Методика организации и проведения деловой игры

Значение игры в системе обучения дошкольников. деловые игры

Плюсы и минусы деловой игры

К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:

  • выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
  • не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
  • находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
  • работать в группе.

Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:

  • сложности в подготовке;
  • отсутствие четкого плана;
  • отсутствие возможности дать объективную оценку.

В чем преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения?

«Школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к его усвоению.

Деловая игра в отличие от традиционных образовательных форматов:

снимает противоречие между абстрактным характером учебного материала и реальным характером деятельности;

насыщена обратной связью;

побуждает к активной поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности;

способствует большей вовлеченности обучаемых;

создает безрисковое пространство, в котором отрабатываются навыки и ощущаются последствия принятия решений.

Виды деловых игр

Деловые игры составляют довольно обширный педагогический материал и по своей методологии проведения подразделяются на:

  • ролевые игры – каждый участник имеет или же конкретное задание, или конкретную роль, которую он обязан исполнить согласно поставленным условиям;
  • групповые дискуссии – соединены с отработкой проведения совещаний либо приобретением навыков работы в группе. Участники имеют персональные задания, и, кроме того, существуют и совместные правила ведения дискуссии;
  • имитационные игры – имеют задачу сформировать у участников представление, которое характерно для реальности, и позволяют отработать поведенческие навыки в конкретной ситуации;
  • организационно-деятельностные игры – не имеют строгих инструкций, у участников нет ролей, а сама игра ориентирована на решение междисциплинарных трудностей. Активизация работы участников происходит с помощью определенного давления на личность;
  • инновационные игры – сформировывают инновационное мышление участников, выдвигают новые идеи в классической системе поступков, отрабатывают модели настоящей, желанной, образцовой ситуаций;
  • ансамблевые игры – сформировывают управленческое мышление у участников, ориентированы на решение конкретных задач методом организации делового партнерского сотрудничества команд;
  • исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму исследуются методики по заданным направлениям;
  • игры-тренинги — закрепляют какие-либо умения и навыки с психологической точки зрения.

Суть деловой игры

В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:

  • моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
  • есть конфликты;
  • есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
  • есть ограничение по времени.

Но это – далеко не все. Также деловая игра предполагает активность всех участников, поэтому кому-то «отсидеться» не удастся.

Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.

Виды игр, используемых в обучении младших школьников

Настольные игры – это игры, имеющие определенные правила с заключенной в них внутренней игровой задачей, решение которой приводит к заранее обусловленному конкретному результату.

К настольным играм относятся кроссворды, чайнворды, ребусы и т.п.

Настольные игры способствуют развитию у детей младшего школьного возраста воображения, сообразительности и наблюдательности. В настольных играх всегда присутствует элемент соревновательной, что учит детей рассуждать быстро и логично. Кроме того, настольные игры расширяют кругозор детей, учат работать сообща в коллективе или группе, позволяют оценить свои знания адекватно.

Дидактические игры – это один из видов учебных игр, которые могут быть организованы в виде самостоятельного учебного занятия, на основании принципов активного и игрового обучения, отличающихся наличием конкретных игровых правил и фиксированной игровой структуры.

Дидактические игры позволяют организовать процесс обучения через доступный и привлекательный вид деятельности, позволяющий эффективно решить образовательные задачи и достичь желаемого результата.

По своему содержанию и природе дидактические игры весьма разнообразны. Они могут быть организованы не только во время уроков, но и при проведении экскурсий или прогулок с целью обобщения знаний, полученных во время урока.

Подвижные игры – это игры, направленные на совершенствование двигательных навыков, а также формирование нравственных и физических качеств ребенка.

Использование подвижных игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста позволяет избежать утомляемости, посредством смены одного вида деятельности на другой.

В подвижных играх дети имеют возможность проявить свои физические и нравственные качества. Кроме того, правильно организованные подвижные игры направлены на решение ряда задач: воспитательные, образовательные и оздоровительные.

Деловые игры – это игры, организуемые в виде определенной игровой ситуации, в которой дети должны решить ряд вопросов и проблем.

Деловые игры направлены на развитие у детей младшего школьного возраста фантазии, которая основана на приобретаемых знаниях. В процессе игры дети учатся сравнивать, рассуждать, рассказывать и доказывать.

Например, ознакомление с реками России педагог может организовать в виде деловой игры, где участие принимает несколько учащихся или весь класс. Задача детей разработать маршрут по конкретной реке (Волга, Енисей, Лена и т.д.), поставить цель экспедиции, рассказать о природе и местах где побывала экспедиция.

Интеллектуальные игры – это игры, которые требуют от детей активной познавательной деятельности.

К интеллектуальным играм относятся шахматы, шашки, шарады, головоломки и т.д. Интерес интеллектуальных игр заключается в том, что они удовлетворяют потребность детского ума в упражнениях и вызывают большой интерес в разрешении поставленной проблемы.

В качества интеллектуальных упражнений могут использоваться загадки, которые дети не только разгадывают, но и самостоятельно составляют. Отгадывание загадок, при этом, рассматривается как творческий процесс, а саму загадку как творческую задачу.

Почему люди играют в игры?

Игра – это естественное состояние человека. Дети с самого рождения исследуют мир через игру, приобретая навыки, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Причем это не только развитие физических способностей, но и «примерка» самых разных социальных ролей: игры в «дочки-матери», больницу, парикмахерскую, школу… В ходе игры формируются новые нейронные связи, которые становятся более устойчивыми благодаря тому, что игра всегда сопровождается многократными повторениями и положительными эмоциями.

В человеческом обществе игра колоссально важна. Через игру люди устанавливают контакт, общаются, сотрудничают, развивают эмпатию и умение работать в команде. Игра стимулирует фантазию, творческое мышление и умение находить нестандартные решения проблем. Программы и реакции, освоенные по ходу игры, позже легко можно использовать в реальной жизни.

Подбор деловой игры

Как подобрать деловую игру, учитывая цели обучения и ту аудиторию, с которой предстоит работать? В BITOBE для этого разработан четкий и понятный алгоритм.

Первое, что нужно сделать, – определить, какие конкретные навыки, знания или умения вы хотите развить у участников через деловую игру.

Второе – нужно исследовать целевую аудиторию, чтобы определить их уровень знаний, опыт работы, предпочтения и интересы.

Третье – выбрать ту деловую игру, которая лучше всего соответствует целям обучения и потребностям аудитории.

Четвертое – постараться учесть особенности отрасли, в которой работает аудитория, а также актуальные бизнес-ситуации.

Пятое – оценить результаты и прогресс участников, использовать обратную связь для дальнейшего улучшения формата игры и достижения поставленных целей.

P. S. Изучить каталог деловых игр BITOBE можно здесь

Инженерные игры

Развитие навыков командной работы, лидерства и проектного управления через конструирование предметов – ключевые ценности инженерных игр, в которые любят играть все.

Развиваемые компетенции:

Коммуникативные навыки: взаимодействие в команде для успешного выполнения совместных инженерных задач.

Аналитическое мышление: способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины проблем и находить эффективные решения.

Креативность и инновации: нестандартный подход и поиск инновационных решений.

Принятие коллегиальных решений: умение принимать командные решения в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов.

Для примера лучше всего подходит игра под названием «Конструкторское бюро», когда одной команде нужно сформировать понятное ТЗ, а другой – построить то, что указано в этом техническом задании.

Подвижные игры в коридоре

В начальной школе необходима организация игры для детей младшего возраста на большой школьной перемене. Место проведения игры выбирают по времени года — на улице или внутри помещения. В помещении школы игровое пространство детей ограничено стенами класса или школьного коридора. Какие игры для младшего школьного возраста могут быть организованы в небольшом пространстве?

Игра 1 — Пионер, дай смену

Игра организовывается для детей в коридоре школы. Класс условно делят на две команды. В каждой команде школьники берут друг друга за руки и растягиваются в шеренгу. Шеренги детей стоят лицом друг к другу. Одна из команд (определяется жребием) хором произносит: «Пионер, пионер, дай смену!» Вторая отвечает: «Кого?» Далее первая команда школьников называет имя человека из состава второй команды, которого они приглашают к себе. Выбранный ученик бежит к первой шеренге и пытается прорваться между руками детей из первой команды. Если у него получилось и дети отпустили руки – он забирает одного из детей первой команды, и они вдвоём возвращаются во вторую шеренгу. Если же первая шеренга удержала школьника, не разорвав руки, он остается в новой команде.

Игра 2 — Третий лишний

Игра для младшего школьного возраста годится и для детей среднего возраста, и даже для старшеклассников. Одноклассники становятся в круг по два человека (выбор пары произвольный). Дети в парах стоят один сзади другого, первый и второй. Выбирают того, кто будет убегать (первый), и того, кто будет догонять (второй). Первый убегает от ловца и может в любой момент встать перед какой-либо парой (с внутренней стороны круга). В это время последний человек из этой пары должен быстро выбежать со своего места и начать бег по кругу от догоняющего. Если он зазевался и его догнали, роли меняются и он сам становится ловцом.

Убегая, каждый участник занимает место перед любым играющим, при этом он становится первым в паре, а тот, кто был первым, становится вторым.

Игра 3 — Платочек

Эта детская игра популярна в детском саду. Но приносит массу удовольствия играющим младшего школьного возраста. Дети становятся в круг и присаживаются на корточки (при желании, можно стоять). Ведущий берёт предмет (кубик, платок, небольшой портфель) и идёт с ним по кругу, повторяя песенку: «Я несу, несу платочек под малиновый кусточек». При этом он старается незаметно оставить предмет сзади чьей-то спины. Если ему удалось, и он, оставив «платочек» на полу сзади ребёнка, прошёл круг и опять пришёл к оставленному предмету, то зевака становится водящим. Каждый ребёнок в круге старается быть внимательным и заметить, когда за спиной появится предмет. Если он заметил, он встаёт, берёт «платочек» в руки и догоняет водящего.

Игра 4 — Панас

Игра организовывается на переменах в коридоре. Водящему завязывают глаза шарфом или платком, несколько раз оборачивают его вокруг себя и оставляют. Все играющие дети хлопают в ладоши и зовут «Панас! Панас!» Водящий ловит игроков, ориентируясь на звук хлопков.

Ролевые игры

Человек ведет себя одинаково в настоящей или смоделированной ситуации, что позволяет минимизировать риски и потери при нарабатывании опыта, который впоследствии применяется в реальной жизни. В этом заключается особая ценность ролевых игр.

Компетенции, которые можно развить, играя в ролевые игры:

Коммуникативная компетенция: способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал взаимодействующий партнер.

Расширение репертуара ролевых моделей: возможность «выгулять» несвойственную роль, отгрузить свои переживания, подготовиться к новым ролям.

Эмпатия: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания.

Толерантность по отношению к неясным ситуациям: способность оставаться терпимым к расходящимся ожиданиям и неясным ситуациям.

Пример ролевой игры – «Пески Египта».

Эта игра, моделирующая методологию управления проектами. Здесь люди перевоплощаются, попадают в Древний Египет и строят пирамиду для фараона. В этом состоит их проект. Они соревнуются командами, двигаясь к результату через постоянное поступление новых вводных от заказчика.

Какими признаками обладают деловые игры?

Деловые игры могут быть разными по формату. Но есть общие признаки, которые их объединяют.

Конкретная цель – в каждой игре перед участниками ставится конкретная цель. Например, улучшение финансовых показателей компании, создание продукта под запрос клиента, строительство моста или башни.

Временные рамки – участникам отводится определенное время на выполнение заданий или достижение целей, что добавляет элемент испытания и давления.

Наличие неопределенности/конфликта, ограниченных ресурсов. Игроки должны управлять ограниченными ресурсами, такими как бюджет, персонал, время и т. д. и искать оптимальные способы использования этих ресурсов для достижения целей.

Необходимость принятия решений – участники должны принимать стратегические и тактические решения для успешного завершения игры, часто сталкиваясь с различными сценариями и проблемами.

Фаза рефлексии – в конце каждого игрового периода важно определять и фиксировать результаты действий игроков. На основе зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий

Как организовать деловую игру

  1. Определите цели и задачи игры – какую проблему вы хотите решить с помощью игры и какие навыки хотите развить у участников.
  2. Выберите тип игры, исходя из целей и задач, а также особенностей вашего коллектива.
  3. Разработайте сценарий, который будет включать все необходимые элементы и задания для достижения поставленных целей. 
  4. Подготовьте необходимые материалы и оборудование – игровые карточки, инструкции, оборудование для выполнения заданий и т.д.
  5. Проведите игру в соответствии со сценарием, контролируя выполнение заданий и следя за тем, чтобы участники получали необходимые знания и навыки.

В финале нужно оценить результаты игры. Удалось ли достичь своих целей? Если получилось не всё, а так, скорее всего, и произойдёт, не отчаивайтесь, меняйте сценарий, условия или методику и играйте снова. Дорогу осилит только идущий.

Бизнесмены – люди взрослые и серьёзные, но ничто детское им не чуждо. Деловая игра – хороший способ обучить работников новым навыкам в лёгкой, непринуждённой атмосфере, а не во время занудного семинара.

Также читайте: Что такое E-learning или электронное обучение

Обработка результатов

Сравните свои ответы с приведенным ниже «ключом» и суммируйте полученные баллы.

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

a

10

10

5

2

5

5

3

5

7

b

2

5

2

2

8

8

10

c

8

8

8

10

10

8

Вопрос

10

11

12

13

14

15

16

17

18

a

8

2

5

10

10

10

2

10

b

3

10

10

2

5

2

7

c

5

5

10

2

5

8

3

От 16 до 40 очков. У вас ни на что не хватает времени. Вы за многое беретесь, но редко доводите начатое до конца. Часто забываете о том, что нужно сделать.

От 41 до 80 очков. Вы многое успеваете сделать, но все же иногда у вас не хватает времени из-за определенной неорганизованности. У вас есть резервы, и вам их надо использовать.

От 81 до 110 очков. Вы знаете цену времени, как правило, хорошо используете его. Но вы умеете и отдыхать. Так держать!

От 111 до 168 очков. Вы очень хорошо используете свое время, но иногда нужно и отдыхать от учебы и другой работы.

Приложение 6

Ведомость учета монет

Собственные монеты

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

1

2

3

4

итого

Например:

Собственные монеты

Подаренные монеты

расход

остаток

приход

итого

1

5

25

1

4

4

2

3

22

2

5

9

3

7

15

3

10

19

4

10

5

итого

5

19

Литература:

  • Журнал «Воспитание школьников», 5/2001, 6/2001.
  • Подиновский В.В., Платонов В.Я. и др. Методические разработки и рекомендации по деловым играм.
  • С.А. Габрусевич, Г.А.Зорин. От деловой игры – к профессиональному творчеству. Минск «Университетское».1989.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  • Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
  • Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

Виды деловых игр

Существует несколько видов деловых игр, которые используются в различных областях бизнеса. Поговорим об основных. 

  1. Стратегические игры. Они помогают участникам разрабатывать стратегии для достижения определённых целей. 
  2. Операционные игры. Они используются для обучения сотрудников выполнению конкретных задач или процессов.
  3. Ролевые игры. Тут всё понятно – участники исполняют определённые роли в компании или в бизнес-ситуации.
  4. Деловые игры на основе кейсов. Такие игры основаны на реальных или искусственных ситуациях, которые участники должны решить.

Вы можете сами придумать свой тип игры, если захотите. Предела фантазии тут нет. Какими могут быть примеры кейсов для деловой игры? Допустим, реорганизация отдела продаж, чтобы увеличить эффективность его работы. Участники должны предложить новую структуру отдела и план действий по переходу на новую работу в новых условиях.

Важно не путать тренинг и деловую игру, которые отлично дополняют друг друга. Тренинг – это метод обучения, включающий в себя различные способы и техники для улучшения навыков или знаний – круглые столы, лекции, дискуссии… В основном на тренинге его участники занимаются теоретическим изучением темы

Деловая игра представляет собой моделирование реальной рабочей ситуации. Полезно сначала изучить такой кейс во время тренинга, а затем организовать игру, и возможно, не одну, чтобы научиться решать проблему или задачу разными способами.

Скажем, на тренинге можно изучить теорию особенностей общения сотрудников с клиентами, а во время игры отработать конкретные ситуации из жизни и подобрать правильные ответы на сложные вопросы.

От старого доброго тимбилдинга тоже не стоит отказываться. Он преследует те же цели, что и деловая игра, помогая сотрудникам сплотиться и лучше понимать друг друга.

  1. Верёвочный курс. Участники делятся на команды и проходят различные задания, связанные с командной работой и взаимопомощью.
  2. Творческие конкурсы. Команды, состоящие из сотрудников, соревнуются в творческих заданиях – создание рекламных роликов, разработка логотипа или написание слогана.
  3. Спортивные соревнования – футбол, баскетбол, волейбол или пейнтбол. 
  4. Тематические квесты, связанные с профилем компании. Участники должны разгадывать загадки и выполнять задания, чтобы найти приз. 
  5. Мастер-классы. Почему бы не пригласить эксперта из какой-либо области, чтобы провести мастер-класс для сотрудников.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: