Ребенок молчит

Селективный мутизм у детей

Аспекты изучения элективного мутизма на современном этапе

Мутизм (лат. mutus — немой) — нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь .

По отношению к элективному мутизму в специальной литературе употребляются следующие термины: селективный мутизм, избирательный мутизм, речевая фобия, речевая замкнутость, тимогенный мутизм, добровольный мутизм, немота при сохранном слухе, функциональный мутизм, речевой негативизм, характерологический мутизм, ситуационно-обусловленный мутизм, психогенный мутизм и некоторые другие (К.-П. Беккер, М. Совак, 1981; В.И. Гарбузов с соавт., 1977; В.В. Ковалев, 1979; R.D. Conrad с соавт., 1974; T.R. Kratochwill, 1981; J.R. Mack, В. Maslin, 1981 и др.). В 1934 году М. Tramer ввел существующий доныне термин «селективный мутизм» (нем. — elektiver mutismus, англ. — elective mutism, selective mutism).

В отечественной литературе чаще всего встречаются термины «избирательный мутизм» и «элективный мутизм». Также употребляются сочетания «ребенок-мутист», «мутичный ребенок», «ребенок, страдающий элективным мутизмом». Далее мы будем пользоваться термином «элективный мутизм».

Элективный мутизм — нарушение, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, и проявляющееся в сознательном избегании речевого общения при преимущественной сохранности речевой функции в ситуациях, являющихся для ребенка психотравмирующими.

Впервые об элективном мутизме было сообщено A. Kussmaul в 1877 году, который описал 3 случая того, что он назвал «добровольной афазией» (aphasia voluntaria) .

Изучение элективного мутизма у детей началось лишь с 20-х годов XX века, до этого самостоятельно это нарушение практически не рассматривалось.

Началось изучение проблемы мутизма вообще в психиатрических кругах с исследований кататонии и бреда во второй половине XIX века, хотя отдельные клинические проявления истерического мутизма у взрослых описывались задолго до этого. Русский ученый К.О. Ягельский в своей диссертации «Об истерической болезни», защищенной в 1765 году в Лейпциге, описывал истерический мутизм как симптом истерического расстройства .

Зарубежные авторы (в основном стран романо-германской группы) относили мутизм к кататоническим нарушениям, которые К.Л. Кальбаум (1863) рассматривал как наиболее интенсивные проявления сочетаний психических расстройств с поражением двигательной сферы .

Во Франции в то время чаще всего мутизм рассматривался в рамках истерии, что было связано с традицией, идущей от Шарко, описавшим мутизм как одно из проявлений истерического невроза . Как отмечали пациенты Шарко, после волнения или душевного потрясения у них как бы отключалась речь, но обращенную к ним речь они прекрасно понимали и выполняли все инструкции, описывая при этом на бумаге то, что переживали. У некоторых мутизм чередовался с афонией, при которой исчезал лишь голос, а внутренняя речь оставалась неизменной. При истерическом мутизме звукообразование было сохранным, но речь как таковая отсутствовала.

В качестве родоначальника более дифференцированного подхода к проблеме мутизма М.В. Соловьева упоминает французского ученого

Флоренвиля (1910). Он подразделил мутизм на «абсолютный, относительный, добровольный и недобровольный», основывая такое деление на степени глубины поражения речи, его длительности и участии в его і» оформлении компонента воли. Так, при «добровольном» мутизме больной не говорит из-за упрямства, каприза, в знак протеста. При «недобровольном» наблюдаются абулия и заторможенность всех функций. «Относительный и абсолютный» мутизм соответствуют тому, что в более позднее время стали рассматривать как мутизм элективный и тотальный. Американским ученым Ch. С. Darrow с соавт. в 1910 году был описан мутизм как проявление реакции протеста у психопатических личностей . Во время первой мировой войны G. McDowall (1918) описывал в основном истерический мутизм у военнослужащих .

Способы коррекции

Речевой мутизм у детей лечится при помощи психотерапии, которая направлена на устранение страхов перед речью и выработку необходимых ребенку навыков. Она может вестись по следующим направлениям:

  1. Семейная терапия. Она необходима для налаживания здоровых отношений в семье и восстановления родительского авторитета. Помимо общей терапии, родителям также может потребоваться работа с психологом.
  2. Поведенческая. Проводится в виде групповых тренингов, во время которых у ребенка формируются навыки межличностного общения и коммуникации. Группы для таких тренингов подбираются максимально разнообразными по возрасту и социальным группам.
  3. Когнитивная. Заключается в индивидуальной работе ребенка и психолога. На таких занятиях специалист учит ребенка проживать эмоции и выстраивать границы, прорабатывает негативные психологические установки и помогает сформировать новые. В работе могут применяться сказкотерапия, игровые техники, арт-терапия и другие методы.

Также ребенку требуется работа с логопедом, который обучит правильным техникам дыхания и звукопроизношения. Кроме того, при обнаружении неврологических заболеваний, будет необходимо подобрать лечение для их коррекции.

Важно! Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка контактировать в травмирующей его ситуации, а также ругать и наказывать его за молчание. Такой подход закрепляет негативные сценарии и только усугубляет проблему.

Мой опыт работы с детьми с селективным мутизмом

В детский сад пришел мальчик Тимур в возрасте 3,2 года. Мама сразу предупредила: он молчит, не разговаривает. После выяснения подробностей, стало известно, что дома речь в порядке, а в присутствии посторонних людей – полностью исчезает.

Первые две недели малыш, находясь в садике, все делал автоматически: сам ел, сам одевался, выполнял все просьбы и поручения. Мама, увидев, какой он самостоятельный, очень удивлялась: дома приходилось кормить его с ложки — сам не кушал. Скорее всего, это также было связано с тревогой. В садике он старался сделать все так, чтобы поменьше взаимодействовать, чтобы не ругали. По маме скучал, но плакал тоже беззвучно, только слезы текли. Практически не улыбался, мимика почти отсутствовала. Речь отлично понимал.

Через несколько месяцев стал вести себя в саду более спокойно, взаимодействовал с ребятами, играл, участвовал в совместных занятиях, но по-прежнему молчал. С ним работал психолог детского сада, снимая мышечное и эмоциональное напряжение, а также малыш наблюдался у других специалистов вне детского учреждения. Говорить в детском саду начал лишь в возрасте 6 лет, благодаря длительной помощи врачей, психологов и логопедов. На сегодняшний день мальчик ничем не отличается от сверстников.

Почему он молчит?

Причины задержки речи могу быть разными. Одна из самых распространенных причин задержки — поражение слуха. Так, если малыш не отзывается на свое имя, ничего не говорит — это должно взволновать родителей и побудить их проконсультироваться с педиатром и ЛОРом. Нередко проблемы со слухом возникают из-за воспаления среднего уха в сочетании с серной пробкой (отит). В этом случае врач выпишет антибиотики и кортикоиды, которые ребенок должен принимать в течение нескольких недель.

Родители, внимательно следящие за развитием ребенка, должны обратиться к врачу, если в возрасте 1,5 года малыш не понимает простых слов, в возрасте 2-х лет — не пытается повторять слова.

Вторая причина — особенности биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая. Это часто бывает у недоношенных детей.

Третья причина более серьезная: задержка речи является лишь следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.

Четвертая причина — отсутствие мотивации. Обычно подобная картина складывается в семьях, где ребенку отводиться центральная роль. При «детоцентризме» мама с папой, бабушки и дедушки определяют своей главной жизненной задачей выполнение всех прихотей ребенка, когда по первому его крику или даже взгляду взрослые точно улавливают, чего хочет чадо, и тут же кидаются на помощь. Ребенку даже не нужно ни о чем просить! Как в известном анекдоте, когда ребенок до 3-х лет молчал, как рыба, и заговорил только, когда ему подали несладкий чай. «Как?! — удивились родители, — ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?!». «Так раньше все было нормально», — невозмутимо ответил малыш.

Пятая причина — педагогическая запущенность и эмоциональная неудовлетворенность, когда ребенком мало занимаются, не уделяют должного внимания. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Попадая в нормальные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой.

Шестая причина — психологическая травма. В первую очередь, к таковым можно отнести ранний отрыв от матери. Например, мама серьезно заболела, легла в больницу, и малыш некоторое время оставался вдали от мамы. Или, наоборот, кроха попал в больницу (даже если мама была рядом, для ребенка это удар по психике). Либо мама была вынуждена на несколько дней уехать и оставить малыша на попечение родственников. Для ребенка до года это может стать серьезным испытанием. Поэтому о подобных вещах обязательно нужно сообщать невропатологу для выявления истинной причины задержки речи и установления правильного диагноза.

Специалисты не советуют ждать до 2-3-х лет и предлагают начинать занятия с ребенком уже в грудном возрасте, месяцев в 7-8, когда малыш начинает понимать обращенную к нему речь.

Седьмая причина — дефицит личного общения. Нередко мамы так заматываются с непоседливыми детьми, что предпочитают усаживать их в манеж или перед телевизором и заниматься своими делами. Да и работающие отцы сильно устают после работы, и, приходя домой, мечтают только о том, чтобы сытно поужинать и отвлечься от повседневных забот, погрузившись в «телевизионный» мир, а с ребенком разговаривают скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить!

Кроме того, некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую». Дело в том, что когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. И тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело.

Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребенок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребенок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки.

Элективный мутизм: симптомы, диагностика, лечение

› Психология и самоанализ › Детская психология

Элективный мутизм у детей развивается в связи с совокупностью различных причин: наследственность, особенности беременности и родов, стиль семейного воспитания, индивидуально-личностные особенности. Он проявляется тем, что ребенок умеет говорить и понимает речь, но молчит в определенных ситуациях или при незнакомых людях.

Немота возникает на физическом уровне, человек не может сам сознательно это изменить. Элективный мутизм требует обязательного лечения и наблюдения специалистов:невролога, психиатра и логопеда.

Что такое элективный мутизм

Название переводится с латинского как «избирательная немота». При элективном мутизме сохраняется умение говорить, но в определенных ситуациях или с конкретными людьми замолкает и не может проронить ни слова. Обычно это обусловлено резким появлением чувства тревоги. При этом в других случаях – с близкими людьми, в семье, с друзьями он свободно общается, раскрепощен, иногда даже болтлив.

Проявляется элективный мутизм чаще всего в детском и подростковом возрасте, очень редко встречается у взрослых.

Виды заболевания

  • Пассивно-агрессивный — малыш пытается своим молчанием воздействовать на взрослых в своих целях. Например, мама отказывается купить ребенку игрушку, в ответ он перестает с ней разговаривать на несколько часов. Этим он пытается продемонстрировать свои чувства: обиду, злость, гнев, разочарование.
  • Симбиотический – ребенок имеет очень сильные связи с самыми близкими людьми, например, с родителями. С ними он свободно общается и взаимодействует. При этом разговор с другими людьми у него не получается. Он понимает их речь, но не готов им отвечать.
  • Реактивный – формируется в результате психологической травмы.
  • Речевой фобический – причина такого мутизма заключается в том, что малыш боится слышать свой голос или переживает, что скажет что-то неправильно.

Симптомы

Главный симптом элективного мутизма у детей — исчезновение речи при некоторых конкретных ситуациях. Например, ребенок может замолкать при большом количестве людей или при виде врачей в белых халатах.

Наиболее часто ребенок замолкает в образовательных и воспитательных организациях: в детском саду или школе. При этом ребенок может свободно общаться с одногруппниками или одноклассниками, а при возникновении воспитателей вообще или каких-либо конкретных педагогов – замолкать. При необходимости оценки уровня развития ребенка с ним лучше проводить письменную диагностику.

Обычно человек, страдающий элективным мутизмом, пытается взаимодействовать с окружающими с помощью невербального общения: через мимику и жесты. Но встречаются дети, которые в определенных ситуациях и двигаться не могут: замирают, стараются не контактировать тактильно, прячут голову.

Поведение ребенка в напрягающих его ситуациях становится непонятным большинству окружающих. Появляются навязчивые движения: перебирает пальцы, грызет ногти или кожу на пальцах, накручивает волосы, раскладывает предметы по понятным только ему признакам, постоянно моет руки. Этими действиями человек пытается снять внутреннее напряжение и тревогу.

Часто дошкольник или первоклассник, страдающий элективным мутизмом, слишком сильно привязан к маме, не может от нее психологически дистанцироваться. На фоне тревожности и постоянного нервного напряжения развиваются и другие симптомы: задержка развития речи, нервные тики, проблемы с артикуляционным аппаратом.

Сопутствующие заболевания

В связи с тем, что речевой аппарат долгое время не работает, страдает от спазмов, на фоне элективного мутизма возникают другие заболевания и расстройства.

  • Задержка психического развития. Ребенок не проговаривает важную информацию, не может полноценно осваивать логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификации. Это возникает в тех случаях, когда родители по каким-либо причинам сами не занимаются с ребенком в тех условиях, где ему комфортно и он может говорить.
  • Задержка речевого развития. Чем меньше тренируется речевой аппарат и отвечающие за говорение структуры мозга, тем более сильно ребенок будет отставать от сверстников в развитии речи. Усугубляется ситуация у детей, в семьях которых родители не имеют возможности или желания как можно чаще общаться с малышом.
  • Нервные тики. Ребенок, страдающий элективным мутизмом, обычно тревожный и напряженный. Нервная система, стараясь себя разгрузить, включает механизмы, выполняющие независимые от человека подергивания некоторых мышц или их групп.
  • Энурез. Тревожные дети часто страдают этим нарушением, которое не зависит от их сознательного выбора – идти в туалет или нет.

Каковы наиболее распространенные характеристики детей с селективным мутизмом?

Большинство, если не все, характеристики детей с селективным мутизмом можно отнести к тревоге.

Темпераментное торможение

Робкий, осторожный в новых и незнакомых ситуациях, сдержанный, обычно проявляется с младенчества, тревожность в детстве.

Симптомы социальной тревожности

Более 90% детей с селективным мутизмом испытывают социальную тревогу. Не могут показаться людям, быть в центре внимания, перфекционисты(боится ошибиться), синдром застенчивого мочевого пузыря, проблемы с питанием (стесняться есть перед другими).

Симптомы в теле

  • боль в животе;
  • тошнота;
  • рвота;
  • боли в суставах;
  • головные боли;
  • боль в груди;
  • одышка;
  • диарея;
  • нервное истощение;
  • тревога.

Внешний вид

У многих детей с селективным мутизмом застывшее, пустое, невыразительное лицо, неуклюжий язык тела с отсутствием зрительного контакта и ощущение беспокойства. Это особенно актуально для детей младшего возраста в начале учебного года. Чем комфортнее ребенку в окружающей обстановке, тем меньше вероятность того, что ребенок будет выглядеть взволнованным. Например, маленький ребенок, который чувствует себя комфортно в школе, но немой, может казаться расслабленным, но мутизм у него есть.

Задержки развития

У некоторых детей с селективным мутизмом есть задержки развития. Некоторые из них имеют многократные задержки и имеют расстройства аутистического спектра, такого как расстройство развития, синдром Аспергера или аутизм. Задержки включают моторное, коммуникационное и социальное развитие.

Общие симптомы

У таких детей чаще всего проблемы с кишечником и мочевым пузырем, чувствительные к массе людей, свету, звукам, прикосновениям (столкновение с другими, расчесывание волос и т. д.) и обостренные ощущения, т. е. восприимчивые, чувствительные, трудности с саморегуляцией (непослушные, легко расстраивающиеся, упрямые, негибкие и т. д.).

Общие симптомы в школьной среде

Опыт работы в интеллектуальном центре говорит о том, что трудности сенсорной обработки могут вызывать трудности в обучении. Многие сосредоточены на своих академических навыках, часто оставляя позади «социальное взаимодействие» в школе. Это становится все более очевидным с возрастом ребенка. Важно понять, что многие из этих симптомов не могут существовать в удобной и предсказуемой обстановке, например, дома. У некоторых детей есть проблемы с обработкой, такие как слуховое нарушение

Поведение

Дети с избирательным мутизмом часто негибки и упрямы, капризны, и властны. Они также могут демонстрировать драматические перепады настроения, плача, ухода, избегание, отрицание и прокрастинацию. Эти дети нуждаются во внутреннем контроле, порядке и структуре и могут сопротивляться изменениям или иметь трудности с переходами. Некоторые дети могут вести себя глупо или вести себя плохо в школе, на вечеринках, перед семьей и друзьями. Зачем? Эти дети используют свои механизмы, чтобы бороться с беспокойством.

Сопутствующие патологические состояния:

  • тревожность в связи с разлукой;
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР);
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • специфические фобии;
  • панические атаки.

Трудности в общении

У некоторых детей могут быть трудности с невербальным ответом. Они не могут кивнуть в ответ на вопрос учителя или выразить благодарность, произнося слова. Для многих сказать привет или до свидания чрезвычайно сложно.

Трудности в социальной сфере

Когда кто-то действительно изучает особенности ребенка с избирательным мутизмом, становится очевидным, что многие не могут должным образом участвовать в социальной жизни. Столкнувшись с незнакомым или менее знакомым человеком, ребенок может отстраниться, избежать зрительного контакта и «отключиться», не только лишив ребенка дара речи, но и помешав ему общаться с другим человеком. Приветствие, инициирование потребностей и желаний часто невозможно для многих детей. Общий приведенный пример: «Ребенок может петь, смеяться и громко разговаривать, но как только кто-то сталкивается с ним, ребенок замирает, избегает и выходит из социального взаимодействия».

Как ребенку могут помочь родители

Не давите на ребенка, не заставляйте его говорить через силу!

Лучше поддерживать ребенка и говорить с ним о волнующих его темах, всячески показывая, что вы на его стороне.

Стимулируйте ребенка к общению посредством изменения среды. Чаще бывайте в тех местах, которые вызывают впечатления у ребенка. Сконцентрируйтесь на удовольствии. Пусть рассказывает взахлеб о просмотренном фильме или поездке в аквапарк.

Играйте с ребенком, научитесь получать положительные эмоции и давать их. Хвалите за общение и игру с другими детьми.

Хвалите деликатно! Селективный мутизм не терпит агрессивного поощрения. Лучше изменить привычную словесную похвалу на жетоны или наклейки. Создайте дома такую систему поощрения, которая будет наглядна для ребенка. Ответил сегодня в школе — держи фишку. Собрал 7 фишек за неделю? Держи мороженое! Обязательно спрашивайте у маленького человека, что бы ему хотелось в награду за собственный труд.

Создайте визуальное расписание, чтобы ребенку было понятно, что ждет его в течение дня

Распишите его максимально подробно, особенно уделяя внимание тем ситуациям, в которых ребенку сложно. Старайтесь в описании быть нейтральными, показывая только факты и давая ребенку способы совладания с ситуацией. Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти»

Эти меры позволят снизить тревогу

Например: «если ты захотел выйти из класса, подними руку, дождись вопроса учителя и спроси, можно ли выйти». Эти меры позволят снизить тревогу.

Детям старшего возраста рекомендована индивидуальная поддержка и подход, поскольку мутизм в таком возрасте сильно опосредуется окружающим миром. В данном случаем необходимо обязательно обратиться к психологу».

Эксперты:

Екатерина Олеговна Мацапура

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Домашние уроки

Заниматься с малышом родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. То есть, массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. И существенно ускоряют — на 2,5 месяца! Поэтому очень полезно, начиная с грудного возраста, делать легкий массаж кистей крохи. Можно играть с малышом в игры «Сорока-белобока», «Пальчики и кулачки», «Ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В первую очередь мама должна развивать мелкую моторику ребенка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

Также следует в игровой форме обучать ребенка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребенку. Несколько раз в день можно давать их малышу рассматривать. Ребенку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.

Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?» «Что это?» «Как скачет лошадка?» «Как лает собака?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка облизывается», «Мальчик идет в школу» и так далее. И совсем не обязательно ждать пока ребенок сам начнет отвечать на ваши вопросы! Главное — чтобы малыш слышал и видел, как вы это говорите. Постепенно он начнет вам подражать и сам заговорит.

За любую попытку хвалите малыша! И не бойтесь перехвалить, ведь тогда у ребенка будет важный стимул — мамино одобрение и гордость. Рассказывайте домочадцам об успехах малыша, и обязательно делайте это в присутствии ребенка (даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает). Дети чувствуют интонацию родителей и прекрасно улавливают, когда говорят о них.

Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Больше разговаривайте с малышом, читайте ему вслух, пойте. Чем больше ребенок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Ведь прежде чем произнести слово, ребенок должен много раз его услышать. И помните ваши монологи — это не разговор в пустоту, ребенок слышит вас и обязательно заговорит.

Бог никогда не молчит

Я хочу закончить этот текст выдержкой из письма, которое недавно получила от своего читателя (публикация согласована с автором):

«…Что со мной что-то не так, я понял в детстве. Мне было лет пять или шесть. Мы с друзьями на прогулке в детском саду кидались снежками. Я попал в глаз другу. У него синяк. А у меня — недельное молчание мамы.

Я понимал, что виноват. Я попросил прощения у мальчика. И он общался со мной потом. Но мама, когда узнала о том, что произошло, произнесла: «Мне за тебя стыдно», — и замолчала. Я спрашивал у папы, у бабушки, почему мама со мной не разговаривает, а они отворачивались, не отвечали. Я был в какой-то абсолютной изоляции.

Не помню, как все наладилось, но такое молчание повторялось очень часто. И каждый раз оно начиналось со слов: «Мне за тебя стыдно». 

Представляете, я женился в 20 лет и при первой же ссоре (мы почему-то не ссорились до свадьбы) моя жена замолчала! А я уже хорошо знал, как это. И знал, что если бы со мной все было в порядке, то со мной бы разговаривали. А тут и мама, и жена…

Все изменилось, когда я пришел в храм.

Я в какой-то момент понял, что Бог разговаривает со мной всегда, вне зависимости от моих поступков.

Он никогда не молчит. Всегда звучит внутри меня молитвой.

И еще мне очень помогли разговоры с нашим батюшкой.

Я не смог объяснить жене, почему нельзя молчать, почему нельзя добиваться от меня изменения поведения молчанием. Мы расстались.

Сейчас я встречаюсь с женщиной, с которой познакомился в нашем храме. Почти на первом свидании я сказал ей: «Все что угодно, только не молчание!» А она даже не поняла сразу, о чем это я.

Моя мама недавно умерла. Скоропостижно. Инфаркт. Это было как раз тогда, когда она опять молчала. Я только могу догадываться о том, что она хотела бы мне сказать, если бы знала, что мы больше никогда не встретимся в этой жизни».

Фото: freepik.com

Определение понятия

Элективный или селективный мутизм — это проявление психогенной реакции, которая возникает из-за неврологических и психологических особенностей ребенка в ответ на воздействие внешних факторов. Патология проявляется как эпизоды немоты в определенных ситуациях. При этом слух и способность к пониманию и воспроизведению речи у ребенка не нарушается.

Из-за особенностей течения избирательная немота у детей относится к заболеваниям на стыке неврологии, психологии и логопедии. Мутизм затрагивает 1% детской популяции и развивается преимущественно у детей, которые недавно пошли в школу или переехали в другую страну.

Лечение

Если не скорректировать селективный мутизм в детстве, то он продолжит развиваться и во взрослом возрасте. Поэтому родители должны понимать, что ребенок не перерастет это расстройство и с этим нужно что-то делать.

Сперва внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы понять, что дело именно в мутизме, а не в другом расстройстве.

  • Оцените, в каких именно ситуациях ребенок молчит и является ли это поведение обычным для него.
  • Проследите, как ведет себя малыш в комфортной для себя ситуации. Может ли он поддержать игру и диалог?
  • Мешает ли эта особенность адаптации ребенка в детском коллективе и обществе.
  • Сколько длится подобная неспособность говорить
  • Не является ли мутизм следствием других, более опасных психических расстройств.

Помочь ребенку в силах только вы сами, но это будет довольно долгий и упорный труд. Нет специалиста, который исправит этот дефект взмахом волшебной палочки.

Часто для лечения селективного мутизма применяется психотерапевтическая модификация поведения. Причем упор делается именно на коррекцию поведения родителей и других взрослых, которые окружают малыша, им нужно просто обучиться новым механизмам поведения.

Запаситесь терпением и поддерживайте любые успехи ребенка. Если состояние усугубляется и осложняется другими психическими расстройствами, обратитесь за помощью к психотерапевту

Особенно важно это для малышей с запущенным типом мутизма

Эффективность и результат будет зависеть от слаженности вашей работы.

Важно еще и соблюдать несколько простых правил:

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: