Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе детского сада

Организация сюжетно-ролевой игры во 2-ой младшей группе в логике фгос до

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;
  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта. В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон, My-shop)
  • набор игрушечной посуды: чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)
  • набор игрушечных инструментов: молоточек, пила и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop)

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Причины детской недоговороспособности

Для определения эффективных способов преодоления детской недоговороспособности важно понимать причины неправильного поведения ребенка в отношении других детей. Большинство из них кроется в психологических особенностях младших школьников

Прежде всего, сказывается их эмоциональная неустойчивость, которая заключается в следующем.

  • Привычная модель поведения основывается на формуле «Хочу — не хочу, нравится — не нравится».
  • Большинство детских поступков зависит от настроения, которым они еще не умеют управлять.
  • В конфликтной ситуации школьник чаще всего совершает поступки под воздействием гневных импульсов.
  • У ребенка отсутствует установка «Надо», поэтому сказывается разлад между его внутренним состоянием и общепринятыми нормами поведения.    

К началу школьного периода ребенок психологически готов к управлению своими эмоциями, но не знает, как это нужно делать. Поэтому еще одной причиной возникновения конфликтов у детей является не их неумение налаживать контакты, а отсутствие опыта социального общения. Особенно ярко это проявляется у «домашнего ребенка», который не посещал ранее детский сад.  

Именно этим объясняется то, что дети не стремятся сами договариваться, а спешат обратиться за помощью взрослых. Иногда ребенок даже не догадывается, что может сам решить возникшую проблему и найти способ взаимодействия.

Также надо учитывать, что в таком возрасте дети зациклены только на своих ощущениях и у них почти отсутствует чувство сопереживания. Они не хотят уступать другому просто потому, что не понимают его желаний и того, что он тоже имеет свои интересы.

Есть и другие причины неумения детей договариваться. Это может быть следствием неправильного семейного воспитания, при котором родители никогда не пытались искать компромиссы с ребенком, а лишь выставляли ему чреду требований. В некоторых случаях сказывается негативный социальный опыт, полученный в дошкольный период. Если ребенок какое-то время испытывал агрессивное давление со стороны своих сверстников, то это может отразиться на его характере и модели поведения.

Выявить причины недоговороспособности можно путем проведения диагностических тестов, анкетирования родителей, опроса воспитателей. В редких случаях для решения проблемы повышенной конфликтности ребенка понадобится помощь психолога. Чаще всего достаточно проведения системы коллективных или групповых занятий по теме «Учимся договариваться».

Вожатым необходимо также играть вместе с детьми

Именно мнение вожатых, их положительная оценка и одобрение являются важными для ребенка. Причем не просто сухое «хорошо» или «молодец», а «как интересно ты играешь, можно с тобой?». И вы поймете, как засветится лицо этого ребенка, ведь он смог заинтересовать не просто взрослых, а своих вожатых. И незамедлительно вы поплывете по волнам игры, такой увлекательной и интересной. Дети раскроют вам самые потаенные уголки этого уникального явления. И вдруг вы почувствуете какую-то грусть, поймете, как быстро вы повзрослели, как рано разучились играть.

Какие роли выбирают дети?

В зависимости от возраста, дети выбирают характерные роли для своих игр, причем для успешного проведения игры необходимы следующие условия: атмосфера, в которой развивается ребенок и наличие определенных психических и физических навыков.

Наиболее значимый период развития ребенка, проходит в возрасте до 10 лет, причем этот период делится на несколько этапов, в зависимости от возраста. Это время, когда у него только формируется сознание и менталитет. Задача вожатых не только знать о существовании этих периодов, но и заметить их появление, а также перетекание одного в другой.

Ниже мы рассмотрим зависимость возраста и сознания ребенка от выбранной им роли.

Начнем с периода в жизни развития ребенка — это 5-7 лет, когда основной момент упирается в необыкновенную любознательность, когда даже взрослые не всегда могут ответить на все 10 000 вопросов ребенка. Причем вся информация никуда не исчезает, она ровно складывается в отдельные стопочки в маленькой голове ребенка. Кроме того, ребенку приносит необычайное удовольствие делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми. Он ощущает себя на одном уровне, когда может объяснить теорию складывания самолетика или кораблика из бумаги.

В более старшем возрасте, ребенку становятся очень интересны межличностные отношения. Он хочет проникнуть во все уголки, узнать как можно больше о том, как следует разговаривать со взрослыми и сверстниками, овладевает элементарными правилами этикета и очень хочет, чтобы с ним общались, как со взрослым. Ребенку в этот период времени более интересны не сверстники, а дети младшего возраста, которым он может много рассказать и чему научить. Здесь ребенок начинает играть в самого себя и делает он это очень успешно. Самым важным для вожатых является понимание того, что данный период есть самый важный в развитии ребенка, так как именно в это время он усваивает объем информации, равный объему, который он усвоит за всю последующую жизнь.

Какие роли выбирают вожатые?

Повторим о том, насколько важна игра для ребенка. Причем, чтобы развиваться, играть ему нужно постоянно, сам он порой не в состоянии ввести себя в эту игру, здесь на помощь приходят вожатые. И рассказывают, а точнее показывают, что играть можно с самого утра, когда ребенок только проснулся.

Здесь основным моментом является осознание вожатыми того, что, будучи непосредственными участниками, они не могут быть руководителями игры, то есть не могут насильно заставлять ребенка что-то делать. В этом случае теряется главное значение игры, а именно свобода творчества. Вместе с тем, играя, вожатый контролирует то, что происходит в ней, и каким образом она развивается. Если вдруг вожатые чувствуют, что игра начинает развиваться в негативную сторону, ребенок нервничает и капризничает, то в этот момент, приняв на себя роль ведущего или главного, корректирует или направляет развитие игры в правильное русло. Главное — не давать ребенку понять, что не он на самом деле руководит игрой, а вы.

Играйте везде:

Когда встаете и ложитесь спать, когда кушаете или купаетесь.

На улице, когда гуляете, рассказывайте детям об изменениях в природе, погоде, почему люди берут зонт и надевают калоши, когда идет дождь и так далее…

В помещении, когда читаете книжку или рисуете. Придумайте историю про героев картинки и попросите детей ее продолжить, пусть нарисуют ее счастливый конец.

И даже просто, режимные моменты в лагере, обыгрывайте и это. Ведь в чем состоит главная потребность ребенка, да и человека в целом? В познании, в потреблении и использовании информации. Так вот обеспечьте детей всем этим. Уделяйте игре как можно больше времени в течение дня и вы заметите, насколько сблизились со своим малышами, почувствуете, как много вам хочется им рассказать, поймете, как давно вы не играли в детство.

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период.  К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата

Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем» —  на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери паззл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов» — дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира» — ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица» — каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов» — школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки» — можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует развитию речи.

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет, какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот пример такой игры.

Картотека игр как полезный инструмент воспитателя

Картотека ролевых игр — своеобразная шпаргалка для воспитателя, которая не позволит упустить из виду важные моменты. Именно поэтому при ее оформлении в первую очередь нужно учитывать удобство в эксплуатации, и только потом эстетичность. Хорошо зарекомендовали себя папки с прозрачными файлами: в них бумажные носители почти не подвергаются износу, их легко заменить или внести в карточки правки, дополнения.

Максимальную информативность каждой такой карточке обеспечивает наличие в ней следующих пунктов:

Цель игры. Здесь подробно перечисляются все развивающие и обучающие функции игры (расширение словарного запаса, знакомство с профессией, изучение правил этикета и тому подобное).

Оборудование. Перечень главных и второстепенных предметов, необходимых для создания игровой ситуации и реализации соответствующих ей действий, указание возможных заменителей. Желательно отметить, какие детали реквизита могут изготовить сами дети (вылепить из пластилина фрукты для кукол, нарезать бумажные купюры).

Вступительное слово. Необходимо настроить ребят на игру, поговорить с ними, например, о том, что они знают о профессии шофера или парикмахера, были ли когда-нибудь в зоопарке. Короткий рассказ и несколько вопросов к детям полезно записать в картотеку.

Словарь. В каждой сюжетно-ролевой игре рассматривается часть какой-либо сферы жизнедеятельности, в которой используются характерные слова. Например, для игры в одевание куклы на прогулку это будут «погода», «ветер», «солнце», «дождь»

Даже если все эти слова уже известны малышу, важно закрепить их ассоциацию с темой прогулки.

Распределение ролей. С самого начала нужно определить, кто кем будет, причем задействовано должно быть максимальное количество детей

Разнообразие ролей тем больше, чем старше ребята. Например, для игры в столовую в младшей группе может быть два повара, а все остальные назначаются посетителями.

Ход (сценарий) игры. Подробно, но четко, без отвлекающих деталей, в этом пункте приведены примерные диалоги и порядок действий в игре. Для младшей группы сценарий должен содержать не более 1–2 сюжетных ходов. Например, для похода в магазин выбирается какая-то одна конкретная цель (покупка нового платья для куклы), а тема семейного праздника ограничивается сервировкой стола к чаю и угощением гостей.

Заметки воспитателя
К карточке с описанием игры полезно приложить чистый разлинованный лист, на котором воспитатель на скорую руку отмечает, кто из детей был слабо вовлечен в игровой процесс, на что обратить внимание в следующий раз и тому подобные моменты. В будущем благодаря этим замечаниям игра может быть адаптирована к конкретной группе детей или дополнена новыми деталями.

С переходом детей из ясельной в младшую, затем в среднюю и следующие по возрасту группы ролевые игры усложняются, обрастают новыми сюжетами и деталями. Растет и картотека воспитателя, который продолжает курировать этот коллектив. Другой вариант — завести несколько папок. Это удобно в том случае, если педагог работает в нескольких группах с детками разного возраста.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что её дочка заболела.

— Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты.

-Вова, а ты хочешь быть доктором?

-Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнём с моей дочки Кати. Давай послушаем её. Что для этого нужно? (трубка.)

-Слышишь, как бьётся Катино сердечко: «Тук-тук-тук»?

-Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать.

-Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим её горло. Где же ложечка?

-Катя,скажи: «А-а-а»

-Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура высокая. Дадим ей лекарство.

-Теперь Катя пусть поспит.

Карточка № 21 «Стирка кукольного белья»

Цели: учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; способствовать становлению сюжетно игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Материал и оборудование: ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель, стиральная доска, утюг; кукольное бельё; стойка для развешивания белья; гладильная доска.

Создание педагогических условий в ДОУ для развития дружеских взаимоотношений старших дошкольников

В современной педагогической практике деятельности ДОУ акцентируется внимание на формирование основ дружеского взаимодействия детского коллектива. Это необходимо для социального развития детей, формирования их личностных качеств и выработки ориентиров деятельности

Для мотивации детей к установлению дружеских связей, удовлетворения потребностей старших дошкольников в общении и взаимодействии требуется создание оптимальных условий, способствующих благоприятному положению каждого воспитанника в группе сверстников, удовлетворению его эмоциональных потребностей и интересов.

В педагогической среде ДОУ должны быть созданы специальные условия, оптимизирующие взаимоотношения детей. Такими условиями являются:

Организация специальных ситуаций, ориентированных на формирование доброжелательности сверстников. Такие ситуации формируются в ходе игровой деятельности дошкольников, а также в ходе различных режимных моментов, на прогулке, в обучении. Они помогают привить детям вкус жизни, вкус дружбы и сформировать правильное восприятие дружеских отношений, сформировать основы радости общения и социального взаимодействия между детьми.
Игровая деятельность. Она помогает пережить детям разные жизненные ситуации. Переживаемые ситуации в воображаемом мире отличаются нереальностью. При этом чувства, которые испытывают дети в ходе их проигрывания, оказываются реальными. Игровые ситуации учат детей сотрудничать с гражданами разных возрастов, выражать сострадание и сочувствие, оценивать свое поведение и контролировать свои эмоции и поступки, что вырабатывает основы самоконтроля личности.
Чтение художественной литературы. Роль слова в старшем дошкольном возрасте возрастает и приобретает иную направленность. Поэтому на учебных занятиях, а также вне их необходимо читать детям сказки и иную литературу, в которой описываются различные ситуации поведения и взаимодействия героев. Кроме того, эпизоды сказок, содержащие моральный компонент необходимо периодически вспоминать, использовать в сюжетно-ролевых играх и театральных постановках.
Проведение групповых бесед на тему дружеского взаимодействия

Такие беседы помогают детям понять важность и значимость установления положительных взаимоотношений с коллективом сверстников и иными людьми.
Организация коллективного рисования и иной творческой работы. Ставится цель, которую необходимо достигнуть совместными усилиями всей группы старших дошкольников

Дети могут рисовать рисунок, передавая его по кругу –каждый дорисовывает недостающие детали или конструировать что-либо.
Изучение пословиц и поговорок о дружбе. Дети учат пословицы и поговорки, стихи о дружбе и периодически их повторяют.
Организация совместной трудовой работы дошкольников. Она объединяет детей, учит действовать сообща, учитывать интересы и возможности друг друга, подстраивать свой темп работы и ее качества под коллективные возможности.

Ведущая роль в развитии дружеских взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста принадлежит воспитателю. Ему необходимо создать для этого необходимые условия, демонстрировать личный пример доброжелательного отношения со всеми детьми и взрослыми, выявить особенности коммуникативного развития каждого ребенка и применять методы коррекции поведения старших дошкольников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: