Развитие памяти у детей в детском саду

Игры на развитие памяти и внимания у детей 6-7 лет

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Что ребенок должен уметь в возрасте 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет ребенок только начинает овладевать умением концентрировать внимание и успех этого процесса во многом зависит от окружающих

Именно поэтому важно обеспечить ребенка всеми необходимыми инструментами и помощью. Консультации логопеда будут способствовать всестороннему развитию и помогут быстрее освоить навык произвольной концентрации внимания

Консультации логопеда будут способствовать всестороннему развитию и помогут быстрее освоить навык произвольной концентрации внимания.

Увлеченный делом или предметом ребенок должен уметь концентрироваться на нем от 1 до 1,5 часов

Малопривлекательная деятельность заставляет внимание ребенка переключаться быстрее.
Дети могут держать в поле своего внимания не менее 3-х предметов.
Повышается способность подмечать детали и мелкие особенности окружающего мира.. Для того чтобы проверить уровень внимания малыша проведите небольшой тест:

Для того чтобы проверить уровень внимания малыша проведите небольшой тест:

  1. Разложите на столе перед ребенком не менее 10 предметов.
  2. Накройте их непрозрачной тканью или листом бумаги.
  3. Затем уберите ткань и попросите ребенка запомнить предметы, находящиеся перед ним. Для выполнения этого задания достаточно 3-х секунд.
  4. Затем снова закройте предметы тканью и попросите малыша назвать все, что он запомнил.

Чем больше предметов назовет ребенок, тем выше его способность концентрировать внимание

Игры на сообразительность и внимательность

Игра 1

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — руки на пояс. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра 2

Играть может один ребенок или можно устроить соревнование. Главная задача — собрать по образцу. Это может быть игра с кубиками, пазлами, мозаикой, конструктором. Главное, чтобы ребёнок повторил или собрал что-либо по инструкции.

Игра 3

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, шапка, карандаш, медведь, окно, лиса и т.д. Ребенок должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Теперь предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания.

Игра 4

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок  идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок, запомнив дорогу, должен провести группу детей тем же путем. Затем дети меняются ролями.

Игра 5

По залу расставляются в случайном порядке стулья. Дети садятся на стулья. Когда заиграет музыка, все встают со стульев и начинают бегать вокруг них. В это время ведущий убирает один стул. С окончанием музыки дети должны сесть на стулья. Оставшийся без стула выходит из игры.

Игра 6

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «цапли» (стоять на одной ноге). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Для более взрослых детей можно ввести другие команды (поднять руки, руки на пояс и т.д.)

Игра 7

Несколько предметов раскладывают на столе. Участники игры запоминают их. Затем они отворачиваются, а ведущий убирает один или два предмета. Также можно усложнить задание тем, что оставшиеся предметы менять местами. Кто первый обнаружит пропащий предмет, тот и выиграл!

Игра 8

Совместно выбирается любой предмет. Все выходят из комнаты и ведущий прячет его. Игроки, зайдя в комнату внимательно все осматривают, пытаясь его отыскать. Задачу можно упростить, если ведущий будет подсказывать с помощью слов «горячо-холодно».

Игра 9

Положить в коробку несколько небольших предметов разного цвета. Попросить ребёнка сосчитать сколько в коробке, например, предметов синего цвета. Когда он сосчитает и скажет, задать ему дополнительные вопросы. Это могут быть любые вопросы относительно других предметов лежащих в этой коробке. В эту игру можно также играть с предметами, находящимися в комнате или на улице. Эта игра также отлично развивает память.

Игра 10

Играющие повторяют за ведущим движения, но с отставанием на одно: при первом движении ведущего играющие остаются неподвижными, при втором движении – повторяют первое, при третьем – второе и т.д. Можно усложнить игру, предложив играющим отставать от ведущего на два движения. Перепутавший движения, выбывает из игры.

Игра — это отличный способ развития ребёнка. Используйте эти 10 интересных игр для развития внимания ребёнка. Придумайте играм свои названия. Ребёнок будет благодарен вам за отлично проведенное время, а вы, в дальнейшем, будете радоваться его успехам.

Хочу сказать также о лабиринтах. Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, игра, но и очень полезное развивающее упражнение.

Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:

Развивается его внимание;
Тренируются навыки чтения;
Развивается мышление;
Улучшается пространственная ориентация;
Развивается зрительная память;
Тренируется умение достигать цели;
Развивается терпение и упорство;
Формируется координация движений руки и глаза;
Развивается мелкая моторика руки;
Тренируется наглядно-образное мышление;

Развивается умение преодолевать трудности.

Трехлетний и пятилетний

Общеизвестно, что трехлетний ребенок интересуется простыми вещами. Поэтому игры с малышами в предыдущей статье были короче и проще, хотя были нацелены на то же самое. Однако пятилетний, а особенно шестилетний вырос физически и умственно. В результате, он знает о мире больше и уже интересуется деталями всех известных ему ранее явлений.

Например, трехлетке достаточно знать и понимать, что трава зеленая, а небо голубое. Более того, некоторые дети постарше уже успевают дознаться, почему. И в других вопросах они уже могут разбираться достаточно хорошо. Лучше или хуже в зависимости от собственных интересов.

Суть самих игр меняться не будет.

Поменяется лишь содержание – на более сложное. В эти игры можно спокойно играть в детском саду или дома, без привлечения педагогов. Однако чем больше детей вовлечено в процесс, тем лучше.

Развитие памяти и внимания у детей 5-7 лет

Совсем необязательно проводить скучные занятия и читать нравоучения. Множество интересных и по-своему забавных развлечений превращают повседневное общение в процесс воспитания, способный влиять на ребёнка в нужном направлении. Одним из практических приёмов такого плана являются игры на развитие памяти.

Играть можно в группе и индивидуально

Следует запомнить! Даже если обнаружилось, что у дошкольника слабая память, всегда есть шанс натренировать это качество. Начать можно с самых простых упражнений, составленных в увлекательной форме. Игры на развитие памяти дошкольников хорошо подходят как для коллективных занятий в средней и старшей группе детского сада, так и для индивидуальной работы.

Правила развития памяти у дошкольников

Очень важно наблюдать и анализировать, какого рода задания вызывают наибольшие затруднения. Для этого каждый родитель способен провести небольшие тесты, которые помогут лучше представить, на что в большей степени необходимо делать акцент

Детский ответ может не соответствовать истине не из-за отсутствия памяти, а в связи с повышенной фантазией ребёнка или его нежеланием общаться.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово  (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений. 

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Советы педагогов

Если вы хотите помочь своему ребенку стать внимательнее и сделать его память лучше, то стоит проводить с ним занятия, соблюдая определенные правила:

Важно подбирать материал для игр и упражнений, соответствующий возрасту детей.
Стоит подбирать более простые и короткие задания для гиперактивных детей, им такие занятия даются с трудом.
Проводить игры нужно по одной-две за один раз, не больше.
Поддерживайте интерес малышей к каждому новому упражнению, используя привлекательные картинки и игрушки.
Можно использовать для развития внимания и памяти музыкальные игры и задания. Например, повторить заданный ритм или определить звучащий инструмент.
Хвалите детей не только за успехи, но и за старание.. Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты

Они нравятся детям и приносят им большую пользу!

Последовательные и регулярные игры на развитие внимания для дошкольников непременно принесут отличные результаты. Они нравятся детям и приносят им большую пользу!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: