Содержание
-
Слайд 1
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа и синтеза слов
-
Слайд 2
Из опыта работы учителя-логопеда Косыгиной О.А.г. ЗаполярныйМБДОУ д/сад № 2
-
Слайд 3
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа слов
Игра «Телеграф».
Игра с мячом: количество ударов соответствует количеству слогов.
Соотнесение количества слогов с цифрой.
Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
Составление схем слов и подбор слова к схеме.
Слово можно отпрыгать или отшагать по разноцветным кружкам, которые соответствуют звуковой схеме слова.
«Разрезные картинки»
Расселить животных по домам, где количество слово соответствует количеству этажей.
Игра «Исправь ошибку», когда слова написаны или произносятся неправильно. -
Слайд 4
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа слов
-
Слайд 5
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового анализа слов
Назвать «лишнее слово» , отличающееся по количеству слогов от других.
Игра «Измени слово» — превращение односложного слова в дву-, трёхсложное и наоборот.
Из ряда картинок выбрать самое длинное и самое короткое слово, а так же одинаковые по количеству слогов.
Игра «Отгадай ударный слогов слове», когда логопед показывает картинку, а ребёнок цифру, обозначающую ударный слог. Может обозначить ударный слог на схеме слова.
Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?
Игра «Подбери рифму» — подбор рифмующихся слов по картинкам.
Нахождение одинакового слога в нескольких данных словах (молоко, прямо, мороженое, самолёт и т.п.) -
Слайд 6
-
Слайд 7
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового синтеза слов
Дополнение данных слогов одинаковым слогом
Разгадывание ребусов
Игра «Построй слово» из слоговых кубиков
Образование из двух слов одного.
Игра «Собери слово» из данных по порядку звуков (слогов).
Образование слов по аналогии (дом – домик, кот — …) и уточнение общего слога.
Изменение слов по аналогии (дом – дома, лес — …) и уточнение количества слогов.
Игра с мячом «Закончи слово», когда добавляется недостающий слог. -
Слайд 8
Игры и упражнения для развития фонематического и слогового синтеза слов
-
Слайд 9
Игры и упражнения, развивающие фонематические представления
Подобрать картинки к слоговым схемам
Подобрать родственные слова к слову снег (дом, сад, лес)
Назвать любое слово, придумать слово на один слог короче (длиннее)
Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
Игра «Цепочка слов»
Придумать слова, оканчивающиеся на – чок (-ка, — нок, — шка)
Придумать чистоговорку по образцу ра- ра- ра- гора, ро ро ро – …
Подобрать рифму к словам: лак – мак, венок- …
Придумай слова со звукосочетаниями сто, хва,кры и т.п.
Посмотреть все слайды
Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация.
Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.
Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.
Слоговой синтез: этапы работы.
На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.
В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.
Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).
Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).
Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.
Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.
Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
1. «Половинки».
Найди части слов, соедини слоги и запиши:
2. «Морской бой».
По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.
Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1
3. «Абракадабра».
В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.
ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.
4. «Собери слово».
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.
та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…
5. Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на
6. «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
7. «Примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
8. «Слоговой зигзаг».
Прочти по стрелкам предложение.
9. Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой
Сложи 3-и слоги:
петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили
Слайд 2«Живые звуки»Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово
(УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентированно произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово. «Поезд»Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Вызывает ребенка, дает ему картинку с изображением животного. Ребенок отчетливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона : «Бык должен ехать в первом вагоне, потому что в слове бык три звука: б, ы, к» и т. п.
Игра «Прочти пословицу»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении выделять ударный слог; воспитывать интерес к народной мудрости (пословице).
Оборудование: карточки с набором слов.
Инструкция:
- выдели в каждом слове ударный слог;
- запиши выделенный слог в тетрадь;
- составь из полученных слогов новые слова, а из этих слов — предложение.
1. Перец, роза, пища, планшет, а, умный, восемь, кредит.
(Перо пишет, а ум водит.)
2. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, старый, яма, рисунок,
маленький.(Голова без ума — пустая сума.)
Использование на коррекционно-педагогических занятиях подобных игр обеспечивает условия для формирования грамотности у учащихся, повышения эффективности обучения. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, при этом облегчается восприятие изучаемого материала. Игровые ситуации на занятиях всегда вызывают положительные эмоции, снимают усталость, напряжение, что содействует повышению мотивации к учебе. Практика показывает, что систематическая работа по развитию и совершенствованию навыков звукового, слогового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме.
Игра «Машины проделки»
Цель:
закрепление у детей старшего дошкольного возраста умения делить слово на слоги, определять и удерживать в памяти первый и последний слоги слов.
Материал:
силуэт героини мультфильма «Маша и Медведь», предметные карточки с изображением животных (по тематическим циклам), в названиях которых от 1 до 4 слогов, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне выставляют предметные карточки и силуэт Маши. Ребёнку сообщают, что она запуталась в названиях животных, из двух сделала одно. Нужно помочь ей разобраться и правильно назвать животных. Например, лилень (лиса+олень), медволк (медведь+волк) и т.д. Или: носораф (носорог+жираф), бегедил (бегемот+крокодил) и т.д.
Игра «Дорожка»
Цель:
развитие умений самостоятельно определять заданный звук и его позицию в слове, дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости.
Материал:
предметные карточки, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне педагог выставляет предметные карточки так, чтобы их названия составляли дорожку согласно заданию. Например
какой первый звук в слове улитка? В слове утёнок? Нужно помочь улитке добраться до утёнка. Улитка может двигаться только по тем карточкам, в названии которых звук спрятался в середине. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляя на наборном полотне только те, которые соответствуют заданию и проводит по ним улитку. После того, как улитка «добралась» до утёнка, детям предлагается вспомнить слова, по которым двигалась улитка, иначе она не попадёт обратно домой. Подсказкой служит то, что во всех этих словах звук находится в середине слова. Местоположение звука может меняться.
В данной игре дорожку могут составлять карточки, названия которых подобраны в зависимости от задач, которые решает педагог, например, при дифференциации звуков -, выставляются предметные карточки, в названиях которых содержатся эти звуки, но двигаться можно по тем, в которых слышен только один из них, например, .
Игра «Привередливая кукла»
Цель:
закрепление у детей старшей группы умений определять наличие заданного звука в слове и дифференцировать парные согласные.
Материал:
силуэт куклы, предметные карточки, в названиях которых есть парные согласные, наборное полотно.
Ход игры
На наборном полотне выставляют силуэт куклы и предметные карточки, имя куклы начинается с дифференцируемой парной согласной, эти же парные согласные содержатся в названиях предметов, изображённых на предметных карточках.
Например:
это кукла Полина. Какой первый звук в её имени? (.) Полина может выбрать только те предметы в которых спрятался звук . Что наденет Поля, платье или брюки? Что пришито на её платье, пуговицы или бант? Какое украшение выберет, бусы или цепочку? Что обует? Какой фрукт она любит? За каким животным ухаживает? И т.д. Ребёнок проговаривает названия предметных карточек, оставляет на наборном полотне только соответствующие заданию, а затем составляет рассказ о привередливой кукле.
Игра «Поезд слов»
Цель:
развитие умений определять позицию звука в слове и .
Материал:
силуэт поезда с двумя вагонами синего и зелёного цветов с кармашками в начале, середине и конце вагонов, предметные карточки, в названиях которых есть изучаемые согласные звуки с различным положением в слове.
Ход игры
Педагог вспоминает с ребёнком, где в слове может находиться звук (в начале, середине или конце), а также, каким цветом обозначают твёрдые и мягкие согласные звуки: синий — твёрдый, как лёд; зелёный — мягкий, как травка.
Контролёры на вокзале
Пассажиров проверяли:
Предъявите ваш билет!
Их билет — твой ответ.
Н. Хилтон (перераб.)
Ребёнок рассматривает силуэт поезда, называет цвет его вагонов, проговаривает, что в вагоне синего цвета «поедут» слова, в которых есть изучаемый твёрдый звук, а в зелёном — мягкий. Ребёнок берёт предметную карточку, определяет твёрдый или мягкий звук в слове и его позицию (начало, середина, конец слова), а затем вставляет картинку в соответствующее окошко.
План проведения звукобуквенного анализа слов во 2 — 4 классах
1. Произнеси и послушай слово. Запиши транскрипцию.2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Запиши.3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.4. Обозначь выделенный звук буквой. Объясни выбор буквы и т.д. Например, слово «вода»:
вода — во — да» — согл., парн. тв., парн. звон. — «вэ». — гласн., безударн. — «о». — согл., парн. тв., парн. звон. — «дэ». — гласн., ударн. — «а».
Ученик рассуждает так: «В слове «вода» первый звук — . Он согласный, парный твердый, парный звонкий. На письме обозначен буквой «вэ». Звук в сильной позиции.Учитывая, что на записывание словами характеристики каждого звука отнимает много времени и места, рядом с транскрипцией можно помещать условный значок, который показывает, какой это звук: — гласный, — — согласный, глухой, твердый, — согласный, мягкий, звонкий и т. п.При таком подходе учащиеся повторяют правильное название букв русского алфавита, осуществляют анализ слов, отталкиваясь не от буквы, а от звука, осознанно обосновывают выбор букв для обозначения звучания слова на письме. При этом соблюдается естественный ход анализа от звука к букве, что помогает уяснить устройство русского письма, конкретнее — его графики. И самое главное — значительно повышается уровень развития навыка правописания.
Как известно, практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова, является звукобуквенный разбор
:1. Сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?2. Сколько в слове звуков и сколько букв? (Если букв больше, почему?)3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?Вдумаемся в этот план. В нем явно выдвинута на передний план количественная, а некачественная характеристика соотношения звуков и букв (вопрос сколько? в трех случаях из четырех занимает первое место).Систематизировав вышеизложенное, можно предложить учащимся такую краткую информацию:
Звукобуквенный анализ
Гласные буквы: А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, ЕГласные звуки: , , , , ,
. Гласные звуки обозначается красным цветом
.
Звуки
, , , , указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук
, который обозначается синим цветом
.
Гласные Я, Ё, Ю, И, Е
указывают на то, что впереди стоит мягкий звук
, который обозначается зелёным цветом
.
Например: М
О
Х
Л
И
С
А
С
Л
И
В
А
Всегда твердые согласные
: , ,
.
Всегда мягкие согласные
: , ,
.
Например: Ж
И
Р
, Ш
И
ШК
А
, Ч
А
Й
, Щ
У
К
А
, Ц
И
РК
.
Всегда звонкие согласные:
, , , ,
.
Всегда глухие согласные
: , , ,
.
Парные согласные
: Б
-П
, В
-Ф
, З
-С
, Ж
-Ш
, Г
-К
, Д
-Т
.
Буквы имеют 2 звука
: Я, Ё, Ю, Е
(если: стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука).
Например, разбор слова ЯРКИЙ:
1. В слове яркий
ударение падает на гласную «Я»
.2. Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3. В слове ЯРКИЙ
две гласные буквы «Я
» и «И
», поэтому два слога.4. Буква «Я
» имеет два звука — , потому что стоит впереди слова. Звук -всегда мягкий,обозначаем зелёным цветом. Звук -гласный, обозначаем красным цветом.5. Буква «ЭР
» — звук . Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.6. Буква «КА
» — звук , обозначаем зелёным цветом, потому что гласный звук указываетна мягкость впереди стоящего звука.7. Буква «И
» — звук . Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.8. Буква «Й
» — звук . Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.
Памятки для детей. Звукобуквенный анализ слова
1. Записать слово, поставить ударение, написать количество слогов.2. Согласные звуки: звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.3. Гласные звуки: Ударные или безударные.4. Написать количество букв и звуков.
Примеры слов:
Согласные звуки и буквы
Парные: -, -, -, -, -, -.
Непарные: , , , , , , , , .
Звонкие: , , , , , , , , , , .
Глухие: , , , , , , , , , .
Всегда твёрдые: , , .
Всегда мягкие: , , .
Используемая литература
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: «Каро», 2002.2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.3. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.-М., 2006.4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии// Развитие и коррекция.-2001.5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 11999.6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб., 1998.7. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. — М., 2000.8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 1999.
Слайд 5
«Включи телевизор»Логопед объясняет детям: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных в верхнем кармашке. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится соответствующий предмет».Логопед вставляет в верхний кармашек предметные картинки, например: матрешку, аиста, кота, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м, а, к) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мак). Затем демонстрирует картинку с маком на экране.Дети выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Слова, можно составить по первым или последним звукам.
Слайд 4«Звуковая пирамида»Логопед демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги.
В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой .«Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».Логопед вызывает поочередно детей .Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Ошибочный ответ не засчитывается, картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.