Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

Организация досуга детей в ДОУ посредством дидактических игр

Помимо того, что дидактическая игра представляет собой форму организации НОД в детском саду, это ещё и хороший способ организовать досуг дошкольников вне рамок занятий, преимущественно во второй половине дня. Наиболее подходящими для этих целей будут игры-викторины. Они не требуют особой подготовки, сложного игрового материала и могут быть исключительно словесными

При проведении игр-викторин важно ориентироваться на средний и низкий уровень эрудиции детей, особенно если тематика новая, усложняя вопросы постепенно, ориентируясь на увеличивающийся интеллектуальный багаж воспитанников

ДИ также может быть встроена в сценарий праздника. В такую игру могут быть вовлечены присутствующие гости, например, родители. Не следует упускать возможность решить задачи обучения и воспитания детей во время праздничных и иных развлекательных мероприятий. В детском саду могут быть организованы вечера музыкально-дидактических игр. Сценарий такого вечера строится по принципу игры «Угадай мелодию», «Продолжи куплет», «Догадайся, кто поёт?» и т. д.

Содержанием физкультурного досуга являются физические упражнения, которые проводятся в игровой форме

Примеры сценариев

Примеры сценариев досугов и развлечений с дидактическими играми в ДОУ:

  • Летний досуг для детей младшего дошкольного возраста «В гости к медвежонку» (Черникова Н. В.). Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации музыкальной и двигательной деятельности.
  • Спортивное развлечение «Нам сказка помогает спортом заниматься» (Алексеевцева Е. В.). У воспитанников в игровой форме развиваются основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, меткость.
  • Тематический досуг для старших дошкольников «Путешествуем с игрой» (Некрасова Г. В.). Мероприятие направлено на формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей, патриотизма и эмпатии, гендерной толерантности.
  • Музыкальное развлечение в старшей группе «Чудо-дерево» (Осипова М. Л.). Цель: систематизировать знания детей с помощью музыкально-дидактических игр.

Дидактическая игра для воспитателя — результативный метод достижения образовательных целей. Дошкольники с увлечением выполняют игровые задания и в то же время развивают необходимые умения и навыки для дальнейшей успешной социализации.

Как проводятся игры в детсаду

Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:

  • структурирование;
  • разновидности;
  • картотеку базы;
  • нормативы регламента.

Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы

Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики

Дети играют

Дидактические игры в детском саду, их роль в развитии дошкольников

Организация: ГБДОУ ДС № 67 комб. вида Выборгского р-на Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

В детском саду особая роль отводится игровой деятельности детей. Одним из методов и форм обучения дошкольников являются дидактические игры. Педагоги используют их во время занятий с детьми, знакомят с правилами игры и игровыми действиями. В дальнейшем, пройдя обучение, дошкольники самостоятельно играют в дидактические игры.

Дидактические игры влияют:

1) на развитие познавательных и умственных способностей детей;

2) на развитие речи детей;

3) на социально-нравственное развитие дошкольников.

Влияние на развитие познавательных и умственных способностей детей

Играя в дидактическую игру, дошкольник проявляет любознательность и любопытство, познает окружающий мир. В результате расширяется его кругозор, совершенствуется познавательный интерес и инициативность; корректируются и преодолеваются различные затруднения в умственной деятельности у отдельных детей.

Влияние на развитие речи детей

Во время игр у детей развивается связная речь, формируется правильное произношение звуков, пополняется словарный запас. Ребенок увлечен игрой и наиболее активно произносит звуки, повторяя одно и тоже звукосочетание.

Влияние на социально-нравственное развитие

С помощью дидактических игр у детей формируются нравственные качества и представления о нормах поведения, бережном отношении к окружающим предметам, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Дети играют коллективно и в ходе игр в соответствии с правилами формируется правильное поведение и отношение друг к другу; развиваются такие качества как дружелюбие, товарищество, взаимопомощь, целеустремленность, честность, умение радоваться успеху своих товарищей.

Виды дидактических игр

1) игры с предметами;

2) настольно-печатные игры;

3) словесные игры.

Игры с предметами

К играм с предметами относятся предметы и игрушки. Играя с ними, дети сравнивают и устанавливают сходство или различие предметов, их свойства и признаки.

Настольно-печатные игры

Такие игры развивают логику, пространственное воображение, мелкую моторику, коммуникативные навыки; навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми; тренируют память.

Дидактические игры увлекают детей, и это способствует обучению их в увлекательной форме, развивая всесторонне.

Используемая литература:

1. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2015.

2. Микхиева, Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. — М.: Детство-Пресс, 2016

3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду/— М., 1982.

Опубликовано: 03.06.2023

Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

ДИ для дошкольников

ДИ длятся примерно 10-20 мин

Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно

Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.

Совместные игры

Особенности и отличия

Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:

  • катать цветные шары в обручи;
  • раскладывать и собирать матрешки, пирамидки;
  • отличать по голосу, кто звал «зайку»;
  • вытаскивать вещи из «волшебного мешка».

К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.

Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.

Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.

Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания

Актуальность дидактических игр

Организация: МБДОУ Детский сад № 80

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Время и развитие не стоит на месте. На сегодняшний день нашему времени нужны люди творческие, мыслящие, умеющие принимать нестандартные решения. Все это можно сформировать у человека в дошкольном возрасте с помощью игры.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования мышления у детей во всех возрастных группах. Используя разнообразные дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. Рассмотрим пример игр, ориентированных на формирование у детей математических понятий, которые учат оперировать обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления.

Обучение основам математики состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Считаю, что юный «Математик» лучше умеет обосновать свою позицию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше планирует свою деятельность.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы: игры с цифрами и числами, игры путешествие во времени, игры на ориентирование в пространстве, игры с геометрическими фигурами, игры на логическое мышление.

Игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам

Очень важно, что игра – это не только способ и средство обучения, это еще и радость, и удовольствие для ребенка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными

Исследования советских педагогов показали, что организованное обучение на занятиях является продуктивным. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилась и роль и место дидактической игры. Она стала одним из средств расширения и закрепления знаний, которые получают дети на занятиях.

Список литературы:

 1. А.Е. Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников — СПб.: ТОО «Акцент», 1997.

 2. Б.Н. Панова. Дидактические игры — занятия в ДОУ — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

3. «Умом и сердцем: Мысли о воспитании». 4-е изд. доп. м. Политиздат, 1986. 368с.

4. А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 2008.

5. Н.Е. Веракса «От рождения до школы»: Основная образовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

Опубликовано: 08.01.2023

Классификация дидактических игр ДОУ

По содержанию ДИ могут иметь различные предметные направления:

  • окружающий мир;
  • развитие речевого аппарата;
  • языковедение;
  • математические знания;
  • ОБЖ.

Любое занятие может выполняться в данной форме. Более успешны и результативны интегрированные мероприятия.

Математическая игра

По применяемому материалу воспитатели подразделяют ДИ:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Характеристика у каждого вида своя.

Содержание и выбор предметов для игры

По содержанию и материалам игры различаются. В детсадах применяются ДИ:

С предметами. Предметы в них — это обучающий материал. Применять можно все: игрушки, материал природного происхождения, вещи, используемые в быту, поделки. Творческий подход педагога дает возможность организовать игровое мероприятие, применяя и уникальные магазинные игрушки, инновационные комплексы для игр и любые имеющиеся дома предметы, даже то, что обычно выкидывают, или то, что валяется под ногами. Варианты игр с предметами — это инсценировки, сюжеты и ДИ с игрушками, развивающими моторику (пирамиды, матрёшки, кубики). Обучение при игре с предметами первостепенно развивает мышление. Ребенок учится анализировать, искать общее в вещах и отличать их, осваивает навыки пользования предметами различной направленности. Играя с предметами, малыши расширяют кругозор, узнают о самоконтроле поведения, концентрации внимания. Действия улучшают память, позитивно влияют на работу мозжечка.
Настольно-печатные. Эти ДИ решают важнейшие обучающие задачи

Улучшают кругозор и показывают ребенку окружающий мир, систематизируют знания, которыми малыш обладает, развивают мышление, логическое восприятие, внимание, а также воображение. В данной категории более актуальны игры на основе парности карточек, которые распределяются по задачам обучения и сложности.
Словарные

Для них характерно то, что решение задачи обучения дошкольника идет как процесс мышления. Играя, участник игры может пофантазировать, пользуясь знаниями без помощи игрового материала, не наглядно. Среди данного типа ДИ много известных пословиц, загадок, шуток. Педагог может применять стихотворения, небольшие отрывки из книг.

К сведению! Благодаря игровому процессу получается развивать детей младшей, средней и старшей групп.

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели в детсаду, да и мамы, папы дома могут делать многое для воспитанника. Не исключение — игры по развитию речи в средней группе своими руками.

Самодельная игра

Цель занятий направлена на то, чтобы ребенок стал творческим, умел фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Помимо этого, ДИ для дошкольников, сделанные самостоятельно, помогают сформировать навыки и различные знания о планете, окружении. Также помогают:

  • усовершенствовать их умения последовательно и связно излагаться;
  • расширять запас слов;
  • развивать мыслительный процесс, память, внимательность;
  • социально адаптироваться.

Хорошо игры влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно сделать самостоятельно дома с ребенком. ДИ для дошкольников своими руками могут быть связаны, к примеру, с разными необычными поделками. В украшениях, делать которые ребенок будет сам, применяют разные материалы:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубки разной длины;
  • бусины;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счётные палочки;
  • фишки;
  • шнурки;
  • проволоку.

Разглядывая подготовленный самостоятельно материал, малыш на выбор будет нанизывать его на проволоку, делать различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, моторику, координацию, творческие способности. Можно сделать музыкальное сопровождение и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня продается много шаблонов, поделок для детей раннего и более старшего возраста.

Проведение дидактических игр

Успешность и эффективность дидактической игры во многом определяется правильностью организации процесса ее проведения.

Педагоги выделяют три основных этапа данной деятельности. На первом взрослый человек должен вовлечь дошкольника в происходящее, создать позитивную атмосферу и вызвать желание продолжить. Во время второго этапа педагог или родитель должен выступить как равный ребенку партнер, который принимает активное участие в процессе и дает ему справедливые советы. На последнем этапе проводится оценка результата разрешения игровых задач.

Важно заблаговременно продумать, в какую игру будете играть, и подготовить инвентарь, если он предполагается правилами.

Как научить ребенка играть в дидактическую игру

Дидактическая игра предполагает наличие развлекательного характера, поэтому научить ей ребенка будет не так сложно, как может показаться

Чтобы процесс игры был действительно эффективным, важно в деликатной и понятной форме донести условия и правила, которых необходимо будет придерживаться в процессе

Дошкольник в принципе не может быть полностью самостоятельным человеком, однако игра должна способствовать развитию данного качества, поэтому следует поощрять принятие ребенком решений, направленных на разрешение дидактических задач.

Дети любят что-то новое и неизведанное, однако первое время игра может не вызывать у них сильного интереса

На данном этапе важно попытаться завлечь дошкольника и с каждым новым разом он будет все более вовлекаться в процесс.

Памятка для родителей при проведении игры

Родителям важно учитывать следующие особенности дидактических игр:

начинать стоит с игр как можно более простых и похожих на привычные для вашего ребенка;
важно придерживаться структуры игры и ее правил, чтобы достичь действительно эффективного результата;
наиболее доступными и понятными для детей играми являются те, где задействованы их любимые игрушки;
сложными считаются игры, связанные с развитием речевых навыков и расширением словарного запаса;
дидактические игры могут в значительной мере развивать навыки коммуникации, способствовать социализации, поэтому отличным вариантом будет организация подобной деятельности для небольших групп детей;
взрослый человек должен позиционировать себя как равного ребенку, хоть и играющего другую роль, участника процесса.

Дидактические игры несложно изготовить и своими руками: необязательно покупать их в магазине. Чтобы научиться делать дидактические материалы самостоятельно, смотрите полезное видео:

Роль дидактических игр в развитии ребёнка невозможно переоценить: они крайне важны для дошкольников. Использовать их в процессе воспитания не так сложно. С этим может справиться каждый родитель, не имеющий специальных педагогических навыков.

Какова роль дидактических игр в развитии дошкольников?

Помимо того, что подобные игры позволяют воспитывать дошкольников, воздействуя на все стороны их личности, они еще являются обучающим средством, помогающим познавать окружающий мир и воспринимать существующие явления и факты. В дидактической игре задействованы чувства, воображение, сознание, воля ребенка, которые в свою очередь влияют: на поведение — в общем, и поступки — в частности. Они дают много знаний о чем угодно: от страны проживания до конкретной профессии человека, развивая умственные способности

Важно то, что в процессе таких игр выигрывает и нравственность, поскольку детям доступно объясняется значение многих ключевых фраз, например, «уважать чужой труд» или «бережно относится к природе», как следствие – положительные качества непроизвольно начинают доминировать над отрицательными, появляется желание следовать заданной высокоморальной установке

Особое значение дидактические игры для дошкольников имеют при становлении их речи, они учат правильно мыслить и делиться своими мыслями с собеседниками с помощью понятных слов, связанных в завершенные предложения, к тому же улучшается качество произношения звуков.

Если игра оформлена красивыми и необычными предметами или звуками, то у дошкольников гарантированно будет развиваться эстетический вкус и творческие навыки.

Наконец, дидактические игры развивают дошкольников физически, поскольку дети в такие моменты от большого количества движений испытывают эмоциональный подъем – залог хорошего самочувствия, а мускулатура ног и рук несколько укрепляется, а сообщая в игровой форме ребенку о цвете либо величине предмета, можно поспособствовать улучшению его сенсорных способностей.

Как проводятся игровые мероприятия в детсаду

Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).

Развитие внимательности

Как создать мотивирующую среду

Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени

В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.

К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.

Структура и временной план

Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:

  • задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
  • игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
  • игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
  • игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
  • итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.

Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: