Как проводятся дидактические игры в детском садике
Важную роль в занятиях занимает вербальное общение ребят и воспитателя. Мягкая речь, наводящие вопросы и короткие сюжетные рассказы направляют игру в нужное русло. Речь воспитателя должна быть понятной и краткой
Объемные пояснения размывают внимание детей и мешают развитию игры. Также недопустима критика и указание на ошибки
Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком
Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании
Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком. Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания
Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания
Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания.
Игра для зрения
Особенности создания мотивирующей среды
Ключевое условие создания мотивирующей среды — создание у воспитанников чувства безопасности. Причем безопасности как физической, так и психологической.
При выборе оформления группового помещения нужно учитывать влияние цвета на детский организм, его эмоциональное и физическое самочувствие. Художественный фон должен соответствовать восприятию с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации и возраста детей.
К сведению! Психологическая экология может быть достигнута при отделке помещений с преобладанием одной мажорной цветовой гаммы. Следует стремиться не к пестроте красок, а к разнообразию тонов и фактур.
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Цель занятия – обучение способности менять громкость голоса, закрепление правильного проговаривания звуков.
Играют дети младшей группы детского сада. Воспитателю необходимо подготовить разноразмерные пары игрушек: большие и маленькие – барабаны, погремушки, машинки, колокольчики.
Педагог берет пару предметов, объясняет воспитанникам: «Большая машина сигналит громко «БИ-БИ», а маленькая – тихо «би-би». Участники повторяют за воспитателем звуки машин. Далее педагог, спрятав машинки, дает задание: «Когда увидите большую машину, бибикайте громко, когда маленькую – тихо».
Аналогично проводятся занятия с другими игрушками.
Слайд 9Музыкальный ёжик2 усложнение: Ребёнок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические
оттенки С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! ( не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (едва слышно)3 усложнение: То же самое играет двумя палочками поочерёдно.4 усложнение: Играет ладошками (одной или двумя) С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) Целый день играет ёжик бум, бум, бум! (Ладошкой громко, радостно) С барабаном за плечами бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко) Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! ( Ладошкой не слишком громко) Очень яблоки любил он бум, бум, бум! (Кулачком Громко радостно) Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! (Кулачком не слишком громко) Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) И удары раздавались бум, бум, бум! (Пальчиком Тихо) Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно) Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! (Пальчиком едва слышно)Примечание: Играть можно ансамблем или индивидуально.
Игра «Тишина и шум»
Играть можно и в детском саду, и дома. Занятие предназначено для коррекции поведения. Оно помогает сделать ребенка организованным, дисциплинированным, также развивает слуховое восприятие и концентрацию внимания.
Когда родитель говорит тихо, малыш должен двигаться на цыпочках, не шумя. А когда громко, то можно шуметь, носиться, кричать
Важно объяснить, что ориентироваться в своих действиях нужно не на слова, а на силу голоса. Если родитель приказывает шуметь, но говорит негромко, то малыш должен вести себя спокойно
Сложность повышайте постепенно. Сначала давайте указания, соответствующие громкости. Например: «Походи на цыпочках» тихим голосом или «Попрыгай» громким. Далее усложните занятие, давайте задания, не соответствующие громкости. Например: «Хлопай в ладоши» тихо или «Походи на цыпочках» громко. Чтобы еще больше усложнить игру, начните менять задания и громкость внезапно.
Слайд 3Игрушки пляшут2 вариантВоспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт
каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания. 3 вариантДети стоят в кругу. Воспитатель: Собрались ребятки поплясать Но не знают как, с чего начать! Я притопну раз! Я прихлопну раз! Посмотрите на меня, Дружно делайте, как я!Воспитатель хлопает в ладоши, или выполняет притопы. Дети повторяют заданный ритм. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей.4 вариантВоспитатель играет с подгруппой детей, но ритмический рисунок задаёт каждому индивидуально, по очереди, предлагая остальным детям оценить правильность выполнения задания.Примечания: Для игры могут быть использованы мелкие игрушки из Киндер-сюрпризов, счётный материал: грибочки, матрёшки, утята и пр. любые пластмассовые и деревянные игрушки, а также матрёшки разной величины.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют
4. Игры на определение жанра и развитие памяти
4.1. В гости песенка пришла
Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель: В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку,в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
4.2. «Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6)
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)
Сейчас мы послушаеммузыку и узнаем, кто там». Музыкальныйруководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия,«Серенькая кошечка» В. Витлина,«Воробушки» М. Красева,«Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнаютмузыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем. 4.3. «Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки,соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; ноутбук с записями программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)
соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время(лучше во второй половине дня) .
5. Эмоциональное восприятие музыки.
5.1. «Прогулка»
Оборудование: фланелеграф и карточки, изображающих короткие и длинные звуки.
Ход игры: Широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие — коротким.
Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю.
«Пошёл частый, сильный дождь»
дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкиекартинки и т. д. 5.2. «Кто вышел погулять?»
Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Слайд 10Кукла пляшет, кукла спитИгра на развитие динамического слухаЦель: Развивать у детей
представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная)Игровой материал: куклы по количеству играющих детей.Ход игры: 1 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол.Примечание: Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки.2 вариант Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют, импровизируя танцевальные движения. Воспитатель подсказывает, какие движения можно использовать, хвалит тех, кто сам придумывает движения танца. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети приседают, складывают ручки под щёчку, «засыпают»
Слайд 7В гости песенка пришлаИгра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских
способностейЦель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.Воспитатель: В гости песенка пришла И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, Что в мешочке, посмотри!Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
Значение музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Чтобы понять суть музыкально-дидактических игр, нужно, как в математике, разложить сумму на слагаемые, в нашем случае — музыку и дидактику. С последним всё просто: дидактика — это обучение, то есть то, без чего образовательный процесс невозможен. Но и значимость музыки для малышей переоценить сложно. Во-первых, музыка повышает настроение, жизненный тонус, а во-вторых, воспитывает в ребёнке способность эстетически воспринимать действительность, обогащает его социальный опыт. Исходя из этого, можно сказать, что музыкально-дидактические игры — это деятельность, которая направлена на осуществление целей музыкального образования:
- научить детей слышать, сравнивать и различать свойства музыкальных звуков (силу, высоту, тембр, длительность),
- развивать способность слышать и оценивать шумы окружающего мира (звуки природы, животных),
- формировать творческие способности малышей за счёт расширения спектра эмоциональных реакций на музыку разных жанров.
С помощью музыкально-дидактических игр малыши учатся различать голоса природы, в том числе звуки животных
Задачи проведения музыкально-дидактических игр в младших группах ДОУ
И в первой, и во второй младших группах ДОУ эта миссия игр, направленных на музыкальное образование дошкольников, реализуется посредством решения следующих задач:
- знакомство с внешним обликом музыкальных инструментов и их звучанием,
- обогащение слухового опыта воспитанников в отношении музыкальных и немузыкальных звуков (дети учатся различать звуки, издаваемые музыкальными инструментами и те, что окружают нас в обычной жизни),
- формирование звуковысотного слуха, то есть малыши учатся различать музыкальные регистры (например, на фортепиано басы — это топанье косолапого медведя, а высокие звуки — прыжки заиньки),
- развитие чувства ритма (так, дети учатся повторять ритмический рисунок на маракасах вслед за педагогом),
- тренировка тембрового, динамического слуха, то есть малыши выполняют определённые игровые действия в зависимости от звуковой окраски и силы звучания (например, на громкие звуки топают ножками, на тихие — идут на цыпочках),
- расширение спектра эмоциональных реакций на музыку (в 1,5–3 года дети учатся различать грустные и весёлые мелодии, во второй младшей группе к этому списку добавляются бодрые напевы),
- стимулирование развития певческих и танцевальных умений,
- воспитание самостоятельности, творческой активности, интереса к элементарному музицированию,
- развитие чувства товарищества.
Требования к проведению
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены принципы подготовки и проведения игр в ДОУ. На его основании можно сформулировать основные требования к организации музыкально-дидактических игр:
- Музыкально-дидактические игры проводятся не только музыкальным работником, но и основным воспитателем, инструктором по физической культуре, хореографом.
- Этот вид активности по возможности должен включать развитие игровых действий, то есть помогать малышам услышать, различить, сравнить те или иные музыкальные свойства, а затем взаимодействовать с ними. К примеру, сначала дети второй младшей группы слушают высокие звуки фортепиано, потом хлопками в ладоши идентифицируют их среди других (низких, средних), а затем прыгают, как зайчики, под них.
- Музыкально-дидактические игры должны быть незамысловатыми и доступными для понимания целевой аудитории. Детям должны быть понятны игровые действия, количество которых не превышает 2–3.
- Расширение познавательных интересов невозможно без удовлетворения любопытства малышей 1,5–4 лет. Поэтому, чтобы заинтересовать детей знакомством со скрипкой, например, ребятам нужно не только дать возможность услышать этот инструмент, но и потрогать его.
- Материалы для музыкально-дидактических игр должны быть занимательными и красиво оформленными, так как наглядно-образное восприятие мира у дошкольников является ведущим.
- Музыкально-дидактические игры проводятся на музыкальных занятиях, на прогулке, при организации самостоятельной работы, во время развлечений и мероприятий.
«Башмачки »
Возраст: от 3 до 4 лет
Задача: Создавать условия для формирования представлений о тембровой окраске звука.
Цель: формировать первоначальные представления о тембровой окраске звучания, знакомить со способами извлечения звука на детских музыкальных инструментах.
Игровые материалы и оборудование: декорация «В теремке»
(внутреннее убранство) (листы 13-15); комплект разрезного материала «Башмачки» (лист 21): деревянные башмачки Буратино, металлические сапоги Железного Дровосека, Золушки (лист16); набор детских музыкальных инструментов: ксилофон, трещотка, металлофон, румба, колокольчик, треугольник; призовые фишки.
Игровые правила: В игре участвуют два и более человек. Играющие поочерёдно выбирают карточки с изображением обуви персонажей, после чего находят на декорации предметы, изготовленные из аналогичного материала, и детский музыкальный инструмент, тембр которого им близок. На этом инструменте исполняется ритмический рисунок.
Игровые действия: выбор игровой карточки «вслепую», нахождение соответствия между предметами по признаку «из чего изготовлено», соотнесение материала бытовых предметов и тембровой окраски детских музыкальных инструментов, извлечение музыкальных звуков различного тембра.
Ход выполнения игрового задания:
Взрослый демонстрирует карточки с изображением обуви сказочных героев, объясняя особенности каждого из материалов. После этого раскладывает карточки на столе, переворачивает их лицевой стороной вниз и предлагает одному из играющих выбрать любую. Дети, рассматривая внутреннее убранство дома, должны отыскать все находящиеся в нём предметы, изготовленные из того же материала, что и обувь на карточке. За каждый правильно названный предмет играющий получает призовую фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек. Ему предоставляется право выбрать из набора детских музыкальных инструментов тот, тембр которого соотносится с перечисленными предметами и материалом (ксилофон, трещотка—дерево; металлофон, румба—металл; колокольчик, треугольник—стекло). На выбранном инструменте ребёнок должен проимитировать «стук каблучков» соответствующего персонажа. В качестве награды за правильно выполненное задание к игроку «является» сказочный герой—плоскостная фигурка персонажа. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому из играющих не придёт сказочный гость.
Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Музыкальные инструменты»
Цели:
Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине.
Учить детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и «медленно».
Познакомить с музыкальными произведениями.
Закрепить умения рисовать пальчиками, лепить, наклеивать.
Развивать слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику
Оборудование:
Инструменты: колокольчики, барабаны, музыкальные молоточки, бубны, погремушки, металлофоны, гармошки, гитары.
Полочки (двойные коробочки из-под пластилина, цветные силуэтные картинки музыкальных инструментов.
Фон для рисования пальчиками «гармошка», пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка с изображением трех медведей и силуэтные изображения дудочек разных размеров.
Картинка с изображением фортепианной клавиатуры.
Картинка с нарисованной веревочкой и геометрическими фигурами на ней, силуэтные изображения колокольчиков с соответствующими геометрическими фигурами.
Картинка «Бубен» с кругами по окружности разного цвета и двух размеров, соответствующие по цвету и размеру пуговицы.
Прищепки, круги-погремушки.
Фасоль, пустые яйца от «киндер-сюрпризов».
Пластилин, спички.
Картинка «Металлофон», разноцветные полоски разной длины.
Детали аппликации «Гитара», пластилин, клей.
Аудиозаписи: «Моцарт для детей», «Музыкальные инструменты»,
«Детский альбом. Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский.