Логические задачи для дошкольников
1. Боролись три мальчика: Сеня, Ян и Саша. Сеня сильнее Яна, Ян сильнее Саши. Кто из них самый сильный (средней силы, самый слабый).
2. Жили-поживали три девочки; Алина, Света, Лиза. Алина слабее Светы, а Света слабее Лизы. Какая девочка самая сильная (Лиза).
3. Соревновались три мальчика: Серёжа, Алёша и Вася. Серёжа бегает быстрее Алёши, а Алёша быстрее Васи. Кто бегает быстрее всех? (Кто бегает медленнее всех?) (Кто бегает средне?)
4. Три девочки: Маша, Катя и Таня – писали диктант. Маша пишет медленнее Кати, а Катя пишет медленнее Тани. Кто пишет быстрее всех? (Таня)
5. Рисовали три девочки: Мила, Таня, Катя. Мила рисует лучше Тани, а Таня лучше Кати. Кто рисует лучше всех? Кто рисует хуже всех?
6. Вязали три девочки: Ира, Лена, Вита. Ира вяжет хуже Лены, Лена вяжет хуже Виты. Кто вяжет лучше всех? (Вита) Кто вяжет средне?(Лена)
7. Лёня выше Коли, Коля выше Дениса.? Кто средний по росту?
8. Пели песни три мальчика: Миша, Саша, Женя. Миша поёт громче Саши, Саша поёт громче Жени. Кто поёт тише всех? (Женя)
9. Разговаривают три девочки: Дина, Валя, Люда. Дина разговаривает тише Вали, Валя разговаривает тише Люды. Кто разговаривают тише всех? (Люда)
10. Аня веселее Юли, Юля веселее Вари. Кто грустнее всех?
11. Кира толще Паши, а Паша толще Димы. Кто из мальчиков самый толстый, а кто самый худой?
12. Лена ела сладкую, зелёную грушу, а Соне досталась сладкая, жёлтая груша. Чем груши Лены и Сони похожи, а чем отличаются.
13. У Любы велосипед красный трёхколёсный, а у Веры синий трёхколёсный. В чём отличие велосипедов и чем они похожи?
14. Оля и Варя вязали носки и варежки. Оля вязала носки. Кто вязал варежки?
15. Толя и Дима катались на велосипеде и самокате. Дима ездил на самокате. На чём катался Толя?
16. Подружки Зина и Соня сажали розы и ромашки. Зина сажала не розы. Что сажала Соня?
17. Маша и Сима рисовали дворец и принцессу. Сима рисовала не дворец. Что рисовала Сима, а что Маша?
18. Два мальчика гоняли мяч, а один стоял на воротах. Что делал Лёва, если Ваня и Гоша гоняли мяч?
19. Два мышонка и хомяк плыли по речке в кораблике и на бревне. На чём плыл хомяк, если мышата плыли на кораблике.
20. На зиму мышь, хомяк и крот сделали запасы в подземных кладовочках. У мыши кладовка меньше, чем у хомяка, а у крота больше, чем у хомяка. Чья кладовка средняя по величине?
21. У Маши квадратный стол. Какую геометрическую фигуру напоминает крышка стола?
22. Художник нарисовал зайца. У зайца голова, два уха, три ноги. Всё ли нарисовал художник?
23. Мама назвала предметы: кастрюля, сковородка, чайник. Помоги Мите продолжить ряд. Где в доме размещаются эти предметы?
24. Чем похожи пруд, ручей, речка, море? Можно их назвать одним словом?
Логические задачи для детей 6-7 лет помогают развивать правильное мышление, формировать интерес к математическому образованию у дошкольников.
Логические задачи и игры для дошкольников
Задание на развитие сообразительности ( для детей в возрасте от 6, 7 лет)
Среди логических игр весомое место занимают игры на развитие смекалки. Они подвижны, интересны, из них можно узнать много нового. Такие игры позволяют ребенку быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, что помогает развивать логику. Игры на смекалку помогают ученику победить, демонстрируя сверстникам, на что они способны. Ленивые детишки, глядя на победу других, должны попытаться проявиться путем проб и ошибок, заставить себя думать. Таким образом, логические игры на развитие смекалки очень полезны для общего развития детей. Примеры таких игр.
Игра «Вот так я!»
Дети образуют круг. Ведущий указывает на кого-то из учеников и говорит: «Вот так я!». После этой команды ученик начинает счет и игроки считают один за другим, но ранее ведущий сообщил, что вместо некоторых чисел необходимо говорить «Вот так я!». Такими числами могут быть числа, в записи которых есть цифра 6, или числа, делящиеся на 2, т. д (например: 1, 2, 3, 4, 5, «вот так я», 7, 8 и т. др.). Нужно играть быстро. Если игрок сбился, то покидает игру. Счет начинают сначала. Остаться должен один игрок.
Задания на развитие творческих способностей
К сожалению, очень часто родители считают, что невозможно развить у ребенка логическое мышление, так он такие способности должен иметь от рождения. Это ошибочное предположение. К своему малышу следует присматриваться, находить скрытые таланты, с раннего возраста эти таланты развивать. Но чтобы лучше достичь этой цели, необходимо ребенку создать комфорт и хорошую атмосферу.
Психологи предлагают много игр для развития творческих способностей, в частности раскраски и упражнения с дорисовкой изображений.
Что такое логическое мышление
Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.
У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.
Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.
Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.
Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.
Обязательно ли посещать подготовишку?
Опять же, в некоторых школах любят дезинформировать родителей, говоря, что для поступления в их школу, обязательным условием является посещение их подготовишки — подготовительных курсов. Нет, посещение школы дошкольника, и уж тем более какой-то конкретной, не является обязательным условием зачисления в образовательное учреждение.
Школа дошкольника не обязательна к посещению
Но это прекрасная возможность привыкнуть будущему школьнику к организационным вопросам: какому-никакому, но учебному распорядку, звонкам и, возможно, даже познакомиться с будущими одноклассниками. Подготовишка — это замечательный адаптационный этап.
Занятия в школе дошкольника — услуга платная, и родителям стоит помнить, что обязательно должен быть заключен договор на образовательные услуги, в котором будут прописаны все организационные нюансы, перечень занятий, их стоимость и т.д.
Правила решения логических задач для дошкольников
1. Уделяйте занятием до 10 минут несколько раз в неделю;
2. Во время объяснения желательно использовать наглядные материалы (рисунки, схемы, таблицы);
3. Предоставьте ребенку несколько минут для собственных рассуждений, обязательное коллективное обсуждение, обмен мнениями;
4. В тетрадь задачи можно не записывать;
5
Анализируя логическую задачу, необходимо обращать внимание на инициативу и настойчивость учащихся, помочь найти ответ благодаря правильно поставленным вопросам, а также объяснить красивые и оригинальные решения;. 6
Если задание оказалось сложным, желательно подумать дома
6. Если задание оказалось сложным, желательно подумать дома.
Ниже приведены задачи на логику, которые постоянно используются педагогами в работе, а главное, дети — дошкольники их охотно решают.
Методики обучения чтению
Речевые игры на развитие логики
В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.
Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.
Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.
Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.
Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.
Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).
Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».
Методика обучения чтению для дошкольников
Занятия для подготовки к школе должны быть регулярными, ведь только так они могут принести видимый результат. Кроме того, они должны быть подчинены определенному учебному плану, который позволит дошкольнику эффективно получать новые знания и закреплять их на практике. Несмотря на то, что в открытом доступе в интернете имеется множество различных заданий и рекомендаций для изучения основ чтения, составить собственную программу тренировок не всегда удается. Поэтому многие родители отдают дошкольников на курсы подготовки к школе, где обучение ведется по методикам, проверенным временем.
«Букварика» и «Читарика» – это эффективные программы обучения детей чтению от академии развития интеллекта AMAKids. Они подойдут как дошкольникам, которых нужно подготовить к учебе, так и тем ребятам, которые уже учатся в начальных классах, но все еще плохо читают. Благодаря таким занятиям малыши смогут улучшить свои навыки работы с текстом: они последовательно закрепят все этапы освоения грамоты и постепенно перейдут к беглому чтению. В дальнейшем такая подготовка положительно отразится на успеваемости школьников и поможет им легче осваивать школьную программу.
Речевые игры на развитие логики
В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.
Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.
Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.
Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.
Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.
Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).
Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».
Графические игры на развитие логики
К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.
Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить.
Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.
В сети интернет существует множество подобных заданий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях с графическими заданиями, можно подбирать картинки, в которых сразу не понять, что будет изображено в конечном итоге на картинке. Например, выполнять задание «раскрась по номерам» намного интереснее, когда контуры картинки не обведены. Закрашивая фрагмент за фрагментом, ребенок успеет поразмыслить, что же конкретно может быть зашифровано в том или ином задании.
Что будет, если ваш ребёнок не пройдёт подготовку к школе?
Ничего страшного. Просто ваш дошкольник не пройдёт вступительный тестовый экзамен в престижную школу или лицей, только и всего. Пойдёт в обычную среднюю школу.
Некоторые родители до сих пор, по старинке, считают, что дошкольная подготовка — ни к чему, ребёнка всему должны научить в первом классе. И эти родители тоже правы. Конечно там научат, и читать, и считать, без этого никто ещё школу не заканчивал. Но таким родителям нужно быть готовыми к тому, что их чадо будет ходить в отстающих. Как плохо тренированный спортсмен на дальней дистанции.
Такому ребёнку с трудом будет даваться школьная программа: рука, неподготовленная к письму будет выводить каракули, а прочитанный по слогам текст будет далёк от понимания. Домашние задания будут занимать несколько часов драгоценного детского времени, и не менее драгоценного времени родителей.
В таком положении ребёнок будет чувствовать себя неудачником. Кончится это тем, что в один, не очень прекрасный момент, малыш просто не захочет идти в школу, где ему всё даётся с большим трудом.
Особенности мышления в возрасте 5-7 лет
Основная опора дошкольника – его память. Запоминает он быстро и много, а при знакомстве с чем-то новым старается связывать его с уже известным. Поэтому все объяснения строятся с отсылкой к имеющемуся детскому опыту.
Другой важный психический процесс – внимание. У детей данного возраста оно развито слабо
Даже самое интересное задание не заставит 5-летнего ребенка усидеть на месте. От воли дошкольника это не зависит, поэтому не следует ругать его за невнимательность.
Поскольку пяти-семилетний малыш только учится строить логические цепочки, ему необходимы альтернативные способы поиска недостающих свойств предметов. В этом ему помогает воображение.
Логика не является врожденным свойством психики человека. Постепенно он научится устанавливать связи, прослеживать закономерности, давать оценки, делать выводы. Задача родителей и педагогов – создать для этого благоприятные условия.
Примеры упражнений на разные логические операции
Выход на новый уровень мышления – конечная цель таких занятий. Для ее достижения решаются частные задачи, которые сводятся к освоению отдельных операций.
Классические типы задач, которые можно разнообразить с помощью контекста:
- сравнение – игры с предметами или иллюстрациями;
- классификация – речевые игры, поиск сходств и различий, соревнования;
- выявление признаков – рисование, дополнение картинок, картинки-загадки;
- анализ – устные загадки, игры;
- синтез – головоломки, мозаики.
Если в детском саду этому направлению развития уделяется мало внимания, пробелы следует восполнить в семье. Можно заниматься с ребенком дома и на улице, на досуге или в дороге. Уровень сложности должен расти постепенно. Как только дошкольник начнет быстро справляться с однотипными заданиями по логике, можно переходить на следующий уровень: предлагать больше предметов для сравнения, головоломки с множеством деталей. Индивидуальные занятия полезно сочетать с групповыми, а результаты отмечать в тетради.
Развитие высших психических функций ребенка (включая мышление, память, внимание, пространство, речь) – главная деятельность Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии им. А.Р
Лурия. Уже более двадцати лет специалисты проводят нейрокоррекционные, нейролингвистические и нейроматематические занятия, призванные комплексно подходить к развитию ребенка и его подготовке к школьному обучению.
Развитие логического мышления у дошкольников
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Исправление почерка у школьников
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие высших психических функций у детей
Развитие математических способностей
Развитие математического мышления
Подготовка детей к математике в школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Консультации психолога для родителей
Задания — тесты (с ответами) для детей от 5 лет
К логическим задачам также относятся задания — тесты. Эти тесты содержат один правильный ответ.
Задача 1. В лес пошли Коля, Аня и Настя и нашли 4 грибочка. Сколько бы грибочков нашли дети, если бы ушли только Коля и Анечка?
а) 0;
б) 1;
в) 2;
г) 3;
д) 4. (Правильный ответ.)
Решение. Количество грибов не зависит от количества детей, которые их нашли.
Задача 2. У Алисы было 3 ленты. Одна из них разорвалась пополам. Сколько теперь лент у девочки?
а) 1;
б) 3;
в) 4; (Правильный ответ.)
г) 5.
Решение. Алиса имеет две целые ленты, а из одной разорванной образовалось две. То есть у девочки стало: 2 + 2 = 4 ленты.
Задача 3. Костик написал на листе бумаги ОЛЯ МАЛА и подошел к зеркалу. Какую фразу можно увидеть в зеркале?
а) ОЛЯ малая;
б) МАЛАЯ ОЛЯ;
в) АЛАМ ЯЛО; (правильный ответ.)
г ЯЛО АЛАМ.
Решение. Поскольку все буквы написанных слов симметричны, то в зеркале они останутся теми же буквами. Но расположены в обратном направлении. То есть образуются два слова, написанные с конца. Поэкспериментируйте с бумагой у зеркала.
Задача 4. Во дворе игралось 8 детей. Когда мама позвала на обед, то со двора прибежали к столу Марийка, Дима, Сережа, Тимофей, дядя Николай и дед Николай. Сколько детей осталось играть во дворе?
а) 2;
б) 3;
в) 5;
г) 4. (Правильный ответ.)
Решение. Среди всех тех, кто прибежал на зов мамы, детьми являются Маша, Дима, Сережа и Тимофей, то есть прибежало четверо детей. Во дворе осталось играть: 8 – 4 = 4 детей.
Логические задачи «Переправы и маневры»
Интересными задачами на логику являются логические задачи переправы и маневры. Эти упражнения посвящены трудным ситуациям, связанным с переправами животных или предметов. Необходимо придумать какой-то способ или алгоритм, как это сделать. Обычно их называют маневрами. В задачах на переправы необходимо что-то или кого-то перевезти или поменять местами, соблюдая какие-то правила.
Задача 1. На левом берегу ручья отдыхают два голодных дракона, на правом берегу ручья сидит беззащитный котенок Вася. Между берегами курсирует на своем баркасе повелитель Драконов, дядя Митя. Оставлять на одном из берегов дракона и котенка без присмотра нельзя, а больше одного животного на баркас не помещается. Как дяде Мите перевезти драконов на правый берег, а котенка на левый?
Подсказка. Первым делом повелитель Драконов дядя Митя должен взять с собой одного из драконов.
Решение. Для решения задачи повелителю драконов действительно сначала нужно взять с собой на противоположный берег одного из драконов, но на берегу сидит беззащитный котенок, поэтому, перевезя дракона, Мите придется взять котенка с собой на противоположный берег, на котором еще остался один дракон. Этого дракона, который остался, дядя Митя возьмет с собой и перевезет на правый берег, а котенка оставит на левом берегу. Таким образом, повелитель драконов, дядя Митя, за три заплыва перевезет котенка на левый берег, а драконов на правый.
Задача 2. Двое путешественников подошли к реке. На берегу реки обнаружилась лодка, способная перевезти лишь одного человека. Тем не менее, они смогли переправиться через реку и продолжить путешествие. Как это могло быть?
Подсказка. Может, они шли не вместе?
Решение. Это возможно, если они подошли к реке с разных берегов. Тогда первый переправился на берег второго, а второй на берег первого.
Задача 3. Самое простое упражнение на маневры — расположите три шарика в обратном направлении. Можно менять только два соседних.
Решение очень простое-изменить шарики поочередно до держания желаемого.
Предложенные задачи на логику являются хорошим средством для развития математического мышления и повышения активность мысли. При постоянном использовании таких можно получить высокие положительные результаты по развитию логического мышления.
Игры на развитие мышления у дошкольников
Особенности детей от 2-4 лет
С чего начинать занятия
Обучение чтению – сложный процесс, состоящий из нескольких важных этапов, и первым из них является звуковой. Он дает малышам возможность понять, что каждое слово состоит из нескольких звуков, и учит различать их. По завершении этого этапа дошкольник должен уверенно делить предложенные родителями слова на звуки: д-о-м, к-н-и-г-а, и-г-р-а. В дальнейшем это очень поможет на уроках в школе, когда ученики будут проходить фонетический разбор слов.
Звуковой этап можно назвать подготовкой для следующего периода освоения чтения – буквенного. Теперь малышам нужно постепенно выучить алфавит и научиться сопоставлять звуки с соответствующими им буквами. В качестве методических материалов можно использовать букварь, специальные кубики и карточки. В результате занятий дошкольники должны научиться читать слова по буквам. Только после этого можно плавно переходить к слоговому чтению.
Теперь малышам нужно привыкнуть читать слоги слитно, не разделяя их на буквы: ко-шка, ло-шад-ка, ма-ши-на. Этот этап по праву считается самым сложным, но именно от него будет зависеть то, насколько быстро дошкольник сможет научиться читать текст бегло и воспроизводить слова целиком. Если малыш научится бегло знакомиться с текстом, то это заметно снизит нагрузку, с которой он столкнется уже в первом классе.
Именно поэтому педагоги рекомендуют посещать предшкольные занятия для подготовки детей к обучению в школе. Но где лучше учить ребенка читать – дома или на специальных курсах?
Игры и упражнения для развития умения считать в уме
evafrey/Shutterstock.com
Для того чтобы детям было легче научиться навыкам устного счёта, мы рекомендуем использовать следующие игры и упражнения.
Для дошкольников
1. Игра «Сосчитай»
По дороге в детский сад или домой можно попросить ребёнка сосчитать по пути все деревья, всех птиц, все проезжающие мимо машины и т. д.
2. Игра «Магазин»
Игру можно как купить, так и изготовить с помощью подручных средств. Вам понадобятся: товары, ценники на них и «деньги». Ребёнок может выступать в роли продавца или покупателя. Ему нужно будет правильно дать сдачу или отсчитать нужное количество «денег» за товар.
4. Игра «Хлопни в ладоши»
fizkes/Shutterstock.com
Взрослый называет ребёнку различные словосочетания: весёлый клоун, синие цветы, две матрёшки и т. д. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит словосочетание с цифрой.
5. Игра «Кубики в коробке»
Эта универсальная игра схожа с методикой обучения счёту Полякова. Она поможет дошколятам запомнить цифры, а также освоить операции сложения и вычитания.
Суть игры: взрослый кладёт в коробку кубик и спрашивает ребёнка: «Сколько сейчас в домике жильцов?». Ребёнок отвечает и выбирает карточку с цифрой 1. Далее взрослый кладёт в коробку ещё 2 кубика и спрашивает у ребёнка, сколько теперь получилось жильцов. Ребёнок отвечает и меняет карточку на цифру 3. И т. д.
6. Упражнение «Угадай на ощупь»
Из картона или гофрированной бумаги изготавливаются цифры от 1 до 9. Ребёнок должен с закрытыми глазами определить цифру, которая находится у него в руках.
8. Игра «Какой цифры не хватает?»
Перед ребёнком в хаотичном порядке раскладываются цифры от 1 до 9. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает одну цифру. Задача ребенка — отгадать, какой цифры не хватает.
9.Упражнение «Назови соседей»
Ребёнок должен назвать «соседей» любого числа. Например, у числа 28 «соседи» — 26 и 29.
Кроме того, полезным будет решение несложных математических задачек. Например: «Сколько ботинок понадобится трём котятам?», «Как разделить 6 яблок на троих друзей?» и т. д.
Для школьников
3. Игра «Отгадай число»
Взрослый загадывает любое число до 20. Ребёнок с помощью вопросов должен узнать загаданное число. Например: «Это число делится на 2?», «Это число больше 4?» и т. д.
4. Игра «Два числа»
Взрослый и ребёнок выбирают себе по числу. Например, 3 и 5. Каждый по очереди предлагает совершить с числами любую математическую операцию: умножить на 2, прибавить 5 и т. д. Следующая математическая операция совершается уже с полученным результатом. Выигрывает тот, кто не запутается и не ошибется.
5. Упражнение с таблицей Шульте
Эта таблица представляет собой цифры от 1 до 25, расположенные в случайной последовательности в 25 квадратных ячейках. Задача ребёнка — найти все цифры по порядку, начиная с 1.
Математические тренажеры
Ground Picture/Shutterstock.com
В помощь родителям и детям существуют также онлайн-тренажёры, которые созданы для закрепления навыков устного счёта и тренировки логического мышления.
Самые популярные из них:
Игры для обучения чтению
На что обратить внимание при подготовке к школе
Поступление в первый класс – важный и такой волнительный этап в жизни малышей. Но еще сильнее, чем дошкольники, переживают сами родители. Они понимают, что ученики уже с первых дней посещения уроков столкнутся с высокой учебной нагрузкой, а также с необходимостью адаптироваться к коллективу и к новому распорядку дня. Именно поэтому взрослые задумываются о подготовке к обучению в школе.
Но далеко не всегда удается сразу понять, какие знания точно пригодятся первокласснику, а какие можно получить уже на школьных уроках. Из-за этого бывает сложно выбрать собственный план развивающих занятий для подготовки к поступлению в первый класс. Поговорим подробнее о том, что должны знать ребята, и об основных рекомендациях от педагогов и психологов.
Миф 2. Мозг дошкольника не готов к обучению. До 7 лет — время игр!
«Дочери 6 лет, ничего не интересно, ни читать, ни считать. Думаю, так мозг устроен, рано ещё»
«Мой сын вообще сидит дома, нигде не занимается, я не переживаю, начнёт учиться- — полюбит»
Да, 7-10 лет — идеальный возраст для освоения нового. Ребёнок в норме в этот период легко впитывает информацию, любознателен,ему всё интересно, но… Если вокруг него создана среда, подогревающая исследовательский интерес. Если он уже знает, что учиться — это здорово, а каждая прочитанная книга — новый, увлекательный мир! Но…
Первый класс — стресс для любого ребёнка, даже для подготовленного к школе.
Новые люди, в том числе очень строгие. Они ещё и требуют что-то, могут даже накричать и наказать, да ещё при одноклассниках. Если очень не повезёт (а такое встречается часто) — наказания, критика, сравнения с другими детьми со стороны учителей могут звучать очень грубо и в целом сильно подрывать уверенность ребёнка в себе и своих силах.
А теперь возьмём не подготовленного школьника, у которого что-то не получается или он не допонял тему. Переспросить боится, потому что в ответ могут презрительно заявить: “Чем ты снова слушал, Петров?”… Хохот класса…В итоге ребёнок и тему не усвоит, и себя будет считать бестолковым неучем…До любви ли тут? Конечно, нет.
Теперь ещё один важный момент про возраст. Любой профессиональный возрастной психолог подтвердит: в среднем, с 5-5,5 лет у ребёнка появляется способность выделять гласные звуки в начале слова. Это тот самый звоночек: ура, можно начинать обучение чтению! Ребёнок готов! Просто чтобы ему было интересно и легко учиться в таком нежном возрасте, игры, упражнения и задания должны быть в игровой форме.
Наиболее популярные вопросы
С какого возраста нужно начинать подготовку?
Подготовку к школе в виде занятий необходимо начинать за год до поступления в первый класс
А вот развитию речи и других навыков, которые также потребуются для успешного обучения, следует уделять внимание с 2-3 лет.
Обязательно ли с ребенком заниматься до школы?
Чтобы процесс обучения в школе не стал для малыша тяжелым испытанием и не вызвал отвращение, ему нужно прививать положительное отношение к учебе заранее. Неподготовленные дети часто теряются, им тяжело сосредоточиться, поэтому они отстают и в дальнейшем вовсе не хотят учиться.
Процесс обучения бывает тяжелым для неподготовленного первоклассника. Это может стать причиной плохой успеваемости и отсутствия интереса к изучаемым дисциплинам. Задача родителей – привить малышу позитивное отношение к учебе, помочь ему развить в себе внутреннюю дисциплину.
Разновидности игр на развитие логического мышления у детей
Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:
- Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
- Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
- Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
- Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Тестовые задания