Слайд 3Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми
улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда
получается Особенно сложно детям с нарушениями речи Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики дыхание у них зачастую поверхностноеОдни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей осложнятся патохарактерологическим развитием личности Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены
Проблемы детства
Вводная часть
Цель:
- систематизация и углубление знаний педагогического коллектива по вопросу развития познавательных процессов и связной речи у детей дошкольного возраста;
- совершенствование педагогического мастерства;
- создание предметно-развивающей среды в детском саду для речевого развития детей.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги ДОУ.
Предварительная работа:
- Оформление тематической выставки «Проблема речевого развития в детском саду» (для ознакомления педагогам предлагаются как современные методические разработки, так и материалы классиков отечественной педагогики в области речевого развития детей);
- Анкетирование педагогов на тему: «Особенности формирования речи дошкольников», «Речь педагога как эталон грамотности для детей»;
- Организация смотра-конкурса в группах ДОУ «Центр речевого развития детей дошкольного возраста»;
- Тематическая проверка на тему: «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
- Подготовка двух команд педагогов (придумывание эмблемы, девиза, выбор капитана).
Повестка дня:
- Вступительное слово заведующего ДОУ, в котором кратко освещается актуальность темы педагогического совета и объясняются правила деловой игры.
- Доклад старшего воспитателя ДОУ по итогам тематического контроля «Познавательно-речевое развитие детей в непосредственно образовательной деятельности»;
- Выступление учителя-логопеда на тему: «Взаимодействие воспитателя и логопеда в организации речевого пространства ДОУ»;
- Деловая игра «Речь беднеет – вот вопрос – нам поможет ФГОС»;
- Решение педагогического совета.
Слайд 26В результате работы по системе коррекционного обучения детей имеющих нарушения
в развитии речи с помощью игр и игровых упражнений наблюдается:
Среднеарифметический прирост по всем нарушениям на39% Выработаны полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков Дети расширили свой словарный запас и научились правильно составлять предложения и излагать свои мыслиЗаметно снижение страха при общении с детьми, взрослыми. Дети стали контактны и стараются правильно отвечать на поставленные вопросы и при разговорной речиУспешно прошло закрепление звуков недостаточно автоматизированные в младшей группе Дети получили достаточные знания для успешного перехода в подготовительную группу Заключение На протяжении всего времени дети с удовольствием занимались по предложенной методике, Научились правильно произносить звуки, слушать себя и своих сверстников, выделять звуки из состава слова и определять их последовательность. Они узнали много новых игр и игровых упражнений научились правильно играть, соблюдая правилаПоказатели прироста правильного звукопроизношения позволяют сказать, что поставленная задача по организации коррекционной работы в игровой форме имеет хорошие результаты. А поэтому имеет смысл продолжить работу по разработке материала коррекционной игровой формы, с детьми начиная с началом младшего дошкольного возраста
выводы
Презентация на тему: » И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.» — Транскрипт:
1
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
2
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
3
Использование игровых приемов помогает сделать занятие интересным, эмоционально- окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяет учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.
4
В зависимости от вида речевого дефекта задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. дислалия дизартрия
5
При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трех этапов воздействия: 1. На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. дидактические игры обучающего и развивающего характера («Помоги найти маму»)
6
настольные игры («Фрукты-овощи»)
7
игры, развивающие логическое мышление («Логический поезд»)
8
Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков
9
2. На втором этапе коррекционной работы целью педагога становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале: игры могут применяться в ходе процессов автоматизации звуков и дифференциации их в речи: это игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т.д.):
10
игра «Построй домик»
11
3. Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков в речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа должны быть подобраны в соответствии с целями этапа и проводиться в форме творческих упражнений: (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры).
12
разыгрывание знакомых сказок
13
СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
14
При коррекции дизартрии необходимо следовать целям формирования правильного звукопроизношения, а система коррекционного воздействия должна иметь комплексный характер. 1. Первый этап – подготовительный – имеет задачи подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляторных укладов, развитию речевых навыков, коррекцию дыхания и голоса. На данном этапе являются обоснованными: приемы на развитие сенсорных функций (игры дидактические, обучающие и настольные, рассмотренные нами ранее);
15
игры на развитие слухового восприятия: (игра «Хитрая ложечка»).
16
игра «Хлопни-топни»
17
игры, направленные на развитие навыков звукового анализа: игра «Лови-бросай, сколько звуков – называй»
18
игра «Скажи, как я».
19
Логопедической задачей является развитие и облегчение речевых коммуникаций, а игры и игровые приемы логопед использует в сочетании с индивидуальной работой над звукопроизношением.
20
На последних этапах работы с детьми с нарушением речи используются элементы сюжетно-ролевых игр, где осуществляется апробация навыков речевого общения в ходе диалогов, общения в различных профессиональных и бытовых ситуациях.
21
Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами приведут не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.
Слайд 25РНе напрягайтесь! Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а
не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как
бы проходить сквозь тебя, всецело заполняя сознание и мысли
Не переборщите! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут. Регулируйте громкость Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это опять-таки раздражает и напрягает организм
Главное, чтобы нравилось!
Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.
Слушайте, пойте и будьте здоровы
Музыка лечит тело и душу
Организация дидактических игр при коррекции заикания
Дидактические игры применяются на каждой стадии коррекционной работы. Они могут иметь разную направленность, темы, содержание, функциональное назначение. Игры отличаются по сложности и объему содержания, ролевым функциям участников и выбираются в зависимости от уровня развития речи ребенка с заиканием и его поведенческих реакций.
Замечание 1
Дидактические игры наиболее применимы для коррекции звукопроизношения и устранения заикания у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе происходит подготовка ребенка к школе, поэтому использование игр-занятий является наиболее целесообразным и рациональным средством.
Помимо игр-занятий, в коррекционной логопедической работе применяются подвижные дидактические игры. Они формируют не только речевые навыки ребенка, но и воспитывают волю, выдержку, навыки объективного оценивания, стремление к достижению конкретного результата игры. В подвижной игре приоритетная роль отводится личностным свойствам ребенка, что устраняет у детей замкнутость и способствует изменению их отношения к заиканию.
Также, актуально применение дидактических игр творческой направленности. К примеру, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры способствуют усвоение речи, к которой применяются повышенные требования: общение в новой социальной среде, взаимоотношения в конфликтных ситуациях, общение с незнакомыми людьми и т.д. Это активизирует речь ребенка и подготавливает его к школьному этапу обучения.
Коррекционные игры для устранения заикания дошкольников представлены следующими разновидностями:
- Коррекция речи шепотом. Такие дефекты требуют работы над развитием моторных функций и артикуляции. Проводятся игры с элементами гимнастических упражнений, дыхательными упражнениями.
- Игры-молчанки. Они ориентированы на снятие возбудимости при речевом произношении. Игры помогают развить терпение и усидчивость. Используются игры, требующие сохранения молчания или положения в одной позе в течение длительного времени.
- Игры на формирование слухового восприятия. Игры служат для выявления направления звука, формирование чувства ритма и тормозных реакций, развитие координации и пространственной ориентации.
- Игры дыхательной направленности. Они связаны с формирование дыхания при произношении, его оптимального темпа и ритма, формирование плавного дыхания.
- Игры на расслабление моторики.
Слайд 11Музыкально-ритмические движения Упражнения Упражнения необходимо использовать как можно
чаще и в обычных, а особенно в специализированных логопедических группах,
так как они способствуют оказанию лечебно– педагогического воздействия на детей Танцы Очень полезны для детей танцы с пением и хороводы, так как они помогают координации пения с движением, упорядочивают темп движений, а так же позволяют использовать их не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть гораздо чаще, чем другие виды танцев, сохраняя при этом коррегирующий эффект во время движения Игры Игры позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки; пальчиковые игры развивают мелкую моторику
Решение педагогического совета
1. Для развития познавательно-речевой деятельности использовать разнообразные формы работы, организуемые во всех видах детской деятельности.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
2. Разработать модель взаимодействия участников образовательного процесса для повышения качества работы по речевому направлению развития.
(воспитатель-логопед; воспитатель-психолог; воспитатель – воспитатель; воспитатель – родитель).
Срок: _________________ Ответственные: старший воспитатель ДОУ.
3. С целью повышения профессиональной компетенции педагогического состава ДОУ по теме проблемы провести цикл консультаций и семинаров.
Срок: _________________ Ответственные: старший воспитатель ДОУ.
4. Педагогам ДОУ контролировать собственную речь и отслеживать формирование грамотной речи у дошкольников.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
5. Привлечь к проблеме речевого развития детей родительскую общественность, организовать для них мероприятия по повышению педагогических знаний.
Срок: _________________ Ответственные: старший воспитатель ДОУ.
6. Разнообразить центры речевого развития различными методическими и дидактическими материалами.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
Слайд 27ЛитератураПравдина О. В. “Логопедия” Москва “Просвещение” 1973 стр. 119 Пожиленко
Е. А Методические рекомендации по постановке звуков стр. 25-30 Карелина
И. Б. “Коррекция голосовых расстройств у дошкольников” Москва 2005 Айрис-пресс стр. 83 Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., “Владос”, 2000 Максаков А. “Развитие речевого голоса у дошкольников” “Д/воспитание” 1984 Дель С. В. “Музыкальные упражнения в коррекции заикания” “логопед в д/с” №3(6), 2005 Гавришева Л. Б., Нищеева Н. В. “Логопедические распевки”-СПб Детсво-пресс 2005 Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речиВоспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000 Железнова Е. Железнов С. “Азбука-потешка” М. “Гном и Д”. 2001
источники