Применение игр в процессе обучения
Игра в обучении — это методика, при которой игровая деятельность используется для достижения образовательных целей.
В игре обучающиеся могут приобретать новые знания и навыки, развивать свои когнитивные и социальные способности, а также повышать мотивацию к обучению. Игровые методы используются в широком диапазоне областей педагогики, начиная от детского сада и заканчивая профессиональным образованием.
Цель
Цель использования игровой деятельности в обучении заключается в том, что она позволяет учащимся более легко и быстро осваивать новые знания и умения.
Игры стимулируют мотивацию и интерес к обучению, развивают творческое и критическое мышление, способствуют социальной адаптации и взаимодействию между учащимися. Кроме того, они создают положительную атмосферу в классе и повышают эмоциональную составляющую обучения.
У каждой конкретной игры могут быть различные цели и задачи — например, развитие креативности, коммуникационных навыков, улучшение физической формы и т.д.
Эффективность
Игра в обучении эффективна по ряду причин:
- Мотивация — игровые технологии стимулируют желание учиться и повышают познавательный интерес.
- Активное участие — игроки активно участвуют в совместной деятельности, что увеличивает их вовлеченность и позволяет лучше запоминать информацию.
- Значимость — процесс обучения часто обезличен, в то время как игры имеют личностное значение для каждого ученика.
- Сотрудничество — учат сотрудничеству, обмену идеями и работе в команде.
- Эмоциональный подъем — создают положительное настроение и способствуют позитивным эмоциям, что улучшает усвоение информации.
- Ошибка как способ учиться — в игровом формате не так страшно допустить ошибки, как в ходе обычных форм проведения занятий. Это снимает напряжение и тревожность у учеников, позволяет им экспериментировать и получать новый опыт.
- Практика — существует возможность одновременного обучения и практического применения знаний. Например, игровые формы являются очень эффективным средством при изучении языков или получении профессиональных навыков.
- Индивидуальный подход — можно использовать свои индивидуальные особенности и предпочтения, что повышает эффективность и мотивацию обучения.
Что такое образовательные игры и как они работают
Стоит определить, что подразумевается под игровым форматом, то есть геймификацией в образовании.
В некоторых случаях в образовании могут использоваться компьютерные игры. Многие видеоигры изначально создавались в развлекательных целях, а уже потом начали применяться при обучении чему-либо. Например, игру Red Dead Redemption 2 используют в учебных программах, освещающих историю США конца XIX — начала XX века, а Minecraft можно использовать для изучения практически всех предметов школьной программы. Подробнее о таких видеоиграх мы рассказывали в отдельном материале.
Есть ещё одна категория, которая называется serious games, — это профессиональные симуляторы, помогающие улучшить владение какими-либо навыками.
В этом материале мы в первую очередь хотим осветить образовательные игры, которые проходят офлайн. В качестве аудитории чаще всего выступают школьники, а ведущими становятся профессиональные педагоги. Площадки могут различаться: игру можно провести в лесу, когда ребёнок находится в летнем лагере, или в классе.
Часто речь идёт о ролевых или метафорических играх. Участники могут примерять на себя разные амплуа, следуя установленным правилам и достигая необходимых целей.
Ключевые стадии игры — это начало процесса, вход в игру и выход из неё.
Фото: личный архив Никиты Афанасьева
Войти в игру можно иногда буквально как в пространство — в этих случаях участники проходят, например, через импровизированный «портал», сложенный из столов и стульев.
Выход важен не меньше, чем другие стадии. Проводится он по-разному — например, участники могут символически сжечь в костре бейджики с именами, которые использовали в игре, или выйти обратно через портал.
Функции
Функции игры в обучении могут быть различными и зависят от контекста образовательной ситуации и целей обучения.
Основные функции игры в обучении:
- Мотивационная функция — стимулирует интерес к теме обучения и мотивирует учащихся на изучение материала.
- Когнитивная функция — помогает учащимся лучше понять и запомнить информацию, а также развить когнитивные навыки, такие как анализ, синтез и критическое мышление.
- Обучающая функция — состоит в обучении новым знаниям, умениям и навыкам.
- Развивающая функция — способствует развитию физических, интеллектуальных, творческих и других способностей.
- Воспитательная функция — помогает развивать такие ценные для воспитания личности качества, как доброта, взаимовыручка, ответственность и другие.
- Социально-коммуникативная функция — развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также помогает учащимся лучше понимать социальные отношения и нормы поведения.
- Релаксационная функция — помогает отдохнуть, снять напряжение и расслабиться.
- Эмоционально-психологическая функция — улучшает самочувствие и настроение учащихся, развивает эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями.
- Творческая функция — создает условия для развития творческого мышления, воображения, креативности и фантазии.
- Эстетическая функция — игра может представлять собой художественное произведение и вызывать эстетическое удовлетворение.
- Функция контроля — игровые методики могут использоваться как способ оценки знаний и умений учащихся.
- Функция дистанционного обучения — игровые обучающие программы эффективно применяются как способ обучения на удалении через Интернет.
Чему во время игры учится её ведущий
Образовательный процесс затрагивает обе стороны: чему-то учатся не только участники, но и ведущий, который во время игры совершенствует социальные и преподавательские навыки.
«В игровом процессе я постоянно учусь, думаю, пересматриваю. Всегда есть удачные и неудачные аспекты. Это бесконечный процесс обучения: постоянно думаешь, что улучшить. Допустим, на последней неделе мне надо было провести семь уроков на одну тему для разных классов. Я понял, что к шестому уроку я вообще всё переформатировал. В итоге нашёл идеальный рецепт, но не фиксирую его на сто процентов — возможно, для другой группы этот подход будет неуместен.
Мне помогает то, что я постоянно задаю себе вопросы: „Чего бы я хотел? Что бы спровоцировало меня отвечать на вопрос или думать о чём-то?“»
* * *
Игровой подход в образовании может применяться в самых разных случаях и быть хорошим подспорьем для освоения материала. Геймификация позволяет добиваться высоких результатов и при этом сохранить в участниках интерес к предмету. Это нестандартный способ, позволяющий посмотреть на процесс обучения под другим углом.
Однако такой подход требует от преподавателя умения креативно подходить к построению уроков
Потому что в этом случае важно не просто знание предмета, а способность буквально превратить это всё в игру
Ищите свои способы учиться, пробуйте — и, возможно, это изменит ваш подход к обучению.
Основные стратегии геймификации учебного процесса
В современном образовании имеются три базовых подхода к применению игр в образовании: использование учебных игр, геймифицированных курсов и игровых уроков. Все три стратегии широко применяются в дистанционном обучении.
Учебная игра
Полноценный игровой процесс с продуманной механикой, выверенным сюжетом и, разумеется – главным героем (ГГ), в роли которого выступает ученик (а точнее его аватар). Как правило, для успешного прохождения такой игры – ГГ должен показать уже полученные знания. Если он затрудняется с ответами, иногда ему даются подсказки или заметки, напоминающие о подзабытых знаниях. Реже учебные игры ориентированы на получение новой информации, которую ученик тут же должен применить для «взятия уровня». Таким образом, особенно хорошо учебные игры проявляют себя для проверки и закрепления усвоенного.
Геймифицированный курс
Это более серьезная когнитивная система, в рамках которой ученик осваивает учебные материалы по предмету за длительный период. Как и при обычной учебе, школьник читает параграфы, но затем решает задачи в игровой форме. Например, для преодоления очередного уровня, ему нужно набрать определенное количество баллов, отвечая на тестовые вопросы. Проходя геймифицированный курс, ученик может соревноваться с искусственным интеллектом или одноклассниками, получать бонусы и вознаграждения.
Игровые уроки
Отдельной стратегией геймификации в образовании выступает использование развивающих игр. В отличии от обычных компьютерных «ходилок» и «стрелялок», образовательные игры вырабатывают и закрепляют определенные навыки. В них, конечно, вводится и развлекательный компонент, но он далеко не главный. Ярким примером такого подхода являются игровые уроки, посвященные жизни и работе на МКС, созданные агентством NASA совместно с Microsoft. Проходя их, старшеклассники решают практические задачи по физике, механике и биологии.
Плюсы и минусы геймификации как когнитивной технологии
Обучение в форме игры – это мощный инструмент, обеспечивающий нестандартный подход к передаче знаний. При его правильном использовании вовлеченность школьников в учебу может повыситься кратно.
То же самое касается эффективности обучения. Среди преимуществ, которые дает геймификация в образовании можно выделить следующие:
- заметно увеличивает заинтересованность детей в учебе;
- побуждает ребенка к творчеству и сотрудничеству;
- визуализирует прогресс школьника и его достижения;
- обеспечивает повышенный уровень запоминания и усвоения знаний;
- помогает определить лидеров, которых остальные пытаются обойти;
- гарантирует мгновенную обратную связь на действия или ответы школьника.
Некоторым недостатком внедрения геймификации может стать слишком серьезное отношение к учебе-игре некоторых учеников. Отставание они могут воспринимать как личное оскорбление и конфликтовать с одноклассниками. Задача педагога – не допускать подобной ситуации, работая с такими детьми индивидуально.
Внедрение геймификации в образование
Оно может осуществляться не только использованием специальных программных продуктов, но и на основе мессенджеров или даже печатной продукции. Например, в конце десятых годов школьный учитель из Сиэтла Дэвид Хантер создал учебник по географии в виде квеста в мире зомби-апокалипсиса. Чтобы спасти человечество, детям требуется отвечать на тестовые вопросы по климату, видам рельефа, миграции животных и т.д. Набирая баллы (одновременно обучаясь), ребята создают человеческую колонию и, как водится, спасают мир.
Обладая некоторыми компьютерными навыками, современный педагог может разрабатывать геймифицированные курсы обучения самостоятельно. В качестве платформ для них в Интернете существует немало специальных ресурсов.
Пожалуй, самым известным является система управления обучением Moodle. Базовая версия приложения для установки на сайт распространяется бесплатно и позволяет формировать игровые курсы. Они могут быть совсем простыми или довольно сложными. Во втором варианте система используется многими престижными ВУЗами, включая МГУ, МИФИ и МФТИ.
Эксперты предрекают игровым технологиям в образовании блестящее будущее. Если сегодня они воспринимаются скорее как экзотика, то через 10-20 лет станут столь же привычными как лекции или тесты. Нет сомнений и в том, что будут усложняться содержательные, интерактивные и визуальные аспекты игровых систем.
Примеры
Особенно актуально использование игровых технологий при организации обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку игра для них является ведущим типом деятельности.
Примеры детских имитационных игр:
- «Больница» — дети вживаются в роль врачей и медсестер и лечат свои игрушки или других детей.
- «Магазин» — дети играют роль продавцов и покупателей, используя игрушечные продукты и деньги.
- «Семья» — дети воспроизводят роль родителей, бабушек, дедушек, братьев и других родственников, имитируя обычные семейные сценарии.
- «Театр» — дети разыгрывают роли актеров и зрителей, используя игрушечные костюмы и аксессуары.
- «Дорога» — дети имитируют функции различных участников дорожного движения — водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов, инспекторов ГИБДД.
Примеры обучающих игр для среднего и старшего школьного возраста:
- «Коды и шифры» — игра на развитие логического мышления и креативности, в которой игроки решают головоломки, расшифровывают коды и ищут скрытые объекты.
- «Космический путеводитель» — игра-путешествие по космическим объектам, в которой игроки узнают о планетах, звездах и других космических объектах, а также о технологиях и научных исследованиях, связанных с космосом.
- «История в картинках» — игра на развитие знаний по истории, в которой игроки сопоставляют иконки и картинки с конкретными историческими событиями, персонажами и эпохами.
- «Финансовая грамотность» — игра на развитие финансовых навыков, в которой игроки управляют виртуальным бюджетом, принимают финансовые решения и узнают о принципах финансового планирования и инвестирования.
- «Симулятор предпринимателя» — игра на развитие навыков управления бизнесом, в которой игроки создают и управляют виртуальной компанией, принимают решения о производстве, маркетинге и продажах, узнают о принципах бизнес-стратегий.
Примеры обучающих игр для взрослых:
Что такое игра
Игра как особый вид деятельности возникла в глубокой древности и сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Через игровые формы люди не только отдыхали и развлекались, но и усваивали социальный опыт во всех его проявлениях.
Игра — это специфическая форма деятельности, создающая условные ситуации, в той или иной мере воспроизводящие общественный опыт. Характеризуется определенными правилами и целями, а также ограниченностью во времени и пространстве.
Основные характеристики игры:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Принцип добровольности — игровая деятельность должна носить добровольный характер и основываться на свободном выборе участников.
- Наличие правил — игра должна иметь определенные правила, которые необходимо строго соблюдать.
- Целесообразность — игра должна иметь осмысленную цель или задачу, которую нужно достичь.
- Наличие ролей — участники должны играть те или иные роли, которые определяются в соответствии с установленными правилами.
- Возможность действий — игра должна давать возможность игрокам проявлять свои умения и способности.
- Результативность — игра должна иметь определенный результат, который может быть достигнут путем выполнения задачи или достижения цели.
- Эмоциональная окраска — игровая деятельность вызывает у участников определенные эмоции и чувства, такие как радость, удовлетворение, азарт, интерес и другие.
- Социальность — включает в себя взаимодействие между игроками и развитие коммуникативных навыков.
- Наличие ограничений — игра должна иметь определенные ограничения, которые могут включать в себя время, количество игроков, доступные действия и т.д.
- Символичность — игровые действия и объекты имеют абстрактное значение, отличное от их реального значения в повседневной жизни. Например, игровые фигуры в шахматах не означают настоящих солдат на поле боя, а представляют собой абстрактные символы, обозначающие определенные игровые ходы и стратегии. Символический характер игры позволяет игрокам взаимодействовать в вымышленном мире, расширяя свои способности к восприятию и пониманию различных абстрактных концепций и идей.