Развитие высших психических функций у детей

Логоритмика для детей 1-7 лет: зачем нужна и примеры упражнений

Введение

Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выготского и Лурия, согласно которой развитие детской психики полностью зависит от взаимодействия с обществом.

Ребенок является социальным существом. По мере взросления и развития он интегрируется в общество. Так формируются высшие психические функции, имеющие специфические признаки.

К высшим психическим функциям относят:

мышление;
речь
внимание;
память;
восприятие и др.

ВПФ формируются по принципу «от легкого к сложному» и хорошо поддаются самоконтролю и развитию. Бывают нарушения ВПФ как органического, так и неорганического происхождения, коррекцией которых занимается нейропсихологи. Опираясь на сильные стороны развития мозга, нейропсихологам удается помочь формированию слабых звеньев в развитии ребенка.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 267

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Цикличность

Цикличность в развитии психических процессов выражается в череде подъемов и спадов. Одним из примеров цикличности в развитии психики выступает чередование так называемых критических возрастов (1 год, 3 года, 7 лет) и периодов стабильного развития психики.

В результате развития психики и психических процессов происходят качественные преобразования. Психика ребенка будет отличатся на каждой степени своего развития

Важность каждого этапа характеризуется тем, какую роль он несет в развитии. Например, если ребенок в возрасте 2 лет на год отстает в развитии от своих сверстников, то это является нарушением, в отличии от ситуации, когда ребенок 15 лет отстает в развитии от своих сверстников на год

Память, речь, интеллект цикличны в своем развитии.

Логоритмические игры для детей 4-5 лет

К 4-5 годам приходит окончательное становление речи

Важно уделять большое внимание произношению звуков и закреплению артикуляции звуков. Поэтому логопедические упражнения в этом возрасте занимают особое место

Бежит лошадка цок-цок-цок, (цокающие движения языком от неба)

Щебечет птичка в поле. (то же цоканье но от зубов)

На бережке сидит дружок (улыбка, зубы разжаты)

И ловит рыбку в море (смыкают и расправляют губы)

Продолжается развитие дыхания. Речевое дыхание стоит отграничивать от общего. Можно выполнять упражнения на чередование короткого и глубокого дыхания:

Кукла Маша хочет спать. (вдох носом, на выдохе протяжный звук «аааа»)

Споем ей песенку. (вдох носом, на одном выдохе троекратное повторение слога «ла-ла-ла»)

Кукла Маша уснула. (сопят носом)

Подходящим временем для таких упражнений будет гимнастика после сон часа. Совместно с общей моторикой активно развивается мелкая. В логоритмические игры и упражнения стоит добавлять актерское мастерство, учить детей вживаться в роль и оперировать различными фразами:

— Я веселый петушок (вдох, на выдохе «ко-ко-ко»)

У меня есть гребешок. (потрясти головой)

— Я насупленный индюк (вдох, на выдохе «па-па-па»)

Зернышки ищу тюк-тюк (наклон головой как будто клюет зерна)

— Я лошадка озорная (цоканье языком от неба)

Хвост и грива золотая (потрясти головой)

Экспрессивность движений должна соответствовать эмоциональному состоянию героя. Дети учатся управлять своими эмоциями и правильно их выражать. Можно менять по ходу игры слова упражнения. Позвольте детям самим это делать, не мешайте их воображению. Когда дети выучат слова, поочередно давайте проводить упражнения каждому из них.

Игра 1  

Хорошей будет игра на угадывание одногруппников. Она развивает тактильные ощущения, общую моторику и ритмику: дети встают в круг, а один ребенок в центр. Ему завязывают глаза. Дети начинают ходить по кругу. Воспитатель говорит «стоп» и дети останавливаются. Ребенок, который в центре круга, подходит к одному из детей на внешнем круге и угадывает, кто это.

Игра 2

Популярной для этого возраста является игра «Морская фигура, замри!». Дети входят в роль, активно играют, учатся слушать музыку и быстро реагировать на стоп-сигналы. Замирание в определенных позициях закрепляет знания о возможностях своего тела.

Логопедическая ритмика для дошкольного возраста

Память

На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.

Обучение в школе развивает произвольную память, которая впоследствии берет на себя ведущую роль. Постепенно увеличиваются объем памяти, продолжительность хранения информации. По мере старения организма, при отсутствии умственных нагрузок, память нарушается. Человек испытывает сложности в запоминании новой информации.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией

В зависимости от классификации афазии подбирается определенный комплекс логоритмических игр. Так как при афазии происходит распад всех функций речи, как внешней, так и внутренней, то занятия проводятся с большей тщательностью и продолжительностью

Важно научить больного распознавать обращенную к нему речь и реагировать на нее

Так же большое внимание уделяется эмоциональной сфере больных афазией и помощь в умении выразить просьбы. Занятия основываются на остаточных умениях больных

Занятия начинаются с пассивных упражнений, постепенно усложняясь. Ускоряется темп и ритмика. Особое внимание уделяется кистям рук:

Дорога закрыта. (кисти сомкнуты пальцы вверх, тянут кисти руки на себя)

Полицейский открыл дорогу. (кисти вместе, пальцы от себя, делают ровную «дорогу»)

Машины разъехались по сторонам. (кисти разводятся в стороны)

Постепенно можно начинать использовать счетные упражнения и игры:

Раз, два, три, четыре, пять! —

Мы идем с тобой искать,

Взяв корзинку с угощением,

Озорное приключение.

В лампе прячется один —

Ото всех волшебный джинн.

У него два младших брата —

Два веселых акробата.

В цирке лампу ты потри

И их станет сразу три.

В их руках четыре гири —

Нет сильней их в целом мире.

Мы похлопали в ладоши

И пошли есть пять пирожных.

(М. А. Мордвин)

Игры следует подбирать с учетом возможностей больного, расширяя его словарный запас и развивая сенсомоторику. Положительное влияние оказывают игры с использованием диалога (например, «Съедобное — несъедобное», «Назови цвет» и далее усложняя диалог)

Большое внимание уделяется письму. Нужно научить рисовать линии под определенную музыку

Использовать стоит различные материалы: карандаш, кисть, фломастер и пр.

В логоритмических играх стоит уделять внимание координации движений и ритмичности. Полезны игры на ориентировку в пространстве (кружение, ходьба с закрытыми глазами, ходьба по шнуру)

Речевые упражнения должны проговариваться четко и внятно. Они могут быть как групповыми, так и одиночными. Логоритмические игры должны проводиться целенаправленно, от 20-ти минут в день. Заключительные упражнения включают в себя постановку дыхания, расслабление мышечного тонуса и снятие эмоциональной нагрузки.

Об авторе: Браун Анастасия Сергеевна, олигофренопедагог.

Занятия для развития мышления

1. «Раздели на группы»

Подготовьте карточки, на которых будут изображены разные предметы. Попросите ребенка проанализировать, какие у них общие черты.

2. «Как использовать?»

Игра развивает мыслительные процессы и воображение. Покажите дошкольнику карточку с каким-либо словом и попросите рассказать, каким образом можно использовать этот предмет.

Материал подготовилДетский нейропсихолог

Букина Татьяна Михайловна

Клинический психолог
Место работы:

Развитие логического мышления у дошкольников

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Развитие логического мышления у детей

Исправление почерка у школьников

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие высших психических функций у детей

Развитие математических способностей

Развитие математического мышления

Подготовка детей к математике в школе

Грамотеи

Левши – особенные дети

Долгожданные зимние каникулы

Как справиться с третьей четвертью

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.

Консультации психолога для родителей

Логоритмические игры для детей 3-4 лет

     В этом возрасте важно научить ребенка составлять смысловые предложения, закреплять ориентировку в пространстве, чувствовать свое тело и управлять им

Таким образом, проводя логоритмические игры, нужно обращать внимание на развитие общей моторики и чувства ритма. Подойдут музыкальные игры, упражнения с хлопками и совмещение с артикуляционной гимнастикой

Упражнение:

Ветер дует громко в уши, (губы трубочкой, тянут звук «уууу»)

Облака плывут над сушей. (машут руками над головой, тянут звук «оооо»)

Пошел дождь и даже гномики (стучат по ладошке пальцем)

Быстро спрятались все в домики (руки «домиком» над головой, приседают) (М.А. Мордвин)

     В этих упражнениях дети учатся подражанию, копированию. Не стоит заставлять учить текст гимнастики наизусть. Достаточно просто повторять его ежедневно. В 3-4 года у ребенка преобладает эмоциональная память, поэтому игры должны носить добровольный характер, вызывать положительные эмоции

Восприятие ребенка переходит от деятельности с предметом к предмету-заменителю, поэтому важно использовать в занятиях такие заменители, предварительно объясняя, что они значат (пример: синие круги — облака, желтые — цыплята)

Упражнение с предметом-заменителем (кружки — одуванчики)

Вышли с леса на полянку («идут» ногами, попутно машут руками, как при ходьбе)

И увидели цветы, (тянут звук «оооо»)

С круглой шапкой белоснежной (показывают руками шапку)

Как у старенькой зимы. (тянут звук «уууу»)

Одуванчиком зовется,

Ты спеши в него подуть. (сдувают с ладошки кружок)

Быстро с шапкой расстается. (трясут кистями рук сверху вниз)

Улыбнуться не забудь. (широкая улыбка, не сжимая зубы)

(М. А. Мордвин)

         Короткие игры можно проводить перед прогулкой на улицу или во время водных процедур:

Моют свои пальчики озорные зайчики. (намыливают руки, протирают каждый пальчик, начиная с большого).
Вытирают лапки сухо и скорей идут на кухню. (вытирают руки, пропрыгивают в строй).

         Таким образом, дети будут заняты полезным делом, а педагогу будет проще организовать их деятельность.

Факторы, влияющее на формирование детской психики

Существуют определенные особенности развития психики детей, на которую влияют следующие факторы:

  • Семья. При взаимопонимании и любви в семье, у ребенка не будет проблем со здоровьем. Он будет расти уравновешенным и спокойным. Но скандалы негативно отражаются на психике малыша. Могут возникнуть такие мысли, что он никому не нужен;
  • Окружение. Полноценного развития не будет, если малыш постоянно находится в одиночестве и не общается с другими детьми. Он может замкнуться в себе и будет расти аутсайдером, так как его никто не будет воспринимать нормально;
  • Гаджеты и интернет. Детская психика нарушается, если дети проводят много времени у телефонов и телевизоров. Родители часто бывают заняты работой  и оставляют ребенка с включенными мультиками. Психологи не советуют смотреть телевизор больше часа в день.

При появлении каких-либо расстройств психики ребенка, стоит сразу обращаться к специалистам. Это позволит вовремя исправить ситуацию. Профессиональные психологи проведут диагностику и подберут эффективные методики.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром

Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям

Советы родителям

При наличии проблем с психикой у ребенка, родители должны исключить факторы, которые отрицательно отражаются на психоэмоциональном здоровье малыша

Важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • нельзя решать проблемы в присутствии детей;
  • не проявляйте агрессию и громко не разговаривайте. Всегда ведите себя уравновешенно;
  • на личном примере показывайте, какой должен быть режим дня и рацион. Ведите активный образ жизни вместе с ребенком;
  • используйте растительные отвары – мяту или валериану. Не применяйте седативные препараты, которые вызывают привыкание.

Важно окружить ребенка заботой и любовью. Разговаривайте с ним, как со взрослым, на равных

Если вы заметите, какие –либо неблагоприятные симптомы, обратитесь к специалисту. В нашем центре работают врачи высшей категории. Чтобы записаться на прием, нужно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.

«Метаморфозы» в детском возрасте

В результате развития психических процессов происходят качественные изменения этих процессов. Психика ребёнка на одном этапе качественным образом отличается от психики на других этапах. Развитие психики ребенка отличается от развития психики взрослого. Взрослый если мало знает и умеет постепенно приобретает знания и навыки. Большое заблуждение воспринимать ребенка как маленького взрослого, который отличается от взрослого человека лишь количественными изменениями. Но на самом деле ребенок совершенно иначе воспринимает мир. Его восприятие и логика построены на иных принципах.

В начале жизни у ребенка преобладают лишь органические ощущения: покой-бодрствование, напряжение-успокоение. Внешний мир воспринимается примитивно. Ребенок овладевает пространством через ротовой, осязательный и зрительный процесс. Ребенок воспринимает мир неустойчиво. Мышление у ребенка первых лет жизни достаточно примитивное, оно основано на физиологическом осознании.

Причины нарушений развития ВПФ

Факторы, под воздействием которым нарушается нормальная работа высших психических функций, делят на две группы — функциональные и органические.

У детей причины нарушения ВПФ органического синтеза могут быть следующими:

  • Плохая наследственность — патологии развития психики, обусловленные генетическими факторами.
  • Проблемы, возникшие в период внутриутробного развития плода.
  • Патологическое родоразрешение, в результате которого ребенок получил перинатальное мозговое повреждение.
  • Постнатальные повреждения. Нарушения ВПФ могут быть следствием нейроинфекционных поражений центральной нервной системы — абсцесса, менингита, травмы, энцефалита, онкологии и др.

Нарушения работы высших психических функций могут появиться и в зрелом возрасте. Например, в результате инсульта, тяжелой черепно-мозговой травмы, неудачного оперативного вмешательства, опухоли, локализованной в головном мозге.

Логоритмические игры для детей с заиканием

    В логоритмические упражнения для детей с заиканием входят комплексы, укрепляющие мышечный тонус, артикуляцию, диафрагмальное дыхание. Все упражнения должны согласовываться с логопедом. Дети с нарушениями речи требуют особого подхода, не могут освоить музыкальные упражнения в полном объеме, требуется многократное повторение стишков, песен. Обязательно проговаривать каждый звук:

(В руках у детей кукла. Четко проговаривают звуки с соотнесением действия в стихах на куклу:)

Маша мыла мылом Милу.

Упражнение:

Мы поставили замок: (улыбка, смыкают зубы)

Язычок пройти не смог. (язык упирается в зубы)

        Главной задачей таких игр для детей с заиканием является развитие темпа речи, ритма движений, плавности голоса и координации в статическом и динамическом положении. Помимо логопедической части занятия носят социально-адаптивный характер. Они учат поведению в коллективе, Развивают эмоционально-волевую сферу. Сюда включаются занятия с переходом от медленного шага к бегу:

Рано утром ходят в гости —

Только лучшие друзья. (обнимаются с рядом стоящим одногруппником)

Черепаха с толстой тростью

В путь отправилась не зря. (медленно поднимают ноги, имитируют шаг)

Всех созвал зверей бельчонок,

Приглашения раздал. (поклоны в разные стороны)

Мышка, мишка и крольчонок (мышка — идут на цыпочках, мишка — косолапят, крольчонок — прыгают)

Нарядились, как на бал. (делают руками колокольчик)

Со всех ног бежит лисица — (имитируют бег)

Ведь опаздывать нельзя. (грозят поочередно указательными пальцами)

Чтобы в танце покружиться

Плавно по полу скользя. (кружатся)

(М. А. Мордвин)

     От плавных движений рук к быстрым:

Наклоняют еле-еле

Прям к земле макушки ели. ( медленные покачивания руками вверх-вниз с наклоном вперед)

В небесах порхает птичка,

Как над глазиком ресничка ( встают на цыпочки, быстрые взмахи руками)

(М. А. Мордвин)

     Упражнения желательно выполнять с музыкальным руководителем под живую музыку, не искаженную записью. Актерские игры выполняются совместно с педагогом. Сначала выполняются коллективные постановки или постановки без слов детей, затем каждому ребенку предлагается выучить свои слова и обыграть небольшую историю. Слова должны быть подобраны строго с особенностями каждого ребенка и иметь нагрузку именно на те части произношений, которые требуют усиленного внимания. Так, коллективное занятие превращается в индивидуальное.

      Совместно с упражнениями, требующими повышенной нагрузки, выполняются расслабляющие упражнения. Такие игры и занятия должны чередоваться. Расслабляющее упражнение должно быть пропорционально равным нагрузке, полученной детьми в прошлой игре.

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка. 

Занятия на развитие памяти

1. «Что пропало?»

Разложите перед ребенком разные предметы, озвучив название каждого. Попросите участника игры отвернуться, незаметно уберите один предмет. Затем попросите малыша назвать предмет, которого не хватает. Постепенно правила игры можно менять — заменять предметы, менять их местами, просить дошкольника восстановить первоначальную последовательность.

2. «Запомни слова»

Подготовьте список из 4-8 слов, прочитайте их, попросите ребенка воспроизвести услышанное с первой попытки, сохранив порядок слов. После того как дошкольник успешно справится с заданием, предложите второй список слов. Для усложнения можно попросить воспроизвести без повторения первую группу слов, тем самым проверив, насколько хорошо развита у малыша долгосрочная память.

Неравномерность развития

Замечание 1

Психические функции и процессы личности ведут свое развитие не равномерно. В каком-то определённом возрасте какая-то функция начинает доминировать над остальными.

В младенчестве сознание ребенка является недифференцированным. Дифференциация начинается с раннего детства. В первую очередь начинают доминировать основные функции, такие как восприятие. Восприятие имеет интенсивное развитие и стоит в центре сознания. Другие функции в этот момент зависят от доминирующей. Сильно взаимодействуют восприятие и память. Ребенок, видя некую знакомую ему вещь, ориентируется на связанные с ней события. Когда функция находится в роли доминирующей, в этот момент происходит ее самое сильное и полноценное развитие.

Замечание 2

Как уже было сказано выше, восприятие является доминирующей функцией для детей в раннем возрасте, помаять является доминирующей функцией в дошкольном возрасте, мышление является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Неравномерность развития психики выражается в:

  • акселерации
  • ретардации
  • инфантилизме

Определение 1

Под акселерацией помают процесс, в ходе которого у ребенка происходит ускорение физического развития и частично психического, что характерно для детского и подросткового возраста.

Различные ученые по-разному объясняют на чем основана акселерации, например, биологи объясняют этот процесс физическим состояние организмом, психологи – развитием психических функций, педагоги — духовным развитием.

Причины акселерации:

  • улучшение условий жизни
  • развитие медицины
  • радиация
  • уменьшение кислорода в атмосфере

Определение 2

Ретардация — это задержка физического развития и формирования функций организма.

Психофизическое созревание ребенка дает почву для реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям судят о зрелости структур организма на определенных этапах его развития.

Ученые называют две основные причины, которые вызывают ретардацию:

  • наследственные, врожденные и приобретенные в младенчестве нарушения
  • социальные факторы

К относительным причинам относят заболевания, но в течении некоторого времени ребенок догоняет в развитии сверстников.

Особое внимание в развитии ретардации заслуживает социальный фактор. Материальное положение семьи, в которой растет ребенок, играет наименьшее значение

Более важным является микроклимат в семье, окружение ребёнка.

Определение 3

Инфантилизм — одна из форм развития психики, проявляется в задержке развития психических и физических функций. В дальнейшем отставание может быть компенсировано.

Причины инфантилизма:

  • наследственный заболевания
  • инфекционные болезни
  • авитаминоз

Виды инфантилизма:

  • Физиологический инфантилизм – отставание в физическом развитии, причиной которого могло быть кислородное голодание плода, инфицирование плода во время беременности, инфекционные заболевания в младенчестве.
  • Психологический инфантилизм – проявление детских черт в поведении, мышлении. Человек ведет себя не соответственно своему возрасту. Психологически инфантильные дети не могут самостоятельно принять решение. Взрослый с психологическим инфантилизмом это «большой ребенок».
  • Социальные инфантилизм – это отставание в социально-культурном развитии. То есть социально культурно ребенок недостаточно развит для своего возраста. В результате этого наступает нарушение в механизмах социализации. Некоторые ученые считают, что причиной социально инфантилизма является чрезмерное преобладает в воспитании ребенка женского начала.

Сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте

Эволюция – это то что связано с прогрессом и развитием вперед, инволюция — это регресс, развитие назад. Инволюция неразрывно связана с прогрессом. Те психические функции, которые сложились на прошлых этапах постепенно или отмирают, или преобразовываются. Например, если ребенок освоил речь, но он уже не будет лепетать. У младших школьников исчезают дошкольные интересы, исчезают особенности мышления, которые присутствовали в младшем возрасте. Инволюция является необходимой частью развития психологических процессов и функций ребенка, если инволюция не происходит вовремя, то ребенок переносит в новый возраст старые черты своего поведения, в результате чего развивается инфантилизм.

Тренировка речи

1. «Сюжетные картинки»

Покажите дошкольнику изображение какого-либо героя. Попросите ребенка рассказать, что он видит на этой картинке в подробностях — с описанием цвета, формы, размера. Более сложный вариант — комбинация карточек, представляющих собой какую-то последовательность действий. Здесь малышу придется сначала восстановить правильный порядок элементов и составить короткий рассказ по этим рисункам.

2. «Наоборот»

Попросите дошкольника подобрать противоположные по значению слова. Например, мама — взрослая, а ты — … (маленький), ночью — темно, а днем — … (светло), яблоко — сладкое, а лимон — … (кислый) и так далее.

3. «На одну букву»

Для упражнения вам понадобятся карточки, на которых будут написаны буквы или слоги (для более сложного варианта игры). Для начала задайте тему, например: «Я был в парке и видел …». Задача дошкольника — дополнить рассказ подходящими по смыслу словами, которые будут начинаться с заданной буквы или слога. Рассмотрим пример. Вы вытянули карту с буквой «с», рассказ может выглядеть следующим образом: «Я был в парке и видел слона, солнце, соловья, сломанный стол».

Для развития у детей речевой способности больше читайте, обсуждайте прочитанное, знакомьте малыша с поэзией, пробуйте осваивать несложные скороговорки. И помните, что каждое занятие должно включать в себя элементы игры.

Мышление

Мышление — часть интеллекта, познавательный процесс, предусматривающий «рождение» новых знаний, познание окружающего мира.

Становление мыслительного процесса происходит поэтапно:

  • С момента рождения до 2 лет ребенок познает мир через действия и органы чувств.
  • После 2 и до 6 лет дети мыслят, используя образы и слова, при этом логическое мышление только зарождается.
  • С 7 до 11 лет появляется понимание конкретных явлений, аналогий, операций под влиянием школьной программы.
  • После 12 лет наступает этап формальных операций.

Осознанное мышление и совершенные понятия формируются в более позднем, юношеском возрасте. К этому времени у подростка уже есть некоторый жизненный опыт и теоретические знания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: