Комплекс артикуляционной гимнастики детям 2-3 лет

Оценка и анализ устной речи ребёнка

Процесс артикуляции и структура артикуляционного аппарата

Согласованная работа органов артикуляционного аппарата, которая позволяет реализовать человеческую речь, называется артикуляцией.

Артикуляция является многоступенчатым процессом и состоит из трех следующих друг за другом фаз:

  • приступ (экскурсия) или занятие органами речи позиции, которая требуется для произнесения какого – либо звука;
  • выдержка иди фиксация занятой позиции;
  • отступ или рекурсия: возврат органов речи в исходное состояние, а также подготовка и принятие позиции для того, чтобы произнести следующий звук.

В образовании звуков, речевой волны участвует комплекс органов, который в совокупности составляет речевой аппарат человека. Такой аппарат представлен: аппаратом дыхания, полостью рта, гортанью, полостью носа.

Рисунок 1. Речевой аппарат человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Артикуляционный аппарат входит в структуру периферического речевого аппарата, который совместно с воздухообразующим или дыхательным аппаратом, а также голосовым аппаратом придает индивидуальную окраску голосу и выполняет основную роль при звукообразовании.

Носоглотка – это верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоана и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твёрдое небо.

Небная занавеска – это задняя подвижная небная часть, которая представляет собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Резонаторные полости – это четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа они выполняют роль резонатора голоса.

Источником звука является надставная труба или резонатор, внутри которого образуются обертоны и различные резонаторные тоны, всевозможные шумы от трения струй воздуха о сближенные артикуляционные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Надставная труба берет начало в полости глотки (фаринксе), в которой находится надгортанный хрящ и в последствии разделяется на две выходные полости, а именно ротовую и носовую. Эти полости образуют между собой небо, передняя часть которого имеет твердую структуру, а задняя мягкую. Она представляет собой небную занавеску, которая заканчивается маленьким язычком.

Состояние звукопроизношения

5 причин нарушения речи у детей

Бывают разные ситуации, когда у ребенка наблюдаются отклонения в речи. Вот наиболее частые причины возникновения этой проблемы.

1. Хирургическая причина. Анатомически короткая уздечка языка не позволяет ему нормально двигаться. Исправить эту проблему можно двумя способами: подрезанием ее у хирурга или при помощи логопедического массажа совместно с упражнениями для растяжения.

2. Генетическая причина встречается очень редко. Эти трудности в речи практически не исправляются. Они заложены в генах или появились внутриутробно из-за приема медикаментов.

3. Расстройство фонематического слуха. Такие дети не только делают ошибки в речи, но и воспринимают фонемы (звуки) на слух неверно. В их речи наблюдается замена и сличение некоторых букв. Это достаточно сложная, но устранимая причина. Для ее решения потребуются длительные занятия с логопедом.

4. Тонус мышц языка. Напряжение мышц может быть как пониженным, так и повышенным. Введение в прикорм твердой пищи способствует развитию нормального тонуса языка.

Слабый тонус отмечают у детей, которые длительное время питались перетертой, пюреобразной пищей.

Повышенный тонус может быть вызван неврологическими отклонениями или недостаточным кровоснабжением. В этом случае назначают расслабляющий массаж для снятия напряжения.

5. Раннее обучение иностранным языкам. Лингвистические отличия языковых групп, разная артикуляция звуков могут затруднить процесс становления речи. Если в вашей семье говорят на разных языках или вы практикуете иностранный с пеленок, рекомендуем вам обратиться за консультацией к опытному педагогу. Он поможет грамотно составить занятия.

Большая эффективность наблюдается при занятиях у логопеда-дефектолога. В отличие от логопеда, он использует в своей практике знания из медицинской области, нейропсихологии и нейролингвистики.

Работа с логопедом на занятиях, повторение и закрепление логопедических упражнений дома — это ваш верный путь к чистой речи.

Но бывает так, что в детстве поставить фонемы не удалось. Ребенок вырос, а речевые ошибки из детства остались. Каждый десятый взрослый человек имеет нарушение речи. Одни привыкли к такому, считают это своей уникальностью. А другие стесняются разговаривать, предпочитают больше слушать.

Возможно ли помочь тем, кто хочет научиться красиво говорить, в зрелом возрасте? Какие страхи и ошибки их ждут? Есть ли шанс исправить то, к чему так привык?

Разновидности артикуляционной гимнастики в ясельной группе

У детей 1 младшей группы речевой аппарат не развит, тонус мышц слабый, вследствие чего наблюдается картавость и нечеткая речь. Для развития органов артикуляции проводятся упражнения на укрепление мышц губ, щек, языка и уздечки.

Упражнения для губ

Мышцы губ напрямую связанны с остальными органами. При их слабой подвижности наблюдается нечеткость произносимых звуков. При составлении комплекса упражнений обязательно включаются мимические задания. Например, «Улыбка», «Хоботок».

Упражнения для губ и щек

Произношение гласных звуков подразумевает задействование мышц губ и щек. Правильно подобранные упражнения помогут малышу укрепить мускулатуру, что приведет к корректному произношению, в особенности звуков «о», «ы», «и».

Упражнения для языка

Большое внимание уделяется развитию мышц языка и уздечки. От этих органов зависит дальнейшая речь малыша

Слабая мускулатура – причина картавости, частичного или полного отсутствия речи. Это связанно с тем, что ему тяжело дается проговаривание даже элементарных звуков.

Обратите внимание! Результатом становится снижение мотивации к разговору, что приводит к серьезным последствиям

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Языковая картотека для педагога

Согласно логопедической практике, возраст 2-3 года еще достаточно мал для того, чтобы правильно ставить звуки, в 3-4 года некоторые логопеды уже могут проводить занятия с детками, а вот возраст 4-5 и 5-6 лет идеален для того, чтобы выполнять различные упражнения.

Помимо занятий с наглядными карточками, можно делать звуковые упражнения, чтобы развивать подвижность челюсти, губ, например, мычать, свистеть, произносить все гласные звуки, кроме ё, я, ю. Эти звуки можно произносить долго, например, ииииииии, либо чередовать их ааааууууооо.

Подберите скороговорки, пословицы, поговорки, где много гласных звуков и приходится широко открывать рот.

Вы можете сортировать картотеку в зависимости от того, какие цели вы ставите для занятий, рассортировать ее в зависимости от букв, которые необходимо тренировать, либо в зависимости от видов деятельности.

Ну и завершая статью, хочу напомнить о важности дыхательной гимнастики для детей раннего возраста. Варианты дыхательной гимнастики вы найдете в книге Ворониной Л.П

«Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа», а также в новом экземпляре книги 2018 года.

Условия нормальной работы и нарушения в деятельности артикуляционного аппарата

Основным условием нормальной работы артикуляционного аппарата является естественность и подвижность. Лица, которые имеют выраженное нарушение речевой функции, обладают недостаточно подвижным артикуляционным аппаратом. Это происходит в результате мышечных зажимов или органических дефектов. Такие проблемы корректируются при помощи специально подобранной артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Упражнения, направленные на развитие возможностей артикуляции, входят в комплекс мероприятий, которые помогают ребенку научиться говорить.

Если человек является логопатом, то диагностика строения и моторной функции его артикуляционного аппарата фактически всегда определяет некоторые анатомические аномалии. Например, это может быть укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус. Также основой логопатий становится невозможность реализации некоторых артикуляционных укладов. Существует достаточно большой спектр логопатий, который может существенно снижать коммуникативные, образовательные, профессиональные и другие функции организма.

Определение 2

Логопат – это человек, страдающий расстройством речи.

Например, такие люди не могут поднять язык к небу при широко открытом рте, не могут надуть щеки, щелкать языком. Даже если им удается выполнить некоторые движения, то их качество существенно страдает. При этом отмечается:

  • неполнота действий;
  • снижение мышечного тонуса;
  • кратковременность удержания статической позы.

Все это ведет к искажению звука и ухудшению дикции, смешению звуковых конструкций. При наличии таких отклонений у человека может нарушаться общий процесс психического восприятия, который характеризуется также и эмоциональными расстройствами.

Среди распространенных нарушений, связанных с дефектами работы артикуляционного аппарата можно выделить ортогнатию, при которой верхние передние и боковые зубы прикрывают одноимённые нижние: вариант нормального прикуса.

Считается, что ортогнатия является вариантом нормального прикуса, но при этом такая форма смыкания частей артикуляционного аппарата все равно приводит к искажению звука.

От натренированности, активности и подвижности артикуляционного аппарата зависит общее качество дикции человека. Его главным условием являются естественные, целесообразные, экономные движения всех органов, отмеченных выше. Для выработки правильной артикуляции можно использовать скороговорки и распевки.

Естественности и активности работы артикуляционного аппарата также добиваются путем выполнения упражнений на снятие зажимов и раскрепощение органов речи. Такие упражнения выполняются у зеркала и для контроля артикуляции мышцы лица нельзя зажимать.

Определение 3

Активное произношение – это слегка подчеркнутое, но естественное, без лишнего утрирования произнесение звуков.

Для усовершенствования техники речи выполняются различные упражнения. Часто основываются на дыхательной гимнастике или комплексе упражнений, поскольку дыхание является основой речевого звучания.

Для формирования правильного дыхания используют такие упражнения, как:

  • дыхание носом (выдох, вдох через нос);
  • чередование дыхания через нос и рот с повышением интенсивности.

Контролировать развитие артикуляционного аппарата необходимо с детского возраста.

Библиотека логопеда

Неоспоримая истина заключается в том, что у каждого логопеда должна быть своя библиотека. Это собрание книг, пособий, методичек, без которых невозможна работа настоящего специалиста. Подобные пособия будут полезны воспитателям и родителям, а также всем педагогам, которые проводят занятия для дошкольников

Советую обратить внимание на следующие книги:

  • Рыжова Н.В. «Артикуляционная гимнастика для малышей»;
  • Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»;
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;
  • Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста»;
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей».

Особое внимание рекомендую уделить дыхательной гимнастике, ведь она поможет не только правильному выговариванию звуков, но и будет способствовать укреплению здоровья в целом. Постановка правильного дыхания — важный момент в обучении правильному произношению, поэтому этот момент не нужно упускать

Можно ли исправить артикуляцию самостоятельно

В сети выложены различные видео уроки для самостоятельных занятий. Вы можете начать заниматься с ними самостоятельно или использовать в качестве дополнительной нагрузки к тому, что прорабатывается совместно со специалистом.

В любом возрасте можно скорректировать проблемы речи. На мгновение представьте какой красивой и мелодичной может быть ваша речь. Вы уже не будете молчать, когда так хочется чем-то поделиться.

Вы и ваш ребенок можете стать душой компании. А может вообще смените профессию? Станете ведущим на радио или диктором! Для людей с хорошей дикцией существует столько прекрасных возможностей. Развивайте свою речь, боритесь с комплексами и не забывайте о правильной артикуляции.

Состояние словарного запаса

Точность понимания слов:

Словарный запас (объем словаря, соответствие словаря возрасту):
объем соответствует возрастной норме,
ниже возрастной нормы,
ограничен лепетными словами,
ограничен бытовой лексикой

Представленность в словарном запасе различных морфологических категорий:
существительных, глаголов, прилагательных, наречий
преимущественно представлена конкретная бытовая лексика,
преимущественно использует глагольную лексику,
незначительный объем прилагательных, наречий и др.

Соотношение активного и пассивного словаря:
трудности актуализации словаря— с трудом подбирает слова,
смешивает слова, близкие по звуковому составу,
заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (какому?)

Особенности семантического наполнения:
использование слова в ситуативно-связанном значении,
использование слова в расширенном значении

Уровень сформированности обобщающей функции слова:
наличие бытовых обобщающих понятий,
использование слова в переносном значении,
использование многозначных слов,
усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

Уровни развития:Низкий — Активный словарь ограничен бытовым уровнемНиже среднего — владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголыСредний — использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затрудненияДостаточный — активный словарь близок к возрастной норме

8. Активизация артикуляционного аппарата

Особый акцент в коррекционной работе делается на активизацию речевой моторики. У детей с ринолалией к
моменту занятий, как правило, уже сформированы патологические особенности
артикуляции, обусловленные дефектом анатомического строения речевого
аппарата. Их устранение является важнейшим разделом коррекционного
воздействия, так как для постановки правильного звукопроизношения необходима
полноценная работа органов артикуляции. Необходимо, с одной стороны,
освободить артикуляционные мышцы от напряжения, скованности, с другой
стороны, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

В комплекс мероприятий входит:

— массаж артикуляционных и мимических мышц;

— гимнастика артикуляционного аппарата и мимических мышц.

Артикуляционная гимнастика и массаж способствуют активизации двигательной
функции артикуляционного аппарата — улучшают движения, подвижность,
переключаемость и позволяют воспитать определенные кинестетические ощущения,
сформировать определенный артикуляционный уклад.

В задачи логопедического массажа входит:

1) ослабить патологические проявления в органах артикуляционного аппарата;

2) подготовить артикуляционный аппарат к выполнению мышечных движений,
необходимых для правильного звукопроизношения;

3) восстановить угасшие рефлексы;

4) усилить тактильные ощущения.

Помимо массажа формированию правильных артикуляционных укладов и точных
артикуляционных движений способствует артикуляционная гимнастика. При работе
с детьми с ринолалией артикуляционная гимнастика служит:

1) устранению высокого подъема корня языка и его смещения в глубь ротовой
полости;

2) развитию полноценной губной артикуляции;

3) ликвидации чрезмерного участия корня языка в произнесении звуков;

4) последовательному формированию непроизвольных, а затем и произвольных
мимических движений;

5) развитию устойчивых двигательных и речевых кинестезий, развитию
дифференцированного кинестетического восприятия;

6) укреплению всего мышечного фона.

Основная цель применения артикуляционной гимнастики — это выработка
четкости, направленности движений всего артикуляционного аппарата и
координация его работы с органами дыхания и голосообразования.

Активизация артикуляционного аппарата занимает длительное время. В
комплексах артикуляционной гимнастики с целью развития функций речевого
аппарата проводится пассивная и активная гимнастика. На начальных этапах
работы дети выполняют упражнения с помощью логопеда (пассивная гимнастика).
Постепенно переходят к тренировке активных движений. Проводить
артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка
артикуляционные навыки закреплялись и автоматизировались.

Далее:9. Постановка правильного звукопроизношения Вверх:Глава 4. Система коррекционной Назад:7. Этапы работы над

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
12.09.2008

3 частых заблуждения об исправлении речи

1. Для исправления речи требуется много времени. Большинство людей уверены, что постановка фонем отнимает время. Но это не совсем так. Среднее занятие по логопедии занимает 40-45 минут. Продолжительность занятий будет зависеть от вашего упорства и степени сложности нарушения.

Многие профессионалы принимают не только на своей территории, но и могут приехать на вашу. Также весьма распространены занятие онлайн по Скайпу. Эти варианты сэкономят ваше время на дороге. Искать специалиста по территориальному принципу сейчас необязательно.

2. Занятия у логопеда — это дорого. На трудовой бирже вы сможете найти специалиста, стоимость занятия у которого вам подходит. Не всегда те, у кого самые высокие цены, являются высококлассными специалистами.

Ищите отзывы, спрашивайте у знакомых, записывайтесь на первичную консультацию (она в большинстве случаев бесплатная). Так вы найдете того, с кем будет удобно работать.

3. Мне это не поможет. Пожалуй, это самое большое заблуждение. Если вы решили усовершенствовать свою речь, хотите избавиться от комплексов, то все возможно.

Найдите тематические форумы, сайты, почитайте счастливые истории людей, которые смогли исправить свою речь в 30, 40 и даже 50 лет. Узнайте как изменилась и преобразилась их жизнь, что это им дало.

Найдите такого логопеда, с которым на занятиях будет легко и комфортно. Кому вы будете доверять как себе. Было время, когда вы не умели говорить, потом научились, но ваша артикуляция звуков немного повреждена. Только вы сможете ее трансформировать. Верьте в себя и доверяйте тому специалисту, с которым начали речевые тренировки.

Артикуляционные ошибки взрослых

Как вы думаете, верно ли следующие утверждение: не бывает картавых людей, а бывают люди с неправильной артикуляцией. Был ли шанс у них не совершать речевых ошибок? Специалисты уверены, что шанс не только был, но и есть.

Что такое артикуляция? Это те единственно верные движения, которые совершает голосовой аппарат. Это значит, что ребенок когда-то не смог поставить в нужное положение язычок. Со временем он привык работать против правил артикуляции речи.

Специальные упражнения смогут научить говорить правильно, помогут органам занять свои места при звукопроизношении. Но мы сейчас говорим о взрослых людях. А они, как правило, очень заняты, заморочены и верят в заблуждения.

Картотека артикуляционной гимнастики

У каждого специалиста должен быть набор карточек, который отображает наиболее распространенные виды работы над артикуляцией. Предлагаю вашему вниманию набор следующих карточек в картинках, которые можно распечатать и заниматься в младшей и в средней группе небольшими пятиминутками. Со временем детки запомнят картинки и необходимые действия, и вам нужно будет только показывать по очереди рисунки,

Это проводится с целями развития артикуляционной моторики, речевого аппарата, расслабления и укрепления мышц языка, развития подвижности и укрепления мышц губ. Рекомендую взять в свою картотеку следующие упражнения:

№1. Клювик. Необходимо сначала широко открыть рот, а затем широко закрыть.

№ 2. Хоботок. Вытянуть губы вперед, продолжая их так держать 10 секунд.

№ 3. Вкуснятина. Улыбаясь, открыть рот и медленно облизать верхнюю губу.

№ 4. Забор. Улыбаясь, обнажить верхние и нижние зубы. Оставить в таком положении на 10 секунд.

№ 5. Воздушный шарик. Поочередно то надувать, то сдувать щеки.

№ 6. Качели. Попеременно тянуть кончик языка то к носу, то к подбородку, по 10 раз в верх и вниз.

№ 7. Ужик. Язык то вытягивается вперед, то возвращается обратно.

№ 8. Считалка. С неподвижной челюстью посчитать языком нижние зубы.

№ 9. Дуновение ветра. Сложить губы трубочкой и подуть на бумажку на столе.

№10. Укол. Кончиком языка при закрытом рте дотронуться то до одной щеки, то до другой.

Подобных упражнений можно найти несколько десятков, постепенно расширяя свою картотеку в старшей и в подготовительной группе. Картинки можно бесплатно скачать в Сети и распечатать на цветном принтере.

Состояние слоговой структуры слова

Слова каких слоговых структур ребенок освоил: односложные, двусложные и т.д.
если не освоил, указывается тип слоговой структуры:
многосложные,
со стеченьями согласных,
малознакомые,
количество слогов и из каких слогов состоит,
(например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);

Нарушения слоговой структуры:

Нарушения количества слогов:
сокращение числа слогов (элизии),
не полностью воспроизводит число слогов слова,
замена многосложных слова односложными,
опускание словообразующей гласной,
увеличение числа слогов (итерации)

Нарушения последовательности в слове:
перестановка слогов в слове,
перестановка звуков соседних слогов

Искажения структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных,
вставка согласных в слог

Виды искажения слогового состава слова:
антиципации – уподобления одного слога другому
персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове
контаминации – соединение частей двух слов

Особенности воспроизведения слоговой структуры:

1 уровень:
ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно-и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одно-двух слогов (кубики — ку),

2 уровень:
может воспроизвести контур слова любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «Аней»).

3 уровень:
полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведениеи незнакомых слов.

Дополнительно:
упрощение слогов (при стечение согласных опускается один из согласных звуков)
пропуск слогов,
уподобление слогов,
перестановка слогов и звуков внутри слога и слова,
добавление числа слогов,
преобразует стечения согласных в дополнительный слог;
очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или
лучше с опорой/без опоры на образец.

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.
Переставляет слоги местами.
Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Как добиться правильной артикуляции?

Правильная артикуляция звука формирует хорошую дикцию. Она складывается из работы языка, неба, голосовых связок, губ и дыхания. Анатомически артикуляционный аппарат выглядит как на рисунке.

Процесс образования речи и произношения звуковых фонем завершается к 4-5 годам. Если к этому возрасту у ребенка остались речевые проблемы, то следует обратиться к специалистам.

Для начала посещаем невролога. Там вы сможете узнать соответствует ли психического развитие возрасту ребенка. А также исключить у него возможные диагнозы.

После получения медицинской консультации направляемся к логопеду, который составит для вас индивидуальный план занятий.

Приступим к рассмотрению вероятных причин нарушения речи.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Состояние общей моторики

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: