Словесные игры для детей дома и в дороге

Значение словесных игр для детей 3-4 лет

Для ребенка 3-4 лет основной деятельностью является игра. Во время игры он находится в хорошем настроении, активен, открыт для общения и расположен к усвоению новых знаний.

В игре малыш не замечает, что его учат. Поэтому игры, а в частности словесные (устные) игры, активно используются воспитателями и педагогами детского сада для проведения обучающих занятий.

Такая игра решает многие педагогические задачи:

  • Развивается активная речевая деятельность и мышление (эти процессы тесно связаны между собой).
  • Дети хорошо усваивают новые слова и понимают их значение.
  • Ребенок учится правильному произношению звуков и слов.
  • Формируется его умение соотносить слово с предметом и действием, которое оно обозначает.
  • Дети учатся правильно строить предложения, четко выражать свои просьбы и эмоции.
  • Совершенствуется интонация и выразительность произношения.

Все взрослые люди хорошо знакомы со словесными играми. Компьютеры пришли в нашу жизнь не так давно, и в свое время мы все играли именно в такие игры.

Все помнят такие игры, как «испорченный телефон», «да и нет не говорите, черное, белое не берите», и много других. Все они имели огромное значения для развития нашей речи, логики, мышления. Чего стоило продумывать наперед ответы на каверзные вопросы, чтобы не проронить запрещенных слов, или придумывать именно эти каверзные вопросы, заставляя собеседника сболтнуть лишнего.

В зависимости от поставленных задач, устные игры условно разделяют на четыре группы.

К первой группе относятся игры, которые формируют у ребенка умение определять предмет, действие или явление по его признакам (например, «Отгадайте, что спрятано в коробке», «Угадайте кто пришел»).

Во вторую группу объединены игры, которые используются для формирования у ребенка умения сравнивать предметы и действия, самостоятельно делать выводы (например, «Небылицы», «Найди самый маленький и самый большой предмет»).

Третью группу составляют игры, благодаря, которым ребенок учится объединять предметы по их основным признакам (например, «Как объединить предметы одним словом?», «Назови то, что относится к посуде»).

В четвертую группу, объединены игры, которые способствуют развитию внимательности и скорости мышления (например, «Съедобное-несъедобное»).

Некоторые словесные игры требует небольшого реквизита, например, листка бумаги и карандаша. Игра «виселица» как раз одна из таких. Играя, ребенок не только развивает память и логику, но и развивает речь и словарный запас, а также  зрительную память, правильно записывая слова на бумаге.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения

Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки

Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы

Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Для детей 6-7 лет

В этом возрасте ребят начинают готовить к школе. Ведущей деятельностью становится учебная, но игры используют, чтобы они не уставали и были сконцентрированы на занятии в течение нужного количества времени. В норме звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью сформированы, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих впечатлениях сложными предложениями, активно используя прилагательные.

Основная цель − это формирование навыков письма и чтения. На занятиях используют букварь, прописи. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают базовые элементы письма.

Формируйте плавную речь, сильный выдох при помощи следующих заданий:

  • «Кто быстрее забьет мяч в ворота» (дети соревнуются у кого быстрее получится задуть ватку);
  • «Ветряная мельница».

В качестве физминутки предложите поиграть на дудочке или подуйте мыльные пузыри. Возраст 6-7 лет не означает, что с детьми нужно проводить занятия без отдыха и игр. Просто их используют не в таком большом количестве.

В подготовительной группе ребятам нравится принимать участие в спектаклях. Вы можете обыгрывать сказку в домашних условиях. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны, улучшает дикцию, диалогическую и связную речь. С детьми нужно учить стихотворения, обучать пересказу, правильно использовать интонацию.

Примеры дидактических игр

«Помощники»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

«Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ для детей 3-4 лет

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.

Очень важно, проводя развивающие занятия с ребёнком стимулировать его речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, формировать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д

Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. ЛУЧШЕ развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих ИГРАХ.

Используйте для этих игр то, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева? (куклы, дома, автобуса, кошки)» — «Корень, ствол, ветки, листья…»

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то ПРЕДМЕТ, задавайте ему самые разнообразные ВОПРОСЫ: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?»

Так дети учатся СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов:

«ЧТО БЫВАЕТ белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?…»

 «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.
Например: машина, мяч, кукла — это…(игрушки).

«КАКОГО ЦВЕТА?»
Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, синего, оранжевого) цвета.
Например: красное – яблоко, красный шарик и т.д.

«КАКОЙ ФОРМЫ?»
Предложите ребенку назвать предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) формы.
Например: круглое яблоко (мяч, колесо и т.д.)

Другой вариант игры: взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.
Например: огурец (какой формы) – овальный и т.д.

«СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»
Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: груша – съедобный, карандаш – несъедобный.

Другой вариант игры: взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ручка, солнце, яблоко.

«КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.
Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз —мчится…

 «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ»
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, стул — стульчик, лист — листочек, диван — диванчик, тарелка — тарелочка и т.д.

 Учитель-логопед Кошелева Т.А.

Словесные игры с использованием картинок и предметов

На занятиях и в индивидуальной работе с детьми средней группы некоторые словесные игры можно подкрепить наглядностью, предметными или сюжетными картинками, чтобы повысить заинтересованность малышей, сделать игру более яркой, насыщенной, понятной. Когда дети в достаточной мере овладеют необходимыми для игры навыками, наглядные пособия перестают использовать.

Среди таких словесных игр можно отметить:

  • «Сравнения». Игра помогает развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы и существ по определённому признаку, знакомит детей со словами-помощниками, которые ничего не обозначают, но служат для связи слов в предложении.
    • Воспитатель рассказывает детям, что существуют маленькие слова, которые не имеют собственного значения, но помогают объединять слова в предложения, играть с ними. К примеру, слово «А» помогает сравнивать предметы, овощи, животных, транспорт и др. На доске или мольберте размещают пары картинок, вставив между ними печатную большую букву «А», которая в средней группе знакома практически всем детям.
    • Воспитатель чётко озвучивает несколько пар картинок, составляя предложения на сравнение: «Слон большой, а мышка маленькая», «Машина едет, а самолёт летит», «Лиса рыжая, а волк серый».
    • Далее детям предлагают послушать начало предложения и завершить его, ориентируясь на первую часть: «Морковь оранжевая, а помидор? Кот пушистый, а ёжик? Стол деревянный, а стакан?»

  • «Куклы в магазине». Игра служит отработке навыка определять первый звук в слове и находить слова, которые начинаются на такой же звук. Проводят её со второй половины учебного года (январь — май) и в старшей группе.
    • Воспитатель подбирает комплект картинок Названия изображённых на них предметов начинаются на мягкий и твёрдый парные звуки, к примеру, и : носки, ножницы, нитки, неваляшка. К ним добавляют картинки, в которых названия начинаются на другой звук: пирамидку, апельсин, тарелку. К детям приходят куклы по имени Наташа и Нина, просят помочь купить в магазине предметы, которые начинаются на тот же звук, что и их имена. Что купит Наташа? Нина?
    • При повторном использовании игры меняют кукол, имена и предметные картинки. Кукла Валя купит ванночку, волчок, кукла Вика — веник, виноград, Маша — матрёшку, мыло, Мила — мишку, мелки. Количество вариантов зависит от креативности и творческого подхода воспитателя.
  • «Мотылёк». Учит детей определять и описывать положение и передвижение предмета в пространстве, закрепляет знания названия окружающих вещей, активизирует использование в речи наречий и предлогов. Для игры нужно простейшее пособие, мотылёк на тростинке или шпажке. Воспитатель руководит движениями мотылька, заставляя его двигаться, садиться на предметы, одновременно задавая вопросы, на которые детям необходимо ответить: «Куда полетел мотылёк? (Вверх, вправо, вперёд). Куда сел мотылёк? (На полку, на фикус, на домик). Куда спрятался? (За мольберт, под стол). К кому подлетел? (К Оле, Серёже).

Применение словесных игр в средней группе позволяет воспитателю и родителям удовлетворить ведущие потребности возраста в общении и познании. Главное, сам взрослый должен относиться к этой деятельности с увлечением, творчески и с отдачей, чтобы малыш видел его заинтересованность и мог почерпнуть для себя много нового и полезного.

Игры со словами без опоры на наглядность

  • «Скажи наоборот». Взрослый предлагает ребёнку вспомнить слово, противоположное по значению к названному им самим: «Маленький — большой, длинный — короткий, высокий — низкий и т. д.»
  • «Назови ласково». Ребёнку предлагается образовать уменьшительную форму существительного: «Кот — котик, дом — домик, вода — водичка». Детям, проявляющим повышенный интерес к такой игре, можно предложить усложнённый вариант, в котором нужно подобрать уменьшительную форму прилагательного: «Синий — синенький, старый — старенький, сладкий — сладенький».
  • «Какой, какая, какое?» Взрослый предлагает малышу придумать как больше слов для описания предмета или явления: «Яблоко какое? (Красное, круглое, гладкое). Зима какая? (Холодная, снежная). Дети какие? (Умные, весёлые, добрые, послушные)».
  • «Летает — не летает». Детворе необходимо внимательно слушать называемые слова и находить названия существ или предметов, которые могут летать. Если такие названы, ребятишки обозначают их хлопком в ладоши или словом «да». «Слон, паровоз, самолёт (да), кот, апельсин, бабочка (да), стол, диван, вертолёт (да)». Аналогично проводятся игры «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное».
  • «Найди, где находится». Ребёнка просят внимательно осмотреться и найти рядом с собой куст, дверь, окно, клумбу, картину (в зависимости от места, предметы будут разные), указать на них. В первой половине учебного года воспитатель сам называет положение предмета (далеко, близко, слева, сзади). Со второй половины это предлагают сделать дошкольнику.
  • «Бывает — не бывает». Взрослый произносит текст, в котором содержатся логические несоответствия, ребёнок на слух отыскивает ошибки. «Пришла зима, расцвели цветы, запели птицы. Осенью листочки на деревьях стали зелёные. Летом дети лепят снеговика».

  • «Много и один». Взрослый называет множественное число существительного, дошкольник должен поставить в единственное: «Много кукол — одна кукла, много мишек — один мишка, много облаков — одно облако».
  • «Есть и нет». Ребёнку необходимо назвать, что есть в лесу, в реке, в детском саду, в городе и т. д., а чего нет. «В лесу есть деревья, звери, нет домов, машин». Первые два-три раза игру можно проводить с подсказками: «В детском саду есть игрушки? (Да). А лесные звери? (Нет)». Если дети проявляют высокий интерес к игре, хорошо ориентируются в окружающем мире, игру можно разнообразить элементами фантазирования, обращаться к любимым сказкам, мультфильмам ребёнка: «Что есть в волшебной стране? В мире Смешариков, Фиксиков?» Вариант игры — «Где найдём?» (Где найдём грибы? Игрушки? Корову? Пианино?).
  • «Закончи предложение». Взрослый произносит начало фразы, малышу надо его логически завершить: «По дороге едет… автомобиль. Зайчик любит есть… морковку. Птицы осенью улетели… в тёплые края».
  • «Что поместится?» Ребёнку нужно назвать предметы, которые поместятся в ладошку, кузов машины, корзинку, комнату.
  • «Нужные подарки». Взрослый называет предметы, ребёнок придумывает, кому можно их подарить (молоток — строителю, мастеру, погремушку — младенцу, орехи — белке).
  • «Хорошо или плохо». Ведущий кратко описывает ситуацию, дети определяют, хорошо или плохо поступили её герои. «Мальчик помог старушке донести тяжёлую сумку домой. Это хорошо или плохо? Девочка упала, а её подружки засмеялись. Витя съел много конфет. Дедушка и внук посадили яблоню». В начале ознакомления с игрой взрослый поясняет, чем хороша или плоха ситуация, к середине года необходимо поощрять детей к самостоятельным оценочным суждениям.
  • «Наши помощники». Дети вместе со взрослым отвечают на вопросы: «Что умеют наши руки? (Брать, рисовать, гладить, лепить). Ноги? (Бегать, прыгать, топать), Глаза? (Смотреть, моргать, жмуриться)». Варианты игры: «Кто что делает?», «Где мы были — не скажем, что делали — покажем», Во всех необходимо отгадать действие и назвать глаголы.
  • «Угадай по описанию». Ребёнок угадывает предмет по описанию признаков и свойств: «Круглый, резиновый, катится — мяч. Длинный, тёплый, вязаный — шарф». Со второй половины учебного года взрослый и малыш могут менять местами: ребёнок выбирает предмет, описывает его, а взрослый угадывает. Как вариант можно угадывать героев сказок, лакомства, игрушки, овощи и фрукты, то есть сузить поле поиска и облегчить малышу задачу.
  • «Песенки». Отработку правильного произношения звуков проводят в этой простой игре. Взрослый задаёт вопрос, детям нужно воспроизвести «песенку» чётко, правильно. «Как поёт петушок? (Кукареку). Какая песенка у волка? (У-у-у). Как мама укачивает малыша? (А-а-а). Как пыхтит ёжик? (Ф-ф-ф). Шипит змея? (С-с-с)». При ознакомлении с игрой «песенки» озвучивает взрослый.

Что такое дидактическая игра

Использование игровых элементов на занятиях − это не значит, что с детьми просто играют без педагогической цели. Такие упражнения нужны для того, чтобы ребенок легче усваивал учебный материал. Дидактическая игра является методом педагогического воздействия, используя этот прием, взрослый повышает детский интерес к занятиям.

Почему этот способ способствует мотивации детей? Потому что для них создают комфортные условия, не акцентируя внимание на процессе обучения. Игровая деятельность для дошкольников − их естественное состояние, поэтому на такие занятия они ходят с удовольствием

Для результативности взрослый должен понимать, что дидактическая игра имеет педагогическую цель. В случае развития речи − это коррекция звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов. Их обязательно нужно подбирать по возрасту, чтобы ребенку были понятны инструкции, игра была ему интересной.

Игры со словами для детей трёх — четырёх лет

В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.

«Кто так разговаривает»

В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.

Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.

Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки

«Скажи наоборот»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).

«Путаница»

Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.

Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).

Правила словесной игры

У словесных игр широкий спектр применения.

Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: «Узнай домашних животных»). 

В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его

Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга

И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

Игры со словами для детей пяти — шести лет

Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.

«Испорченный телефон»

Для игры необходимо участие группы детей.

Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.

Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.

«Светофор»

Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.

Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.

Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» – «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.

Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова

«Поймай мяч»

Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).

Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.

Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать

Развитие речи детей через словесные игры

В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит заметный скачек в речевом развитии. Почти все дети этого возраста говорят достаточно хорошо, хоть и не совсем внятно. Часто возникают проблемы с произношением звуков. Ребенок хоть и умеет составлять не сложные предложения, высказывать свои мысли, но не всегда может составить простой и понятный рассказ.

Возраст 3–4 года — это как раз время, когда ребенок активно усваивает разговорную речь. Хороший результат в работе по развитию речи дает применение разнообразных словесных игр.

Богатейшей основой для устных игр может служить народный фольклор, например, детские потешки, песенки, заучивание стихов наизусть. Они характеризуются простой рифмой, эмоционально окрашены, включают в себя часто повторяющиеся сочетания звуков и слов

С их помощью у ребенка формируется умение правильно и четко повторять звуки, слова и словосочетания, развивается слуховое внимание, увеличивается словарный запас

Особенно полезны для детей этого возраста рассказы и сказки с элементами артикуляционной (логопедической) гимнастики. Дети с удовольствием повторяют несложные упражнения для развития речевого аппарата (надувают щеки, играют языком, дуют, подражают животным).

В ходе игры, воспитатель должен помогать ребенку, чтобы тот избегал ошибок в произношении, в случае необходимости подталкивать его к правильному решению задачи.

Занимаясь с ребенком ежедневно всего по 15 минут, можно достичь хороших результатов в развитии его речи. Часто детям 5-6 лет логопеды ставят диагноз «дислория», что означает неправильное произношение звуков.

Если с ребенком 3-4 лет заниматься в игровой форме артикуляционной гимнастикой (следует только с помощью специалиста правильно подобрать словесные игры такой направленности), то проблем с произношением звуков у ребенка не будет. Возраст 3-4 года идеально подходит для полного «выговаривания» малыша, ему легко запоминать игры и простые тексты, и легко владеть язычком, чтобы правильно произносить сложные звуки.

Для детей 2-3 лет

Заниматься детским развитием нужно с возраста 2 лет, хотя большинство родителей считают, что в этом возрасте с малышом можно только играть. Но если вы используете дидактические игры, имеющие образовательную и воспитательную цели, то сможете играя заниматься обучением дошкольника.

Учитывайте, что в два года малыш начинает понимать обращенную к нему речь и различает интонации окружающих. К трем годам он активно использует речь как инструмент для познания окружающего мира и общения с людьми. Задачи родителей в этот период:

  • поддерживать стремление ребенка к общению;
  • обогащение словарного запаса;
  • коррекция звукопроизношения;
  • научить составлять и общаться простыми предложениями.

Задания нужно подбирать, чтобы они решали перечисленные задачи и способствовали речевому развитию ребенка. В этот возрастной период речь не является основным инструментом для изучения окружающего мира. Поэтому в дидактических играх задействуйте все органы чувств.

Пускай малыш внимательно рассмотрит игрушку, потрогает ее, спрашивайте его об ощущениях. Маленьким детям нравится, когда им разрешают поиграть с природным материалом. Называя предметы или явления, объясняйте их значение, так вы обогатите, уточните словарь

Это важно, потому что в возрасте трех лет запас слов у ребенка резко увеличивается

Нужно помочь овладеть малышу простыми грамматическими категориями: образование единственного и множественного числа не только у существительных, но и у глаголов, род существительных, прилагательных. Используя настольно-печатный наглядный материал, взрослый учит малыша находить общие признаки у предметов или явлений, объединять их. Также используйте игры на соотнесение вещей по простым признакам. Предложите ребенку собрать картинку из маленьких кусочков. Или можете использовать для этого кубики.

Словесные игры для детей 2-3 лет построены на повторении гласных, отработке их артикуляции, соединении их с согласными. Играйте с высотой голоса, интонациями − вы сформируете базу для выразительной речи. Предлагайте ему изобразить эхо, показать, как разговаривают животные, их детеныши. Описывайте артикуляцию во время произношения звуков, в сопровождении стихов и картинок выполняйте простые артикуляционные упражнения.

Включите в словесные задания потешки, двустишия, сопровождайте их движениями рук, ног. Вы не только формируете темпо-ритмическую сторону речи, но и общую и мелкую моторику. Многократно повторяйте простые слоги, следите, чтобы звуки малыш произносил четко.

Словесные игры в средней группе детского сада

Поскольку мышление детей пятого года жизни от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному, то есть для лучшего усвоения информации малышам ещё нужна опора на изображение предметов, ситуаций, чисто словесных игр, в которых используют только слова и действия, в этом возрасте применяют меньше, чем в старшем дошкольном. Но всё же есть лёгкие словесные игры, они быстро становятся понятны и любимы детворой. Такие игры очень удобны и популярны, потому что их можно применять на прогулке, в транспорте, очереди в поликлинику или магазин, чтобы занять непоседу.

Словесные игры могут стать прекрасным поводом для общения и дома, в кругу семьи

10 словесных игр для детей 5-6 лет — правила и польза

Игра «Один – много»

Смысл игры заключается в названии предмета во множественном числе. Например: стул – стулья, дом – дома, человек-люди, машина – машины, дерево – деревья и т.д.

Можно изменить задание на противоположное. То есть назвать слово в единственном числе. Например: собаки – собака, мячи – мяч, дома – дом. Затем, ребенку нужно объяснить, что существуют слова, которые не имеют единственного или множественного числа. Например: радио, молоко, брюки, грабли, обои и т.д.

Игра «Наоборот»

Ребенок должен придумать слово «наоборот» — противоположное по значению. Например: маленький – большой, высокий – низкий, теплый — холодный, темный – светлый и т.д.

Кто больше знает слов на определенную букву

Ребенок называет любую букву, и все игроки начинают придумывать слова, которые начинаются на эту букву. Например: буква «М». Слова: море, морковь, мотоблок, мотылек, масло, молоко, мышка, мука, мел. Слова называются по очереди. Выигрывает тот игрок, который назвал последнее слово.

Одно слово

Ребенок должен назвать одним словом группу определенных предметов. Например: юбка, пальто, кофта, свитер, брюки – одежда.

Кукла, машинка, кубики, неваляшка – игрушки. В продолжение игры можно наоборот «расшифровать» слово. Например: транспорт – машина, автобус, мотоцикл, поезд.

Фрукты: яблоко, груша, манго, киви, апельсин.

Школьные принадлежности: ручка, пенал, карандаш, учебники и т.д.

Отыщи лишнее слово

Ребенок должен назвать слово, которое не вписывается в логический ряд.

Например: банан, арбуз, василек, персик, дыня.

Пальто, куртка, брюки, диван, кофта, шапка.

Игра в ассоциацию

Взрослый называет любое слово и просит ребенка озвучить, что он представляет, когда его слышит.

Например: заяц – хвостик или длинные уши, зима – снег или мороз, море – вода или волны.

Попробуй, угадай

Ребенок задумывает слово, а мама (с помощью наводящих вопросов) должна попытаться его угадать. Затем можно поменяться местами – мама загадывает слово, а ребенок пытается его отгадать.

Игра «А они похожи»

Взрослый называет два слова и просит ребенка подумать, что у этих предметов есть общего. Например: Кактус и елка? Яблоко и солнце? Птица и самолет?

Игра «Летает — не летает»

Взрослый игрок просит ребенка быстро называть предметы, которые могут летать, а затем, которые не летают.

Например: Ведущий говорит «Летает» — ребенок называет: птица, ворона, бабочка, ракета, попугай, самолет.

Не летает – цветок, карандаш, кошка, машина, медведь и т.д.

По аналогии с предыдущей игрой можно предложить детям игру в съедобное – несъедобное, в горячее – холодное.

Аналогичные слова

Взрослый игрок называет слово и просит детей найти как можно больше ему аналогов. Например: портфель – сумка, дипломат, рюкзак, мешок и т.д.

Возможен противоположный вариант игры. Ведущий называет несколько слов и просит детей обозначить их одним словом.

Например: а, б, в, г, с – буквы. Стол, стул, шкаф, диван – мебель. Среда, суббота, понедельник – дни недели.

Играя с ребенком в словесные игры, родители должны постараться объективно оценить его индивидуальные особенности. Если ребенок слишком легко и быстро справляется с предложенным ему заданием, игру можно усложнить. Если он испытывает определенные трудности, желательно задержаться на простых играх. Не следует форсировать события, ребенку в первую очередь должно быть интересно. Речевые игры будут максимально полезны для ребенка, если он будет ощущать доброжелательность, поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Игра должна проходить в радостной атмосфере творчества, выдумки и фантазии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: