Восстановление оптико-пространственного гнозиса у пациентов с последствиями онмк при помощи игровой системы «соты кайе»

Слайд 11 Проведение с детьми с сенсорными нарушениями занятий на основе

игры «Иллюзии Кайе» поможет развитию зрительного и слухового анализаторов;
игры

с летающими игрушками («Вертокрыл», «Планер», «Летающая тарелка», «Бумеранг») позволят детям овладеть действиями с предметами заместителями. Автором предлагаются и примеры интеллектуальных занятий для решения несложных задач, а также варианты применения различных предметов и материалов, которые способствуют развитию слухового восприятия, познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Вследствие этого, мы планируем дальнейшее экспериментальное изучение возможностей использования игровых приемов В.А.Кайе в коррекционно-педагогической работе по адаптации старших дошкольников с нарушенным слухом к социальной среде, и показать результаты исследования в следующих публикациях.
 

.

Слайд 5СТРАТЕГИИ

1. Ассортиментная — изобретаю то, чего нет на мировом и отечественном рынке игрушек и игр (т.е. инновационный продукт), не просто игру , а новую систему. 2. Методическая сам сначала досконально изучаю возможности системы, — разрабатываю подробное методическое пособие к системе, — проверяю возможности системы на игротеках и интеллектуальных занятиях с детьми, — провожу фото сессии примеров сборки композиций, методик крепления элементов, методик игры и интеллектуальных занятий с детьми, фото и видео сессии игротек и занятий с детьми, — дополняю методическое пособие по результатам практики применения системы и моим дополнительным исследованиям системы, — разрабатываю одну и ту же систему в разном масштабе и из разного материала, например , «Колечки» (3-масштаба, 3 материала),

Раз кирпичик, два кирпичик…

В центре строительства и конструирования дети играют как вместе, так и порознь, используя элементы конструкторов разной величины и формы.

– Здесь мы развиваем у детей способность различать и называть строительные детали, например куб, кирпичик, пластина, брусок, – рассказала Лада Куликова. – Учим использовать их с учетом конструктивных свойств – устойчивости, формы и величины.

Дети исследуют строительные элементы, конструируют и развертывают сюжетно-ролевые игры: «Гараж», «Автостоянка», «Дорога и пешеходы» и другие.

В центре конструирования имеются мозаика и блоки «Лего» разных форм и размеров, схемы выкладывания узоров для мозаики и конструктора, разрезные картинки, пазлы, сборные игрушки, трансформеры, игры на шнуровку.

– Учим детей самостоятельно измерять постройки, соблюдать принцип конструкции, например, необходимо сделать такой же домик, какой нарисован на картинке, – рассказала Лада Куликова. – В центре конструирования мы используем крупный и мелкий строительный материал, а также детали разных цветов для создания и украшения построек.

Дети учатся и приемам бумажного конструирования – сгибают прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, – получаются невероятной красоты альбомы, поздравительные открытки.

– Еще приобщаем ребят к изготовлению поделок из природных материалов, – продолжила воспитатель. – Часто используем ветки, листья, шишки, а также находим нестандартное применение обычным предметам. Кроме того, учимся закреплять разные детали с помощью клея и пластилина.

В центре конструирования дети развивают способности к техническому творчеству и самореализации с помощью «Лего». Таким образом, стимулируется конструктивное мышление.

– Также здесь дети учатся действовать по инструкции. В нашей жизни это умение одно из главных, – считает педагог.

Слайд 14В «Концептуальных основах организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного

возраста(5-7 лет)…» изложены принципы работы с детьми, в том числе:широкое

использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей,Мной разработана и применяется методика проведения «интеллектуального занятия» , в процессе которого дети учатся изобретать.- введение в обучение… задач открытого типа, имеющих разные варианты решения,Игры «Лабиринт» и другие, созданные в рамках проекта «Карточки, домино, картинки и кубики Кайе», являются играми открытого типа с множеством решений.- выделение в качестве ведущей…диалогической формы общения взрослого с детьми…что …формирует уважение и доверие к взрослому.Всё моё общение с детьми на этом принципе построено и немыслимо без него. 

Публикация «Развивающая предметно-игровая система Соты кайе,» размещена в разделах

Данный набор состоит из 84 объёмных элементов, имеющий форму шестигранника (примерно 5 см., т. е. в форме сот) и выполнен из мягкого вспененного полимера. С одной стороны все «соты» желтого цвета. Н оборотной стороне на каждом шестиграннике нанесен рисунок, всего рисунков — 21 вариант, по 4 штуки каждого вида. В заводской коробке хранить соты не удобно, поэтому мы сразу же с Даней поместили их в обычную коробку из-под летней обуви, а из заводской коробки я вырезала название, красивых пчёлок и обклеили коробку, в которой сейчас хранятся соты. Кроме того, в комплект входит яркий с плотными глянцевыми страницами альбом с методическим описанием, примерами и заданиями.

Развивающая предметно-игровая система СОТЫ КАЙЕ предназначена для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет. Это – многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Её можно применять как в детском саду, так в домашних условиях. Многофункциональность заключается в том, что:

Во-первых, использование в качестве Мозаики (или графического конструктора). Из деталей можно складывать многочисленные силуэты животных и предметов. Несколько десятков вариантов предложено в методическом пособии. Причем для детей младшего дошкольного возраста можно использовать только оборотную (жёлтую) сторону сот. Даня с удовольствием собирает «крокодила», «чебурашку», «самолет» и др.

Отлично развивает пространственную ориентацию (справа снизу, слева снизу и тд, а также хорошая тренировка порядкового счета. Если на первых порах Даня выкладывал вместо пяти семь и восемь сот, в связи с этим силуэт никак не получался (без помощи взрослого не справлялся, то сейчас уже он уже самостоятельно собирает 2-3 силуэта самостоятельно, слышно только, как считает и проговаривает «сверху», «снизу» и тд. Нравится ему выкладывать простые геометрические фигуры, используя лицевую (с рисунком) сторону.

Во-вторых, использование в качестве конструктора с заданиями на трансформирование (перестановку) рисунка. Это уже для детей постарше. Поворачивая либо переставляя элементы готового рисунка можно получать новый узор. Также здесь выделено несколько уровней сложностей. Интересно даже взрослым!

В-третьих, СОТЫ КАЙЕ можно использовать как Детское домино. Причем можно выкладывать соты, как в классическом домино, т. е. дорожкой (соты соприкасаются друг с другом только одной гранью).

А можно прикладывать ко всем граням сразу. В результате получается абстрактный рисунок, на котором можно испытывать свое воображение и фантазию. Можно долго сидеть, всматриваться и разглядеть какой-нибудь силуэт.

В-четвёртых, СОТЫ КАЙЕ – это отличный материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна (с бесконечными количеством вариантов). Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе.

Я ни капельки не пожалела, что приобрела «Соты Кайе». Замечательная игровая система. На мой взгляд, авторская программа в области образования «Развивающая система игрушек и игр изобретателя В. А. Кайе» незаслуженно малоизвестная и малораспространённая. Во всяком случае, о ней я узнала совсем недавно, да и найти программу и его изобретения очень проблематично. У Виктора Августовича много различных развивающих игр и пособий, но даже на просторах интернета я встречала только его «лабиринты» (мозаики)«Лесной лабиринт», «Речной лабиринт» и «Радужный лабиринт». В следующий раз я расскажу Вам о «Радужном лабиринте».

Спасибо за внимание!

Описание предметно-игровой системы «Соты Кайе»

Набор «Соты Кайе» состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне — мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого.

Многофункциональность и вариативность сот Кайе

Многофункциональность:

· в качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на элементах,

· в качестве графического трансформера для изменения полученных фигур,

· в качестве плоской крупной мозаики,

· для использования в качестве головоломки,

· для конструирования и экспериментирования в области дизайна;

· для игры в домино.

Вариативность — это:

  • несколько вариантов взаимного расположения двух, трех и более элементов,
  • несколько вариантов взаимного расположения элементов и т.д.,
  • множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).

Функциональные возможности элементов сот Кайе (элементов 21):

· элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости,

· элемент можно установить в угол, образованный другими элементами, можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону,

· можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов,

· можно создавать композиции больших размеров, можно использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку элементы.

Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации. Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность.

Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение. Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.

Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность деятельности программируется универсальными свойствами примененной формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу.

Кроме того, результаты занятий с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Соты Кайе пригодятся в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.

Дважды два равно

– Для того чтобы разбудить познавательный интерес ребенка, необходимо сделать обучение занимательным, – считает Лада Куликова. – Только когда малышу интересно, у него обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Дети самостоятельно выбирают игру, занятие по интересам, целенаправленно действуют с материалами, объединяются в игре со сверстниками, чтобы каждый ребенок мог активно и увлеченно заниматься.

В центре математики детсадовцам предлагаются задания математического содержания, учитывая их индивидуальные особенности.

– Мы с вами будем делать игру-бродилку, – предлагает Лада Куликова. – От старта до финиша нужно выложить дорожку из квадратов, треугольников и кругов, соблюдая ритмический рисунок.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат.

– Малышам кажется, что они только играют, – рассказывает воспитатель. – Незаметно для себя в процессе игры с разным материалом они считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

В работе педагогу помогают  математические загадки и сказки, веселые стихотворения, пословицы и поговорки, задачи-шутки. Это занимательные по содержанию материалы, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, они стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Во время занятий используются игры Воскобовича.

– Каждую игру сопровождает увлекательная сказка, – рассказала педагог. – Такие упражнения многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению и счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Игры стимулируют работу воображения, фантазию и творческий потенциал.

Так, например, ребята изучают состав числа. В фиолетовом лесу живут забавные зверушки-помощники: кот – цифра 6, обезьяна – 8, пес – 5. И малышам необходимо в игровой форме поместить в кармашки, расположенные на фланелеграфе, числа, состоящие из двух наименьших чисел.

– Вариантов может быть несколько, – рассказала Лада Куликова. – Если в первый кармашек мы положим 6, то ребятам нужно выбрать числа, из которых можно составить это число. Например, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.

В подготовительной группе дети с удовольствием выбирают центр математики.

– Мы работали в команде, – поделился Руслан Ямолтдинов. – Использовали геометрические фигуры, клей и игровую панель. Важным условием было – следовать четкой инструкции: наклеить на игровое поле правильную последовательность фигур. Я считаю, что со своей задачей наша команда справилась на отлично.

По словам воспитателей, центров активности может быть сколько угодно. Главное в этом деле – заинтересовать и увлечь ребенка.

От теории к практике

В этой группе ребята ежедневно занимаются в центрах активности – небольших пространствах, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игр. Такие центры способствуют познавательной и самостоятельной деятельности малышей.

– В центры включены блоки по разным видам деятельности. Они оборудованы разнообразными материалами и помогают ребенку развиваться социально, эмоционально и интеллектуально, – рассказала воспитатель Лада Куликова. – Главная задача педагога – способствовать этому росту, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.

Каждый центр активности – это маленькая творческая мастерская, наполненная всевозможными стимулирующими деятельность предметами, развивающими играми, дидактическими материалами. Здесь все доступно – коробки, карандаши, бумага, необходимые детали. Центры активности работают каждый день. Дети сами решают, в каком из них они будут играть, что конкретно они будут делать и какие им для этого нужны материалы.

– Цель программы – индивидуальное развитие каждого ребенка, активного человека, способного реализовать себя в жизни, – рассказала Лада Куликова. –  В каждом центре реализуются свои задачи, здесь мы развиваем инициативу, чтобы ребята были самостоятельными.

Воспитанники детского сада свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в них, может быть разным у каждого ребенка. Так, если малыши увлечены игрой и творчески используют материалы, то реже переходят из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

– Дети многому учатся друг от друга, – считает воспитатель Людмила Гохнадель. – Игровые центры и работа в малых группах  дают им возможность естественного общения, приобретения самостоятельности, опыта принятия решений и выражения своих мыслей и чувств.

Игры в центрах активности и обучающие занятия – это часть распорядка дня. Но большую часть времени дети проводят в самостоятельных творческих играх, исследованиях, экспериментах в разных областях.

– В распорядке в детском саду обязательно должно быть предусмотрено время для разнообразных и свободных проявлений интересов ребенка, – уверена Лада Куликова, – когда воспитанник может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия

Иметь свободное время и уметь его наполнять – не менее важно для ребенка, чем участвовать в коллективных играх

Прежде чем приступить к работе в центрах активности, ребята вместе с воспитателем садятся в «волшебный» круг – на полу раскладываются подушки, и малыши приступают к обсуждению главной темы недели.

– Так, например, если у нас тема «Весна», то воспитатель обязательно рассказывает об этом времени года. А ребята помогают ему – называют признаки сезона, – уточнила Людмила Гохнадель.

Затем воспитанники подходят к информационному стенду и самостоятельно выбирают тот центр активности, в котором они хотели бы работать.

Слайд 9А.Н. Поддьяков, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ в

своей статье пишет:
«- Экспериментирование ребёнка с исследовательской игрой — это

деятельность, где исследование, интеллект и творчество теснейшим образом взаимодействуют и результаты познания определяются гармоничностью этого взаимодействия.- Исследовательское поведение – действие, требующееся в условиях высокой новизны, неопределённости и свободы выбора.- Создание исследовательских игр – особое искусство. Их изобретатель, сознательно или несознательно ставит перед собой задачу сделать так, чтобы другой человек, играя с ними, проявил как можно более разнообразную исследовательскую активность и приобрёл как можно более разнообразную информацию в процессе самостоятельного поиска.Эти игры должны вызывать интерес ребёнка и содержать как можно более широкие возможности для выявления скрытой в них информации. По мере нарастания разнообразия исследовательских действий ребёнка такая игра должна раскрывать всё новые и новые, до этого не очевидные возможности, свои скрытые свойства и связи, их всё более глубокие слои. Ни тесты интеллекта, ни даже традиционные тесты творчества обычно не предполагают таких возможностей».  

О вкусном и полезном

Приготовление пищи – это деятельность, которая способствует обучению и развитию детей во всех аспектах. Занимаясь кулинарией, можно узнать много нового о других людях и странах. Используя книги и рассказы, воспитатели знакомят детей с блюдами местной кухни.

Кроме того, на таких занятиях ребята узнают о свойствах сырых продуктов, которые являются основой нашей пищи: о бобах, хлебных злаках, овощах, фруктах, семечках, орехах. Дети получают исходные представления об источниках питания и способах приготовления пищи. Они узнают, что некоторые продукты способствуют развитию тела и ума, в то время как другие могут стать причиной проблем со здоровьем.

– В центре кулинарии любят работать абсолютно все детки, – поделилась Лада Куликова. – Каждый хочет самостоятельно готовить кушать. И сегодня мы будем делать фруктовый салат. Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны витамины?

Малыши предлагают разные варианты ответов: и для того, чтобы быть здоровыми и умными, и чтобы не болеть, и чтобы быть сильными и быстрыми. Но, пожалуй, самый оригинальный – чтобы были веснушки на лице.

После обсуждения ребята идут мыть руки с мылом, надевают поварские фартуки и колпаки и приступают к самому интересному – нарезанию фруктов.

– Для того чтобы приготовить фруктовый салат, нам нужны доски, тарелки, ножи, – рассказывают подготовишки. – После того как мы нарежем яблоки, мандарины, бананы и груши, складываем их в кастрюльку и перемешиваем. Затем накладываем каждому в тарелки и дружно кушаем.

Результаты использования игровой системы «Соты Кайе»

Пациентка Т. Руководитель машинописного отдела. 65 лет. ОНМК по ИТ в ВББ от 2018 г.. Комплексная форма моторной афазии: афферентная и эфферентная. Средней ст. тяж. Нарушение оптико-пространственного гнозиса. Дисгафия и дислексия. До поликлиники добирается на такси, сопровождает муж, если муж занят, то приходится встречать у крыльца, т.к. не ориентируется. В устной речи преобладают персеверации и литеральные парафазии, при самостоятельном письме – графические параграфии в виде смешение букв по количеству элементов, по расположению элементов в пространстве. Улучшение ориентировки и уменьшение количества параграфий отмечается на втором этапе использования «Сот Кайе» — 16 занятий.

Пациент А. 53 года. Моряк дальнего плавания. Повторное ОНМК по ИТ в бЛСМА от 28.08.2017 г. Моторная афферентная афазия тяж. ст. Аграфия. Алексия. Моряк дальнего плавания. В устной речи несколько эмболов («нецелесообразно», «не считаю нужным»). Первый этап вызвал незначительные затруднения – при выкладывании элементов с одинаковым количеством цветных сторон. Улучшение после прохождения III этапа – 20 занятий. В письменной речи при самостоятельном написании единичных слов – пропуск гласных. Восстановление понятий правая-левая в схеме тела.

Пациентка Г. 69 лет. Воспитатель детского сада. ОНМК по и.т. в б.ПСМА от 2018г. Афферентная моторная афазия легк. ст. Дизорфография. Дисграфия. В устной речи – единичные литеральные парафазии, нарушение ритма речи. Смешение букв по расположению элементов в пространстве и по количеству элементов. Нарушение ориентировки в помещении, на листе бумаги. Улучшение после прохождения первого этапа. Курс 12 занятий. Полное восстановление ориентировки после прохождения всех этапов. В самостоятельной письменной речи единичные орфографические ошибки.

Рисуем, лепим, мастерим

Центр творчества способствует развитию креативности, любознательности, инициативы у детей.

Многие дети любят рисовать. Однако уже в начальных классах школы интерес к этому виду творчества у большинства детей угасает.

– Занятия живописью и другими видами искусства питает, развивает, формирует воображение, расширяет поле интересов, любознательность, – уверена Лада Куликова. – Именно здесь дети проявляют инициативу, выражают индивидуальность. Работы малышей дают возможность воспитателям сделать выводы об их развитии.

Ежедневно в центре творчества предоставляется возможность для работы с различными материалами, дается свобода для экспериментирования с ними, воплощения новых идей. У ребят постепенно формируется ощущение собственного успеха, возрастает желание вернуться к своим работам, открывать новые перспективы. Таким образом, формируется основа для успешной деятельности и повышаются шансы найти престижную работу.

– Здесь мы развиваем навыки изобразительной и конструктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования из природных материалов, бумаги, – рассказала Людмила Гохнадель.

Каждое занятие в центре творчества посвящено теме недели.

– Ребята, сегодня мы будем делать «паутинку» о временах года, – обратилась к юным художникам воспитатель. – Оформим ее и подарим детям из младшей группы, чтобы они знали о временах года и их признаках.

С одной стороны информационного плаката детсадовцы нарисовали картинку на тему «Зима», с другой – перечислили признаки «Весны». После занятия ребята вновь собирались в «волшебный» круг и обсудили работу в центрах активности.

– В центре творчества нам потребовались фломастеры, досочки, клей и бумага, – поделилась Маша Тетерина. – Мы создали паутинку. На плакате я написала слово «Весна» и от него провела лучики. К каждому из них мы приклеили картинки с  признаками весны, например тающие сосульки или велосипеды. А некоторые даже сами их нарисовали.

Слайд 87ПРЕИМУЩЕСТВА ИГРУШЕК И ИГР ИЗОБРЕТАТЕЛЯ В.

А. КАЙЕ- уникальность (таких игр и игрушек нет в мировом

ассортименте),- с их помощью у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв, — многофункциональность (применение игры в качестве графического конструктора, трансформера и домино, набора для занятий дизайном),- вариативность (каждый день новая игра),- одна игра применима как для игры одного ребенка, так и нескольких детей; игра антикомпьютерная,- широкий диапазон заданий и вариантов игры,- быстрое получение результата или игрового эффекта;- возможность конструирования и экспериментирования,- применение одной игры для детей от 3 до 10 лет, для игры детей с взрослым,- компактность, устойчивость игры к потере нескольких её элементов,- наличие методического пособия, длительное применение,- возможности применения в коррекционной работе с детьми педагогом, логопедом, психологом, родителями.-.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: