Развиваем детскую логику
Существующие методики развития логического мышления у детей включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они как игры, т.к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач.
Обратите внимание на следующие категории заданий и упражнений:
- Классификации. Дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Например, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, хищники и травоядные и т. д. Чтобы упростить задачу детям 3−4 лет, озвучьте признак, по которому они должны распределить предметы. Дети 5−6 лет могут это сделать уже самостоятельно.
- Определение закономерностей. Школьникам часто на уроках математики дают задание — продолжить ряд цифр, установив заданную закономерность. Аналогичную задачу могут выполнить и дети до 6 лет, только закономерность должна быть простой. Малышам младше 5 лет можно предложить и другие, более понятные и наглядные задания — определить, что за чем следовало, дорисовать забор или воздушные шарики, используя чередования цветов в определенной последовательности и т. д.
- Найти лишнее. Предложите ребенку ряд слов и попросите найти одно лишнее слово, не подходящее по классификационному признаку. Вместо слов можно также использовать картинки — этот вариант предпочтителен для детей 3−4 лет, т.к. им проще воспринимать информацию, представленную визуально.
- Лабиринты. Игры типа «Помоги зайчику найти дорогу к норке» очень полезны для развития образно-логического мышления. Поиск единственно верного пути тренирует концентрацию внимания, память и аналитические способности ребенка.
- Съедобное-несъедобное. Например, творожок с картошкой съедобен? А если будет творожок с клубникой и абрикосом? Эта детская игра с мячом учит ребенка соотносить слова/образы с конкретным признаком. Вариаций игры множество — можно даже играть в нее без мяча, просто называть разные слова и спрашивать у ребенка, съедобное или несъедобное.
- Умозаключения. По мере взросления ребенок способен выполнять все более сложные задания. Например, в 6 лет можно предложить ему небольшие математические задачки, в процессе решения которых необходимо проводить анализ имеющейся информации.
Сегодня логические упражнения для детей легко можно найти на образовательных сайтах. Также можно подарить ребенку книжки с задачками и игрушки-головоломки — лишь бы ему самому было интересно заниматься.
Развивать логическое мышление следует и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребенку историю-небылицу — он должен найти в рассказе несоответствие. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам — он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку.
Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребенка к логике. И помните, что ребенку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор, получая ежедневно новые интересные знания.
Как вы думаете, насколько важно уже в дошкольном возрасте развивать детскую логику? Знакомы ли вы с эффективными методиками? Делитесь опытом в комментариях к статье
Рекомендации по проведению развивающих игр
Дети с раннего возраста любят подражать взрослым. Именно этот механизм обучения стоит взять за основу: все обучающие элементы следует организовать в виде игры, показывать все на собственном примере. Игра должна быть интересна и вызывать у ребенка положительные эмоции, иначе он просто встанет и уйдет.
Необходимо понимать, что внимание у детей кратковременно и непроизвольно. Планировать занятие нужно так, чтобы избежать переутомления малыша и потери интереса к игре
Оптимальное время для каждой игры от 5 до 20 минут.
Отмечайте даже самые скромные успехи ребенка, хвалите его достижения
Если что-то не получается не заостряйте на этом внимание. В этот момент следует поддержать малыша, скажите: « В следующий раз все получится!», «Ты большой молодец-очень старался!»
Особое внимание следует уделять своей речи: слова и фразы должны быть простыми, речь чистая без нарушений, уменьшительно-ласкательных названий (не кошечка, а кошка), недопустимо повторение за ребенком неправильных слов. Артикуляция четкая, дети видят движение губ взрослого при произношении слов
Все действия необходимо сопровождать комментариями, описывая все этапы игры. Если используются стишки, потешки, выбирайте небольшие по объему тексты, которые содержат простые слова понятные для ребенка, легки для запоминания и заучивания.
Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»
Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.
Если говорить именно про игру «Сложи квадрат», то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.
У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень. Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.
Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.
Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.
Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.
Можно также попробовать такую модификацию этой игры. Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.
Что такое метод обучения
В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:
«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».
Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.
Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Игры на развитие мышления у дошкольников
Пять игр ниже объединяют навыки логического мышления в игру и усиливают развитие логического мышления у младших школьников. Когда вы вводите новую игру, будьте внимательны к тому, насколько ваш ребенок заинтересован в этой деятельности, и сохраняйте игривый тон и манеру поведения. Если ваш ребенок не совсем готов к занятиям на логика для детей 6 7 8 лет, попробуйте еще раз через несколько недель или месяцев.
Башни-близнецы
Для этой игры вам понадобятся строительные блоки, цветные кубики или Lego. Расположите ребенка напротив вас на полу или за столом и поместите между вами высокий ящик или папку, чтобы ваш ребенок не мог видеть, что вы строите на своей стороне.
Начните с двух блоков двух разных цветов, постройте башню и объясните ребенку игру следующим образом: «Я только что построил башню из двух блоков. Я использовал синий и желтый. Можешь ли ты попытаться построить башню, как моя? Я дам тебе подсказки. Зная уровень понимания вашего ребенка, начните давать подсказки, такие как: «синий блок внизу» и «другой блок вверху».
Если ваш ребенок успешно строит «башню-близнец», попробуйте сделать подсказки более сложными, используя слово «НЕ». Пример: «Синий блок НЕ сверху». Понимание этого вида подсказки требует другого уровня мышления и может быть слишком сложным. Если это так, делайте подсказки простыми и понятными, и вместо этого добавьте трудности, используя больше блоков разных цветов и строя более высокие башни.
Прятки с изюминкой
Большинство дошкольников любят прятки. В этой версии ваш ребенок прячет игрушку или чучело где-то в вашем доме, и вы задаете вопросы о том, где оно спрятано. Ваш ребенок кивает или качает головой, чтобы указать ответы. Задайте вопросы, такие как: «Это спрятано в комнате, в которой кто-то спит?» «Это скрыто, где кто-то сидит?» «Это спрятано возле стены?» Это требует того, чтобы ваш ребенок подумал о каждой подсказке и подумал, истинна она или нет, в зависимости от того, где спрятан объект.
Младшие дети не всегда будут давать вам правильные ответы, поэтому следите за задаваемыми вопросами. Когда объект найден, избегайте исправления каких-либо ошибок в подсказках и вместо этого просматривайте их вслух: «О, он был скрыт там, где кто-то сидит, но НЕ БЫЛ скрыт там, где кто-то спит!» Даже если ваш ребенок еще не реагирует должным образом, вы используете словарный запас логического мышления во время веселья!
Линия игрушки
Эта игра требует, чтобы ваш ребенок думал о порядке и атрибутах. Чтобы играть, вам нужно четыре или пять игрушек или маленьких чучел животных и, для дополнительного удовольствия, ваш смартфон. Когда ваш ребенок не смотрит, поместите игрушки или животных в ряд, как будто они выстроены в очередь, чтобы куда-нибудь пойти. Как только игрушки в порядке, сделайте снимок с помощью телефона. Затем отодвиньте игрушки назад со своих позиций.
Теперь спросите у своего ребенка: «Хочешь поиграть в угадайку?» Попросите вашего ребенка расположить игрушки или животных в одну линию в соответствии с вашими указаниями, используя подсказки, которые требуют больше размышлений, чем «первый, следующий, последний …». Например, вы можете сказать: «Я ставлю игрушку на колесиках первой в линию.» «Животное с пятнами является последним в очереди». «Игрушка с длинными ушами за машиной» и т. Д.
Чтобы вознаградить успех, покажите ребенку фотографию, которую вы сделали, и сравните с ее составом. В конце концов, ваш ребенок может с удовольствием поменяться ролями и дать вам указания.
Двусторонняя игра «Форма и цвет»
Эта деревянная головоломка не только усиливает атрибуты формы и цвета. Он требует от игрока использовать навыки секвенирования, причинно-следственной связи и умозаключений и обладает большой универсальностью. Это может быть введено как одно пользовательское занятие, и, когда ваш ребенок готов, в него играют два игрока. Эта игра, также популярная среди детей дошкольного возраста, развлекает все навыки логического мышления в увлекательной игровой форме.
Игра «Красная Шапочка»
Удостоенная наград игра, включающая в себя книжку с картинками и многоуровневые задания, ваш дошкольник будет наслаждаться ею много лет. Цель состоит в том, чтобы проложить путь для Красной Шапочки, чтобы она могла добраться до дома бабушки, и наряду с визуальным восприятием и пространственным мышлением, навыки планирования и решения проблем практикуются и укрепляются. Логические задачи для детей 7 8 лет хорошо описаны во многих книжках для подготовки дошкольников к школе. Ваш ребенок будет использовать многие мыслительные навыки и получит удовольствие от успешного достижения цели!
Логическая игра Никитина «Сложи узор»
Еще одна популярная игра Никитина – «Сложи узор» (Лабиринт, My-Shop, KoroBoom). Пособие это очень «долгоиграющее», с ним можно придумать массу заданий как для 2-3-летнего малыша, так и для ребенка 5-6 лет. Задания в прилагающейся к кубикам инструкции рассчитаны, скорее, на детей постарше. А вот для детей помладше есть замечательные альбомы – «Чудо-кубики 1» (Ozon, My-shop, Koroboom) и «Чудо-кубики 2».
Кстати, альбомы можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Еще где-то давно на просторах интернета я скачивала схемы к кубикам «Сложи узор» для самых маленьких. Главное их отличие в том, что на схеме узор расчерчен на квадраты, что существенно облегчает задачу при подборе кубика (в схемах Никитина подобной разметки нет). Получается такая подготовительная ступень к основному варианту игры. Предлагаю СКАЧАТЬ такие схемы и вам.
В чем уникальность игры? Это нам взрослым, кажется, все очевидно и понятно – выложить картинку из кубиков. А для ребенка это целая наука – сначала найти нужную сторону у кубика, а затем еще и понять, как правильно его развернуть. Ребенку постарше, нужно будет кроме этого еще и определить, из каких именно кубиков сложена картинка. Кубики «Сложи узор» имеют очень хитрый раскрас. Некоторые грани однотонные, а некоторые разделены по диагонали на 2 цвета, что заставляет малыша хорошенько подумать.
Как развить логическое мышление: общие рекомендации
Перейдем к практической части статьи — рассмотрим общие рекомендации по развитию логики и логического мышления. Советы подойдут для взрослых и детей.
Тренируйте мозг
Постоянно тренируйте мозг. Развивайте мышление, память, концентрацию. Только так можно «прокачать» логическое мышление.
Для тренировки мозга используйте сервис «Викиум».
Это платформа, на которой собраны полезные онлайн-тренажеры — в том числе есть игры и упражнения, которые развивают логику и логическое мышление. Ежедневные тренировки помогут улучшить когнитивные способности мозга и повысят личную эффективность, продуктивность.
Также онлайн-тренажеры помогут постоянно держать мозг в тонусе.
Начать тренировку мозга →
Читайте больше книг
Читайте больше книг. Это еще один эффективный способ развития логического мышления — для детей и взрослых.
Читайте разные книги: «художку», научно-популярную литературу, биографии успешных людей. Развивайтесь в разных направлениях.
Благодаря книгам вы сможете оперировать полезными и интересными фактами во время дебатов или обычного общения; также это позволит пополнить словарный запас, вы научитесь грамотно выражать мысли.
Решайте кроссворды
Развивайте логику с помощью кроссвордов. Это еще один эффективный способ «прокачки» мозга.
Сегодня найти интересный кроссворд не сложно: например, это можно сделать в поисковике «Яндекс». Либо действуйте по старинке: купите газету с кроссвордами и решайте их — хотя бы по 10-15 минут в день.
Изучайте иностранные языки
Изучение иностранных языков — еще один эффективный способ «прокачки» мозга (логики и логического мышления). Например, вы можете начать учить английский язык — это поможет расширить кругозор и откроет новые возможности: просмотр фильмов/сериалов в оригинале, путешествия, чтение книг на английском языке.
Для изучения английского языка используйте сервис Puzzle English. Это платформа, где собраны упражнения и игры для «прокачки» английского.
Также здесь можно заниматься с преподавателем. Для всех пользователей доступен уникальный авторский контент.
Начать учить английский →
Решайте ребусы и загадки
Не забывайте про ребусы и загадки. Это поможет вам улучшить логическое мышление; также ребусы и загадки позволят интересно провести время — в одиночку или с друзьями.
Уделяйте больше внимания математике
Занятия математикой — отличный способ для развития логического мышления. Особенно это актуально для детей, которые учатся в школе.
Решение математических задач и уравнений позволяют эффективно «прокачивать» логику; они тренируют мозг. Если постоянно решать математические задачи, то со временем ребенок научится быстро принимать решения.
Пишите левой (или правой) рукой
Если вы правша, то иногда пишите левой рукой. Так вы будете задействовать те участки мозга, которые обычно находятся в «спячке».
Аналогичным образом у левшей — иногда пишите правой рукой. Письмо — не единственно занятие, которое можно делать левой (или правой) рукой.
Вы можете:
- Чистить зубы.
- Пользоваться столовыми приборами.
- Пользоваться телефоном: например, набирать сообщения в мессенджере.
- Открывать и закрывать дверь квартиры.
Устраивайте дебаты с друзьями
Устраивайте дебаты и споры с друзьями. На любую тему: например, поспорьте о том, какой сериал лучший в XXI веке.
Во время споров и дебатов вы «прокачиваете» логическое мышление — учитесь приводить аргументы в пользу своих слов, пытаетесь быстро найти подходящие факты в своей голове, улучшаете коммуникативные навыки.
Игры на смартфон (Android), Ipad, IPhone
Дети очень быстро осваивают технику: смартфон, Ipad, IPhone, естественно, что детские приложения-игры доступны и для них.
Например, приложение — ребенку нужно будет собирать пазл, раскрасить картинку, что позволяет изучать цвета. В игре несколько уровней сложности и много красочный персонажей. Игра подходит для IPad.
Азбука с начинкой (HD) алфавит —
прекрасная игра, которая позволяет изучить алфавит. Построена на ассоциациях, предметы повторяют форму букв, в игре интересная анимация — арбуз можно съесть, рыбу весело распугать и т.д. Подходит для IPad и смартфон (Android).
Приключения ежика —
игра, разработанная профессиональным психологом. Направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти. Подходит для смартфон (Android), Ipad, IPhone. Для детей от 4 до 6 лет.
Дорогие родители, занимайтесь с Вашими детьми, развивайте их мышление, логику, воображение, образное мышление. Помните, что ребенок в 5-6 лет активно развивается и процесс игры способствует лучшему восприятию информации. Используйте это время с пользой.
Для правильного и всестороннего развития ребенка просто необходимо развитие логического мышления. В будущем оно поможет малышу проводить анализ любой ситуации и выбирать лучший способ решения задачи или проблемы, исходя из существующих на тот момент условий.
Желательно начинать играть с детьми, которым уже исполнилось 5-6 лет. Ребенок этого возраста может самостоятельно делать логические выводы, может понять, какой предмет лишний из предоставленных ему, может найти общее в предметах и сформировать их в группы по этому признаку, также может рассказать короткую историю по картинкам и понимает, как применять теорию на практике.
Картинки с упражнениями детей позволяют в форме игры развивать логику. Эти игры очень просты, но будут интересны и малышу и играющему с ним взрослому.
Существуют более простые игры с картинками на развитие мышления, такие как:
Но также существуют и более сложные игры для детей 5-6, которые позволяются в размах развития логики развивать способности к анализу.
К примеру, взрослый должен нарисовать на листочке бумаги несколько фигур: круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник. Малыш должен будет посмотреть на нарисованные фигуры и нарисовать ту фигуру, которая будет идти за треугольником.
Неплохой игрой на развитие анализа у детей пяти лет станет игра, когда малыш должен будет выстроить кубики по размеру в порядке убывания, а потом возрастания.
Хорошо зарекомендовала себя игра под названием «Друзья». Она прекрасно развивает внимательность и сообразительность, ребенок приобретает способности анализировать происходящее, а также применяет имеющиеся у него математические навыки и развивает их.
Суть игры заключается в том, что ребенок должен сам нарисовать своих лучших друзей, но при этом он должен точно изобразить их рост. К примеру, Петя выше Маши, а Маша выше Кати, а Марина – самая низенькая девочка. Под каждым нарисованным другом нужно будет написать его имя.
Теперь ребенок должен будет назвать, кто из его друзей самый высокий, а кто – самый низкий. Также можно попросить ребенка сказать, сколько всего он нарисовал ребят, спросить его, кто первым изображен на рисунке, кто там стоит вторым, а кто пятым, кто нарисован слева от Кати, а кто справа от Маши. Можно предложить ребенку сосчитать, сколько будет на рисунке ребят, если двое уйдут, а также, сколько детей будет, если к игре присоединится еще одна девочка.
Еще одной интересной игрой для детей 5-6 лет станет игра под названием «Рассеянный художник». Во время игры у ребенка будет развиваться память и сообразительность, малыш постарается сам организовать свою работу, а также, если играть будут двое и больше детей, то они смогут еще и развить свои соревновательные способности.
Взрослый должен будет нарисовать телефонный диск и расставить на нем циферки, но не по порядку, а в разнобой. Ребенок должен будет посмотреть на рисунок и исправить видимые ошибки.
Если деток несколько, подготовьте больше рисунков и попросите детей, чтобы они исправили ошибки. Можно вручить маленький приз тому, кто первый справится с заданием.
Формируем логику у детей от двух годиков до семи лет
В этот период малыш продолжает совершенствовать свои навыки разговора. Ребенок уже имеет хорошее воображение. Чтобы представить происходящее в сказке или книге, ему уже не нужно использовать картинки.
Самым эффективным упражнением на формирование логики в этом возрасте является обсуждение книги. Это нужно делать сразу же после того, как вы ее прочитали.
Можете попросить малыша:
- Пересказать прочитанное.
- Ответить на вопросы. Спросите у него об определенных ситуациях, пусть объяснит, почему они случились. И что было бы, если бы эти события не произошли.
- Пофантазировать. Предложите ему придумать различные варианты развития сюжета. Пусть скажет, что было бы, если бы конкретный персонаж поступил иначе. И то, как бы это отразилось на основном сюжете.
В этом возрасте ребенок уже ориентируется во временных рамках. Он различает, что такое прошлое, а что такое – будущее. С помощью этих знаний ребенок сможет понять, что такое причинно-следственные связи. Но только если вы ему это объясните на примере.
Расскажите малышу, что у каждого поступка есть причина. И что люди поступают определенным образом не потому что они плохие или хорошие. А из-за того, что их вынудила сделать это конкретная ситуация.
Но в периоде с двух до семи лет есть один минус. Мышление ребенка в этом возрасте развито недостаточно хорошо. Он пока не может проявлять эмпатию (сочувствовать), и ставить себя на место других людей. Ребенок может воспринимать определенное событие только опираясь на свой жизненный опыт.
Если вы хотите развить у ребенка эмпатию, то рекомендуем уделить этому вопросу как можно больше времени. Начните играть с дитем, и моделируйте различные ситуации. В них малыш должен играть роль другого человека. И учиться подстраиваться под возникшую ситуацию, испытывая те эмоции, которые испытал бы человек, которого они «играют».
В период от двух до семи лет ребенок уже может решать некоторые задачи. Но когда он это делает, то основывается не на логике. А поступает по интуиции. И это плохо.
Давайте разберем на примере. Возьмите 20 кубиков и разложите их на две кучки по 10 штук в каждой. Одну из них разместите на полу равномерно, а вторую – навалите друг на друга. И дайте задание ребенку решить, какая из них больше. Скорее всего, он остановит свой выбор на тех кубиках, которые свалены в кучу. Потому что со стороны кажется, что их больше за счет размера.
Также, вы можете воспользоваться различными обучающими печатными материалами. Их обычно публикуют в журналах для детей.
Игра «Найди лишнее»
Думаю, суть игры ясна из названия Среди каких предметов можно искать лишнее? Хорошо подойдут детали конструктора, кубики, блоки Дьенеша или просто вырезанные из картона фигуры. Главное подобрать детали разных цветов, форм и размеров.
Вот, пример, поиска лишнего из блоков Дьенеша. Сначала предлагаем ребенку более очевидные задачи – два синих круга и один красный квадрат. Тут вряд ли спутаешь, так как «нелишние» предметы схожи и по цвету, и по форме.
Потом задачу усложняем. Во втором примере (второй ряд на фото) малыш должен уже абстрагироваться от формы, и найти лишнее только по цвету. Третья задача еще сложнее – здесь перед ребенком квадраты и разных цветов, и разных размеров, но, тем не менее, ребенку нужно выделить их общее свойство – квадратная форма и понять, что круг лишний.
Лишнее также можно находить среди карточек с картинками, на которых изображены объекты из разных категорий. Так, на верхнем примере лишний мяч, так как все остальное – это одежда, а в нижнем ряду среди фруктов лишний, конечно же, медведь.
Вот здесь можно СКАЧАТЬ несколько готовых заданий для определения лишнего предмета среди картинок.
Что такое логическое мышление
Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.
У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.
Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.
Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.
Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.
Логическая игра Никитина «Уникуб»
Раз уж начали про Никитина, то обязательно стоит упомянуть еще об одной его замечательной игре – «Уникуб» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). На мой взгляд, основной функционал этого пособия ребенок и его родители смогут оценить попозже, после 4-5 лет. Но, тем не менее, я включаю игру в этот список, потому что и для 2-3-летних детей найдутся задачки с кубиками.
Особенность кубиков «Уникуб» в том, что каждая грань кубиков имеет свой цвет. Всего 3 цвета. Задача малыша – развернуть кубик таким образом, чтобы сверху и сбоку были видны грани определенного цвета.
Какие задачи можно поставить перед ребенком 2-3 лет:
- Выложить для игрушки кроватку / заборчик определенного цвета – все кубики в постройке должны быть выставлены таким образом, чтобы СВЕРХУ были синие грани кубиков.
-
Выложить домик определенного цвета. В этом случае ребенку нужно составить кубики так, чтобы искомая грань кубиков была СБОКУ.
Выложить дорожку из кубиков с чередованием цвета или с соблюдением простых закономерностей.
Формируем логику у детей от рождения до двух годиков
В столь ранний период жизни ребенок постоянно узнает об окружающем его мире. Он делает это с помощью физического контакта: трогает вещи, берет их в рот, и, таким образом, исследует.
Если вы решили заниматься с ребенком, то делать это нужно так, чтобы ему было весело. Играйте с ним, и представляйте ему наглядные примеры.
Рекомендуем начать с игрушек. Они должны быть небольшими по размеру, чтобы ребенок смог с ними взаимодействовать. Купите их малышу, и расскажите, что нужно делать.
Можете выбрать для обучения следующие элементы:
- Различные рамки. Желательно, чтобы они были представлены в виде вкладышей.
- Детские пирамиды. Можно приобрести в магазине.
- Матрешки. Можете попросить их у своих родственников. Такие предметы хранятся дома практически у всех.
- Стаканы. Могут быть разными по величине и объему.
- Купите какую-нибудь игру, в которой предметы нужно выкладывать по очереди так, чтобы это было последовательно.
Начните с матрешки. Дайте ее ребенку, и объясните, что с ней нужно делать. Можете даже показать на примере, как матрешка раскручивается, и вкручивается обратно. Малыш увидит то, как это нужно делать, и сможет без проблем повторить за вами.
Занятия с матрешкой будут полезны для ребенка. Он научится различать элементы по размеру. И постепенно сможет собирать матрешку в правильном порядке.
Малыш также научится ориентироваться в пространстве. Например, когда он будет пытаться засунуть большую матрешку в маленькую, он поймет, что у него это не получится сделать из-за несоответствия размеров. А когда ребенок возьмет маленькую матрешку, и засунет ее в большую, то проблем не будет. Потому, что с «соответствием размеров» все в порядке. На основе этого малыш поймет истину: большое в маленькое поместить нельзя. А маленькое в большое – можно.
Примечательно, что в период с 0 до 2 лет малыш узнает много нового о мире, в котором живет:
- В возрасте от семи до девяти месяцев дите узнает, что если оно больше не видит определенный объект, то он никуда не пропал. Чтобы малыш смог понять это как можно скорее, поиграйте с ним в «Ку-ку» и «Прятки».
- Когда малыш повзрослеет, и достигнет возраста двух годиков, он уже будет разговаривать. Вместе с этим, ребенок сможет изучать предметы визуально. Чтобы ребенок рос умным, рекомендуем вам заниматься с ним. Читать книжки, в которых есть картинки и рисунки, а также обсуждать то, что там изображено. А еще, это поможет увеличить словарный запас ребенка, и научить его общаться. Также, можете приобрести малышу любые другие игрушки, и придумать с ними какое-то занятие. Малышу будет не только интересно, но и весело с ними играть.
Словесные игры с мячом
Игры с мячом развивают ловкость, внимание, воображение, речь, ориентацию во времени. Так на вопрос: где мяч? Ребенок должен попытаться дать правильный ответ, употребив предлог “там”, “здесь” и так далее
Другие варианты игр с мячом:
- Ответь- ка. Воспитатель бросает мяч, задавая вопрос: Сегодня четверг, а завтра? Ребенок кидает мяч назад и отвечает – Вечер, ночь, день или утро.
- Я знаю. Если играть одному, то мяч отбивается от земли. Если участников несколько, то перекидываются от игрока к игроку. Можно кидать друг другу мяч по часовой стрелке, встав в кружок. Водящий кидает каждому по очереди, проговаривая: Я знаю 10 цветков, предлагая сказать в ответ – ромашка, лютик, сирень и т.д.
- Съедобное-несъедобное. Ребенок становится напротив остальных ребят, начинает кидать мяч каждому поочередно. Называет слова: дом, пиджак, скамейка, огурец. Второй игрок, поймавший мяч, должен вернуть ведущему обратно, сказав: съедобный это предмет или нет. На слово — несъедобный мяч нужно отбивать об пол, на слово — съедобный — ловить руками и возвращать назад ведущему.
- Ласковый мячик. Развивает быстроту реакции. Ребенку бросается мяч, называется основное слово. Он ловит мяч и кидает в ответ, но называя это же слово в уменьшительной форме: глаз-глазик, стул-стульчик, солнце-солнышко, кукла-куколка.