Общие сведения
В целом, аттестация бывает обязательной и добровольной. Целью первой является подтверждение уровня педагога, а вторая направлена на высшую категорию.
Раньше было принято так, что если учитель или воспитатель изъявлял желание поднять свою заработную плату, он должен был подавать документы о присвоении высшей категории. Ответственность за это брало руководство ДОУ или соответствующие органы.
Затем вторая была и вовсе отменена. Процедура по аттестации стала обязательной. Все специалисты в обязательном порядке проходят ее однократно, независимо от собственного желания. Они должны подтвердить занимаемую должность.
Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности
Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).
Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:
- получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
- при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
- проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.
Получение официально подтвержденной квалификации положительно влияет на зарплаты педагогических работников. Постоянно меняются требования к проведению процедуры, которые отличаются в разных регионах. Стоит следить за новшествами в порядке аттестации и всегда быть к ним готовыми.
Возможные причины отказа
Эксперты могут решить, что соискатель не соответствует заявленному уровню. В каких ситуациях кандидат гарантированно получит отказ:
- соискатель допустил более 30% ошибок, проходя тест на проверку знаний;
- работник недостаточно хорошо владеет практическими навыками;
- кандидат не посетил очный или дистанционный экзамен;
- соискатель не предоставил перевод бланков, полученных за рубежом.
Секретариат должен направить медработнику письмо, где будут перечислены причины отказа, за 7 дней после голосования комиссии. Соискатель может повторно подать пакет документов, чтобы исправить сделанные ошибки. Срок повторной подготовки заявления не ограничен.
Можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям «учитель» и «преподаватель» (например, «учитель английского языка» и «преподаватель английского языка»)?
Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, «учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.
Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».
Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».
Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в организации, реализующей общеобразовательные программы.
Как аттестационная комиссия принимает решение
Решение экспертной группы зависит от профессионализма медработника. Вероятность успешно пройти аттестацию увеличивается, если специалист занимается научной деятельностью. О каких научных достижениях можно рассказать во время собеседования:
- об издании учебника или монографии по медицине;
- опубликованных научных статьях;
- изданных статьях и интервью для СМИ;
- о запатентованных изобретениях;
- докладах на научных симпозиумах;
- наградах от органов государственной власти.
Когда медработник проходит три этапа экзамена, члены экспертной группы решают, соответствует ли соискатель квалификационной категории. Происходит открытый подсчет голосов, секретарь учитывает мнения за и против. Если за оба варианта отдано равное количество голосов, решающим становится мнение председателя.
Секретариат составляет протокол после заседания. Участники экспертной группы подписывают бланк. Если эксперт не согласен с итогами заседания, он может написать лист с возражениями. Секретарь оформит лист как приложение для протокола.
Департамент здравоохранения получает протокол и публикует акт, присваивающий категорию. Срок действия квалификационной категории отсчитывают от даты подписания акта. Документ будет действителен в любом субъекте федерации.
Какие бумаги следует подать
Думаю, вопрос о том, кто может подать заявление, понятен. Этим занимается непосредственно работодатель, а подчиненный может написать заявление на прохождение аттестации и определяет удобное время проведения для включения в годовой учебный план. Необходимо взять все необходимые справки, документацию о детальных всесторонних оценках профессиональности личности, особенности его труда в данной должности. Должны быть все данные о пройденных курсах и результаты других пройденных аттестаций.
Сотрудника ознакомляют за один месяц до события. Работодатель подает документы в комиссию, где назначается ее точная дата прохождения. Общий срок прохождения не должен занимать более двух месяцев.
Порядок проведения аттестации
Портфолио логопеда
Содержание портфолио в разных регионах может отличаться, но примерно соответствует методическим рекомендациям Министерства образования. По этим рекомендациям в портфолио на первую категорию должны быть шесть разделов: портрет, методическая работа, методическая работа и трансляция педагогического опыта, результаты участия в проектной деятельности и социально-образовательных инициативах, результаты внеурочной деятельности, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, работа с родителями и социальными партнерами. В портфолио на высшую категорию добавляются разделы об инновационной и экспертной деятельности.
Портрет. Здесь логопед должен указать свое образование, стаж работы. В этом разделе можно указывать все курсы, которые прошел педагог за последние пять лет. Если педагог не проходил дополнительное образование, аттестационная комиссия не считает это за ошибку, но если проходил — это большой плюс.
Методическая работа и трансляция педагогического опыта. В этом разделе логопед должен указывать программы, которые он разрабатывал или авторизовал, сообщить об участии в научных конференциях, круглых столах. Работа в проблемных группах и организация мастер-классов также учитываются.
Иногда в данный раздел заносят работу в жюри профессиональных или детских конкурсов.
Результаты участия в проектной деятельности. Здесь логопед должен указать участие в любых проектах на любом уровне. Это может быть педагогический проект на уровне детского сада, например, разработка конкурса чтецов. Или социальный проект на уровне района или города, например, клубы чтения при районных библиотеках.
Результаты внеурочной деятельности. Здесь логопед может учитывать проведение конкурсов, кружков и клубов для воспитанников, организацию выставок, тематических недель или внеурочных разовых мастер-классов для детей.
Результаты обучения и воспитания. В этом разделе нужно указать результаты ежегодных мониторингов: их может проводить сам логопед или администрация детского сада или школы в целом. Часто отдельно фиксируют результаты мониторинга динамики коррекционной работы и результаты мониторинга УУД.
Также в этом разделе нужно указать результаты участия детей в конкурсах и конференциях с логопедической тематикой.
Инновационная деятельность. В этом разделе нужно рассказать о применении ИКТ технологий, инклюзивных технологий, персонализованного обучения в работе логопеда. Например, логопед может использовать мобильные приложения для тренировок тех или иных речевых навыков.
Какие категории есть у учителей?
Квалификационные категории педагогических работников зависят от уровня профессиональных знаний педагога и подразделяются по уровням: молодой специалист; первая квалификационная категория ; высшая квалификационная категория.
Что нужно для получения второй категории учителя?
По общему правилу претендовать на присвоение второй квалификационной категории имеют право педагогические работники, которые имеют стаж работы два года. Исключением является присвоение педагогическому работнику второй квалификационной категории при наличии стажа работы один год.
Как будет проходить аттестация воспитателей в 2021 году?
Виды аттестации — С 2021 года предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки педагогов будут оценивать с помощью единых федеральных оценочных материалов или ЕФОМ, Материалы разработали по заказу Министерства Просвещения, они устанавливают единые правила аттестации по всем регионам России.
Аттестация педагога на соответствие занимаемой должности, которую учителя и педагоги дополнительного образования проходят раз в пять лет, теперь состоит из двух этапов: экзамена по ЕФОМ и оценки работодателя. Учитель сдает экзамен комиссии и получает баллы за свои компетенции, а руководство организации предоставляет информацию о сотруднике и его характеристику, включающую оценку профессиональных, деловых и личных качеств. В 2021 на аттестацию впервые выйдут сотрудники без квалификационной категории, проработавшие в одной организации более двух лет. Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагога. По итогам учителю присваивают первую или высшую категорию. Ее правила не поменялись: чтобы получить квалификацию, педагог предоставляет комиссии свое профессиональное портфолио, благодарности, награды, информацию об успехах учеников. Подойдут справки об успеваемости, дипломы, результаты ЕГЭ и ГИА. Кроме того, учитель может приложить сертификаты об участии в профессиональных семинарах и конференциях.
С 2021 года появятся новые категории: старший учитель ( методист ) и ведущий учитель ( наставник ). Чтобы стать методистом или наставником, нужно иметь педагогическое образование, а также дополнительную подготовку по предмету. При получении сразу двух категорий прибавка к зарплате будет за обе.
Методистом может быть педагог первой или высшей категории, который работает в образовательном учреждении больше пяти лет. Он внедряет новые образовательные технологии, организует семинары для учителей и курирует участие в них коллег. В наставники идут со стажем не менее 10 лет и высшей квалификационной категорией.
Задача наставника — помогать коллегам в вопросах профессионального роста и развития мастерства. С 2021 года специалисты, которые только устраиваются на работу в сфере образования, пять лет не работали по профессии и выпускники ВУЗов проходят обязательный первичный экзамен,
Портфолио логопеда
Содержание портфолио в разных регионах может отличаться, но примерно соответствует методическим рекомендациям Министерства образования. По этим рекомендациям в портфолио на первую категорию должны быть шесть разделов: портрет, методическая работа, методическая работа и трансляция педагогического опыта, результаты участия в проектной деятельности и социально-образовательных инициативах, результаты внеурочной деятельности, результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, работа с родителями и социальными партнерами. В портфолио на высшую категорию добавляются разделы об инновационной и экспертной деятельности.
Портрет. Здесь логопед должен указать свое образование, стаж работы. В этом разделе можно указывать все курсы, которые прошел педагог за последние пять лет. Если педагог не проходил дополнительное образование, аттестационная комиссия не считает это за ошибку, но если проходил — это большой плюс.
Курсы повышения квалификации и программы переподготовки для логопедов
Методическая работа и трансляция педагогического опыта. В этом разделе логопед должен указывать программы, которые он разрабатывал или авторизовал, сообщить об участии в научных конференциях, круглых столах. Работа в проблемных группах и организация мастер-классов также учитываются. Иногда в данный раздел заносят работу в жюри профессиональных или детских конкурсов.
Результаты участия в проектной деятельности. Здесь логопед должен указать участие в любых проектах на любом уровне. Это может быть педагогический проект на уровне детского сада, например, разработка конкурса чтецов. Или социальный проект на уровне района или города, например, клубы чтения при районных библиотеках.
Результаты внеурочной деятельности. Здесь логопед может учитывать проведение конкурсов, кружков и клубов для воспитанников, организацию выставок, тематических недель или внеурочных разовых мастер-классов для детей.
Результаты обучения и воспитания. В этом разделе нужно указать результаты ежегодных мониторингов: их может проводить сам логопед или администрация детского сада или школы в целом. Часто отдельно фиксируют результаты мониторинга динамики коррекционной работы и результаты мониторинга УУД. Также в этом разделе нужно указать результаты участия детей в конкурсах и конференциях с логопедической тематикой.
Инновационная деятельность. В этом разделе нужно рассказать о применении ИКТ технологий, инклюзивных технологий, персонализованного обучения в работе логопеда. Например, логопед может использовать мобильные приложения для тренировок тех или иных речевых навыков.
Экспертная деятельность. Здесь также нужно учитывать работу в жюри, работу в аттестационных комиссиях, организационных комитетах конференций и конкурсов.
Шаблоны для аттестации логопедов
Разновидности
Итак, процедура может быть обязательной либо добровольной. Первую квалификационную категорию нужно будет подтверждать один раз в пять лет. Основная задача состоит в том, чтобы специалист подтвердил свой уровень. Ее должны проходить все педагоги без категорий.
Лица, которые трудятся не дольше двух лет, а также женщины, находящиеся в декрете и в положении, автоматически освобождаются от процедуры. Когда можно подавать на аттестацию этим лицам? Они смогут ее пройти только через два года после декрета.
Работодатель отправляет своего работника на получение квалификации. При одновременном занимании нескольких должностей одним человеком, можно пройти аттестацию по нескольким профессиям.
Когда воспитатель трудится в разных учреждениях, каждый из его работодателей должен направлять его на процедуру.
Аттестация педагогических работников – процедура обязательная или добровольная?
Согласно ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Таким образом, существует два вида аттестации педагогических работников:
первая – на соответствие педагога занимаемой должности (обязательная). Отдельные категории работников должны проходить её обязательно, в том числе учитель, педагог дополнительного образования, воспитатель, логопед, преподаватель, старший методист, методист социальный педагог и другие.
второй вид аттестации – для установления квалификационной категории (добровольная). Порядком аттестации определено, что аттестация педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории проводится по их желанию на основании их заявлений, в которых указываются квалификационная категория и должность (должности), по которым они желают пройти аттестацию.
Что такое аттестация педагогов и зачем она нужна?
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники организаций, учреждений, которые осуществляют образовательную деятельность, должны с определенной периодичностью проходить аттестацию. Аттестация педагогических кадров — это специальная процедура, которая помогает определить качество педагогической деятельности работника через оценку его компетенций.
Данная процедура призвана не только повышать профессиональный уровень конкретного педагога, выявлять уровень соответствия его профессиональной деятельности, присвоенной раннее квалификации, стимулировать к дальнейшему личностному и профессиональному росту, но и, в общем, улучшать качество образовательной системы за счет повышения качества педагогических кадров России.
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Минобрнауки России от 07 апреля 2014 года № 276 (далее – Порядок аттестации; зарегистрирован в Минюсте России 23 мая 2014 г. № 32408); соответственно приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999) утратил свою силу.
Как подать заявление аттестационной комиссии
Медработник должен собрать папку с бумажными документами. Возможность дистанционно подавать заявления обсуждают в Минздраве, но решение пока не принято. Если у специалиста есть иностранные дипломы, свидетельства, сертификаты, понадобится перевести их на русский язык. Перевод бланков следует заверить у нотариуса.
Собранные бумаги нужно оформить в скоросшиватель. Обложка папки должна быть прозрачной, чтобы проверяющий видел, кому она принадлежит. Это правило уменьшает время обработки бумажной документации.
Специалист может лично передать документы аттестационной комиссии или отправить их почтой. Чтобы бумаги не потерялись, стоит отправить папку как ценное письмо с описью вложений.
Если секретариат обнаружит, что перечень документов неполный или в бумагах есть ошибки, он отклонит заявление. Кандидат получит письмо, где будет указано, как исправить допущенные недочеты. Сроки исправления не ограничены законом.
Если в документации не будет ошибок, соискатель получит допуск к аттестации. Ф. И. О. заявителя добавят в перечень людей, допущенных к сдаче теста. Списки публикуют на сайтах учреждений, которые аттестуют медицинский персонал.
Виды аттестаций учителей
Какие условия и формы аттестации
Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.
Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.
В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:
- ответы на профессиональные вопросы;
- прохождение тестов на компьютере,
- подготовка конспекта проведения урока;
- решение нестандартных ситуации;
- собеседование.
При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.
ФОРМЫ ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
по результатам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность в целях установления квалификационных категорий «педагог – методист» и «педагог – наставник»
(утв. распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 12.01.2024 № 29-р):
► на квалификационную категорию «педагог – методист» (Приложение 1)
► на квалификационную категорию «педагог – наставник» (Приложение 2)
► Ходатайство работодателяоб установлении квалификационной категории «педагог-методист»/«педагог-наставник» (форма)
► Форма заявления (Приложение 1)
о профессиональной деятельности педагогических работников
по результатам аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) (утв. распоряжением комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 19.12.2016 №4071-р):
► по должности «учитель», «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» (Приложение 1)
► по должности «мастер производственного обучения», «преподаватель» (в образовательных учреждениях профессионального образования) (Приложение 2)
► по должности «руководитель физического воспитания» (Приложение 3)
► по должности «педагог-организатор», «воспитатель» (для группы продленного дня), «старший вожатый» (Приложение 4)
► по должности «педагог дополнительного образования» (включая старшего), «преподаватель», «концертмейстер», «тренер-преподаватель» (включая старшего) (Приложение 5)
► по должности «методист» (включая старшего) (Приложение 6)
► по должности «социальный педагог» (Приложение 7)
► по должности «педагог-психолог» (Приложение
► по должности «учитель-дефектолог», «учитель-логопед» (Приложение 9)
► по должности «воспитатель», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре» (для дошкольного образовательного учреждения) (Приложение 10)
► по должности «старший воспитатель» (для дошкольного образовательного учреждения) (Приложение 11)
► по должности «педагог-библиотекарь» (Приложение 12)
► по должности «учитель», «воспитатель», «педагог дополнительного образования», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре», «инструктор по труду» (для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные образовательные программы) (Приложение 13)
► по должности «учитель», «преподаватель-организатор ОБЖ» в вечерних общеобразовательных школах (Приложение 14)
► по должности «учитель», «преподаватель-организатор ОБЖ» в общеобразовательных школах закрытого типа (Приложение 15)
► по должности «тьютор» общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы (Приложение 16)
Кто имеет право пройти аттестацию
1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
- педагогические работники, не имеющий категорий;
- педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
- педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
- педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.
Как подать документы на аттестацию
1. Учитель, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:
- заявление по установленной форме (есть образец);
- ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
- новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
- портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.
2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ — в столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.
3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.
Сроки независимой аттестации педагогов
При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.
Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.
Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.
Как составить аттестационную отчетность
Врачи составляют отчеты о рабочих достижениях за 3 года, а медсестры пишут отчеты за 1 год. В этом документе нужно перечислить достижения и полученные навыки, предложить план дальнейшего развития по специальности.
Аттестационный отчет сотрудника содержит:
- характеристику отделения, где работает специалист;
- структуру штата медицинского учреждения;
- наличие лабораторно-диагностического оборудования для работы;
- информацию о диагностических мероприятиях;
- характеристику пациентов, которые проходят лечение;
- статистику по показателям работы отделения;
- результаты лечебной работы по профильным заболеваниям;
- количество летальных случаев за отчетный период (указать причины);
- уровень инновационных технологий в работе отделения;
- анализ существующих проблем, перспективы их решения;
- список литературы по медицине, изученной за отчетный период;
- информацию об опубликованных научных работах и книгах (если есть).
Главный врач или руководитель учреждения обязан подписать отчет сотрудника или предоставить письменный отказ, указав причину. При смене места работы сотрудник может подписать отчет у предыдущего руководителя.
По каким должностям педагогических работников организаций проводится аттестация в целях установления квалификационной категории?
Порядок аттестации применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 года № 678:
- Воспитатель
- Инструктор-методист
- Инструктор по труду
- Инструктор по физической культуре
- Концертмейстер
- Логопед
- Мастер производственного обучения
- Методист
- Музыкальный руководитель
- Педагог дополнительного образования
- Педагог-библиотекарь
- Педагог-организатор
- Педагог-психолог
- Преподаватель
- Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
- Руководитель физического воспитания
- Социальный педагог
- Старший вожатый
- Старший воспитатель
- Старший инструктор-методист
- Старший методист
- Старший педагог дополнительного образования
- Старший тренер-преподаватель
- Тренер-преподаватель
- Тьютор
- Учитель
- Учитель-дефектолог
- Учитель-логопед
Как получить первую категорию учителю?
Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.
Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.
Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:
- подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
- оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
- вынесение решения аттестационной комиссией.
На третьем этапе во время заседания аттестационной комиссии каждый ее член отдает свой голос; в результате принимается решение о присвоении соответствующей категории. В случае отказа заявителю дается год для подтверждения своего профессионализма.
Как курсы повышения квалификации влияют на результат
Аттестационная комиссия в обязательном порядке учитывает все мероприятия по самообразованию, которые проходил логопед, поскольку это часть его работы. Один из критериев оценки так и звучит — «Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций». Соответственно, за него также начисляется от 1 до 3 баллов.
Наивысший балл логопед получает, если за отчетную пятилетку набрал не менее 120 академических часов на различных курсах повышения квалификации, семинарах и прочих образовательных мероприятиях. Разумеется, каждый из них нужно подтвердить документально удостоверениями, свидетельствами или сертификатами.
Засчитывается также обучение в аспирантуре или магистратуре, а также курсы профпереподготовки. Например, если логопед переквалифицировался в дефектолога, или же переучился по логопедическому профилю с любой другой педагогической специальности.