Искусство выбора игрушек
Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.
Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.
Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни малыш находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью оставит первую, отвлечется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет их все.
Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы в попытках разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.
Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.
«Печать общения» на игрушке. Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания — игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой. Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.
Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала. На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».
Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.
Чтобы малыш играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе он будет играть только в мамины любимые игрушки — кастрюльки и мобильные телефоны. Ведь не секрет, что дети всем другим предпочитают те предметы, которыми пользуется мама.
Итак, современные дети не играют от того, что игрушек у них слишком много, а следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями — так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым — а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек — «неправильные».
Ребенок быстро бросает учебу
Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.
Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться
Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.
Ребенок бросает факультативы
Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.
Третье: играем с ребенком в ролевые игры
Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.
• Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать. • Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.
Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе
Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике
Во что, в какие игры можно играть с детьми?
Семейные
игры — это, своего рода, семейная традиция. Если у вас нет ещё такой традиции
в семье, то создайте себе её. Как в примере про маленького Рому, о котором
мы писали выше. Ходить на футбольные матчи — стало своеобразным семейным обрядом
для Ромы и его родителей.
Играть можно во что угодно. Всё зависит от интересов членов семьи. Это могут
быть подвижные игры с мячом и другие. Это могут быть настольные игры или игры
логические. Совместная семейная деятельность не обязательно может быть игрой,
как таковой. Это может быть и коллекционирование чего-либо. Это могут быть совместные
походы всей семьёй. Или поездки на велосипедах (летом) и лыжах (зимой). Это
могут быть такие занятия, как пение караоке 1-2 раза в неделю всей семьёй. Или
совместное рисование чего-либо.
В общем, вариантов тут бесчисленное множество. Многое будет зависеть от самого
ребёнка, если у вас медлительный
ребёнок, то для него будут интересны настольные или логические игры или
коллекционирование чего-либо. Если же у вас гиперактивный
ребёнок, то у него интерес вызовут другие занятия. Главное, что для каждой
семьи найдётся определённое занятие, которое сплотит её.
Организация игр с правилами
Определение 4
Игры с правилами – это игры, которые направлены на выработку определенных навыков, являющихся очень важными для умственного и физического развития детей, воспитания у них характера и воли.
Учебно-воспитательная работа ДОУ основана именно на играх с правилами.
По способу проведения и содержанию игры с правилами принято подразделять на две основные группы:
- Дидактические игры – это игры, которые в первую очередь направлены на развитие у детей дошкольного возраста умственных способностей.
- Подвижные игры – это игры, направленные на физическое воспитание детей дошкольного возраста, их гармоничное развитие, а также с целью удовлетворения потребностей каждого ребенка в движении и обогащению его двигательного опыта.
В свою очередь подвижные игры делятся на игровые упражнения (несюжетные игры) и сюжетные игры.
При организации подвижных игр, необходимо учитывать возрастные возможности и потребности детей. Так, соревновательный элемент следует вводить только в старших возрастных группах ДОУ.
Подвижные игры в ДОУ могут быть организованы как в группе, так и на уроках физической культуры. Однако наибольший интерес у детей вызывают игры, организованные на свежем воздухе, то есть во время прогулки.
Организуя подвижные игры в младших возрастных группах, воспитатель должен принимать непосредственное участие в игре, руководить ей. В средней группе воспитатель руководит игрой со стороны. В старших группах воспитатель объясняет правила игры, дети играют самостоятельно, однако один из детей назначается ответственным за соблюдение правил.
Замечание 1
Таким образом, подвижные игры, направлены на формирование у детей навыков соблюдения правил, развитие физических способностей и двигательных умений, удовлетворение их потребностей в движении.
Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.
Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям (например, на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.
Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.
Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.
Согласно ведущих игровых интересов тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что — изготовить с помощью родителей, — вместе с детьми).
Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем самым поддержать интерес к игре.
Предварительный просмотр:
Почему ребенок не играет с детьми в детском саду.
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино» Грушецкая О.Г.
Зачастую сами родители не задумываются над тем, что детская игра имеет важное и огромное значение для развития малыша. Имеется в виду не банальное катание машинки за веревочку, а именно ролевые игры
В большей степени занятость, а иногда и лень, не дает ребенку возможность проявить фантазию, воображение, перед глазами у него не было примера коллективной игры.
Причины замкнутости малыша
Как часто можно увидеть, как родители, чтобы их чадо не приставало к ним, дают ему разнообразные игрушки, которые прыгают, мигают, бегают. На какое-то время ребенок увлечен, но это увлечение быстро проходит, и тогда родители снова бегут в магазин за покупкой нового развлечения. А между тем ребенок не развивает свой внутренний мир, ему не надо не о чем думать, ведь игрушка сама может думать и делать за него.
Эта ошибка родителей начинает проявлять себя позднее, когда ребенок не играет с детьми в детском саду. Он, попав в коллектив, не знает как вести себя в игре, что от него требуется. А через игру все дети учатся общаться друг с дружкой, они познают, что такое коллектив, как вести себя в нем. Да, и адаптация ребенка к садику в этом случае проходит гораздо сложнее.
Когда ребенок отказывается играть в саду со сверстниками, надо постараться выяснить причину. В этом возрасте они еще не умеют лукавить, поэтому при хорошем контакте ребенка со своей мамой можно легко узнать, в чем тут дело.
Возможно, что ребенку страшно или он очень стесняется. И тут родителям надо помочь своему малышу преодолеть робость. Заставлять не надо, надо рассказать ему обо всех преимуществах коллективной игры, и может быть, даже включиться и самим в это занятие, чтобы ребенок увидел на вашем примере, что это здорово.
Стоит принять во внимание и индивидуальные характеристики своего ребенка, может вы рано забили тревогу, ведь у каждого даже взрослого человека есть свой ритм вхождения в коллектив. Причиной может стать и меланхоличный склад характера вашего малыша
Такие люди лучше всего чувствуют себя в тихой и спокойной обстановке, избегая шумных компаний. Тогда родителям надо больше играть с малюткой, чтобы ребенок отвыкал от игры в одиночестве
Причиной может стать и меланхоличный склад характера вашего малыша. Такие люди лучше всего чувствуют себя в тихой и спокойной обстановке, избегая шумных компаний. Тогда родителям надо больше играть с малюткой, чтобы ребенок отвыкал от игры в одиночестве.
Принимает срочные меры
Особенно насторожить должно нежелание играть не только с другими детьми, но и с близкими, даже с родителями. В этом случае говорят о признаках развития аутичности. Вам срочно к специалисту!
Когда ребенок наотрез отказывается играть в саду, а предпочитает только игры с родителями, ребенка надо немного подтолкнуть. Возможно, вы мало гуляли с ним на детских площадках. Надо наверстать. При чем старайтесь посещать разные игровые площадки, чтобы ребенок видел, что где-бы не находились дети, они всегда вместе и им это очень интересно.
Самое хорошее поощрение общительности это разрешение ребенку приглашать сверстников к себе домой, возможно, дети подружатся, и вашему малышу не будет так страшно на игровой площадке.
Для развития общительности хорошо записаться в кружок или секцию. Но заставлять его не нужно. Посетив несколько детских занятий, пусть он сам выберет, где ему нравиться и что ему нравиться.
Конечно, если перед родителями встает такая проблема, что ребенок отказывается от коллективных игр, то от них требуется много терпения и труда. А если причина состоит в том, что вы сами не уделили этому должного внимания, то наступило время все исправить.
Почему ребёнок не играет один
Игра — ведущая деятельность в жизни ребенка. Через нее он учится, примеряет на себя разные ситуации и взаимодействует с окружающим его миром. Как же получается, что ребенку даже при огромном количестве игрушек неинтересно играть самому и ему постоянно требуется партнер — мама, брат или сестра, другие дети на площадке или в детском саду?
Возраст
Навык самостоятельной игры формируется у ребенка в 3–4 года. До этого возраста дети в силу особенностей развития не могут играть без участия взрослого, а те, кто может, делают это не дольше 10–15 минут, потом им требуется смена деятельности. То есть, если ваш двухлетка не играет сам, это нормально.
Нет навыка
Чтобы ребенок мог играть сам, нужно, чтобы его этому научили. Очень часто детям дарят игрушки, но не рассказывают, что это такое и как с этим можно играть.
Большой выбор
Многие родители стараются компенсировать свое небогатое на игрушки детство и заваливают ребенка машинками, детскими синтезаторами, наборами посуды, конструкторами и многим другим, что предлагает ближайший к дому детский магазин. Однако ребенку сложно ориентироваться во всем этом многообразии, и он просто не знает, с чем ему поиграть и как именно.
Недостаток общения
Если ребенок не ходит в детский сад, на какие-то занятия или мама сознательно избегает детских площадок, ему может не хватать общения со сверстниками, и игры он будет предпочитать совместные, а не самостоятельные.
Кстати, с работающими родителями то же самое: ребёнку не хватает качественного общения с мамой и папой, поэтому он будет требовать этого общения, отказываясь играть самостоятельно. В этом случае отказ от самостоятельной игры — крик о помощи и требование удовлетворить потребность в общении с родителями или сверстниками.
Причины «затоваривания»
Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.
1. Заветные желания папы и мамы. При появлении малыша в семье оба родителя (и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка) начинают покупать те игрушки, о которых мечтали в детстве и которых не имели.
Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех. И это родительское желание никак нельзя осуждать — его можно только осознавать и пытаться контролировать.
Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.
2. Подарки — вторая причина превращения детской в игрушечный склад. По любому поводу бабушки, дедушки и другие гости приносят мягкие игрушки. Считается просто дурным тоном прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.
Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.
Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него — никаких эмоций»
К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры — вещи обратно пропорциональные. То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.
Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика» — девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.
3. Погоня за «ранним развитием». Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой.
Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения. Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.
Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку — то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.
4. Немыслимое разнообразие. Постсоветскому человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. Не умея выбирать, мы порой покупаем все подряд.
Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе.
Так что большое количество игрушек имеет смысл только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.
Значение самостоятельных игр
Любящий родитель всегда чувствует угрызения совести, когда ребенок просит внимания, но поиграть с ним времени нет. Посуда сама не помоется, еда не приготовится, а еще уборка и список других дел. Если малыш не умеет занять себя сам, даже обычная уборка превращается в сущий кошмар. Крики, бесконечная беготня, разбрасывание вещей не только мешают сделать работу, но и расшатывают нервы всем членам семьи.
Выход из ситуации только один – учить ребенка самостоятельности. Начиная с 1 года малыш перестает воспринимать окружающий мир через родителей. Для него естественно исследовать все вокруг одному. Мама и папа – это помощники, которые могут сделать то, что ему пока не по силам, направить, научить.
Как опознать «неправильную» игрушку?
«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.
В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там, где «толкнул — покатилось» или «ударил — отлетело».
Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки — но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.
У детей есть огромный интерес к ручному труду — и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену — то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.
Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно — такова стадия развития цивилизации.
И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.
Правильная игрушка многофункциональна. То есть ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.
Классический пример многофункциональной игрушки — мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.
Правильная игрушка сделана из экологичного материала (натуральная ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных, стойкоокрашенных материалов — в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.
Многие китайские игрушки просто не предназначены для такого активного использования. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней. Настоящая игрушка должна быть качественной и крепкой.
Почему родителям сложно играть
Чаще всего наиболее сложными для родителей оказываются ролевые и спонтанные игры. Как показывает практика, поиграть с ребенком в настольную игру, почитать книгу, посмотреть вместе мультик гораздо проще, чем играть с животными, куклами и удерживать сюжет.
Эта сложность обусловлена многими причинами:
В ролевых и спонтанных играх важно включать воображение. Иногда взрослые, к сожалению, теряют способность фантазировать.
Боязнь выглядеть глупо со стороны.
Обесценивание игры и желание заняться чем-то более «полезным».
Порой у родителей есть собственная детская травма. Допустим, с ними не играли их родители
Об этом, например, могут говорить ситуации, когда во время игры резко начинает хотеться спать или появляются такие чувства, как злость, раздражение, неловкость либо просто невозможность находиться с ребенком в игре. Возникновение такого рода дискомфорта может быть следствием собственных переживаний и травматического опыта. Зачастую это не осознается самими родителями.
Нежелание родителя играть именно так, как хочет ребенок. Например, когда требуют от ребенка, чтобы игрушки использовались строго по назначению: допустим, пирамидка только для того, чтобы нанизывать кольца на основу, и нельзя ее части использовать, например, как пирожки.
Допустим, с ними не играли их родители. Об этом, например, могут говорить ситуации, когда во время игры резко начинает хотеться спать или появляются такие чувства, как злость, раздражение, неловкость либо просто невозможность находиться с ребенком в игре. Возникновение такого рода дискомфорта может быть следствием собственных переживаний и травматического опыта. Зачастую это не осознается самими родителями.
Нежелание родителя играть именно так, как хочет ребенок. Например, когда требуют от ребенка, чтобы игрушки использовались строго по назначению: допустим, пирамидка только для того, чтобы нанизывать кольца на основу, и нельзя ее части использовать, например, как пирожки.
Влияние игры как ведущего вида деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Субъектом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных социальных функций, который вступает в определенные отношения с другими людьми и применяет в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении заключается в том, что желания ребенка отходят на второй план, а на первый выходит четкое выполнение правил игры.
Основным занятием для детей дошкольного возраста является игра, в которой развиваются умственные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра — это особый способ усвоения социального опыта, характерного для дошкольного возраста
В игре формируется вся личность ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход на новую, более высокую ступень развития. Этим объясняется огромный воспитательный потенциал игры, которую психологи считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Игра имеет огромное значение для развития психики ребенка дошкольного возраста. Все важные новообразования впервые возникают и развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — ролевой игре. Ролевая игра — это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и воспроизводят (или моделируют) действия взрослых и отношения между ними в специально созданных игровых, воображаемых условиях. То есть, в ролевой игре удовлетворяется потребность быть похожим на взрослого. Ролевая игра — самый сложный вид деятельности, которому обучается ребенок дошкольного возраста. Главной особенностью игры является наличие воображаемой ситуации. Помимо ролевой игры, развиваются и другие виды игры, генетически связанные с ней.
Все психические качества и свойства личности ребенка наиболее интенсивно формируются в игре.
Игровая деятельность влияет на формирование волевого поведения и всех психических процессов — от самых простых до самых сложных. Играя роль, ребенок подчиняет все свои сиюминутные, импульсивные действия этой задаче. Дети лучше концентрируются и лучше запоминают в условиях игры, чем при выполнении прямого задания взрослого. Сознательная цель сосредоточиться, запомнить что-то, подавить импульсивные движения — это самая ранняя и легко выделяемая цель ребенка в игре.
Игра оказывает мощное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. Действуя с объектом-заменителем, ребенок начинает действовать в воображаемом, условном пространстве. Замещающий объект становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать на внутреннем, ментальном уровне. Таким образом, игра способствует переходу ребенка к мышлению в образах и представлениях. Более того, в игре, играя разные роли, ребенок изучает разные точки зрения и начинает видеть объект с разных сторон. Это способствует развитию важнейшего навыка человеческого мышления — представлять другую точку зрения и точку зрения.
Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?
Иногда, преследуя благие намерения, родители допускают ошибки, когда дают советы своим детям, как выстраивать дружеские отношения. Вот самые распространенные из них.
Считать своего ребенка всегда правым. Безусловно, каждый родитель старается занимать сторону своего ребенка в любой конфликтной ситуации. Однако, в том числе в силу отсутствия опыта, ваш ребенок может оказаться не правым. И ваша задача максимально беспристрастно разобраться в ситуации, если это требуется, и научить ребенка справедливо разрешать конфликты, признавать свои ошибки.
Заставлять ребенка мириться с друзьями или менять свое окружение. Критически разбирайте любую непростую ситуацию со своим малышом и учите самому принимать решения по отношению к своим друзьям.
Не решайте конфликты за ребенка. Очень плохая идея пытать вмешиваться в детские ссоры (за редким угрожающим жизни и здоровью исключением). Ребенок должен самостоятельно учиться преодолевать конфликты, а не ждать, когда придет мама или папа и «все решит».
Не игнорируйте жалобы ребенка. Существует две крайности среди родителей: чрезмерно вмешиваться в жизнь ребенка и добровольно отстраняться от нее. Обе эти стратегии безрезультатно, само собой. И если первый тип родителей мешают ребенку учиться самостоятельности, то отчужденные мама и папа могут казаться для ребенка равнодушными и безучастными, что, несомненно, влияет на доверие между взрослыми и детьми. Поэтому слушайте ребенка и пытайтесь понять его, учитывая возраст и темперамент малыша.
В заключении, хочется сказать: чтобы ребенок учился дружить со сверстниками, у него должна быть возможность с ними общаться, поскольку дружба — это навык, который нужно тренировать. Поэтому:
Посещайте детский сад или любое другое учреждение, где будут детки, с которыми ребенку придется выстраивать социальные контакты;
Ходите в кружки и секции — там ребенок сможет научиться устанавливать доверительные отношения с группой детей, близких по интересам;
Личным примером показывайте дружеские отношения;
Если все ваши попытки тщетны, обратитесь с детскому психологу — специалист поможет определиться с истинной причиной отсутствия друзей и определит вектор, в ключе которого стоит работать.