Игротерапия для детей. преимущества игровой терапии

Игротерапия

Понятие игровой терапии

Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир дошкольников. Наблюдение за малышами во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения. Игровая терапия призвана помочь маленькому пациенту преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести.

Итог проведенной терапии: у ребенка должна повыситься самооценка, развиться коммуникативные навыки, понизиться уровень тревожности. Лучше, если процесс будет проходить в специально оборудованном помещении у психолога в детском саду.

Функции игротерапии

Игровая деятельность осуществляет три функции, которые важны для успешной работы специалиста с дошкольником в детском саду:

  • Диагностика. Игровая терапия способствует уточнению особенностей личности малыша, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми в частности. Просто разговаривая с ребенком, который замыкается по разным причинам, сложно что-то уяснить, тогда как в неформальной обстановке малыш на сенсомоторном уровне показывает то, что им было испытано когда-либо. Спонтанное действие позволит дошкольнику наиболее полно, при этом совершенно непроизвольно, выразить себя.
  • Обучение. Игротерапия позволяет в течение одного или нескольких занятий научиться перестраивать взаимоотношения, расширить свой кругозор. Благодаря ей малыш проходит безболезненно процесс реадаптации и социализации, узнает о том, как все организовано в мире вокруг него.
  • Терапевтическая функция. Дошкольнику пока еще не интересен результат игры, ему намного важнее сам процесс, во время которого он проигрывает свои переживания, страхи, неловкость в общении с другими, находит решение своих конфликтов и проблем. В итоге у него не только развиваются, но и значительно укрепляются необходимые психические процессы, постепенно 

Показания к применению игротерапии

Работа психолога в детском саду с дошкольниками является очень важной. Он должен своевременно определить необходимость проведения сеансов игротерапии с отдельными детьми или группами

Поэтому рекомендована игротерапия, если есть следующие показания:

  1. замкнутость и нежелание, невозможность общаться;
  2. фобии и инфантилизм;
  3. вредные привычки и асоциальность поведения;
  4. сверхпослушание со сверхконформностью и т.д.

Задача психолога – познакомиться с ребенком, подобрать все необходимые методы, которые окажутся ему полезными.

Основные виды и формы игротерапии

Игровая терапия — все психотерапевтические методы работы, в которых используются детские игры и игрушки. Г.Л. Ландрет выделял следующие направления игровой терапии:

  • Родительская терапия (Б. Герни, Л. Герни), которая представляет собой структурированную программу, обеспечивающую родителей необходимыми навыками для проведения сеансов игровой терапии дома;
  • Игровая терапия со взрослыми; методы игровой терапии в семейной терапии (вовлечение всех членов в игру способствует активному взаимодействию и оказывает терапевтический эффект);
  • Групповая игровая терапия, которая представляет собой психологический и социальный процесс, в ходе которого дети узнают о других детях, а также о самих себе через естественное взаимодействие друг с другом;
  • Игровая терапия в условиях больницы.

А.А. Осипова выделяет следующие основные виды и формы игровой терапии. 1) Согласно теоретическим подходам:

-Игровая терапия в психоанализе, где коррекционные возможности игры связаны с ее символической природой.

Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

  1. игра ребенка — это символическая деятельность, в которой бессознательные импульсы и влечения, подавляемые и сдерживаемые социальным контролем, находят свободное выражение. В ролях, которые принимает на себя ребенок, в игровых действиях с игрушками есть определенный символический смысл.
  2. игра — это единственный вид деятельности, в котором ребенок свободен от принуждения и давления враждебной среды. Это означает, что перед ребенком открывается богатый простор для выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром. М. Кляйн считала, что практически каждая игровая деятельность ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Это символическое значение должно быть интерпретировано терапевтом и доведено до сознания ребенка. Основными целями являются:
  3. установить аналитическую связь, эмоционально позитивный контакт между ребенком и взрослым, который позволяет игровому терапевту выступать в роли интерпретатора и переводчика символического смысла детской игры для ребенка; участвовать в детской игре и организовывать актуализацию и повторное воспроизведение значимых для ребенка конфликтов. 2) Катарсис — это форма эмоционального реагирования, которая приводит к преодолению и освобождению от негативных эмоциональных переживаний. 3) Игра обеспечивает два пути катарсиса: свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств. 4) Инсайт является как результатом, так и механизмом игровой терапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснений со стороны игрового терапевта и достигается ребенком внезапно. В детском возрасте понимание часто бывает невербальным.
  4. исследование (проверка) реальности. Процесс исследования и опробования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
  5. особая атмосфера личной безопасности и доверия, царящая в классе, снимает страхи и тревоги детей по поводу возможных неудач и санкций. И стимулировать их к изучению новых способов поведения и общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
  6. сублимация как перенос и перенаправление энергии примитивных сексуальных влечений с их прямой цели (получение сексуального удовольствия) на социально одобряемые цели, не связанные с сексуальностью.
  7. сублимация как форма переноса сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей личностного развития в детстве.

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

На практике

Для дошкольников

Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.

Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:

Если в 3-4 года основной задачей игротерапии является обучение и развитие (тех же когнитивных способностей), то в 6-7 лет она приобретает уже более диагностический и коррекционный характер, позволяя исправлять психологические проблемы.

Для детей 6-7 лет:

Для проблемных детей

Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.

Для детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.

Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).

С тревожными детьми

Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.

Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.

Для дошкольников с агрессией

Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.

На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).

Для взрослых

Ошибочно думать, что игротерапия используется специалистами только в работе с детьми. Не менее полезной она оказывается и для взрослых. Здесь применяются более специфические методы:

  • настольные игры,
  • компьютерные,
  • ролевые,
  • направления арт-терапии (сказкотерапия, скульптурирование и конструирование, рисование),
  • спортивные.

Во-первых, они помогают снять напряжение и справиться с депрессией, избавляют от навязчивых мыслей, позволяют открыто выразить свои эмоции, снимают мышечные зажимы. Во-вторых, специалист посредством наблюдения за участниками игры может увидеть истинную психологическую проблему и работать с ней более целенаправленно.

Психологи и психотерапевты настоятельно рекомендуют игры для пожилых людей

Они поднимают настроение, восстанавливают когнитивные способности (память, речь, мышление, внимание), способствуют активизации работы мозга. Какие именно можно использовать:

  • настольные: лото, домино, шашки, шахматы,
  • интеллектуальные: кроссворды, судоку, пазлы,
  • разноплановые конкурсы и викторины.

Игротерапия — современное эффективное направление, нашедшее применение в педагогике, психологии и психотерапии. Особенно неоценимую пользу она оказывает для развития и психокоррекции детей раннего возраста, которые раскрываются именно в игровой деятельности.

: Музыкотерапия

https://youtube.com/watch?v=vWkC3l6rSkc%27

,Современные новости кишат сообщениями о подростковых суицидах, религиозных самоубийствах, актах самосожжения, террористах-смертниках. Это стало,Согласно статистике, из всех известных на сегодняшний день способов бросить курить наибольшей эффективностью обладает,Многие психологи и психотерапевты отмечают, что работать с проблемами людей гораздо проще, если есть,Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна

Песочная игротерапия

Универсальным методом работы с ребенком является песочная терапия. Здесь клиент не только творит что-то своими руками, что помогает ему в развитии своего воображения, фантазии, мелкой моторики, но и высвобождает свои эмоции и переживания. Либо это проявляется в создании определенного творчества из песка, либо в разрушении своей «песочной» проблемы.

Ребенок может сначала отобразить свою проблему на песке, а потом с удовольствием ее разрушить, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Можно прибегнуть к другому методу, когда ребенок создает из песка свою проблему, а потом ее анализирует и смотрит на нее так долго, чтобы понять ее неопасность. Можно спросить ребенка о тех поступках, которые он может совершить в ситуации, когда знает, что ему ничто не угрожает.

Методы и подходы игровой терапии

Методы, использующиеся в психотерапии, специалист подбирает индивидуально в зависимости от возраста, потребностей клиента и других его особенностей. Отдельно подбираются и техники, использующиеся в работе с человеком. 

Ролевые игры

Ролевая игра переносит клиента на “сцену”, где тот действует как в драматической постановке. Взаимодействуя с помощником, он изображает чувства, которые передают комплекс важнейших переживаний. Также может использоваться метод “двух стульев”, во время которых человек представляет, что перед ним сидит его образ, которому нужно обратиться, чтобы транслировать важнейшие мысли. 

Использование игровых материалов

Игротерапия — это основной метод в работе с детьми. Она применяется в терапии РАС, фобий, эмоциональных расстройств, ПТСР и других психологических нарушений. В процессе игротерапии активно используются различные материалы: маленькие фигурки мужчин и женщин, кубики, животные, деревья, машины, поезда, карандаши, листы бумаги, веревки, пластилин и многое другое. Большое разнообразие вспомогательных материалов дарит ребенку возможность для передачи глубоких внутренних переживаний.  

Творческие и художественные методы

Игротерапия имеет точки соприкосновения с арт-терапией. Творческий подход помогает человеку реализовать чувства, эмоции и переживания, которые не находят словесного выхода. Специалист не должен вносить ограничения в игру: он занимает роль помощника или наблюдателя.

Игровые сценарии и моделирование ситуаций

Психолог проговаривает сценарии, в которых обыгрываются игровые ситуации, связанные с известными обрядами и традициями. На основе ответов и дополнений, данных клиентом, он делает выводы о психологическом состоянии, прошлом опыте и подавленных переживаниях человека. Этот метод используется в работе с детьми, поскольку он позволяет достичь таких целей:

  • обогащение игрового опыта с помощью воображаемых ситуаций;
  • умение комбинировать различные тематические сюжеты;
  • расширение знаний об окружающем мире с помощью игры. 

Структурированные игры

Во время структурированной игры создается травмирующая ситуация. Для этого психотерапевт использует игровые материалы или вносит в игру сюжетные повороты, связанные с переживаниями человека. Во время проработки посттравматических расстройств этот метод активно применяется. Ребенок проигрывает травмирующее происшествие до тех пор, пока переживания, связанные с ними, не ослабевают. 

Рассказы и истории

Этот метод может использоваться взрослыми людьми, работающими в группах. Он требует активной вовлеченности участников группы. Каждый человек по очереди проговаривает рассказ, сказку или условную реальную ситуацию. Затем другой участник вносит в нее свои дополнения или изменения в сюжет. Заключительный этап — это совместное обсуждение итогов. 

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Понятие и сущность игротерапии

Определение 1

Игротерапия (игровая терапия) – это один из методов психотерапевтического воздействия не ребенка или взрослого посредством использования разнообразных игр.

Сущность игротерапии заключается в том, что игра оказывает достаточно сильное влияние на развитие личности человека. Современная психокоррекция взрослых использует игру в различных социально-психологических тренингах и групповой психотерапии в виде специальных заданий и упражнений, подразумевающих невербальную коммуникацию между участниками, а также проигрывание различных жизненных ситуаций. Игра оказывает положительное влияние на установление между участниками группы благоприятных взаимоотношений, снимает напряженность, страх, чувство тревожности, оказывает положительное влияние на самооценку, позволяет поверить в свои силы.

Характерные особенности игротерапии:

  1. В процессе разыгрывания жизненных ситуаций, пациент проигрывает психотравмирующие моменты, тем самым у него вырабатывается необходимая модель поведения.
  2. Проигрываемые ситуации условны, что позволяет создать практические любые жизненные момент, которые вызывают у человека затруднения и приносят ему психологические травмы.

Эффективность игротерапии в работе с детьми обусловлена тем, что разыгрывание психотравмирующих ситуаций позволяет ребенку пережить негативные эмоции, страхи и неуверенность в себе, там самым расширить собственные возможности, расширить диапазон доступных действий и приемов для их успешного разрешения.

Игротерапия с детьми представляет собой активное взаимодействие ребенка со взрослым на тех условиях, которые выдвигает ребенок. Это необходимо для того, чтобы ребенок имел возможность в свободной форме выразить свои чувства и эмоции, показать волнующие его моменты и почувствовать принятие со стороны взрослого.

Показания к проведению игротерапии:

  • социальный инфантилизм;
  • необщительность и замкнутость;
  • фобии, страхи, тревожность;
  • сверхпослушание и сверхконформизм;
  • наличие вредных привычек и демонстрация девиантного и агрессивного поведения;
  • неадекватная гендерная идентификация;
  • неосознанное вдергивание волос;
  • селективный мутизм;
  • нарушение психоэмоционального состояния ребенка, вызванное различными жизненными психотравмирующими факторами (насилие со стороны родителей, развод родителей, длительная госпитализация и т.д.);
  • коррекция успешности в обучении (чтении, развитии речи, письме и т.д.);
  • отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии;
  • при заикании;
  • для облегчения психосоматических заболеваний (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит и т.д.);
  • для улучшения, а также формирования собственной «Я-концепци».

Замечание 1

Показаниями к использованию игротерапии не могут быть различные медицинские диагнозы, такие как полный аутизм или неконтактная шизофрения.

Что такое игровая терапия

Игровая терапия — это как магический ключ, открывающий двери в мир наших эмоций и переживаний через игру. Помните, как в детстве мы могли часами увлеченно играть, создавая целые миры из игрушек и фантазий? Так вот, игровая терапия использует этот принцип, чтобы помочь людям всех возрастов.

Это не просто игра ради развлечения. Здесь игра — это инструмент, который помогает выразить скрытые чувства и решить психологические проблемы. Как это работает? Представьте, что взрослый или ребенок играет в настольную игру, рисует или строит что-то из кубиков. Казалось бы, обычное занятие, но на самом деле через эти действия люди могут выразить то, что трудно или страшно сказать словами.

Для примера, возьмем ребенка, который через игру с куклами показывает свои переживания по поводу развода родителей. Или взрослого, который через шахматы учится принятимать правильные решения, что помогает ему в реальной жизни. Психолог здесь не просто наблюдатель, он помогает человеку понять и проанализировать его игру, чтобы найти ответы на волнующие вопросы.

Игровая терапия — это как путешествие внутрь себя через удивительный и веселый мир игр. Она открывает новые горизонты самопознания и самовыражения, помогает увидеть и понять глубокие эмоции и мысли. Играйте, исследуйте себя и находите гармонию!

Игра как психологический феномен

Игра имеет давние корни в человеческой культуре и психологии. Она является фундаментальным процессом развития, который влияет на когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты человеческой жизни. 

История развития игровой психотерапии

Развитие игровой терапии имеет богатую историю, начиная с ранних исследований и идей, которые привели к ее возникновению, и до современных подходов и методов. Вот обзор основных этапов истории развития игровой терапии:

1

Пионеры и предшественники (20-е и 30-е годы). В 20-е и 30-е годы прошлого века появились первые работы и исследования, которые заложили основы игровой терапии. Одним из предшественников является Джордж Херберт Мид (George Herbert Mead), который исследовал игру и ее связь с социальным развитием и коммуникацией. Эрик Берн (Eric Berne) также внес значительный вклад, представив концепцию игровой структуры в рамках его теории анализа транзакций.

2

Развитие психоанализа и игровой психотерапии (40-е и 50-е годы). В 40-е и 50-е годы игровая терапия начала активно развиваться в рамках психоаналитического подхода. Дональд Винникотт (Donald Winnicott) и Мелани Кляйн (Melanie Klein) являются ключевыми фигурами в развитии игровой психотерапии в этот период. Они исследовали роль игры в развитии ребенка и выдвинули концепцию игрового пространства и игрового объекта.

3

Зарождение игровой психотерапии (60-е и 70-е годы). В 60-е и 70-е годы игровая психотерапия начала развиваться как самостоятельная форма терапии. В этот период Вирджиния Акслин (Virginia Axline) разработала метод игровой терапии для детей, основанный на принципах непрямого вмешательства и эмпатической эмоциональной поддержки. Она описала свой опыт работы в книге «Дорога до меня самой» (Dibs in Search of Self), которая стала классикой в области игровой терапии.

4

Расширение приложений и моделей (80-е и 90-е годы). В 80-е и 90-е годы игровая терапия стала применяться не только в работе с детьми, но и с подростками и взрослыми. Были разработаны различные модели игровой психотерапии, включая сюжетно-метафорическую модель, модель переживания и выражения эмоций, модель развития личности через игру и др.

5

Современные тенденции и разнообразие подходов. В современной игровой терапии наблюдается разнообразие подходов и методов. Концепции сюжетно-метафорической игровой терапии, семейной игровой терапии, художественной игровой терапии и других подходов активно применяются в клинической практике. Также развиваются современные формы игровой терапии, включая технологические инновации, такие как виртуальная реальность.

История развития игровой терапии свидетельствует о ее значимости и эффективности в работе с клиентами разных возрастных групп и психологических проблем. Сегодня игровая терапия широко признана и используется в клинической практике и научных исследованиях.

Задачи

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых),
  • дезактуализация фобических проявлений,
  • демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций,
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»,
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений,
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения,
  • облегчение психологических страданий,
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов,
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игротерапия как диагностический инструмент:

  • уточняет особенности личности,
  • выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности,
  • вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне,
  • демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов:

  • совершенствует навыки речи,
  • развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей),
  • демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации,
  • улучшает мыслительные процессы,
  • расширяет кругозор об окружающем мире,
  • обучает навыкам социальной адаптации,
  • формирует адекватное психическое реагирование на события,
  • вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Игротерапия как метод психологической коррекции:

  • корректирует систему общественных взаимоотношений,
  • помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»,
  • способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
  • обеспечивает возможность личностного развития,
  • организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях,
  • корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов,
  • исправляет негативные черты характера и девиантное поведение,
  • устраняет психологические и поведенческие барьеры.

Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:

  • избавляет от вредных привычек,
  • помогает преодолеть переживания и страхи,
  • снимает внутреннюю напряжённость,
  • решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы,
  • эффективна при лечении аутизма,
  • повышает фрустрационную толерантность,
  • постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом

Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания

https://www.youtube.com/watch?v=hWPiZP4nmA0

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Способы использования

Сказкотерапевт может применять данный метод по-разному, отличия зависят от возраста клиента и глубины проблемы. Наиболее распространены в практике следующие способы:

  1. Использование готового сюжета. Чтение сказки сопровождается ее подробным анализом и выводами.
  2. Создание специалистом конкретной истории для клиента, основанной на его персональной проблеме.
  3. Написание ребенком или взрослым собственной сказки, в процессе повествования которой он осознает свою проблему и отыщет способы ее решения.
  4. Театральная постановка рассказа, готового или составленного самостоятельно.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: