Как научить ребенка убирать за собой игрушки

Ребенок не хочет убирать игрушки — почему нужно обозначить собственную территорию

Что мешает ребёнку научиться уборке?

Anna Nahabed/Shutterstock.com

Основная проблема родителей в этом вопросе заключается в неуверенности, что ребёнок уже способен оказывать помощь.

«Сама я сделаю быстрее!» — вот девиз многих мам. Это первая, самая главная ошибка. Дети отлично умеют приспосабливаться к заданным условиям: если у строгого отца нужно обязательно убрать за собой со стола, то у добродушной мамы этого можно уже не делать.

Наберетесь терпения и просто наблюдайте за разбитыми тарелками, плохо вымытыми полами и т. д. Рано или поздно у вашего ребёнка всё начнет получаться лучше и лучше.

Ниже мы постарались описать самые частые заблуждения родителей при воспитании чистоплотности.

Yuliia D/Shutterstock.com

Чего родителям не стоит делать, приучая ребёнка к чистоплотности?

Критиковать

Для того чтобы отработать какой-то навык, нужно многократное повторение даже взрослому, а ребёнку — тем более. Поэтому избегайте критики, даже если результат, мягко говоря, принёс вам больше хлопот, чем пользы.

Нарушать правила

Если вы вместе с ребёнком вводите какое-то правило — к примеру, совместная субботняя уборка, — то неукоснительно ему следуйте. Если обязанности выполняются нерегулярно, то и результат может быть нулевой.

Сравнивать

Не стоит сравнивать умения вашего ребёнка с умениями сестры, друга, соседа и т. д., которые хорошо справляются с домашними делами. Это приведёт к неуверенности ребёнка в собственных силах.

Выстраивать отношения «Ты — мне, я — тебе!»

Не стоит подкреплять выполнение домашних дел какими-то обещаниями, подарками, наградами. В таком случае ребёнок не сможет делать какие-то поручения осознанно.

Обещая за выполнение домашних дел награду, мы смещаем мотивацию из внутренней на внешнюю. А это кратковременный метод.

А вот отметить то, что ребёнок выполнил какую-то работу хорошо и показал результат, очень даже можно. Скажите ему, как вы рады, что, придя с работы, увидели вымытый пол или пустую раковину. Не говорите это наигранно, а произнесите слова от души. Это может стать лучшей мотивацией для ребёнка!

Как заставить ребенка убираться в своей комнате?

Бардак и неразбериха для растущего человека – естественное состояние. Он только учится организовывать собственную жизнь, пусть и через такой неудобный с точки зрения взрослых этап. С возрастом многие его перерастают и воспринимают порядок и чистоту в своем жилище как само собой разумеющееся. Им приятно видеть дом ухоженным, проблемы с наведением уюта не возникает.

Некоторые до этого этапа так и не добираются, хаос и беспорядок становятся их постоянными спутниками. Им в кайф такой образ жизни, и менять его они не собираются. Ну или все-таки идут на какие-то послабления, если возникает необходимость срочно прибраться.

Сложнее всего тем, у кого подсознательно срабатывает тот самый протест «из детства» – хочется назло родителям ничего не делать, даже если это нерационально и вызывает дискомфорт.

Родители уверены, что подростки не могут не понимать их заботы. Ведь они приучают их к самостоятельной жизни, потому что хотят, чтобы все у них в будущем было хорошо – они могли сами обслужить себя и жить в уютном чистом доме.

А подростки, напротив, видят в этом желание родителей соблюдать приличия и формальности, но никак не заботу о них. Отсюда и заблуждения: «меня не хотят понимать в собственном доме», «я для них по-прежнему малый ребенок, это унижает меня», «у меня нет никаких прав – даже в собственной комнате!». И вот за эти права подростки ведут упрямые бои – наводя «свой» порядок на личной территории. Контакт с родителями нарушается, упрямство становится привычным состоянием, конфликт интересов неизбежен.

С чего начать?

Чтобы обучение проходило легко и без капризов, важно соблюдать следующие принципы:

Соблюдайте порядок в доме

Если в квартире чисто и вы постоянно следите за порядком. то и ребенок захочет вам подражать. Вы должны показывать ему пример. А вот если вы не будете следить за своими вещами, то и от детей не ждите прилежания.

Убирай за собой

Ребенок должен усвоить, что после игры он обязан вернуть все игрушки на место. Делать это он должен систематически. Если хотя бы на протяжении трех недель малыш будет ежедневно убирать за собой, то это станет для него привычным делом.

Не повышайте голос

Договоритесь с ребенком о том, что перед сном он должен убрать комнату. Никогда не кричите на него и сохраняйте спокойствие даже если малыш делает это медленно и неохотно.

Помогайте

Взаимовыручка — важное качество крепкой семьи. Если малыш не справляется с уборкой, то предложите ему свою помощь. Собирать игрушки вместе с родителями не только быстрее, но и интереснее

Собирать игрушки вместе с родителями не только быстрее, но и интереснее.

Не уступайте

Дети любят откладывать неинтересные дела на потом. Не допускайте этого. Объясните неряхе, что он сможет посмотреть мультики лишь после того как наведет в своей комнате чистоту.  Приучите ребенка делать сначала все необходимое, а уже потом заниматься более интересными делами.

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Какой результат важен?

Главная цель – научить малыша получать удовольствие от наведения порядка, находить в этом процессе что-то приятное и интересное. Всегда нужно говорить ему, какой он молодец. Даже если из-под кровати выглядывает ухо игрушечного зайца, или на полу остался незамеченный фантик – все равно нужно похвалить ребенка за его старания.

Со временем он обязательно научится делать все так, как нужно. Здесь надо проявить сдержанность и спокойствие. Не стоит говорить малышу, что он сделал что-то не так, указывая на его ошибки. Это может отбить у него все желание вообще заниматься уборкой.

Когда малыш подрастет, можно порекомендовать ему интересный способ самопроверки своей работы. Он заключается в том, чтобы ребенок сначала вышел из комнаты, а через какое-то время снова в нее вошел. При этом ему следует осмотреть ее оценивающим взглядом, как будто руководитель проверяет работу. Если вдруг найдены какие-то недочеты, то следует их устранить.

Не жалейте слов одобрения

Похвала — простое, но действенное средство воспитания детей. Когда ребенок прилежно исполняет свои обязанности, то родители воспринимают его действия как должное. А вот если он совершит ошибку или проступок, взрослые незамедлительно его ругают.

Однако бранить детей нельзя

Если ребенок не может что-то сделать он и так расстраивается, а своей руганью вы лишь акцентируете его внимание на своей неудаче. В результате у него пропадает желание что-либо делать

А зачем? Ведь это все равно у него не получится, да еще и мама отругает. Но если хвалить малыша за любую, даже незначительную победу, он будет стараться и сделает все, чтобы добиться более высоких результатов.

Когда приучать к порядку?

Чем раньше, тем лучше. Как только малыш начинает ходить. Если он способен сам перемещаться, значит, уже готов исследовать окружающее в полной мере. Как правило, малыш, который хватает и разбрасывает свои игрушки в разные углы, приводит в умиление маму и всех бабушек. Восторг может затянуться надолго, а у ребенка в это время закладывается привычка – швыряние игрушек нравится и радует окружающих. Значит, так нужно делать постоянно!

Не стоит списывать детские шалости на малый возраст. Мол, это пройдет, да и рано еще его приучать к аккуратности. Малыш, конечно, милый. Чтобы он таким и оставался подольше, нужно с ранних лет закладывать в него основы правильного поведения.

Для ребенка одного-трех лет нет ничего интереснее игры. Уборку игрушек также можно превратить в развлекательное действие. Можно разделить игрушки на несколько разных кучек: часть малыш будет относить сам, другую – отнесет мама. Можно придумать разные ящички и корзиночки для маленьких, мягких игрушек. Для папы с сыном интересно будет сыграть в игру «Кто больше забросит шариков». Куда забросит? Ну конечно, в специально предусмотренное для них место.

На коробки можно наклеить разные картинки, которые помогут быстро отыскать нужные для игры вещи. В идеале необходимо вместе с ребенком разделить все его имущество на готовые к игре комплекты, каждый из которых будет лежать в отдельной емкости со специальным значком. При этом нужно постоянно проговаривать правило: «Перед новой игрой убираем прежнюю на место».

Школьник

Конечно, если игрушки не убирает ребенок школьного возраста – это уже сложнее. Возможно, привычка убирать за собой не была сформирована в раннем детстве и теперь родителям придется в два раза сложнее.

Исправить ситуацию можно, но это потребует всей выдержки и силы воли взрослых.

Для начала можно попробовать решить проблему мирным путем. Договором, разумными компромиссами. Многие дети легко идут на контакт, если родители выполняют свои обещания. Сказанные слова должны быть хорошо взвешены, ведь потом отступать нельзя. Ребенок, уличивший своих родителей во лжи, запомнит это и в будущем не станет поддаваться на уговоры и посулы. Договор типа «чистота и порядок в комнате в обмен на долгожданный поход в 5D-кинотеатр» может дать нужный эффект. Если компромисса достичь не удалось, можно приступить к более отчаянным мерам.

В качестве дополнительного стимула к уборке игрушек можно приобрести щенка. Желательно такой породы, которая любит трепать все, что плохо лежит. Поломанные и обгрызенные игрушки могут заставить ребенка вовремя убирать все по местам.

Совершенно грубый метод, которым пользуются в исключительных случаях, – собрать все игрушки в мешок и убрать их из дома вообще. Отдать в приют, церковь или знакомым. Кто-то осмеливается просто выбросить. Жестоко и резко, но иногда помогает. Стоит отметить, что такой способ граничит с крайностью, ведь результат может быть гораздо хуже ожидаемого. Порядка в доме может не прибавиться, а вот отношения с ребенком серьезно испортятся. Взрослые дети могут надолго запомнить это происшествие, но в памяти останется не урок, а обида.

Порядок важен для взрослых и детей!

Аккуратность, чистоплотность, организованность — черты, которые воспитываются в семье. Но при этом требуется учитывать темперамент, черты характера и кризисы возрастов детей. В результате ребенок должен хотеть поддерживать чистой комнату, вещи, рабочий стол. Когда же это переходит в навязчивую идею, становится раздражающей и тревожной темой — что-то пошло не так.

Почему опрятность и аккуратность важны?

Некоторые родители задаются вопросом: «А зачем вообще заострять внимание малыша на этой теме, если многие, даже известные, люди — полные неряхи, а живут замечательно?» Но это не совсем верная позиция. Ниже приведем основные причины, почему порядок нужен и важен для детей

  1. Аккуратность, размеренность помогают взрослеть ребенку. Психика малышей развивается таким образом, что идет постоянное сопоставление и сравнение. Подключим к этому большой темп развития и «узнавания» мира. Поэтому когда все вещи на своих местах, одежда чистая и отглаженная, игрушки разложены по секциям, сыну или дочери легче ориентироваться в окружающем мире и получать жизненный опыт.
  2. В будущем ребенок будет находиться среди людей. Неаккуратность, неряшливость сослужат плохую службу в построении межличностных контактов.
  3. Сам процесс наведения порядка учит организованности. Постепенно ребенок привыкает, что в шкафу вещи разложены и развешаны, учебники находятся на полке, а игрушки на своих местах. Малыш знает, что в любой момент он найдет необходимую вещь без труда.
  4. Порядок способствует более аккуратному письму. Ребенок учится не заступать за пунктирные линии, когда обводит цифры и буквы, содержит тетради и учебники в порядке.
  5. Большой мотивацией для малыша будет разрешение взрослых приглашать друзей только в убранную и чистую комнату. Дети быстро поймут, как приятно общаться с гостями, когда просторно и красиво.

Хоть разбросанные игрушки и одежда воспринимаются детьми по-своему, как небольшой детский мир со своими законами, взрослым необходимо уделять вопросу аккуратности первостепенное значение и воспитывать опрятность с самых малых лет. Как правильно научить порядку и поддерживать его?

Важно: согласно исследованиям, наибольшее количество разногласий и конфликтов между родителями и детьми происходит по причине беспорядка в комнате и в шкафу, а не из-за вовремя невыполненных уроков или плохих отметок

Как создать систему стимулов для уборки игрушек

Одним из эффективных способов использования игр в процессе обучения уборке является игровая терапия. Игры могут не только быть увлекательным времяпрепровождением, но и стать полезным средством для развития и обучения ребенка

Важно подобрать игры, которые способствуют формированию навыков уборки и активизации детской мотивации

Одним из вариантов игровой терапии, который можно использовать для обучения уборке игрушек, является игра-головоломка. В процессе игры ребенку предлагается решить определенную задачу, которая связана с уборкой игрушек. Например, разложить игрушки по определенным категориям или расположить их на полку в определенном порядке. Такие игры помогут развить у ребенка логическое мышление, творческие способности и умение систематизировать свои действия.

Другой вариант игры-головоломки может быть связан с поиском скрытых игрушек в комнате. Ребенку предлагается найти и сложить все игрушки в корзину или на место, используя подсказки и задания, которые способствуют развитию внимания, координации движений и ориентации в пространстве.

Следующий вариант игры-головоломки, который поможет ребенку развить навык уборки, предполагает использование цветовой сортировки. Ребенку предоставляется набор игрушек разных цветов, и его задачей является сортировка игрушек по цветам и расположение их на специальные места в комнате. Такая игра поможет не только научить ребенка правильно убирать игрушки, но и развить его цветовое восприятие и организацию пространства.

Очень полезным инструментом в игровой терапии для обучения уборке игрушек является использование наградной системы. Ребенку предлагается выполнить определенную задачу по уборке игрушек, и за ее успешное выполнение он получает награду или поощрение. Награда может быть разной: похвала, дополнительное время для игры, небольшой подарок и т.д

Важно внимательно выбирать награду, чтобы она была мотивирующей и интересной для ребенка

Как не отбить у ребенка желание помогать по дому

И уж тем более, чтобы не отбить у ребенка желание помогать вам по дому, ни в коем случае не стоит сравнивать его с другими, особенно не в его пользу. Раз и навсегда забудьте фразу: «А вот тёть Наташина Олечка убирает за собой игрушки сама, ей не нужно лишний раз об этом напоминать!» Я и сама помню, какое огромнейшее раздражение в детстве вызывали у меня подобные фразы.

Однажды я даже ответила маме: «Если тебе так нравится эта Олечка, так возьми и удочери её!» Мама, конечно, была в ярости, потому что «проверенный временем» приём не сработал

Но если бы она обратила внимание на то, что это не работает, то смогла бы, наверное, более продуктивным способом приучить меня к чистоте и порядку

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

На этом мы с вами прощаемся. Наш портал саморазвития и самосовершенствования искренне желает вам, чтобы ваши детки сами убрали за собой игрушки, помогали вам с уборкой по дому (как это сделать, мы рассказывали в прошлой статье) и делали это только с удовольствием, а, повзрослев, сами смогли бы запросто поддерживать порядок в доме, не испытывая негативных эмоций к уборке.

Мы очень надеемся, что у вас хватит мудрости и организованности применить наши советы на практике, так как это будет еще один большой шаг к вашему индивидуальному саморазвитию и счастью. Давайте вместе будем шагать дальше! Ждите новых и интересных статей о правильном воспитании и мотивации детей, о том как правильно воспитывать девочек и мальчиков отдельно, и даже взрослых! И не забудьте прочесть первую часть данной статьи, о том как заставить ребенка убираться в квартире.

Ребенок не хочет убирать игрушки: способ «штрафной ящик»

Изготовьте или приспособьте специальный ящик (коробку, контейнер), куда вы будете складывать все то, что не было убрано к установленному времени.

Только шаг за шагом, последовательно, вы сможете воспитать у чада прилежность, добросовестность, любовь к порядку и ваши старания увенчаются успехом. Будьте готовы к тому, что время от времени ребенок будет преподносить вам неприятные сюрпризы (капризничать, протестовать, делать назло, умышленно раскидывать игрушки), вы же со своей стороны должны твердо следовать своим принципам, избегая раздражения, заострения внимания на непослушании.

Список используемой литературы:

Когда начинать приучать ребенка к порядку?

Как только в семье появляется маленький карапуз, все знакомые вместе с родителями каждый раз несут ему игрушки, и до годика, когда малыш начинает понимать, что с ними делать, комната уже напоминает магазин с изделиями для детских забав. С одной стороны наличие большого количества игрушек хорошо в том, что ребенок постоянно занят и во время игры развивается, но с другой — собирать игрушки самостоятельно ему уж никак не хочется.

Собирать игрушки самостоятельно ребенка надо приучать обязательно, ведь от этого зависит дальнейшая его дисциплина, аккуратность и бережное отношение к вещам, и чем раньше мама начнет приучать к этой процедуре, тем легче пройдет привыкание. Первые свои уборки малыш должен делать обязательно с взрослыми, начиная с 1-1,5 годиков, причем только под хорошее настроение без криков и слез, иначе маме придется еще долго ползать по комнате, с целью навести порядок.

Когда начинать приучать ребенка к порядку?

Как играючи научить ребенка убираться в комнате

Еще одна возможность, которую дают нам сюжетно-ролевые игры про уборку, — это демонстрация ребенку в игре желаемого варианта поведения. Например, куколки проснулись утром и обязательно заправили постельку, потому что все красивые куколки обязательно заправляют постельку по утрам, ведь это так красиво и замечательно. Если вы будете говорить что-то подобное ребенку изо дня в день, он возненавидит уборку постельки и красивых куколок. Если же проговаривать это будет куколка в игре, то это абсолютно спокойно встроится в сознание ребенка и начнет проявляться в его реальных действиях.

Ребенок должен чувствовать, что делает реальное дело для общей пользы семьи! Несмотря на очевидную пользу игрового контекста уборки, не стоит пытаться сделать из уборки какое-то шоу. Это у вас не получится, потому что мы должны убирать изо дня в день. Трудно представить себе маму, которой хватит фантазии, чтобы каждый день придумывать что-то новое, яркое и увлекательное. В конце концов, вы начнете терять качество вашего спектакля, и он ребенку надоест. Но это не главная причина, почему не стоит слишком усердствовать, превращая уборку в игру.

Важно то, что ребенок должен понимать: уборка — это не праздник. У него должно быть понимание, что это действие, которое выполняют все члены семьи, каждый вносит свой вклад в создание чистоты, комфорта, уюта. То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными

Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать

То есть вы, конечно, немного играете, немного веселите его в этом процессе, и сами в этот процесс включаетесь веселыми и увлеченными. Но не стоит ставить себе цель, чтобы каждое дело по дому имело какой-то развивающий эффект и игровой контекст. Это не самоцель. Это те приемы, которые вы можете иногда, от случая к случаю, использовать.

Статья прочитана 27 417 раз(a).

Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате

Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.

Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.

Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:

Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.

Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.

Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!

Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.

Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.

Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.

Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась

Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.

Каждой игрушке – свой домик

Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.

Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.

Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.

Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).

Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?

Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!

Создание системы стимулов для уборки игрушек

Во-первых, важно определить, какие стимулы могут быть использованы для создания системы. Здесь можно включить различные вознаграждения, такие как похвальные слова, поощрительные знаки, небольшие подарки или привилегии

От выбора стимулов будет зависеть их эффективность, поэтому необходимо учесть интересы и предпочтения ребенка.

Во-вторых, следует разработать саму систему стимулов, которая будет представлять собой четкий план действий

Здесь важно установить конкретные правила и условия, при выполнении которых ребенок будет получать стимулы. Можно разделить процесс уборки на небольшие этапы и предусмотреть стимулы для выполнения каждого из них

Это поможет детям лучше ориентироваться и понимать, что ожидается от них.

Также необходимо учесть возрастные особенности и способности ребенка при разработке системы стимулов. Например, для малышей можно использовать яркие картинки или звуковые сигналы, а для старших детей — систему накопительных наград или игровые элементы. Главное, чтобы стимулы были мотивирующими и вызывали положительные эмоции у ребенка.

Не перегните палку

Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.

Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие

Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки. Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»

Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.

Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.

Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.

До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.

И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.

В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.

Папа может предложить:

— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.

— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?

Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»

Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов

Полезные советы

Воспитание — трудная работа, которая требует терпения и регулярности. Справиться с ней помогут различные хитрости и уловки.

Как без лишних нервов приучить ребенка убираться:

Учитывайте возраст

Ребенку в 3-4 года можно привести простой пример: он любит вовремя покушать и быстрее вернуться домой из садика, а вот игрушки обожают, когда о них заботятся и вечером убирают по местам.

А вот дети школьного возраста должны усвоить, что уборка является его непосредственной обязанностью, и что собирать за собой вещи каждый должен сам за себя.

Спрячьте часть игрушек

Если какие-то игрушки надоели малышу и он в них не играет, то уберите их в недоступное для него место. Спустя несколько месяцев, когда он забудет об их существовании, их можно достать, а те, с которыми он занимался все это время потихоньку спрятать.

Похвала

Не забывайте поощрять детей добрыми словами даже за малейший успех. При чем мальчиков стоит хвалить за конкретные поступки, например, за уборку игрушек, вымытую посуду, а девочкам пойдет на пользу общая похвала, например, скажите ей, что умница и из нее получится великолепная хозяйка.

Не придирайтесь

Если малыш сложил вещи или игрушки неаккуратно. то не стоит ему делать замечаний. Качества стоит требовать от детей, начиная с 6-7 летнего возраста. Но и то, замечания следует произносить в мягкой форме: “Спасибо тебе за старание и помощь, но посмотри, это нужно делать немного по-другому”. После этого покажите как правильно сложить вещи или сделать уборку.

Не награждайте призами

С детьми нужно договариваться, а не “покупать” их. Лучшей наградой за уборку послужит разрешение погулять или посмотреть мультики, но вот ценные подарки будут излишеством. Вам же никто не вручает конфеты и шоколадки за вымытый пол или чистую одежду.

Игрушки можно подарить без повода или на какое-либо торжество, но точно не за уборку комнаты.

Делитесь своими впечатлениями за день

Например, собравшись всей семьей за ужином, расскажите о том, сколько вы сделали полезных дел за сегодня. Только говорите это так, чтобы у всех сложилось впечатление, что вы хвалитесь, а не жалуетесь. Такие примеры дети запоминают, да и мужу полезно узнать, чем вы занимаетесь пока он работает.

Эти советы помогут не только дисциплинировать детей, но и укажут взрослым на ошибки, которые они совершают при их воспитании.

Какие действия нельзя применять в воспитании:

  • повышать голос;
  • насильно заставлять детей убираться;
  • собирать игрушки за детьми самостоятельно;
  • оставлять хорошо выполненную работу без похвалы.

Главное, что должны усвоить родители, они хитрее детей. В их силах обучать ребенка так, чтобы работа по дому стала для него радостью, а не наказанием.

Выводы

Быстро приучить к порядку малыша не получится. Капризы и протесты неизбежны и к этому надо себя подготовить

Не заостряйте внимание на шумных отказах, не уступайте при отказах на ваши просьбы и не повышайте голос на бунтующего малыша. Угрозы, принуждения, обвинения – это запрещённые воспитательные приёмы. Раздражённая кричащая мама только напугает

Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи

Раздражённая кричащая мама только напугает. Лучше слов учат поведение и поступки, поэтому порядок и чистота должны быть правилом для всей семьи.

Много подобных статей вы сможете найти в нашем разделе о воспитании детей

Видео по теме

Предыдущая запись Сколько необходимо спать 3-летнему ребенку Следующая запись Необходимо ли кипятить пастеризованное молоко для детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: