Содержание работы по обучению грамоте дошкольников
Дидактическая настольно–печатная игра для детей 6-7 лет «Что делать, если…»
Актуальность — создание условий для социализации дошкольников посредством обучения приемам самостоятельного поиска решений в нестандартных жизненных ситуациях.
Новизна — принципиально новый подход к проведению процедуры диагностики посредством организации игровой деятельности с воспитанниками (игры с правилами), позволяющий обеспечить оценку уровня освоения знаний ООП ДО по нескольким разделам образовательных областей в рамках требований ФГОС ДО.
Цель: определить уровень освоения воспитанниками 6-7 лет знаний по разделу «Безопасность» в направлениях «Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье».
Задачи:
Создание условий для развития (или диагностики) коммуникативных навыков дошкольников 6-7 лет.
Создание условий для формирования (или диагностики) умения следовать правилам игры до конца.
Формирование положительной мотивации к познавательной и игровой деятельности.
Формирование адекватного отношения к положительным и отрицательным результатам игры.
Формирование правил и норм взаимоотношения со сверстниками и взрослым.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.
Формирование правил безопасного поведения; поиска разнообразных способов решения жизненно опасных ситуаций в природе, быту, на улице, в социуме.
Возраст: подготовительная группа.
Материалы: круглое игровое поле, разделенное на 6 секторов, каждый из которых имеет соответствующую надпись: «Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье», «Ребенок и другие люди», «Сюрприз». В центре игрового поля крутящаяся стрелка.
По 5 карточек с вопросами по каждому сектору игры. 5 карточек сектора «сюрприз».
Правила игры: перед началом игры все карточки раскладываются взрослым на соответствующие разделы игрового поля.
Броском кубика определяется очередность играющих: начинает тот, у кого выпало большее число точек на кубике.
Первый играющий вращает стрелку и берет карточку с того раздела игрового поля, на который указала остановившаяся стрелка — указатель, стараясь правильно ответить на вопрос, указанный в выбранной им карточке.
Если игрок правильно отвечает на вопрос, забирает карточку себе, если же не может ответить — передает ответ соседнему игроку (по часовой стрелке). Ответивший правильно забирает карточку.
Следующий ход переходит рядом сидящему игроку по часовой стрелке.
Игра продолжается по такому же принципу.
Если стрелка выпадает на сектор «сюрприз», игрок берет верхнюю карточку данного сектора и выполняет предложенное в ней задание:
- «+1 ход» — снова вращает стрелку и делает дополнительный ход;
- «-1 ход», «-2 хода» — пропускает один или 2 хода;
- «отдай свою карточку любому игроку» — по своему усмотрению играющий отдает карточку любому игроку;
- «выложи любую свою карточку» — на свое усмотрение игрок убирает у себя любую карточку и кладет ее на стопку соответствующего сектора.
Использованные карточки сектора «сюрприз» складываются в низ стопки, лежащей на игровом поле.
Выигрывает тот, у кого накопятся все 5 карточек одного сектора («Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье» или «Ребенок и другие люди»).
Если же в игре таковых нет, то побеждает тот, кто набрал больше всех карточек, т. е. правильно ответил на наибольшее количество вопросов.
Литература:
Основная общеобразовательная программа МБУ детского сада № 56 «Красная гвоздика» г. Тольятти на 2013-2014 уч. г.
Функции дидактических игр
Обучение – сложный процесс. Однако если заниматься в игровой форме, у детей появляется заинтересованность. Психологи и педагоги выделяют такие функции игры:
- Развлекательная. Ребёнок заинтересовывается, у него пробуждается интерес к занятию.
- Коммуникативная функция – это норма поведения, которая усваивается детьми.
- Самореализация. Ребёнок учится всему, что его окружает. Он с каждым днём всё больше реализовывается.
- Терапевтическая. Дети учатся преодолевать трудности, находить компромиссы со сверстниками, слушать более опытных людей.
- Диагностическая. Эта функция помогает воспитателям, психологам и родителям понять нормы и отклонения поведения.
- Коррекционная. Ребёнок ежедневно меняется в лучшую сторону. Он учится работать над собой и видеть свои ошибки.
- Социализация. Учит детей общаться в обществе.
Педагог А. Макаренко утверждал, что с помощью игр воспитывается воля, коллективизм и формируются практические навыки. Если детям интересно проводить время на занятиях, тогда они не устают, а поддерживается их трудоспособность.
Слайд 6МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Инта Республика
Коми
ЗАДАЧИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
1. Использование различных моделей измерения протяженности слов и овладение действием подбора слов заданной слоговой структуры.2. Овладение смыслоразличительной функцией звука.3. Освоение действия звукового анализа трех звуковых слов.4. Овладение ориентировкой в качественной характеристике звуков: вычленение гласных.5. Овладение действием звукового анализа четырехзвуковых слов. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.6. Освоение действия выполнения словесного ударения. Дифференциация ударных и безударных гласных звуков.7. Овладение действием звукового анализа пятизвуковых слов. Дифференциация звуков по качественной характеристике.8. Подготовка руки к письму.
Обучение развитию речи при помощи дидактических игр
Детям нужно давать не только представление об экологии. Необходимы дидактические игры по развитию речи. Подготовительная группа – это важный период ребёнка. Благодаря играм дети пополняют словарный запас, учатся правильно говорить, выражать и формулировать свои мысли.
Кукольный театр — это первая игра, благодаря которой у детей развивается фантазия и пополняется словарный запас.
Дидактическая игра «Найди лишнее слово»
Цель: развивать память, пополнять словарный запас, закреплять материал.
Воспитатель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача дошкольника найти лишнее слово. Пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.
Игра: «кто знает больше?»
Цель: закреплять и учить слова, определять их значение.
Материал: карточки животных, цветов, мебель и т. д.
Воспитатель предлагает детям перечислять животных. Она называет: медведь, заяц. Дети по очереди продолжают. Потом переходят к цветам, овощам, фруктам и т. д. Для дошкольников задания по развитию речи довольно сложные. Поэтому не ругайте, а терпеливо ожидайте, когда ребёнок вспомнит название. Для детей интересны дидактические игры.
Слайд 16МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Инта Республика
Коми
6. Освоение действия выполнения словесного ударения. Дифференциация ударных и безударных гласных звуков
Ударение помогает представить слово единым целым.
Приемы:предлагаем дошкольникам произнести слово быстро и тихо, шепотом;нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет, объект (даже если он и неодушевленный): кни-и-жечка! Ру-у-чка!попробовать с удивлением спросить, подставив слово «это»: «Это машина?» В этих случаях ударный слог становится более различим.использовать маленький эксперимент, опыт, состоящий в намеренной перестановке ударения: «Попробуем произнести слово с ударением на первом слоге. Так говорят? На втором? А на третьем? Неправильный вариант окажется тем фоном, на котором более заметным, отчетливым станет верный. Так сопоставления контрастных вариантов помогает ребенку учиться слышать слово, развивает его фонетический слух и позволяет показать различительную роль ударения.
Игры для социально-коммуникативного развития
Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.
Игра «Волшебная палочка»
Цель: учить общению со сверстниками.
Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.
Игра «Большой секрет для дружной компании»
Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.
Данная игра проводится с группой детей (5 – 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.
Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.
Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:
- уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
- предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
- договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
- задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.
Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.
Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.
Игра «Магазин вежливости»
Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.
Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).
Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.
Значение дидактических игр в подготовительной группе детского сада
Обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий воспитанников. К примеру, чтобы помочь медвежонку стать школьником, ребята должны научить его считать, а для этого, по правилам игры, сначала «учителя» по очереди берут по одной вишенке, кладут её в корзинку, называя при этом порядковый номер лакомства и завершая каждый раз подсчётом общего количества ягод.
Дидактические игры учат дошкольников учиться
Цели и задачи дидактических игр
Целевыми направлениями организации и проведения дидактических игр являются:
- развитие воображения, наблюдательности, памяти, а также скорости мышления;
- отработка алгоритмов выполнения последовательности учебных действий (например, чтобы прочитать слово, потребуется разбить его на слоги, а для решения простых арифметических примеров на сложение и вычитание нужно сначала выполнить действия на счётных палочках);
- работа над развитием произвольного внимания, его концентрацией и переключаемостью;
- подготовка руки к письму;
- развитие речи;
- воспитание чувства сопричастности к коллективу, состоящему из сверстников и взрослых;
- поощрение инициативы в поиске нестандартных решений дидактических заданий.
Соревновательные дидактические игры развивают у старших дошкольников целеустремлённость и волю к победе
На реализацию этих целей направлено систематическое решение таких задач, как:
- развитие умения сравнивать объекты по разным признакам (например, по общей принадлежности — овощи, фрукты, по частным деталям — сезону созревания, месту произрастания и пр.);
- расширение словарного запаса, а также набора невербальных средств выразительности (мимики, жестов);
- отработка навыка классификации по внешним признакам (игрушки по форме, цвету), а также по назначению (тетради, ручки используются в учебной деятельности, а веники, лопаты — в трудовой);
- автоматизация умения определять объект по одному-двум основополагающим признакам (например, сумчатое животное, живущее в Австралии — кенгуру);
- тренировка навыка быстро запоминать последовательность, расположение предметов, указывать на лишний в ряду и объяснять свой выбор (к примеру, в игре «Третий лишний» дети определяют, что в ряду «дорожный знак, колпак волшебника, циферблат часов» лишним будет последнее, так как первые 2 треугольной формы).
В играх ребята учатся сравнивать, анализировать, объяснять
Психолого-педагогические требования к играм
Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):
- Игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится. Например, выполнение простых арифметических операций на счётных палочках определено программой, но это должны быть примеры в одно действие, потому что более сложные арифметические операции дошкольникам будет выполнить сложно. С другой стороны, использование этого же материала для составления геометрических фигур — слишком простое задание для ребят 6–7 лет, приемлемое лишь в начале года в качестве повторения изученного материала.
- Любая игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.
Игра должна быть интересной детям 6–7 лет и соответствовать уровню их развития
Дидактические игры как тема по самообразованию воспитателя подготовительной группы
ФГОС установлено, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности педагог занимается самообразованием, то есть повышением уровня знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами. Дидактические игры в качестве вопроса по самообразованию педагога подготовительной группы представлены в рекомендованном ФГОС перечне методических вопросов и прямо, и опосредованно.
Примеры тем по самообразованию воспитателя подготовительной группы в данном направлении:
- Дидактическая игра как форма обучения детей старшего дошкольного возраста.
- Руководство игровой деятельностью детей подготовительной группы.
- Дидактические игры в обучении детей грамоте, основам математики.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному детству.
- Развитие игровой деятельности у детей подготовительной группы.
- Развитие математических способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников посредством дидактических игр.
Все те новые методические приёмы, с которыми педагог сталкивается теоретически, нужно опробовать на практике
Как разрабатывается тема по самообразованию
Работа по самообразованию, будучи непрерывной, подразумевает ежегодную разработку новой темы. При этом обычно тематика носит сквозной характер и с каждым разом лишь немного видоизменяется. Рассмотрение дидактических игр в качестве основного или сопутствующего элемента темы по самообразованию так же, как и любая другая тема, требует выполнения определённого алгоритма работы:
- Освоение теории. Этот этап длится с августа по сентябрь и включает изучение литературы по проблеме, формулировку целей и задач работы, составление системы реализации теории на практике, а также прогноз конечного результата и формы отчёта.
- Практика, то есть проведение дидактических игр на занятиях с целью освещения того или иного аспекта работы с ними, а также коррекционные мероприятия, связанные с ошибками введения игр в учебно-воспитательный процесс.
- Этап подведения итогов. Оценка результатов может быть промежуточной, то есть в процессе работы, и финальной, которая проводится в апреле–мае. Итоговый отчёт обычно представлен презентациями, смонтированными видеороликами, фотоотчётами, а также печатными работами педагога, составлением самоанализа.
Наиболее продуктивной формой усвоения детьми программного содержания учебных дисциплин является дидактическая игра. Она даёт возможность ребятам не только получить знания, но и приобрести опыт социализации и коммуникации. Эти преимущества доступны только в том случае, если педагогом обучающая игра была тщательно спланирована, организована и проведена с привлечением подходящих материалов предметно-развивающей среды. А помочь воспитателю в теоретическом освоении этих вопросов может работа над темой по самообразованию, прямо или опосредованно связанная с дидактическими играми.
Дидактические игры для старшей группы детского сада
Дидактические игры, предназначенные для дошкольников 5-6-летнего возраста, подразумевают выполнение сложных задач, формируют правильные взаимоотношения. В этой возрастной группе образовательный и развивающий процесс строится в форме основных занятий, а посредством игр дети закрепляют полученные знания и навыки. Значимую роль играет соревновательный процесс, способствующий правильному эмоциональному развитию и установлению положительного контакта с окружающими людьми.
Мяч слови – цвет назови
Дети становятся в круг. Станьте в центре, бросайте мяч поочередно каждому игроку, при этом называйте определенный цвет. Задача игрока – назвать объект с соответствующей окраской, затем бросить мяч обратно. Например: оранжевый – апельсин, абрикос, морковка. Или: фиолетовый – баклажан, слива, виноград, сирень.
Обобщение
Игроки становятся в ряд. Бросайте каждому из них поочередно мяч, предварительно назвав обобщающее понятие. Дети должны назвать объекты, соответствующие обобщению. К примеру: фрукты – яблоко, апельсин, персик, груша, абрикос, лимон.
Дорисуй
Для игры распечатайте карточки, изображающие фигуры, которые могут стать частью какого-либо объекта. Ламинируйте изображения так, чтобы по ним можно было рисовать маркерами с возможностью стирания линий.
Покажите детям карточки, спросите на что похожи фигуры. Раздайте картинки игрокам, чтобы они дорисовали на них то, что представляют. Затем сотрите изображения, поменяйте карточки между игроками. И так, пока каждый ребенок не пофантазирует над всеми фигурами.
Вспомни и найди
Игру следует организовать в просторном помещении, в котором детсадовцы хорошо ориентируются. Разложите на полу любые игрушки. Попросите игрока внимательно посмотреть на них, запомнить расположение. Затем завяжите ребенку глаза платком. Игровая задача – вслепую отыскать разложенные на полу предметы.
Колумбово яйцо
Для игры распечатайте шаблон яйца, затем разрежьте по линиям на 10 фигур. Из этих фигур можно создавать самые разные силуэтные изображения. Дошкольников такое занятие необычайно увлекает, развивает воображение.
Кто быстрее соберет предметы
Игра соревновательная. Для нее подготовьте карточки, изображающие предметы, которые относятся к разным профессиям. Для каждого игрока, или для группы игроков, если детей много, определите профессию. Игровая задача – быстрее остальных отыскать в ворохе три картинки, относящиеся к заданной профессии. Например: повар – колпак, кастрюля, черпак. Или: врач – белый халат, градусник, шприц. Или: швея – нитки, ножницы, швейная машинка. Или: строитель – каска, дрель, мастерок.
Дорисуй
Раздайте игрокам картинки, изображающие объекты с недостающими частями, например, собаку без хвоста, дом без окон, машину без колес. Дети должны сказать, чего не хватает на картинке, дорисовать эту часть.
Цели дидактических игр в детском саду
Дидактические игры способствуют всестороннему развитию ребенка дошкольного возраста.
Их цели:
- формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- закрепление знаний о цветах;
- знакомство с геометрическими объектами;
- формирование представлений о правильных и неправильных действиях, поступках;
- воспитание положительных личностных качеств, умения взаимодействовать с окружающими;
- знакомство со счетом и численными характеристиками;
- развитие памяти, речевых навыков, концентрации внимания, умения логически мыслить;
- эмоциональное и творческое совершенствование, развитие воображения;
- улучшение мелкой моторики, общей координации и двигательной реакции;
- развитие дыхательной способности.
Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками
Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.
Словесные приёмы
Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.
Объяснение
Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний
Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета
Загадки
Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:
- Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый… (Боровик).
- Догадайтесь-ка, ребята:Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушко.Как зовут его? (Волнушка).
- С ним в лесу никто не дружен,И в лукошке он не нужен.Мухи скажут: «Это мор!».В красной шляпке… (Мухомор).
- На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная… (Поганка).
Короткие истории
На своём опыте я убедилась, что небольшие по объёму сказки-рассказки перед игрой — самый удобный мотивационный приём
С его помощью педагогу удаётся полностью завладеть вниманием ребят и мотивировать их на дальнейшую деятельность. Причём необязательно придумывать истории, напрямую связанные с игрой, сюжет может касаться её опосредованно
Например, когда герой попадает в сложную ситуацию, чтобы его выручить, моим воспитанникам приходится участвовать в игре или играх. Так, при изучении букв я рассказываю детям о том, что такой же материал сейчас проходят Лунтик с Кузей. Только вот огорчение: Кузя 2 дня жил у бабушки, которой помогал по хозяйству, и пропустил несколько занятий. Давайте поможем Лунтику объяснить другу, какие звуки мягкие, а какие твёрдые. И для этого сыграем в игру «Волшебный мешочек»: Лунтик будет доставать карточку с изображением, а вы, проговаривая слово, определять, твёрдый или мягкий звук стоит в начале.
Короткие истории можно придумывать не только о животных, сказочных персонажах, но и о фруктах, овощах
Чтение
В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать
Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках
И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.
Многие дидактические игры в ДОУ строятся на сюжетах предварительно прочитанных с воспитанниками произведений
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:
- картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё;
- демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).
Практические приёмы
Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:
- рисунков (к примеру, зарисовать героев игры);
- аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием);
- поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).
Итогом серии тематических игр может быть групповая поделка воспитанников
Слайд 11МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. Инта Республика
Коми
Этапы работы над ЗАС:1 этап: произнесение слова с интонационным выделением первого звука, называние звука изолированно.2 этап: обозначение этого звука фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек).3 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется второй звук слова, указка задерживается под второй клеточкой и синхронно с этим произносится второй звук.4 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова третий звук слова — указка задерживается под третьей клеточкой и синхронно с этим звук произносится громче, четче всех других звуков.
Методика классификации
Есть несколько критериев классификации игр и разделения их на группы. Это дает возможность подобрать занятие, максимально подходящее под конкретные педагогические задачи.
Самостоятельное занятие
Подбор материалов для занятий
В зависимости от содержания занятия делятся на различные виды, направленные на совершенствование того или иного навыка у детей. В соответствии с этим используются различные материалы, такие как:
- игрушки;
- картинки;
- различные бытовые предметы;
- настольные игры, распечатать которые можно самостоятельно.
Роль воспитателя в организации игр
Исходя из типа занятия, уровня подготовки группы и их самостоятельности, влияние воспитателя на процесс может быть как основным, например, в качестве ведущего, так и второстепенным, когда он наблюдает со стороны и лишь при необходимости направляет действия в нужное русло.
Дидактические игры для подготовительной группы детского сада
В подготовительной группе дошкольники готовятся к переходу в первый класс, получают важные знания и умения. Поэтому применимы сложные дидактические игры преимущественно образовательной направленности.
Поезд для животных
Для игры сделайте из картона поезд с 3-мя вагонами: первый для зверей, второй для птиц, третий для насекомых. Распечатайте картинки, изображающие представителей фауны. Игровая задача – правильно разложить картинки по вагонам.
Человек или природа
Дети становятся в круг. Бросайте каждому из них по очереди мяч, спрашивая наугад «Что сделал человек?» или «Что сделала природа?». В первом случае ответами будут, например, «автомобиль», «завод», «дом», «одежда». А во втором «дерево», «река», «камень», «гнездо». Игрок, затрудняющийся с ответом, выбывает из круга. Победителем становится последний, давший правильный ответ.
Назови растение
Произнесите звук, а игроки должны вспомнить начинающиеся с него растения. К примеру: А – астра, арбуз, апельсин, ананас, алоэ, акация, алыча.
Облака
В погожий день, когда в небе плывут кучевые облака, выведите воспитанников на прогулку. Пусть каждый выберет облако, расскажет, что оно ему напоминает.
Дидактические игры для младшей группы детского сада
В 2-3-летнем возрасте дети активно знакомятся с окружающим миром, узнают основные понятия. Дидактические игры в этой возрастной группе простые, подразумевают одно действие. Рекомендуются групповые игры, они учат малышей соблюдать коллективные правила, формируют навыки общения и взаимодействия для достижения целей.
Отыщи пару
Для игры подготовьте картинки варежек и шапочек 4-х цветов: зеленого, красного, желтого, голубого.
Расскажите детям, что куклы собираются на прогулку. Шапочки они уже надели, а варежки такого же цвета подобрать не могут, нужно им помочь. Хаотично разложите картинки на столе. Задача играющих – найти для каждой шапочки подходящие по цвету варежки.
Играть могут несколько человек, каждый подбирает свои 4 пары. В этом случае можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто первым подберет все 4 пары варежек к шапочкам.
Слушай внимательно
Раздайте воспитанникам по флажку. Включите музыку или, при наличии музыкальных способностей, играйте на каком-либо инструменте. Когда музыка звучит тихо, дети должны сидеть спокойно, опустив флажок. А когда музыка начинает играть громко, воспитанники поднимают флажок над головой, размахивают им.
Сделай бусы
Для игры подготовьте шнурки и бусины 4-х цветов: красного, голубого, зеленого, желтого.
Расскажите воспитанникам, что куклы собрались на именины, но им нечем себя украсить. Предложите сделать бусы, покажите детям шнурки и коробку с разноцветными бусинами. Задача – выбрать из коробки бусины определенного цвета, нацепить их на шнурок аналогичного колера.
Игра может быть соревновательной. Играют 4 ребенка, каждый делает бусы заданного цвета. Справившийся быстрее остальных становится победителем.
Найди свою пару
Для игры сделайте картонные геометрические формы разных цветов. Фигуры распределите попарно по числу игроков.
Положите картонки в коробочку, попросите детей вынуть по одной. Пусть игроки рассмотрят фигуры, затем найдут такую же у товарища. Повторять действие можно много раз. Можно его усложнить, разделив геометрические формы не только по цветам, но и размеру.
Собери картинку
Подготовьте для игры картинки, изображающие знакомые дошкольникам предметы, разрежьте их на 4 части. Также расставьте перед детьми реальные предметы, соответствующие изображениям.
Задача игроков – собрать картинку. Игрок, выполнивший задание, соотносит получившееся изображение с реальным объектом. Побеждает тот, кто первым соберет картинку, правильно укажет на соответствующий ей предмет.
Плохой или хороший поступок
Распечатайте для игры картинки с сюжетами положительного и отрицательного характера. Пусть воспитанники рассмотрят изображения, оценят поступки персонажей. Например: «Мальчик дернул девочку за косичку. Девочка заплакала. Он поступил плохо».
Бабочки летят
Для игры вырежьте из цветной бумаги 5 бабочек. Каждую подвяжите на нить 50 см. А нить закрепите на веревке, протянутой горизонтально. Расстояние между фигурками должно быть примерно 40 см, а высота их расположения должна соответствовать уровню глаз дошкольника.
Расскажите, что бабочки красиво летают. Подуйте на одну из них, попросите воспитанников сделать то же самое. Дети поочередно становятся возле бумажных фигурок, дуют на них. Игра соревновательная, побеждает тот, у кого бабочка дальше пролетит. Следите, чтобы игроки держали спину прямо, не напрягали плечи при выдохе, не раздували щеки. Каждый игрок делает один выдох, причем он должен длиться не больше 10 секунд, иначе может начаться головокружение.
Игры для художественно-эстетического развития
Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.
Игра «На что похожи облака»
Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.
Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.
Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.
Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.
1 вариант. Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.
2 вариант. На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы – бабочки», «Гномик – домик» и т.д.
Игра «Разрисуй тарелку»
Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.
Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.
Далее воспитатель сообщает о том, что дети могут сами попробовать стать художниками и украсить тарелку на свой вкус
Он может обратить внимание на то, что в орнаменте рисунок должен повторяться
В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.