Девиантное поведение

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Литература[править | править код]

на русском языке
  • Гилинский Я. И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Юридический центр-пресс, 2007. — 528 с.
  • Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. — ISBN 5-7695-1782-4.
  • Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. — ISBN 5-87555-132-1.
  • Комлев Ю. Ю., Сафиуллин Н. Х. Социология девиантного поведения. — 2-е изд. — Казань, 2006.
  • Козаченко И. Я., Корсаков К. В. Криминология: Учебник. — М.: Издательство «Норма: ИНФРА-М», 2011. — 304 с. — ISBN 978-5-91768-209-9.
  • Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. — 2013. — № 1. — С. 54—60.
  • Плахов В. Д. Норма и отклонение в обществе: Философско-теоретическое введение в социальную этологию. — СПб., 2011;
на других языках
  • Goode E. Deviant behavior. 9th ed. Upper Saddle River, 2011.
  • Tesser A. On the importance of heritability in psychological research: the case of attitudes // Psycological Review, 1992
  • Eaves L.Y., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: an empirical approach. L., 1989

В чем опасность девиантного поведения

Если ничего не предпринимать и не обращаться к врачам, психотерапевтам и педагогам, отклоняющиеся реакции могут превратиться в стойкий образ жизни человека, а также привести к серьезным осложнениям, включая:

  • Хроническая депрессия: необработанные эмоциональные проблемы могут перерасти в хроническую депрессию, которая серьезно снижает качество жизни.
  • Фобии: неконтролируемые отклонения могут спровоцировать появление фобий, что приведет к ограничению активности и социальной изоляции.
  • Осознанная изоляция: человек может сознательно избегать общения и социальных контактов, что приведет к усугублению проблемы и усилению социальной изоляции.
  • Гиперобщительность: некоторые люди могут реагировать на свои проблемы усиленным стремлением к социальной активности, что также может привести к негативным последствиям.
  • Нарушения пищевого поведения: отклоняющиеся реакции могут привести к различным нарушениям пищевого поведения, таким как анорексия, булимия или приступы переедания.
  • Зависимости: люди могут обращаться к вредным привычкам или веществам в попытке справиться с эмоциональными проблемами, что может привести к формированию зависимостей.
  • Преступные действия: неконтролируемые отклонения могут привести к нарушениям закона и совершению преступлений.
  • Попытки суицида: в крайних случаях отклоняющееся поведение может привести к попыткам суицида.

Поэтому важно обратиться к профессионалам за помощью вовремя, чтобы предотвратить развитие этих серьезных последствий

Виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение может быть классифицировано по нескольким типам:

  • Делинквентное поведение: включает в себя действия, которые могут нанести вред окружающим и часто связаны с преступлениями и насилием, такими как кража, драка, разбой и другие преступные поступки.
  • Аддиктивное поведение: характеризуется уходом от реальной жизни и зависимостью от различных веществ или действий. Это может включать употребление алкоголя, наркотиков, компьютерных или азартных игр, вызывающих состояние транса.

  • Асоциальное поведение: проявляется в нарушении моральных норм и включает в себя такие действия, как бродяжничество, проституция, агрессия или уход из дома.
  • Суицидальное поведение: включает в себя все формы действий, направленных на преднамеренное завершение собственной жизни. Оно может быть истинным, театрально-демонстративным или совершенным в состоянии аффекта. Это может включать размышления о самоубийстве, попытки, построение планов или конкретные действия.

Коррекция

Девиация как социальное явление и реакция общества на неё — предмет изучения социологии. Как индивидуальной особенностью личности ею занимаются педагогика и психология.

Для того, чтобы общество сохранилось, для создания благополучных условий существования в нём устанавливаются нормы поведения — законы. Организуется посильный контроль за их исполнением. Если отмечаются случаи девиации, предпринимаются меры её коррекции в зависимости от масштаба проблемы. Основными формами контроля являются:

  • профилактика лиц, попадающих в группу риска (чаще всего школьников);
  • изоляция лиц, представляющих опасность для других членов общества, — закоренелых преступников, террористов, экстремистов;
  • обособление и соответствующее лечение лиц, страдающих психическими расстройствами и различного рода зависимостями (наркодиспансер, психбольница);
  • реабилитация лиц, которые хотят и могут вернуться к нормальной жизни.

Тюремное заключение — традиционный способ наказания правонарушителей. Однако эффективным методом коррекции девиантного поведения его не назовёшь. Люди зачастую озлобляются, теряют навыки нормальной жизни в обществе, становятся замкнутыми, приобщаются к субкультуре заключённых, приобретают криминальные интересы. Поэтому статистика не вызывает удивления: 60% освобождённых в течение 4 лет снова совершают преступление и оказываются за решёткой.

У младших школьников самыми эффективными методами коррекции являются воспитательные беседы, индивидуальная работа с психологом.

Для подростков, у которых был диагностирован девиантный тип поведения, подбираются психотерапевтические методики. Групповые тренинги, ролевые игры, привлечение наглядного материала (видео, иллюстрации, аудиозаписи), арт-терапия — всё это с активным участием родителей способно решить данную проблему. Иногда назначается медикаментозное лечение в виде успокаивающих препаратов.

Осложнения

Действия подростка с аномальными формами самовыражения противоречат устоям общества. Из-за непринятия установок и норм оно тоже отталкивает своих маргиналов, делает их изгоями. Последствия антиобщественного поведения всегда тяжкие и пагубные:

  • Ранняя алкоголизация, формирование стойких зависимостей. Около 50% случаев алкоголизма и наркомании развиваются уже в этом возрасте. Первые пробы запрещенного вещества происходят на фоне стремления казаться своим в компании, быть похожим на ее участников, желание испытать что-либо необычное. Большая часть времени проходит в поиске алкоголя или наркотика.
  • Ущерб физическому и психическому здоровью. Неврозы, депрессии, одиночество, заражение венерическими болезнями — далеко не полный перечень последствий девиантного поведения подростков.
  • Ограниченные возможности получения профессии, недостаточная социальная успешность в будущем.
  • Деградация личности, прекращение прежних связей, уход из нормального общества.
  • Приобщение к криминальной среде.

От девиантного поведения страдает не только сам подросток. Вырождение исторической памяти, утрата культурного наследия и национальной гордости разрушают общество и государство, делает его слабее.

На начальных стадиях психическое заболевание проявляется эпизодически, от случая к случаю, поэтому непостоянные симптомы могут ускользать от внимания родителей и педагогов.

Психиатры советуют реагировать даже на малозаметные изменения в поведении, обращаться за помощью при первых сомнениях в здоровье психики.

Нельзя оставлять без внимания:

  • необычные предметы в доме — незнакомые средства бытовой химии, мелкие части растений, обрезки марли, измазанную посуду;
  • запах горелой травы или химикатов в комнате;
  • резкую смену интересов и увлечений;
  • нарушения координации движений;
  • длительную слабость, апатию или наоборот, беспричинную веселость;
  • неожиданные вспышки гнева;
  • аморальные поступки.

При недавно возникшей аномалии ребенок еще ищет внимания взрослых, ощущает неловкость после своих поступков. Вскоре они повторяются. Теперь уже подросток не чувствует за собой вины, а мнение окружающих ему безразлично. Критически оценивать себя уже не получается. Такая ситуация означает, что пограничное расстройство перешло в болезнь.

Родителям не следует пытаться лечить ребенка самостоятельно “народными” методами, водить его к “дешевым” специалистам с липовыми дипломами. Разобраться с проблемой может опытный врач специализированной клиники психического здоровья. Не стоит затягивать с визитом

Примеры девиантного поведения у детей и подростков

К основным видам девиантного поведения можно отнести преступления и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. К преступлениям можно отнести все виды уголовно наказуемых деяний, совершаемых человеком. Они направлены на причинение вреда окружающим. Например, к преступлениям можно отнести кражу, мошенничество, побои, убийство и изнасилование.

Непротивоправное аморальное поведение связано в первую очередь с причинением вреда человеком самому себе. К таким явлениям относятся алкоголизм, наркомания, суицид, бродяжничество и систематические уходы из дома у детей и подростков.

Также можно выделить ещё одну классификацию видов девиантного поведения:

  1. Аддиктивное поведение или зависимое поведение. К нему относятся такие зависимости, как алкоголизм и наркомания.
  2. Делинквентное поведение. К нему относят все противоправные и преступные деяния: кражи, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования, убийства.
  3. Антиморальное поведение. Это такой тип отклоняющегося поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении по отношению к обществу. К нему можно отнести проституцию и публичные оскорбления.
  4. Самоубийство. Отдельный вид девиантного поведения. Лишение жизни человеком самого себя.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение — это любые действия, противоречащие фактически сложившимся в конкретном сообществе нормам, стандартам, стереотипам, а также не вписывающиеся границы толерантного поведения. В строгом смысле характеристика феномена «нормального/не-нормального поведения» неоднозначна, а границы между этими понятиями достаточно размыты. Поэтому девиантное поведение рассматривается с точки зрения культуры того или иного общества, а его оценка всегда относительна.

Термин является производным от латинского понятия «Deviatio»-«отклонение». Хотя чаще приводятся отрицательные примеры девиантного поведения, отклонение может быть в одну или другую сторону:

  • Негативное – дисфункциональная, подрывающая систему социальная патология, которая разрушает личность. Это алкоголизм, азартные игры, бродяжничество, проституция, преступность.
  • Позитивное – новшества, направленные на развитие общества, борьбу с патриархальными или отжившими стандартами. Это научно-техническое, общественно-политическое творчество, аскетизм, новаторство, гениальность.
  • Демонстративное – открытое неповиновение, игнорирование принятых в обществе ценностей и стандартов. Это экстремизм, революционный терроризм, религиозный фанатизм.

Результат у всех примеров девиантного поведения – неспособность или нежелание человека приспособиться к жизни в конкретном сообществе. Более того, любая «аномальность» регулируется одним и тем же геном. Но в одном случае человек становится гениальным ученым (Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман), художником (Сальвадор Дали) или изобретателем (Билл Гейтс, Стив Джобс), а в другом разрушает свою жизнь.

Что такое девиантное поведение

Определение

Девиантное поведение — это психологический термин, подразумевающий форму социального поведения человека, которая не соответствует общепризнанным нормам и ценностям социума.

Этот термин часто используется при описании индивида, совершившего преступное действие или другой аморальный поступок, однако в психологии понятие девиации включает в себя более широкий спектр свойств и особенностей.

Девиантное поведение не всегда носит негативный характер. К примеру, девиантами считаются ученые и известные деятели, которые вышли за пределы общепринятой нормы, благодаря чему совершили великие открытия, изменившие мир.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

К отрицательной стороне социальной девиации относятся наркомания, алкоголизм, преступность и другие аморальные и незаконные действия. Подобные отклонения от нормы, как правило, порицаются обществом и регулируются, согласно уголовному законодательству.

Лучше всего эта двойственная особенность девиации прослеживается в классификации американского социолога XX века Роберта Мертона. Она основывается на отношении личности к своим ценностям, стандартам и потребностям.

Ученый выделил 4 типа девиации:

  1. Инновация — под этим типом понимаются люди, которые включены в общество и приняты им, но при этом не во всем следуют общепринятым нормам. Для них свойственно использование неординарных или воспрещенных способов в достижении своей цели. К ним можно отнести и как ученых, которые постоянно находятся в поиске новых средств, так и преступников, обманывающих людей для более эффективного и быстрого удовлетворения своих потребностей.
  2. Ретреатизм понимается как бегство от объективной реальности. Он отражается в отказе от принятых в обществе ценностей и установок. Этот вид поведения свойственен алкоголикам, наркоманам, бездомным людям. Ретреатизм может проявляться и в осознанном уходе от действительности. В таком случае он не несет негативный характер. К таким случаям можно отнести сознательный уход в аскетизм, монашество.
  3. Революция проявляется в отказе от господствующих норм и ценностей и их замене новыми.
  4. Ритуализм понимается, как абсолютное следование правилам и принципам общества, порой граничащем с абсурдом. Люди, которые проявляют такие признаки девиации, и от других требуют строгого следования всем нормам.

Примечание

Полное принятие и согласие со всеми ценностями и нормами общества Мертон определял, как тотальный конформизм.

Частые вопросы

Чем помогают лекарства при девиациях?

+

Есть много препаратов, которые можно принимать для коррекции девиантного поведения. Курс лечения может состоять из антидепрессантов, транквилизаторов, снотворных, успокоительных средств. Почти всегда врачи назначают витамины группы В.

Что такое сверхмотивация?

+

Это значит, что нацеленность на результат просто запредельная. По сообщениям психологов, такая форма – своеобразная компенсация за переживания, лишения в детстве или юности.

Можно ли предотвратить девиантное поведение у трудных подростков?

+

Да, основная составляющая успеха – это контроль над учебой и проведением досуга. Беседы и убеждения часто не дают результатов. Жесткие требования такие подростки воспринимают довольно спокойно, поэтому риск «повредить психику» минимальный.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения Существование отклоняющегося поведения у людей обусловлено причинами, которые показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Причины девиантного поведения

С точки зрения внутренней природы причин отклоняющегося поведения можно выделить два основных вида девиаций:

  • Действия, поступки и проступки, которые противоречат общественным устоям подавляющей части общества (наркомания, хулиганство, брань в общественных местах, алкоголизм и др.). Такое отклоняющееся поведение осуждается в социально-культурном плане и представляет угрозу социальному здоровью общества;
  • Действия, связанные с социально одобряемыми поступками. Это культурно-одобряемые формы и социально-значимые аспекты, выражающиеся в альтруизме, самопожертвовании, героизме, общественно-политическом лидерстве, художественное творчество, научная деятельность и др. К такому отклоняющемуся поведения в обществе относятся поощрительно, так как, безусловно, такие формы проявления девиантного поведения заслуживают признания и уважения.

Социально одобряемые и осуждаемые отклонения могут различным образом оцениваться для разных индивидов или социальных групп.

Кто диагностирует отклоняющееся поведение

Для постановки диагноза клинический психолог, психотерапевт или психиатр используют следующие методы:

  1. Беседа с пациентом: они проводят беседу с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, поведение, манеру выражаться, а также выяснить его привычки и увлечения.
  2. Анализ уже имеющихся данных: специалисты знакомятся с уже имеющимися данными, такими как характеристики работодателя или педагогов, выписки из медкарты, чтобы иметь представление об общем психологическом и физическом состоянии здоровья клиента.
  3. Опрос близких: они также опрашивают близких пациента для понимания отношений с окружающими, условий его существования и имеющихся привычек.
  4. Психологическое тестирование: специалисты проводят тестирование и опрос с использованием специальных психологических тестов и заданий для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений.

  1. Исследование эмоций: кроме того, они проводят исследование эмоций, таких как агрессия, страх, тревога, с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках и мотивах.

Концепции девиантного поведения

По вопросу существования девиантного поведения сложилось три основные концепции:

  1. Теория физиологического объяснения отклоняющегося поведения, основоположником которой является Ломброзо;
  2. Концепция психологического объяснения девиантного поведения, основоположником которой является Фрейд;
  3. Социологическое объяснение девиантного поведения по концепции аномии Дюркгейма.

Концепция физиологического объяснения отклоняющегося поведения основана на том, что физические особенности обуславливают предрасположенность некоторых людей к отклонениям от социально одобряемых норм. Ключевыми аспектами теории являются причины и следствия уголовных правонарушений. В противоположность данному подходу современная социология исходит из того, что причинами отклоняющегося поведения выступают не особенности индивида, а социальные условия, в которых он существует в рамках системы общественных отношений.

Психологическая концепция основывается на том, что первопричиной отклоняющегося поведения является конфликт личности на уровне бессознательного. В этой связи:

Однако, слабым местом данной концепции является объективное наличие конфликтов у любого человека в той или иной форме. Любому человеку, живущему в обществе, присущи конфликты инстинктов, потребностей и запретов культуры, однако не каждый человек склонен к нарушениям социальных запретов культуры и норм поведения в обществе.

Концепция аномии основана на понимании состоянии общества, которое характеризуется отсутствием четко системы моральной регуляции поведения индивидом и небольших групп индивидов, когда старые нормы перестают соответствовать реальным социальным отношениям.

Согласно данной концепции причины отклоняющегося поведения в нарушении социализации личности, в ходе которой усвоение социально-значимых норм и ролей происходит неадекватно или неэффективно, вследствие чего возникают объективные причины существования различных девиаций.

Таким образом, фундаментальная причина девиантного поведения – неблагоприятная социализация индивидов. В результате противоречия конфликтующих норм, возрастает вероятность дезориентации личности при выборе формы поведения.

Признаки

  1. Агрессивность. Она проявляется довольно часто, необоснованно и, нередко, неосознанно. Постепенно такой тип поведения входит в привычку, и подросток становится неуправляемым. Понятие агрессивности неразрывно связано со страхом, опасениями за реализацию своих планов. Нападая на сверстников или старшее поколение, человек ставит себя в рамки и последующей защитной реакции, поскольку всем известно – агрессия порождает агрессию. Целей посредством е достичь можно, но этот путь ведет к краху.
  2. Неуправляемость. Стремясь к контролю происходящего вокруг, индивидуум, подверженный девиантности, прекращает следить за своими поступками и действиями. Он теряет способность логически мыслить и рассуждать, его речь может напоминать бессмыслицу, детский лепет. Решения – спонтанные, необдуманные. Человек быстро забывает то, о чем говорил буквально минуту назад. Неуправляемость ведет к возникновению чувства неуверенности и, как следствие, неудовлетворенности собственной жизнью и обществом. Девиант больше не может оглянуться назад и проанализировать собственные поступки и о том, чтобы учесть мнения окружающих в отношении его промахов не может быть и речи.
  3. Перепады настроения. Самое примечательное, что данный процесс девиант не может контролировать. Его эмоции ему не принадлежат. Внезапно нахлынувшая грусть или агрессия, минуты веселья – всему этому человек безропотно предается, даже не думая, что происходит вокруг. В большинстве ситуаций отклоняющееся от нормы поведение вызывает порицание. Именно такое явление еще усугубляет состояние девианта, заставляет его снова и снова проявлять агрессивные чувства.
  4. Скрытность. В этом факторе многие ученые готовы поспорить. Но, если разобраться, утаивание нужной информации приводит к подозрительности окружающих в отношении девианта. Когда он не способен поделиться своими мыслями и чувствами, уходит в себя, замыкается, общество тоже отворачивается от него. Открытые, общительные люди не подвержены странному поведению, совершают стандартные поступки.

Вышеназванные признаки можно встретить довольно часто, как в школьной группе, так и в домашнем поведении подростков и вполне взрослых людей. Разумеется, все проявления агрессии – это девиантность. Перепады настроения больше свойственны неуравновешенным, неуверенным в себе личностям. Скрытность, как черта характера, не всегда играет злую шутку в судьбе индивидуума. В разумных пределах это качество бывает полезным.

Причины девиантного поведения

Биологические факторы

Девиантное поведение может быть обусловлено различными биологическими факторами, которые оказывают влияние на развитие человека с самого раннего возраста. Одним из ключевых аспектов является генетическая предрасположенность, которая может влиять на функционирование мозга и восприятие окружающего мира.

Например, наличие определенных генов связано с увеличенным риском развития девиантного поведения, такого как агрессия или зависимость от наркотиков. Эти генетические факторы могут влиять на функционирование нейротрансмиттеров в мозгу, что в свою очередь может приводить к неадекватным реакциям на стрессовые ситуации или измененному восприятию окружающего мира.

Кроме того, биологические аспекты, такие как нарушения внутреннего химического баланса в организме, нервные или психические расстройства также могут способствовать возникновению девиантного поведения. Например, низкий уровень серотонина в мозгу может быть связан с повышенной агрессивностью или неуравновешенным эмоциональным состоянием.

Таким образом, биологические факторы играют важную роль в формировании девиантного поведения, и их понимание позволяет разработать более эффективные методы профилактики и лечения этого явления.

Социальные и культурные факторы

Девиантное поведение неизбежно связано с социальной и культурной средой, в которой живет человек. Социальные и культурные факторы могут оказывать значительное влияние на формирование и развитие девиантного поведения.

Прежде всего, социальное окружение, включая семью, друзей, школу и общество в целом, играет важную роль в определении норм и ценностей

Например, неблагополучные условия семьи, отсутствие поддержки со стороны родителей, недостаточное внимание и забота могут создать неблагоприятные условия для развития ребенка и способствовать возникновению девиантного поведения

Культурные особенности также могут оказывать влияние на девиантное поведение. Нормы и ценности, принятые в определенной культуре, могут считаться девиантными в другой культуре. Например, в одной культуре определенные формы агрессивного поведения могут быть социально приемлемыми, в то время как в другой культуре они могут рассматриваться как девиантные.

Психологические факторы

Девиантное поведение, во многом, обусловлено психологическими факторами, которые играют ключевую роль в формировании личности и поведения человека. Психологические аспекты, личностные особенности, эмоциональное состояние и ментальные процессы, могут оказывать значительное влияние на вероятность проявления девиантного поведения.

Одним из важных психологических факторов является личностная структура. Некоторые личностные особенности, такие как агрессивность, импульсивность, низкий самоконтроль или склонность к риску, могут предрасполагать к девиантному поведению. Например, люди с высоким уровнем невротизма более подвержены стрессу и тревожности, что может привести к агрессивным или саморазрушительным действиям.

Эмоциональное состояние также играет важную роль в возникновении девиантного поведения. Например, чрезмерная злость, страх или депрессия могут привести к неадекватным реакциям и поведению, которое отличается от обычного. Также важными являются ментальные процессы, мышление, восприятие и принятие решений, которые могут быть нарушены у людей с определенными психологическими расстройствами, такими как шизофрения или расстройство личности.

Понимание психологических факторов, лежащих в основе девиантного поведения, помогает разработать эффективные стратегии интервенции и поддержки для людей, страдающих от этого явления. Психологическая оценка, терапия и поддержка могут помочь индивидуумам понять и преодолеть причины своего девиантного поведения, что способствует их адаптации и благополучию.

Симптомы или как проявляется заболевание

Проявления девиантности чрезвычайно разнообразны и во многом совершенно не похожи. Всех их объединяет нарушение морали и нравственности.

Основные группы поведенческих аномалий — объекты для лечебного и воспитательного воздействия. Они хорошо знакомы специалистам клиники психического здоровья.

Зависимое поведение

Под действием психоактивных веществ или виртуальных раздражителей полностью изменяются духовные потребности. Типичны интернет-зависимости — навязчивый просмотр сайтов, злоупотребление мессенджерами и соцсетями, игромания. 

В основе патологии лежит стремление получать удовольствие с минимальными усилиями. Подросток считает себя особенным и постоянно демонстрирует  собственное превосходство и избранность.

Сравнительно новые виды зависимого поведения — шопингомания, стремление к бесконечным покупкам. При адреналиновой зависимости тяга к экстремальным занятиям связана с неумением реализовать себя.

Кощунство, пренебрежение святынями и извечными ценностями

Подростки подсознательно стремятся организовать скандал и сделать себе рекламу самым безнравственным способом. Они используют ненормативную лексику в публичных местах, издеваются над религиозными культами и национальными героями, демонстрируют половые извращения.

Альтернативные ценности

Дети и подростки объединяются в группы и субкультуры. Главным мотиватором выступает поиск развлечений, уход от скуки. Обычное явление для таких группировок — праздность, нежелание учиться и работать.

Разрушение отношений с родителями

Общение внутри семьи сопровождается грубостью, отсутствием заботы о ближнем. Избалованные дети бунтуют, уходят из дома, постоянно конфликтуют со старшими. Рядом с родителями они отказываются общаться, делиться переживаниями, сами же страдают в одиночестве.

Агрессивное поведение

Иногда принимает форму защиты: подросток долго копит обиды на непризнание в коллективе сверстников, а затем неожиданно совершает крайне жестокие противоправные поступки.

Другой вариант — выбор жертвы, объекта для издевательства — феномен буллинга в школе или интернете.

Наиболее сложное отклонение — поведение суицидальной личности. Подсознательно подросток стремится шокировать окружающих, восполнить недостаток внимания.

Корыстное поведение

Включает все способы получения материальных благ незаконным путем — кражи, ограбления, вымогательство. Молодых людей привлекают романтические образы “благородных” преступников из фильмов и песен. Правонарушения они совершают часто из скуки и “спортивного” интереса.

Гендерные и сексуальные отклонения

Проявления девиантного поведения подростков — гомосексуализм, половая распущенность, сексуальное насилие. Они связаны с потребностью в удовольствии. Полностью игнорируется высший смысл половых взаимоотношений — продление рода, утрачивается необходимость семьи.

Женщины становятся носителями мужских качеств — стремления к преодолению препятствий и рисков, жесткой конкуренции. Мужчины проявляют инфантилизм и пассивность.

Ложь

Чаще это корыстный обман, самовозвышение в соцсетях, умышленное искажение информации о себе. Подростки кажутся сверхумными, успешными, красивыми, но только виртуально. Нередко ситуация развивается в криминальную сторону и приводит к мошенничеству.

Зависть и нарциссизм

Почти всегда они существуют вместе с озлобленностью, даже ненавистью, ощущением собственной неполноценности.

Нарциссическое поведение — крайняя степень эгоизма, отказ от социальных обязательств. Человек стремится отвергнуть обязанности, но при этом пытается сохранить привилегии и права.

Решение проблем девиантного поведения подростков нужно поручить профессионалу, специалисту клиники психического здоровья, у которого есть необходимые опыт и знания. Замалчивание проблемы усугубляет последствия, создает большие сложности для проживания в обществе.

Заключение

Зная, что представляет собой девиантное поведение детей и подростков, понимая причины его возникновения и опасность, которую оно может представлять для общества, мы начнём относиться к проявлениям такого поведения с большим вниманием и ответственностью. А знание профилактических мер поможет не допустить появления отклоняющегося поведения у детей и подростков, или же свести риск его возникновения к минимуму

         Аннотация:В предыдущей статье была рассмотрена актуальность темы девиантного поведения несовершеннолетних, раскрыто понятие данного термина, его виды и признаки. В данной статье мне бы хотелось продолжить изучение данной темы и рассмотреть причины возникновения девиантного поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: