Под игровой технологией понимаем
Игровая технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или сказки).
Целью игровой технологии является формирование основы мотивации, которая в полной мере способна сформировать навыки и умения деятельности, исходя из условий дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи:
- Стремиться к высокому мотивационному уровню и достигнуть его, формирование у ребенка осознанного понимания необходимости в получении знаний и умений на базе собственной активности ребенка.
- Подбор средств, направленных на активизацию деятельности детей. и способствующих достижению высоких результатов.
- Укрепление эмоциональной связи ребенка с воспитателем.
Что нужно знать о деятельностном подходе
5 февраля, 2017 admin
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
В настоящее время деятельностный подход является основой для организации всего образовательного процесса в ДОУ.
Основные идеи деятельностного подхода в дошкольном образовании:
- Психика ребенка развивается в деятельности.
- На основе внешней деятельности с предметами и объектами формируется внутренняя (интеллектуальная) деятельность.
- Каждый этап психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности.
- Индивидуальные особенности ребенка влияют на отношение его к деятельности и качество освоения деятельности.
Таким образом, педагог должен помнить, что ребенок как личность развивается в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества.
Поэтому необходимо построить такое взаимодействие, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в процессе активных действий самих дошкольников.
Решение проблемных ситуаций подразумевает и определенный уровень трудности, ведь у ребенка нет готовых способов их разрешения, ему необходимо найти решение самостоятельно. В результате у воспитанников развивается способность к поисковой деятельности, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях.
Приведу один пример, в котором очень хорошо виден алгоритм решения подобных проблемных ситуаций.
Детям было предложено задание: перенести строительные кубики в противоположный угол игровой комнаты (группы) как можно быстрее. (Мотивация: нужно помочь поросятам очень быстро построить домик, чтобы спрятаться в нем от волка.) Дети, толкаясь и мешая друг другу, постарались быстро перенести в руках кубики в противоположный угол группы.
Педагог похвалила их и спросила: «А как ещё можно было быстро перенести кубики? Какие ещё есть способы?». И оказалось, что дошкольники знают много других способов решения этой ситуации:
— положить кубики в кузов игрушечной машины и перевезти;
— встать плечом к плечу и передавать кубики из рук в руки по цепочке;
— положить кубики в большую сумку и перенести и др. способы.
Самое главное — дети поняли, что есть различные способы решения данной проблемы.
В этом суть деятельностного подхода — не только усвоить конкретные знания и навыки, но и овладеть способами действий (как это сделать), то есть научиться управлять своей деятельностью.
Чтобы применять деятельностный подход, педагогу нужно обязательно использовать активные методики и образовательные технологии. (Несколько технологий я полностью раскрыла в книге «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей» в разделе 3. «Применение технологий по некоторым направлениям развития дошкольников»).
Получается, что ребенок у нас уже не объект, а участник своего же обучения. Педагог в этом случае — не единственный источник знаний, а наставник, помощник и консультант.
Примеры деятельностного подхода в конспектах занятий можно посмотреть по этим ссылкам:
Опубликовано в рубрике Методические подсказки
Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ
Определение 1
Игровые технологии – это совокупность разнообразных приемов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.
Игровые технологии хороши тем, что они, являясь развлекательной формой деятельности, при грамотном руководстве становятся средством обучения, способом развития творчества, терапевтическим средством и способом социального становления и развития подрастающего поколения.
Рисунок 1. Игровые технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Игровые технологии находят активное применение в образовательном процессе в ДОУ, на всех его этапах. В каждой возрастной группе применяются разнообразные варианты игр, ориентированные на решение задач, присущих данной возрастной группе и общее развитие детей.
Игровые технологии применяются в образовательном процессе в ДОУ по следующим направлениям:
- Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
- На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью, с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
- В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.
Значение игровых технологий, применяемых на любом этапе обучения, в любой деятельности, на разных этапах учебного занятия, сводится к следующему:
- Активизация работы дошкольников;
- Развитие познавательной заинтересованности;
- Активное воздействие на эмоциональную сферу воспитанников и формирование эмоционального отклика на тот или иной вид деятельности;
- Развитие творческого потенциала личности;
- Концентрация временных ресурсов, отводимых на реализацию каждого отдельного занятия, посредством наличия правил игр и четкой формулировки ее условий;
- Вариация стратегии и тактики игровых действий, посредством постановки разных игровых задач, их усложнения и упрощения по мере усвоения учебного материала, развития творческих направлений деятельности.
Игровые технологии охватывают конкретную сферу образовательного процесса, часть образовательной деятельности, объединенную общим содержанием, сюжетной линией, персонажами. Игровые действия выступают в форме упражнений, направленных на формирование знаний и навыков деятельности, носящих общий развивающий характер.
Рисунок 2. Отличие игровой технологии от игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.
Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям (например, на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.
Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.
Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.
Согласно ведущих игровых интересов тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что — изготовить с помощью родителей, — вместе с детьми).
Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем самым поддержать интерес к игре.
Современные игровые технологии в ДОУ
Современные ИТ ориентируются на интересы детей XXI века, но при этом учитывают возраст ребенка и его психофизиологические особенности.
Завоевавшие популярность в последние годы в детских садах игровые технологии:
- «Квест» – ребенок учится решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов. При этом используется определенный сюжет, в основе которого перемещение по карте, маршрутному листу, с помощью волшебного клубка или экрана.
- Палочки Д.Кюизинера – универсальный дидактический материал для развития математических способностей.
- Логические блоки Дьенеша помогают осваивать азы математики в игровой форме.
- Игропластика – йога и упражнения стретчинга, выполняющиеся в игровой сюжетной форме.
- SandArt – рисование песком на столах с подсветкой. Этот прием имеет широкий спектр возможностей: развитие творчества, эмоциональной сферы, моторики, познавательных процессов.
Современная организация игрового пространства непременно заинтересовывает дошкольников, повышает их активность и самостоятельность в действиях.
Познание окружающей природы через игру
Экологическое воспитание в ДОУ достигает своей цели, если оно происходит через игру. Используются сюжетно-ролевые игры, викторины, квесты, дидактические игры, маршруты Экологической тропы, игры с природным материалом.
Например, при проведении тематической викторины команды дошкольников закрепляют свои знания о природе. А путешествие по экологической тропе позволяет дать новую информацию с помощью хозяина тропы или повторить материал на знакомых станциях.
Дети очень любят играть с водой и песком, собирать листочки, шишки, семечки. Все это позволяет узнавать о свойствах, качествах и способах использования природного материала.
Игровые технологии для развития мышления
Одна из задач педагога в детском саду – подготовка ребенка к школе. Важнейшее из направлений – научить мыслить. В помощь педагоги выбирают технологии:
- проектной деятельности;
- исследовательской;
- игровой;
- ТРИЗ.
Для развития детей дошкольного возраста вполне подходит ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Используемые в ТРИЗ методы позволяют раскрепостить мышление, дать волю воображению и фантазии. Например, упражнение на функциональную аналогию. Ребенку предлагают слово «ветер». Необходимо назвать похожие предметы. Установка: «Подумай, какие действия выполняет ветер и назови подходящие в окружающем мире». Варианты: ветер – пылесос – вентилятор – дыхание.
Познавательно-исследовательская деятельность особенно заинтересовывает ребенка, если ему самому доверяют провести эксперимент. Дошкольники с огромным интересом взвешивают предметы и расставляют их по весу, смешивают краски так, чтобы получить новый цвет.
Игровые технологии, способствующие развитию речи
Использование игровых технологий в доу направлено также на развитие речи детей. Далеко не каждый ребенок самостоятельно или при побуждении взрослого готов что-то рассказывать, задавать вопросы. Иная ситуация складывается, если дошкольника вовлечь в игровой сюжет.
Игра становится мотиватором для общения со взрослыми и сверстниками. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, словесные, дидактические, пальчиковые, подвижные, артикуляционные, кинезиологические игровые упражнения. Даже самый застенчивый и нерешительный ребенок с готовностью вступает в диалог, если ему предложить говорить от имени куклы-марионетки.
Эффективны дидактические игры, поскольку их обучающая цель прекрасно замаскирована игровыми условиями. К примеру, взрослый приглашает детей в «Путешествие в Сочиняйку» и начинает рассказывать истории про игрушки, «веселых человечков», зверушек, а дети продолжают. Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, развивать речь. При затруднении взрослый задает наводящие вопросы.
Актуальность метода
Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.
Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.
Системно-деятельностный подход – основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.
Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.
Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.
Сущность приема – в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.
Такой деятельностный подход – основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.
Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.
Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.
Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского
Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей
Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.
Приемы деятельностного подхода
Выделяют следующие приемы (методы) данного подхода:
- моделирование: формирование образного и абстрактного (теоретического) мышления;
- дискуссия: развитие критического мышления и коммуникативных черт характера; обмен мнениями, последующее согласование противоположных точек зрения и в итоге приход к общему основанию;
- диалог: попеременный обмен различными мнениями по единому предмету обсуждения для более детального развития представлений по теме. В его основе лежит какая-то проблема, поэтому ученикам необходимо сопоставить, дополнить, уточнить разные точки зрения, рассмотреть различные аспекты ее разрешения;
- «аквариум»: разноаспектный анализ рассматриваем проблемы, развитие у учеников рефлексивных способностей. Подразумевает одновременно работу внутренней и внешней группы учеников. Внутренняя принимает участие в обсуждении исследуемой темы/проблемы, а внешняя наблюдает за ней;
- «снежный ком»: развитие коммуникативные навыков путем работы в парах (в малых и больших группах);
- «мозговой штурм»: развитие способностей по генерации новых креативных идей, а также их анализ и синтез;
- «жужжащие группы»: техника развитие коммуникаций в малых группах. Большая группа разбивается на несколько малых для работы над конкретным вопросом или проблемой. Во время рабочего обсуждения в аудитории издается шумный звук, похожий на жужжание роя пчел;
- имитационные упражнения: воспроизведение определенных рабочих ситуаций путем создания специальных условий для получения учениками опыта, аналогичного с приобретаемым в реальной жизни;
- анализ конкретных учебных ситуаций: усовершенствование навыков и приобретение опыта, например, при осмыслении полученной информации, ее анализе и синтезе, выборе аргументов, путей решения проблемы и т. д.;
- проблемное изложение: демонстрация педагогом способов организации мыслительного процесса, ознакомление с основными этапами проблемно-поисковой деятельности;
- эвристический, сократический (частично-поисковый) метод: усвоение учениками лишь отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;
- исследование: изучение учащимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, совершенствование исследовательских, аналитических и творческих навыков;
- «круглый стол»: групповое обсуждение рассматриваемой темы всеми членами коллектива;
- игровое обучение: воссоздание и получение общественного опыта в искусственно созданных условиях, например, о различных знаниях, умениях, эмоциональной оценке каких-либо явлений;
- проектная деятельность: ознакомление с технологией составления и выполнения проектов.
Квесты в формировании инициативы дошкольников
Для поддержки инициативы у старших дошкольников – это разработка и организация квестов образовательного характера. Образовательные квесты проводятся в детском саду. Используются для этого помещения группы, музыкальные комнаты и другие подходящие помещения.
Чтобы создать маршрут квеста, нужно выбрать один из следующих вариантов:
- создать маршрутный лист (не него вписывают все точки и места, где они находятся. Также здесь заносятся загадки или ребусы, которые нужно разгадать, чтобы понять место следующей точки);
- схематические карты, изображающие маршрут;
- участники могут получать информацию о том, куда им идти уже после выполнения задания на одной из остановок.
Часто организуются образовательные квесты линейного типа, в которых игроки идут в соответствии с указанным маршрутом от одной точки к другой до тех пор, пока не окажутся на конечной станции.
Квест всегда начинается в помещении группы. Дошкольники получают конкретную цель.
Например, детям говорят о том, что пришло сообщение от генерала В.И. Темного, которое содержит информацию о том, что он потерял очень важную вещь. Естественно, дети должны ее найти.
Затем педагог дает детям инструкцию к выполнению первого задания. Так начинается игровой процесс. Обычно первые задания несут интеллектуальную направленность. Дети разгадывают головоломки, складывают пазлы, режут картинки и т.п. Решая интеллектуальные задания, дошкольники развивают нестандартное мышление.
Затем ребята, сложив пазлы, получают фотографию, изображающую место, куда нужно двигаться дальше. Проходя квест, дошкольники выполняют различные задания.
Например, они участвуют в спортивных эстафетах. За участие они получают поощрительные подарки. Это могут быть значки и жетоны. Выполняя физические упражнения, дети стараются найти наиболее оптимальное решение задачи.
Оказавшись в музыкальном классе, дошкольники выполняют задание с музыкальным сопровождением.
Когда квест заканчивается, все задачи оказываются решенными. Дошкольники собирают множество подсказок, которые помогут им решить последнее задание.
Последующие задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий.
Публикация «Консультация „Деятельностно-игровой подход в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
— игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую – раскрываются скрытые таланты, выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;
— релаксационная функция – снижается излишнее напряжение;
— компенсаторная функция – дает человеку то, что ему не хватает.
Большинству игр присущи 4 главные черты:
— свободная развивающая деятельность по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности;
— творческий импровизационный характер;
— эмоциональная приподнятость деятельности;
— наличие прямых или косвенных правил.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старшего поколения младшим люди использовали с древних времен. игра – форма организации детской жизни цементирует весь образовательный процесс в детском саду, так как именно в игре ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху.
Выделяются 3 класса игр:
— игры, возникающие по инициативе детей
— игры, возникающие по инициативе взрослого
— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса.
Научить игре можно лишь играя. Педагог – играющий партнер. Без помощи взрослого игра не возникает. Взрослый дает игрушки, создает условия, помогает наладить взаимодействие и взаимоотношения в игре.
Понятие игровые педагогические технологии включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, стимулирующих детей к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов в различных формах НОД происходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
— познавательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный наглядный материал используется в качестве средств, вводится элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе, сочетание элементов игры и обучения. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности и 5 направлениям развития ребенка: физические (двигательные, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Типы игр: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.
Современные игровые технологии в ДОУ
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Необходимо также создать абсолютно новую форму методик для преподавателей, ориентированную на независимый и самостоятельный выбор игр среди дошкольников и обеспечивающую свободное выражение эмоций и чувств, а также раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка
Необходимо также создать абсолютно новую форму методик для преподавателей, ориентированную на независимый и самостоятельный выбор игр среди дошкольников и обеспечивающую свободное выражение эмоций и чувств, а также раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка.
Основные модели проекта направлены на поддержание здоровья обучающихся. Для этого необходимо направить все возможные факторы на удовлетворение потребностей и интересов детей.
Развитие крупной и мелкой моторики рук, участия и победы в различных соревнованиях и мероприятиях, психическое и физическое здоровье каждого из детей, самосовершенствование и самопознание, совершенствование уже имеющихся навыков – все это обеспечит среда.
Это игровое обучающее пространство будет ориентировано на различия в возрасте, активности, открытости, самостоятельности. Также существенны отличия пола.
Для обеспечения самостоятельности, детям даже предоставляется возможность выбора помещения, а также самого вида деятельности.
Получается, что ребенок, с участием взрослых, обустраивает пространство вокруг себя, это не только доставляет удовольствие дошкольнику, но и развивает его во всех пониманиях. Этот вид деятельности построен на индивидуальных особенностях каждого ребенка, при том он сам становится субъектом образования.