Словесные игры для детей средней группы детского сада

Словесные игры с мячом

Игры с мячом развивают ловкость, внимание, воображение, речь, ориентацию во времени. Так на вопрос: где мяч? Ребенок должен попытаться дать правильный ответ, употребив предлог “там”, “здесь” и так далее

Другие варианты игр с мячом:

  1. Ответь- ка. Воспитатель бросает мяч, задавая вопрос: Сегодня четверг, а завтра? Ребенок кидает мяч назад и отвечает – Вечер, ночь, день или утро.
  2. Я знаю. Если играть одному, то мяч отбивается от земли. Если участников несколько, то перекидываются от игрока к игроку. Можно кидать друг другу мяч по часовой стрелке, встав в кружок. Водящий кидает каждому по очереди, проговаривая: Я знаю 10 цветков, предлагая сказать в ответ – ромашка, лютик, сирень и т.д.
  3. Съедобное-несъедобное. Ребенок становится напротив остальных ребят, начинает кидать мяч каждому поочередно. Называет слова: дом, пиджак, скамейка, огурец. Второй игрок, поймавший мяч, должен вернуть ведущему обратно, сказав: съедобный это предмет или нет. На слово — несъедобный мяч нужно отбивать об пол, на слово — съедобный — ловить руками и возвращать назад ведущему.
  4. Ласковый мячик. Развивает быстроту реакции. Ребенку бросается мяч, называется основное слово. Он ловит мяч и кидает в ответ, но называя это же слово в уменьшительной форме: глаз-глазик, стул-стульчик, солнце-солнышко, кукла-куколка.

Словесные игры в средней группе детского сада

Поскольку мышление детей пятого года жизни смещается от наглядно-действенного к наглядно-образному, то есть для лучшего усвоения информации детям все же необходимо опираться на изображение предметов, ситуаций, чисто словесные игры, в котором используются только слова и действия, в этом возрасте употребляют меньше, чем в детском саду. Но есть еще и легкие словесные игры, они быстро становятся понятными и полюбившимися детям. Такие игры очень удобны и популярны, потому что ими можно пользоваться во время прогулки, в транспорте, в очереди в поликлинике или магазине, чтобы занять движения.

Каламбуры могут быть прекрасной возможностью для общения и дома, с семьей

Виды дидактических игр для развития речи в средней группе

Сегодня квалифицированные психологи составили огромное количество игр, направленных на развитие речи дошкольников в средней группе детских садов. Но по самой методике построения обучающих данных все развлечения принято делить на три основные группы:

  • образовательная;
  • развивающийся;
  • образовательные.

Дети танцуют самбу, ча-ча-ча, латинский бальный танец

Например, во время обучающих игр дети в классе должны повторять поговорки, стихи, песни или поговорки вслед за учителем. Запоминая детскую песню, ребенок тренирует свою память и обогащает словарный запас. Также дети могут рифмовать подходящие по смыслу слова, завершая предложения вслед за учителем.

В целях обучения, помимо воспитания культуры, чистоты и порядка, педагог может предложить группе собрать игрушки и расположить предметы в соответствии с их общими характеристиками, одновременно произнося их вслух. В процессе такой игры они тренируют произношение новых слов, что закрепляет их значение в голове. Дошкольники могут использовать выученные слова для составления простых рассказов и предложений.

Примечание! Развивающие викторины также состоят из упражнений, направленных на правильную настройку дыхания учащихся средней группы. Произношение многих звуков зависит от того, как произносилось то или иное слово на выдохе или вздохе.

Игровая форма дыхательной гимнастики способствует физическому развитию детей, которые получают массу впечатлений и удовольствия от таких занятий.

Упражнения и задания

Основными упражнениями и заданиями, которыми ежедневно необходимо заниматься дома, для активного развития связной речи, являются:

Артикуляционная гимнастика

Съешь варенье. Необходимо представить, что после съеденного пирожка на губах осталось варенье, которое нужно облизать. Языком плавно слизываем варенье с нижней и верхней губы.

Язык-лопата. Необходимо представить, что язык – это лопата, которая должна пролежать на подставке (нижней губе) как можно дольше. Вытягиваем язык, располагая его на нижней губе, и удерживаем в данном положении в течение 10-15 секунд.

Язык-иголка. Необходимо представить, что язык – это тонкая иголка, которую нужно удержать навесу. Вытягиваем язык, пытаясь сделать его узким, и пытаемся удержать в течение 10-15 секунд.

Я лошадка. Малышу необходимо представить себя лошадкой, которая стучит копытцем и цокает языком. Топаем правой и левой ножкой по очереди, цокая при этом язычком.

Веселее выполнять артикуляционную гимнастику с детьми, рассматривая картинки и читая стишки.

Пальчиковые игры

Кошечка. Обе ладошки сжаты в кулачки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно выпрямить пальчики на обеих ручках, плотно прижимая к столу. Упражнение необходимо повторять 4-5 раз. После нескольких занятий задачу можно усложнить: сначала выпрямляются пальчики на одной руке, потом они сжимаются, а на второй выпрямляются.

Угостим кошечку молоком. Ладони, словно вычерпывают молоко.

Зайчик. Пальцы имитируют уши зайки, пальчики бегут по столу, сжимаются в кулак, кулачок в кулачке.

Собачка. Указательным палец показывает хвост собачки, пальцы сжимаются в кулачок, большой палец поднимается вверх, пальчики убегают.

Использование пальчиковых игр с параллельным разучиваем стишков может показать достаточно хорошие результаты, так как существует сильная взаимосвязь между человеческой рукой и речевым центром мозга. Малыш легко и более эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит её в будущем.

Логоритмика

Логоритмика – это одновременное чтение стихов, сопровождаемое определенным набором движений на фоне тематической музыки. Изначально взрослый показывает все на своем примере, после чего малышу предлагается повторить только что увиденное.

Особое место в занятиях по развитию речи отводиться мультикам, которые дети так любят. Существуют специально-разработанные мультфильмы, направленные на закрепление букв азбуки, изучение цветов, обучение счёту и речевое развитие.

Выбор мультиков остается за родителями, но обязательным условием является его универсальность (и для мальчиков и для девочек), наличие положительных персонажей, высокое качество видео и звука.

Скороговорки

Скороговорки для детей представляют собой небольшие рифмованные фразы, зачастую с определенным сюжетом. Благодаря занятиям по скороговоркам эффективно вырабатывается четкость речи и пополняется словарный запас. Различают следующие виды скороговорок, которые используются во время занятий по развитию речи:

  • Содержащие звук : «У ёЛки игоЛки коЛки, игоЛки коЛки у ёЛки» и др.
  • Содержащие звуки , , , : «Шесть мыШат в камыШах ШурШат» и др.
  • Содержащие звук : «Идут бобРы в сыРы боРы. БобРы добРы, добРы бобРы» и др.
  • Содержащие звуки и : «Зоиного Зайку все Зовут ЗаЗнайка» и др.

Если вовремя и со всей серьезностью не подойти к устранению проблемы развития речи детей, то в ближайшем будущем у них могут возникнуть трудности в обучении в школе и в общении с одноклассниками (из-за неправильного произношения звуков). Это чревато возникновением насмешек, снижением самооценки малыша, исчезновение желания к обучению и общению с окружающими. Поэтому развитие речи детей в возрасте 4-5 лет должно стать приоритетной задачей самих родителей, которые активно могут заниматься со своими детьми дома, в игровой форме.

Сердечное дерево

Для игры нужно подготовить изображение волшебного дерева, а также вырезать листья в форме сердечек. Педагог объясняет воспитанникам, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова.

Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прицепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.

Вот примеры вопросов:

  • что нужно говорить при встрече;
  • как успокоить плачущего друга;
  • каким словом отблагодарить за помощь;
  • что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека;
  • что следует сказать при прощании;
  • как пригласить старушку сесть на свободное место в автобусе;
  • что нужно сказать, когда друг поделится с тобой конфетой.

Ход игры:предложить детям закончить предложения:

Мама положила хлеб . куда? (В корзине для хлеба)

Брат налил сахар . где? (В сахарнице)

Бабушка сделала вкусный салат и поставила . куда? (В салатнице)

Папа принес конфеты и положил их . куда? (В конфетнице)

Марина сегодня не пошла в школу, потому что… (заболела)

Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

Кот залез на дерево, чтобы… (убежать от собак)

Дидактическая игра «Сломанный телефон»

Цель: развивать слуховое внимание у детей. Правила: Вы должны передать слово так, чтобы дети, сидящие рядом с вами, не слышали

Кто потерял речь, то есть испортил телефон, переводится на последний стул

Правила: Вы должны передать слово так, чтобы дети, сидящие рядом с вами, не слышали. Кто потерял речь, то есть испортил телефон, переводится на последний стул.

Как играть: шепните слово на ухо рядом с сидящим игроком. Ход игры. Дети выбирают ведущего, используя детский стишок. Все сидят на стульях в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит слово человеку, сидящему рядом с ним, передает его следующему и так далее. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает последнего: «Какое слово ты слышал?» Если он произносит слово, предложенное ведущим, телефон исправен. Если слово неверно, водитель спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое слово они слышали. Так они узнают, кто ошибся, «испортил телефон». Проигравший занимает место последнего в очереди.

Дидактическая игра «Выделите слово»

Задачи: научить детей четко произносить многосложные слова вслух, развить слуховое внимание. Как играть: Учитель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они слышат слова, в которых слышен звук «з» (песня комара)

(Кролик, мышка, кот, замок, коза, машина, книга, звонок)

Как играть: Учитель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они слышат слова, в которых слышен звук «з» (песня комара). (Кролик, мышка, кот, замок, коза, машина, книга, звонок)

Учитель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Связанные публикации:

Картотека дидактических игр по математике Обозначение предметов числом Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, даже мысли.

Лист дидактических игр Дидактическая игра «Хорошо или плохо?» Цель: тренировать умение правильно вести себя в обществе, уважать культурные и гигиенические нормы;.

Дидактическая игровая таблица для детей 1-й младшей группы 1. «Найди маму ребенку» Закрепите знания детей о животных и их детеныше. Учите детей узнавать и называть их. Развивайте интерес к миру.

Карточка дидактических игр и пособий по использованию биоэнергетического пластика. Карточка дидактических игр и учебных пособий по использованию биоэнергетического пластика. 1. «Чудесная сумка» — правильно развить тактильное восприятие, умение.

Таблица обучающих игр «Родной город» 1. «Мой город Шебекино» Цель: закрепить у детей знания о родном городе, достопримечательностях, любимых местах отдыха 2. «Кто быстрее.

Дидактическая игра ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирование элементарных математических понятий осуществляется под руководством учителя в результате планомерного выполнения.

Карточка дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию в центральной группе «Помогите маме найти своих щенков». Цель: закрепить знания детей о кличке щенков. Свяжите имена животных с их щенками.

Карточка дидактических игр «Ребенок и окружающий мир» Ребенок и окружающий мир. Дидактическая игра «Кто что любит» Цель: закрепить представления детей о животных: обитателях жизненного уголка.

Файл игровых карточек и игровых упражнений для формирования лексико-грамматической структуры языка и развития связной речи. Основная цель в дошкольном развитии языка — научить ребенка пользоваться родным языком до поступления в школу. Эта цель определена.

Карточка музыкально-дидактических игр «АПЛОДИСМЕНТЫ» Одна из самых простых музыкальных игр — запоминание ритма удара. Возможно больше участников и один докладчик. Первый.

Библиотека изображений:

Словесные игры на развитие речи и логического мышления

Дети с раннего возраста предрасположены к языку, без труда запоминают и усваивают несложные речевые лингвистические конструкции. Заниматься формированием речи необходимо, когда ребенку исполнится 1 год, иначе по мере взросления темп овладения языковыми нормами будет значительно снижен.

Речь и логическое мышление придает малышам уверенности в собственных силах. В помощь — игры со словами, звуками, музыкальным сопровождением. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осваивать традиции родного языка, приобретает навыки речетворчества и правильного использования грамматики.

Игры, направленные на развитие речи и мышления:

  1. Узнавание предметов по признакам. Занятие развивает внимательность, логику. Попросите ребенка назвать предмет, соответствующий признакам. Про кого можно сказать: белый, пушистый, мяукает? Или шоколадный, сладкий, вкусный?
  2. Собери слово из букв. Игра для детей, в которой ребенок собирает необходимые буквы для составления слова. Из специальных карточек с буквами (можно сделать самостоятельно) складывается слово из трех букв, для его выбора лучше использовать цветные картинки. Показать ребенку пример, как составляется слово, дать минуту на запоминание, попросить повторить.
  3. Лишнее слово. Игра для детей, позволяющая усилить мыслительные процессы. Называют 4 слова, 3 из которых объединены общими признаками. Попросить, исключить лишнее слово и объяснить свое решение. Например: стул, стол, шкаф, лимон. Лишнее слово «лимон», так как все остальное мебель.
  4. Очень хороши музыкальные игры, они помогают разучить новые движения с малышом, выучить новые слова. Включается любая музыкальная сказка, попросите ребенка «оживить» ее: покажи как идет мишка, как рычит волк и т.д. Такие занятия способствуют развитию образного мышления, памяти, слухового восприятия.
  5. Мышеловка. Игра для детей, обучающая согласовывать слова с движениями и развивающая физическую активность. Дети делятся на две команды. Одни встают в круг, другие находятся вне его. Игроки берутся за руки, изображая мышеловку, и ходят по кругу, припевая: « Как же мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь вы плутовки, доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки и поймаем вас сейчас». Ребята останавливаются, поднимают руки вверх. Другие вбегают в мышеловку и выбегают из нее. Ведущий командует: «хлоп», дети опускают руки и приседают. Кто не успел выбежать из круга, считаются пойманными, они встают в круг, увеличивают размер мышеловки. Когда все будут пойманы, меняются ролями.

Преимущества словесных игр

Слово — основной элемент в словесных играх. Поводит их легко, ведь для проведения не нужны особые атрибуты. Достаточно подготовить ребенку мячик, бумагу, ручку, листок или разрезную азбуку с буквами, карточки с картинками. Так проводить различные занятия можно в любом месте: в дороге, в очереди, дома, на прогулке.

Дети — непоседы. Любят сочинять на ходу и преувеличивать, выражая свои эмоции, чувства, настроения

Словесные игры способствуют стимуляции, развитию познавательных процессов: речь, память, мышление, воображение, внимание и просто незаменимы в любом возрасте (дошкольном, школьном)

Игра в слова нравится всем детям, поэтому психологи уверяют, что даже учеба не станет помехой, если проводить правильно и своевременно. Речевые задания развивают языковую способность у дошколят. Учить же лучше с помощью картинок. Так дети усваивают новый материал гораздо легче.

Как правильно здороваться

Эта игра для дошкольников развивает концентрацию внимания, может использоваться как физкультурное занятие.

Педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».

Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой. Когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей средней группы

Дидактическая игра представляет собой одну из обучаемых форм, с помощью которой педагог воздействует на ребенка. Дети играют естественно и непринужденно, поэтому начать занятие готовы в любой момент, придумав сценарий самостоятельно или следуя за интересным сюжетом, который подготовил воспитатель.

Обратите внимание! С помощью такой игры восприятие учебного материала представляет собой увлекательный процесс, стимулирующий работоспособность и облегчающий восприятие нового. В ходе дидактических развлечений у дошкольника лучше развивается психика и улучшаются навыки речи

На что направлены дидактические игры

Во время развлечений, которые направлены на трудовое воспитание, ребенок начинает понимать важность и необходимость работы, уважать конечный результат деятельности других людей. Игры, подразумевающие нравственное воспитание, направлены на привитие культурно-гигиенических навыков, ознакомление с отношениями и чувствами

Игры со словами без опоры на наглядность

  • «Скажи иначе». Взрослый предлагает ребенку вспомнить слово, противоположное тому, что он сам называл: «Маленький — большой, длинный — короткий, высокий — низкий и так далее»
  • «Назови его любезно». Ребенку предлагается образовать уменьшительное от существительного: «Кот — кот, дом — дом, вода — вода». Детям, которые проявляют больший интерес к такой игре, может быть предложена усложненная версия, в которой они должны выбрать уменьшительную форму прилагательного: «Синий — синий, старый — старый, сладкий — сладкий».
  • «Что что что?» Взрослый просит ребенка придумать как можно больше слов, чтобы описать предмет или явление: «Какое яблоко? (Красный, круглый, гладкий). Какая зима? (Холодно, снежно). Какие дети? (Умный, веселый, добрый, послушный)».
  • «Летает — не летает». Детям нужно внимательно слушать слова, которые они называют, и находить названия существ или предметов, которые могут летать. Если их называют, дети обозначают их аплодисментами или словом «да». «Слон, локомотив, самолет (да), кот, апельсин, бабочка (да), стол, диван, вертолет (да)». Так же проходят игры «Живое — неодушевленное», «Съедобное — несъедобное».
  • Найдите, где это. Ребенка просят внимательно осмотреться и найти рядом куст, дверь, окно, клумбу, картинку (в зависимости от места предметы будут разные), указать на них. В первой половине учебного года учитель сам называет расположение объекта (далеко, рядом, слева, сзади). Со второй половины это рекомендуется делать дошкольнику.
  • «Бывает — нет». Взрослый произносит текст, содержащий логические несоответствия, ребенок ищет ошибки на слух. «Пришла зима, распустились цветы, запели птицы. Осенью листья на деревьях стали зелеными. Летом дети лепят снеговика».
    Многие каламбуры требуют от дошкольника активной умственной деятельности
  • «Многие и один». Взрослый называет существительное во множественном числе, дошкольник — в единственном числе: «Много кукол — одна кукла, много медведей — один медведь, много облаков — одно облако».
  • «Есть и нет». Ребенку нужно рассказать, что в лесу, на реке, в детском саду, в городе и так далее, а что нет. «В лесу нет деревьев, животных, нет домов, нет машин». Первые два-три раза в игру можно играть с подсказками: «Есть ли игрушки в детском саду? (Да). А что с лесными зверями? (Нет)». Если дети проявляют повышенный интерес к игре, хорошо ориентируются в окружающем мире, игру можно разнообразить элементами фэнтези, отсылать к любимым детским сказкам, мультикам: «Что в земле волшебство? В мире Смешариков» , Фиксиков? » Вариант игры — «Где его найти?» (Где мы можем найти грибы? Игрушки? Корову? Пианино?).
  • «Завершите предложение.» Взрослый произносит начало предложения, ребенок должен его логически завершить: «По дороге… едет машина. Кролик любит поесть . морковь. Осенью птицы улетели… в теплые края».
  • «Что будет хорошо?» Ребенку нужно назвать предметы, которые умещаются на ладони, кузов, корзину, комнату.
  • «Необходимые подарки». Взрослый называет предметы, ребенок выходит, с кем их подарить (молоток каменщику, ремесленник, погремушка ребенку, орехи белке).
  • «Хорошо или плохо». Ведущий вкратце описывает ситуацию, дети определяют, правы ли его герои или нет. «Мальчик помог старухе отнести тяжелую сумку домой. Это хорошо или плохо? Девушка упала, и ее друзья засмеялись. Витя ел много сладкого. Дед и внук посадили яблоню ». В начале познания в игре взрослый объясняет, насколько ситуация хорошая или плохая; к середине года необходимо побуждать детей к самостоятельным оценочным суждениям.
  • «Наши помощники». Дети вместе со взрослым отвечают на вопросы: «Что умеют наши руки? (Взять, раскрасить, утюжить, вылепить). Ноги? (Бежать, прыгать, топтать) Глаза? (Смотри, моргай, прищуривайся) ». Варианты игры: «Кто чем занимается.
  • «Угадай по описанию». Ребенок отгадывает предмет по описанию признаков и свойств: «Круглый, резиновый, катящийся — мяч. Длинный теплый вязаный шарф. «Со второй половины учебного года взрослый и ребенок могут меняться местами: ребенок выбирает предмет, описывает его, а взрослый угадает. Как вариант, вы можете угадывать героев сказок, лакомства, игрушки, овощи и фрукты, то есть сузить круг поиска и облегчить ребенку задачу.
  • «Песни». В этой простой игре вы тренируетесь в правильном произношении звуков. Взрослый задает вопрос, дети должны четко, правильно воспроизвести «песню». «Как поет петушок? (Вороне.) Какая песня у волка? (Ох ох). Как мать качает ребенка? (Ааа). Как пыхтит ёжик? (FFF). Змея шипит? (Sss) «. Когда человек знакомится с игрой, «песни» озвучивает взрослый.
    В игре «Песни» необходимо следить за правильной артикуляцией губ малыша
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: