Игры повсюду: чем геймификация в обучении отличается от обучения, построенного на играх

Игровая форма учебного процесса как способ вовлечения учащихся

Применение игр в процессе обучения

Игра в обучении — это методика, при которой игровая деятельность используется для достижения образовательных целей.

В игре обучающиеся могут приобретать новые знания и навыки, развивать свои когнитивные и социальные способности, а также повышать мотивацию к обучению. Игровые методы используются в широком диапазоне областей педагогики, начиная от детского сада и заканчивая профессиональным образованием.

Цель

Цель использования игровой деятельности в обучении заключается в том, что она позволяет учащимся более легко и быстро осваивать новые знания и умения.

Игры стимулируют мотивацию и интерес к обучению, развивают творческое и критическое мышление, способствуют социальной адаптации и взаимодействию между учащимися. Кроме того, они создают положительную атмосферу в классе и повышают эмоциональную составляющую обучения.

У каждой конкретной игры могут быть различные цели и задачи — например, развитие креативности, коммуникационных навыков, улучшение физической формы и т.д.

Эффективность

Игра в обучении эффективна по ряду причин:

  1. Мотивация — игровые технологии стимулируют желание учиться и повышают познавательный интерес.
  2. Активное участие — игроки активно участвуют в совместной деятельности, что увеличивает их вовлеченность и позволяет лучше запоминать информацию.
  3. Значимость — процесс обучения часто обезличен, в то время как игры имеют личностное значение для каждого ученика.
  4. Сотрудничество — учат сотрудничеству, обмену идеями и работе в команде.
  5. Эмоциональный подъем — создают положительное настроение и способствуют позитивным эмоциям, что улучшает усвоение информации.
  6. Ошибка как способ учиться — в игровом формате не так страшно допустить ошибки, как в ходе обычных форм проведения занятий. Это снимает напряжение и тревожность у учеников, позволяет им экспериментировать и получать новый опыт.
  7. Практика — существует возможность одновременного обучения и практического применения знаний. Например, игровые формы являются очень эффективным средством при изучении языков или получении профессиональных навыков.
  8. Индивидуальный подход — можно использовать свои индивидуальные особенности и предпочтения, что повышает эффективность и мотивацию обучения.

Что такое образовательные игры и как они работают

Стоит определить, что подразумевается под игровым форматом, то есть геймификацией в образовании.

В некоторых случаях в образовании могут использоваться компьютерные игры. Многие видеоигры изначально создавались в развлекательных целях, а уже потом начали применяться при обучении чему-либо. Например, игру Red Dead Redemption 2 используют в учебных программах, освещающих историю США конца XIX — начала XX века, а Minecraft можно использовать для изучения практически всех предметов школьной программы. Подробнее о таких видеоиграх мы рассказывали в отдельном материале.

Есть ещё одна категория, которая называется serious games, — это профессиональные симуляторы, помогающие улучшить владение какими-либо навыками.

В этом материале мы в первую очередь хотим осветить образовательные игры, которые проходят офлайн. В качестве аудитории чаще всего выступают школьники, а ведущими становятся профессиональные педагоги. Площадки могут различаться: игру можно провести в лесу, когда ребёнок находится в летнем лагере, или в классе.

Часто речь идёт о ролевых или метафорических играх. Участники могут примерять на себя разные амплуа, следуя установленным правилам и достигая необходимых целей.

Ключевые стадии игры — это начало процесса, вход в игру и выход из неё.


Фото: личный архив Никиты Афанасьева

Войти в игру можно иногда буквально как в пространство — в этих случаях участники проходят, например, через импровизированный «портал», сложенный из столов и стульев.

Выход важен не меньше, чем другие стадии. Проводится он по-разному — например, участники могут символически сжечь в костре бейджики с именами, которые использовали в игре, или выйти обратно через портал.

Функции

Функции игры в обучении могут быть различными и зависят от контекста образовательной ситуации и целей обучения.

Основные функции игры в обучении:

  1. Мотивационная функция — стимулирует интерес к теме обучения и мотивирует учащихся на изучение материала.
  2. Когнитивная функция — помогает учащимся лучше понять и запомнить информацию, а также развить когнитивные навыки, такие как анализ, синтез и критическое мышление.
  3. Обучающая функция — состоит в обучении новым знаниям, умениям и навыкам.
  4. Развивающая функция — способствует развитию физических, интеллектуальных, творческих и других способностей.
  5. Воспитательная функция — помогает развивать такие ценные для воспитания личности качества, как доброта, взаимовыручка, ответственность и другие.
  6. Социально-коммуникативная функция — развивает навыки коммуникации и сотрудничества, а также помогает учащимся лучше понимать социальные отношения и нормы поведения.
  7. Релаксационная функция — помогает отдохнуть, снять напряжение и расслабиться.
  8. Эмоционально-психологическая функция — улучшает самочувствие и настроение учащихся, развивает эмоциональный интеллект и умение управлять эмоциями.
  9. Творческая функция — создает условия для развития творческого мышления, воображения, креативности и фантазии.
  10. Эстетическая функция — игра может представлять собой художественное произведение и вызывать эстетическое удовлетворение.
  11. Функция контроля — игровые методики могут использоваться как способ оценки знаний и умений учащихся.
  12. Функция дистанционного обучения — игровые обучающие программы эффективно применяются как способ обучения на удалении через Интернет.

Чему во время игры учится её ведущий

Образовательный процесс затрагивает обе стороны: чему-то учатся не только участники, но и ведущий, который во время игры совершенствует социальные и преподавательские навыки.

«В игровом процессе я постоянно учусь, думаю, пересматриваю. Всегда есть удачные и неудачные аспекты. Это бесконечный процесс обучения: постоянно думаешь, что улучшить. Допустим, на последней неделе мне надо было провести семь уроков на одну тему для разных классов. Я понял, что к шестому уроку я вообще всё переформатировал. В итоге нашёл идеальный рецепт, но не фиксирую его на сто процентов — возможно, для другой группы этот подход будет неуместен.

Мне помогает то, что я постоянно задаю себе вопросы: „Чего бы я хотел? Что бы спровоцировало меня отвечать на вопрос или думать о чём-то?“»

* * *

Игровой подход в образовании может применяться в самых разных случаях и быть хорошим подспорьем для освоения материала. Геймификация позволяет добиваться высоких результатов и при этом сохранить в участниках интерес к предмету. Это нестандартный способ, позволяющий посмотреть на процесс обучения под другим углом.

Однако такой подход требует от преподавателя умения креативно подходить к построению уроков

Потому что в этом случае важно не просто знание предмета, а способность буквально превратить это всё в игру

Ищите свои способы учиться, пробуйте — и, возможно, это изменит ваш подход к обучению.

Основные стратегии геймификации учебного процесса

В современном образовании имеются три базовых подхода к применению игр в образовании: использование учебных игр, геймифицированных курсов и игровых уроков. Все три стратегии широко применяются в дистанционном обучении.

Учебная игра

Полноценный игровой процесс с продуманной механикой, выверенным сюжетом и, разумеется – главным героем (ГГ), в роли которого выступает ученик (а точнее его аватар). Как правило, для успешного прохождения такой игры – ГГ должен показать уже полученные знания. Если он затрудняется с ответами, иногда ему даются подсказки или заметки, напоминающие о подзабытых знаниях. Реже учебные игры ориентированы на получение новой информации, которую ученик тут же должен применить для «взятия уровня». Таким образом, особенно хорошо учебные игры проявляют себя для проверки и закрепления усвоенного.

Геймифицированный курс

Это более серьезная когнитивная система, в рамках которой ученик осваивает учебные материалы по предмету за длительный период. Как и при обычной учебе, школьник читает параграфы, но затем решает задачи в игровой форме. Например, для преодоления очередного уровня, ему нужно набрать определенное количество баллов, отвечая на тестовые вопросы. Проходя геймифицированный курс, ученик может соревноваться с искусственным интеллектом или одноклассниками, получать бонусы и вознаграждения.

Игровые уроки

Отдельной стратегией геймификации в образовании выступает использование развивающих игр. В отличии от обычных компьютерных «ходилок» и «стрелялок», образовательные игры вырабатывают и закрепляют определенные навыки. В них, конечно, вводится и развлекательный компонент, но он далеко не главный. Ярким примером такого подхода являются игровые уроки, посвященные жизни и работе на МКС, созданные агентством NASA совместно с Microsoft. Проходя их, старшеклассники решают практические задачи по физике, механике и биологии.

Плюсы и минусы геймификации как когнитивной технологии

Обучение в форме игры – это мощный инструмент, обеспечивающий нестандартный подход к передаче знаний. При его правильном использовании вовлеченность школьников в учебу может повыситься кратно.

То же самое касается эффективности обучения. Среди преимуществ, которые дает геймификация в образовании можно выделить следующие:

  • заметно увеличивает заинтересованность детей в учебе;
  • побуждает ребенка к творчеству и сотрудничеству;
  • визуализирует прогресс школьника и его достижения;
  • обеспечивает повышенный уровень запоминания и усвоения знаний;
  • помогает определить лидеров, которых остальные пытаются обойти;
  • гарантирует мгновенную обратную связь на действия или ответы школьника.

Некоторым недостатком внедрения геймификации может стать слишком серьезное отношение к учебе-игре некоторых учеников. Отставание они могут воспринимать как личное оскорбление и конфликтовать с одноклассниками. Задача педагога – не допускать подобной ситуации, работая с такими детьми индивидуально.

Внедрение геймификации в образование

Оно может осуществляться не только использованием специальных программных продуктов, но и на основе мессенджеров или даже печатной продукции. Например, в конце десятых годов школьный учитель из Сиэтла Дэвид Хантер создал учебник по географии в виде квеста в мире зомби-апокалипсиса. Чтобы спасти человечество, детям требуется отвечать на тестовые вопросы по климату, видам рельефа, миграции животных и т.д. Набирая баллы (одновременно обучаясь), ребята создают человеческую колонию и, как водится, спасают мир.

Обладая некоторыми компьютерными навыками, современный педагог может разрабатывать геймифицированные курсы обучения самостоятельно. В качестве платформ для них в Интернете существует немало специальных ресурсов.

Пожалуй, самым известным является система управления обучением Moodle. Базовая версия приложения для установки на сайт распространяется бесплатно и позволяет формировать игровые курсы. Они могут быть совсем простыми или довольно сложными. Во втором варианте система используется многими престижными ВУЗами, включая МГУ, МИФИ и МФТИ.

Эксперты предрекают игровым технологиям в образовании блестящее будущее. Если сегодня они воспринимаются скорее как экзотика, то через 10-20 лет станут столь же привычными как лекции или тесты. Нет сомнений и в том, что будут усложняться содержательные, интерактивные и визуальные аспекты игровых систем.

Примеры

Особенно актуально использование игровых технологий при организации обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку игра для них является ведущим типом деятельности.

Примеры детских имитационных игр:

  1. «Больница» — дети вживаются в роль врачей и медсестер и лечат свои игрушки или других детей.
  2. «Магазин» — дети играют роль продавцов и покупателей, используя игрушечные продукты и деньги.
  3. «Семья» — дети воспроизводят роль родителей, бабушек, дедушек, братьев и других родственников, имитируя обычные семейные сценарии.
  4. «Театр» — дети разыгрывают роли актеров и зрителей, используя игрушечные костюмы и аксессуары.
  5. «Дорога» — дети имитируют функции различных участников дорожного движения — водителей, пассажиров, пешеходов, велосипедистов, инспекторов ГИБДД.

Примеры обучающих игр для среднего и старшего школьного возраста:

  1. «Коды и шифры» — игра на развитие логического мышления и креативности, в которой игроки решают головоломки, расшифровывают коды и ищут скрытые объекты.
  2. «Космический путеводитель» — игра-путешествие по космическим объектам, в которой игроки узнают о планетах, звездах и других космических объектах, а также о технологиях и научных исследованиях, связанных с космосом.
  3. «История в картинках» — игра на развитие знаний по истории, в которой игроки сопоставляют иконки и картинки с конкретными историческими событиями, персонажами и эпохами.
  4. «Финансовая грамотность» — игра на развитие финансовых навыков, в которой игроки управляют виртуальным бюджетом, принимают финансовые решения и узнают о принципах финансового планирования и инвестирования.
  5. «Симулятор предпринимателя» — игра на развитие навыков управления бизнесом, в которой игроки создают и управляют виртуальной компанией, принимают решения о производстве, маркетинге и продажах, узнают о принципах бизнес-стратегий.

Примеры обучающих игр для взрослых:

Что такое игра

Игра как особый вид деятельности возникла в глубокой древности и сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Через игровые формы люди не только отдыхали и развлекались, но и усваивали социальный опыт во всех его проявлениях.

Игра — это специфическая форма деятельности, создающая условные ситуации, в той или иной мере воспроизводящие общественный опыт. Характеризуется определенными правилами и целями, а также ограниченностью во времени и пространстве.

Основные характеристики игры:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Принцип добровольности — игровая деятельность должна носить добровольный характер и основываться на свободном выборе участников.
  2. Наличие правил — игра должна иметь определенные правила, которые необходимо строго соблюдать.
  3. Целесообразность — игра должна иметь осмысленную цель или задачу, которую нужно достичь.
  4. Наличие ролей — участники должны играть те или иные роли, которые определяются в соответствии с установленными правилами.
  5. Возможность действий — игра должна давать возможность игрокам проявлять свои умения и способности.
  6. Результативность — игра должна иметь определенный результат, который может быть достигнут путем выполнения задачи или достижения цели.
  7. Эмоциональная окраска — игровая деятельность вызывает у участников определенные эмоции и чувства, такие как радость, удовлетворение, азарт, интерес и другие.
  8. Социальность — включает в себя взаимодействие между игроками и развитие коммуникативных навыков.
  9. Наличие ограничений — игра должна иметь определенные ограничения, которые могут включать в себя время, количество игроков, доступные действия и т.д.
  10. Символичность — игровые действия и объекты имеют абстрактное значение, отличное от их реального значения в повседневной жизни. Например, игровые фигуры в шахматах не означают настоящих солдат на поле боя, а представляют собой абстрактные символы, обозначающие определенные игровые ходы и стратегии. Символический характер игры позволяет игрокам взаимодействовать в вымышленном мире, расширяя свои способности к восприятию и пониманию различных абстрактных концепций и идей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: