Какая бывает память?
Классификация видов памяти включает разделение по следующим основным блокам:
- длительность хранения информации — кратковременная, долговременная;
- степень осознанности запоминания — непроизвольная, произвольная;
- способ запоминания — механическая, смысловая;
- задействованные органы чувств — зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная.
При организации игровых упражнений для тренировки памяти наиболее важен последний пункт, так как упражнения чаще всего направлены на работу с визуальными образами. Слуховая память лучше всего развивается при занятиях музыкой, двигательная и осязательная — во время подвижных игр и взаимодействия с различными предметами. Обоняние и вкус выполняют вспомогательную функцию, например, если требуется описать вкус и запах какого-либо фрукта в процессе выполнения упражнения.
Самый важный вид внимания, который необходимо развивать
Это, конечно, произвольное внимание. Что нужно знать о его развитии у ребенка?. С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание
С рождения ребенок имеет непосредственное и непроизвольное внимание. К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно
К концу первого года жизни появляются предпосылки к будущему развитию произвольного внимания, он начинает не просто реагировать, но и самостоятельно по своему желанию что-то делать, он направляет свою активность на то, что ему интересно.
Он старается что-то сделать, достать, рассмотреть, попробовать на вкус, кинуть, скинуть)
На 2-3 году жизни развивается реактивное произвольное внимание, возникающее под влиянием речи взрослого, его мимики, жестов, а также под влиянием направления взгляда ребенка на названный предмет. Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей
Ребенок сам начинает использовать эти средства для привлечения других людей.
4,5-5 лет — это начало активного произвольного и опосредствованного внимания
Ребенок может направлять свое внимание на какой-то предмет, когда на него обращает его внимание взрослый, под воздействием сложной речевой инструкции
Ребенок начинает управлять и собственным вниманием (рисунки, знаки). К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием
К 5-6 годам у ребенка под влиянием самостоятельных указаний возникает элементарные формы произвольного внимания, он может описывать то, что делает вслух, и эта речь руководит его вниманием. Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое
Оно имеет небольшой объем и не еще достаточно неустойчивое.
Младшие школьники. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие произвольного и опосредствованного внимания. Но оно отстает от внимания взрослого по всем параметрам: устойчивости, распределению, концентрации, переключаемости и объему.
Только к подростковому возрасту уровень развития внимания достигает уровня взрослого человека.
В играх мы будем развивать как раз указанные свойства внимания:
- устойчивость — способность удерживаться на определенном уровне в течение длительного времени
- распределение — возможность разделяться сразу на несколько дел одновременно
- концентрацию — способность сосредоточиваться на каком-то одном деле, мысли, образе и отвлечении внимания от всего остального
- переключаемость — переключение с одного объекта на другой (быстрота или скорость)
- объем — максимальное количество предметов, удерживаемых одновременно
Тренировка зрительной памяти
Игры и упражнения для развития памяти детям от 1 до 3 лет
В этом возрасте детки особенно хорошо запоминают всевозможные движения и действия и стараются их повторить. С ними уже можно играть во множество разных игр – строить башни из кубиков, складывать пирамидки, танцевать, играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, перебирать крупы и т.д. Все это способствует развитию двигательной памяти.
Старайтесь как можно больше читать малышу, а затем обсуждайте прочитанное. Говорите с ним обо всем, что происходит – куда вы ходили, что делали, ели, кого видели и т.д. Кроме этого можете предложить крохе следующие игры для тренировки памяти:
- На столе разложите несколько небольших листов бумаги или картона, на которых изображены предметы, геометрические фигуры, звери, растения и т.д. Дайте малышу время хорошо их запомнить, после чего переверните карточки картинками вниз. Задача ребенка назвать где, что изображено.
- Пред ребенком разложите несколько разных предметов, пусть он запомнит где и что лежит. Затем попросите его отвернутся и уберите один из предметов. Малышу необходимо определить, чего не хватает. Со временем можно немного усложнить задачу: увеличить количество предметов, убирать не один, а несколько объектов, менять их местами или заменять один предмет другим.
- Поставьте посредине комнаты стул, разместите на нем, вокруг него и под ним несколько игрушек. Пусть малыш внимательно их рассмотрит. Затем скажите, что игрушки отправляются гулять и соберите их. После этого сообщите ребенку, что вернувшиеся с прогулки игрушки, забыли где именно сидели и предложите малышу рассадить их по своим местам.
- Соберите вместе с ребенком небольшие предметы или игрушки, отличающиеся по форме. Сложите их в непрозрачный пакет или мешочек, чтобы занятие сделать еще полезней, их можно погрузить в любую крупу. Далее предложите ребенку поочередно доставать предметы и не глядя определять, что именно находится у него в руках.
Упражнения и игры
Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду
Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности у младших дошкольников
Повтори точно
Оборудование: два стола, игрушки, бумага (салфетки). На одном столе лежат 2—3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом — расставлены 3—5 игрушек.
Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1—2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.
Варианты
1. Ребенок подходит ко второму столу и берет игрушки, которые только что видел.
2. Ребенок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.
3. Игрушки лежат по-разному: перевернуты, друг на друге и т.п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.
Узнаю цвета
Оборудование: цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).
На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.
Варианты
1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребенок берет по одному карандашу нужного цвета.
2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребенок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.
3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трех и т.д.
Примечание. Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2 — 3 ребенка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.
Зеркало
Группа из 4—6 детей встает в шеренгу. Остальные — зрители. Воспитатель встает перед детьми и показывает 3—5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.
Затем играет другая группа детей.
Игра и сигнал
На небольшой площадке дети бегают, кружатся, приседают, нагибаются. По сигналу играющие останавливаются, поворачиваются в сторону звука. Воспитатель говорит: «Все бегают хорошо». По сигналу дети снова начинают бегать. Через несколько минут по повторному сигналу они прекращают бег, воспитатель просит повторить ее слова: «Все бегают хорошо».
Примечание. Игру нужно повторить несколько раз, изменяя фразы, которые должны быть очень короткими («Веселитесь»; «Дружите»; «Будьте умниками»).
Один-два сигнала
Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах — сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.
Ближе к финишу
Дети встают в шеренгу. В 10—15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около нее и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено все расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей. Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.
Борщ и компот
Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.
В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом — 2 кастрюли
В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания
Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».
Варианты
1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание дает и проверяет воспитатель.
2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю — фрукты для компота.
Игры на внимание и память детям 3-6 лет
Примерно с трех до шести лет память детей развивается наиболее активно. Не зря детей этого возраста нередко называют «почемучками». Таких малышей интересует абсолютно все. Кроме того они подобно губке впитывают любую информацию и уже могут вполне осмысленно перед собой ставить цель что-либо запомнить. Именно с этим возрастом наступает самое благоприятное время для развития памяти
Старайтесь чаще учить с детьми стихи, разгадывайте загадки и головоломки, очень полезны в это период и игры на внимание и память
- Расскажите ребенку небольшой рассказ. Затем перескажите его, специально делая ошибки. Ребенку необходимо заметить, когда вы ошибаетесь и исправить вас. Когда у малыша это будет получаться, обязательно хвалите его.
- Придумайте десять слов и к каждому их них подберите другое, связанное по смыслу слово. Например: стол-стул, тетрадь-ручка, окно-дверь, подушка-одеяло и т.д. Прочитайте ребенку получившиеся пары слов три раза, выделяя каждую из пар интонацией. Немного позже повторите крохе только первые слова пары, вторые же он должен вспомнить.
- Интересны будут для ребенка игры на зрительную память. Распечатайте, а затем вырежьте предложенные ниже или любые другие карточки с изображениями. Разложите карточки одной тематики картинкой вниз. Пусть малыш по очереди в произвольном порядке открывает по две карточки. Если изображения совпадут, переворачивайте карточки картинкой вверх. Если карточки отличаются их необходимо вернуть на место. Игра окончиться тогда, когда все карточки будут открыты. Скорее всего, сначала малыш будет просто угадывать, но позже он поймет, что для того чтобы их открыть как можно быстрей, необходимо запоминать расположение открывшихся ранее картинок.
Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на предметы, которые вас окружают, например, рекламные щиты, красивые деревья, качели и обсуждайте с ним увиденное. Возвратившись домой, попросите малыша нарисовать все, что он запомнил.
Предложите малышу посмотреть в течение пары минут на незнакомый предмет, а потом описать его
Затем предмет нужно спрятать и через полчаса попросить ребенка описать его по памяти. Такую игру желательно проводить регулярно, каждый раз предлагая новые предметы.
Очень полезны упражнения для памяти, построенные на ассоциациях. Назовите малышу знакомые слова, к примеру: мяч, врач, кошка, пусть он расскажет какие ассоциации они вызывают в его воображении. Какую они имеют форму, цвет, вкус, запах, какие они на ощупь и т.д. Запишите или запомните все характеристики слов, после чего последовательно перечисляйте их, а кроха пусть вспомнит какое слово соответствует этим характеристикам.
Выберите какой-нибудь цвет, затем по очереди называйте все, что имеет такой оттенок. Это может быть все, что угодно: фрукты, предметы, посуда, мебель и т.д. Выиграет тот, кому удастся назвать больше слов.
Если ваш малыш уже знаком с цифрами, можете предложить ему следующую игру: на листе в произвольном порядке напишите несколько цифр, например, 3, 1, 8, 5, 2, покажите их ребенку на тридцать секунд, за это время он должен запомнить весь ряд чисел. После этого уберите листок и задайте малышу следующие вопросы: какая цифра стоит первой, а какая последней; какое число расположено слева, например, от восьмерки; какая цифра стоит между восьмеркой и двойкой; какое число выйдет при сложении последних двух цифр и т.д.
Игры для развития памяти
Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.
«Мемори» или «Парные картинки»
Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.
Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.
Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.
«Робот»
Ребенок играет роль робота, а вы – конструктора. Ваша задача – провести «робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки… Например: «Три шага вперед. Шаг влево. Три приседания! Два приставных шага вправо», – и т.д. Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.
«Ассоциации»
Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Например: «Кошка!» – «Мышка, лапы, усы, миска….» Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.
«Цепочки»
Хорошая игра для большой группы детей, ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. «Кошка. Мышка. Собака. Заяц. Лось…»Кажется, что такая цепочка не может быть длинной из-за сложности в запоминании, но поскольку слова цепочки многократно проговариваются, то эта цепочка часто достигает длины в полтора десятка слов.
«Портрет»
Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.
Что надо знать о развитии памяти у детей с рождения, дошкольников и до 10 лет
С рождения у ребенка доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно связано с непроизвольным запоминанием. Так, учеными было доказано, что оба полушария участвуют и при запоминания словесной информации.
Однако непроизвольное запоминание обеспечивается правым полушарием, а произвольный, более высокий уровень мнестической деятельности — левым.
Правое полушарие дает образно-эмоциональную и зрительно-наглядную память нашим деткам, а левое — память на слова, цифры, формулы. Память ребенка до 6 лет непроизвольна.
До 3 лет он может запоминать, даже не желая этого. Все мы знаем деток, которые могут читать наизусть целые поэмы, длиннющие стихотворения. Их память — губка.
С трех лет у детей начинает вступать в силу левое полушарие. Появляется «Я» и его память начинает быть избирательной, зависящей от его интересов, яркости, эмоциональности, как и у взрослого)
Окончательно доминирование левого полушария наступает к 6-10 годам (по мнению наших ученых 9-10 годам), а правое с феноменальной образной памятью, воображением сдает свои позиции.
Поэтому если не были развиты способности, за которые отвечает правое полушарие, они исчезают или затухают. И с малышами мы как можно раньше занимаемся по методике Макото Шичиды, чтобы развить способности правого полушария.
Что касается произвольного запоминания, за которое отвечает левое полушарие, то:
- в 5-6 лет начинают проявляться первые признаки этого запоминания
- к 6-7 годам оно уже окончательно формируется
- к 6-7 годам может сознательно использовать при запоминании материала его логические связи
Чтобы пользоваться произвольным запоминанием, ребенок должен захотеть запомнить, и здесь большую роль играет мотивация и участие родителей. Детям должно быть весело, интересно, легко.
Таким образом, период с рождения до школы — это период непроизвольной памяти, которая связана с правым творческим полушарием головного мозга.
В это время оба полушария активны и это самый замечательный период для синхронизации их работы, по-другому, для создания прочных связей между полушариями и развития мозга в целом.
А развивая правое полушарие, мы развиваем весь мозг. Помните слова Соньера?
Стой, кто идет? Это я, ваше внимание
Внимание — это познавательный процесс, с помощью которого ребенком или взрослым производится выбор того, что воспринимать, запоминать, а следовательно сохранять, припоминать и использовать в отношении информации, деятельности, общения. Ребенок находится под очень большим потоком впечатлений, образов, но попасть в сознание и запомнится может лишь то, что попало в область внимания
Слабая память равна слабому вниманию
Ребенок находится под очень большим потоком впечатлений, образов, но попасть в сознание и запомнится может лишь то, что попало в область внимания. Слабая память равна слабому вниманию.
Люди с высоким интеллектом обладают высокой способностью к концентрации, регуляции своего внимания
Их память полна знаниями, поскольку их внимание обеспечивает поступление и запоминание необходимой информации
И наоборот человек со скудным вниманием обладает недостаточными знаниями и постоянно испытывает недостаток в них. Внимание — это то горлышко, через которое попадает и запоминается информация
Проверить свое внимание вы можете вот здесь (откроется в новой вкладке), а внимание школьника вот здесь
Польза
Игры, развивающие память, пользуются наибольшей популярностью. У детей это ведущая деятельность, так что увлечённость не вызывает удивления. Но почему их предпочитают более взрослые и пожилые люди? Просто у них есть неоспоримые преимущества перед теми же пальчиковыми и речевыми гимнастиками, ежедневными упражнениями, логическими задачками и даже приёмами мнемотехники:
- это интересный и увлекательный процесс, заставляющий отвлечься от проблем;
- он снимает усталость и напряжение, совмещая в себе отдых и пользу одновременно;
- их правила обычно просты и могут быть усвоены всеми — детьми, стариками, людьми с ограниченными возможностями;
- соревновательный дух — хорошая мотивация, чтобы сделать всё идеально и добиться нужного результата;
- командные игры — это всегда общение, умение находить контакты с другими людьми, что тоже положительно влияет на развитие мозговой деятельности, а значит и памяти тоже.
Как именно игра способствует развитию памяти?
Правила контролируют поведение участников, не позволяя им выходить за рамки дозволенного, — их надо постоянно держать в голове, одновременно совершая другие действия.
Преодоление препятствий и умение контролировать свои отрицательные эмоции в случае неудачи или проигрыша способствуют развитию тех самых нейронных связей. Они заставляют делать выводы о сделанных ошибках — человек запоминает их, чтобы не совершить в следующий раз.
Игра требует искать пути решения поставленной задачи командно или самостоятельно. Порой в ней стремительно и неожиданно меняются условия, к которым нужно так же быстро приспособиться. Результат — развитие креативности, инициативы, сообразительности, а вместе с ними внимания, мышления и памяти.
Большинство игр требует максимальной концентрации, поэтому их можно использовать для развития памяти и внимания одновременно.
Результат регулярного обращения к игровой деятельности как тренажёру для развития памяти — улучшение умственных способностей и познавательных психических процессов. Это будет проявляться буквально во всех сферах: в быту, когда не придётся в очередной раз стоять в магазине и вспоминать, что же надо было купить; в учёбе, когда с лёгкостью будет запоминаться материал; на работе, где нужно быть всегда оперативным; в отношениях, чтобы элементарно не забыть годовщину свадьбы или день рождения близкого человека.
Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет
Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.
Игры в слова
Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой. Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а». Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.
Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».
Цветное зрение
На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться. Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить. Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.
Особые приметы
Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову. Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко). Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.
Веселый танец
Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение. Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па. Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.
Что это, из чего это?
Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки. Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток. Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.
Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.
Игры на развитие памяти для детей до года
Примерно к четырем месяцам малыш уже может запоминать важные для себя образы, а в шесть способен узнавать лица людей и предметы. У него начинают формироваться первые ассоциации и страхи. К примеру, кроха может расплакаться, увидев женщину в белом халате, поскольку она его испугала, проводя плановый медицинский осмотр.
В это время основная задача родителей — больше разговаривать с малышом и рассказывать ему обо всем, что его окружает
Обращайте внимание крохи на новые предметы и объекты, если это возможно, давайте к ним прикасаться, объясняйте какие они издают звуки, как движутся и т.д. Например: «Смотри, это собачка, она любит бегать и грызть косточки, а еще она лает», в конце продемонстрируйте, как именно лает собачка
Очень полезно для развития ребенка проговаривать ему потешки или петь для него простые песенки.
После того, как малышу исполниться шесть месяцев, можете приступать к первым играм на развитие памяти. Предложите ему поиграть в прятки. Спрячьтесь, например, за шкафом и поочередно выглядывайте сверху, снизу, посередине, приговаривая при этом: «ку-ку». Со временем малыш запомнит последовательность «выглядывания» и будет смотреть в то место, в котором вы должны в очередной раз появиться. Или сыграйте в другую игру: возьмите небольшую игрушку, покажите крохе, а затем спрячьте ее под лежащую рядом салфетку или платок и попросите малютку найти.
Примерно с 8 месяцев можно начинать с малышом играть в пальчиковые игры. Разглядывайте с ним картинки с изображениями животных и предметов, подробно рассказывайте о них и через некоторое время просите показать, где кошечка, дерево, корова и т.д. Можете поиграть с крохой в следующую игру: в коробку положите три разных игрушки, назовите одну из них и попросите малютку дать ее вам.