Логопедические занятия в детском саду: как провести правильно

Дидактические игры для формирования фонематических процессов

Логопедические консультации для родителей в детском саду

Логопедические консультации, подготовленные для родителей, в детском саду проводят регулярно для того, чтобы научить взрослых общаться с детьми. Подавляющее большинство мам и пап не умеют строить предложения и беседовать с ребенком так, чтобы тот понимал смысл сказанного и стремился отвечать.

Занятие со специалистом

Пособия по логопедии для изучения родителями

Пособия по логопедии для дошкольников составляют целую библиотеку полезных и несложных упражнений, занятия по которым помогут родителям понять свои ошибки в общении с детьми, и направить их на верный путь развития дошкольника.

Альбом упражнений для детей с нарушениями речи

Использование альбома для развития речи помогает сориентироваться родителям при планировании самостоятельных упражнений. На страницах таких пособий ждут интересные картинки, способные привлечь детское любопытство и обратить занятия в игру. Под картинками для родителей располагаются описания упражнения, соответствующие каждой картинке. Например, для изображения воздушного шара можно встретить следующее описание: «Сложенные вместе ладони разводить плавно в разные стороны, сопровождая длинным звуком „ш-ш-ш“».

Такие альбомы предлагают упражнения на тренировку речевого дыхания, благодаря которому удастся поставить четкое небыстрое произношение, которое не превратится в заикание из-за быстрого темпа.

Упражнения из альбома

Интересно! Другие авторские альбомы ориентированы на развитие фонематического восприятия. Занятия такого пособия учат различать оппозиционные звуки: как в чужой речи, так и в собственном произношении

Большое внимание уделяется парам из твердых и мягких звуков, а также глухих и звонких

Альбом игровых упражнений для развития речи

Игровые альбомы содержат логопедические материалы, работа по которым ставит артикуляцию, учит взрослых в домашней обстановке проводить несложные упражнения с детьми для тренировки управления речевым аппаратом. Иллюстрации, демонстрирующие положение губ для каждого звука, привлекают малышей, стимулируя их к повторению.

Учимся сочинять стихи и загадки

Знакомство с загадками открывает новый мир дошкольникам. Очевидная информация, подаваемая в форме загадки, крайне увлекательна для малышей. Лучше всего начинать ознакомление с понятного материала — с описания животных, мест их обитания и произносимых ими звуков. Во время таких упражнений родителям рекомендовано использовать карточки с иллюстрациями популярных зверей.

Их легко найти в интернете и распечатать для проведения обучения. Ребенку сначала описывают животное, например, так: «Он большой, лохматый, живет в лесу, любит кушать малину и мед, на зиму укладывается спать в берлогу». Если ребенок затрудняется ответить, показывают картинку медведя. После нескольких игр взрослые предлагают малышу выбрать карточку и описать животное.

Знакомство с рифмой крайне ценно для ребят с нарушениями речи, неправильной постановкой дыхания, а также при заикании. Слушая ежедневно четверостишия с простым ритмом, непроизвольно запоминается текст и вырабатывается чувство такта. Двухлетний малыш способен повторять окончания строк их знакомых ему произведений. Детки постарше уже могут учиться складывать собственные рифмы совместно с родителями. Особенно удачно это получается во время длинной прогулки, когда такт речи совпадает с каждым шагом.

Важно! Специализированные пособия по логопедии содержат описание технологии обучения стиху, предлагают примеры строк с правильным ритмом, легко воспринимаемым ребенком, а также содержат немало незаконченных четверостиший, которые малыш может закончить сам

Стихотворение как лекарство

Как развивать?

Сначала ребенок учится ориентироваться в повседневных звуках: звук воды, мяуканье кошки, щелчок переключателя.
За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не только реагирует на звуки, но и пытается их повторить.

Примерно в восемь месяцев малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родном языке.

При нормальных темпах развития уже через год-два «человечек» способен выполнить простое задание («принести куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).

Для развития фонематического слуха в первую очередь необходимы регулярные тренировки и упражнения. Их можно делать как под наблюдением логопеда, так и дома с мамой. Далее мы рассмотрим конкретные примеры для каждого возраста.

У детей 3-4 лет

  • В трехлетнем возрасте ребенок может различать все звуки. Решающим фактором в развитии фонематического слуха у него является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
  • Показываем ребенку различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Слушаем их звук и играем. Затем мы просим вас повернуться спиной: ребенок должен на слух угадать название инструмента.
  • Мы знакомим нашего сына или дочь с понятиями «горячее» и «холодное». Итак, давайте катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», нельзя трогать мяч.
  • Вместе с ребенком складывайте крупы, пуговицы, камешки в разные мешочки. По звуку ребенок угадает, что в каждой из них.
  • Взрослый человек показывает изображение и называет объект, специально заменяя содержащиеся в нем звуки. Ребенок должен хлопать в ладоши, как только услышит правильный вариант. Например, шорт-гейт-борота.

У детей 5-6 лет

Правильно воспринимаются только те звуки, которые произносятся правильно. Это влияет на развитие словарного запаса и грамотности. Понимание связи между буквами и звуками возможно только при четком произношении.

  • Выбираем два изображения: с медведем и мышкой. Обсуди первое: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Так что запомните мышку: что она любит и где вы ее находите? Объясняем, что звучание слов похоже, но их значения совершенно разные.
  • Скажите это с ребенком, почувствуйте разницу. Точно так же можно поиграть с другими парами слов: печь-свеча, шина-машина.
  • Мы показываем различные картинки с предметами и просим четко сформулировать, что на них изображено. Если разделить слова на части, будет только плюс: бац, бац.
  • Ребенок по голосу угадывает, о каком персонаже вы говорили. В более сложном варианте ребенок сам «пробует» различные звуковые интонации: пытается говорить голосом зайца, лисы или робота.

У детей 6-7 лет

Многие родители уверены, что с ребенком нужно учить только буквы, и он сразу начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Запоминание букв не гарантирует того, что в обучении письму не возникнет серьезных трудностей. И большая часть ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.

  • Взрослый человек издает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен уловить этот звук: хлопнуть в ладоши, когда он его услышит. Для начала подберем слова так, чтобы звук был в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем ее посередине или в конце. Через некоторое время вы можете прочитать весь текст и просто «уловить» звук.
  • Взрослый говорит слово и бросает мяч ребенку. Кроха должен ответить рифмой и забросить мяч обратно. Начнем с самых простых слов. Если ребенок попал в беду, подскажем правильный ответ.
  • Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Мы постепенно добавляем новые слова. Сначала можно поиграть с образами, но потом упор делается на слуховую память. Задача: запомнить как можно больше слов подряд. Произошла ошибка: игра перезапустилась.

Материально-технические средства:

  • Коврограф и комплект разрезного материала к нему.
  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Интерактивная доска.
  • Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения к занятиям.
  • Компьютер и авторские компьютерные игры.
  • Принтер, сканер.
  • Наборное полотно.
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Сухой бассейн.
  • Пузырьковая колонна.
  • Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа, шпатели Корицкого, катушки-стопоры.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
  • Детские эспандеры, шарики су-джок, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики.

Благодарим за предоставленный материал журнал ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, август 2014.

Виды упражнений (блок №1)

  1. «Гости» Логопед произносит фразу: В гости к слогу -ма- пришел слог –ша-. Что получилось? И т.д. В упражнении используются имена детей.
  2. «Какое слово длиннее?» Логопед произносит слова, а дети сравнивают их и говорят, какое слово длиннее: школа – учительница, умник – отличница, писать – переписывать, портфель – физкультура и т.д.
  3. «Слово – предложение» Детям раздаются карточки со схемами слова и предложения. Логопед предлагает послушать слова и предложения и поднять соответствующую карточку. Например: Ученик, писать; Учительница, пишет и т.д.
  4. «Составь слова» Логопед называет слоги из которых дети составляют слова: при, затем вет; спа, после си, затем бо; из, дальше ви, ни, потом те и т.д.
  5. «Узнай звук» Логопед беззвучно произносит звуки , , , , просит детей узнать и назвать их. Характеристика звуков.
  6. «Скажи наоборот» Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно. Например: ау – уа, оы – ыо, оу – уо и т.д.
  7. «Помоги Незнайке» На панно картинки, на которых изображены: парк, магазин, школа, рынок, цветы, дом, туча. «Из названий картинок убежали гласные звуки. Давайте поможем Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных звуков, а вы найдите нужную букву и покажите ее. Например: п…рк (парк), р…н…к (рынок)».
  8. «Повтори, не ошибись» Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их.
  9. «Телеграф» На доску вывешиваются картинки с животными Крайнего Севера (белка, волк, олень, медведь, росомаха, песец). Дети отстукивают слоговой рисунок слов с помощью карандаша. Можно использовать картотеку картинок для автоматизации звуков.

Взаимодействие учителя логопеда и родителей

В любом логопункте должна царить дружественная атмосфера. Ситуации, когда родители при ребенке предъявляют претензии логопеду, или родителям высказывается плохая оценка их самостоятельной работы в присутствии пациента, недопустима. Если это хоть раз произошло, занятия можно сразу прекращать, потому как результата они не дадут. Только доброжелательное общение, и тактичное обсуждение сложных моментов создадут здоровую атмосферу для лечения неговорящего, или неправильно говорящего малыша.

Как исправить речь ребенка без логопеда

Для самостоятельной работы дома разумно найти образовательный сайт, пройти на нем регистрацию, после чего станет доступно множество полезной литературы, использование которой поможет в решении многих вопросов. Домашние уроки разумно наполнить самодельными приспособлениями, например создать свою книгу из фетра, и играть с ее помощью с ребенком, развивая моторику и кругозор.

Книга из фетра

Логопедические санатории для детей с родителями

Когда ребенок имеет тяжелую форму заболевания, мешающего полноценно развить речь, или в ситуациях, когда родители желают плотно заниматься со своими детьми, встает вопрос о полезном отдыхе. В нашей стране достаточно логопедических санаториев для детей с родителями, в которых малыши не отрываются от семьи и в комфортной, здоровой обстановке получают квалифицированную помощь профессионалов.

Важно помнить, что здоровая и красивая речь ребенка успешно может сформироваться сама, если малыш живет в здоровой обстановке дома. Всегда нужно начинать с себя, оценивать манеру произношения, интонацию и скорость речи, когда идет поиск причины нарушений у дошкольника

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»

Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям. Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).

  • «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
  • «Пианино»,
  • «Ладошки»,
  • «Звуковой домик»,
  • «Составь предложение»,
  • «Кто? Что? Сигнальщик»,
  • «Слоговой паровозик»,
  • «Учимся читать»,
  • «Собери слово»,
  • «Чудо-дерево»,
  • «Чей хвост?»,
  • «Придумай несуществующее животное»,
  • «Расскажи сказку» и т.д.

Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия педагоги проводят физкультминутку. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия учитель-логопед проводит релаксационную паузу.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во
время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Таблица 6: I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Информационно-методическое обеспечение рабочей программы

С какого возраста логопед ведет прием детей

Прежде чем записываться на прием, нужно узнать со скольки лет логопеды начинают заниматься с ребенком. Проблема отсутствия гуления может беспокоить маму малыша, которому еще не исполнилось и полгода. Но логопед не станет заниматься с полугодовалым грудничком. Упражнения на постановку звука и дыхания уже могут применяться в работе с детьми от 2-х лет. Первый визит к логопеду может состояться не раньше этого возраста.

Ребенок не хочет заниматься с логопедом

Посещение специалиста часто вызывает волнение у малышей. И случается так, что ребенка записывают на занятия, а он их срывает, или отказывается идти совсем. А ведь в большинстве случаев консультация учителя логопеда для родителей ДОУ — услуга платная. Ситуации, когда месяц работы оплачен, а услуга не получена по вине ребенка — не редкость. Если профильный специалист не может найти подход к малышу самостоятельно, придется ему в этом помочь или сменить на более квалифицированного.

Отказ ребенка от работы подобного рода — явление естественное и ругать его за это нельзя, иначе поход к любому другому специалисту всегда будет ассоциироваться с руганью и негативными эмоциями. Для удачной и плодотворной работы с логопедом нужно описать все, что любит бунтарь. Педагогу полезно знать эту информацию, чтобы грамотно построить общение. Перечислить нужно все — от любимых героев, до последних умений, которыми ребенок с удовольствием хвастается.

Дополнительная информация! Следует помнить, что у логопеда много постоянных и случайных пациентов, поэтому разумнее составить карточку детских пристрастий и вклеить в личное дело ребенка, чтобы специалист мог иметь подсказку перед глазами.

Ребенок старается на занятии

Сколько нужно занятий с логопедом ребенку

Рекомендованная норма частоты уроков — два раза в неделю. Но по продолжительности время, сколько нужно занятий с логопедом ребенку, зависит от тяжести дефекта и от степени достигнутого эффекта. Одним удается избавиться от проблемы за 3-4 занятия, а другим требуется ни один год, чтобы исправить нарушение.

Виды упражнений (блок №2)

  1. «Скажи наоборот» Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает детям мяч. Они произносят слог наоборот и перебрасывают мяч обратно. Например: ин – ни, им – ми, ак – ка, ул – лу и т.д.
  2. «Сигнальщики» У детей карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Логопед произносит слова, которые начинаются с глухих и звонких твердых согласных. Если слово начинается с глухого согласного, дети показывают зачеркнутый колокольчик, если со звонкого – обычный колокольчик.
  3. «Дружные звуки» Логопед называет звуки, из которых ребята составляют слова. Прибежали дружно звуки и друг другу дали руки: , , , и т.д. Используются слова по теме занятия.
  4. «Назови первый звук» Логопед предлагает детям определить первые звуки в предложенных предметных картинках.
  5. «Синий – зеленый» Дети делятся на две команды: синие и зеленые. Логопед называет слова, если слово начинается с твердого согласного, руки поднимают в команде «синих», а если с мягкого согласного – в команде «зеленых». Предлагаются слова: Россия, Родина, флаг, гимн, герб, леса, город, деревня.
  6. «Подбери слово» На доске карточки-схемы 1,2,3-сложных слов и ряд предметных картинок. Логопед предлагает прохлопать каждое слово и распределить к подходящим схемам. Слова: флаг, кремль, куранты, президент, крепость.
  7. «Просьба» Логопед дает детям задание. Ребята внимательно слушают, а затем точно выполняют его, но только тогда, когда услышат слово – «просьба». Например: Просьба: подними руки вверх. Руки вниз. Просьба: руки в стороны. И т.д.
  8. «Путаница» Логопед произносит слова на школьную тематику, перепутав слоги. Дети внимательно слушают, расставляют слоги в нужном порядке. Например: ник – че – у, фель – порт, та – пар, тель – чи – у, даш – ран – ка и т.д.
  9. «Звуки убежали» Логопед называет слова с пропущенным звуком, дети называют звук, которого не хватает. Например: брус.ика, бер.за, На.ым, Росси., у.еник и т.д.

Дидактические игры полезно чередовать с артикуляционной гимнастикой, зарядкой для пальчиков, упражнениями на совершенствование дыхания. Развитие фонематического анализа и синтеза предполагает способность воспитанника проводить осознанную дифференциацию звуков.

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс»

Многофункциональное пособие «Логопедический дартс» состоит из круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой.

В процессе игр пособие комбинируется с наполнением «Логопедического чемоданчика». Это пособие очень оценили непоседы мальчики, оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. Наиболее часто используемые игры:

  • «Дай характеристику выпавшего звука»,
  • «Подбери слово на выпавшую букву»,
  • «Подбери слово к звуковой схеме»,
  • «Угадай сказку по персонажам»,
  • «Когда это бывает?»
  • «Кто как передвигается?»,
  • «Кто где живёт?»,
  • «Придумай предложение с выпавшим предлогом»,
  • «Подбери слова –признаки к животным» и т.д.

Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Т.Н. Волобуева,
учитель-логопед г. Орёл

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Умение слушать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а уже в возрасте нескольких недель можно отметить реакцию малыша на речь. С первых дней жизни в головном мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха – навык, присущий только человеку и предполагающий наличие следующих навыков:

  • узнавать звуки родного языка;
  • сравнить и понять разницу между ними;
  • воспроизводить точно.

Уникальная способность выражать свои мысли словами считается врожденной, но описанные в науке случаи детей Маугли показывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческий язык, то научить его практически невозможно говорить. Это означает, что чем больше вы разговариваете с малышом от рождения, тем быстрее и лучше разовьется его фонематический слух.

Забавные слова, произносимые детьми в возрасте от 1 до 2 или даже 3 лет, напрямую отражают процесс сложной фонематической «настройки» в мозгу. Например, почти никто не пропускает слово «мать», потому что его максимально просто зафиксировать и воспроизвести. Но вместо слова «собака» ребенок вполне мог произнести «бабака», потому что звук предшествует шоку , и мозг ставит его в приоритет. Со временем, когда новое слово станет привычным, ребенок начнет на слух распознавать нюансы и пытаться исправлять ошибки

Поэтому важно, чтобы взрослые говорили с ребенком правильно, а не снисходительно, хотя может быть очень сложно удержаться от повторения забавных слов после маленького лингвиста

Лучшие пособия по логопедии для дошкольников

Логопедические пособия существуют как для родителей, так и для практикующих специалистов.

Логопедический материал общего плана

Для своевременного развития детей без отклонений в произношении и восприятия звуков, существуют полезные методические пособия, направляющие по верному пути развития здорового ребенка. Такие книги, как:

  • «Логопедический букварь», Н. Тегипко;
  • «Логопедия, основы теории и практики», Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева;
  • «Артикуляционная Азбука» издательства Карапуз.

Методическое пособие для начинающих логопедов

Любой современный книжный магазин предлагает широкий ассортимент литературы для практикующих специалистов.

Интересно! Чем выше квалификация логопеда, тем больше методических пособий он стремится изучить, в отличие от начинающих специалистов, которые считают, что полученного образования в ВУЗе достаточно.

Методическое пособие «Уроки Логопеда» Н. С. Жуковой ориентированы на построение занятий с ребятами, имеющими нарушения. Автор ни одно десятилетие изучает ступени развития дошкольной речи, и на основе полученных результатов создает методички, которые должен иметь каждый практик на своем рабочем столе.

Уроки логопеда, книга

Книга для воспитателей детского сада

Воспитатели, в группе которых есть ребята с нарушениями в развитии речи, должны в практике применять сценарии построения дня, описанные в популярных пособиях:

  • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей»;
  • Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка».

Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда

Важным условием для качественного развития речи является непрерывный контакт воспитателя и логопеда. В группе желательно наличие уголка развития речи, в котором будут приспособления, развивающие мелкую моторику рук и игрушки для развития речевого дыхания.

Интересно! Консультации логопеда для родителей в старшей или подготовительной группе детского сада должны подкрепляться контролем воспитателя, который в своей работе отмечает наличие или отсутствия прогресса у ребенка, пока он находится на территории учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: