка.
  • Сравнение речи в разных ситуациях.
  • Индивидуальный подход к ребенку.

При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.

Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы

Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:

  • Планирование занятий.
  • Обмен информацией.
  • Развитие интереса к изучению.
  • Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
  • Благоприятную атмосферу в коллективе.
  • Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
  • Совместное закрепление результатов.
  • Наблюдение.

Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.

Важно! В игровой форме воспитатель вызывает интерес к буквам, укрепляет отношения в группе, расширяет кругозор, увеличивает словарный запас. Упражнения проходят с использованием дидактического материала, книг, игрушек

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ

Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.

Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.

Педагогическое кредо учителя-логопеда

Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.

Гимнастика для улучшения речевой функции

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС

Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.

Виды логопедических занятий

Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:

  • Занятия с группой.
  • Упражнения с детьми с одним дефектом.
  • Занятия с одним ребенком.

Все упражнения имеют свои цели:

  • Приобретение новых умений.
  • Совершенствование успехов.
  • Повторение изученных навыков.
  • Изучение заданий для работы дома.

Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!

Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут

Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта

  Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет

Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.

Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы

Групповые занятия

Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.

Фронтальные занятия

Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.

Логопедическая карта обследования дошкольника

После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике.  Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.

Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.

Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ

Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.

Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка

После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.

В нем описаны необходимые занятия:

  • Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
  • Изучение звуков и внедрение их в разговор.
  • Изучение фонетики.
  • Коррекция предложений и слов.
  • Уроки лексики и грамматики.
  • Улучшение связи между словами.
  • Общение с психологом.
  • Подготовка к письму.
  • Игры для развития мелкой моторики.

Материально-технические средства:

  • Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Интерактивная доска.
  • Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения к занятиям.
  • Компьютер и авторские компьютерные игры.
  • Принтер, сканер.
  • Наборное полотно.
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Сухой бассейн.
  • Пузырьковая колонна.
  • Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели Корицкого, катушки-стопоры.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
  • Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Благодарим за предоставленный материал журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, август 2014.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: