Игрушки как неотъемлемая часть игровой деятельности
В процессе игры дети активно используют игрушки. Роль игрушки многофункциональна. Она служит, во-первых, для умственного развития ребенка, во-вторых, для подготовки к жизни в современной системе общественных отношений, в-третьих, как объект, служащий для веселья и развлечения.
Игрушка является неотъемлемой частью игры. Имеются сюжетные, дидактические, двигательные, игровые, технические и строительные материалы. Сюжетные игрушки помогают в воспитании таких качеств, как забота, ответственность, ласка, мягкость.
Дидактические игрушки — складные игрушки и другие — способствуют гармоничному развитию личности. Веселые игрушки поднимают ребенку настроение и заряжают позитивной энергией.
Моторные игрушки развивают у детей моторику, мелкую моторику.
Технические игрушки вызывают любопытство, интерес к работе механизмов, желание создать свои собственные. Игры со строительными материалами формируют качества, которые пригодятся ребенку в жизни. Ребенок учится строить планы, ставить задачи по их выполнению, выбирать необходимые формы и материалы, координировать свои действия.
В младенчестве ребенок манипулирует игрушкой, побуждая ее к активным поведенческим проявлениям. Благодаря игрушке развивается восприятие, то есть запоминаются формы и цвета, формируются новые ориентиры, предпочтения.
В раннем детстве игрушки принимают на себя автодидактическую роль. Матрешки, пирамидки и т.д. относятся к этой категории игрушек. Они предоставляют возможности для развития ручных и визуальных действий. Играя, ребенок учится различать размеры, формы и цвета.
Ребенку дают много игрушек — заменителей реальных предметов человеческой культуры: машин, предметов быта, инструментов и т.д. Благодаря им он/она узнает функциональное назначение предметов, осваивает действия с инструментами. Многие игрушки имеют исторические корни, например, лук со стрелами, бумеранг и т.д.
Игрушки, которые являются копиями предметов, существующих в доме взрослого, приучают ребенка к этим предметам. Через них происходит осознание функционального назначения предметов, что помогает ребенку психологически войти в мир долговечных вещей.
В качестве игрушек часто используются различные предметы быта: пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, сопли, веревки, а также природные материалы: шишки, веточки, щепки, кора, сухие корни и т.д. Эти элементы в игре можно использовать по-разному, все зависит от его действия и ситуационных задач, поэтому они выступают в игре как многофункциональные.
Игрушки — средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди них занимают куклы и чучела животных: Медведи, белки, кролики, собаки и т.д. Сначала ребенок выполняет с куклой подражательные действия, то есть делает то, что показывает взрослый: качает, катает в вагончике и т.д. Тогда кукла или чучело выступает в качестве объекта эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать ему, опекать его, заботиться о нем, что приводит к развитию рефлексии и эмоциональной идентификации.
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Период раннего детства и ведущая деятельность
- Память
- Уверенность как фактор готовности спортсмена к соревнованиям
- Особые виды эмоциональных переживаний: стресс, фрустрация, состояние тревоги — Общее представление об эмоциях, чувствах, психических
- Джордж Александр Келли, американский психолог
- Дмитрий николаевич узнадзе, грузинский советский психолог и философ
- Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, российский психолог — Исследования в области сравнительной психологии
- Теоретические проблемы специальной психологии
- Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог
- Абсолютное сознание — Появление концепции сознания
Настольные игры
К настольным играм для детей относят задачки с картинками, сюжетные домино, мозаики, лото, викторины различного содержания, а также активные занятия, которые требуют сноровки и усидчивости (“Попади в цель”, “Волчок” или “Бирюльки”, например).
Для этого задействуются группы по 2-4 человека, в отличие от сюжетно-ролевых или строительных игр. Появляется состязательный характер, желание сделать быстрее и победить.
Настольные игры очень эффективны: расширяют кругозор, учат быть внимательным, точным и терпеливым, проявлять смекалку, чётко следовать правилам, предугадывать свои действия и движения соперников. Обычно ребята получают много удовольствия от таких занятий.
Почему же играть важно?
Игра в жизни ребенка невероятна важна! Через неё малыши познают мир, общаются с близкими, а затем учатся коммуницировать с другими людьми. Благодаря ей развиваются познавательные процессы, фантазия и воображение, улучшается физическое состояние малыша (в том числе мелкая и крупная моторика), речь, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор.
Задача взрослых — организовать игровое пространство и обеспечить разнообразие вариантов для занятий, направляя активность ребёнка в правильное русло. Старайтесь чаще принимать участие в детских затеях, так малыши будут чувствовать себя нужными, получая необходимое общение от родителей.
Игрушки
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми
И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
- готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
- полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
- материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.
Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
Игрушка как средство психического развития детской личности
Замечание 2
Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.
На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.
В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.
В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.
Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.
Роль игры в жизни детей школьного возраста
Когда ребёнок начинает ходить в школу, учебная деятельность становится ведущей, а игра используется как средство общения с другими детьми. То есть меняются содержание и задачи, но сама игра из жизни малыша не уходит.
Для младших школьников более характерны дидактические, интеллектуальные и подвижные игры, которые возникают по инициативе и ребёнка, и взрослого. Они могут быть индивидуальными (например, компьютерные), парными (шахматы, шашки, морской бой, крестики-нолики) и групповыми (дворовые подвижные, ролевые).
У детей подросткового возраста тоже сохраняется потребность в играх и не только компьютерных. Это уже деловые и групповые занятия, которые нацелены на раскрытие личного потенциала, построение стратегии, улучшения коммуникативных навыков. Подвижные, весёлые с элементами розыгрыша, интеллектуальные игры способны отвлечь подростка от социальных сетей, открывая не менее увлекательную реальность и готовя его к самому занятному — взрослой жизни.
Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма
Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:
Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности
Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
Мотивационная деятельность
В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.
Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка
Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира
Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение
Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми. Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.
В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».
Замечание 1
Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.
Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.
В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.
Замечание 2
Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.
Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.
Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.
Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка
В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности
Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:
- Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
- Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.
Игра как необходимость
Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую принято называть ведущей.
Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:
- Игровая – ребенок дошкольного возраста
- Учебная – школьник и студент
- Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте
Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять, почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу интересно и весело.
Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе. Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования необходимых пособий и материалов.
Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:
- Сюжетно-ролевые
- Подвижные
- Театрализованные или постановочные
- Дидактические
Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.
Значение игры в развитии и воспитании ребенка
Жуковская рассматривает игру в качестве воспитательного средства. Она считает, что игра – это одна из форм индивидуального и творческого отражения действительности, ее условное преобразование, средство всестороннего развития.
Жуковской Р.И. было разработано несколько теорий и методик развития детей:
- теория и методика речевого развития детей через игровую деятельность;
- развитие воображения;
- формирование интересов детей, волевых черт характера – целеустремленности, самостоятельности, воспитания волевых черт характера у робких и рассеянных детей;
- воспитание коллективизма.
Зворыгина Е.В
обратила особое внимание на роль сюжетной игры в воспитательной деятельности, указывая на то, что ценность этой игры состоит в дальнейшем психическом развитии и всестороннем воспитании ребенка и заключается не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а и в том, что в игровом процессе совершенствуется воображаемая ситуация, предполагающая постепенный переход от предметной игры к играм внутреннего и умственного плана, переход на новый уровень осмысления действительности, который может расширить творческие возможности детей