Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. часть 1

10 лучших упражнений на развитие мелкой моторики рук для детей 2-6 лет

Пластилин, пастель, фломастер

Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» — настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след на бумаге.

Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.

Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном участии), а потом с помощью мамы прижать их к заранее заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями ручки нужно совершить.

Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития пальчиков.

У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть, даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на руке ребенка и показывает правильное движение), делать лепешку, раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный комок.

С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом, если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.

Важно

Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее, ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и развивайтесь!

Определение

Мелкая моторика представляет собой совокупность движений, выполняемых пальцами, кистями

Развивать ее крайне важно по нескольким причинам

  • Посредством таких занятий происходит воздействие на внутренние органы малыша. Тренировка благотворно сказывается на развитии головного мозга.
  • Умение выполнять движения пальцами и кистями рук чаще всего является показателем того, что ребенок полноценно развивается.
  • Движения пальцев напрямую связаны с центрами речи в коре головного мозга, поэтому специалисты рекомендуют тренировать кисти параллельно с развитием речи. Более того, выполнение упражнений на моторику поможет тем детям, которые страдают речевыми дефектами, начать говорить лучше.

Работу над мелкой моторикой следует начинать с самого раннего возраста. Даже младенцам делают массаж пальчиков, а детям постарше необходимо учиться производить основные действия самостоятельно. Помогут этому специальные игровые упражнения, интересные малышам и полезные для них.

Пальчиковые игры «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Занятие 1: протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

Вот такой прыгучий мяч!

Сожмите слегка руку ребенка с шариком, потрясите ею.

Он готов пуститься вскачь!

Слегка потяните игрушку, чтобы рука малыша испытала мышечное усилие.

Так и просится играть!

Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая отдать шарик.

Трудно будет удержать!

Переложите игрушку в другую руку карапуза или направьте мячик к ней.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки снова к нам попал!

Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь оказалась у ребенка.

Занятие 2: начало прежнее, изменения в ходе игры появляются со слов:

Так и просится играть!

Детской рукой с шариком коснитесь пальчиков свободной руки.

Трудно будет удержать!

Продолжайте касаться игрушкой пальчиков. Если они сжаты, расправьте их.

  • Мячик прыгал и скакал,
  • В руки к мамочке попал!

Мягко возьмите шарик из рук ребенка.

Советы: игру можно повторять, увеличивая число «попаданий» в разные ручки; чередуйте предметы, которыми вы касаетесь пальчиков малыша, формируя навык отдавать разные вещи; организуйте «развивающие ситуации», побуждая малыша одной рукой достать игрушку, а другой играть с ней.

Результат: малыш ( лежа на животике или сидя ) перекладывает игрушку в руках, отдает ее по просьбе взрослого.

Слайд 7 Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом

правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и

застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Это проблема с недостаточно развитой мелкой мышечной системой. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека

Почему так важно её развивать?

Как развивать мелкую моторику у детей

Полноценное формирование личности ребенка напрямую связано с развитием интеллектуальных и речевых навыков, эмоционального интеллекта, логического мышления и мелкой моторики. Последнее представляет собой точность движений, необходимых для осуществления взаимодействия с маленькими предметами. Умение хватать и держать заложено с рождения. С каждым годом малыш совершенствует навыки взаимодействия с различными предметами, в частности с игрушками.

Мелкая моторика представляет собой взаимокоординационную работу костной, нервной, мышечной системы. Правильное развитие мелкой моторики в младшем возрасте влияет на формирование речи, логического мышления, памяти, мозговой деятельности, умственных способностей и координации. Психологи и педиатры отмечают, что несложные упражнения для рук и ног активизируют процессы практически всех участков головного мозга. Это, как следствие, улучшает кровообращение и питание тканей, положительно сказывается на внимании, мышлении, воображении, зрительной и двигательной памяти.

Зачем развивать мелкую моторику в дошкольном возрасте?

  • Положительно сказывается на речи. Моторные центры пальцев в коре головного мозга расположены рядом с моторными центрами речи. Поэтому активная стимуляция работы пальцев рук и ног содействует передаче импульсов в речевую систему, что положительно влияет на речь, играет важную роль в борьбе с речевыми патологиями. Полноценное нервно-психическое развитие. По мнению современных исследователей и ученых движения кисти, пальцев рук и ног положительно сказываются на работе центральной нервной системы и головного мозга. Правильно подобранные упражнения эффективны в качестве комплексной терапии у детей с повышенной нервозностью, возбудимостью или же наоборот пассивностью и потерей интереса к окружающему миру. Закрепляет навыки самообслуживания. Ребенок учится самостоятельно держать ложку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Формирование соответствующих навыков повышает тонус мышц, малыш приобретает требуемую гибкость и подвижность. Формируется готовность к обучению. Психологи и педагоги отмечают, что движения кистью и пальцев развивают моторные функции, способствуют правильной координации движений. Благодаря этому исчезает скованность рук. Регулярные упражнения подготавливают дошкольников к овладению письмом, формирует у него художественные и иные навыки.

Поэтапное усложнение мелкой моторики в дошкольном возрасте положительно сказывается на формировании интеллектуальных навыков. Специалисты рекомендуют начинать соответствующие занятия и упражнения с 7–9 месяцев. По мнению неврологов необходимо уже в раннем возрасте выполнять гимнастику, включающую в себя несложные упражнения для рук и ног. Это благотворно сказывается на воображении, мышлении, памяти и правильной ориентации в пространстве.

Упражнения для развития мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика, массаж. Среди самых распространенных занятий можно выделить несложные упражнения и массаж кистей рук и пальцев. Рекомендуется параллельно петь песни, слушать музыку, читать стихотворение, чтобы создать более непринужденную атмосферу. Лепка, игры с пластилином. Положительную роль в формировании моторных навыков играет лепка с использованием пластилина, полимерной глины, восковых пластин и различных видов теста. Многие такие занятия можно проводить в домашних условиях. Конструктор. Игры с мелкими предметами стимулируют работу коры головного мозга, выступают в качестве терапии различных нарушений мелкой моторики. Особенно популярны игры с современными конструкторами, благодаря которым дополнительно развиваются инженерные и логические навыки. Пальчиковый театр. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему. Театрализованные игры, пальчиковый театр значительно повышают жизненный тонус, дарят положительные эмоции. Это способствует выработке ловкости и концентрации движений, является эффективным средством социализации.

Дополнительно можно отметить игры с песком, рисование, вырезание, собирание пазла и многое другое. Прекрасной помощью в этом случае является интерактивная песочница «Ракета» от «АНРО-технолоджи». Уникальное оборудование позволяет задействовать каналы сенсорного восприятия. Современное устройство незаменимо для диагностики, психокоррекции и работе с детьми с ОВЗ. Интеграция средств ИКТ дает возможность выйти на новый уровень обучения и психотерапии. Игры способствуют творческому самовыражению и самое главное позволяют выстроить упражнения в индивидуальном порядке для каждого ребенка.

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель

Три столпа успешного развития мелкой моторики

Для шестилеток

Детям этого возраста психологи рекомендуют игры, развивающие речь и воображение

Очень полезны интеллектуальные упражнения, развивающие внимание

Машины на дороге

Эта игра учит малыша правильно пользоваться карандашом и делать нажим. Задание выполняется на подготовленных карточках. Ребенок должен заштриховать машинки так, чтобы одна была светлой (на дороге туман), а вторая — темной, потому что на дворе солнечная погода.

Волшебное море

Ученику вручается карточка, на которой выполнено незаконченное изображение. Педагог предлагает ему дорисовать и придумать интересную историю. Это упражнение хорошо развивает не только мелкую моторику, но и воображение, а также речь.

Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза

Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками

Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.


Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь. Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Как помочь развить крупную моторику?

Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!

  • С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.

Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.

Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.

Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.

Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.

Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.

С какого возраста можно заниматься развитием мелкой моторики?

Слайд 25Другая литра Аксарина Н.И. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М.

Аксарина. – М.: «Медицина» – 2012. – 264.Аксёнова М. Развитие

тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Аксёнова М., – Дошкольное воспитание, № 8, 2012. – с. 62-65.Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. — №7. – С. 33-37.Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. Под ред. И.М. Фейгенберга, И.Е. Сироткиной. М.: Смысл, 2008: 330 с.Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. Богатеева // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 32-35.Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012. Венгер Л.А. Психология развития: словарь /Л.А. Венгер// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6-ти т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. Ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕРСЭ, 2005. -С.176. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева А.Ю., Куров В. Н. Куров, М., 2013. -180 с.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М.: Медицина, 2003. — 113 с. — (Науч.-попул. мед. литература) Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: «Сов. Россия», 2013.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб: Речь, 2003. -161с.Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. – М.: Просвещение, 2003. – 115 с.Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. — М.: Академия, 2002. -84с.

Слайд 4Мелкая моторика — это тонкие движения кистей и пальцев рук

человека, она — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных,

трудовых, — выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: в связи с развитием познавательных способностей; в связи с развитием речи; развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма (З. Богатеева). Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики кисти руки (С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В. Н. Куров).

Делаем тренажеры

Чтобы научить ребенка владеть кистью и делать движения пальцами, родителям придется постараться и проявить терпение, ведь не все получится с первого раза

Чтобы малыш не потерял интерес, важно предложить ему разнообразие упражнений. Поэтому мамам и папам предстоит создать тренажеры своими руками

Вариантов множество.

Птичка делается так:

  1. берется картонная коробка (например, из-под пиццы, конфет).
  2. на нее наносится изображение пернатого, желательно большого размера (птицу можно наклеить или нарисовать);
  3. около клюва в картоне проделывается отверстие.

Задача малыша – по одному зернышку опускать в отверстие (покормить птичку).

Аналогичным образом можно кормить червячка горохом.

Тренажер с лентами можно сделать так:

  1. несколько атласных лент крепятся к вертикальной поверхности (можно пришить их к специальному коврику, который повесить на стену так, чтобы малыш без труда доставал до него);
  2. к другой стороне каждой ленты приклеивается небольшая деревянная палочка (можно использовать палочку от эскимо).

Задача ребенка – попробовать скрутить ленту.

Очень любят дети и самодельные шнуровки, занятия с которым способствуют формированию очень важного навыка – шнуровать обувь. Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика

Интересное развлечение можно самостоятельно изготовить из фетра – вырезать фигурку ежа и фрукты, предложив малышу разместить «добычу» на колючках ежика.

Можно приобрести в магазине специальные развивающие игрушки – конструкторы, мозаики, паззлы, пирамидки, волшебное лукошко.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

Во 2-ой младшей группе для тренировки моторики рук рекомендуются пальчиковые упражнения, занятия с бусинами, прищепками, пуговицами, резинками и прочими мелкими предметами, выкладывание форм из кубиков и конструкторов. Дети с интересом завязывают шнуры, банты, узлы, сматывают и разматывают нитки, копаются пальчиками в сыпучих субстанциях, разыскивая спрятанные «секретики», лепят из пластичных материалов.

Рисование контуров по точкам

Дошколятам нравится соединять точки, чтобы получилось контурное изображение. Заготовки для занятий несложно найти в интернете, распечатать

Для развития мелкой моторики важно, чтобы в процессе рисования ребенок не отрывал карандаш или фломастер от бумаги, вел сплошную линию. Чтобы малышу было удобнее работать, взрослый придерживает бумажный лист

Раскраски

Действенный и проверенный метод совершенствования мелкой моторики — раскрашивание контурных иллюстраций в раскрасках. В процессе раскрашивания дошкольник учится правильно держать пальцами пишущий инструмент, нажимать на бумагу с оптимальной силой. Раскрашивание развивает мускулатуру рук, улучшает силу и скоординированность движений пальцев.

Чем больше на рисунке мелких элементов, чем извилистее линии контура, тем полезнее для моторики рук. На первых порах можно давать ребенку простые иллюстрации для тренировки, но постепенно сложность рисунков нужно повышать. Когда дошкольник набьет руку, можно предложить ему изображения с заковыристыми узорами, те же самые мандалы.

Игра в Золушку

Для игры нужен небольшой мешок, заполненный смесью разных круп, фасоли, гороха. Педагог просит ребят вспомнить, какую работу выполняла Золушка, когда мачеха оставила ее дома, а сама укатила на бал. Затем воспитатель предлагает детям помочь Золушке, разложить крупы и бобы по разным емкостям. Ребята с большим энтузиазмом перебирают содержимое мешка, таким образом развивая моторику пальчиков и тактильное восприятие.

По такому принципу можно организовать игру на развитие мелкой моторики с бисером, бусинами. Например, предложить воспитанникам сделать для куклы красивые бусы, но для этого нужно разделить бусины разных цветов.

Игра с крышками

Для занятия нужны разные по величине и форме банки, бутылки, флаконы и прочие емкости с закручивающимися крышками. Емкости и крышки нужно разложить на столе отдельно друг от друга. Пусть ребята найдут для каждой емкости свою крышку. Для этого им придется примерять крышки, пытаться их закручивать. А это здорово развивает мелкую моторику и гибкость пальцев.

Игры в песочнице

Во время прогулки, когда дошколята возятся в песочнице, педагог может организовать игры с песком. Например, можно попросить малышей что-нибудь изобразить на песке пальчиком. Либо воспитатель может тайком зарыть в песок мелкие предметы, а дети должны их откопать руками, а не лопаткой.

Солнышко

Для игры нужно изготовить картонное солнышко. Оно должно быть двусторонним: с одной стороны должно быть нарисовано веселое лицо, с другой стороны — печальное. Лучиков у солнышка быть не должно, вместо них нужно отдельно положить перед ребенком желтые бельевые прищепки.

Педагог поворачивает солнышко печальной стороной к ребенку. Рассказывает, что солнышко опечалилось, потому что растеряло лучи, поэтому небо стало хмурым, пасмурным. Чтобы солнышко снова весело засияло в небе, нужно вернуть ему лучики. Далее педагог демонстрирует, как правильно прицеплять прищепки к картонной основе. Когда дошкольник справится с задачей, воспитатель переворачивает солнышко веселой стороной.

Шнурование

Для работы нужны текстильные шнуры разной толщины, ленты, вязальные нити. Также нужно подготовить перфорированную основу из плотного картона, в отверстия которой дошкольник будет вдевать шнуры. Расположение отверстий может быть любым: произвольным или воспроизводящим узор. Можно даже сделать несколько картонок с разным расположением отверстий. Шнурки нужно использовать обувные, с твердыми металлическими или пластиковыми концами, чтобы малышу было проще шнуровать. Если используются нитки, то для их вдевания в отверстия нужна крупная швейная игла.

Сначала взрослый показывает, как правильно шнуровать. Затем ребенок пробует работать самостоятельно. Педагог может давать воспитаннику разные задания, постепенно их усложняя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: