Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Роль дидактической игры в математическом развитии дошкольника

Понятие дидактической игры

Определение 1

Дидактические игры – это учебные занятия, организуемые как учебные игры, реализующие принципы игрового, активного обучения, и отличающиеся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и системой оценивания, являясь одной из разновидностей активного обучения.

Все развивающие игры имеют ряд характерных особенностей:

  • каждая игра является набором задач, которые должны быть решены посредством использования кубиков, кирпичиков, квадратиков из картона и пластика, деталей конструктора и пр.;
  • задачи предоставляют ребенку в разных формах: модель, плоский от словами, его знакомят с разнообразными способами передавать информацию;
  • задачи располагают примерно в порядке возрастания уровня сложности, то есть от более простых к сложным;
  • задачи имеют широкий диапазон трудности: от доступных для 2-3х-летнего ребенка до непосильных для среднего взрослого. В связи с этим развивающие игры могут возбуждать интерес на протяжении нескольких лет;
  • постепенное возрастание уровня трудности задач в дидактических играх дает возможность ребенку продвигаться вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, в котором все объясняется и формируются исключительно исполнительские черты ребенка;
  • невозможно объяснять ребенку способы и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словами, ни жестами, ни взглядами;
  • Нельзя требовать от ребенка, чтобы он с первой попытки решал игровые задачи;
  • решение игровых задач встает перед ребенком не в абстрактной форме ответа на математическую задачу, а как рисунок, узор или сооружение из кубиков, конструктора и пр., то есть как видимая и осязаемая вещь. Это дает возможность сопоставить новые варианты заданий и даже придумать новую развивающую игру;
  • развивающие игры дают возможность каждому ребенку подниматься до максимума своих возможностей, в которых развитие идет наиболее успешно.

В дидактических играх объединены возрастание задания от простого к сложному и самостоятельное выполнение, соответствующее способностям ребенка.

Методика проведения занятий по ФЭМП в детском саду

В качестве обучающей базы для готовящихся пойти в первый класс, применяют особенные методики:

  • последовательность;
  • системность;
  • индивидуальность;
  • логичность.

Знания, которые педагог передает детям, от занятия к занятию все сложнее, учитывая уровень развития воспитанников. Для повтора используют специальные ролевые игры

Математика становится у воспитанников любимым предметом, они с удовольствием занимаются, ищут сходство и разницу в предметах, сосредотачивают внимание на тонкостях, чтобы ответить на вопрос воспитателя

Игра с воспитателем

Рекомендации по организации занятий

Важно организовать игру позитивно и грамотно. Детсадовский возраст не предусматривает применения неудовлетворительных отметок, порицаний со стороны педагога

Нельзя сравнивать одного ребенка с другим, допускается лишь анализ личностного роста воспитанника.

Воспитатель должен применять в работе те методики и приемы, которые провоцируют интерес. Занятия «по принуждению» бесполезны, формируют отторжение к математике и алгебре.

К сведению. При наличии личного контакта и позитивных отношений между воспитанником и его наставником будет успешный результат.

Пример календарно-тематического плана занятий по ФЭМП

Утром воспитатель беседует о героях сказки «Репка». Вместе участники смотрят картинки с изображением персонажей. Далее на прогулке участники играют в игру «Постройся, как в сказке репка», в обеденное время педагог рассказывает сказку «Репка». В вечернее время сказка обыгрывается, проходит нетрадиционное рисование геометрических фигур. Во время второй прогулки дети и воспитатель играют в «Съедобное-несъедобное» (с мячиком), собирают пазл «Репка». Создают костюмы к сказке «Репка».

ФГОС для детских садов содержит перечень тех понятий, которые должны формироваться у выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы по применению дидактической игры для математического развития детей второй младшей группы (МДОУ Детский сад №4 г. Саров)


формирование представлений
о количестве

формирование представлений
о величине

формирование представлений
о форме

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени
привлекательность
игрового материала.
По
истечению 3 месяцев систематической
работы, повторная диагностика позволила
нам увидеть следующие результаты:
Высокий
уровень – 7
Средний
уровень – 13
Низкий
уровень – 3
Игры
использовались во всех формах работы
по формированию элементарных математических
представлений у детей дошкольного
возраста; утренней гимнастике; физкультурных
занятиях; в повседневной жизни; активном
отдыхе и непосредственно, в самостоятельной
поисковой деятельности.
Игровая
форма обучения
повышала настроение
детей, способствовала проведению игр
в эмоциональном ритме, а самое главное
— развитию элементарных математических
способностей.
Важным
условием самостоятельной игровой
деятельности являлось создание предметной
среды, имеющей развивающий характер,
т.е. создание предметного оснащения для
самостоятельных игр. Выводы
Проведенная
работа по использованию дидактической
игры показала:
1.
Разработанная система работы по математическому
развитию детей с учетом возрастных особенностей
способствовала повышению уровня математического
развития детей.
2.
Элементарные знания по математике,
определённые программными требованиями,
в основном усваиваются детьми, но необходимо
углубление и дифференциация индивидуальной
работы с каждым ребёнком, что может быть
предметом дальнейшего исследования.
3.
Обновление и качественное улучшение
системы математического развития
дошкольников позволяет педагогам
искать наиболее интересные формы
работы, что способствует развитию
элементарных математических представлений.
4.
Дидактические игры дают большой
заряд положительных эмоций, помогают
детям закрепить и расширить
знания по математике.Список
литературы

  1. Валитова
    И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного
    возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пос.
    — 2-е изд. — Мн.: Университетская, 1999.
    Венгер Л.А.
    , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию
    умственных способностей у детей дошкольного
    возраста. — М.: Просвещение 1989.
    Ерофеева
    Т.И. и другие. «Математика для дошкольников.
    — М.: Просвещение, 1992.
    Карпова Е.В.
    Дидактические игры в начальный период
    обучения. — Ярославль, 1997.
    Коваленко
    В.Г. Дидактические игры на уроках математики.
    — М., 2000.
    Корзун А.
    В. Веселая дидактика. www. trizminsk.ru
    Лелюх С. В.,
    Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого
    мышления, воображения и речи дошкольников.
    Ульяновск, 2003.
    Логинова
    В.И. Формирование умения решать логические
    задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование
    процесса формирования элементарных математических
    представлений в детском саду. — Л.: 1990.
    Математика
    от трех до семи / Учебное методическое
    пособие для воспитателей детских садов.
    – М., 2001.
    Носова Е.А.
    Предлогическая подготовка детей дошкольного
    возраста. Использование игровых методов
    при формировании у дошкольников математических
    представлений. — Л.: 1990 г.
    Носова Е.А.
    Формирование умения решать логические
    задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование
    процесса формирования элементарных математических
    представлений в детском саду. — Л.: 1990.
    Перова М.Н.
    Дидактические игры и упражнения по математике.
    — М., 1996.
    Сидорчук
    Т. А., Яковлева Н. А. Творческие задания
    «Золотого ключика» Ульяновск, 2003.
    Тихоморова
    Л. Ф. Развитие логического мышления детей.
    – СП, 2004.
    Чилинрова
    Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике.
    — М., 2005.

и т.д……………..

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

Для старших дошкольников актуально обучение счету, сложению, вычитанию. Игры учат детей 5–6 лет отвечать на вопросы с употреблением числительных.

Назови соседние цифры

Игроки становятся в круг, педагог — в его центр. Он поочередно бросает мяч детям, называет цифру. А игроки должны назвать соседние в ряду цифры справа и слева.

Скачать картинку

Квадратная мозаика

Игрок получает 36 диагонально разрезанных квадратов 8×8 см. Фигуры должны различаться цветом. Каждую часть квадратов нужно пронумеровать на задней стороне.

Игроки выполняют следующие задания:

  • раскладывают части квадратов по цвету;
  • раскладывают по номерам;
  • складывают из частей квадраты;
  • совмещают части так, чтобы получились новые квадраты.

Скачать картинку

Посчитай мячи

Педагог вкладывает в большие сетчатые мешки мячи: в один 6 крупных, в другой 7 маленьких. Дети предполагают, в каком мешке мячей больше. Воспитатель спрашивает, как доказать это утверждение. По подсказке педагога дети раскладывают мячи попарно: маленький и крупный. Один маленький мяч оказывается без пары. Значит, маленьких больше. Затем педагог спрашивает, как уравнять мячи. Нужно либо убрать один маленький, либо прибавить крупный.

Скачать картинку

Звуковой счет

Дети получают карточки с цифрами до 10. Воспитатель прячется за заграждением, стучит в бубен или барабан определенное количество раз. Игроки внимательно слушают число ударов, затем поднимают соответствующую цифру.

Игру можно усложнить. Педагог просит поднять цифру, больше или меньше количества ударов.

Скачать картинку

Назови день недели

Игроки формируют круг, педагог становится в его центр. Он поочередно бросает детям мяч, задает вопросы о днях недели. Например: «Какой день перед пятницей?» или «Какой день будет завтра?».

Скачать картинку

Матрешки

Игроки в количестве 6–10 человек становятся в ряд, повязывают платки разного цвета, вслух называют свой порядковый номер. Водящий внимательно слушает, затем выходит из комнаты. Двое игроков меняются местами. Водящий, вернувшись в комнату, говорит с использованием числительных, что изменилось. Например: «Желтая матрешка была шестой, а стала третьей. Синяя матрешка была третьей, стала шестой». Потом игроки выбирают нового водящего.

Гаражи

Игроки получают картонные автомобильные рули, на которых написаны цифры до 10. Рули окрашены в красный, желтый, голубой цвета. Педагог расставляет в разных частях игровой комнаты три стула с соответствующими цветовыми метками. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, бегают по комнате. По команде «В гараж!» все бегут к стульям, аналогичным цвету руля. Добежав до гаража, выстраиваются в ряд соответственно указанным на рулях цифрам.

Скачать картинку

Радуга

Воспитатель демонстрирует детям картинку радуги, перечисляет полоски, объясняет, что они располагаются в определенной последовательности. Воспитанники внимательно рассматривают радугу, пытаются запомнить чередование полос, затем закрывают глаза. Педагог убирает полоску, либо меняет полоски местами. Открыв глаза, игроки пытаются определить, что изменилось.

Скачать картинку

Слагай и вычитай

Дети становятся в ряд. Ведущий поочередно бросает детям мяч, называет математический пример на сложение или вычитание. А поймавший мяч игрок должен в уме посчитать ответ.

Скачать картинку

Дидактические игры по математическому развитию для детей

Дидактические игры (ДИ) как особое обучающее средство, которое отвечает особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания ФГОС

Важно значение ДИ для умственного воспитания детей дошкольного возраста. В играх у детей разных групп (младшей, средней, старшей) идет скопление чувственного опыта

Игра дошколят

Разбирая, складывая, подбирая, они обучаются видеть и называть признаки предметов:

  • размер;
  • форму;
  • цвет.

К сведению. Увлекательные ДИ создают у воспитанников детсада интерес к решению умственных задач, усилие ума и преодоление сложностей несет получение удовольствия.

Дети складывают

Зачем это надо, задачи обучения математике

Каждый воспитанник детского сада — малыш-исследователь, с радостью и удовольствием открывающий для себя удивительное планеты.

Задача педагога:

  • оказать помощь;
  • сберечь и развить стремление познавать новое;
  • удовлетворить необходимость умственного развития.

Более полноценное развитие дошкольника идет под влиянием качественного воспитания и учебы, выполняемой с учетом особенностей возраста детей.

К сведению. Играя, воспитанник приобретает навыки различать признаки предметов, опыт различных движений, действий. И все это проводит к элементарным знаниям и умениям, реализуется в форме интересных, простых для восприятия дидактических игр.

Структура и временные рамки занятия по ФЭМП

Дидактические игры выполняются единожды в 7 дней и продолжаются полчаса. Имеет значение, чтобы занятия вызывали у детей позитивные эмоции, были понятны. С этой целью педагоги прибегают к созданию ДИ. Структура предусматривает интересные сюжетные линии:

  • путешествие;
  • соревнование;
  • поиск сокровищ;
  • спасение попавшего в беду героя.

Часто применяются различные эксперименты и опыты. Для того, чтобы поддержать познавательную активность, педагог применяет загадки на смекалку, творческие задания, специально усложняет ситуации, разрешить которые воспитанники должны сами.

Дидактические игры по ФЭМП в средней группе

Представляем игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет. Дети учатся вести счет, оперировать пространственными и временными представлениями, анализировать, составлять, сравнивать, упорядочивать объекты, использовать соответствующие лексические понятия. У дошкольников формируется цветовосприятие, понимание последовательности. Игры развивают память, речевые навыки, концентрацию внимания, умение логически мыслить.

Геометрия

Дети получают по 10–20 счетных палочек и по 2 шнурка длиной 20–30 см. Из этих приспособлений составляют разные плоскостные фигуры. Из палочек получаются фигуры с углами: квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. А из шнурков — овалы и круги.

Скачать картинку

Бусы для матрешки

Педагог подготавливает шнурок, на него цепляет с правого края маленькие изображения геометрических фигурок в определенной очередности. Далее просит детей продолжить изготовление красивых бус для матрешки. Игроки берут из коробочки геометрические фигурки, наклеивают их на шнурок в правильной очередности.

Скачать картинку

Урожай

Для игры нужны две разноразмерные корзины и изображения овощей и фруктов разной величины. Игровая задача — рассортировать урожай по корзинам: в большую положить крупные плоды, в меньшую — маленькие. В процессе игры дети рассказывают, какие корзины по величине видят перед собой, какие овощи и фрукты в них кладут.

Скачать картинку

Хвосты

Для игры нужны игрушечные животные: слоник, зайчик, обезьянка, лисичка, медвежонок. Животные не могут разобраться, чей хвост длиннее. Дети должны решить спор. Они измеряют хвосты, прикладывая их друг к другу, сравнивают, употребляя соответствующие прилагательные: длинный, короткий, большой, маленький.

Скачать картинку

Правильно-неправильно

Педагог раздает воспитанникам по два круга: красный и зеленый. Затем произносит фразы на тему сезонов года и времени суток. Дети поднимают красный кружок, если фраза неправильная, например, «после осени пришла весна». Или зеленый кружок, если фраза правильная, например, «утром мальчик делает зарядку».

Скачать картинку

Найди предмет

Воспитатель прячет предмет в игровой комнате, а ребенок должен его отыскать, ориентируясь на подсказки. Педагог говорит, например: «Три шага вправо, один вперед, нагнись, загляни под стол». Ребенок пытается выполнить все, что слышит.

Скачать картинку

Круг и овал

Педагог прикрепляет к магнитной доске несколько овалов и кругов разной величины и цвета. Спрашивает, чем различаются фигуры, чем схожи. Дети отвечают, что у них нет углов. Педагог предлагает воспитанникам покатать фигуры по горизонтальной поверхности. Дети отмечают, что круги легко катятся, а овалы нет. Рассуждают, почему так, накладывают фигуры друг на друга. И приходят к выводу, что овалы вытянутые, поэтому не могут катиться.

Скачать картинку

Назови время суток

Для игры нужны сюжетные картинки, что делают дети в течение дня: зарядка, завтрак, чистка зубов, прогулка и прочее. Воспитатель демонстрирует картинку, игрок называет время суток, когда происходит изображенное действие. За верный ответ получает фишку. Побеждает игрок с наибольшим количеством фишек.

Для некоторых действий могут быть два верных ответа. Например, зубы положено чистить утром и вечером.

Скачать картинку

Найди место

Дети становятся в ряд. Воспитатель дает каждому игроку задание, куда встать. Например: «Миша, встань справа от Оли», «Вова, встань позади Кости», «Юля, встань перед Витей». Распределившись по указанным местам, дети развернуто говорят, кто стоит перед ними, позади, справа и слева.

Занятия математикой с детьми в подготовительной группе

Выделяют 4 причины, по которым необходимо изучать математику дополнительно:

  • в образование дошкольника включены предметы, в которых присутствует математика;
  • дополнительное образование делает изучение предметов более понятным;
  • дети до школы уже имеют представление о геометрических фигурах;
  • раннее преподавание математики усиливает детские познания.

Обратите внимание! Исследования головного мозга выявили, что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, стоящие перед ним

Приучение к дисциплине

Дети должны изучать математику осознанно. Учителю следует думать и мыслить, как это делает ребенок. Дети не могут разделять мир, как будто он состоит из различных сфер. Они соединяют все воедино.

Обучение у детей происходит в процессе игры. Следует помнить, что занятия — это дополнительная нагрузка на организм. Начинать нужно последовательно, с двух занятий в неделю. Далее ориентироваться нужно на реакцию ученика.

Если ребенок не ходит в детский сад, то занятия ему особенно необходимы. Взрослые должны наблюдать за тем, чем интересуется ребенок, и вовремя поддерживать его интерес. По своей сути дети интересуются всем. Задача родителей — вовремя направить их в нужном направлении.

Четкое распределение свободного времени способствует приучению к дисциплине, создает плотный распорядок дня. В этом случае пропадает желание смотреть телевизор, играть в онлайн-игры.

Обратите внимание! Если родители проявляют интерес и внимание к занятиям детей, эти занятия оправдаются в будущем

Задачи и цели обучения математике

Общеобразовательные цели:

  • усвоение арифметических действий;
  • начальное математическое развитие, умение сравнивать, наблюдать, анализировать;
  • уяснение терминов и символов;
  • изучение устной и письменной математики;
  • овладение математическими сведениями, необходимыми для обучения в начальной школе.

Воспитательные цели:

  • воспитание интереса к обучению у детей;
  • развитие математических способностей;
  • эстетическое воспитание;
  • распознавание психологических особенностей.

Практические цели:

  • формирование умения пользоваться математическими инструментами;
  • формирование трудовых навыков.

Цели изучения математики закреплены в государственных стандартах (ФГОС). При обучении реализация целей может происходить как в комплексе, так и отдельно. Реализация поставленных целей зависит от квалификации учителя, от его способности донести информацию.

Пример изучения арифметических действий

Роль дидактической игры на занятии по ФЭМП в подготовительной группе

Ребенок — это исследователь, который познает для себя окружающее пространство. Основные цели воспитателей и учителей — это найти подход и направление на изучение отдельных предметов.

При правильно поставленном педагогическом процессе ребята уже в младшем возрасте без усилий могут усвоить необходимый для изучения материал, развивать мышление.

Важно! Чем подготовленнее будет дошкольник, тем успешнее и понятнее для него будут школьные годы. Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей

Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление

Главной проблемой современности является эффективность при развитии способностей. Дети с высоким интеллектом способны лучше воспринимать материал, более уверены в себе. Большое значение в развитии отводится математике. В этом предмете быстрее, чем в других, развивается мышление.

Понятие математических особенностей состоит из представления о форме, времени, величине. Эти навыки служат для формирования понятий о жизни и науке.

Усвоение материала

В дополнительной педагогике имеется большое количество методических материалов. Они нацелены на интеллектуальное развитие.

Для эффективного усвоения материала имеются дидактические игры по математике в подготовительной группе. Их методология достаточно точно описана в работах Е. И. Удальцовой и Ф. Фребеля. Основной плюс данных игр — это обучение. Они стимулируют развитие воображения и интеллекта, что является основой задачей обучения.

В игре для детей главной задачей является проявление активности, получение результата, победа.

Главное для детей в дидактической игре — это получение новых знаний.

При грамотно организованном обучении в начале года применяется определение уровня развития дошколят. Затем идет планирование дальнейшей работы:

  • выявление интереса и творческой задачи;
  • развитие логики и мышления;
  • определение умения сравнивать, обобщать и анализировать;
  • выявление способностей для определения математических связей.

С учетом этих составляющих создается перспективное планирование, главной целью которого является обобщение математических представлений.

Типы занятий

На примере игры «Сбор грибов» по Е. И. Удальцовой возможно сформировать такие связи, как «один» и «много». В такой игре дети узнают такие понятия, как круг, квадрат, треугольник. Главной задачей является определение типа фигур.

«Путешественники в лесу»

Упражнения по ФЭМП на тему «Путешественники в лесу»:

  • Возрастная категория: средняя группа.
  • Задача: правильное определение фигур.
  • Методические приемы: беседа, объяснение.

Ход проведения занятий:

  • Кто пришел к нам?
  • Зайка.
  • Он приглашает нас погулять в лес. В лес поедем на паровозике, только у нас нет колес.
  • Колесо — это круг.
  • Едем на паровозике по лесу. В лесу растут елочки. Они бывают высокие и низкие. Нужно показать руками выше и ниже.
  • Едем дальше, остановка. Стоит сундук. К нему нужен ключ. Замок выполнен в виде треугольника. Значит и ключ тоже должен быть в виде треугольника.
  • В сундуке лежит маленькая кукла. Кукла грустная. Почему?
  • У куклы рассыпались бусы. Надо помочь ей их все собрать.
  • Надевая бусы, ребята должны называть цвета бусинок.
  • В конце урока ребята обобщают, что они все вместе сделали.

Дидактические игры по математике

Учебные занятия предусматривают использование различных приемов педагогики:

  • наглядности;
  • технологии игр;
  • словесных бесед;
  • подвижных мероприятий;
  • фронтальных опросов.

Особенное место в образовательном процессе принадлежит развитию воспитанника.

Игра с геометрическими фигурами

Любой конспект по ФЭМП в средней группе второго года обучения предусматривает использование наглядных материалов:

  • пособий;
  • эталонов;
  • картинок;
  • фото.

К сведению. Это позволяет воспитанникам полноценно воспринимать объекты, их качества и характеристики.

Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП

Математика и алгебра по определению – это «плюс» и «минус», треугольные и квадратные формы, разные величины, знаки «больше» и «меньше». Придумывать велосипед не надо. Математическое мышление формируется уже с первого года жизни. Ребенок из своей кроватки наблюдает прямоугольное окошко, круглую лампочку, квадратную простыню или треугольный платок.

К сведению. Все, что окружает, имеет форму геометрии. Поэтому самостоятельные занятия с цветными геометрическими фигурками на 100% увлекут детсадовца.

Фигуры можно сделать своими руками из дерева, картона

Важно, что их много и они различных расцветок. Имея материал, можно играть и развивать ребенка, отбирать по цветам, формам, количеству и так далее

Картотека игр по ФГОС

Картотека представлена разными играми. Для примера стоит рассмотреть ДИ «Разговор животных». Ее цель — расширение словарного запаса ребенка, развитие артикуляции.

Для того, чтобы начать играть, нужно взять мячик. Воспитанники встают в линию, а педагог напротив их объясняет правила игры, делает презентацию: он будет называть животных и бросать мячик первому участнику. Малыш должен поймать мяч, сказать, какие звуки издает это животное, и вернуть мячик воспитателю. Далее мячик кидают следующему участнику. Играть заканчивают, когда мячик получит последний в линии и выполнит задание.

К сведению. Можно играть по-другому: воспитатель произносит звуки, а дети должны отгадать животное, произносящее их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: