Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с зпр

Как работают пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это увлекательные упражнения, разработанные специально для деток. Они представляют собой игру, в которой роль персонажей играют руки или пальцы. По ходу развлечений происходит инсценировка разных сказок, стишков, рассказов или других историй, в том числе тех, которые рождаются на ходу. Уникальность игр в том, что воздействие на речевые навыки происходит двумя способами:

  • Движения пальчиками – через моторику и мыслительную активность
  • Озвучивание сюжета взрослыми – формирование пассивного словарного запаса и тренировка памяти

Технически пальчиковые игры – это гимнастика для ручек, ножек и пальчиков, однако она подана под привлекательной оберткой игры, которая будет удерживать внимание малыша и не даст ему заскучать. Иногда игровой процесс совмещается с разучиванием стишков или коротких рассказов

Такого комбинированное воздействие одновременно развивает:

Иногда игровой процесс совмещается с разучиванием стишков или коротких рассказов. Такого комбинированное воздействие одновременно развивает:

  • Моторику
  • Мозговую активность
  • Речь
  • Пространственное мышление
  • Фантазию
  • Концентрацию внимания
  • Скорость реакции
  • Выразительность

Ребенок не только лучше запоминает услышанные тексты, но и привносит слова из них в свой активный и пассивный словарный запас, что значительно улучшает выразительность речи.

Слайд 2Актуальность исследованияВ последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического

развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития

А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М

Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Цель игр и принцип игрового процесса

Пальчиковые игры, главным образом, направлены на развитие мелкой моторики, координации движения, а также концентрации и переключения внимания. Эти навыки стимулируют умственное развитие малыша и способствуют улучшению речевых навыков. Когда ребенок играет пальчиками и попутно повторяет стишок или короткую историю, он тренирует произношение, четкость речи, скорость проговаривания слов, а также память и словарный запас. Так как в игре нужно показывать действия, которые проговариваются вслух, оттачивается согласованность между речью и движениями малыша.
Обычно пальчиковые игры выглядят следующим образом:

  • Взрослый сам проговаривает слова и двигает пальцами.
  • Взрослый снова рассказывает, но в этот раз двигает рукой или пальчиками малыша, показывая, что нужно делать.
  • Взрослый продолжает выступать в роли рассказчика, а движения выполняются уже вдвоем, в одно и то же время.
  • Действия уже выполняет только малыш, в то время как взрослый озвучивает историю и по необходимости помогает ему.
  • Ребенок самостоятельно играет пальчиками и рассказывает историю, а взрослый помогает ему или подсказывает, если тот сбился или запутался.

Такой простой механизм на удивление эффективен, так как одновременно развиваются умственные способности, моторика и другие физические навыки, а также речь и социальные навыки малыша.

Связь моторики и речи

Хотя может показаться, что незатейливые на первый взгляд пальчиковые игры никак не связаны с лечением речевой задержки или ускорением развития, их использование имеет научное обоснование. Оказывается, мелкая моторика прямо или косвенно влияет на навыки, от которых зависит скорость появления речи и ее чистота.

Жесты и мимика – это инструменты, используемые малышами для донесения до родителей своих желаний еще до того, как научатся говорить. Этот метод общения сопровождает человека на протяжении всей его жизни, так как жесты помогают сделать речь яркой и интересной, с передачей своих эмоций без слов.

Связь механических движений ручками или пальчиками с произношением слов вполне объяснима. Дело в том, что разные отделы человеческого мозга расположены не в хаотичном порядке, а в соответствии с продуманным планом. Так, зона, отвечающая за речь, находится совсем рядом с той, которая контролирует жестикуляцию. Поэтому развитие моторики активно тренирует ту самую область мозга, которая будет стимулировать появление и развитие словесного общения. В результате детки без патологий, с которыми занимаются родители, начинают говорить или улучшают речевые навыки быстрее, чем их сверстники. Даже при наличии задержки пальчиковые игры помогут наверстать упущенное и значительно улучшить речевые способности ребенка как в младшем, так и в среднем или старшем дошкольном возрасте.

Полезные рекомендации

Хотя пальчиковые игры несут элемент развлечения, важно понимать, что это своего рода тренировка ручек, поэтому начинать ее нужно с разминки. Это могут быть сгибания и разгибания пальцев в кулачок или немного усложненные действия, которые также можно проводить в интересной игровой форме

Вот несколько полезных советов:

  • Малыш должен понимать смысл игры и идеи, которые в ней звучат. Поэтому перед началом нужно рассказать ему о незнакомых пунктах с помощью игрушек, картинок или других наглядных пособий.
  • Ребенок увлечется игрой, только если вы будете проявлять к ней интерес. Делайте упражнения вместе с ним и показывайте, что вам это нравится.
  • Параллельно развивайте тактильные ощущения и осязание. Если это не противоречит сюжету, ваши пальцы могут бегать по ребенку и взаимодействовать с ним.
  • Используйте все инструменты, чтобы ваша речь была выразительной: изменение интонации, паузы, смена темпа, воодушевление, изменение громкости и другие приемы.
  • Регулярно меняйте темы игр, чтобы учить ребенка новым словам, а также не терять его увлеченность.
  • Учитывайте интересы малыша, чтобы хотя бы в части историй фигурировали животные, предметы или явления, которые ему нравятся.

Главное, не забывайте о том, что такие важные для будущей жизни ребенка упражнения, не должны быть принудительными. Не стоит применять пальчиковые игры, когда ему плохо или он не в настроении, чтобы не отбить охоту от дальнейших занятий. Тогда речь и общение с родителями будут ассоциироваться у малыша исключительно с приятными впечатлениями, которые в свою очередь простимулируют его к дальнейшему развитию навыков.

Если вам нужна помощь в выборе игр и упражнений или вы хотите получить рекомендации, которые помогут ускорить развитие речи вашего ребенка, обращайтесь к нашим специалистам.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Методические основы проведения пальчиковых игр

В основе организации пальчиковых игр лежат следующие методические положения:

  1. Предварительная подготовка ребенка к пальчиковой игре. Детям показываются движения пальцами, объясняется их смысл, отрабатываются жесты;
  2. Разогрев ладоней перед игрой. Хорошо выполнить упражнения кистями рук, растереть их, чтобы повысить циркуляцию крови и активизировать работу моторных функций;
  3. Медленное выполнение движений и их многократное повторение;
  4. Участие педагога в игре. Педагогу необходимо совершать все движения вместе с ребенком;
  5. Включение в игру работы всех пальцев рук;
  6. Отработка правильной постановки кисти рук и правильности совершения движений;
  7. Спокойное игровое действие, исключающее перенапряжение дошкольников;
  8. Переход от простого к сложному. Сначала используются игры, требующие совершения простых движений, которые затем усложняются;
  9. Постановка в игре одной приоритетной задачи и, только после ее полноценного освоения, доведения до автоматизма, добавление новых задач. Это означает, что ребенок должен совершать сначала только одно действие, затем совершать два и более действий, а потом, можно добавить и их проговаривание и т.д.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Презентация на тему: » По данным НИИ детства в настоящее время увеличилось количество детей с ЗПР. Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие речи, памяти, внимания, мышления.» — Транскрипт:

3

По данным НИИ детства в настоящее время увеличилось количество детей с ЗПР. Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие речи, памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы личности происходит с отставанием от нормы. Это влечет за собой трудности в учебной деятельности: неуспеваемость и дезадаптацию. При условии систематической коррекционной поддержки и общеукрепляющего оздоровления есть благоприятный прогноз.

7

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Для развития мелкой моторики можно использовать пальчиковую гимнастику, бисероплетение, кинезиологические упражнения, графомоторные упражнения.

11

Из бисера можно сделать много интересных поделок: цветы, игрушки, вышивки. Изделия из бисера были найдены еще при археологических раскопках в Египте. А само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает «бусинки с отверстиями». Работа с мелкими предметами требует от ребенка сосредоточенности, напряжения определенных мышц руки, что несомненно влияет на развитие мелкой моторики.

14

«Часы» Часы я на руку надел, На время изредка смотрел. «Очки» Очки помогают нам книги читать, Писать, рисовать, готовить, вязать… «Пароход» Пароход большой плывет, Капитан его ведет. «Телевизор» Без телевизора скучно, друзья, Но долго смотреть телевизор нельзя.

15

Кинезиология – наука о развитии ВПФ через определенные двигательные упражнения. Это древняя наука, известная со времен Конфуция, Асклепиада и Гиппократа. При использовании кинезиологических упражнений улучшается каллиграфия, повышается работоспособность, активизируются познавательные процессы. Упражнения помогают адаптации леворуких детей, детям с ДЦП, исправлению дислексии.

16

1.Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Аналогично для другой руки.

17

2 Указательным пальцем правой руки с усилием нажимайте на большой палец левой руки со стороны ладони. Большими пальцами надо сопротивляться. Аналогично для другой руки.

18

3.Согнутыми пальцами правой руки изо всех сил пытайтесь оттолкнуть левую кисть, которой давите на все пальцы. Выполните то же другой рукой.

19

4.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки со стороны ладони. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.

20

5.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной стороны. Кулак пытайтесь разжать. Выполните то же для другой руки.

21

6.С усилием зажмите правой ладонью кулак левой руки с тыльной стороны. Кулак пытайтесь развернуть. Выполните то же для другой руки.

23

Сергеева Ю.М. – учитель начальной школы-детского сада Использована литература: 1.А.Л.Сиротюк Коррекция обучения и развития школьников.- М.:ТЦ Сфера, 2002,-80 с. 2.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001,- 136с.

Подбор игр по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР

В коррекционной работе важное значение имеет выбор оптимальных методов и средств, позволяющих решить проблемы коррекционного обучения

При использовании игр в обучении дошкольников с ЗПР, следует обратить внимание на степень развития их отклонений, особенности функционирования психических процессов – памяти, мышления, восприятия, отдельного ребенка, а также учесть причины, вызвавшие ЗПР и обратить внимание на наличие вторичных отклонений в развитии. Моторные функции развиваются в ходе игровой деятельности детей

При выборе оптимальных игр должны быть соблюдены следующие правила:

Моторные функции развиваются в ходе игровой деятельности детей. При выборе оптимальных игр должны быть соблюдены следующие правила:

  1. Выбор пальчиковых игр, отвечающих возможностям ребенка. Первоначально демонстрируются действия пальцами, и ребенок их повторяет. От того, насколько хорошо он это делает, правильности его действий, зависит актуальность использования данной игры и принимается решение в пользу ее применения или замены на другую. Игра может быть усложнена или упрощена.
  2. Сопровождение пальчиковой игры стихами или потешками. Можно подготовить их заранее, а можно придумывать рифму на ходу. Все зависит от компетенции педагога.
  3. Выбор таких игр, которые активизируют работу каждого пальца ребенка.
  4. Развитие движений ребенка как всеми пальцами одновременно, так и изолировано отдельным пальцем/пальцами.
  5. Игры должны чередовать нагрузку, налагаемую на пальцы рук ребенка. Расслабление должно идти в след за растяжением и сжатием. Нагрузку необходимо снимать.
  6. Требуется чередование симметричных и несимметричных движений рук. Первоначально выбираются игры с симметричными движениями, которые затем дополняются несимметричными, т.е. правая рука делает одно движение, а левая другое.
  7. Частота использования пальчиковых игр, но с кратким временным развитием игрового действия.

Разновидности игр по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР

В развитии мелкой моторики старших дошкольников с ЗПР применяются следующие игры:

  1. Пальчиковый театр. Это дидактическая игра, активно воздействующая на моторику рук ребенка, а также способствующая общему развитию его организма и психических процессов: активизация воображения, развитие сенсорных представлений, пространственной ориентации и пространственного восприятия, активизации внимания и развитию речевых функций.
  2. Игры-шнуровки. Такие игры направлены именно на активную работу моторики пальцев рук. Дети выполняют со шнурками разнообразные операции, требующие совершения разнородных и разнонаправленных движений пальцами и кистями рук. Это развивает пространственную ориентацию дошкольника, активизирует работу речевого аппарата, формирует сенсомоторную координацию и общую координацию движений. Такие игры актуально использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития психических функций организма дошкольника с ЗПР.
  3. Игры-перебирания. Детям предлагается перебирать предметы разной величины и формы. это могут быть пуговицы, бусины, крупа, картонные объекты разных геометрических форм, игрушки разных размеров. Детям дается коробка, в которую отбираются определенные объекты. Например, все пуговицы, все круги, весь рис и т.д. Это активизирует моторные функции и развивает координацию движений ребенка.
  4. Игры–преодоление препятствий. Такие игры ориентированы на совершение ребенком разных движений пальцами, с целью преодоления разнородных препятствий. К примеру, объекты располагаются на столе в разном порядке. Предлагается пуговица или маленькая игрушка-машинка, управляя которой пальцами, необходимо проехать весь стол, не задев остальные объекты. Таких игр можно придумать огромное количество. Главное их систематическое использование в коррекционной работе.
  5. Игры-рисование в воздухе. Они связаны с совершением ребенком движений кистью, пальцами в воздухе для прорисовывания различных объектов. Главное, использовать рисование разных объектов – разные формы и размеры, разные детали.
  6. Игры-нанизывания. Они направлены на формирование навыков нанизывания разных объектов на нитку, шнурок. Для работы могут быть использованы пуговицы, бусины разных размеров и иные объекты, у которых имеются двусторонние отверстия. Детям предлагается просовывание нитки в отверстие пуговицы или бусины. Главное использование объектов с отверстиями разных размеров.

Стоит отметить, что пальчиковые игры требуют словесного сопровождения. Демонстрируя детям работу, педагогу необходимо прокомментировать ее, а затем, давать инструкции по дальнейшим действиям, комментировать выполнение детьми движений кистями и пальцами.

Слайд 4Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей

через органы чувств, и игнорирования другой

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий.Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Слайд 5Особенности внимания у детей с задержкой психического развития У учащихся с

задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития.Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.

Обучение

Адаптированное пособие «Пальчиковые шаги» Е.И. Черновой и Е.Ю. Тимофеевой в развитии мелкой моторики с детьми с ЗПР

Организация: МБДОУ «Детский сад № 22 «Яблонька» комбинированного вида»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Лесной

«Пальцы человека – это выдвинувшийся вперед мозг»

И.Кант

Чем младше ребенок, тем больше внимания стоит уделять развитию мелкой моторики, так как центры мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом.

Недостатки двигательного развития детей с задержкой психического развития отмечались многими учеными. Так исследование, проведенное К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской и Л.И. Растягайловой, выявило, что для всех детей с задержкой психического развития наиболее общей чертой является недостаточность двигательного тонуса, ведущая к нарушению автоматизации движений и действий.

Е.М. Мастюкова, давая характеристику детям с задержкой психического развития дошкольного возраста, также отмечает некоторые особенности их двигательного развития. Она считает, что недостаточность интегративной деятельности мозга у детей с задержкой развития проявляется в так называемых сенсомоторных нарушениях и одной из основных особенностей этой категории детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Характерным признаком детей с задержкой психического развития называется недостаточность у них тонкой моторики.

Существует множество доказательств, что мелкая моторика развивается игрой. Сначала ребенок научается хлопать в ладошки, затем сжимать и разжимать кулачки, родители играют с малышами в песенки – потешки «Сорока — белобока» и «Коза — рогатая». В дальнейшем тренируют руку и кубики, и пирамидки, и матрешки, и игры в машинки и многие другие игровые действия.

Методик, игр и различных упражнений по развитию мелкой моторики представлено большое количество, но не смотря на это необходимо сделать так, чтобы данная работа была более эффективной, интересной и эмоционально насыщенной для детей. Мною были адаптированы уже известные «Пальчиковые шаги» Е.И. Черновой и Е.Ю. Тимофеевой

Это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианта работы

Так как дети с задержкой психического развития моторно неловки, для наибольшего удобства работы с таблицами я сделала «шаги» рельефными, используя разные материалы (резиновые шины, макароны, крупы, наждачную бумагу, мех, фетр, веревочки). Данные материалы не позволяют пальцам ребенка соскользнуть с «шага», они задерживают и фиксируют палец на месте. Разная текстура материала позволяет развивать у ребенка тактильную чувствительность (Приложение 1).

В последнее время все чаще в детский сад приходят гиперактивные дети. Поэтому необходимо учитывать их физические особенности. Выполняя упражнения «Пальчиковые шаги», я предлагаю им самим выложить для себя дорожку, используя готовые материалы (крышки, желуди, круги из фетра, камешки и прочий бросовый материал) (Приложение 2).

Список литературы.

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: Т.2 – М.: Мир, 1996.
  2. Завгородняя О.И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 2012. — №9.
  3. Киселева В. Развитие тонкой моторки // Дошкольное воспитание, 2006. — №1.
  4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2006.
  5. Настольная книга педагога – дефектолога / Т.Б. Епифанцева. – Ростов н/Д.: Феникс,2008.
  6. http://www.superinf.ru/view_article.php?id=188

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.doc.. 10,8 МБ
Опубликовано: 27.03.2023

Клинические признаки

Слайд 7Вывод:Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым.После проведения исследования

и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня.Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки

В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания

Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.

Основные выводы

Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.

Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.

Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками.

Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста. Существует простой и удобный тест М. А. Поваляевой для измерения уровня развития мелкой моторики, который можно провести в домашних условиях.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: