Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей

Развитие мышления у детей дошкольного возраста - статьи о развитии детей

Особенности развития математического мышления

Математическое мышление помогает подходить к оценке каждой ситуации критически. Мозг ребенка пластичен и подвижен, поэтому уже после 1-2 лет можно внедрять развивающие игры для детей с числами и простыми геометрическими фигурами. Чтобы вызвать интерес дошкольника к математическим задачам используйте наглядные пособия с увлекательными картинками. Хорошую эффективность показывают плакаты с уравнениями, задания на липучках и математические рабочие листы для дошкольников. Связывайте изученные математические действия с реальными ситуациями из жизни, чтобы дошкольник лучше усвоил пройденный материал.

Игры и упражнения для развития математического мышления:

  • печатные развивающие игры на логику;
  • устный последовательный счёт в пределах до 10 или 20;
  • развивающие игры на липучках или с прищепками для тренировки устного счета;
  • решение задач с подвохом;
  • дидактические игры с предметами.

Педагоги в детском саду знают, как улучшить память и развить логическое мышление дошкольника. Неоценимую помощь в этом деле оказывают дидактические материалы, которые способствуют развитию аналитических навыков. Игра в данном случае выступает в качестве хорошего учителя и воспитателя. Увлекаясь, дошкольник не замечает, как в процессе игры пополняет свой речевой запас, учится счету, развивает память и фантазию.

Мышление дошкольника – этапы развития

Мышление является частью познавательной деятельности ребенка. Оно отражает отношение дошкольника к различным предметам, ситуациям и явлениям. Подобно формированию личности развитие мышления делится на три этапа. Рассмотрим виды мышления и упражнения, которые помогают в развитии важных навыков.

Наглядно действенное мышление

Первая стадия мышления длится с рождения до 3-х лет. В этот период ребенок познает мир через взаимодействие с игрушками. Он с интересом разбирает предметы, пытается их преобразовать и выделить основные свойства. После 2-х лет формируется предметно действенное мышление. Простое манипулирование игрушками переходит в предметно-игровые действия, когда малыш начинает использовать их по назначению.

Планеты

Цветные мячики

День Земли

Развивающие и познавательные игры для детей от 1 до 3 лет:

  • сортировка предметов по цвету или форме;
  • занятия с сыпучими материалами;
  • строительство пирамид;
  • игры на липучках;
  • конструирование.

При формировании раннего мышления дети учатся различать и работать с предметами по наглядному образу. Стройте игру по принципу действие-результат. Это поможет развить ассоциативное мышление, которое необходимо для решения логических задач.

Птичьи гнёзда

Весёлые монстры

Цветочки

Наглядно образное мышление

В 3-4 года у ребенка зарождается наглядно-образное мышление, при котором к простому взаимодействию с предметами добавляется взаимодействие с образами. Ребенок способен по памяти воспроизводить предметы с помощью лепки или рисования. В это время активно развивается творческое мышление. Ребенок не устает задавать вопросы, проводит различные эксперименты и с удовольствием играет в логические игры. Развивающие занятия для детей помогают поддерживать творческий потенциал маленьких исследователей.

Детские развивающие игры на формирование образного мышления:

Цветочки

Клубок ниток

Фрукты и овощи

  • прохождение лабиринтов;
  • классификация предметов по группам;
  • рисование, аппликации, лепка;
  • задания с геометрическими фигурами;
  • упражнения с перестановкой предметов.

Задания для дошкольников младшей группы направлены на развитие памяти и наблюдательности. В процессе игры ребенок рассуждает о процессах и явлениях, используя при этом не собственный опыт, а знания, полученные из печатных материалов или рассказов родителей. В рамках обучения предлагайте ребенку картинки, на которых нужно найти отличия, составляйте вместе рассказы, придумывайте ассоциации к предметам. Дети, которые смогли реализовать свой потенциал и развить образное мышление растут самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Словесно логическое мышление

К 5-6 годам дети учатся сопоставлять факты и подходить к решению задачи логически. Дидактические игры в средней группе направлены на развитие наблюдательности, памяти и умения искать взаимосвязи. Задания для детей 5 лет помогают ребенку сформировать речевой запас, который необходим, чтобы уверенно и грамотно выражать свои мысли.

Улитка

Цыпленок

Пасха

Дидактические игры в подготовительной группе:

  • составление коротких рассказов по картинкам;
  • упражнения с текстами, разбор предложений;
  • угадывание предметов по определенным признакам;
  • решение логических задач.

Развитие творческих способностей малыша предполагает участие родителей и педагогов. Взрослые помогают детям проявить творческий подход в решении сложных задач, моделируя различные ситуации. Это могут быть дидактические игры своими руками с использованием шаблонов, изучение стихотворений или работа с картинками. Вышеперечисленные упражнения развивают мышление у детей 5-6 лет и помогают с адаптацией в начальных классах.

Популярные игры для развития мышления

Игры для развития мышления дошкольников разделены на тематические категории в зависимости от предмета и формы обучения. Большой каталог печатных дидактических материалов создает полную свободу выбора. Ребенок без принуждения со стороны взрослых может играть в любимые игры, изучая новый материал и проявляя познавательную активность. Обучающие рабочие листы для детей, тетради с математическими упражнениями, листы с прописями сопровождаются яркими и понятными изображениями.

Дидактические игры для развития мышления:

  • «Игра в ассоциации». Предложите ребенку составить ассоциации к причудливым картинкам.
  • «Третий или четвертый лишний». Сравните предметы и выделите лишние по определенному признаку.
  • «Сортировка по группам». Перемешайте разные по цвету или форме карточки и попросите ребенка найти среди них одинаковые.
  • «Простые пазлы и картинки-половинки для малышей». Задача малыша – сложить из нескольких деталей цельную композицию.

Использование печатных материалов в обучении способствует развитию логики, целостному восприятию мира, умению классифицировать предметы и находить в них закономерности. Детям с развитым мышлением проще дается решение сложных задач. Они чувствуют себя комфортно среди сверстников, не боятся проявлять активность на уроках и показывают хорошую успеваемость в школе.

1

Упражнения для развития наглядно-образного мышления

Кроме наглядно-образного мышления данные задания будут способствовать развитию логики и речи ребёнка.

Большую пользу упражнения принесут, если их выполнять на время. Оптимальное время на выполнение каждого задания — 2 минуты.

Найдите два одинаковых чайника из шести представленных на рисунке. У остальных есть свои отличия в узоре.

Найдите две одинаковых картинки поезда с вагонами.

В магазине была куплена одна шляпа из восьми имеющихся. Какую шляпу купили?

Какая ваза отличается рисунком от остальных?

У каждой из пяти бабочек есть по одному отличию от остальных. Необходимо найти эти отличия.

Каждая картинка мотоциклиста отличается одним элементом от остальных. Найдите эти отличия.

На картинке представлены шесть воздушных змеев. Необходимо найти два одинаковых.

Каждый снеговик отличается чем-то одним от остальных. Найдите эти отличия.

В магазине был куплен один волчок из восьми (верхняя часть рисунка). Найдите, какого волчка не хватает в нижней части рисунка.

Все картинки повернуты по-разному, но узор у них (кроме одной звезды) одинаковый. Определите, какая из звезд отличается от других еще и узором.

Каждая из представленных фигур имеет свое отличие от других. Найдите их.

На первый взгляд может показаться, что задания простые. Но это не совсем так. Если у ребёнка плохо развито наглядно-образное мышление, то ему будет достаточно трудно выполнить эти упражнения, тем более за 2 минуты.

Но! Что тренируется, то развивается. Выполнение данных упражнений способствует также развитию логического мышления, наблюдательности, речи, пространственного воображения и быстроте реакции. Также играйте с ребёнком в игры, развивающие его мышление.

Танграм в загадках

Замечательная книга-игра для развития:

  • логики;
  • воображения;
  • пространственного мышления;
  • внимания;
  • наглядно-образного мышления;
  • сообразительности;
  • усидчивости.

В книге вы найдете:

  • интересные загадки; 
  • около 70 фигурок для построения разного уровня сложности;
  • шаблон игры;
  • творческие задания.

Книга будет интересна дошкольникам и младшим школьникам.Особенно рекомендую детям, у которых есть проблемы с математикой.

Лабиринты

Работу с лабиринтами трудно переоценить

Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении

4+

7+

9+

«Ребусландия» Учимся отгадывать головоломки

Умение разгадывать ребусы пригодится ребёнку с первых школьных дней, начиная с освоения азбуки.

В книге задания разного уровня сложности, но все они носят развивающий характер. Книга будет интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам. 

Развитие мышления ребенка дошкольного возраста

Как развивать детей дошкольного возраста — рассказала Майя Макиева, детский психотерапевт

Дети дошкольного возраста активно познают мир и поэтому обладают   огромным любопытством ко всему, что происходит вокруг. Они с жадностью впитывают всю информацию, которую им предлагают взрослые, так как они мечтают скорее повзрослеть, стать умными и сильными. Поэтому переоценить роль родителей в формировании мышления ребёнка просто невозможно.

Игры имеют большое значение в жизни малыша. Именно во время игры происходит наиболее быстрое и качественное развитие воображения ребёнка, активная работа всех мыслительных процессов и усвоение новой информации, так как ребёнку хочется узнавать и делать что-то новое именно через игру. Именно через игру родители имеют возможность доносить до ребёнка важную информацию, формировать ценности и правила жизни своего чада, так как в игре ребёнок готов вас слушать и слышать.

В данной статье представлены прекрасные варианты для кратковременных игр, которые позволят развивать все виды мышления, разнообразить ваше общение с ребёнком, а также с пользой и интересом проводить с ним время. Но помните о том, что эти игры должны быть строго дозированы, и если вы видите, что ребёнок начинает уставать, заканчивайте игру вовремя.

Мышление у детей дошкольного возраста

Как развить мышление ребенка с помощью дидактических материалов

Дидактические игры в старшей группе делятся на занятия с печатными материалами, игры с предметами и словесные задания. В каждой игре содержатся упражнения, которые направлены на воспитание и умственное развитие дошкольника. В раннем возрасте ребенка привлекает сама игра, но со временем он проявляет интерес к обучению, делая первые уверенные шаги в самостоятельной работе.

Базовые упражнения для развития мышления:

Задачи на развитие памяти

К ним относятся игры для детей развивающие на запоминание отдельных элементов картинок или их последовательности.
Задания на внимание. Поиск схожих деталей и различий на изображениях.
Логические задачи

Сравнение предметов, поиск недостающих частей, выделение закономерностей.
Игры на развитие аналитических способностей. Поиск лишних деталей на картинках, выделение несоответствий в заданиях, построение цепочки действий при решении математических задач.

В дидактических играх предусмотрены правила, которые организовывают взаимодействие между ребенком и взрослым. В силу особенностей психологического развития до 3 лет дети не способны долгое время играть самостоятельно. Предлагая малышу дидактические материалы, взрослые должны принимать участие в игре, указывая правильный путь к решению задачи и нахваливая за проявленную сообразительность. После 4-х лет ребенок способен решать простейшие упражнения самостоятельно, выделяя в них важные моменты и выстраивая логические цепочки. Заниматься с дидактическими материалами нужно регулярно, не забывая при этом менять вид деятельности, чтобы дошкольник не потерял интерес к обучению.

В какие развивающие игры играть с ребёнком — рассказала Екатерина Патрина, педагог

Некоторые из предложенных выше игр потребуют от родителей больше времени и внимания, в то время как некоторые другие игры можно выполнять, не выделяя им специально времени. В любом случае родители должны понимать, что всё это – неоценимый вклад в жизнь ребёнка и в его будущее. Например, в игру «Ассоциации» можно играть по дороге в садик, в школу или просто на прогулке.

Среди предложенных игр все важны и всем им нужно уделять одинаковое количество времени, чтобы вырастить полноценную личность

Однако исходя из опыта работы со студентами и взрослыми, я бы порекомендовала родителям уделять особое внимание играм, развивающим критическое мышление. Если не развивать его в самом детстве, его будет ещё труднее развить во взрослом возрасте

На занятиях по английскому языку мне часто приходится работать с людьми, у которых есть высшее образование, престижная работа, семья, круг интересов. Но почти на каждом уроке они испытывают трудности с развёрнутым ответом на вопрос, часто обходясь короткими «да» и «нет», хотя темы для обсуждения могут быть очень простыми: кино, путешествия, работа, друзья. Без развёрнутых ответов научиться говорить на иностранном языке невозможно, именно поэтому на своих занятиях я часто учу студентов критически мыслить, хотя всему этому можно гораздо легче научиться в детстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: