Дидактические игры по звуковой культуре речи в старшей группе

Обучение детей грамоте — методы и приемы

Наглядность в обучении

Любое занятие в дошкольном заведении нельзя представить без использования наглядности. Этот принцип во время обучения грамоте, требует того, чтобы к познавательной деятельности ребенка были привлечены ряд анализаторов, прежде всего слухоречевые.

Работа этого анализатора активизируется во время развития фонематического слуха детей, обучение их звукового анализа, знакомство со звуками речи, предложением, словом и составом. Изучение звуков и их характеристики, формирование у детей представлений об особенностях предложения, слова, слога, обучение их правильно интонировать предложения происходит более успешно, если деятельность слухового анализатора дополняется движениями артикуляционных органов — произнесением.

Решению определенных дидактических задач способствует зрительный анализатор. Зрением ребенок воспринимает не сами элементы устной речи, а символы, которые его отражают. Так, предложение или слово схематично показывают полосками разной длины, звук и звуковую структуру слова — фишками и схемами, которые состоят из трех-четырех ячеек и тому подобное.

Зрительное восприятие такой наглядности, а также действия с ней позволяют ребенку сначала «увидеть» элементы языка, а потом сознательно оперировать ими.

На занятиях по обучению грамоте педагог использует средства наглядности не только и не столько с целью иллюстрирования, а чаще как средство фиксации признаков языковых единиц, явлений, их связей и отношений.

Наглядность в обучении грамоте — это показ детям элементов устной речи. Педагог демонстрирует отмеченный (безударный) слог, твердость (мягкость) согласного, наличие (отсутствие) того или иного звука в слове и тому подобное.

А потому наглядностью может служить и речь педагога, речь детей, дидактические рассказы, сказки, стихи и тому подобное. Языковая наглядность не исключает использование иллюстративной, изобразительной (репродукции, картинки, схемы), а также предметной (игрушки, фишки, палочки, полоски и т.п.) наглядности.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку. Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Фонетические представления

Начальные фонетические представления формируются у старших дошкольников на практической основе, путем организации наблюдений за языковыми явлениями. Так, дошкольники распознают гласные и согласные звуки по следующим признакам;

  • способ произношения (наличие или отсутствие препятствий в ротовой полости);
  • способность образовывать состав.

Одновременно дети изучают твердый и мягкий согласные звуки. При этом применяются такие приемы, как восприятие звуков в словах и отдельно на слух (сын — синь), выделение звуков в словах, сопоставление твердого и мягкого звуков, наблюдение за артикуляцией, самостоятельный подбор слов с твердым и мягким согласными звуками.

Поскольку в языке звуковое содержание буквы проявляется лишь в сочетании с другими буквами, то побуквенное чтение постоянно приводило бы к ошибкам в чтении.

Применение игр для развития ЗКР

Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста является игровая. Поэтому развитие речевой культуры должно происходить в соответствующей форме.

Что развивают игры по ЗКР?

Истоки неправильной речи закладываются еще до рождения ребенка, а также в период его роста в раннем возрасте. Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо развивать и мелкую моторику руки. Развитие мышц верхних конечностей сильно влияет на речь.

Звуковая культура речи

Задачи развития культуры речи:

  • правильное произношение звуков и решение логопедических проблем;
  • постановка хорошей дикции;
  • развитие силы голоса и умения управлять темпом, громкостью речи;
  • формирование уверенности в себе, в своих коммуникативных навыках;
  • формирование фонематического восприятия;
  • развитие органов дыхания;
  • развития интонационных средств.

Игровые приемы включаются в различные виды деятельности детей. Педагог должен способствовать развитию речевой культуры в течение всего дня в саду: в режимных моментах, в непосредственной образовательной деятельности, на прогулках, досуговых мероприятиях и т.д.

Существует определенная последовательность развития речевой культуры:

  • развитие фонематического слуха;
  • уточнение и закрепление звука;
  • закрепление звуков в словах;
  • подбор слов по заданному звуку.

Развитие фонематического слуха

Данная последовательность применяется в средней группе. При этом упражнения всех четырех этапов нужно повторять весь учебный год.

Как строится процесс обучения грамоте

Дидактические игры по развитию речи в средней и подготовительной группах

Старшая и подготовительная группы в детских садах
занимаются развитием речи ребенка посредством дидактических игр
. Конечно, они применяются и для деток , но там немного другой уровень сложности. Разница в том, что игры направлены на разные стороны развития речи
. Если маленькие детки только учатся строить предложения, учат названия понятий и явлений, то дошкольники уже обучаются формированию более сложных предложений и словосочетаний, расширяют свой словарный запас.
Они учатся правильно использовать склонения, спряжения, образовывать формы падежей и наклонений. На этой же стадии исправляются грамматические дефекты речи

В возрасте 5-6 лет дети уже могут учиться читать и писать, а потому очень важно уметь сформулировать свои мысли, чтобы записать их было легче

На что направленны дидактические игры

Дидактические игры, проводимые в старшей и подготовительной группах направлены на развитие мышления и реакции
. Насколько быстро и точно ребенок может сообразить что нужно сказать, и как именно этот оборот можно применить.
Развитие быстроты мышления
способствует подготовке ребенка к школьным занятиям, скорому усвоению полученного материала и возможности его применения. А в дальнейшем, ребенок сможет быстро соображать, отвечая на вопросы учителей.

Дидактические игры в старшем возрасте
так же способствуют развитию и концентрации внимания на определенны вещах
. То есть, пока ведущий проговаривает задание, ребенок молча и сосредоточенно слушает его. При необходимости он отвечает на его вопросы, которые указывают насколько внимательно слушали преподавателя дети.
В таком возрасте развитие речи
подразумевает умение подбирать синонимы и антонимы, различать слова, близкие по значению, правильно применять уменьшительно-ласкательные формы, сравнительные и превосходные степени слов

Так же, стоит отметить, что важно научить ребенка правильно определять род слова, чтобы верно согласовывать его с прилагательными в предложениях. Но до этого не все доходят, чтобы досконально изучить суть

Пока это на уровне: правильно сказать так, а не правильно – вот так.

Часто дидактические игры в старшей группе
довольно активные и хорошо влияют на физические навыки ребенка:
развивают ловкость и быстроту реакции не только мыслей, но и действий. Например, если дидактическая игра проводиться с мячиком и детям нужно ловить его или отбивать в зависимости от слов, которые произносятся на каждый бросок. Яркий пример такой игры – «Съедобное-несъедобное». Пока ребенок ловит мяч, он должен проанализировать слово и молниеносно отреагировать на него.

Методы обучения дошкольников грамоте

Актуальным для организации процесса обучения дошкольников грамоте является вопрос выбора метода. Воспитателям предлагается в помощь ряд методик обучения дошкольников грамоте, а именно: метод раннего обучения чтению Н. Зайцева, метод обучения грамоте Д. Эльконина, подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и обучение раннему чтению по системе Глена Домана, методика обучения грамоте Д. Эльконина — Л. Журовой и др.

Ученые отмечают, что подготовка старших дошкольников к обучению грамоте и выбор метода обучения грамоте зависит от того, насколько полно он учитывает соотношение устной и письменной речи, а именно звуков и букв.

Наиболее полно отвечает особенностям фонетической и графической систем языка звуковой аналитико-синтетический метод обучения детей грамоте, основоположником которого был известный педагог К. Ушинский.

Естественно, что метод совершенствовался с учетом достижений психолого-педагогической и лингвистической науки и передовой практики, но и сегодня он является наиболее эффективным в решении комплекса образовательно-воспитательных и развивающих задач обучения грамоте как первоклассников, так и детей дошкольного возраста.

С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?

Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.

Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.

Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.

Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.

Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время обучения ребенка грамоте.

По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»

Автор занятия: Пашкова Светлана Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Цель:

Расширять словарный запас ребенка, словами со звуком К(К’); упражнять детей в прочтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера; отрабатывать разные интонации для передачи своих чувств; упражнять в составлении предложений с разными знаками препинаниями.

Упражнение на внимание. Чтение стихотворения. (стихотворение читается два раза)

(стихотворение читается два раза)

(стихотворение читается два раза)

Вот сколько на К я сумею назвать:Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,Корова, квартира, картина, ковер,Кладовка, калитка, комод, коридор…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

— Назовите слова со звуком К(К’), которые запомнили.

— А сейчас давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

РУ КУ ЛУРА НА ША

РЫ КА МА

Давайте прочитаем эти слоги.

Составление предложения

Детям предлагается ряд слов и знаков препинания (на доске): «Ромы У мак рос.!?» Составляется предложение, используя разные знаки препинания, прочитываем предложения. Затем аналогичная работа выполняется индивидуально.

Составление схемы предложения

После составления и прочитывания предложений индивидуально, предложить детям составить схему полученного предложения, обратить внимание детей на предлог «У», он является словом и обозначается также

Физминутка «Где мы слышим букву К»?

Где мы слышим букву «К»?(Дети прикладывают ладини к ушам и «прислушиваются»)

В слоге «ко» и в слоге «ка»,(Покачивают коловой)

В слове «кит» и в слове «кот»,В слове «ток» и в слове «крот».

(Ставят руки на пояс и поворачиваются влево-вправо)

В слове «крошка»,(Наклоняются)

В слове «кладь»,(Подпрыгивают)

Много где — не сосчитать!(Выпрямляются, поднимают руки над головой, потягиваются)

Фронтальная работа. Дидактическая игра «Составь, прочитай и опиши»

Воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают и отгадки составляют из букв азбуки большого формата на доске. Дети читают слово и рассказывают все, что знают об этом животном, предложить изобразить животное

Загадки

Загадка про кошку

У порога плачет,Коготки прячет,Тихо в комнату войдет,Замурлычет, запоет.

(кошка)

Загадка про мышку

Эта маленькая крошкаРада даже хлебной крошке.Потому что до темнаВ норке прячется она.

(мышка)

Загадка про слона

У этого крошкиСтолбики –ножки,Глаза-поварешки,А ушки покудаС столовое блюдо.

(слон)

Загадка про сахар

Он тверд и бел,Как будто мел,И ты его немало съел.

(сахар)

(Предложить детям попробовать сахар рафинад).

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон»

(с целью дополнения знаний о животных)

У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер.

Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею.

И слон стал слушаться этого мальчика и работать на него. Почему слон так поступил?

Итог занятия

Какой звук мы повторили? (К, (К’)) Звук К (К’) обозначается буквой К. Теперь давайте каждый назовет слово с данным звуком. Слова придумали, молодцы. Сейчас составим предложения с данным словом, используя разные знаки препинания.

https://youtube.com/watch?v=QYbrUHMpkLU

Скачать конспект занятия по обучению грамоте «Буква К»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Обучение в игровой форме: плюсы и минусы

Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.

Преимущества метода:

  • Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
  • Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
  • Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
  • Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
  • Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
  • Детский коллектив сплачивается.
  • Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться лучше других.

Недостатки метода:

  • У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
  • Игры, головоломки отнимают много времени.
  • Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для переключения внимания.

Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:

  1. Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
  2. Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
  3. Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
  4. Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
  5. Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.

Общие дидактические требования

Заботясь об успешности дальнейшего обучения грамоте ребенка в начальной школе, воспитатель должен придерживаться общих дидактических требований, которые обеспечат целенаправленность каждого занятия по обучению грамоте, организационную завершенность, методическую компетентность и результативность.

Дельные мысли дидакта, профессора А.Савченко относительно требований к современному уроку в 1 классе, могут будут учтены и в обучении старших дошкольников:

на уроке (занятии в старшей группе ДОУ) учитель (воспитатель) обязательно должен сообщить детям, что они будут делать и для чего, а потом после оценивания, что и как делали. Профессор А.Савченко считает, что для обеспечения целенаправленности урока прежде всего нужно правильно определить его цели

Не менее важным, по ее мнению, активизировать внимание детей в начале урока, предложив им зрительный план его проведения. Этим же планом можно воспользоваться как зрительной опорой, подводя итоги занятия;
задания и вопросы формулируются педагогом конкретно и короткими фразами

Важную роль в работе над новым учебным материалом играют подражательные действия дошкольников и первоклассников. Итак, когда дети усваивают новый способ действия, лучше показать образец ее выполнения. Например, «Слово произносится так …», «Произнесите этот звук вместе со мной».

На занятиях по обучению грамоте преобладают коллективные формы работы, но дети могут работать индивидуально в сотрудничестве с педагогом, самостоятельно индивидуально с раздаточным материалом.

Широко применяется на занятиях «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» групповая форма организации учебной деятельности детей, когда они объединяются в пары или группы по четверо. Ценный опыт обучения детей работать в группах описан авторами технологии развивающего обучения Д.Элькониным и В.Давыдовым.

Они считают, что для группового выполнения можно предложить задания на составление предложений или слов по представленной схеме, распространение предложения или окончания начатого педагогом предложения и тому подобное.

В течение урока (занятия) необходимо несколько раз менять виды деятельности детей

Благодаря этому оно становится более динамичным, внимание детей более устойчивым. Кроме того, чередование видов деятельности является надежным средством предотвращения переутомления детей

Наглядные пособия, дидактический материал, игровые задания должны использоваться в такой степени, чтобы помочь педагогам достичь учебной цели, а подготовка старших дошкольников к обучению грамоте станет процессом доступным и интересным для детей.

Планирование занятия по обучению грамоте

Планируя работу на занятиях по обучению грамоте, необходимо учитывать уровень подготовленности и реальные возможности как всех детей, так и каждого ребенка отдельно.

Педагогу следует поддерживать даже малейшие успехи детей в овладении грамотой. Однако чрезмерное употребление таких выражений, как «Молодец!», «Прекрасно!» и др. по мнению проф. А.Савченко, кроме кратковременного эмоционального воздействия на ребенка, не имеет стимулирующего значения.

Вместо этого необходимо давать развернутые оценочные суждения, которые содержат конкретные советы по устранению недостатков, преодоление трудностей; сопоставлять детские работы; устраивать в конце занятия выставка лучших работ; привлекать детей к оцениванию выполнения задания товарищами. Самое главное, чтобы оценочные суждения педагога были мотивированными и понятными детям.

Характеризуя содержание, структуру и методику занятий по обучению грамоте, хотим предостеречь воспитателей от научно необоснованного механического объединения занятий по обучению грамоте с занятиями по воспитанию звуковой культуры речи.

Такая подготовка старших дошкольников к обучению грамоте не позволяет максимально полно реализовать специфические задачи этих двух типов занятий, перегружает их содержание, делает непрозрачной структуру. Не смотря на близость отдельных целей этих занятий (например, развитие фонематического слуха), общность методов и приемов и др, каждое из них должно строиться и проводиться своеобразно. Так, на занятиях по обучению грамоте усиленного внимания требует работа по формированию у дошкольников представлений о языковой единице (предложение, слово, слог, звук) и на их основе анапитико-синтетических умений.

Имеют место и неоднократные попытки отдельных методистов, а вслед за ними и воспитателей, дополнить содержание занятий по обучению грамоте ознакомлением дошкольников с буквами и обучением их читать. Следует отметить, что это является завышением требований действующих программ, следовательно, является недопустимым. Вся работа по овладению навыком читать должно организовываться исключительно в индивидуальном порядке. Такое занятие по содержанию, структуре и методике напоминать урок чтения в буквенный период в первом классе.

Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: дидактические цели

Обращаем внимание воспитателей на необходимость правильного формулирования дидактических целей занятий по обучению грамоте. Прежде всего, следует четко представлять конечный результат этого занятия, а именно: какими знаниями должны овладеть дошкольники о языковых единицах, какие умения у них будут выработаны на основе этих знаний. Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении

Подытоживая сказанное, отметим, что успех организации обучения детей пяти-шести лет зависит от того, насколько педагог в совершенстве владеет современной технологией обучения детей грамоте, лингвистическими знаниями, как он учитывает требования современной психолого-педагогической науки к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Как провести занятие по звуковой культуре речи в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети могут связно выражать свои мысли в правильно построенных предложениях. Нужно стремиться к тому, устные ответы детей содержали не только логическую последовательность, а были оформлены с правильной интонацией, произнесены отчетливо и внятно.

На речевом занятии «Звуковая культура речи» в старшей группе

Дошкольники понимают многозначность слов, могут подбирать синонимы. Они читают стихи, соблюдая вопросительную или восклицательную интонацию. Все эти упражнения используются для формирования связной речи ребенка.

Развитие речи для последующего обучения грамоте в старшей группе

К шести годам ребенок полностью овладевает произношением звуков, но орфоэпические ошибки в речи детей наблюдаются часто. Поэтому в старшей группе и проводятся занятия по развитию речи, задачи которых могут быть следующими:

  • укрепить артикуляционный аппарат дошкольника;
  • научиться четко выговаривать в словах свистящие и шипящие звуки;
  • различать произношение похожих звуков;
  • развивать фонематический слух: определять, где стоит слог, произносимый с большей силой.

Важно! Логопеды называют звуки  — ,  — ,  — , — ,  — ,  — ,  — , () – ,  — считаются трудными, потому что разница в произношении парных звуков малозаметна. Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения

Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

Восприятие звуков на слух связано с укреплением артикуляции речевого аппарата и усвоением правильного произношения. Работа воспитателя в этом направлении построена по определенному принципу:

  • упражнения в различении звуков на слух при произношении их в случайном порядке;
  • ребенку предлагается назвать слова с оппозиционными звуками, произнести их в определенном порядке;
  • задания на подбор слов, относящиеся к разным частям речи.

Заключительным этапом будут задания по построению собственных высказываний.

Я рассказываю

План-конспект занятия на тему «Встречаем птиц» в старшей группе

Цель:

познакомить детей с весной как временем года, жизнью птиц в этот период;
воспитывать трепетного отношение к пернатым;
развивать внимание, учить запоминать информацию.
развитие речи дошкольника

Ход занятия

  1. Воспитатель читает стихотворение-загадку о весне. Показывается репродукция картины о весне, дети должны назвать признаки весны, мотивировать свой ответ. Определить, какие звуки весенние звуки можно услышать в музыке.
  • Лингвистическая игра «Дополни предложение»;
  • Игра «Птичья весна»: воспитатель задает детям вопросы о птицах.
  • Беседа «Чем похожи все птицы?»;
  • Игра «Назови, кого не стало» (с фланелеграфа убирается изображение птицы).
  1. Физкультминутка

Развитие словарного запаса (О чем загадка? Зачем птицы строят домики? Определить правильную последовательность картинок и составить рассказ).

  1. Итог занятия: ребята открывают волшебную шкатулку.

Помогают усваивать материал презентации о птицах.

Обратите внимание! В целях эффективного использования время урока необходимо проводить беседы о птицах, экскурсии в природу — встречать птиц, сделать поделки из природного материала

Структура речевого занятия в ДОУ

Открытое занятие по звуковой культуре речи может быть построено следующим образом:

В помощь воспитателю

  1. Вводная часть воспитатель должен дать мотивацию всего занятия. Это можно сделать от лица литературного персонажа. Персонаж-помощник обрисовывает проблемную ситуацию, решение которой дети будут находить в парах, группах. Такой подход подталкивает детей к размышлениям, учит их соотносить свое мнение с другими.
  2. В ходе занятия используются различные приемы — наглядные, практические. После каждой части занятия проводится анализ деятельности детей от лица персонажа-помощника. Если ребенок не справился с целью, воспитатель нацеливает его на дальнейшую неделю тематических занятий.
  3. В течении всего занятия дети много говорят, к этому их побуждает воспитатель, задавая самые различные проблемные вопросы.

Важно! В структуре речевого занятия в ДОУ должны четко прослеживаться 3 части

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: