«слоговая стратегия». коррекционная игра по формированию слоговой структуры слова (11 фото)

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми недоразвитиями речи

Работа над гласными

  • Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
  • в сопровождении символов («Человечки — звуки») 
  • без зрительной опоры.
  • Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух). 
  • Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
  • «Музыкальный мяч»

Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.

  • Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
  • Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
  • Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.

Работа над словом

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Работа над словами осуществляется
последовательно — переход к словам более сложной слоговой структуры
осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.

Слайд 281 этап. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентацииКоррекционная работа по развитию

Этапы работы над слоговой структурой слова

Для становления слоговой структуры слова
значимыми являются такие неречевые процессы, как
оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической
организации движений и действий, способность к серийно-последовательной
обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

  • подгтовительный,
    цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов
    родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
  • собственно
    коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у
    конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.

Развитие чувства темпа

Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

«Мышка и кошка»

Взрослый показывает детям, как легко и
быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка.
Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро,
как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.

«Кулачки —  ладошки»

Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук — стук, стук — стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук — стук — стук, стук — стук — стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп — хлоп — хлоп, хлоп — хлоп — хлоп.

I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки

1. Ориентировка в собственном теле

  • «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
  • «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
  • «Ладошки и следы» (Ребенку
    предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к
    которой надо найти пару из предложенных вариантов).

2. Ориентировка в трехмерном пространстве

  • «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
  • «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). 
  • «Найди клад» (ориентировка по схемам). 
  • «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

Публикация «„Слоговая стратегия“, Коррекционная игра по формированию слоговой структуры слова» размещена в разделах

  • Игры для детей
  • Слог. Слоговая структура речи
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2014

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов

–сокращение слога;

–опускание слогообразующе гласно

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

3. Искажение структуры отдельного слога :

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклическое повторение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение элементов слова).

Игра «Собери 4 Grid» Hasbro

— увлекательная игра для детей и взрослых, развивающая сообразительность и быстроту реакции. Игра «Собери 4 Grid» от Hasbro (Хасбро) — это обновленная версия классической игры. Цель игры – верно выбрав стратегию и опередив противника, первым выстроить комбинацию из четырех фишек в любом направлении —  вертикально, горизонтально или по диагонали.

В комплекте : стойка-решетка, 2 подставки, 21 фишка красного цвета, 21 фишка желтого цвета, лист с наклейками, правила игры.

Система игр по коррекции

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

Наша инновационная игра, которую ми назвали «Слоговая стратегия» позволяет, максимально используя эти анализаторы, осуществить коррекционную логопедическую работу по формированию слоговой структуры слова. Ее можно использовать на разных этапах коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова, имеет характер » От простого к сложному » который позволяет нам организовать коррекционную работу в разных возрастных группах. :

» Слоговую стратегию» можно использовать в логопедических коррекционно-развивающихся работах, в педагогических образовательных деятельностях, а так же можно рекомендовать родителям. Оценка » Слоговой стратегии» : интерес детей, эстетичность,компактность пособия, многообразность, и то что позволяет воображению придумывать новые игры не только по коррекции слоговой структуры,но и в другой коррекционной деятельности (дифференциация звуков, автоматизация звука) ,помогает выполнять упражнения по формированию лексико — грамматических категории на лексические темы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Игры и упражнения на невербальном материале

задачи:

Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Слайд 353 этап. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)Развитие

Типы нарушений слоговой структуры слова

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Подготовительный этап

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Ниже предлагаются примерные игры и
упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе
данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все
направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не
только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию
элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на
рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки
    (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове —
    ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые линейки.
  • Слоговые домики (1.
    Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с
    разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и
    ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых
    словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3
    слога).
  •  «Дом — замок —
    избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных
    постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в
    избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов) 
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 
  • «Паровоз» (паровоз
    состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в
    зависимости от этого распределяются слова — в вагон с одним окном —
    односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).
  • «Телевизор»
    (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку
    предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на
    экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша,
    роза).

Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции. Методические рекомендации и упражнения.

 Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с
дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на
успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового
анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена система работы
над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по
данной проблеме и на личном педагогическом опыте.  С каждым годом увеличивается число
детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени
присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической
работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков
звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в
произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их
преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей
произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному
процессу развития речи

Поэтому особую важность приобретает определение
правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением
слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в
логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи

Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем
речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

Ход игры:

1. Делим слова на слоги, произносим слоги и одновременно бросаем фишки.

2. Конец слова за тобой (логопед начинает слово и бросает фишку, ребёнок добавляет одинаковый слог ША) : ка, ва, Да, Ма, Ми…

3. Игра,Строим башню» (ребёнок произносит заданные логопедом слова и строит из фишек башню для каждого слова. Сравниваем слова : где фишек больше, то и слово длиннее)

4. Игра «Скажи ласково» (Дом, домик, кот, котик Слоговой анализ слов. Уточнить,

изменилось ли количество слогов)

5. Игра,Один- много» (дом -дома, стол- столы. (Уточнить изменилось ли количество слогов)

Исходя из этого, можно сказать, что «Слоговая стратегия» нам дает возможность играть в общем количестве 22 игр, по формированию слоговой структуры слова.

Формирование чувства ритма

Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли —
предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на
основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.

  • «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). 
  • Графические
    упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета —
    например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка»
    (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
  • Воспроизведение
    ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел»
    («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька —
    короткий). 
  • Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается
за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок
спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»
Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в
ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных
ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.

Слайд 24Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Формирование слоговой структуры слова и предпосылок ее

Работа над слогами

Работа проводится с разными типами слогов:

  • с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» — имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
  • с общим гласным (ка – та – ма – ва);
  • обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
  • закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
  • прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
  • слоги со стечением.

Приемы и упражнения:

  • «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
  • Сочетание
    произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с
    рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек,
    кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую
    коробку.
  • Работа с
    ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается
    ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко
    ко ко-ко-ко ко ко). 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: