Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста
Ниже представлены варианты таких игр.
«Отгадай и нарисуй»
Цель: развить мелкую моторику.
Задачи:
- Подготовка руки к письму.
- Развитие произвольного мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.
Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу
Методика проведения:
- Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
- Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.
«Что за семена?»
Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
- Формирование наблюдательности.
Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.
Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.
Игра «Это детки с какой ветки?»
«Кто летает и ползет?»
Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.
Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.
Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.
«Чья тень?»
Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).
Детям нужно найти соответствие.
Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень
Что в мешочке?
Цель: сенсорное развитие дошкольников.
Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.
Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала
«Вершки — корешки»
Цель: научить составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.
Методика проведения:
- Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
- Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.
«Четвертый лишний»
Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.
Кто на рисунке лишний
Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей
Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.
Роль и задачи дидактических игр по экологии
Защита природы — важная задача каждого человека. Необходимо сформировать понимание механизмов мира, в котором находятся люди, осознание того, что в природе все циклично, привить сознательность во взаимодействии с ее объектами. В этом заключается основная задача игр по экологии.
Дидактические игры экологического содержания помогают детям
- сформировать знания об окружающем мире;
- расширить кругозор;
- познавать многоликий мир природы;
- осознать целостность всей экосистемы, а также отдельного организма;
Игра помогает сформировать знания об окружающем мире
- заметить уникальность каждого объекта природы;
- усвоить сложную систему отношений с окружающей средой;
- развить любовь и сострадание ко всему живому;
- запомнить, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в мире растений и животных.
С их помощью педагогу легче создать благоприятные условия для решения задач сенсорного развития. Также они способствуют развитию у воспитанников детского сада наблюдательности, любознательности, пытливости, формируют интерес к различным объектам окружающего пространства. Развиваются общие навыки: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Проявление любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней, а также появление целесообразного поведения становятся целью дидактики.
Формирование любви к природе — одна из задач воспитания
Внимание! Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений
Поэтому так важно в игре и на прогулке стимулировать наблюдение, направлять впечатления малыша
Виды игровых занятий могут быть следующими:
- предметные;
- настольно-печатные;
- подвижные;
- с мячом;
- словесные.
Лэпбук активизирует у детей интерес к познавательной деятельности
Рекомендуется также совместное изготовление лэпбука на каждое время года, который будет содержать всю изученную информацию. Чтобы дети могли его рассматривать, трогать и повторять пройденное. Стоит организовать выставку поделок из природного материала, выполненных дома с родителями.
Опиши, я отгадаю*
Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. Игровое действие. Загадывание взрослому загадок. Правила. Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д. Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
Подвижные игры по экологии
Ниже представлены несколько подвижных игр по экологии.
«Чей листик?»
Цель: Уметь отличать деревья друг от друга по признакам.
Дидактический материал: бумажные листья, карточки с изображением известных детям деревьев.
Методика проведения: Игру лучше проводить на прогулке, чтобы ребята могли сравнить изображения с настоящими объектами. На веранде расставляют стулья, на которые выкладывают карточки, где изображены растения. Воспитанники получают бумажные листочки. Ведущий дает команду: «раз, два, три, листик к дереву беги». Побеждает тот, кто первым нашел соответствие. Далее происходит обмен карточками.
Карточка для игры «Чей листик?»
Игры с мячом: «Я знаю»
Цель: упражнять в дифференциации классов объектов природы.
Задачи:
- Развитие памяти, внимания, речи.
- Формирования умения выделять признаки предмета.
Методика проведения подвижной игры: Все становятся в круг. Сначала роль ведущего выполняет воспитатель, затем кто-то из группы. Ведущий называет класс (птицы, рыбы, растения, земноводные) и бросает мяч, поймавший ребенок должен назвать пять представителей класса. Например, пять знакомых ему птиц.
Занятия с мячом относятся к малоподвижным
«Большой и маленький»
Цель: закрепить полученные знания о животных.
Задачи:
- �Развитие основных мыслительных процессов, речи.
- Вспомнить названия зверей и их детенышей.
Методика проведения такая же, как в предыдущей игре. На прогулке либо в группе все становятся в круг. Ведущий бросает мячик участнику, произнося название животного, а ребенок — его детеныша. Например: кошка — котенок, кролик — крольчонок, собака — щенок. Процесс проходит в быстрой форме, чтобы играющие старались отвечать быстро и не путаться.
«Стихия обитания»
Воспитатель бросает мяч, произнося название животного или птицы, а участник, принявший бросок, называет стихию обитания: земля, вода, воздух. Например: ласточка — воздух, щука — вода, крот — земля. Игра идет быстро, мячик все время подвижный, чтобы играющие развивали внимательность.
Внимание! Копилка педагога-профессионала должна содержать дид. игры по всем направлениям, в соответствии с возрастом учащихся
Дидактические игры по экологии в старшей группе — необходимый элемент учебного процесса.
Опиши, мы отгадаем
Первый вариант. Дидактическая задача. Описать предметы и найти их по описанию. Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Дать описание подробно и четко в принятой последовательности. Ход игры. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать. Второй вариант. Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последовательность описания, сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе. Примечание. Последние две игры рекомендуется проводить с детьми 4—5 лет. ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения. Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить: 1. Названия комнатных растений (для младшей группы— 1—2, затем в каждой группе прибавляется еще 2—3 названия). 2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка». 3. Знать части растений: выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка; уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий); уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один). Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр. Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет
Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого
Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску. Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу — найти растение по названию. Дети средней группы уже имеют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти растения по описанию взрослого. Затем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим -описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами растительного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл. Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.
Угадай растение по описанию*
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию. Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе. Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2—3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель
Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его
Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное. Где спряталась матрешка!* Первый вариант. Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки. Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя. Оборудование. На столе расставляют 4—5 растений Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. Второй вариант. Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.