Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников илюхина вера алексеевна

Условия развития каллиграфических навыков у учащихся младших классов

Эффективность развития навыков письма у учащихся младших классов зависит от того какими способами достигается цель развития чистописания, в какой обстановке она реализуется. Чтобы достичь максимального эффекта в формировании каллиграфического почерка, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Учет индивидуальной специфики развития учащихся. Здесь необходимо учесть правшой или левшой является учащийся, какой темп письма для него оптимален, как он воспринимает информацию.
  2. Оптимальные гигиенические условия. В учебном помещении должна быть создана соответствующая письменным потребностям обстановка: мебель ориентирована на правильную посадку и написание символов, а также расставлена правильно, уровень освещенности рабочего места должен быть оптимальным для глаз, нельзя их перенапрягать.
  3. Применение методов и приемов, соответствующих возрастной специфике развития младших школьников. Они должны быть доступны и постепенно усложняться – по мере развития учащимися навыков письменной речи.
  4. Создание атмосферы в учебном помещении, способствующей развитию мотивации написания символов, увлекающую учащихся, развивающую их познавательную заинтересованность.

Слайд 415. Скопировать рисунки.6. Найти такую же фигуру или сочетание фигур. (Не

более чем за 6 секунд +, более 6 секунд –).7. Сложить простые фигуры из деталей. (Быстро +, медленно –).8. Внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, затем три фигуры. Закрыв фигуру, нарисовать по памяти.9. Дополнить (закончить) рисунок10. Можно поиграть в такую игру: взять чистый лист бумаги и фломастер. Учитель в роли штурмана, а ребёнок в роли водителя: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперёд, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, сделаем круг и …». Получится схема движения. Плохое выполнение заданий 5-10 – свидетельствует о трудностях зрительно-моторных координации и зрительно-пространственного восприятия.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.

Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.

Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.

Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.

Слайд 422. Следующий этап – рисование параллельных линий. Именно параллельность всех штрихов

придаёт письму (почерку) чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Следует заметить, что непараллельность штрихов – наиболее частое проявление нарушения почерка. До обучения письму букв необходимо научить ребёнка писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии параллельно. 3

Затем идёт этап – письмо полуовалов верхних и нижних, правых и левых с разными направлениями движения.
Для выполнения полуовалов следует обратить внимание на положение руки, и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец). 4

Последний этап подготовки к письму – освоение написания элементов письменных букв

Слайд 25Что же такое навык письма? «Навык – это действие, сформированное путем

повторения…» (Краткий психологический словарь).В формировании навыка выделяются три основных этапа.Первый этап – аналитический, основным компонентом которого является вычленение и овладение отдельными элементами действия.Второй этап условно назван синтетическим. Это этап соединения отдельных элементов в целостное действие.

Третий этап – автоматизация – этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и контроля. Характерной чертой автоматизации навыка являются быстрота, плавность, лёгкость.Основное в формировании навыка – упражнения и тренировка.

Слайд 11 1 этап Основная цель: постановка пальчиков,

руки в целом. 2 этап Основная цель

: развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти — основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс — как писать. 3 этап Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова. По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Слайд 8Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом”

В. А. Илюхиной. В. А. Илюхина пришла

к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует “овал”, было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. Основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот на месте» (закруглить), «Крючок до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении — вот вся тайна красивого и быстрого письма

Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради

В. А. Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям.

Как обучиться каллиграфии

У родителей есть два основных способа обучить своего ребенка
писать каллиграфическим почерком – самостоятельно или на специальных курсах.
Конечно, профессиональное обучение – это более предпочтительный вариант. В
таком случае педагог будет постоянно следить за тем, как пишет ребенок, не
допускает ли он распространенных ошибок во время письма, нет ли других проблем.

Но если вы хотите сэкономить, каллиграфией можно начать
заниматься и в домашних условиях. Для этого создано большое количество хороших
учебных пособий. Рассмотрим несколько рекомендацией для тех, кто желает освоить
все премудрости без привлечения третьих лиц.

Купите прописи

Отличным решением для всех, кто хочет научиться красиво
писать, станет покупка прописей. Она практикуется в том числе, когда навыки
формирования красивого почерка осваивают взрослые.

Будьте готовы к тому, что прописей потребуется много. Но это
нужно для того, чтобы ребенок приспособился писать красиво, освоил правильный
наклон букв, научился делать их одного размера.

Занимайтесь с использованием перьевой ручки

Использование ручки с пером и чернилами учит интуитивно
приводить ладонь в правильное положение. Причина в том, что писать под неверным
наклоном попросту не получится.

Использование перьевых ручек также помогает сделать занятия
более интересными. Можно попросить ребенка представить себя героем мира Гарри
Поттера или другой сказочной вселенной.

Проведите анализ ошибок

Регулярно проводите анализ ошибок. Наиболее распространенные
– неправильное написание определенных букв, неверный наклон или межбуквенное
расстояние. Все ошибки нужно дополнительно исправлять с использованием
прописей. Обязательно хвалите ученика, когда ему удается исправить ошибки.

Уделите внимание правильному положению осанки и руки во
время письма

Важно, чтобы ребенок не горбился, не склонял голову, не
давил на бумагу слишком сильно. Все это не только замедляет обучение, но и
приводит к появлению многих распространенных проблем с опорно-двигательным
аппаратом

Следите за скоростью

Вводить занятия на скорость можно только после того, как
школьник освоит первые азы каллиграфии, поставит руку и исправит почерк. Скорость
письма можно замерять, используя стандартный секундомер. Старайтесь ускорить
написание текста одинаковой длины.

Создайте правильный настрой во время занятий

Важно проводить обучение в комфортной обстановке. Не стоит кричать, проявлять агрессию и  давить на ребенка

В противном случае, он на всю жизнь сформирует негативное отношение к правописанию. Также расскажите ему о пользе правописания, чтобы он сам понимал, для чего проводятся подобные занятия, что это ему даст.

Дозируйте время

Сформируйте привычку для ребенка – каждый день в
обговоренное время вы занимаетесь с ним правописанием в течение тридцати минут.
Привычка формируется в течение двадцати одного дня и потом ребенок уже будет
сам заниматься, получая удовольствие и результат от процесса.

Выберите пример для подражания

Хорошим решением при освоении письма станет выбор
определенного стиля почерка, к которому будет стремиться ребенок. Не
обязательно копировать его, можно взять какие-то элементы, которые нравятся
особенно сильно. При этом, вы сможете лучше дать понять малышу, почему
определенный почерк в принципе воспринимается как красивый, эстетичный.

Методы обучения каллиграфическим навыкам письма

Процесс обучения каллиграфическим навыкам письма предполагает применение разнообразных приемов и методов. К ним относятся следующие:

  1. Демонстрация. Педагог демонстрирует детям, каким образом происходит процесс письма. Они обучаются способам написания букв и иных графических символов. Педагог демонстрирует написание на классной доске, либо, в тетради отдельного учащегося. Естественно, что демонстрация должна сопровождаться пояснениями: каким образом располагается рука и куда она ведется при написании буквы, какого она может быть размера;
  2. Списывание. Педагог предоставляет учащимся образец написания графических символов, и они стремятся написать их аналогичным образом. Этот метод ориентирован на задействование неосознанного подражания, которое имеет ярко выраженное проявление в младшем дошкольном возрасте;
  3. Копирование. Учащимся даются письменные символы и копировальная бумага. Они обводят их с целью развития двигательных представлений о письме. Обведение не способствует осознанию процесса письма, но оно помогает упражняться в выполнении верных движений рукой при написании символов и закрепить эти навыки в своем сознании;
  4. Написание символов в воздухе. В данном методе активизируется не только двигательный аппарат, но и визуальное восприятие учащегося. Оценить написание учащимися символов в воздухе невозможно. Но этот метод увлекателен для младших школьников и развивает их память и воображение;
  5. Письмо под счет. Написание букв осуществляется под счет разного ритма и темпа;
  6. Проведение анализа формы буквы. Каждая буква анализируется, исходя из своего структурного строения. При этом, педагог должен объяснить с помощью каких движений рукой можно написать ту или иную букву.

Нарушение письма: виды дисграфии

Слайд 16 Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями

движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения

руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения. Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок послебукварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Целевое назначение обучения чистописанию

На начальном этапе обучения в школьном учреждении, учащиеся должны быть обучены чистописанию.

Почерк формируется с первых дней школьного обучения и продолжает развиваться в течение всего периода школьного обучения. Формирование почерка у детей осуществляется на уроках письма.

Замечание 1

Формирование каллиграфических навыков у ребенка способствует развитию его эстетических качеств, эмоциональных свойств, аккуратности, терпения и спокойного отношения к выполнению деятельности разной сложности.

Целевое назначение обучению чистописанию неразрывно связано с необходимостью формирования навыков письменной речи. Чистописание нацелено на формирование у учащихся с младшего возраста навыков графически верного, устойчивого и четкого письма.

Письменная речь играет важное значение в развитии любой личности. Человек может общаться посредством письма, но только в случае, если оно будет легко читаемым, доступным для восприятия, красиво оформленным и грамотным

В этих показателях проявляется культура письменной речи, отражающая уровень развития пишущего и его уважительное отношение к читающему.

Уроки по чистописанию в младших классах ориентированы на:

  1. Развитие у учащихся навыков быстрого письма;
  2. Сохранение четкости графических символов при большой скорости их написания;
  3. Развитие способности быстрого выполнения письменных работ в различных учебных заведениях.

Обучение каллиграфии начинается со знакомства с правилами посадки, расположения рук, держания спины в верном положении. Затем младшие школьники должны быть ознакомлены с бумажными носителями, на которых они будут писать, и инструментами письма т.е. ручками, карандашами, чернилами и т.д.

В процессе прохождения уроков по чистописанию осуществляется решение следующих задач:

  1. Совершенствование письменной речи учащихся, правильное написание всех графических символов;
  2. Правильная постановка слов в строке;
  3. Соблюдение пропорций строчных и заглавных букв;
  4. Развитие умений написания букв одинаковой высоты в словах одной строки;
  5. Профилактика совершения письменных ошибок;
  6. Коррекция письменных ошибок;
  7. Устранение недостатков письма у отдельных учащихся.

Слайд 30Метод обучения письму путем прописывания специальных упражнений (метод Карстера) — этот

метод ставил главной задачей выработку у учащихся четкой и красивой скорописи. Карстер применял целый ряд упражнений в быстром письме волосяными линиями в сочетании их с буквами и словами. Все эти упражнения писались на бумаге без какой-либо разлиновки. Это делалось для того, чтобы все учащиеся научились пользоваться пространством бумаг, а также с целью достижения более утонченно развитого глазомера.По мнению методистов, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости письма или исправления почерков, чем для детей. Однако впоследствии отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей (прописи Н.И.Ткаченко и А.И.Воскресенской, пособия В.А.Саглина, Н.Н,Боголюбова и др.).Наилучшего результата при первоначальном обучении письму дают, как правило, сочетание всех этих методов без выделения ведущего

Слайд 40В процессе работы у ребёнка могут возникнуть трудности в рисовании прямых,

вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.Понять причины возникающих трудностей позволяют следующие задания.1. Проверяю, умеет ли ребёнок манипулировать мелкими предметами. Например, даю пакет с пуговицами и прошу отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п. (Выполнение задания для себя отмечаю + или — ).2. Прошу ребёнка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш и покрутить его. (Получается +, не получается -).3. Написать палочки (большие и маленькие) и считать – раз, два, три, четыре. ( //// //// ).4. Заштриховать небольшой рисунок, предварительно показав, как это сделать. «Минусовое» выполнение заданий 1-4 – показатель трудностей, связанных преимущественно с недостатками в координации движений.

Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей

Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:

  • Лепка из пластилина;
  • Складывание мозаики;
  • Игры с конструктором;
  • Изготовление аппликаций;
  • Разрисовывание, штриховки рисунков;
  • Завязывание узелков на веревке;
  • Работа с мелкими предметами (семена, бисер, крупа).

А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.

Что не так с каллиграфией?

Упражнения для каллиграфии

Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка

Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:

  • Рисование на листке бумаги, прилагаемом к стене.
  • Хождение по комнате с книгой на голове.
  • Упражнение «хождение на руках» («тачка») — ребенок передвигается по земле с помощью рук, а кто-то из взрослых держит его за ноги.
  • Упражнение «планка» с поднятой рукой и противоположной ногой. Так стоять 5-6 секунд, а затем поменять руку и ногу.

При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.

Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:

  • Упражнение «дождик» — ребенок быстро отрывает маленькие кусочки пластилина. Их потом наклеивает на цветной картон и завершает свою картину фломастерами или карандашами.
  • Упражнение «змея» — ребенок раскатывает с куска пластилина длинную колбаску и сдавливает ее пальцами по всей длине.
  • Упражнение «шарик» — состоит в том, что между ладонями ребенка относится кусок пластилина, из которого надо скатать шарик. Сначала это упражнение ребенок выполняет, оперев локти на стол, а потом можно предложить ему сделать это, подняв руки над головой.
  • Упражнение «пинцет» — перенос мелких объектов (бусинок, бисера и т.д.) с помощью пинцета. Можно с помощью этого упражнения попробовать создать вместе с ребенком картину.
  • Бусы. Интересным, простым и полезным занятием для ребенка будет нанизывания бусинок на нитку. При этом можно дать волю фантазии и создать неповторимое украшение.
  • Конструкции из спичек. С помощью спичек, клея и картона можно создать картинки, или составлять домики — интересное увлекательное занятие, которое несет большую пользу развития моторики рук.

Слайд 19Список литературы Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2

класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму

по прописям к “Азбуке” О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. –М.: Просвещение, 1993.Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9.Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.Горецкий, В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. –М.: Просвещение, 2003.Гурова, Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. -2000. — №5. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников / Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова. –М.: Просвещение, 1987.Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52. Крутецкий, В.А. Психология / В.А.Крутецкий. –М.: Просвещение, 1986.Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р.Лурия. –М.: Академия, 2002, переиздано с 1950.Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.Прахт, Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. –с.5-7.Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников /Н.А.Федосова // Начальная школа. -1987. -№4.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. –Минск: Университетское, 2002.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: