Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.
На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).
Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:
- наличие отдельных игровых действий игрового характера
- фактическое осуществление роли без названия её
- сюжет представляет собой цепочку из двух действий
- участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет
Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:
- «Идём на прогулку».
Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.
Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.
- «В магазин за покупками».
Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.
Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.
- «У доктора».
Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.
Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.
- «День рождения у куклы».
Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.
Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.
- «Строительство дома».
Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».
Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.
Что из себя представляют сюжетно-ролевые игры?
По сути это занятия в виде воображаемых ситуаций, с сюжетом, героями и ролями. Также – с социальной направленностью. Сюжетом может быть событие, деятельность, ситуация, с конкретными составляющими. Структура такого занятия зависит от количества элементов. Они могут быть:
- С одним персонажем и одним действием.
- С одной ситуацией, но несколькими участниками.
- С несколькими ситуациями, несколькими героями.
Именно такие занятия максимально воздействуют на ребенка, всесторонне его развивая. Играть, кстати, можно где угодно – дома, на природе, в детской студии. Иногда – даже в транспорте.
Для чего нужны подвижные игры
Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Это чревато развитием хронических заболеваний опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» не просто красивая фраза. Оно выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга.
Что дают подвижные игры на переменах:
восполняют необходимую двигательную нагрузку; активизируют кровоток по всему организму, предупреждая застойные явления и развитие заболеваний; дают отдых мыслительной деятельности мозга, переключают внимание; стимулируют развитие ловкости и физической силы; дают заряд положительных эмоций и создают хорошее настроение.
Любовь к играм сохраняются и во взрослом возрасте. Футбол, волейбол и настольный теннис помогают взрослым сохранить ловкость и молодость.
Игры на перемене 1 класс в коридоре
- Сбей конус – из картона или бумаги делается конус. Ребята сбивают его комком бумаги.
- Меткий – ученику завязывают глаза, в пару метрах от него мяч. Он должен толкнуть мяч ногой, остальные могут подсказывать правее или левее нужно подойти.
- Угадай – в мешочек сгружается канцелярия. Необходимо нащупать предмет, отгадать его и всем продемонстрировать.
- Фанты – каждый скидывает в коробку по одной своей вещи (можно карандаш или ластик). Потом водящий выбирает вещь и дает ее «хозяину» задание – спеть, попрыгать и проч.
- Бои петушиные – нужно толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге, чтобы соперник не удержал равновесие и стал на обе ноги.
Выжигание по дереву
Возраст: с 8-9-ти лет.
Это удивительно приятное занятие стало доступным для детей еще в семидесятых годах, когда тысячи девочек и мальчиков (в основном, мальчиков) бросились «рисовать» по дереву выжигателями. Сегодня, спустя столько лет, этот процесс столь же приятен, как и тогда. Разве что выжигатели стали более современными, удобными и защищенными.
В таком детском наборе выжигатель в обязательном порядке снабжен элементами, которые защищают ребенка от случайных ожогов. В наборе вы также найдете доски с уже готовыми набросками или же чистые доски, на которые рисунок нужно наносить самостоятельно.
Впрочем, самое главное – это прибор (он может иметь насадки разной толщины), а доски можно купить и в любом строительном магазине.
Конечно, этот вариант хобби – для детишек постарше, которым уже можно доверить электроприбор.
Базовые навыки
К концу первого года малыш уже довольно хорошо ориентируется в окружающей обстановке. Что должен уметь ребенок в год:
уверенно сидеть, быстро ползать на четвереньках, стоять и передвигаться, держась за опору;
ходить по лестнице, держась за руку взрослого;
катать по полу и бросать мяч, играть с различными игрушками;
подражать действиям взрослых;
испытывать такие эмоции, как радость, страх, удивление, гнев, настороженность;
проявлять осторожность в незнакомой обстановке (например, пытаться разыскать маму, если она выпала из поля зрения);
выполнять несложные просьбы (что-то принести, дать, положить на место);
проявлять интерес к сверстникам.
В годовалом возрасте дети активно исследуют мир. Они осматривают, ощупывают и пробуют на вкус окружающие предметы. Открывают шкафы, залезают на диван, с интересом изучая каждый уголок родного дома.
Сюжетные игры с 1,5 лет
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:
- у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
- куклы играют в прятки;
- зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
- куклы слушают, как мама читает сказку;
- мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
- зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
- разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
- строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.
Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:
- набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
- набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
- одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
- мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.
Наблюдая за игрой ребенка
Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.
Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.
Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.
Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.
Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.
Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.
Особенности сюжетно-ролевых игр для детей разного возраста
Элементы поведения, предшествующие появлению в обиходе сюжетно-ролевых игр и копирующие действия взрослых, наблюдаются у детей в самом раннем возрасте. Уже в 1,5–2 года малыш пытается кормить свои игрушки с ложечки, укачивать их или строго отчитывать на своем непонятном языке, грозя указательным пальчиком. После 3 лет, по мнению специалистов, возможно полноценное разыгрывание различных ситуаций. Основная цель ролевых игр — привить ребенку навыки адекватного социального поведения, подготовить его к успешному взаимодействию с другими членами общества в тех или иных условиях.
Для детей 3–4 лет
Партнером для сюжетных игр с ребенком 3 лет обычно выступает взрослый. Возможен вариант, когда в игре участвуют несколько малышей под контролем воспитателя, например, в детском саду. Растущий словарный запас и все больше проявляющийся интерес к общению со сверстниками — прекрасная почва для групповых взаимодействий в рамках заданного сюжета. Дети учатся соблюдать логику игры, понимать причинно-следственные связи (кукла гуляла без шапки, заболела — ее нужно лечить), расширяют свой кругозор.
Для проведения продуктивного занятия нужно:
- подготовить реквизит — игрушки и другие предметы, необходимые для конкретной игры, отвечающие требованиям безопасности;
- распределить роли между детьми, учитывая их желание и возможности;
- подготовить сценарий, который поможет вовлечь малышей в игровую ситуацию, заинтересует их.
Одна из особенностей младшего дошкольного возраста (3–4 года) в том, что не все дети готовы раскрыться для общения. Если ребенок предпочитают только наблюдать за игрой, не стоит принуждать его к участию. Он обязательно заинтересуется и включится в общий процесс, когда будет готов к этому психологически
Длительность занятия не должна превышать 15-20 минут: по прошествии этого времени дети утомляются, притупляется их внимание
Для детей 5–7 лет
Игры для дошкольников среднего и старшего возраста отличаются тем, что в их технической подготовке и развитии сюжета активное участие принимают сами дети. Они уже накопили определенный опыт, посещая с родителями магазины, выставки, поликлинику, банк и другие общественные места, модели которых используются в игре. В условиях ДОУ можно организовать тематические уголки, оснащенные всем необходимым, – например, для игры в парикмахерскую, ателье или автосервис.
Обычно к этому времени интересы детей сосредоточиваются на занятиях, характерных для их пола. Девочки любят играть в салон красоты, чаепитие с гостями, показ мод, а мальчики — в пожарных, строителей, полицейских. Таким образом они готовятся к будущей реализации своих гендерных ролей
Поощряя и тех и других, не следует забывать о важности совместных игр, развивающих в детях умение сотрудничать и уважать друг друга
МЕМО
Одна из наиболее раскрученных и простых игр. Существует огромное количество ее модификаций, в том числе малышковые. В варианте для младших школьников картинки подобраны в рамках тематики (животные, архитектура, чудеса света, достопримечательности, автомобили, морская жизнь и т.д.). Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, в свой ход игрок может открыть и посмотреть две картинки. Если они совпадают, то игрок забирает карточки себе, если нет, то переворачивает и кладет обратно. Задача игрока собрать как можно больше карточек, это легче сделать, если запоминать, где что лежало. Именно та серия, которую мы здесь показываем, претендует на образовательную функцию
Есть небольшая информация с названием и описанием объекта, а объекты подобраны так, чтобы цеплять внимание, они необычны. Но у младших школьников преобладает азарт: им интереснее выиграть, чем узнать что-то про объект на картинке
Сама по себе игровая модель монотонна и мы не считаем, что нужно покупать десять коробок разных тематик, с нашей точки зрения, можно ограничиться парочкой. Не все люди любят игры на память (некоторые предпочитают думать), поэтому часть детей игры такого типа проигнорируют. Хотя с модерацией взрослого разок-другой в «Мемо» сыграет почти любой. Несмотря на популярность очень сомнительна полезность этой игры для когнитивного развития ребенка. Фактически речь идет об очень определенном виде памяти. Здесь работает кратковременная эйдетическая память и совершенно не работает память смысловая. По сути мы заваливаем детей избыточной информацией, не имеющей содержательного смысла, не встроенной в деятельность, не имеющей никакой системы и ценности. Поэтому малыши иногда играют в «Мемо» лучше взрослых. Тренировать ребенка запоминать бессмысленные комбинации если и нужно, то по показаниям. Если вы не собираетесь отправлять ребенка в разведку или не имеете выпадений этой конкретной функции (если она у вашего ребенка средняя), то этот навык в жизни будет не так уж заметен. Следующую игру, по контрасту кажущуюся более простой, мы считаем более универсальной и полезной.
Виды игр, используемых в обучении младших школьников
Настольные игры – это игры, имеющие определенные правила с заключенной в них внутренней игровой задачей, решение которой приводит к заранее обусловленному конкретному результату.
К настольным играм относятся кроссворды, чайнворды, ребусы и т.п.
Настольные игры способствуют развитию у детей младшего школьного возраста воображения, сообразительности и наблюдательности. В настольных играх всегда присутствует элемент соревновательной, что учит детей рассуждать быстро и логично. Кроме того, настольные игры расширяют кругозор детей, учат работать сообща в коллективе или группе, позволяют оценить свои знания адекватно.
Дидактические игры – это один из видов учебных игр, которые могут быть организованы в виде самостоятельного учебного занятия, на основании принципов активного и игрового обучения, отличающихся наличием конкретных игровых правил и фиксированной игровой структуры.
Дидактические игры позволяют организовать процесс обучения через доступный и привлекательный вид деятельности, позволяющий эффективно решить образовательные задачи и достичь желаемого результата.
По своему содержанию и природе дидактические игры весьма разнообразны. Они могут быть организованы не только во время уроков, но и при проведении экскурсий или прогулок с целью обобщения знаний, полученных во время урока.
Подвижные игры – это игры, направленные на совершенствование двигательных навыков, а также формирование нравственных и физических качеств ребенка.
Использование подвижных игр в процессе обучения детей младшего школьного возраста позволяет избежать утомляемости, посредством смены одного вида деятельности на другой.
В подвижных играх дети имеют возможность проявить свои физические и нравственные качества. Кроме того, правильно организованные подвижные игры направлены на решение ряда задач: воспитательные, образовательные и оздоровительные.
Деловые игры – это игры, организуемые в виде определенной игровой ситуации, в которой дети должны решить ряд вопросов и проблем.
Деловые игры направлены на развитие у детей младшего школьного возраста фантазии, которая основана на приобретаемых знаниях. В процессе игры дети учатся сравнивать, рассуждать, рассказывать и доказывать.
Например, ознакомление с реками России педагог может организовать в виде деловой игры, где участие принимает несколько учащихся или весь класс. Задача детей разработать маршрут по конкретной реке (Волга, Енисей, Лена и т.д.), поставить цель экспедиции, рассказать о природе и местах где побывала экспедиция.
Интеллектуальные игры – это игры, которые требуют от детей активной познавательной деятельности.
К интеллектуальным играм относятся шахматы, шашки, шарады, головоломки и т.д. Интерес интеллектуальных игр заключается в том, что они удовлетворяют потребность детского ума в упражнениях и вызывают большой интерес в разрешении поставленной проблемы.
В качества интеллектуальных упражнений могут использоваться загадки, которые дети не только разгадывают, но и самостоятельно составляют. Отгадывание загадок, при этом, рассматривается как творческий процесс, а саму загадку как творческую задачу.
Спящие королевы
Конкуретная игра. Начинается с того, что на стол выкладываются спящие королевы рубашкой вверх. У каждой королевы есть свой номинал. Задача игрока либо собрать пять королев, либо набрать 50 очков. В игре присутствует интрига, усложняющая ее линейность. Рыцарь одного игрока может похитить королеву другого игрока, но принцессу может защитить дракон. Игрок может усыпить чью-то королеву (вернуть обратно на стол), но этому можно противостоять, используя волшебную палочку. Наконец, есть карта Шута, которая может помочь игроку, а может помочь сопернику. Детям эта игра очень нравится, она играется очень довольно быстро и динамично, идеально подходит для самостоятельной игры в деткой компании. Кроме карт-картинок в игре есть простые карты с разным номиналом, которые нужно сбрасывать, и это выгоднее делать, если суммировать их номиналы, так что есть небольшая ненавязчивая тренировка устного счета. Еще одним плюсом являются яркие и картинки и полное отсутствие мрачности, что выгодно отличает игру от многих других с фантазийным сюжетом.
Лемминги
Простая игра, в которую на равных могут играть, например, ребенок 4,5 лет, ребенок 9 лет и взрослый. Игра рассчитана на 2-7 человек, длится около получаса. Каждый играет за одного из леммингов или за Океан, это определяется жеребьевкой. Свою роль нужно сохранить от других в тайне. Лемминги бегут из норки в океан купаться (это буквально 6 шагов). При этом каждый игрок может управлять любым из леммингов, включая своего, используя карты действий. Цель каждого игрока — остаться единственным на берегу, когда все остальные купаются в океане. Цель Океана — одновременно искупать всех леммингов. Работает сочетание блефа, расчета и везения. Есть карты шагов для лемминга каждого цвета (вперед-назад), карты действий, кроме того, лемминг несет на себе тех, кто оказался у него на голове (позже попал на то же поле). В общем, фабула проста, как три копейки. Но, поскольку есть карты действий, вносящие сумятицу в линейность модели (то можно парочку леммингов отправить на пустую клетку, то обменяться картой роли с противником, то всех одновременно сдвинуть вперед или назад, то обвалить обрыв), то партия бывает острой и может затянуться. У нас эта игра имела успех и дочь стала носить ее в школу, а сын дома играл с дедушкой, но другим взрослым она быстро надоела. Игра небольшая, ее удобно носить с собой. Минус этой игры в том, что при определенном стечении обстоятельств она может войти в затяжной режим по типу карточной игры «Пьяница», когда карты, компенсируя друг друга, не дают никому уже наконец закончить. Дети с такой проблемой легко справляются с помощью чувства юмора.
Узоры
Медитативная (во взрослом варианте), красивая, хорошо изданная игра. Каждый участник берет себе цвет (желтый, красный, синий, зеленый) и 4 стартовых тайла и начинает выкладывать по одному тайлу за ход (по очереди) в общий узор. Когда закрывается очередной квадрат, очко получает тот участник, доля цвета которого в квадрате больше. В свой ход также можно сбросить не нужные тайлы, обменяв их на новые из колоды. Игра заканчивается, когда построен квадрат 6х6. Мы делали правила более лояльными, чем в инструкции, например, при равенстве долей очко получал каждый, правила более суровы для этого случая. Можно играть в эту игру не напрягаясь (партия длится 15-20 минут), можно привлекать детей младше, проверяя за ними правильность хода, но также можно сыграть и в конкурентном ключе, не давая соперникам выстраивать квадраты своего цвета. Игра под настроение, но долгоиграющая по сути, количество возможных вариантов расклада узора неисчислимо. Игра требует внимательности и проявляет характерные коммуникативные паттерны. Может быть совершенно спокойно использована взрослыми.
Пазлы
Возраст: 3+ и далее, в зависимости от сложности
Нестареющая игра для взрослых и детей. Пазлы любят собирать абсолютно все – они успокаивают нервы, уравновешивают, приводят в порядок мысли.
Детям игра будет полезна также для развития мелкой моторики, внимательности, памяти — и, конечно, усидчивости, которой так не хватает нашим маленьким «электровеникам». Синдром дефицита внимания и гиперактивность у ребенка – как распознать СДВГ?
Играть можно всей семьей — или же покупать ребенку персональные пазлы с любимыми героями.
Собранные пазлы можно оформить как картину для украшения детской комнаты или же убрать обратно в коробку, чтобы как-нибудь собрать их еще раз.
Лепка из глины
Возраст: 6+.
Данный процесс, как известно, хорошо развивает не только мелкую моторику, но также фантазию, творческое мышление и многое другое. Любая творческая работа руками – это процесс, крайне полезный для развития интеллекта ребенка. Ну и, кроме того, лепка – отличный способ снизить градус напряжения, снять стресс, успокоить мысли.
При наличии гончарного круга можно использовать обычную глину (ее продают во всех «творческих» магазинах). Если же пачкаться не хочется, кругом ковры, и круг ставить некуда, можно остановиться на полимерной глине.
Главное, выбирать только качественный материал от проверенных производителей с хорошей репутацией.
С помощью полимерной глины можно создавать игрушки, бижутерию, сувениры и многое другое. Чаще всего этим процессом увлечены девочки, которые создают из глины угощения для кукол, браслеты и брошки, и другие интересные вещицы.