Как научить ребенка справляться с гневом, печалью, страхом и другими эмоциями

Инструкция: что делать, если ребёнок злится

1. «Уходи, злость!»

Игра «Волшебные подушки»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах ты, моя душечка,
Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой,
Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции.
Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие
агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство
гнева.

«Коврик злости»

Коврик злости — вот потеха!
Ну а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три…
Улетела злость — смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет!
Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать,
На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить.
Я хочу с тобой дружить!

Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

Как помочь ребенку контролировать свои эмоции

Если вы скажете ребенку, чтобы он вел себя нормально, вряд ли он поймет, чего от него ожидают. Как научить ребенка контролировать эмоции, если он еще слишком мал? Здесь ему понадобится помощь родителей в виде личного примера или же предложения вариантов действий

Внимание к потребностям ребенка, забота о его чувствах, уважение его желаний закладывают основу здоровой самооценки. Обучая ребенка распознавать и адекватно выражать свои эмоции, вы учите его их контролировать

Показывая своим примером, как люди действуют в различных ситуациях, вы учите ребенка правилам общения с другими. А это обязательно подразумевает понимание, что именно мы испытываем, почему и как с этим можно справляться. Как помочь ребенку справиться с эмоциями, расскажет курс “Путеводитель в мир детских эмоций” .

В раннем возрасте вы становитесь голосом ребенка : называете его переживания и желания, показываете способ выражения сильных чувств. С развитием речи, вы даете ребенку правильные слова для определения возникающих ощущений, предлагая выразить их приемлемым образом и останавливая агрессивное и разрушительное поведение. Дети быстро учатся, и вы очень скоро увидите, что ваши усилия дают потрясающий результат.

Эмоциональные нарушения: виды и признаки

Есть несколько видов эмоциональных нарушений. Чтобы определить их, надо познакомиться с их признаками.

Агрессия. Она связана с поведением, провоцирующим окружающих

Человек, ведущий себя агрессивно пытается привлечет внимание окружающих. Она может быть вербальной, в виде ругательств оскорблений, физической (рукоприкладство), косвенной (перенесение агрессии на других людей и вещи)

Агрессивные дети обидчивы, часто испытывают чувство вины, подозрительны.

Апатия. При наступлении апатии ребенок вяло реагирует на любые проявления эмоций и действия других людей. Ему все безразлично, его инициативность равна нулю, эмоциональные реакции отсутствуют.

Депрессия – особое состояние, которое проявляется как поведенческая пассивность при наличии отрицательных эмоций. У детей с депрессией постоянно наблюдается плохое настроение, они пессимистичны и несчастны.

Дисфория – особое настроение, где проявляются угрюмость и недовольство, тоска и злоба. Фактически она является одной их разновидностей депрессии. Ребенок в состоянии дисфории раздражителен и неуступчив.

Паратимии связаны с проявлением эмоций, противоположных ситуации. Такое поведение выглядит как неадекватное и характерно для детей, больных шизофренией. Ребенок переживает одну эмоцию, а проявляет ее как противоположную.

Синдром гиперреактивности и дефицита внимания проявляется как неусидчивость и нестабильный эмоциональный фон, импульсивность и невозможность сконцентрироваться

У детей с СДВГ быстро переключается внимание и им трудно усидеть на одном месте

Страх. Реальная или придуманная опасность ведут к появлению особого эмоционального состояния, связанного с ними. Если ребенок кажется испуганным и робким, замыкается, скорее всего, он испытывает страх.

Тревожный синдром. Проявляется как беспокойство без причины. Ребенок в постоянно испытывает тревогу, ему трудно усидеть на месте. Он напряжен, обидчив, скован. Часто у него плохой о аппетит, он может сосать пальцы.

Эйфория. Это состояние, в котором ребенок испытывает необыкновенную радость. Его поведение неадекватно. Он импульсивен и нетерпелив.

Эмоциональная тупость. При эмоциональной тупости эмоции отсутствуют, и ребенок не в состоянии их проявлять.

Распознайте эмоцию ребенка

Будьте готовы к тому, что не всегда удастся легко понять чувства ребенка. Но если слушать внимательно и с открытым сердцем, то вы сможете расшифровать сообщения, которые дети прячут в играх и повседневном поведении.Эмоциональный интеллект ребенка

Эмоции ребенка имеют определенные причины, независимо от того, может он их сформулировать или нет. Каждый раз, когда мы замечаем, что наши дети злятся или расстраиваются по поводу, который кажется нам несущественным, мы должны сделать шаг назад и постараться увидеть общую картину того, что происходит в их жизни.

Трехлетний ребенок не может объяснить: «Мама, я капризничаю, потому что испытываю сильный стресс после перехода в новый детский сад». Восьмилетний, наверное, тоже не скажет: «Я ощущаю сильное напряжение, когда слышу, как вы с папой ссоритесь из-за денег», но тем не менее он это чувствует.

Дети часто выражают эмоции косвенно, что не всегда понятно взрослым. Источник

У детей в возрасте семи лет и младше ключи к чувствам часто обнаруживаются в играх-фантазиях. Например, играя с куклой, ребенок может сказать: «Барби очень боится, когда ты кричишь».

Признаки детского эмоционального истощения могут также выражаться в переедании, потере аппетита, ночных кошмарах, жалобах на головные боли или боли в животе.

Если вы предполагаете, что ваш ребенок испытывает печаль, гнев или страх, поставьте себя на его место, чтобы увидеть мир его глазами. Не забывайте про огромную разницу в опыте. То, что вам представляется незначительным, может быть очень важным для малыша.

Сопереживание даст вам возможность сделать следующий шаг — установить доверие и предложить ребенку свое руководящее участие.

Как бороться с негативизмом у подростка? 10 советов от практикующего психолога

В период подросткового возраста дети часто сталкиваются с множеством эмоциональных и психологических вызовов. Одним из распространенных является негативизм, проявляющийся в склонности сомневаться в себе, постоянном видении отрицательных сторон событий и чувстве неудовлетворенности. Как родителям и педагогам помочь подросткам справиться с негативизмом? Вот 10 мудрых советов от практикующего психолога:

9000

Понимание и эмпатия: Важно проявлять понимание к подростку, погружаясь в его мир
Показывайте, что вы готовы выслушать его мнение, даже если оно кажется вам несерьезным или неуместным.
Стимулирование позитивных мыслей: Направляйте внимание подростка на положительные аспекты ситуации. Обсуждайте успешные моменты, поощряйте замечания и достижения.
Развитие самооценки: Помогайте подростку осознавать свои сильные стороны и достижения
Это способствует формированию положительной самооценки и укрепляет уверенность в себе.
Обучение решению проблем: Учите ребенка решать проблемы конструктивно, а не углубляться в негатив

Это поможет ему развивать навыки адаптации и переосмысления ситуаций.
Формирование оптимизма: Поощряйте позитивный настрой и умение видеть шансы в трудных ситуациях. Подчеркивайте, что неудачи – это возможность учиться и расти.
Активный образ жизни: Спорт и физическая активность помогают вырабатывать эндорфины – гормоны счастья. Поощряйте подростка заниматься спортом, танцами или другими физическими активностями.
Обучение стрессоустойчивости: Разрабатывайте совместно с подростком стратегии борьбы со стрессом. Это может включать в себя дыхательные упражнения, медитацию или просто погружение в хобби.
Установление четких границ: Ставьте ясные границы в общении и в поведении. Это создает чувство стабильности и предсказуемости, что особенно важно в период подростковых изменений.
Общение с профессионалами: При необходимости, обратитесь за помощью к психологу или педагогу. Профессиональный взгляд может помочь выявить особенности и проблемы, которые не всегда видны с первого взгляда.11000
Семейные ценности: Создайте семейную атмосферу взаимопонимания и поддержки. Важно, чтобы подросток знал, что он не одинок в своих переживаниях, и может рассчитывать на поддержку семьи.

Запомните, что подростковый негативизм – это часть естественного процесса взросления. С любовью, пониманием и мудрым подходом вы сможете помочь вашему ребенку преодолеть трудности и стать уверенным в себе взрослым.

Как проявляется негативизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Негативизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста может проявляться в различных формах и иметь разнообразные причины. Этот явление часто вызывает беспокойство у родителей и педагогов, так как оно может повлиять на разностороннее развитие ребенка. Вот несколько способов, как проявляется негативизм у детей в этом возрасте:

  • Отрицание и отказ от сотрудничества: Дети могут часто проявлять отрицательное отношение к предложениям взрослых или попыткам включения в коллективные занятия. Они могут отказываться соблюдать правила или сотрудничать с другими детьми.
  • Выражение недовольства и капризы: Негативизм может проявляться через выражение недовольства по поводу различных ситуаций. Дети могут становиться капризными, требовать внимания и игнорировать предложения взрослых.
  • Агрессивное поведение: Некоторые дети могут реагировать на фрустрации агрессивным поведением, таким как крики, битье, или даже бросание предметов. Это может быть проявлением негативных эмоций, которые они не умеют выражать иначе.
  • Отсутствие мотивации к обучению: Дети с негативизмом могут проявлять неинтерес к обучению и учебным заданиям. Они могут отказываться выполнять домашние задания или участвовать в уроках, что может сказаться на их академическом прогрессе.
  • Избегание социальных взаимодействий: Дети могут избегать общения с другими детьми, что может привести к социальной изоляции. Это поведение может быть следствием негативного отношения к окружающей среде.

Причины негативного поведения у детей могут быть разнообразными, включая стресс, проблемы в семье, недостаток внимания или непонимание

Важно, чтобы взрослые стремились понять причины такого поведения и предложили подходящую поддержку и руководство, помогая ребенку развиваться эмоционально и социально

Стабилизаторы

Росс Грин выделяет несколько важных ментальных навыков, которые он называет внутренними стабилизаторами — это сознательное самоуправление, контроль эмоций, интеллектуальная гибкость, речевые и социальные навыки. Их отсутствие и приводит к взрывным вспышкам. Давайте разберемся подробнее.

Навыки сознательного самоуправления — это организация и планирование, умение отделить эмоциональную реакцию на проблему от интеллектуальных усилий, требующихся для ее решения. Если ребенок не умеет переключаться с одной задачи на другую, а внешние обстоятельства и настойчивые требования родителей подогревают его раздражение и мешают собраться с мыслями, то самая невинная просьба может привести к взрыву.

Если мой ребенок сталкивался с ситуацией, когда надо быстро переключиться с одного занятия на другое — ему всегда было трудно. Пора заканчивать игру и собираться на прогулку — взрыв, уходить с улицы домой — взрыв, заканчивать игру и идти в ванну — взрыв, вылезать из ванны — взрыв

Пробовали заранее предупреждать (несколько раз) или отвлекать, переключать внимание, но это не помогало. Эмоциональная реакция Миши на подобные ситуации порой была настолько сильной, что он совершенно не был способен мыслить адекватно

Навыки самоуправления были явно не нашим коньком.

Речевые навыки — это умение определять собственные потребности, формулировать и выражать эмоции, решать проблемы. Мыслительный процесс у человека происходит в словесной форме, большинство решений мы принимаем автоматически, опираясь на предыдущий опыт (информация о котором обычно хранится в памяти, также облеченная в слова). Если у ребенка запаздывает речевое развитие, у него могут возникать сложности с принятием эффективных решений.

Навыки контроля эмоций очень важны в ситуациях, когда мы раздражены, возбуждены, недовольны или чувствуем усталость. Некоторые дети справляются с этим лучше, другие склонны к взрывному поведению, которое мешает мыслить разумно и адаптивно реагировать на обычные повседневные задачи.

Навыки интеллектуальной гибкости помогают адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Многие дети воспринимают реальность буквально, прямолинейно, видят только два варианта действий, только черное и белое. На самом деле мир требует комплексного подхода, существует множество точек зрения на одну ситуацию, а жизненные трудности могут быть неожиданными. Детям бывает сложно корректировать свои взгляды и приспосабливаться, но мы можем научить их этому, если будем терпеливы и сможем сами вести себя гибко.

Бывали у нас ситуации, когда сын требовал приготовить какое-то определенное блюдо, и если нужных ингредиентов не оказывалось, очень страдал и никак не мог успокоиться. Крайне сложно было привести ребенка в чувство и объяснить, что свет клином не сошелся на манной каше, и можно приготовить что-то другое, не менее вкусное, или сходить в магазин за молоком, или попросить папу купить молока вечером по дороге с работы.

Социальные навыки требуются для коммуникации — это умение распознавать эмоции других людей, анализировать причины их поведения и прогнозировать, какой будет реакция на тот или иной твой поступок. У многих людей и детей все эти мыслительные процессы происходят автоматически, другим требуются сознательные усилия, им не хватает широты мышления, быстроты реакции и гибкости. Взрывные дети часто не умеют вести себя в самых обычных ситуациях — не могут завести разговор или присоединиться к чьей-то игре. Любые человеческие отношения являются сильным раздражителем для такого ребенка.

Я часто замечала, что Мише сложно познакомиться с детьми на площадке. Он мог от радости вести себя слишком шумно или агрессивно и явно не понимал, что это доставляет дискомфорт другим детям, не считывал их эмоции и сигналы, игнорировал слова и просьбы.

Важно понимать, что адаптивность и устойчивость не всем дается с рождения, и не всеми легко приобретается. Многим детям, причем не только взрывным, не хватает навыков, которые Росс Грин называет стабилизаторами

Если воспринимать их отсутствие, как причину (но не оправдание) плохого поведения, то мы открываем себе путь к изменению ситуации.

Вникая в эту тему, я обнаружила, что и сама имею похожие проблемы. Например, мне тоже трудно адаптироваться к изменению обстоятельств. Дети часто ведут себя непредсказуемо, и это изрядно выматывает меня эмоционально, потому что постоянно приходится приспосабливаться к меняющимся планам. Когда я поняла причину своего раздражения, мне стало проще контролировать возникающие негативные эмоции.

1–1,5 года: я есть!

Основной ориентир ребенка в этом возрасте — собственные желания. Он все понятнее выражает их и все настойчивее старается их реализовать. Теперь он вполне самостоятельно принимает решения, и, если уж задумает сделать что-то, отвлечь его будет гораздо сложнее, чем пару месяцев назад. Если ребенку очень захочется узнать, что лежит у папы в кошельке, будьте уверены, несмотря на все запреты, он улучит минутку, стащит его и обязательно рассмотрит все содержимое.

Для годовалого малыша главная ценность — собственные желания. Наберитесь терпения на год-другой: со временем малыш научится контролировать свои стремления и поймет, что, кроме слов «хочу» и «не хочу», есть слова «нельзя» и «надо».

Чувства и действия малыша сейчас связаны воедино. Если ему что-то не нравится, он сердится и яростно лупит маму, когда ему страшно — плачет, а если весело — смеется и хлопает в ладоши от удовольствия

Малыш уже научился ясно выражать свое отношение к происходящему, теперь можно понемногу учить его другому важному умению — разделять эмоции и действия. Это означает, что кроха может злиться, но мама больше не позволит ему бить себя или кусаться

Конечно, чтобы полностью овладеть этой наукой, потребуется не один год, но начинать стоит уже сейчас.

Важное эмоциональное достижение этого периода — формирование представления ребенка о себе. Кроха понемногу начинает отождествлять себя со своим именем («Петя — это я»), телом (хлеб не сам упал, его бросил Петя), отражением в зеркале («Кто там?» — «Петя»)

При виде своего образа в зеркале ребенок испытывает огромное удовольствие, может подолгу себя разглядывать, а теперь еще и ясно понимает, кто перед ним. Хотите убедиться в этом? Сделайте небольшой мазок губной помадой на щечке малыша. Если он трет себе лицо, глядя на свое отражение, значит, понимает все правильно. Узнавая собственное изображение, маленький получает зрительное подтверждение своего существования, — то, что создает прочный каркас его «я».

Игра «Конструктор»

Для игры необходимы: листы большого формата, наборы для рисования (по числу команд). Заранее подготавливаются задания. Задание представляет собой специально приготовленный текст или выдержку из книги, журнальной публикации, подробно описывающую сцену насилия (драка, избиение, издевательство). Таких заданий должно быть больше, чем играющих команд, поскольку иногда команды не могут справиться с одним из вариантов и его требуется срочно заменить. В заранее подготовленном тексте выделяются (шрифтом, маркером) ключевые слова, т.е. слова, несущие выраженный семантический оттенок агрессии (ударил, убил, выстрелил, проткнул и т.д.). В каждом задании число ключевых слов должно быть одинаково.

Группа делится на несколько команд по 6-9 человек (класс можно разделить по формальному признаку – по рядам. Прежде чем подростки войдут в класс, их просят сесть не на свои обычные места, а кто с кем хочет). Каждой команде вручается лист и все необходимые для работы принадлежности. По жребию команды получают задания, к выполнению которых они приступят по сигналу ведущего. Командам объясняют условия игры: они должны ознакомиться с содержанием текста и создать к нему иллюстрацию, заменяя ключевые слова противоположными им значениями. На выполнение задания командам отводится не более 15 мин. Затем все рисунки собираются, а каждая команда выбирает двух игроков, один из которых будет защищать свой «проект», а другой – искать изъяны в «проектах» других команд. Команда имеет право помогать своим представителям.

По очереди команды защищают свои проекты. Они должны доказать, что их рисунок полностью отражает содержание исходного текста и в нем заменены все ключевые слова. В ходе дискуссии представители других команд ищут в работе изъяны, а команде, защищающей проект, приходится экспромтом искать объяснения. На поиск объяснения отводится не более 1 мин. Потом подводится подсчет очков, набранных каждой командой: очки начисляются за каждое устраненное ключевое слово. Побеждает «проект», набравший больше очков.

«Нарисуй свою злость»

Есть очень полезное арт-терапевтическое упражнение — нарисовать свою злость. Предложите ребенку изобразить, что он чувствует с помощью гуаши или красок. Они помогают выразить эмоции наиболее точно.

Потом можно обсудить, что он нарисовал, почему выбрал тот или иной цвет. Как зовут это существо, где оно живет, чем питается, на что злится и чему радуется. Уже в процессе рисования эмоция ослабнет. Она перейдет в творческую энергию. А разговор по рисунку поможет ребенку разобраться в своих чувствах, а вам — побольше узнать о малыше.

Отличный способ — присоединение к ребенку. Вы тоже человек, и тоже злитесь. Так и скажите об этом ребенку. Дайте ему возможность поучиться у вас, как это — справиться со своими чувствами.

Ребенок постоянно злится, потому что не хочет убирать в своей комнате. А вы всегда с удовольствием убираетесь? «Знаешь, а я тоже ненавижу уборку. И тоже злюсь, когда приходится долго убирать. Давай позлимся вместе?» Возьмите старые газеты — их можно порвать, помять, побросать в стены. Поблизости нет ненужной бумаги? Не беда! «Поиграйте» в злость. Вместе с ребенком покричите, порычите, потопочите ногами, похлопайте в ладоши. «Вот какие мы злые! Вот как мы злимся: сильно-сильно!» Выливайте из себя все негативные чувства. Облегчение не заставит себя ждать. А ребенок будет знать, что не только он это чувствует, мама тоже злится, мама его понимает, рядом с мамой можно пережить даже злость.

Об организации такой игры лучше побеспокоиться заранее. Подготовьте специальное «место злости», объясните ребенку, что играть в злость вы будете только здесь и только после того, как убедитесь, что никому не мешаете. Когда же выйдете за пределы этого места, то и злость изображать перестанете. Также скажите ребенку, что рвать газеты можно только те, которые уже не нужны. Сделайте специальный ящик для ненужных газет и вещей и берите их оттуда по мере необходимости.

Признаки негативизма у подростков

Негативизм у подростков является распространенным явлением, характеризующимся отрицательным отношением к себе, окружающему миру и обществу в целом. Этот период в жизни человека сопряжен с множеством физических, эмоциональных и социальных изменений, которые могут сказываться на его психическом состоянии. Вот несколько признаков негативизма у подростков:

  • Отчужденность и изоляция: Подростки, испытывающие негативизм, могут чувствовать себя отчужденными от окружающего мира и своих сверстников. Они часто избегают социальных контактов, предпочитая оставаться в одиночестве.
  • Циничное отношение: Негативизм может проявляться в циничном отношении к событиям, людям и обществу. Подростки могут становиться склонными к постоянному выражению недовольства и критики.

Отрицание положительных аспектов: Подростки, склонные к негативизму, часто игнорируют или отрицают положительные события или аспекты своей жизни

Они фокусируют внимание на негативных аспектах, игнорируя позитивные моменты.
Низкое самооценка и самокритика: Негативизм часто сопровождается низкой самооценкой и чрезмерной самокритикой. Подростки могут видеть в себе только недостатки, игнорируя свои достижения и положительные черты.
Избегание ответственности: Подростки, страдающие негативизмом, могут избегать принятия ответственности за свои поступки

Они часто воспринимают жизнь как нечто, что происходит с ними, а не как результат своих собственных решений.
Потеря интереса к учебе и активностям: Негативные подростки могут терять интерес к учебе, хобби и другим видам деятельности. Это может привести к снижению учебной мотивации и общего уровня активности.
Изменения в поведении: Негативизм может проявляться в изменениях в поведении подростка. Это могут быть агрессия, раздражительность, апатия или даже эксперименты с вредными привычками.

Важно отметить, что негативизм у подростков не всегда является признаком серьезных проблем, но в некоторых случаях он может сигнализировать о необходимости внимательного вмешательства со стороны родителей, педагогов и специалистов. Открытый диалог, понимание и поддержка играют ключевую роль в преодолении негативных проявлений у подростков

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: