Развитие у детей эстетического восприятия при ознакомлении с живописью

Игра «Палитра»

Цель занятия – развитие художественных способностей, стимуляция эмоционального отклика на события. Играют дошкольники 4-6-летнего возраста.

Один из воспитанников выступает художником, получает палитру с 7-ю красками и кисть.

Смачивать краски не нужно, так как рисование будет мнимым.

Скачать картинку

Каждая краска означает определенную эмоцию:

  • красная – строгость;
  • оранжевая – раздражение;
  • желтая – радость;
  • зеленая – удивление;
  • синяя – задумчивость;
  • фиолетовая – жалость;
  • серая (или черная) – печаль.

Ребенок-художник «берет» кистью любую краску по собственному усмотрению, «наносит» на лицо стоящего напротив одногруппника. Тот должен телодвижениями и мимикой показать заданную эмоцию.

На первых занятиях лучше использовать две эмоции: радость и печаль. Постепенно расширять количество используемых цветов.

Желательно, чтобы на первом занятии художником выступил педагог. Когда дети поймут суть игры, могут играть самостоятельно.

Для знакомства детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, рекомендуем дидактическую игру «Эмоции».

Скачать картинку

Как проводить занятие

Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два — три раза в день

Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.
У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.
Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку

Слайд 5 В средней группе (от 4 – 5 лет): — Приобщать детей

к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
— Побуждать узнавать

и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
— Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
— Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
— Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея.
— Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.
— Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Особенности творческого воспитания

Наряду с разнообразными играми, проявление детского творчества изначально зарождается в виде идеи, которая постепенно воплощается в творениях, созданных крохотными ручками. Ребенок собирает и анализирует все увиденные или услышанные ранее произведения искусства, и на основе этого исследования выражает в своих работах, личное впечатление от полученной информации.

Основная миссия педагогов создать комфортные условия для самостоятельной творческой деятельности, обеспечить их необходимыми материалами и инструментами для рисования, аппликации, лепки, подсказывать и направлять их креативные идеи в правильное русло.

Для легкого восприятия классической музыки в будущем, знакомство с ней надлежит начинать с самого младенчества. Родственникам и воспитателям предпочтительно подбирать специальные произведения, адаптированные к категории «для малышей», не перегружать психически-эмоциональное состояние крохи злоупотреблением классики, включать ее настолько часто, чтобы он получал удовольствие от услышанного. Замечательные музыкальные сочинения для самой маленькой аудитории созданы П.И. Чайковским.

Разнообразные оттенки эмоций и чувств, отраженные в звуках чудесной музыки, иной раз невозможно передать словами, а музыкальное воспитание развивает в маленьких эстетах отзывчивость и чуткость.

Прививать любовь к живописи желательно не с посещения музеев и картинных галерей, а с просмотра репродукций картин в художественных альбомах. Подходя к выбору полотен, надо обязательно учитывать возраст ребенка, показывая самым маленьким картины с персонажами любимых сказок, изображением знакомых животных или ярких натюрмортов. Ребятам постарше будут интересны пейзажи Шишкина, Левитана и Васнецова.

Начинать приобщение детей к театральному искусству лучше всего с коротких представлений для малышей, в кукольном театре. Впервые побывать на таком спектакле можно даже с полуторогодовалым крохой, а вот посещать музеи и выставки лучше всего ближе к 5 годам.

Собираясь в театр или на концерт, необходимо провести беседу, объяснив своему чаду всю важность предстоящего мероприятия, нарядить его в красивую одежду, чтобы он смог почувствовать торжественную атмосферу, царящую в храме искусства. После представления обязательно задайте ему ряд вопросов и расспросите о впечатлениях от увиденного

Если заметите, что ребенок остался равнодушным к представлению, не настаивайте на скором повторном посещении, а сделайте небольшой перерыв, прежде чем снова решите приобщать его к миру искусства.

Материал для занятий

Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.
Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.

Как объяснить ребёнку 5-6 лет причину смены времён года?

Объяснить маленькой крохе причину смены времён года не так просто, ведь он ещё очень мало знает о нашей планете. Поэтому теорию большого взрыва лучше отложить до средней школы, а сейчас ограничиться общей информацией. Расскажите малышу, что Земля вращается вокруг огромной и горячей звезды – Солнца. А ещё она вращается вокруг собственной оси. Поэтому солнечные лучи по-разному освещают поверхность нашей планеты, из-за чего в одних странах тепло, а в других холодно.

Когда лучи светят прямо на наш континент, начинается весна и лето. Потом Земля постепенно разворачивается, солнце отдаляется, тёплых лучей становится меньше. Так приходит осень, а за ней и зима. После того, как планета совершит полный цикл вращения, снова приходит весна.

Для дошкольника этих знаний будет достаточно для понимания природных процессов. Чтобы закрепить информацию, составьте вместе с ребёнком рассказ о временах года и явлениях, происходящих весной, летом, осенью и зимой. Например:

• Весной солнце начинает светить ярче и дольше, а это значит, что день увеличивается и становится тепло. Снег постепенно тает, из дальних стран возвращаются птицы. Появляются первые зелёные листочки, трава, цветы.

• Летом Земля купается в солнечных лучах, из-за чего на улице тепло не только днём, но и ночью. На лугах много ярких цветов, в лесу поспевают ягоды, а в саду – фрукты. Вокруг порхают бабочки и жужжат пчёлы. Прогревается даже вода в речке, поэтому можно купаться и мёрзнуть.

• Осенью солнце уже не такое яркое и тёплое, поэтому природа начинает готовиться ко сну. Листья желтеют и опадают, часто идёт дождь, птицы улетают на юг. Наступает пора уборки урожая.

• Зимой солнечные лучи лишь слегка касаются Земли. Становится совсем холодно, часто идёт снег.

Если ребёнок проявляет интерес к этой теме, то можно рассказать ему и о других явлениях. Например, о том, что на планете сейчас не везде одно и то же время года. Если у нас лето, то на другом континенте зима. Конечно, слишком глубоко погружаться в тему и рассказывать крохе о наклоне земной оси не стоит. На данном этапе вполне достаточно общих сведений.

Учимся правильно

Конечно же, универсальной методики обучения детей-дошкольников не существует, ведь каждый из малышей индивидуален и развивается в своём ритме. Но есть проверенные педагогические практики, благодаря которым процесс обучения будет интересным и эффективным.

В рамках групповых занятий (в детском саду или в центрах раннего развития) сначала следует провести обзорную беседу, в ходе которой педагог сможет понять реальный уровень знаний детей о временах года и природных явлениях. А далее можно разрабатывать план по знакомству с сезонами для следующих занятий.

Занятия не должны быть слишком затянутыми, а сам процесс обучения лучше выстраивать в игровой форме. Сегодня можно найти множество наглядных пособий, книг и красочных материалов на тему природы и времён года. Они есть и в продаже, и в интернете. Используйте их, чтобы заинтересовать малышей и сделать каждое обсуждение увлекательным.

Когда пойти в музей?

Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …».  И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции

И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов.
Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии.
Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет

Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения. Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.

В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.
Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.
Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета

Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра

К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.

Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.
Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

А. В. Запорожец

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:

— Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

  • Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.
  • Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.
  • В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни [ 13, с.

31 ].

Перспектива

Поставьте одну чашку рядом на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. Как следовало бы нарисовать чашки, чтобы было понятно, что они стоят на разном расстоянии от художника? А на прогулке среди леса и дорожек, уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе. Оказывается, на картине, если продолжить линии, они все сойдутся в точке схода.Закрепление материала
Попросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко», то есть перспективу.

Т. П. Березенская

Н.Ю. Ясева в течении ряда лет вела научные исследования по проблеме использования произведений живописи как средства воспитания любви к близким .

Т.Б. Братская является автором методических рекомендаций для воспитателей детских садов «Детям о живописи», в которых перечислены художественные альбомы, книги о белорусской живописи, приведены конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с живописью белорусских авторов [https:// , 10].

С.А. Гомозова предлагает в руководстве изобразительной деятельностью применение группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям — роль зайчиков, медведей и т. д. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры .

Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных методам формирования восприятия произведений белорусского изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры.

Выводы по главе I

С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.

В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как  авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.

Модерн (Густав Климт,  Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Сущность художественно-эстетического воспитания

Определение 1

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс влияния на личность ребенка с целью развить у него способность видеть красоту в окружающем мире, произведениях искусства и создавать их.

Эстетическое воспитание включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, труду и жизни общества, искусству и быту. При этом познание искусства настолько многогранный процесс и настолько своеобразный, что его выделяют из общей структуры эстетического воспитания в качестве особой его части. Воспитание детей средствами искусства является предметом художественно-эстетического воспитания.

Художественно-эстетическое воспитание может протекать только в процессе ознакомления детей с разнообразием искусства и активным включением их в разные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на то, чтобы приобщить детей к искусству, рассматриваемому как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры.

Художественно-эстетическое развитие выступает важнейшей стороной воспитания ребенка. Оно помогает обогатить чувственный опыт, эмоциональную сферу личности, воздействует на возможность познания нравственной стороны действительности, повышая познавательную активность.

Художественно-эстетическому развитию отведена важная роль в процессе формирования характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и поведения. Обычно под художественно-эстетическим воспитанием понимают воспитание чувства красоты, развитие способности восприятия, чувствования и понимания красоты общественной жизни, природы и искусства.

Искусство представляет незаменимое средство формирования духовного мира детей, состоящего из литературы, музыки, театра, скульптуры, народного творчества, живописи. Им пробуждается в детях-дошкольниках эмоционально-творческое начало. Также оно тесно взаимосвязано с процессом нравственного воспитания, так как красота выступает в качестве своеобразного регулятора человеческих взаимоотношений.

Ведущей педагогической идеей художественно-эстетического воспитания является создание образовательной системы, которая ориентируется на развитие личности посредством приобщения к духовным ценностям, вовлечения в творческую, музыкальную, изобразительную и театрализованную деятельность.

Основная цель такого воспитания – создать систему воспитательной работы, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка, и на ее основе развивать духовный, творческий потенциал, создать условия для самореализации ребенка.

Речь ребенка

Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Игры по картине

Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?
Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.
Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.

Слайд 3 В программе «От рождения до школы» в разделе «Художественно

– эстетическое развитие» обозначено «Приобщение к искусству».
были выделены основные цели

и задачи:
— Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
— Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
— Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Игра как одна из составляющих эстетического развития

Одним из ярких способов проявления творчества с уверенностью можно назвать стремление детворы подражать взрослым, копируя сюжеты из реальной и повседневной жизни. Играя они реализуют свои впечатления, полученные из окружающего их пространства. Любая начатая детьми игра, вначале не имеет определенного смысла. Задумки, возникающие в их маленьких головках, сменяются быстро, как картинки в калейдоскопе.

Со временем в играх детей постепенно проявляются особенности и реализм взрослой жизни, их развлечения становятся похожими на сценки из нашего обыденного жизненного уклада, они копируют повседневные события, которым мы не придаем особого значения, дополняя их выдуманными или сказочными персонажами. Такие сюжетно-ролевые игры, как «магазин», «больница», «дочки-матери», позволяют отлично развивать фантазию и воображение, и объяснять правила поведения в обществе, связанные с различными жизненными ситуациями.

«Составь пейзаж»

Игра аналогична предыдущей, только для составления используются изображения объектов живой (животные, птицы, деревья) и неживой (камни, реки, пески пустыни, горы и прочие) природы.

Цель занятия – формирование и расширение представлений о жанре пейзажа, об изображаемых элементах.

Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке картинки, просит игроков составить определенный пейзаж: осенний, летний, зимний, весенний, горный, лесной, речной, морской, пустынный.

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Скачать картинку

Как и когда начинать развивать понимание искусства

Ознакомление малыша с произведениями искусства происходит с его рождения. Многие даже не задумываются, что часто используют для успокоения ребенка или его занятия истинные достижения человеческого творчества. Различные колыбельные, кукольные театры из перчаток являются отражением вашего понимания искусства. Детей занимает изучение этих предметов, им нравится наблюдать и понимать суть на своем уровне. Задача родителей – помочь малышу научиться чувственно воспринимать шедевры и получать от этого удовольствие.

Большинство методик сверхраннего развития предлагает знакомить с простыми произведениями еще с пеленок. Классические методики предлагают начинать с того момента, когда ребенок будет готов воспринимать и учиться глубже видеть суть того или иного творения.

Главным требованием к приучению к искусству является легкость преподнесения и интерес малыша.

Учим времена года: в каком возрасте начинать знакомство?

Все детские психологи и педагоги дошкольного образования считают, что самый оптимальный возраст для обучения – 4-4,5 года. Ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы запоминать большой объём информации. Более того, в этом возрасте он запоминает осознанно, то есть уже может понять реальную разницу между зимой и летом, осенью и весной.

Но было бы неправильным вообще не знакомить малыша с временами года до четырёх лет. Напротив, есть масса игр и занимательных упражнений для детей 1,5-2 лет, благодаря которым он сможет усвоить базовые понятия. Это самое лучшее время для формирования представлений об окружающем мире. Каждый раз, выходя на улицу, комментируйте погоду. Например, идёт дождь или выпал снег, светит солнце или появились тучки, холодно или тепло. Используйте ассоциации: осенью листья жёлтые, а весной они только распускаются, летом растут ягоды, а зимой вокруг только белые сугробы. Эта информация будет откладываться в памяти ребёнка.

В возрасте 2,5-3 лет дети с удовольствием рассматривают картинки. Возьмите любую детскую книжку с красочными иллюстрациями, покажите ребёнку картинку и постарайтесь простым языком объяснить ему, что там изображено. Возможно, он уже и сам сможет это сделать. Но если вы видите, что малыш совсем не проявляет интереса к книге и картинкам, лучше не заставлять его, а дождаться подходящего момента.

В 3,5-4 года кроха уже должен понимать разницу между зимой и летом, осенью и весной. Если регулярно рассказывать ему о природных явлениях, то он сможет описать погоду за окном: например, на улице жарко или, наоборот, холодно, дует ветер или идёт дождь, солнечно или небо затянуто тучками. Многие из этих явлений он в буквальном смысле может потрогать руками. Не нужно запрещать ему пройтись по луже или снять сосульку с крыши. Пусть лепит снеговика, ловит бабочек или собирает цветы на поляне – так он лучше запомнит признаки каждого из четырёх сезонов.

Наверняка к этому возрасту у крохи уже сформировались и свои собственные ассоциации, связанные с забавами и играми: зима – это санки и снежки, лето – бассейн и велосипед. Осенью можно собрать букет из красивых листьев, а весной запустить кораблик по ручью. Если до 3-4 лет вы ещё не начинали изучать времена года, не тратьте драгоценное время и как можно скорее приступайте к знакомству с сезонами. К 5 годам ребёнок уже должен хорошо разбираться в природных явлениях, чтобы можно было сосредоточиться на более информативном погружении в тему.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Методы и средства художественно эстетического воспитания дошкольников

Важным условием художественно-эстетического восприятия является эмоциональная настроенность. Тут без взрослого дошкольнику не обойтись. Дети дошкольного возраста нуждаются в помощи, чтобы воспринимать литературные, музыкальные и художественные произведения.

Например, слушая музыку, полезно побуждать ребенка определять, какое настроение она вызывает, или с каким временем года ее можно связать, или какому из известных ему сказочных персонажей подошла бы. Можно послушать два контрастных музыкальных произведения и порассуждать вместе с ребенком, чем они отличаются.

Хорошо бы познакомить дошкольника с звучанием различных музыкальных инструментов. Затем, слушая музыкальное произведение, пытаться определить, какие из инструментов звучат.

Что касается эстетического восприятия живописи, то наиболее доступными помощниками выступают пейзажи, натюрморты и сюжетные полотна. Чтобы дошкольник стал замечать не только яркость и цветовую палитру, следует систематически рассматривать репродукции, фотографии живописных работ, обсуждать настроение картины, выделять главное в сюжете.

Незаменимым методом приобщения к искусству является и вовлечение ребенка в изобразительную деятельность.

Пусть пробы своей руки в младшем дошкольном возрасте не приводят к понятным изображениям, однако рисование с детьми 3 4 лет позволит чему-то научиться. Затем ребенок шаг за шагом будет открывать для себя красоту цвета, рисунка.

Пониманию текста рассказа или сказочной истории помогают иллюстрации и картинки, наглядно и последовательно изображающие события. Не зря детские книжки так щедро наполнены яркими иллюстрациями. Читать сказку, особенно младшему дошкольнику, необходимо так, чтобы он рассматривал соответствующую картинку, да еще и проговаривал, кто и что изображено на ней.

После 5 лет дошкольники способны понимать не только действия, но и мотивы поступков. Самое время через чтение детских произведений подталкивать детей к размышлениям нравственного характера:

Также с этого возраста у детей пробуждается эстетическое чувство к слову

Они обращают внимание на различные метафоры, на забавные рифмы, придумывают свои словечки по аналогии. И учатся формулировать свои мысли в завершенные и понятные предложения

Прививать художественный вкус дошкольнику в семье нужно всесторонне

Важно заинтересовывать и живописью, и музыкой, и литературой. Любой праздник – это возможность приобрести такой подарок для ребенка, который будет полезен с точки зрения художественно-эстетического развития

Что подарить ребенку на 6 лет.

Даже родители не могут знать, какие задатки подарены природой маленькому человечку, и какие из них способны полноценно развернуться. Действуя в разных направлениях, взрослые помогают ребенку развивать эстетические чувства – отличать красивое от некрасивого, аккуратное от небрежного, гармоничное от дисгармоничного. А без этих чувств невозможно приобщение детей к искусству.

Жанры живописи

Через некоторое время, когда произойдет насыщение занятиями, ребенок втянется в них, и вы почувствуете, что он вот-вот начнет скучать за разглядыванием репродукций, разнообразьте уроки.
Следующим этапом будет систематизация картин. Дайте малышу открытки и предложите их разложить на кучки, а сами возьмите другой набор открыток, который вы уже не раз вместе разглядывали и тоже разложите на отдельные стопки.
После проделанного малышом упражнения попросите его объяснить, почему именно так он разложил открытки. Будет любопытно узнать принцип его систематизации художественных полотен.
А ваши разложенные открытки, должны быть классифицированы по жанрам изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, религиозно — мифологические, сказочно — былинные, исторические, бытовые и батальные сцены. Объясните малышу ваш принцип систематизации открыток.Закрепление материала
Попросите ребенка набор открыток разложить по вашему принципу: портрет к портрету, натюрморт к натюрморту. В течение нескольких дней закрепите это упражнение, доведите до автоматизма, чтобы ребенок, почти не задумываясь, раскладывал открытки по жанрам.

Некоторые техники живописи

Масляная живопись  - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок.  Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.

Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.

Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).

Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.

Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.

Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.

Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.

Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.

Карнация.  Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.

Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.

Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий.  Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.

Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».

Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.

Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: