Слайд 3ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.Подготовка обучению грамоте начинается с
раннего возраста. В младшем возрасте (3х – 4х лет) формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».В среднем возрасте (4х– 5 лет) детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук»,Учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности
Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные, определять и произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком
Учат выделять голосом звук в слове:
Слайд 15На протяжении обучения используются следующие приемы:: количественный и порядковый счет слогов
в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка-камыш, банка-кабан.
Слайд 17ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА. Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается
с детьми 3- 5 лет, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Данная работа продолжается с детьми (5 – 7 лет). Для этого используют приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли: произношение слов с интонационным выделением звуков; вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие); выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах; сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное); сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный). Подводить детей к звуковому анализу начинают с 4 – 5 лет
Слайд 7ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Педагог сообщает,
что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями, в каждом предложении про что-то говорится.Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. Воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е
вычленить смысловую сторону предложения.Важно показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:
Слайд 5ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ. С термином «слово» дети начинают знакомиться
с 4 – 5 лет в процессе общения, при выполнении речевых упражнений по обучению звукопроизношению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово… правильно» и др. С детьми 5 – 7 лет проводится работа по ознакомлению детей с понятием «слово» С целью выделения слов из потока речи используются игровые упражнения, в которых дети словами называют предметы и игрушки, их свойства и качества. (Игра – «Поезд») С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Например: сказка бр. Гримм «Горшок каши», русская народная сказка «По щучьему велению», «Айболит», К. Чуковского «Волшебное слово» и др. Используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Скажи наоборот», «Эхо». Представление о слове закрепляется в словарных упражнениях, на словообразование
Они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова ( слово обозначает предмет, признак, действие). Например: подбери слово, близкое по значению слову радостный
Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный и др.
Слайд 13ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА.Задачей работы в детском саду является формирование
у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слов.В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог».На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают. (Маша, лиса).Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), потом слова односложные (сыр, дом), поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова. С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов.
Слайд 2 Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений
языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. Таким образом, необходима двухсторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте. В основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи
При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:различать четко все гласные и согласные фонемы;находить гласные фонемы в словах;ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Анализ приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умение звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.
Слайд 11ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВЕСНЫМ СОСТАВОМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.Программой детского сада предусмотрено учить детей делить
предложения на слова,определять их количество и последовательность, составлять предложение из разного числаслов.Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используется наглядно – действенные методы и приемы: * рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин,* пространственное моделирование. Одновременно ведется работа по составлению предложений.С самого начала целесообразно использовать схемы. Можно применять и другие виды моделирования: слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Схемы – модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.
Слайд 4Детей 5 – 6 лет учат производить анализ слов различной звуковой
структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. С детьми 6 – 7лет завершается работа по овладению основами грамоты. Предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны научиться читать со скоростью 30 – 40 слов в мин; записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделяют направления:ознакомление детей со словом – выделение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;ознакомление со словесным составом предложения;деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложения;ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло – различительной роли фонемы.