Использование дидактических игр как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. сборник игр для детей 5- 7 лет с общим недоразвитием речи

Организация   образовательной  деятельности  по  обучению  детей   старшего дошкольного  возраста  грамоте.

Содержание

  • Слайд 1

    ДЕЛОВАЯ ИГРА Тема: Подготовка к обучению грамоте. Материал подготовлен для воспитателей учителем-логопедом МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное Бабенко Н.Ю.

  • Слайд 2

    Грамота. от греч. grammata — чтение и письмо 1. Умение читать и писать. Грамматика– 1.раздел языкознания, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис, образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему.

  • Слайд 3

    «Сделать серьёзное занятие
    для ребёнка занимательным —
    вот задача первоначального
    обучения».
    К.Д. Ушинский.

  • Слайд 4

    И– интересно

    Г – грандиозно

    Р – результативно

    А — актуально

  • Слайд 5

    Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки).
    Звуковой синтез – это собирание звуков в слова.

  • Слайд 6

    выделение в словах первого гласного звука;
    анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
    определение последнего гласного звука в словах;
    определение первого и последнего гласного звука в словах;
    определение наличия либо отсутствия в словах звука;
    определение первого согласного звука в словах;
    определение последнего согласного звука в словах;
    определение гласного звука в середине односложных слов;
    синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
    определение позиции согласного звука в словах;
    определение количества слогов в словах;
    синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

  • Слайд 7

    Игры на развитие навыков фонематического анализа
    Цель: развитие фонематического слуха, умения определять ударный гласный.

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    ы
    а
    э
    о
    у

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Найди картинку, в названии которой на один слог больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке.

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Найди картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображённой на карточке. .

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    КНИГОХРАНИЛИЩЕ

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    трамвай

  • Слайд 21

    троллейбус

  • Слайд 22

    арбуз

  • Слайд 23

    ракета

  • Слайд 24

    1. Палку толкал лапкой Полкан.
    2. Водовоз вез воду из водопровода.
    3. У осы не усы, не усищи, а усики.
    4. Палкой Саша шишки сшиб.
    5. Все бобры добры.
    6. Орел на горе. Перо на орле.

  • Слайд 25

    .
     
    Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
    1.    При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).2.    Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).3.    Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.4.    По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

  • Слайд 26

Посмотреть все слайды

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно

Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Вечер досуга по грамоте

Цели и задачи:

1. Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове, определять позиции звука  в словах, различать понятия звук – буква;

2. Закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и).  Знать их отличие от согласных звуков;

3. Активизировать знания детей о твердых и мягких согласных звуках;

4. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза;

5. Учить читать закрытые и открытые слоги, подбирать слова на заданный слог;

6. Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.

7. Продолжать развитие зрительного внимания, логического мышления, памяти и мелкой моторики детей.

8. Развивать умения использовать имеющиеся знания.

9. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте. 

Оборудование:

Раздаточный материал:

солнышко (по кол-ву детей), сломанные буквы.

Демонстрационный материал:

фланелеграф, животные для фланелеграфа, картинки для игры «Четвёртый лишний»,  ТОМ и ТИМ с корзинами, мольберт с яблоней,  яблочки с картинками на звук Т, Ть; письмо и картина от Деда Буквоеда.

Ход занятия:

I.   Организационный момент.
Солнце ласково смеётся,

Светит ярко, весело.

С солнышком в кружок мы встанем,

Поиграем вместе с ним.

Упражнение «Солнышко».

Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка.

(смотрят в окно и показывают руками солнце)

Маленькое солнышко

Я беру руками,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками.

(поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит,

(показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете.

(поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Самомассаж  лица «Солнышко».  Комплексы  №4,5,6

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило,

И погладило.

НД – поглаживание от середины лба к верхней части ушей.

Солнышко проснулось,

К щёчкам потянулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

НД – поглаживание от носа к средней части ушей.

Солнце личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши ручки потянулись,

Наши губки улыбнулись.

НД – поглаживание от середины подбородка к нижней части ушей.

Потянуться руками вверх, улыбнуться.

II.Сообщение темы занятия.
– В сказочном городке жили поживали, добра наживали…  А кто поживал, отгадайте:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.      (ёжик)

Психологическая сущность чтения и письма

Не менее важно для воспитателя глубоко осознавать психологическую сущность механизмов чтения и письма, которые рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована

В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями

Известно, что вся информация, которой пользуются люди в своей деятельности, закодирована. В устной речи таким кодом являются звуки или звуковые комплексы, которые в нашем сознании связываются с определенными значениями.

Стоит в любом слове заменить хотя бы один звук другим, как смысл его теряется или изменяется. На письме используется буквенный код, в котором буквы, буквенные комплексы в определенной степени соотносятся со звуковым составом сказанного слова.

Говорящий постоянно осуществляет переход с одного кода на другой, то есть перекодирует звуковые комплексы буквы (во время письма) или же буквенные комплексы в звуковые (при чтении).

Итак, механизм чтения состоит в перекодировании печатных или письменных знаков в смысловые единицы, в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц речи в условные знаки, которые могут быть написаны (напечатаны).

Как строится процесс обучения грамоте

Суть занятий по обучению основам грамоты

Слайд 5 Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой«ДЕТСТВО» —

программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова, Т.И.Бабаев а, Н. А. Ноткина и др.. Под ред.: Т. И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л. М. Гурович
«ИЗ ДЕТСТВА — В ОТРОЧЕСТВО» — программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет«РАДУГА» — программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Т. Н. Дронова, Т.И. Гризик, С.Г.Якобсон и др.. Под научным руководством Е. В. Соловьева«РАЗВИТИЕ» — программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Под ред. О.М. Дьяченко

Логопедический игровой тренинг «Обучение старших дошкольников грамоте»

Организация: МАДОУ д/с №555

Населенный пункт: г.Новосибирск

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от взрослых, их терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а также от той практической помощи, которую сможет ему оказать дома родитель. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями

Проводя занятия по обучению грамоте, особое внимание обращаю на : развитие зрительного восприятия и внимания; развитие слухового восприятия и внимания; развитие связной речи; звуковой анализ и синтез; знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Систематические содержательные и увлекательные занятия дают воспитанникам прочные знания

Ребята прекрасно ориентируются в звуковой действительности, легко делят слова на слоги, определяют последовательность звуков в слове, дают характеристику каждому звуку, объясняют, почему звук гласный или согласный. Все эти качества, бесспорно, пригодятся будущим первоклассникам. Вооруженные всеми этими знаниями и умениями наши ребята легче осилят дорогу к школе. Это поможет им избежать ошибок при чтении и письме.

Какие же инновационные технологии позволяют мне, как учителю-логопеду добиваться положительных результатов в работе?

«ЭВРИТМИЯ — как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий»

Использование данной методики оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, развивает эмоционально-волевую сферу, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, развивает пространственную координацию, ловкость, работоспособность, внимание, мышление. ЭВРИТМИЯ (греч

— соразмерность, ритмичность, гармоничность)

— плавное течение ритма стиха в результате соразмерного расположения ритмико-фонетических элементов речи.

Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве. Элементы эвритмии включаю в пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры. Наряду с логоритмикой, в своей практике использую элементы эвритмии при проведении физминуток, пальчиковой гимнастики, артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений, автоматизация поставленных звуков в стихах, в песнях, чистоговорках. Обыгрываем песни, сказки, стихи под музыку. Дети выполняют упражнения с удовольствием, эмоционально. Стараются передать свое настроение, свои эмоции. Буквально с первого раза запоминают слова песен, стихи т. д.

Игры с буквами

«Читай по первым буквам»

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой. Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

«Найди букву»

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

«Волшебные колечки» как метод развития связной речи»

МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки:

  • при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.
  • при формировании и дифференцировании понятия “твердый — мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук

Приложения:

  1. file0.docx.. 626,7 КБ

Опубликовано: 22.09.2023

Задача пропедевтической работы по обучению грамоте

  1. Ознакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «предложение», «слово», «звук», «слог».
  2. Сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов).
  3. Научить выделять из речевого потока предложение, воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль.
  4. Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них и составлении предложений из разрозненных слов, с заданным словом, в распространении предложений новыми словами; привлекать детей к моделированию предложения в работе со схемами предложений.
  5. Ознакомить со звуками речевыми и неречевыми; на основе совершенствования фонематического слуха и совершенствование звукопроизношения, формировать умения звукового анализа речи.
  6. Научить определять на слух первый и последний звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова), выделять звук чаще звучит в тексте; самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; показать зависимость значения слова от порядка или изменения звуков (кот-ток, карта — парта); строить общую звуковую схему слова, называть слова, соответствующие заданной схеме.
  7. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте, формируя знания о гласных и согласных звуках на основе понимания различия их образования; дать понятие о составе как часть слова, образованной из одного или нескольких звуков, о роли гласных звуков.
  8. Упражнять в делении слов на слоги с ориентацией на громкие звуки, определении количества и последовательности слогов; показать зависимость значения слова от порядка слогов в нем (бан-ка — ка-бан. Ку-ба — ба-ку); научить определять ударные и безударные слоги в словах, замечать смысловую роль ударения (за’мок — замо’к); упражнять в составлении слоговых схем слов и подборе слов к заданной схеме.
  9. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Следовательно, для реализации предусмотренных программой задач воспитания детей необходимо глубоко осознать научно-теоретические основы методики обучения чтению и письму, особенности современного подхода к организации занятий по родному языку, а именно подготовка старших дошкольников к обучению грамоте.

Слайд 7Диагностические материалы:комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в

детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,

Т. С. Комаровой: диагностический журнал;мониторинг достижения детьми планируемых результатов (по программе «УСПЕХ») Степанова М.А., Березина Н.О., Бурлакова И.А.;Архипова Е. Ф. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией;Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников;Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте;Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников;Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.

Слайд 6Интегративные качества ребенка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими

навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами

общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 13 Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)Формирование словаряЗвуковая

культура речи: — совершенствовать умение различать на слух

и в произношении все звуки родного языка; — отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией; — совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; — отрабатывать интонационную выразительность речи.Грамматический строй речиСвязная речьПодготовка к обучению грамоте: — дать детям представления о предложении; — упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; — формировать умение делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (слоги); — учить составлять слова из слогов (устно); — учить выделять последовательность звуков в простых словах.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте?

Осветим ряд наиболее важных для практической деятельности воспитателя вопросов, связанных с обучением детей грамоте.

Прежде всего следует понимать психологическую сущность процессов чтения и письма, механизмы этих видов речевой деятельности человека.

Чтение и письмо — это новые ассоциации, которые базируются на уже сложившейся у ребенка второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее.

Итак, основой для них служит устная речь, а для обучения грамоте важен весь процесс речевого развития детей: овладение связной речью, словарем, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя.

Особое значение приобретает обучение детей осознавать чужое и собственное высказывание, вычленять в нем отдельные элементы. Речь идет об устной речи, которым дошкольники полностью овладевают.

Но известно, что до 3,5 лет ребенок еще не замечает речи как самостоятельного явления и тем более не осознает ее. Пользуясь речью, ребенок осознает только ее смысловую сторону, которая оформлена с помощью языковых единиц. Именно они становятся предметом целенаправленного анализа во время обучения ребенка грамоте.

По мнению ученых (Л. Журова, Д. Эльконин, Ф. Сохин и др.), необходимо добиться «разведение» звуковой и смысловой стороны слова, без чего невозможно овладеть чтением и письмом.

Планирование занятия по обучению грамоте

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое  развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов  предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: