Обучение навыков самообслуживания детей с рас

Развитие навыков самообслуживания у детей с ранним детским аутизмом

Обучение навыкам самообслуживания детей с расстройством аутистического спектра

Организация: МБДОУ детский сад №162 «Рекорд»

Населенный пункт: г. Архангельск

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами.

Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.

Стереотипы поведения – это совокупность способов взаимодействия аутичного ребенка с окружающей средой. Для выработки их в бытовых ситуациях предлагается следующая последовательность:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием.

2. Постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.

3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием.

При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила:

– требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может и вы об этом точно знаете;

– соблюдайте принцип «от простого к сложному»;

– обучение требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу;

– при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;

– все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.

Специалисты рекомендуют родителям придерживаться некоторым правилам обучения ребенка с аутизмом в сфере самообслуживания, которые помогут организовать процесс максимально комфортно для ребенка и предотвратить нежелательные поведенческие реакции. Например, в семье еще нет постоянного режима дня, поэтому следует его установить для всех и соблюдать порядок основных домашних дел. Для этого ребенку могут помочь фотографии (картинки), которые показывают, как он ест, гуляет, спит и т.п.. Так же можно завести «альбом-расписание» с такими фотографиями. Такая визуальная организация может помочь ребенку структурировать его повседневную жизнь.

В рамках обучающей программы по методике АВА для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. В основе метода лежит идея о том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. Плюсом такого метода выступает то, что ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка.

Так же необходимо обращать внимание на сенсорную организацию пространства. Для того, чтобы повысить эмоциональный тонус ребенка, необходимо использовать приятные для него сенсорные впечатления, положительные для него сильные переживания, например, игра с водой, лепка из глины, игра в песок и т.д

Библиографическая ссылка

1.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. .— М.: Теровипф, 2004.— 136 с.— (Особый ребенок);

2.Ильина К.Д., Евтушенко И.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 246-260.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,8 КБ

Опубликовано: 21.01.2021

Слайд 8Кроме того, все красивые, привлекательные умывальные принадлежности должны быть расположены так,

чтобы ребенок мог их брать сам.Как бы не спешили родители, их тон должен оставаться неизменно спокойным и ласковым

При ласковом побуждении и поощрении, ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявятся стремление к самостоятельности.Привлечь ребенка к купанию поможет игра с водой (надувание мыльных пузырей, красивые фигурные мочалки, резиновые игрушки, моющиеся книжки и т.д.).Важно помнить, что не следует упоминать о боязни ребенка даже в такой форме: «Мишка не боится купаться», лучше возбудить ощущения смелости, силы, храбрости, приговаривая: «Вот какой смелый Мишка, как хорошо плавает».

Приготовление завтрака / перекуса

Степень участия в приготовлении пищи зависит от навыков ребенка. Некоторых детей можно привлекать к приготовлению простого завтрака (хлопья с молоком, бутерброды). Другие могут, например, участвовать в приготовлении несложного салата: мыть овощи, рвать руками зелень и т. д. Ребенка более старшего возраста можно научить самостоятельно готовить себе перекус для школы: класть в контейнер фрукты, овощи, хлеб, заранее приготовленное мясо / рыбу. Помните о том, что вовлечение в процесс приготовления пищи — это отличный способ мотивировать ребенка попробовать еду, от которой он обычно отказывается, и, возможно, преодолеть пищевую избирательность.

Слайд 9Родители должны помнить, что процесс воспитания навыков опрятности длителен. И у

здорового ребенка он может быть разрушен при изменении привычной обстановки, под влиянием эмоциональных переживаний, болезни.Обучения навыкам самостоятельного раздевания и одевания – еще одна из важных задач, которые решают родители. Ребенок сначала учится снимать одежду, которую можно просто стянуть с себя вниз, освобождается от ботинок, шнурки которых уже развязаны, затем можно переходить к обучению приемом раздевания с помощью более сложных движений. Легче учится необходимым движениям на куклах. Дав ребенку чистый ботинок в руки, можно научить его шнуровать, застегивать, затем он сможет это проделать на себе. В особо тяжелых случаях, когда ребенок не только не может одеться сам, но и оказывает сопротивление одевающему его, можно использовать тихое пение.

Мыть руки

Мытье рук – жизненно необходимый навык, который поможет ребенку оставаться здоровым

Крайне важно, чтобы у ребенка вошло в привычку мыть руки после туалета и перед едой. Если ребенок пока не может помыть руки без ваших подсказок, попробуйте следующее:

1. Скажите ребенку, что про него снимут кино.

2

Объясните ребенку, что мыть руки очень важно, и это кино поможет ему всегда мыть руки и оставаться здоровым

3. Составьте полный список действий, которые необходимы, чтобы помыть руки (например, закатать рукава, включить кран, намылить руки, спеть куплет из песенки, пока моешь руки, смыть мыло водой и так далее).

4. Снимите на смартфон или планшет, как ребенок выполняет каждый шаг. По необходимости подсказывайте ему, что делать дальше. Старайтесь не снимать свои подсказки или удалите их позже.

5. Отредайтируйте видео так, чтобы в конечном варианте он выполнял все действия в нужном порядке без каких-либо подсказок с вашей стороны. Для этого можно использовать какую-нибудь программу или приложение по редактуре видео, например, iMovie или Kinemaster.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Мэри сама моет ручки, как большая девочка!»

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Ты отлично помыла руки, Мэри!»

9. Показывайте видео раз в 1-2 дня.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда она сама моет руки.

11. Когда ребенок начнет мыть руки без каких-либо дополнительных подсказок, начинайте показывать видео реже или совсем прекратите.

Другие статьи

Поддержание психологического благополучия семьи

Читать далее

В счастливой семье рождаются счастливые дети

Читать далее

Внимание?! Внимание!

Читать далее

Подсказываем правильно

Читать далее

Игры для школьников — тренируем математические навыки

Читать далее

Тренируем рабочую память

Читать далее

Тренируем долгосрочную память

Читать далее

Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?

Читать далее

Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте

Читать далее

Ориентируемся в пространстве

Читать далее

Психическое благополучие

Читать далее

Зачем нужны здоровые привычки?

Читать далее

Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности

Читать далее

Забота о себе. Советы психолога

Читать далее

Важные навыки в периоды стресса

Читать далее

Ключ к здоровью в ваших руках?

Читать далее

Чувство одиночества в подростковом возрасте

Читать далее

Меня все бесит!

Читать далее

Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка

Читать далее

Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать

Читать далее

Как научить ребёнка с РАС ждать?

Читать далее

Рисуем круги

Читать далее

«Подводные камни орторексии»

Читать далее

Сон у детей с РАС

Читать далее

Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре

Читать далее

Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?

Читать далее

Режим дня

Читать далее

Как это – быть мамой?

Читать далее

Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?

Читать далее

19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи

Читать далее

Травли НЕТ!

Читать далее

Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера

Читать далее

Стресс и как с ним совладать

Читать далее

Как родителям эффективно общаться с подростком?

Читать далее

Как родителям общаться с детским врачом-психиатром

Читать далее

Как научить ребенка ставить цель и достигать ее

Читать далее

Детский травматизм

Читать далее

Синдром Каннера (ранний детский аутизм)

Читать далее

Синдром Ретта

Читать далее

Умственная отсталость

Читать далее

ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)

Читать далее

Альтернативная коммуникация

Читать далее

Адаптация родителей школьников

Читать далее

Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?

Читать далее

Математика, с чего начать занятия?

Читать далее

День психического здоровья

Читать далее

Что мешает детям выполнять домашнее задание?

Читать далее

Психологическая диагностика

Читать далее

Тест Векслера

Читать далее

Патопсихологическая диагностика

Читать далее

Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?

Читать далее

Макатон: жесты, символы, речь

Читать далее

Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче

Читать далее

Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам

Читать далее

Панические атаки

Читать далее

Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом

Читать далее

Масленичные игры для детей

Читать далее

Игры с песком — психологическая разгрузка и развитие ребенка

Читать далее

Игры для которых ничего покупать не надо

Читать далее

Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога

Читать далее

Любовь к книгам с детства

Читать далее

Игры с гиперактивным ребенком

Читать далее

А ваш ребенок готов к школе?

Читать далее

Как провести лето с пользой?

Читать далее

С заботой о себе

Читать далее

Заправлять кровать или помогать на кухне

Поручение обязанностей по дому, даже самых простых, очень важно для подготовки ребенка к независимой жизни и развития уверенности в себе. Чтобы научить ребенка последовательности действий для выполнения такой работы как уборка в комнате или мытье посуды используйте ту же схему, которая описывается выше, просто измените содержание

Лучше всего начинать с самых простых обязанностей по дому, а потом переходить к более сложным. Например, для начала можно учить ребенка загружать и разгружать посудомоечную машину или разогревать еду в микроволновой печи.

Подходите к созданию видео творчески и используйте возможности современных технологий, чтобы учить тем навыкам, которые помогут ребенку преуспеть в дальнейшей жизни.

Слайд 12Задачи, которые стоят перед родителями, трудные, но видеть продвижение ребенка –

это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появится что-то новое – и родители чувствуют, что их усилия не пропали даром: вот ребенок стал лучше сидеть или внимательнее слушать, охотнее есть, одеваться.Взрослые не только учат ребенка, они много постигают сами: учатся терпеливо ждать результатов находить новые приемы, способы обучения, новые стимулы. У них открываются способности творческого подхода к решению задач, а это умение может оказаться полезным и в других жизненных ситуациях.Данная статья не является исчерпывающей, ее задача – показать определенный опыт воспитания и организации деятельности аутичных детей в семье.

Порядок формирования навыков самообслуживания

Порядок формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР значительно отличается от того порядка, который применяется в воспитании детей с нормой развития.

Порядок развития и формирования навыков самообслуживания у детей с ТМНР:

  1. Разработка режима дня с учетом возраста ребенка, выявленного у него уровня и типа нарушения, а также в соответствии с морфофизиологическими особенностями развития.
  2. Включение ребенка в разработанный режим дня. В рамках режимных моментов ребенку прививают культурно-гигиенические умения и навыки, а также формируют культуры поведения ребенка в быту.
  3. Формирование навыков самообслуживания через гигиеническую культуру. Детей учат ухаживать за своим телом и вещами, учат культуре приема пищи, аккуратному и бережному отношению к игрушкам, вещам, предметам и т.д.
  4. Основным средством является поощрение, даже если достижение ребенка незначительно. Необходимо помнить, что у ребенка с ТМНР процесс усвоения умений и навыков по самообслуживанию значительно замедлен, в отличие от детей с нормой развития.
  5. В том случае, если действие очень сложно по своей структуре, то его необходимо разбить на отдельные элементы, которые ребенок осваивает по отдельности. После того как элементы усвоены ребенком в должной мере, их объединяют в общее действие.
  6. Следует проявлять терпение по отношению к ребенку с ТМНР, помнить о том, что даже элементарные действия ему даются с трудом.
  7. На первых этапах воспитательной работы выполнять все действия совместно с ребенком, постепенно предоставляя ему возможность самостоятельно выполнять некоторые действия (закрыть воду, закатать рукава, намылить руки и т.д.), а затем уже и все действие полностью от начала и до конца.

Что такое самомоделирование с помощью видео?

Самомоделирование с помощью видео — это использование коротких видео с вашим ребенком, в которых показывается, что конкретно ему следует делать в той или иной ситуации. Видео должны включать только желательное и самостоятельное поведение. Такие видео снимаются и монтируются таким образом, чтобы видеоролик показывал успех вашего ребенка – вы вырезаете из видео все неточности, ошибки, а также ваши подсказки.

Психологические исследования доказали, что люди учатся, когда наблюдают за поведением других людей, и такое обучение эффективнее всего, если модели поведения похожи на них самих. А кто больше похож на ребенка, нежели он сам? Самомоделирование с помощью видео демонстрирует мозгу ребенка поведение с самой идеальной моделью. Данная психологическая техника была впервые разработана в 1970 году, и с тех пор многочисленные исследования доказали ее высокую эффективность.

Чтобы применить эту методику для обучения навыкам самообслуживания, ваш ребенок должен неоднократно посмотреть видео, в котором он выполняет ту или иную повседневную задачу, причем правильно и без каких-либо указаний с вашей стороны. Конечно, для того, чтобы снять такое видео, вам нужно будет давать ему указания и подсказывать, но потом вы отредактируете видео так, чтобы этих инструкций там больше не было. В конечном варианте видео все должно выглядеть так, будто ребенок сделал все сам. Ваш ребенок будет знать о том, как снималось видео, и что оно редактировалось — это нормально

Важно, что его мозг несколько раз увидит такую модель — это окажет свое воздействие в любом случае

Ниже приводятся несколько примеров того, как можно использовать самомоделирование с помощью видео

Помните, что эту инструкцию легко можно адаптировать в соответствии с тем, что важно для развития ВАШЕГО ребенка. Это просто примеры, которые должны подать вам идеи о том, как это можно сделать

Уход за домашними животными

Уход за питомцем позволит ребенку с аутизмом установить связь с ним и почувствовать ответственность за него. Если малышу страшно и некомфортно рядом с животным (например, он боится больших собак), то участие в ритуале кормления — это отличный способ установить контакт, не подходя слишком близко. Научите ребенка насыпать корм в миску и вовремя менять воду (поможет визуальное расписание). Если у вас живет кот, малышу может понравиться процесс вычесывания шерсти при помощи специальной щетки и обустройство лежанки / когтеточки. Любителей рыбок можно привлекать к обустройству аквариума: пусть ребенок сам выберет растения и камни для подводного царства.

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов

Подготовка к стирке / сортировка одежды

Познакомьте вашего аутичного ребенка со стиральной машиной. Многим понравится закладывать одежду в барабан и наблюдать за процессом. Очень кстати на табло машины есть визуальная поддержка — значки, обозначающие разные режимы стирки. Объясните ребенку, чем один режим отличается от другого, научите его сортировать вещи (цветное отдельно от белого) и расскажите про свойства разных тканей (шерстяное следует стирать в холодной воде в режиме ручной стирки и т. п.). Многим детям с РАС также нравится развешивать одежду на сушилку и потом раскладывать ее по стопкам, распределяя по цвету / размеру / принадлежности (вещи ребенка, мамины и папины вещи). Начинать лучше с маленьких предметов вроде носков, нижнего белья, футболок.

Слайд 10Большие трудности испытывают родители в привитии детям навыков приема пищи. Многие

из них даже в 6-7 лет не умеют есть самостоятельно, не используют столовые приборы, плохо пережёвывают пищу.Прежде всего родители должны соблюдать режим питания. Необходимо так же привлекать ребенка к сервировке стола, спо-койно и ласково руководя его действиями.Обычно ребенка трудно приучить к новому блюду, делать это надо без принуждения. Можно поставить новое блюдо подальше от ребенка и самому с аппетитом есть, не предлагая ребенку. Развитие интереса к еде
способствует участие в ее
приготовлении. Так же после еды детей
привлекают к уборке посуды,
многие аутичные дети
делаю это с удовольствием.

Уход за комнатными растениями

Уход за комнатными цветами подойдет ребенку с РАС, которому нравится взаимодействие с водой. Купите яркую лейку, объясните, как часто нужно поливать растение, составьте график полива с визуальным расписанием. В горшок можно воткнуть палочку от эскимо с цветной линией, обозначающей, сколько воды нужно растению. Отмечайте в специальном календаре периоды цветения. Научите ребенка протирать листья от пыли, включать и выключать увлажнитель воздуха. Особенно понравятся детям растения, дающие плоды: например, небольшое лимонное или мандариновое деревце. Посмотрите обучающее видео, как ухаживать за таким зеленым питомцем.

Мытье столовых приборов и посуды

Обучение лучше начинать с раскладывания столовых приборов (за исключением ножей) и небьющейся посуды по своим местам. Ребенок может вытирать ложки и вилки полотенцем, пока взрослый моет посуду. Освоив приборы, переходите к тарелкам. Затем можно приступать к освоению собственно мытья. Объясните, как переключать холодную воду на горячую, следите за тем, чтобы ребенок случайно не обжегся. Покажите, сколько моющего средства использовать (часто достаточно нескольких капель). Будет здорово, если малыш научится самостоятельно убирать за собой посуду после еды, ставить тарелку / чашку в раковину и мыть их. Позвольте ребенку выбрать моющее средство и губку: многие аутичные дети очень чувствительны к запахам и фактурам.

Чистить зубы

Если у вашего ребенка есть навыки для выполнения всех этапов чистки зубов, но он не делает это каждый день, если вы не стоите рядом и не подсказываете, то самомоделирование с помощью видео может помочь. Попробуйте сделать короткое, позитивное видео с помощью смартфона или планшета.

1. Скажите ребенку, что вы будете снимать про него кино.

2. Объясните, что это кино поможет ему лучше чистить зубы.

3. Составьте подробный список шагов для чистки зубов (например, взять свою зубную щетку, намочить зубную щетку, открыть крышку тюбика зубной пасты, выдавить пасту на щетину и так далее).

4. Снимите на смартфон или планшет, как ребенок выполняет каждый из этих шагов. Говорите ребенку что делать перед каждым шагом. Просто не снимайте видео в те моменты, когда вы объясняете или показываете ребенку, что делать, либо потом удалите свои инструкции из видео.

5. Отредактируйте видео, чтобы осталась только последовательность шагов, которую ребенок выполняет самостоятельно. Для этого можно использовать какую-нибудь программу или приложение для редактуры видео, например, iMovie или Kinemaster.

6. В начало и в конец видео добавьте изображение вашего ребенка, когда он счастлив и доволен.

7. В начало видео добавьте закадровый голос, например: «Это Дэн, он чистит зубы как большой мальчик!» Только не говорите, что он чистит зубы «совсем один», это прозвучит так, как будто ему одиноко.

8. В конце видео снова добавьте закадровый голос, например: «Молодец, Дэн, ты отлично почистил зубы как большой мальчик!»

9. Финальная версия видео должна продолжаться 30-60 секунд. Показывайте это видео ребенку каждый день или через день, это можно делать в любое время дня, не обязательно тогда, когда пора чистить зубы.

10. Обязательно хвалите или иначе поощряйте ребенка каждый раз, когда он чистит зубы полностью самостоятельно.

11. Когда ребенок начнет чистить зубы без каких-либо инструкций каждый день, начинайте показывать видео реже (1-2 раза в неделю в течение 2 недель) или просто перестаньте его показывать.

12. Возможно, ребенку надоест смотреть одно и то же видео, поэтому если ему все еще будет нужна помощь при чистке зубов, лучше снять новый вариант видео.

Оформление и уборка детской комнаты

При оформлении и уборке детской комнаты используйте визуальную поддержку и задействуйте игровые элементы. Нарисуйте карту детской и отметьте вместе с ребенком места для хранения вещей: шкаф для одежды, контейнеры для игрушек, книжные полки, ящики для рисовальных принадлежностей и т. д. Помогите ребенку самостоятельно выбрать предметы мебели и интерьера (кровать, обои, коврик, гирлянда) — так он будет чувствовать себя комфортнее и знать, что у него есть собственное пространство. Дополните места для хранения вещей наклейками с надписями или рисунками, причем малыш может сам выбрать цвет стикеров. На дверь комнаты также можно повесить табличку / сделать наклейку с именем ребенка. Для оформления детской используйте его любимых персонажей и мультгероев: предусмотрите полочку для динозавров или стену для плакатов с Человеком-пауком. Чтобы процесс уборки игрушек был более захватывающим, подготовьте контейнеры разных размеров и цветов: например, один контейнер — для игрушечных животных, третий — для машинок, четвертый — для настольных игр и т. д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: