Экологические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраcта

Экологические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраcта

Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Ниже представлены варианты таких игр.

«Отгадай и нарисуй»

Цель: развить мелкую моторику.

Задачи:

  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие произвольного мышление.

Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.

Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу

Методика проведения:

  • Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
  • Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.

«Что за семена?»

Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
  • Формирование наблюдательности.

Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.

Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.

Игра «Это детки с какой ветки?»

«Кто летает и ползет?»

Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.

Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.

Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.

«Чья тень?»

Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).

Детям нужно найти соответствие.

Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень

Что в мешочке?

Цель: сенсорное развитие дошкольников.

Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.

Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала

«Вершки — корешки»

Цель: научить составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.

Методика проведения:

  • Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
  • Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.

«Четвертый лишний»

Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.

Кто на рисунке лишний 

Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей

Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.

Роль и задачи дидактических игр по экологии

Защита природы — важная задача каждого человека. Необходимо сформировать понимание механизмов мира, в котором находятся люди, осознание того, что в природе все циклично, привить сознательность во взаимодействии с ее объектами. В этом заключается основная задача игр по экологии.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям

  • сформировать знания об окружающем мире;
  • расширить кругозор;
  • познавать многоликий мир природы;
  • осознать целостность всей экосистемы, а также отдельного организма;

Игра помогает сформировать знания об окружающем мире

  • заметить уникальность каждого объекта природы;
  • усвоить сложную систему отношений с окружающей средой;
  • развить любовь и сострадание ко всему живому;
  • запомнить, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в мире растений и животных.

С их помощью педагогу легче создать благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Также они способствуют развитию у воспитанников детского сада наблюдательности, любознательности, пытливости, формируют интерес к различным объектам окружающего пространства. Развиваются общие навыки: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Проявление любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней, а также появление целесообразного поведения становятся целью дидактики.

Формирование любви к природе — одна из задач воспитания

Внимание! Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений

Поэтому так важно в игре и на прогулке стимулировать наблюдение, направлять впечатления малыша

Виды игровых занятий могут быть следующими:

  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • подвижные;
  • с мячом;
  • словесные.

Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности

Рекомендуется также совместное изготовление лэпбука на каждое время года, который будет содержать всю изученную информацию. Чтобы дети могли его рассматривать, трогать и повторять пройденное. Стоит организовать выставку поделок из природного материала, выполненных дома с родителями.

Опиши, я отгадаю*

Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Игровое действие. Загадывание взрослому за­гадок. Правила. Нельзя называть то, что описывают. От­вечать на вопросы воспитателя четко и правильно. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его назва­ние. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Подвижные игры по экологии

Ниже представлены несколько подвижных игр по экологии.

«Чей листик?»

Цель: Уметь отличать деревья друг от друга по признакам.

Дидактический материал: бумажные листья, карточки с изображением известных детям деревьев.

Методика проведения: Игру лучше проводить на прогулке, чтобы ребята могли сравнить изображения с настоящими объектами. На веранде расставляют стулья, на которые выкладывают карточки, где изображены растения. Воспитанники получают бумажные листочки. Ведущий дает команду: «раз, два, три, листик к дереву беги». Побеждает тот, кто первым нашел соответствие. Далее происходит обмен карточками.

Карточка для игры «Чей листик?»

Игры с мячом: «Я знаю»

Цель: упражнять в дифференциации классов объектов природы.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания, речи.
  • Формирования умения выделять признаки предмета.

Методика проведения подвижной игры: Все становятся в круг. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, поймавший ребенок должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых ему птиц.

Занятия с мячом относятся к малоподвижным

«Большой и маленький»

Цель: закрепить полученные знания о животных.

Задачи:

  • �Развитие основных мыслительных процессов, речи.
  • Вспомнить названия зверей и их детенышей.

Методика проведения такая же, как в предыдущей игре. На прогулке либо в группе все становятся в круг. Ведущий бросает мячик участнику, произнося название животного, а ребенок — его детеныша. Например: кошка — котенок, кролик — крольчонок, собака — щенок. Процесс проходит в быстрой форме, чтобы играющие старались отвечать быстро и не путаться.

«Стихия обитания»

Воспитатель бросает мяч, произнося название животного или птицы, а участник, принявший бросок, называет стихию обитания: земля, вода, воздух. Например: ласточка — воздух, щука — вода, крот — земля. Игра идет быстро, мячик все время подвижный, чтобы играющие развивали внимательность.

Внимание! Копилка педагога-профессионала должна содержать дид. игры по всем направлениям, в соответствии с возрастом учащихся

Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса.

Опиши, мы отгадаем

Первый вариант. Дидактическая задача. Описать предметы и найти их по описанию. Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Дать описание подробно и четко в при­нятой последовательности. Ход игры. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ре­бят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать. Второй вариант. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать за­гадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель преду­преждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последо­вательность описания, сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе. Примечание. Последние две игры рекомендуется проводить с детьми 4—5 лет. ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Комнатные растения меньше знакомы младшим до­школьникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цве­ток», не зная точного названия того или иного комнатного растения. Дети младшей и средней групп на занятиях по озна­комлению с природой и в играх должны усвоить: 1. Названия комнатных растений (для младшей груп­пы— 1—2, затем в каждой группе прибавляется еще 2—3 названия). 2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами расти­тельного мира: «как дерево», «как травка». 3. Знать части растений: выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вна­чале словом ветка; уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий); уметь рассказать о цветах: на­звание окраски в пределах основ­ных цветов, количество на цвето­ножке (много, один). Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность зада­ний в играх с комнатными расте­ниями нужно изменить по сравне­нию с предыдущей группой игр. Прежде всего детям надо по­казать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Пер­вые задания («найди такой же» нахождение предметов по сход­ству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет

Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится зада­ча: найти растения по описанию взрослого

Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску. Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ста­вят задачу — найти растение по названию. Дети средней группы уже име­ют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти рас­тения по описанию взрослого. За­тем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим -описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на от­личительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами раститель­ного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл. Игры с заданием «найти растение по названию» труд­нее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их прово­дят после того, как дети узнают о растениях.

Угадай растение по описанию*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию. Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе. Оборудование. Для первых игр отбирают не­сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли­чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра­стение Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска­зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель

Педа­гог обращает внимание детей на форму листьев (круг­лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве­тоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спра­шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его

Можно предложить ребятам найти в групповой ком­нате все растения, похожие на описанное. Где спряталась матрешка!* Первый вариант. Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки. Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя. Оборудование. На столе расставляют 4—5 рас­тений Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита­тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи­татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. Второй вариант. Матрешка «прячется» за любое растение, находя­щееся в групповой комнате.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: