Как научить маленького ребенка чистоплотности?

Как научить ребенка собирать игрушки − когда они могут обидеться и уйти?

Ваш пример — ему наука

«Мои дочери (3 и 4 с половиной года) каждый день разбрасывают свои мягкие игрушки по всему дому. Даже в туалете и в прихожей можно наткнуться на плюшевых мишек и собачек, а недавно я выгребла из посудомоечной машины целое кроличье семейство! Как справиться с этим нашествием?».Алиса, 28 лет

Почти все дети бессознательно стараются заполнить своими вещами максимально возможную площадь — таким образом они «метят» территорию или, если хотите, осваивают пространство. В некоторых семьях к этому относятся как к неизбежному явлению, и вся квартира выглядит как одна большая детская. Но на самом деле даже трех-, четырехлетнего ребенка можно учить уважать личное пространство других членов семьи. В первую очередь — личным примером. Вы можете показать, что считаетесь с желанием малыша иметь под рукой игрушки в каждой комнате, поставив на время в каждой из них по коробке для машинок и кукол. Но только при условии, что в конце дня они отправятся на свое место, то есть обратно в детскую! Во-вторых, последовательно объясняя и показывая ребенку, что он является членом семьи, группы. Если кто-то разбросал вещи, должен быть кто-то, кто их соберет. Если кто-то испачкал пол краской, должен найтись кто-то, кто ее отмоет. Это основы жизни в обществе! В два-три года большинство детей способны не только собирать и складывать игрушки, но и ставить журналы и книги на полку, гасить свет, выходя из комнаты, подметать пол, раскладывать на столе приборы и салфетки, поливать цветы, выгружать посуду из посудомоечной машины… Список домашних дел, которые способен выполнить четырехлетка, намного длиннее. Ему уже можно поручить:

Игра в уборку

«Дочке 2 года, как приучать ее к порядку? Она проявляет большой интерес к домашним делам, но ее „помощь“, как правило, добавляет мне хлопот». Анастасия, 32 года

Двухлетний ребенок еще не имеет представления о порядке. Его интерес к хозяйству основан не на сознательном стремлении навести чистоту, а на подражании взрослым и отчасти — на желании сделать им приятное. Используя эти две основные движущие силы, можно очень многому научить даже совсем кроху. Например, тому, что у каждой вещи есть и должно быть свое место. Начать с приучения ребенка не бросать курточку где попало, а вешать ее на специальный крючок в прихожей. Аккуратно ставить обувь. Относить посуду в раковину после еды. Двухлетний малыш, уже открывший для себя закон постоянства объектов, скорее всего, с энтузиазмом воспримет игру «Расставь все по местам».

Только не стоит пытаться объяснить все правила за один раз. Постепенность и последовательность не менее важны, чем требовательность и настойчивость. Помните, что все это обучение для крохи — игра, и чем она увлекательнее, а правила понятнее, тем с большим удовольствием он будет в ней участвовать. Некоторые дети дорогим игрушкам предпочитают прищепки, губки для мытья посуды, ершики и пульверизаторы с водой. Ребенок исследует окружающий мир, подражая взрослым и используя те же предметы, что и они. К сожалению, иногда родители готовы скорее дать в руки малышу компьютерную мышь, чем обувную щетку. Сделать домашние дела самому проще, быстрее, результативнее, а учить ребенка бывает нелегко и скучно. Вам может не хватать терпения, чтобы снова и снова показывать, как направить мусор на совок, а не в противоположном направлении. Но смысл этих усилий не только в том, чтобы вырастить себе помощницу или помощника

Выполняя работу по дому, ребенок учится: совершенствуется его моторика, увеличивается количество нейронных связей, тренируются мышцы тела, развиваются все психические функции — восприятие, внимание, память, воображение и мышление. Он становится более уверенным в своих силах и самостоятельным, получает первые организационные навыки, учится работать «в команде»

Три рекомендации

1. «Вместе» — «Сам»

Мы ожидаем, что ребенок возьмет и сразу начнет убирать игрушки. Обычно это происходит так: мы сами убираем за ним игрушки, и в какой-то момент нам это надоедает. И мы злимся и начинаем говорить: «Сейчас же прибери все эти игрушки! Сколько можно?! Посмотри, какой бардак ты развел!»

И тут нужно признаться себе: мы говорим об этом потому, что нам самим не слишком нравится прибирать игрушки. И мы хотим, чтобы ребенок сразу эти игрушки убрал. Но это маловероятно. ТАК это не работает. А работает концепция Льва Выгодского «Вместе – сам»: сначала ребенок может что-то делать вместе с родителем, и потом со временем он начинает это делать сам. Так расширяется круг того, что он может делать, расширяется его зона ближайшего развития.

С игрушками точно так же: начните их убирать вместе с ребенком, объясняйте ему, куда что складывать. И постепенно он сможет убирать их сам. Не пытайтесь перескочить эту стадию. Наоборот, включите стадию «делаем вместе», чтобы потом он мог делать сам.

2. Конкретность

Мы говорим ребенку: «Убери игрушки». И ребенок оказывается один на один с этим хаосом, к которому он даже не знает, как подступиться. Гораздо лучше, если вы скажете: «Так, давай посмотрим, что у нас тут есть. Все книжки положи на полку, лего – в эту коробку, а эти мелкие игрушки сложи в тот ящик». В таком виде задача перестает быть для ребенка такой объемной и пугающей.

3. Позитивное подкрепление

Рекомендация, которая не раз уже встречалась в моих выпусках. Оно гораздо эффективнее негативного. Это проверено на множестве животных, и это совершенно точно справедливо и для людей. Хвалите за желаемые шаги, за те ситуации, когда ребенок что-то сделал правильно, так, как вы от него хотите. И это будет эффективнее, чем если вы будете его ругать за ситуации, которые вам не нравятся. Позитивное подкрепление рулит!

Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате

Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.

Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.

Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:

Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.

Креативный подход. Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.

Настоящий детский квест. Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!

Семейные вечерние «мини-субботники». Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.

Копим очки. Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.

Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.

Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась

Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.

Каждой игрушке – свой домик

Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.

Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.

Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.

Работаем на фасовке. Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).

Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?

Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!

Когда дом вверх дном

«Пете 4 года, и он любит вытряхивать игрушки из всех ящиков на пол, иногда просто для того, чтобы взять всего одну и играть с ней среди полного хаоса. Меня это раздражает

Кроме того, его внимание постоянно переключается с одного предмета на другой, он не может сосредоточиться на игре, начинает нервничать и быстро устает».Елена, 27 лет

Это действительно раздражает. Ведь на то, чтобы собрать игрушки, уходит намного больше времени, чем на то, чтобы разбросать их. И тем не менее мы должны уважать право ребенка на выбор: в данном случае он сам выбирает, как ему играть. Понаблюдайте за ним

Далеко не всегда дети устраивают беспорядок только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Если ребенок способен достаточно долго играть с одной игрушкой, когда остальные просто валяются рядом, значит, его способность сосредотачивать внимание на одном предмете не страдает

Возможно, предметы, находящиеся в момент игры в его поле зрения, стимулируют его фантазию и влияют на изменения сценария, который он придумывает для своего героя. А может быть, его просто вдохновляет созерцание своих сокровищ.

Разложить по полочкам

«Еве три года. Она с радостью помогает мне пылесосить, поливать цветы, загружать стиральную машину и развешивать белье, но если попросить ее убрать игрушки в детской — энтузиазма как не бывало».Антонина, 30 лет

Делать что-то вместе с мамой — приятно и интересно, а если за это еще и хвалят, трехлетний малыш готов заниматься этим практически день напролет. Совсем другое дело — выполнить самостоятельно непростую задачу, которая к тому же не до конца понятна. Трехлетке еще нужна ваша помощь, чтобы спланировать свои действия. С чего начать? Куда положить игрушки, а куда книжки? Почему нельзя просто свалить все в шкаф и закрыть дверцу, ведь это быстрее, а комната выглядит убранной. Даже если малыш много раз видел, как вы делаете уборку, ему нужна личная практика.

В три года ребенок способен понять смысл уборки, но будем реалистами: его цель — вовсе не порядок и чистота в комнате, а ваше одобрение, похвала. Ваша любовь. Сам он может играть как в идеально убранном помещении, так и в полном хаосе — ведь во время игры он находится в другом мире. Чтобы преуспеть в обучении на этом этапе, попробуйте соединить два стремления малыша — играть вместе с мамой и заслужить похвалу. Превратите уборку в игру и научитесь хвалить правильно. Раз и навсегда откажитесь от нотаций и жалоб на то, что вам никто не хочет помогать. Используйте «метод Тома Сойера», попробуйте заразить малыша своим энтузиазмом. Многим детям нравится домашняя техника, они с удовольствием учатся пользоваться стиральной машиной, посудомойкой, пылесосом, помогают выжимать сок и измельчать овощи… Но и ручная работа может быть не менее увлекательной! Полезно приобрести инструменты, например совок и щетку соответствующего детского размера. Ими удобнее пользоваться, к тому же в три года малышам уже нравится иметь что-то свое. Пусть у ребенка будет собственная маленькая лейка для цветов, своя яркая тряпочка для пыли, небольшой пульверизатор с водой и специальная одежда для уборки. С таким арсеналом выполнение домашних дел станет намного более интересным

Но самое важное приобретение для детской — это достаточное количество ящиков для игрушек, желательно разного цвета и размера. Сортировка предметов — одно их главных умений, которым ребенок должен научиться до школы

Откройте любую развивающую методику — и вы найдете массу игр и заданий на отработку именно этого навыка. А ведь тренировать его можно не только по учебнику, уборка тут незаменима: малыш будет манипулировать привычными предметами, а значит, теория и практика будут неразделимы.

Категоризация объектов — задача непростая, и здесь, как и в отработке любого сложного и важного навыка, действовать придется в несколько этапов. Сначала малыш будет распределять предметы на группы под вашим руководством

Объясните ему, для чего вы складываете «лего» в один ящик, а машинки — в другой, почему книгам место на полке, а не под кроватью и почему мокрое полотенце нельзя оставлять на полу… Только не забывайте, что ребенок не сможет запомнить более трех рекомендаций за один раз. Не спешите! Получайте удовольствие от совместной уборки: она может быть очень увлекательным занятием. И веселым: ведь если у вас есть время, вы можете пофантазировать и придумать, по какому признаку еще можно сгруппировать предметы, или поиграть в игру «Что здесь лишнее?». Это прекрасная тренировка логического мышления.

Творите что хотите!

«Моему сыну Славе 4 года. Он любит строить огромные сложные конструкции из „лего“ и устраивает настоящую драму, если кто-то, кроме него, сломает в них что-то. У нас небольшая детская, и она постоянно завалена деталями конструктора, готовыми и недостроенными сооружениями, а ведь в этой комнате живет еще и Cлавин трехлетний брат!»Мария, 36 лет

В вопросе размещения поделок, детских картин, коллекций и сооружений из конструктора придется проявить гибкость и найти разумный компромисс. Даже в небольшой комнате реально отыскать место на стене для пары лишних полок, где малыш сможет разместить свои лучшие творения или особо ценные экспонаты. Недостроенную башню без труда можно сдвинуть из центра комнаты в угол или под кровать, если собирать ее на большой доске или на коврике. С ребенком проще договориться, когда он видит, что вы уважаете и цените его старания, а на уборке настаиваете не для того, чтобы победить его, а из соображений здравого смысла. Кстати, таланты пятилетнего архитектора можно использовать, планируя организацию пространства в детской. Ребенок может придумать, как разместить ящики и полки, куда лучше поставить кровать, а где обустроить игровую зону. Запишите все идеи малыша и обязательно расскажите гостям о его изобретательности!

Умение орудовать щеткой и тряпкой не менее полезно для развития мелкой моторики, чем лепить фигурки из пластилина или складывать пирамидки! Но уборка к тому же имеет дополнительный «бонус» — это «взрослый» навык, овладение которым наполняет кроху особой гордостью.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на .

как приучить ребенка к аккуратности.

Аккуратность — любовь к чистоте, порядку, опрятности. Сформированная привычка быть аккуратным не дает появиться таким качествам характера как безалаберность, необязательность, неряшливость, непунктуальность, небрежность. Из этого понятно, что аккуратный ребенок имеет шанс вырасти ответственнее, исполнительнее, чистоплотнее, обязательнее, нежели тот, которого к этому в детстве не приучили.

Бытует мнение, что чувство аккуратности убивает творческое начало в ребенке. Это совсем не так. Очень часто люди творческих профессий любят создавать вокруг себя чистое, гармоничное пространство, и, наоборот, люди лишенные всяких творческих начал окружают себя грязью и хаосом.Итак, как воспитать эту черту в ребенке, и с какого возраста стоит начинать этим заниматься, — вот те вопросы, которые часто задают родители.

Один священник когда-то сказал, что прежде, чем начинать воспитывать ребенка, воспитайте для начала себя! И в этом есть глубокая истина. Все поступки родителей, с точностью копируются детьми, и не обязательно сразу же. Иногда дети в виде протеста специально делают все наперекор родительским требованиям. Но позднее, лет через 10 — 15, когда бунт протеста стихнет, они, сами того не замечая, начинают повторять поступки и привычки своих родных. Отсюда вывод: хотите, чтобы ваш ребенок был аккуратным — станьте аккуратными сами.

С какого возраста надо приступать к формированию в ребенке этого качества? С самого рождения. Если в комнате, где находится малыш все перевернуто вверх дном, а мама вместо того, чтобы постирать мокрую пеленку просто просушивает ее и использует снова, вещи ребенка в беспорядке, а на столике для пеленания кавардак, откуда же малышу вырасти с чувством любви к чистоте и порядку.

По мере подрастания малыш впитывает атмосферу окружающего бардака вокруг него, считая такое положение вещей нормой. А потом в возрасте 5 — 6 лет мама вдруг начинает его отчитывать за разбросанные игрушки или не сложенную пижаму… Согласитесь, что это, как минимум, странно.

Очень часто после игр дети забывают убирать свои вещи. Это не страшно. Главное, чтобы вы не забывали, что они должны это делать. Постепенно этот факт должен стать обязательным окончанием любой игры. Поиграл — убери за собой! Но делать это малыш сможет только после 3-х лет, а до этого ему будет мешать пока еще плохая координация движений. Помогите ему, если у него что-то не получается, но не делайте это за него. Вы можете совместно убрать игрушки, сложить вещи, но не вместо него.

Малыш должен знать, что уборка его вещей – это его уборка. Для того чтобы все его игрушки были в порядке и на своем месте купите ему детский шкафчик или выделите в своем шкафу место для его вещей и игрушек

Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал, что после всех игр его комната должна быть убранной, чистой и подготовленной ко сну. И объяснять это надо начинать как можно раньше

В тот момент, когда он пойдет в школу этот навык должен быть хорошо сформирован

Если, к примеру, мама или папа забыли убрать что-то на место можно привлечь внимание ребенка к этому факту, и в этом случае критика должна идти только в адрес себя самого!. Такой пример: мама забыла убрать какой то предмет и обращает на это внимание малыша: «Видишь, я забыла положить это в шкаф

Как не хорошо. Так делать нельзя.». Этот способ очень действенный. Так сказать наглядная работа над ошибками самим родителем

Такой пример: мама забыла убрать какой то предмет и обращает на это внимание малыша: «Видишь, я забыла положить это в шкаф. Как не хорошо

Так делать нельзя.». Этот способ очень действенный. Так сказать наглядная работа над ошибками самим родителем.

Такие ситуации ни в коей мере не роняют ваш авторитет, а лишь показывают, что вы также можете ошибиться, но исправляете эту ошибку. В такие моменты главное это не непогрешимость родителей, а наглядная демонстрация соблюдения правил и норм поведения, к которым вы пытаетесь приучить вашего малыша.

Однако никогда не стоит впадать в фанатизм и устраивать истерики, если ребенок поставил пятно или что-то испачкал. Иначе ребенок может вырасти зацикленным на чистоте субъектом, который будет пытаться выискивать малейшую соринку на полу. Во всем должна быть мера. Главное, как мне кажется, это чтобы малыш видел с детства, что порядок и чистота в доме создают уют, а аккуратность это одна из сторон красоты. Ведь беспорядок, согласитесь, красивым не назовешь, даже «творческий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: