Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы
Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала
Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
Источники
- https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/10-sposobov-uluchsheniia-dikcii-dlia-detei-podrostkov-i-vzroslyh-5c5c01e547702100adac2958
- https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/uprazhneniya-dlya-diktsii-u-detej-i-vzroslyh/
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/uroki-i-uprazhneniya/razvitie-diktsii-rebenka-s-pomoshhyu-skorogovorok.html
- https://deton-vrn.ru/drugoe/skorogovorki-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-i-diktsii-u-detej.html
- https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%B8-%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8/
- https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/10-moschnejshih-uprazhnenij-dlya-razvitiya-dikcii-1280515/?vksrc=vksrc1280515&vkcachebuster=344209224450900977878
- https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-dikcii-rebenka-v-domashnix-usloviyax
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки
Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь
При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры
Упражнения для красивой речи
Рассмотрим 7 основных видов упражнений для развития ораторского дара.
- Подбор слов по теме. Родитель задает область – например, животные. Задача ребенка 7-8 лет – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.
- Поясни. Ребенок должен как можно подробнее описать загаданный родителем предмет.
- Сделай словесную копию. Родитель зачитывает небольшое предложение из книги, подходящей по возрасту, задача ребенка – дословно повторить.
- Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
- Разбор пословиц. Они учат меткости, образности, поэтому можно прочитать несколько подходящих по возрасту вариантов и обсудить смысл.
- Найди перемену. Игра отлично развивает умение формулировать точные вопросы и доказывает их значимость. Суть такова: малыш осматривает комнату (или какую-то ее зону), стараясь по максимуму запомнить расположение предметов. Затем отворачивается, родитель вносит какое-либо изменение. Задача ребенка – при помощи наводящих вопросов вычислить, что же произошло.
- Найди отличие. Ребенку дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.
Еще один эффективный прием – составление рассказа по картинке. Подойдет он для детей 10-12 лет и даже для ребятишек помладше. Задание простое – мама показывает иллюстрацию, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки.
Не стоит ругаться, если у ребенка пока получается плохо. С каждым занятием результат будет все лучше и лучше, словарный запас расширится, умение подбирать слова улучшится.
Рекомендации для родителей
Чтобы домашние уроки действительно пошли во благо, необходимо учитывать советы специалистов:
Очень важно вызвать у ребенка неподдельный интерес к обучению, а не насильно заставлять его учиться.
Следует обращать внимание на характер и темперамент ученика. Если холерики и сангвиники сами нередко «рвутся в бой», то флегматикам и меланхоликам нужна поддержка.
Необходимо активно использовать современные приемы, в частности ролевые игры, тренинги, для детей помладше идеально подойдет кукольный театр.
Нужно постоянно репетировать дома публичные выступления, периодически меняясь с ребенком ролями – становясь то оратором, то публикой.
Стать живым примером
Авторитетом для младшего школьника выступают его родители, поэтому можно показать ребенку, как они владеют своей речью, прочитав выразительно небольшой текст.
Побольше импровизации
Следует включить в ритм жизни своей семьи домашние концерты, где каждый выступит со своим номером. Такие вечера не только сплотят родственников, но и помогут раскрепоститься, проявить творческое начало, поупражняться в умении работать на публику.
Следует предоставить ученику свободу в выборе материала. Если он хочет, пусть читает выразительно сказку. Если нет – пусть декламирует стихотворение.
Использовать средства записи. Многие смущаются, если приходится прослушивать или смотреть собственные выступления, а меж тем это отличный прием, позволяющий со стороны посмотреть на собственные ошибки и понять, как можно было их избежать.
Для полной достоверности мама или папа должны внимательно слушать выступление малыша, а не просто присутствовать. В противном случае интерес юного оратора быстро угаснет.
Надо постараться с детских лет приучить ребенка к чтению, поскольку оно поможет обогатить лексикон и сделать речь более грамотной.
Что такое дикция и почему она важна?
Устраиваясь на работу или просматривая вакансии, вы наверняка встречали в требованиях к кандидатам модное слово «коммуникабельность». Это способность общаться. Люди с таким навыком быстрее адаптируются в новой среде, легко контактируют с окружающими, во время разговора чувствуют себя уверенно. Ценными качествами коммуникабельных сотрудников являются интеллигентность и эрудированность, а также грамотно поставленная речь. Они говорят четко и понятно, и хорошее произношение слов помогает:
Легко доносить мысли до других. Даже в личной жизни без этого не обойтись. Люди должны вас понимать
Четкая дикция облегчает восприятие информации;
Удерживать внимание слушателей. Искажения звуков вынуждают окружающих тщательно вслушиваться
Это замедляет осмысление, отвлекает внимание;
Оказывать влияние на аудиторию. Красиво поданный рассказ производит нужное впечатление, заставляет серьезно отнестись к словам.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это особый вид упражнений, направленных на органы, отвечающие за воспроизведение звуков. Это мимические мышцы, губы и в первую очередь язык. Язык является главным органом речи. Укреплять и развивать его тонус необходимо для того, чтобы сделать речь более чистой и помочь ребенку в освоении сложных звуков.
Виды артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика бывает активной и пассивной. Активная форма предполагает самостоятельное выполнение ребенком упражнений. Она применяется в тех случаях, когда ребенок сам без труда может освоить и воспроизвести артикуляционные упражнения.
Бывают сложные случаи, когда ребенок не в состоянии сам выполнять упражнения. Например, такое случается вследствие поражения нервной системы и нарушения подвижности органов речи. Тогда взрослый помогает ребенку выполнять упражнения при помощи рук или особых приспособлений – зондов, щеток и шпателей.
Принципы артикуляционной гимнастики
Существует несколько правил, соблюдая которые вы сможете добиться правильного выполнения артикуляционной гимнастики ребенком и привить ему привычку с удовольствием ею заниматься. К таким принципам относятся:
- Регулярность. Лучше уделять гимнастике всего пять минут, но ежедневно, чем целый час один раз в неделю.
- Удобство. Необходимо выполнять гимнастику в комфортной ребенку позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно.
- Игровая форма. От гимнастики не будет толку, если ребенок будет воспринимать ее как необходимую задачу, а не интересную игру. Обязательно обыгрывайте с ребенком то, что или кого вы изображаете.
- Целесообразность и постепенное усложнение. Цель артикуляционной гимнастики – развитие тех участков органов речи, которые пока у ребенка развиты слабо. Поэтому следует подбирать такие упражнения, справиться с которыми ребенку будет не слишком просто. Не переборщите со сложностью, но и не давайте ребенку только те упражнения, которые получаются у него легко – иначе эффекта от упражнений просто-напросто не будет.
- Правильное отношение. Артикуляционная гимнастика – это хороший помощник, но не панацея в случаях серьезных нарушений речи у ребенка. Если вы столкнулись со сложностями, обратитесь за консультацией к логопеду, и он составит для вас верную программу по исправлению дефектов речи.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
- Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
- Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
- Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
- Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
- Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.
Упражнения для разминки языка:
«Лошадка» – необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;«Лопатка» – открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.«Конфетка» – надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.
«Маятник» – необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.
«Иголочка» – максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.
«Грибочек» – дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.
«Индюшок» – высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).
«Кружечка» – открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.
«Барабанщик» – необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».
Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
- Скороговорка про китайцев: Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
- Чего нет: Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,Нет интереса – нет и вопроса.
- Пир у Киры и Фиры: У Киры и Фиры В квартире был пир:Факир ел зефир и Кефир пил Факир.А Фира и Кира Не пили кефира,Не ели зефира –Кормили факира.
- Ежевика и земляника: Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,варенье земляничное вы ежедневно ели.
Что такое сценическая речь и какую роль она играет для актера
«Сценическая речь помогает актёру передать образ и характер персонажа, помочь зрителю почувствовать его эмоции, чувства, переживания», — считают в студии «Ирбис».
Это одно из качеств, которым должен обладать каждый, кто выступает перед публикой. Вне театральной жизни все так или иначе сталкиваются с выступлениями. Это могут быть рассказы стихотворений перед одноклассниками, защита курсовой работы или презентация отчета перед коллегами. То, как человек говорит, может произвести как положительное, так и негативное впечатление.
Наставники подчеркивают, что тихое, невнятное произношение с «проглатыванием» звуков выдаст неуверенного человека
В то же время четкая дикция, объемное звучание и громкость помогут заинтересовать, притянуть внимание и даже заслужить доверие
Ораторское мастерство изучается во всех лицедейских студиях, ведь без этого навыка игра актера выглядит невыразительно и скучно. Дети учатся артикулировать, работать с диапазоном звука, понимать язык тела и жестов, легко запоминать текста и стихотворения. Цель таких тренингов — научить ораторскому искусству и поспособствовать развитию речи дошкольников и подростков.
Достичь этого можно за девять месяцев — команда профессионалов познакомит каждого ребенка от 4 до 17 лет с основами сценической речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, и включает мировые актерские техники.
Помимо речевого развития, студийцы посещают мастер-классы по актерскому мастерству и сценическому движению. Дополнительно к этим дисциплинам малыш может научиться вокалу.
Развитие голоса и дикции у взрослых
Почему так важно заниматься развитием дикции у детей
Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить
Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:
- Нарушение произношения звуков;
- Отсутствие некоторых звуков в речи;
- Замена глухих звуков на звонкие;
- Сокращение длинных и сложных слов;
- Перестановка слогов местами;
- Смягчение звуков;
- Замена звуков на сходные по звучанию.
В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.
Этапы выполнения упражнений для улучшения дикции
Как и в любых упражнениях, так и при работе над дикцией важно придерживаться главного принципа — поэтапности. Поэтому при выполнении упражнений для развития дикции необходимо соблюдать определенные этапы, а именно:
- Артикуляционная гимнастика.
- Изолированное произношение звуков.
- Дыхательная гимнастика.
- Скороговорки и чистоговорки.
Выполнять вышеперечисленные развивающие упражнения необходимо последовательно на каждом занятии по формированию правильной артикуляции и по работе над правильной дикцией.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения требуются, чтобы подготовить артикуляционный аппарат и разогреть речевые органы, которые участвуют при произношении тех или иных трудных звуков.
К результативным артикуляционным упражнениям можно отнести:
- «Орешки» — давить язычком на щеки по очереди в течение 10 минут;
- «Чистим зубки» — вращать язычком по кругу в разные стороны, касаясь верхних и нижних зубов в течение 10 минут;
- «Хоботок и улыбочка» — попеременно складывать губы трубочкой и вытягивать вперед, а затем широко улыбаться, показывая зубки, на протяжении 10 минут;
- «Рожицы» — показывать разные гримасы, корчить рожицы, развивая мимические мышцы.
Данный комплекс артикуляционных упражнений для дикции подготовит речевые органы, мышцы лица для дальнейших тренировочных заданий, а также позволит подготовить артикуляционный аппарат к проговариванию трудных звуков.
Изолированное произношение звуков
Наиболее сложным в произношении являются согласные звуки, но именно они несут речевую нагрузку, которая помогает различать слова по смыслу
Поэтому важно научиться проговаривать их четко, не смешивать в речи со схожими звуками
Многие согласные имеют пару по месту или способу образования
И очень важно не путать данные пары
На данном этапе используются такие задания, как:
- Четкое произношение взрывных согласных звуков (б-п; т-д; г-к).
- Добавить после согласного гласный и четко произносить слоги (па — ба; то — до…).
- Четкое и громкое произнесение звонких согласных в конце слова, несмотря на то что при говорении звонкие согласные на конце слова оглушаются. В этом задании требуется их произносить звонко.
- Прорабатывать трудные сочетания и четко проговаривать слоги с сочетаниями согласных звуков (мра, лру, тфи и т.д.).
При выполнении данных упражнений для развития дикции необходимо контролировать положение органов артикуляции, поэтому выполнять их нужно перед зеркалом
А при проговаривании сонорных звуков , важно ладонью ощущать вибрацию голосовых складок
Дыхательная гимнастика
Дыхание очень важно при говорении. Важно, чтобы воздуха хватало, чтобы проговорить целиком фразы, а не дышать в середине
Для формирования правильного вдоха и выдоха при проговаривании фраз можно выполнять следующие упражнения:
- Приоткрыть рот, но делать вдох и выдох можно только через нос (2–3 минуты).
- Выполнять вдох через нос, а выдыхать через рот. При выполнении данного упражнения следует контролировать подъем живота при вдохе и опускание при выдохе.
- Осуществлять по несколько раз вдох сначала через одну ноздрю, затем через другую.
- Вдохнуть через нос и резко выдохнуть через рот или можно выдыхать толчками.
Выполняя данные задания, можно развить дыхательную систему и научиться проговаривать длинные фразы на одном выдохе. Кроме того, они очень важны для певцов и вокалистов, где требуется долгое время тянуть звуки или на одном выдохе проговаривать длинные фразы.
Скороговорки и чистоговорки
Проговаривание чистоговорок и скороговорок отлично улучшает дикцию человека, так как они часто содержат трудные сочетания звуков, а произносить их необходимо быстро.
Работать по данному направлению тоже необходимо поэтапно, а именно: проговаривать медленно, разбить на части, проговаривать чисто и четко каждую часть тихо, увеличивать громкость и скорость произнесения каждой части, соединить части и отработать интонационно целую скороговорку.
Для усложнения задачи можно набить рот орехами или конфетками, чтобы придать новую нагрузку на речевой аппарат.
Специалисты нашего Центра помогут подобрать упражнения для работы над дикцией каждого пациента индивидуально, ориентируясь на его проблемы.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки – рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
- Мышка: Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –Мышка забыла про кошку!
- Кощей: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
- Сорок сорок: Хитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.
- Попугай: Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:Попугай, попугай, попугай!
- Карасёнок: Карасёнку раз карась Подарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!