Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

Лечение заикания у детей: причины заикания, дыхательная гимнастика, упражнения, массаж

Как лечат логоневроз?

Учитывая, что лечение данного нарушения должно носить комплексный характер, обращаться следует не к одному, а сразу к нескольким специалистам. В их числе:

  1. Психотерапевт. В его задачи входит: «откопать корень проблемы», помочь ребенку устранить тревожность, помочь в выстраивании новых навыков общения с учетом нарушения, научить расслабляться.
  2. Невролог. Основные задачи: постановка точного диагноза, направление на МРТ, реоэнцефалографию и ЭЭГ, назначение лекарственных средств.
  3. Логопед. Этот специалист должен помочь ребенку раскрепоститься, устранить дефекты речи, помочь в формировании правильной техники дыхания и артикуляции.
  4. Психолог. Его задача: выстроить правильные взаимоотношения между малышом и родителями, а также привести помочь ребенку стабилизировать свое психологическое состояние.

Кроме того, может понадобиться консультация физиотерапевта, массажиста и рефлексотерапевта, и даже иглотерапевта.

Роль дидактической игры в коррекции заикания

Определение 1

Заикание – это речевое нарушение, связанное с частым повторением или замедленным произношением звуков, слов, фраз, что приводит к замедленному темпу речи, делает ее невнятной, ухудшает ее ритм.

Заикание является речевым дефектом, который преодолевается коррекционными упражнениями, включающими игровые формы их организации.

Игровая деятельность наиболее оптимальное средство для организации коррекционной работы с детьми. Выполнение упражнений не всегда желанно для ребенка. Он может отказываться их выполнять или выполнять неполноценно, а соответственно коррекционного эффекта от них не будет. Поэтому, в логопедической коррекции заикания используются разнообразные игровые действия, операции, которые позволяют достичь необходимых целей и задач коррекционной работы, устранить или сгладить речевой дефект.

Использование дидактических игр в логопедической коррекции заикания актуально потому, что игра строится по определенным правилам, которые ребенку необходимо соблюдать. Поэтому, упражнения могут быть выполнены максимально точно и эффективно.

Использование дидактических игр в коррекционной работе по устранению заикания реализуется в соответствии с рядом принципов. К ним относятся:

  • Принцип деятельности. он означает, что игра представляет собой совокупность действий или операций. Поэтому игровые упражнения не перемешиваются с самой игровой деятельностью.
  • Принцип системности. Он означает использование коррекционных дидактических игр и иных методов коррекции в качестве единой системы, оказывающей комплексное воздействие на коррекцию заикания.
  • Принцип последовательности. Он означает, что применение дидактических игр, ориентированных на устранение заикания должно быть реализовано в определенной последовательности, отвечающей индивидуальной специфике развития ребенка, особенностям проявления его речевого дефекта, наличия сопутствующих отклонений в развитии. Необходимо сначала использовать игры, которые имеют конкретное содержание и правила, а потом, по мере коррекции дефектов, включать игры творческой направленности.
  • Принцип индивидуальности. Игровая деятельность строится на основе дифференцированного подхода. Заикание необходимо корректировать, исходя их нарушений моторных функций, коммуникативных навыков, активности и развитие подражания. Степень проявления отклонений требует выбора конкретной дидактической игры для отельного ребенка или группы детей. Если у ребенка плохо развиты моторные функции, то логопед индивидуально подбирает подвижные игры: с простыми движениями или более сложными, включением соревновательного компонента или без него.
  • Принцип плавности. Переход между игровыми действиями должен быть плавным. К окончанию игры необходимо подходить спокойно. Особенно, это касается подвижной игры. Нельзя резко прерывать активные действия и вступать в стадию покоя. Ритмы дыхания и сердечной работы необходимо стабилизировать постепенно.
  • Принцип развития коммуникативной общительности. В ходе игрового действия, логопед распределяет роли и функции между участниками, посредством анализа коммуникативной активности каждого ребенка и степени ее проявления в социальной среде. Таким образом, происходит распределение активных и пассивных ролей.
  • Принцип учета структуры дефекта. Для игровой деятельности, дети разделяются на группы, в зависимости от степени проявления заикания. Для каждой группы выбирается соответствующая дидактическая игра и иные коррекционные мероприятия.
  • Принцип постадийной реализации коррекционной работы. На каждом этапе коррекции, дидактические игры применяются по-разному.

Игры для коррекции заикания

Предоставляем вашему вниманию игры для коррекции заикания — список самых интересных игр для снятия мышечного напряжения.

Игра для коррекции заикания — Молчанка

Игры с молчанием необходимы детям для снятия чрезмерного напряжения и возбудимости, помогают избавиться от неправильной речи в быстром темпе и развивают терпение.

Взрослому необходимо поставить перед ребенком часы или завести таймер и прибавить следующее: «Долго язычок болтал и поэтому устал, кто уронит слово первым – с того фант!».

Необходимо объяснить ребенку, что его задачей является молчание в течение определенного времени. Он может заниматься своими делами, однако, молча. В случае невыполнения условий игры он должен будет отдать одну из любимых игрушек или других предметов.

Библиотека

Самое время познакомить ребенка с библиотекой и рассказать ему, чем в ней занимаются. Условия для игры следует объявить ребенку в следующей форме: «Читальный зал находится в постоянной тишине, так как все читают молча, чтобы не помешать другим».

Ребенку предлагается устроить библиотеку дома для своих игрушек, положив возле каждого книжку. В случае если ребенок уже умеет читать, он может принять участие в игре вместе с ними. В конце игры можно наградить ребенка статусом успешного читателя.

Горячо/холодно

Логопеды используют данную игру для улучшения и развития координации движений ребенка. Понадобится ярка игрушка или предмет средних размеров, который потребуется спрятать в таком месте, чтобы ребенок мог его отыскать, но не сразу. Цель взрослого спрятать игрушку, а ребенку будет необходимо отыскать ее.

Во время этого взрослый будет комментировать его действия словами «горячо», если ребенок ищет игрушку в нужном месте, или холодно, когда ребенок действует в неправильном направлении.

Игра для коррекции заикания — Откуда звон?

Ребенку необходимо определить направления звука, издаваемого звоночком или погремушкой. Он закрывает глаза, после чего взрослый звенит колокольчиком или трясет погремушкой недалеко от ребенка. Открыв глаза, ребенок должен указать на то место, из которого он услышал звук.

Солнышко и дождик

Лучше проводить данную игру с несколькими детьми. Взрослый должен сказать детям: «Сейчас мы идем гулять, пока на улице хорошая погода, но как только начнется дождик, я буду стучать в бубен, а вы сразу бегите домой». Если бубна нет, можно использовать барабаны или другой звучный инструмент.

Задача деток прибежать домой и «не намочиться». Для вида можно проверить, суха ли одежда каждого из ребенка. Не обязательно проводить данную игру на улице, достаточно просторной комнаты, которую необходимо условно разделить на улицу и дом.

Воздушный футбол

Данная игра поможет выработать длительный выдох с глубоким вдохом. Понадобятся игрушечный ворота и мячик.

Мяч необходимо сделать из кусочков ваты, для придания ему более реалистичного вида можно раскрасить его фломастером. Ворота также можно сделать из подручных материалов, например кубиков. Ребенок должен задуть мяч в ворота, тем самым забив гол.

Костер

Ребенку предлагается раздувать угасающий костер путем медленного и плавного выдоха. Конечно, делать это с настоящим костром опасно, поэтому необходимо предоставить ребенку макет, картинку, рисунок или анимацию костра на компьютере.

Следует объяснить ребенку, что ему необходимо вдыхать воздух через нос и медленно выпускать его через рот.

А какие игры для коррекции заикания знаете вы?

Причины

Ученые считают, что логоневроз возникает в результате нескольких факторов. Важную роль при этом играют особенности развития ребенка и генетическая предрасположенность. Установлено, что у заикающихся детей речевые зоны мозга имеют свои структурные особенности.

Нарушение развития речи

Формирование речевых навыков представляет собой сложный процесс. Он включает в себя развитие связей между определенными областями мозга, центральной нервной системой и мышцами, отвечающими за дыхание и речь.

Если каждая часть этой многоуровневой системы работает нормально, слова произносятся правильно и в нужном порядке — речь имеет определенный ритм с паузами и акцентами. Ребенок, который учится создавать простые предложения, нуждается в постоянной практике. Это стимулирует развитие речевых зон мозга и нервных путей (трактов).

Проблемы с речью возникают, если структуры развивающейся нервной системы не скоординированы. Это приводит к повторениям и остановкам, особенно когда ребенок взволнован или слишком торопится. По мере того как мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем самоустраняются или компенсируются. Поэтому многие дети «вырастают» из заикания.

Влияние пола и генов

Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено, прежде всего, различиями в их развитии: у девочек сначала формируются речевые особенности, а затем психосексуальные. У мальчиков это происходит практически одновременно. Поэтому они более уязвимы к речевым и языковым проблемам.

Патологии беременности и родов

Риск нарушений речи возрастает, если во время беременности мать переболела инфекционным заболеванием или наблюдалась гипоксия плода. Различные внутриутробные патологии отрицательно влияют на развитие центральной нервной системы, что впоследствии может вызвать заикание.

Проблемы в родах, использование акушерских пособий также впоследствии негативно сказываются на речевом развитии. Тяжелые родовые травмы могут стать причиной снижения интеллектуальных способностей и заикания.

Психологический стресс

Сильный психоэмоциональный стресс, например, потеря близкого человека, развод родителей также могут спровоцировать логоневроз. Аналогично воздействуют и положительные эмоции. Шумный день рождения с множеством подарков и клоунами, а на следующее утро — заикание. Возможными триггерами может стать просмотр телепередачи со сценами насилия и фильма ужасов.

Конфликтные ситуации в семье — еще одна причина нарушений речи. В семьях пьющих родителей, особенно жестоко обращающихся с детьми, нередки случаи логоневроза.

Соматические заболевания

Черепно-мозговые травмы (например, сотрясение), перенесенные энцефалиты и менингиты редко становятся причиной логоневроза, однако, тем не менее, создают почву для его появления. Любые провоцирующие факторы (стресс, неправильное воспитание) могут привести к патологиям речи.

Иногда заикание развивается после тяжелых инфекционных заболеваний, например, гриппа, кори. Диабет с частыми гипо- или гипергликемическими состояниями негативно сказывается на развитии ребенка и может привести к речевым расстройствам.

Как лечить логоневроз дома, упражнения при заикании у детей

У родителей закономерно встаёт вопрос, как лечить заикание у детей дома. Помимо занятий с логопедом, маме и папе нужно уделять малышу много времени. Взрослые разучивают с дитем стихи только по рекомендации логопеда.

Ребёнку периодически понадобится консультация психолога или невролога. Основные виды лечения – занятия по лечебной физкультуре, гимнастику, дети проводят дома с родителями.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения

Слабые мышцы диафрагмы наряду с неправильной постановкой дыхания провоцируют судороги. Это можно исправить с помощью специального комплекса упражнения. Дети дошкольного возраста уже в 4 года способны повторять за родителями простые движения в домашних условиях.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей упражнения:

  • Малыш стоит с опущенными руками. Мама наклоняет голову и корпус малыша несколько вперёд и просит сделать шумный вдох. Выпрямляясь не до конца, малыш делает выдох.
  • Стоя в той же позе, ноги устанавливают на ширине плеч. Теперь поворачивают голову вправо и влево. В конце движения нужно делать вдох, а во время поворота – выдох.

Упражнения при заикании у детей повторяют несколько раз. Комплекс дыхательной гимнастики разработала Стрельникова специально для восстановления речи у запинающихся детей. Гимнастика укрепляет диафрагму, устанавливает правильное дыхание, улучшает мозговое кровообращение.

Массаж при заикании у детей

В лечебно-оздоровительном комплексе применяют упражнения и массаж при заикании у детей. Исправляет логоневроз акупрессура – точечный массаж. Воздействие на биологические точки быстрее восстанавливает речь. Метод заключается в надавливании на активные точки подушечками пальцев с последующими круговыми движениями

Важно! Занятия проводит специалист, который активирует 17 точек, располагающихся в области спины и лица. На полный курс точечного массажа понадобится 15 сеансов

Кроме этого, делают массаж воротниковой зоны и плечевого пояса. Его цель – устранение спазма и усиление кровообращения мышц речевого аппарата. Процедуры повторяют 4 раза в год по 10 сеансов.

Заикание у детей: причины и лечение

Заболевание по своей сути представляет собой детский невроз. Дефект речи иначе называют навязчивым страхом общения. Патологическое нарушение говорения в виде непроизвольного повторения слова или звука возникает из-за судорог мышечного аппарата гортани, диафрагмы, губ, языка.

Интересно! У некоторых детей проблема появляется только во время волнения или разговора с незнакомыми людьми в непривычной обстановке. Дома в кругу семьи малыш говорит более уверенно без вынужденных остановок речи.

Мальчики в 4 раза чаще подвергаются недугу. В школьном возрасте у подростков запинание усиливается. Затруднение речи приводит к эмоциональному перенапряжению. Дефект речи бывает врождённым или приобретённым. Если малышу досталось врождённое заболевание, это связано со здоровьем матери и самого малыша.

Заикание у детей причины:

  • поражение центра речи в мозге;
  • перенесённые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингоэнцефалит;
  • употребление алкоголя и курение будущей матери;
  • токсикозы беременности;
  • генетическая предрасположенность определяется слабостью речевого аппарата;
  • гемолитические заболевания плода.

Повреждение речевого центра мозга происходит в результате внутриутробных инфекций, асфиксии плода или травмы во время родов. Сотрясение мозга также провоцирует заикание.

Одной из причин приобретённого логоневроза является хроническое нарушение питания. Дистрофия приводит к заиканию, нарушению дыхания и сердечной деятельности.

Психологические причины приобретённого заболевания:

неправильное воспитание с телесным наказанием, запугиванием;
перенесённый сильный испуг;
невротические детские страхи темноты;
желание привлечь к себе внимание родителей;
неблагополучная обстановка в семье, конфликты со сверстниками.

Признаки могут появиться в результате социальных факторов. Если в доме есть заикающийся член семьи, малыш может подражать людям.

Способствующими факторами являются перегрузки в школе, длительные игры на компьютере. За последние годы прослеживается увеличение случаев заикания, связанных с бурным внедрением видеоигр. Многочасовой раздражитель приводит к срыву несовершенной нервной системы, провоцируя затруднения речи.

Причины патологии речи

Наиболее распространенные причины заикания у детей:

  • гипертонус и судорожные сокращения рецепторов мозга, управляющих двигательными функциями речевого аппарата;
  • синдром постстресса;
  • факторы генетики;
  • травма ЦНС при рождении;
  • реакции судорожные;
  • травматизация, последствия инфекции, отклонения функционирования эндокринной системы;
  • нарушения речевые и психомоторные (раннее развитие связной речи);
  • наличие в семье взрослого заикающегося человека, постоянно контактирующего с ребенком;
  • психогенная ситуация в семье (долгая разлука с одним из родителей, развод, скандалы, высокие требования к речи и др.).

Плохая семейная ситуация — частая причина появления заикания в раннем возрасте

Причины заикания у детей 3 лет сопряжены с неправильным развитием координационной артикуляции. В этом возрасте наиболее часто возникают первые симптомы болезни. Малыши легко перевозбуждаются, что приводит к судорожным сокращениям мышц. Особенностью этой возрастной категории является отсутствие стабильных тормозных реакций. У ребенка, часто плачущего, нервного, слишком восприимчивого эмоционально, больше шансов стать заикой, чем у флегматичного малыша. Лечение заикания может затрудняться ввиду частых инфекционных болезней, которые ослабляют работу ЦНС.

Малыш часто запинается, когда родители слишком сильно давят на него и перегружают информацией. У каждого отдельного ребенка развитие начинается по-разному. Одни более восприимчивы к математике, другие к чтению, третьи к письму. Принуждение к заучиванию длинных сложных фраз вызывает нарушения речи в результате нервного расстройства. Серьезной ошибкой является принуждение к засыпанию в темноте, когда ребенок панически этого боится. Начинаются энурезы, появляются фобические расстройства, малыш становится неуверенным в себе, раздражительным и плаксивым, т. к. его не сформировавшийся организм не имеет возможности нормально отдыхать и восстанавливать свои силы.

Проблемы речи могут быть спровоцированы нарушением функциональности мозговых центров. Часто это происходит еще во время родов

В момент, когда начинает проявляться заикание, патология уже носит остаточный характер, поэтому важно следить за состоянием младенца и вовремя пролечить его соответствующими препаратами еще до года, обратившись к неврологу. Последствия натальной травмы видны по поведению ребенка: он плохо спит (по 15 мин

днем и практически всю ночь), жадно ест, раздражителен, ручки во сне плотно сжаты, ступни ножек почти не реагируют на прикосновение, гиперактивен. Обычно таким малышам назначают курс специальных массажей, ЛФК, глицин и др. препараты, исходя из результатов УЗИ головы, симптоматической картины.

На ранних стадиях (3–5 лет) лечение логоневроза у детей проходит успешнее, чем в подростковом возрасте. Приступы чаще наблюдаются при переутомлениях, в период болезни. Существует также некая зависимость проявления симптомов от погодных условий, сезона, питания. Хронические заболевания не способны повлиять на появление отклонений речи, но усиливают существующие. Например, хронический аденоидит замедляет речь, т. к. носовые пазухи перекрыты, и дыхание осложнено.

Прочие методики, используемые при лечении заикания:

  1. Созданные для детей, специальные компьютерные программы, одобренные специалистами. Задача таких программ – воздействие на речевой детский аппарат через игру с тренажером. В числе рекомендуемых программ: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Наибольшая эффективность программ наблюдается при их использовании в самом начале болезни. Заниматься нужно вместе с детьми. Разработчики обещают положительную динамику уже через пару месяцев постоянных тренировок на данных тренажерах.
  2. Гипноз. Этот метод обычно эффективен в случаях именно невротических форм заикания. Лечение обычно бывает эффективным, если малыш не заикается, находясь под гипнозом. Тогда специалист может «загрузить» в малыша ключевые логопедические правила. Для малышей до 7-ми лет этот метод специалисты использовать не рекомендуют. Важные условия проведения гипноза: созревшая психика ребенка, тщательный выбор профессионала (репутация, лечение в присутствии родителей и проч.), дальнейшие занятия с психоневрологом и логопедом для закрепления эффекта.
  3. Ароматерапия. Одна из методик релаксации.
  4. Альтернативная психотерапия.
  5. Песочная терапия. В этом методе расслабление происходит через игры с песком.
  6. Арт-терапия. Сюда входят все виды творчества, позволяющие ребенку снять стресс, успокоиться, выразить себя.

Также при коррекции и лечении могут быть использованы такие методы, как курс расслабляющих ванн, медитация и йога, рефлексотерапия и иглотерапия.

Совета для ребенка с заиканием

Заикающемуся ребенку лучше говорить в замедленном темпе, не торопиться, при этом четко проговаривая все гласные звуки. Для этого на занятиях с логопедом ребенок учится правильно артикулировать гласные и активно включать в работу губы (И — губы растягиваются в улыбку, О — собираются в хоботок и т. д.). Согласные, наоборот, произносят на выдохе, легко, поверхностно, без акцента.

Перед тем как сказать слово или предложение ребенок должен подумать. Во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику.

Очень важен выбор оптимальной громкости голоса. Не нужно говорить крайне тихо или слишком громко. Тон голоса лучше понизить. Если слово начинается с гласного звука, начинают говорить тихо.

Длинные предложения следует делить на части. И затем произносить их как отдельные смысловые фразы, делая небольшие паузы. Полезно использовать интонационные средства: логические ударения, модуляции голоса, паузы и др. Важная роль отводится кинесике — выразительным жестам, мимике, улыбке и т. д.

Во время речи важно занять правильную позицию. В положении стоя — спина ровная, ноги на ширине плеч, подбородок располагается относительно шеи под прямым углом

Сидя — спина опирается на стул, плечи опущены, ноги упираются в пол, кисти рук расслаблены.

Точка зрения на коррекцию разных авторов

Каждый возрастной период в жизни ребенка имеет особенности. Правильное использование этого времени делает коррекционную работу эффективной. Волкова Г. А. рекомендовала проводить занятия с дошкольниками в игровой форме. Такая деятельность позволяет создавать:

  • разные ситуации;
  • взаимоотношения с людьми;
  • сюжеты, отражающие реальный мир.

Использование главных и второстепенных ролей воспитывает у заикающихся необходимые для жизни черты личности. Проводится психологическая коррекция.

Чевелева Н. А. предлагала иной подход к проблеме. По ее мнению, воспитание и обучение необходимо проводить в ручной деятельности. С ее помощью развивалась контекстная и ситуативная речь. Логопед не признавала необходимость упражнений для нормализации темпа речи.

Она полагала, что в дошкольный и младший школьный период изготовление поделок способствует нормализации работы нервной системы. Методика была разбита на несколько этапов. На первом речь осуществлялась с опорой на наглядные предметы, после завершающая речь о выполненном действии, дальше процесс осуществлялся без опоры, и в завершение шло закрепление активной речи.

Пеллингер Е. Л. предлагал специальные сюжетные игры для коррекции. С помощью разыгрывания мнимой беседы с воображаемым человеком заикающийся вырабатывает модель правильного поведения. В конце переходят к бытовым ситуациям.

Ястребова А. В. разработала целую систему работы со школьниками. Она была направлена на улучшение переключаемости с одного вида деятельности на другой, развитие навыков общения, непринужденности.

Селиверстов разработал коррекционную программу, которая была реализована в стенах больниц. Она отличалась последовательностью подготовки, строилась исходя из степени дефекта.

Лекарственные средства

Не существует таблеток или уколов, способных вылечить заикание. Лекарственные средства назначают при сопутствующей неврологической патологии. В этом случае показаны следующие группы фармпрепаратов:

Ноотропы (Пирацетам, Фенибут)

Стимулируют память, внимание, улучшают обучаемость. Нейропротекторы (Церебролизин, Цитофлавин)

Улучшают метаболические и энергетические процессы в нервных клетках. Миорелаксанты (Мидокалм). Уменьшают спастичность мышц, в том числе артикуляционного аппарата. Психотропные и седативные средства при склонности к депресии. По показаниям назначают антидепрессанты (Деприм), транквилизаторы (Феназепам) или нейролептики (Эглонил).

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Каков риск патологии у ребенка-билингва?

Ответ: Миллионы детей по всему миру говорят на более, чем одном языке. Билингвальность не вызывает заикания, так как многие дошкольники учат два или более языков и не заикаются. Риск появления заикания у двуязычного ребенка такой же, как и у человека, который говорит только на одном языке. Можно продолжать использовать два языка дома и разрешать их смешивать, что естественно для двуязычных детей.

Вопрос: Если ребенка переучить с левой руки на правую, может ли у него развиться болезнь?

Ответ: Согласно медицинским исследованиям, у 30% переученных левшей развивается заикание. Это связано с тем, что у леворуких людей доминирует правое полушарие, поэтому они плохо воспринимают слова на слух. Во время переучивания искусственно меняют доминирующие речевые центры, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Возникает дополнительный стресс и, как следствие, неврозы, тики, заикание и пр.

Вопрос: Передается ли заикание по наследству?

Ответ: Ребенок может унаследовать предрасположенность к этой патологии. В частности, тип нервной системы как у его заикающегося отца или матери

В этом случае важно избегать провоцирующих факторов и принять меры профилактики

Вопрос: Можно ли вылечить заикание самостоятельно?

Ответ: В домашних условиях избавиться от речевых проблем довольно сложно. Не стоит прибегать к помощи бабок, молитв и заговоров, лучше обратиться к логопеду или в специализированное учреждение для детей с нарушениями речи. Как дополнение к основной терапии можно использовать специальную литературу (например, Визель Т. Г.), аудиокниги, электронные устройства или программы для людей с заиканием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: