Игры со словами для детей 6-7 лет

Дидактические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Игры со словами для самых маленьких

Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.

«Скажи, что это»

В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».

Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.

Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого

«Чудесная коробочка»

Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.

Если все игрушки ребёнка всегда у него на виду, они быстро наскучивают ему. У моих детей игрушек много. Когда мой старший сын был маленьким, я всё его имущество раскладывала по небольшим коробкам. Доставала ему по одной коробке и он подолгу рассматривал её содержимое, затем складывал всё назад. Если к какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней воспринимались малышом, когда он получал её, как новые.

Разбирая и складывая по местам с ребёнком игрушки, чётко и разборчиво проговаривайте их названия

Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками

Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.

Словесные приёмы

Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.

Объяснение

Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний

Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета

Загадки

Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:

  • Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый… (Боровик).
  • Догадайтесь-ка, ребята:Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушко.Как зовут его? (Волнушка).
  • С ним в лесу никто не дружен,И в лукошке он не нужен.Мухи скажут: «Это мор!».В красной шляпке… (Мухомор).
  • На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная… (Поганка).

Короткие истории

На своём опыте я убедилась, что небольшие по объёму сказки-рассказки перед игрой — самый удобный мотивационный приём

С его помощью педагогу удаётся полностью завладеть вниманием ребят и мотивировать их на дальнейшую деятельность. Причём необязательно придумывать истории, напрямую связанные с игрой, сюжет может касаться её опосредованно

Например, когда герой попадает в сложную ситуацию, чтобы его выручить, моим воспитанникам приходится участвовать в игре или играх. Так, при изучении букв я рассказываю детям о том, что такой же материал сейчас проходят Лунтик с Кузей. Только вот огорчение: Кузя 2 дня жил у бабушки, которой помогал по хозяйству, и пропустил несколько занятий. Давайте поможем Лунтику объяснить другу, какие звуки мягкие, а какие твёрдые. И для этого сыграем в игру «Волшебный мешочек»: Лунтик будет доставать карточку с изображением, а вы, проговаривая слово, определять, твёрдый или мягкий звук стоит в начале.

Короткие истории можно придумывать не только о животных, сказочных персонажах, но и о фруктах, овощах

Чтение

В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать

Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках

И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.

Многие дидактические игры в ДОУ строятся на сюжетах предварительно прочитанных с воспитанниками произведений

Наглядные приёмы

Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:

  • картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё;
  • демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).

Практические приёмы

Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:

  • рисунков (к примеру, зарисовать героев игры);
  • аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием);
  • поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).

Итогом серии тематических игр может быть групповая поделка воспитанников

Дидактическая игра для старших дошкольников «Мойдодыр»

Задачи:

  1. Сформировать у детей элементарные гигиенические навыки.
  2. Продолжать знакомить с предметами гигиены (носовой платок, зубная щетка)
  3. Сформировать желание у детей вести здоровый образ жизни.
  4. Учить детей работать в коллективе, при этом, не мешая друг другу.

Возраст: подготовительная группа.

Цель дидактической игры:

Способствовать у детей закреплению знаний о культурно гигиенических навыках.

Правила игры: Детям раздаются карточки: «Алгоритм умывания», «Алгоритм порядка одевания одежды», «Алгоритм чистки зубов», «Алгоритм пользования носовым платком». Игровое поле находится на макете «Мойдодыра». Детям необходимо в определённой последовательности расположить карточки с алгоритмом, что мы делаем сначала, после и т. д, не забывая проговаривать все свои действия.

Ход организации игры

Дети приглашают гостей пройти в игровую комнату, присесть и отдохнуть.

(раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то ещё к нам в гости пришёл. Интересно, кто это? Хотите узнать?Дети: Хотим!

Воспитатель: Кто там?

Появляется кукла (мальчик) Ваня, одетый не по погоде, с грязными руками (нет курточки, без шапки и т. д.)

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я к вам так спешил в гости, но на улице так холодно, что я замерз. Вы не знаете, почему я замерз?

Дети отвечают, что Ваня без курточки и шапки и что на улице поздняя осень

Кукла Ваня: А как мне надо правильно одеваться? Научите? (ответ детей)

Также интересная развивающая дидактическая игра:Дидактическая игра в ДОУ «Вершки — корешки». Учить составлять загадку про морковь.

Воспитатель: А кто нам может помочь ребята? Если дети затрудняются, то воспитатель обращает внимание на «Мойдодыр». На игровом поле размещены алгоритмы в неправильном порядке

Воспитатель: Ребята, давайте Ванечке расскажем, как правильно нужно надевать одежду, когда идешь гулять на улицу.

Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, что мы одеваем сначала и т. д. не забывая проговаривать все свои действия.

Ваня: Ребята спасибо теперь я научился, как надо одеваться в такую погоду.

Воспитатель замечает, что у куклы Вани грязные руки

И обращает внимание

Воспитатель: Ой ребятки посмотрите у Ванечки еще и ручки грязные. А давайте мы его научим, что нужно делать, что бы быть чистым.

Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, как правильно нужно мыть руки, не забывая проговаривать все свои действия.

Ребятки, а давайте научим еще Ванечку, как правильно нужно пользоваться носовым платком.

Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, как правильно пользоваться носовым платком, не забывая проговаривать все свои действия.

Воспитатель замечает, что остались еще карточки как правильно чистить зубы.

Но просит ребят попрощаться с гостями и научить нашего гостя Ваню, как правильно пользоваться зубной щеткой и т. д.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому  дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют обучению счета, знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант. Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант. К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например ). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Правила словесной игры

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: «Узнай домашних животных»). 

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его

Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Дидактическая игра для детей подготовительной группы «Цветочная гамма»

Цель: Развитие музыкального слуха.

Возраст: подготовительная группа.

Задачи:

  1. Учить детей слышать скачкообразное, поступенное движение мелодии вверх и вниз, чисто интонировать, сопровождая пение движением руки вверх и вниз.
  2. Различать высокий, средний низкий звуки в пределах квинты, на основе мажорного трезвучия.
  3. Формировать умение находить тонику (нижний звук «ДО»).
  4. Познакомить детей с названиями нот и закрепить их, как последовательность гаммы До мажор.
  5. Развивать звуковысотный, ладотональный слух, подвижность языка, используя работу со слогами: «ля-ля», «жу-жу», творческие способности детей.
  6. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на яркие образы.

Игровой материал:

  1. Нотный стан, на котором изображены ноты в виде цветочков.
  2. Кузнечик на палочке.
  3. Пчёлка.
  4. Дополнительные фигурки насекомых (пчёлка, стрекоза).
  5. Подарки детям — цветочки-ноты.
  6. Металлофон.

Ход игры (I вариант)

Педагог загадывает детям загадку:

С утра жу-жу, цветы бужу И мёд вожу.

Дети: Пчела!

Педагог прикрепляет Пчёлку к леске, (в дальнейшем передвигает её в зависимости от направления движения мелодии) и говорит:

Пчёлка ЛЯЛЯ — домовитая хозяйка, прилетела на лужайку. Похлопочет над цветком, он поделится медком.

Послушайте, как летела и пела ЛЯЛЯ, сначала вверх:

Медок я вкусный соберу

(До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До(II)

Затем вниз:

И деткам в улей отнесу

(До(II), Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.)

Педагог предлагает детям пропеть две фразы, сопровождая пение движением руки. Повторить несколько раз, коллективно, цепочкой, индивидуально.

Педагог:

Наша ЛЯЛЯ всё летала и немножечко устала.

Пчёлка:

Наклонюсь к цветку поближе, красоту его увижу. Посижу, погляжу, песенку вам прожужжу.

Пчёлка исполняет песенку на одном звуке, детям предлагается повторить или придумать свою песенку на слог «жу-жу».

(На последующих занятиях.)

Педагог:

Дети, обратите внимание, каждый цветочек имеет своё имя. Где, какие Нотки тут на линеечках живут?. Спеть по нотам гамму всем, Пчела поможет без проблем!

Спеть по нотам гамму всем, Пчела поможет без проблем!

Запоминай:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.

И вместе с нами пропевай!

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.

А теперь пропоём в обратном направлении:

ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.

Дети поют гамму вверх и вниз, также можно предложить самостоятельно выложить по порядку названия нот и пропеть.

Педагог и дети благодарят Пчёлку за полученные знания и приглашают прийти к ним ещё на занятия.

Ход игры (II вариант)

На нотном стане цветочки ноты, на нотке МИ — пчёлка, на нотке СОЛЬ — Стрекоза.

Педагог показывает детям Кузнечика и говорит:

Во фраке зелёном маэстро Взлетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту. Зовут все кузнечика Доша, А домик его, нотка До.

Послушайте.

Поёт ноту «ДО» I октавы.

И запомните, вот это домик кузнечика.

«ДО», «ДО», «ДО».

Наш Доша чемпион по прыжкам, Скачет, скачет тут и там!

Прыгнул в гости к Пчёлке МИ и пропел:

«МИ- МИ, МЕНЯ ПРИМИ!»

Педагог показывает детям скачкообразное движение, поёт ноту «МИ», предлагает показать, как прыгнул Доша и пропеть:

«МИ- МИ, МЕНЯ ПРИМИ!»

Дети поют вместе с педагогом, подгруппами, индивидуально.

Тут запела Стрекоза:

«Соль, соль, соль, открой глаза!» Прыгай, Доша, в гости к Соль И пропой ещё разок!

Кузнечик прыгает к Стрекозе и поёт:

«Соль! Соль! Соль!»

Педагог показывает детям скачкообразное движение, поёт ноту «СОЛЬ», предлагает показать, как прыгал Кузнечик и пропеть:

«Соль! Соль! Соль!»

На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет,Доша, Доша, не ленись И на ДО, домой вернись!

Дети, давайте поможем Кузнечику найти свой дом.

По указанию и показу взрослого, поднимающего руку то выше (на звук: «Соль-Соль»), то чуть ниже («Ми-Ми»), то ещё ниже («До-До»), дети поочерёдно исполняют эти звуки.

Кузнечик благодарит детей.

На последующих занятиях один ребёнок управляет Кузнечиком, другой играет на металлофоне, педагог на фортепиано.

За правильное выполнение задания, дети получают призы: цветочки — ноты.

Третья группа – игры, непосредственно связанные с созданием и преображением слов на различной основе: ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, скраббл, всем известная игра нашего детства – «Балда» и им подобные.

Задача, решаемая этими играми – развитие активного словарного запаса, творческого мышления, внимания. Их ещё можно назвать «игры на коленке», потому что ими хорошо занять ребёнка (или себя), например, во время длительной поездки в поезде, в автомобиле, самолёте; в очереди в поликлинике или на регистрацию рейса в аэропорту. В любом случае время пролетит незаметно, а ваш ребёнок станет ещё более умным и творческим!

В словесные игры подобного вида можно играть с детьми младшего школьного возраста и далее, постепенно усложняя задания.

Например, «Интервью у контрабаса». Известно, что из букв, составляющих слово контрабас, можно составить около двухсот нарицательных (то есть не обозначающих имена собственные) существительных в единственном числе и именительном падеже. Представьте себе, что слова эти – ответы на вопросы, которые вы, как журналист, задаёте объекту вашего интервью — Контрабасу. К примеру, составили вы слово «бас». И придумываете к нему вопрос: «Каким голосом Вы, Контрабас, обычно разговариваете?». Ответ, соответственно, — бас. И так далее, может получиться около двухсот вопросов и ответов! Посоревнуйтесь, кто возьмёт у Контрабаса самое полное и большое интервью?

Для развития словарного запаса и грамотности можно порекомендовать игру «Лесенка слов». Для неё лучше всего взять бумагу в клеточку, из тетрадки по математике. Сначала выбираем букву, на которую будем придумывать слова. Затем каждый пишет слова на эту букву лесенкой, каждый раз прибавляя по одной букве. Когда пишешь в клеточках, лесенка виднее. Побеждает тот, кто за определённое время «выстроит» саму высокую лесенку.

Словесные игры – замечательное средство привить детям любовь к родному языку, к двигательной активности и даже к литературному творчеству. Главное — правильно выбрать содержание игры, чтобы оно соответствовало возрасту детей и их интеллектуальным возможностям.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.

Отыщи пару

Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.

Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.

Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.

Слушай внимательно

Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.

Сделай бусы

Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.

Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.

Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.

Найди свою пару

Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.

Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.

Собери картинку

Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.

Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.

Плохой или хороший поступок

Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».

Бабочки летят

Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.

Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.

Рекомендации по развитию связной речи

Чтобы усовершенствовать связную речь детям в возрасте 6-7 лет предлагают составить рассказ-описание по картине; придумать сказку или историю; закончить за взрослым предложение. В начале работы взрослые могут помочь наводящими вопросами или составляют план для рассказа. Старшим дошкольникам можно давать короткие истории для самостоятельного пересказа; ставить театрализованные представления.

Взрослые должны поощрять в детях стремление к самостоятельному составлению рассказов. Необходимо чаще интересоваться их мнением, задавать больше вопросов об окружающем мире. Для развития связной речи наиболее эффективны сюжетно-ролевые игры, потому что они способствуют еще и развитию интонационной выразительности, улучшают дикцию. Чем лучше развита связная речь, тем лучше реализуется коммуникативная функция.

Все вышеописанные задания помогают сформировать базу для успешного овладения навыками чтения и письма. Они являются профилактическими мерами по предупреждению нарушений письменной речи. Также, если у ребенка нарушено звукопроизношение, то необходимо заниматься и его коррекцией, потому что оно влияет на все составляющие речевого развития.

Все речевые игры для детей 6-7 лет нужно подбирать в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому перед их проведением рекомендуется провести логопедическую диагностику, чтобы определить уровень речевого развития и подобрать наиболее эффективные упражнения для учебно-воспитательной работы.

Дидактические игры для подготовительной группы детского сада

В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.

Поезд для животных

Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.

Человек или природа

Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «завод», «дом», «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.

Назови растение

Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.

Облака

В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.

Упражнения для слоговой структуры

Работа со слогами является еще одним направлением работы с детьми этого возраста. Это и основа для совершенствования звуко-буквенного анализа, и важная составляющего успешного обучения грамоте. В этом блоке детей учат:

  • делить слово на слоги, опираясь на количество гласных;
  • путем перестановки слогов образовывать новые слова;
  • выбирать слова в соответствии с заданным количеством слогов.

Прежде чем приступать к выполнению заданий, необходимо провести подготовительную работу. У ребенка должно быть сформировано понятие «слог»; он должен владеть начальными навыками звуко-буквенного анализа. Тогда описанные ниже упражнения будут эффективными и не вызовут больших затруднений.

Звуко-буквенный анализ и слоговая структура тесно взаимосвязаны. Поэтому на подобных заданиях отрабатывают параллельно оба этих направления, также расширяя и уточняя словарь.

 «Скажи наоборот»

В этой игре отрабатывают навыки словообразования путем перестановки звуков местами, а именно – твердые на мягкие и наоборот. Взрослый сначала показывает пример выполнения упражнения (НА-НЯ, ЛА-ЛЯ и т. д.), а потом ребенок делает его самостоятельно. Подбирать нужно слоги со звуками, произношение которых не нарушено.

 «Назови новый слог»

Это задание на развитие слухового внимания. Ребенку называют пары слов, которые отличаются друг от друга дополнительным слогом. Нужно найти и назвать его. Он может находиться в любом месте слова.

«Словесная путаница»

Основная цель – работа со слогами, обогащение словаря. Для ее проведения понадобится наглядный материал – картинки с изображением предметов. Ребенок, глядя на карточки, должен «распутать» слово. Взрослый называет ему слово с переставленными слогами, а он должен не только подобрать картинку, но и составить слоги правильно.

Подготовительная группа: математика

Дидактические игры помогают детям познакомиться с математическими представлениями. Очень интересная и занимательная игра «Лишняя картинка». Она предназначена для изучения цифр. Для игры возьмите лист бумаги А4 и поделите его на равные четыре части. В верхнем правом углу нарисуйте 3 ореха, а в нижнем 4 листика. Нарисуйте вверху слева три игрушки, а под ними 3 овоща. Ребёнок должен учиться думать логически. Он найдёт лишнюю картинку (4 листочка).

Чтобы дети стали более внимательными предложите игру «Паровозик». Благодаря ей дети смогут быстро выучить и запомнить геометрические фигуры.

Вырежьте из картона для дошкольников несколько овалов, кругов, квадратов, ромбов, треугольников и паровоз с пятью вагонами. Поделите детей на команды. К первому паровозу прикрепите овал. Дети поймут, для какой фигуры этот домик. Также квадрат, круг, ромб и треугольник. Какая команда быстрее разберёт фигуры по нужным домикам, та и выиграла.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Игра «На что похожи облака»

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус

Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Упражнения на обогащение словаря и коррекцию грамматического строя

У 6-7-летних детей речь практически не отличается от речи взрослого человека. Они могут легко рассуждать о знакомом им предмете, используют больше уточняющих слов, дают развернутые ответы. С совершенствованием связной речи происходит и развитие грамматического строя речи.

Дидактические игры направлены на уточнение имеющихся представлений, расширение словаря и закрепление усвоенных грамматических навыков, таких как словообразование и согласование. Кроме существительных и прилагательных, на занятиях со старшими дошкольниками отрабатывают глагольную лексику, числительные, наречия и местоимения.

«Кто назовет больше»

Кроме расширения словарного запаса и закрепления умения обобщать, нужна тренировка моторных навыков, координации движений. Детям предлагают назвать как можно больше слов, относящихся к определенной категории. Взрослый бросает мяч – ребенок называет слово.

«Ласковое имя»

Во время этой игры происходит применение на практике навыка суффиксального образования слов. На занятиях используют наглядный материал – картинки или игрушки. Взрослый говорит, что этот предмет бывает большим и маленьким. Ребенку нужно назвать его ласково, добавив суффикс.

«Знакомство с антонимами»

Взрослый показывает картинки, на которых изображены слова с противоположным значением. Задача ребенка – правильно подобрать антонимы. Усложнить это задание можно, если использовать не только существительные и прилагательные, но и глаголы.

«Это чье?»

Это задание направлено на закрепление в активной речи ребенка употребления притяжательных прилагательных. Лучше всего начинать образование от названий животных. Детям показывают подходящие изображения, и им нужно отвечать на вопросы: «Это чье, чья, чей?».

«Назови действие»

Во время этой игры педагог учит детей подбирать действие к предмету и называть подходящий глагол. Так как для этого упражнения нужен мяч, совершенствуются и моторные навыки. Взрослый кидает мяч и называет существительное, ребенок в ответ должен назвать подходящий глагол. Например, врач – лечит, учитель – учит и т. д.

«Сколько предметов»

Выполняя это задание, ребенок закрепляет навык счета и согласования существительного и числительного. Показывают картинки с разным количеством предметов. Дошкольник считает их, называя числительные в паре с существительным (один помидор – два помидора, три помидора и т. д.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: