Слайд 19Средний уровеньСодержание игры и предметные способы решения игровых задач развиты
почти так же, как у детей, находящихся на высоком уровне
развития игры.Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает.Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.Низкий уровеньЗамысел игры возникает по инициативе ребенка. В игре он комбинирует знакомые и мало знакомые события. Самостоятельно ставит разнообразные взаимосвязанные игровые задачи.Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач.Принимает роль, обозначает ее словом, но ролевые способы еще плохо сформированы. Ролевые действия однообразные, не выразительные, иногда сопровождаются ролевыми высказываниями, которые возникают как по инициативе взрослого, так и ребенка.Игра преимущественно индивидуальная, но ребенок с удовольствием вступает во взаимодействие со взрослым, обычно это происходит по инициативе взрослого
Диагностирование уровня развития игровой деятельности старших дошкольников
Процесс определения уровня развития игровой деятельности ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется посредством специальной диагностики, которая включает в себя два направления деятельности:
- Наблюдение за детьми. Данный процесс основан на проведении регулярного систематического наблюдения за ходом игровой деятельности дошкольников. Целью этого процесса является определение уровня развития игрового опыта детей, сформированности их игровых интересов, определение их разнообразия, проявление инициативности и самостоятельности ребенка на всех этапах игры. Наблюдение позволяет определить, какие игры преобладают у детей данной возрастной категории, играют ли они в сюжетные игры и каково их разнообразие, определить инициаторов игр и успешность прохождения самостоятельного игрового процесса, а также каким образом дети организуют игру, как они распределяют роли и строят коммуникативное взаимодействие. Кроме того, наблюдение за игрой дошкольников позволяет оценить временной интервал игр и преобладающую тематику игры, используемые игровые атрибуты и основные действия детей, реализуемые в игровом процессе. Это все характеризуют степень развитости игры старших дошкольников и ее соответствие возрастному этапу развития детей.
- Проведение беседы с дошкольниками. Данное направление деятельности нацелено на определение степени удовлетворенности ребенком игровым процессом и своим участием в нем. Воспитатель задает вопросы о том, нравится ли детям играть, какие игры им наиболее интересны, о самостоятельной игре и ее придумывании, об игровых ролях и игровых действиях.
В ходе диагностирования по данным направлениям определяют уровень развития дошкольника как субъекта игрового процесса. Игровая деятельность дошкольника может быть отнесена к одному из следующих уровней развития:
- Низкий уровень развития. Он отражает использование игрушки в качестве игрового партнера, исключая игру со сверстниками. Игра носит предметный характер, а игровое взаимодействие участников игры исключается.
- Слабо развитая сюжетно-ролевая игра. Дети осуществляют совместную игровую деятельность, но для ее организации требуется помощь взрослого. Сюжеты игры отражают события повседневной жизни ребенка. Игровые действия носят замещающий характер. Дети самостоятельно не распределяют роли, а диалоги в ходе игрового действия носят кратковременный характер: дети обозначают только события игры. Сюжеты и роли игры не отличаются разнообразием.
- Развитие сюжетной игры с замыслом. Сюжетная игра дошкольников имеет развернутый характер. Дети сами строят игровой сюжет и распределяют роли, которые они изменяют по ходу игрового действия. Как правило, в таких играх имеется организатор, т.е. ребенок, который проявил инициативу в придумывании сюжета игры и руководство по ее организации. При этом, игра не носит полноценного характера, поскольку дети не учитывают интересы друг друга в игровом действии.
- Полноценно развития сюжетная игра. Такая игра характеризуется самостоятельным проектированием детьми сюжетной линии игры и выбором игровых действий. Дети строят эффективное игровое взаимодействие, учитывают интересы и потребности всех участников игры.
Рисунок 2. Критерии уровня сформированности игровых умений у детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Слайд 18Начальный этап сюжетно-ролевой игры Высокий уровеньИгровые замыслы у ребенка возникают
самостоятельно, они разнообразные. В игре отображает знакомые и мало знакомые
события, комбинируя их между собой. Самостоятельно ставит игровые задачи.Предметные способы решения, игровых задач хорошо сформированы. Игровые действия с игрушками разнообразные, по степени обобщенности могут быть как развернутыми, так и обобщенными. Знакомые и новые предметы-заместители самостоятельно использует в разных значениях. По мере необходимости включает в игру воображаемые предметы.У ребенка частично сформированы ролевые способы решения игровых задач. Ролевые действия разнообразные и достаточно выразительные, они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевые высказывания могут быть обращены к игрушке-партнеру, к воображаемому собеседнику, ко взрослому, к сверстникам. Иногда появляется ролевая беседа, если взрослый поддержит ее. Инициатива в возникновении ролевой беседы может исходить и от ребенка. Она еще мало содержательная.Ребенок охотно вступает во взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, с удовольствием ставит им игровые задачи, но сам не всегда принимает игровые задачи, поставленные сверстниками, т.к. он еще не умеет тактично от них отказываться. Взаимодействие может быть кратковременным и длительным.
Приёмы в игровой деятельности
В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе дидактических игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.
Словесные приёмы
Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:
- объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
- загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей, так, перед театрализованной игрой «Зеркало» своим воспитанникам старшей группы я загадываю загадку «Висит Окошко. В Окошке — Антошка. Отошёл Антошка — Пустое Окошко»);
- чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).
Наглядные приёмы
Визуальные образы для детей играют ключевую роль во всех видах деятельности, так как именно через зрительный канал восприятия малыши познают мир. Наглядность в играх может быть представлена:
- картинками с иллюстрациями хода игровых действий (например, для подвижных игр);
- демонстрацией, то есть презентацией всех действия педагогом перед самостоятельным повторением детьми (этот приём используется и в обучающих играх — лото, пазлах и др. – и в подвижных, особенно тех, где много сменяющих друг друга видов движений, и в театрализованных, в которых педагог показывает, например, мимику и жесты изображаемого малышом персонажа);
- показом — воспитатель показывает образец выполнения задания при помощи видеоролика (обычно этот приём применяется в подвижных играх, например, с мячом).
Если игра хорошо знакома детям, то напоминание условий может быть в процессе игровой деятельности
Атрибуты для игр
Отдельного внимания заслуживает реквизит для игр, в частности, игрушки, которые в этом виде деятельности могут быть трёх типов:
- готовые (куклы, машинки, животные и т. п.) для знакомства с окружающими объектами, развития фантазии и чувственной сферы;
- полуготовые (кубики, пирамидки, пазлы и др.), призванные активизировать интеллектуальную сферу малыша через расположение деталей пирамиды по размеру, выстраивания объектов при помощи конструктора и пр.;
- материалы для изготовления игрушек (кинетический песок, глина, картон и т. п.), целевое назначение которых заключается в стимуляции творческого подхода и воображения (лепке посуды из песка или глины, выкладывания машинок камушками и пр.);
- театрально-игровые атрибуты (куклы для фланелеграфа, пальчиковые игрушки, элементы костюмов и пр.), с помощью которых дети дополняют тот или иной выбранный образ.
Практические приёмы
Посредством рисунков, аппликаций и поделок дети закрепляют информацию, полученную в ходе игры. Например, изготовление аппликации «Светофор» в средней группе может быть вариантом закрепления знаний сигналов светофора из подвижной игры «Автомобили».
Поделка с сигналами светофора может быть частью закрепления содержания игры Автомобили
Слайд 17Низкий уровеньЧаще всего играть ребенок начинает после предложения взрослого, т.е.
он помогает малышу в появлении замысла. Отображает знакомые события, многократно
повторяя одну ситуацию. Игровые задачи также помогает ребенку поставить взрослый, в отдельных случаях некоторые игровые задачи он ставит самостоятельно. Их количество не более 1—2.Предметные способы решения игровых задач недостаточно сформированы. Игровые действия с игрушками чаще всего однообразные, по степени обобщенности они только развернутые. Не использует в играх предметы-заместители и воображаемые, предметы.Игра индивидуальная, ребенок почти не проявляет интереса к играм сверстников.
Слайд 7вопросы дающие представление о способах решения детьми игровых задач.1. Насколько
разнообразны игровые действия с игрушками? Уже в раннем возрасте малыши
приучаются использовать игрушки в соответствии с их назначением. Выполняемые в игре действия с игрушками могут быть как разнообразными, так и однообразными.2. Степень обобщенности игровых действий с игрушками. Известно, что игровые действия с игрушками могут быть развернутыми и обобщенными. Развернутые игровые действия внешне похожи на реальные действия взрослых. Развернутые игровые действия увлекают ребенка, он их многократно повторяет. Игровые действия с игрушками могут быть обобщенными, в этом случае ребенок выполняет быстро, как бы «свернуто». Появление в игре обобщенных игровых действий с игрушками свидетельствует о возможности использования еще более обобщенного игрового материала — предметов-заместителей.
Роль курсовой работы в образовательном процессе
Цель и задачи
Основная цель курсовой работы – изучение определенной темы и самостоятельное выполнение практического исследования в рамках данной темы. При написании курсовой работы студент ставит перед собой следующие задачи:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся теоретические знания
- Изучить основную литературу по выбранной теме
- Собрать и анализировать первичную информацию
- Осуществить анализ и синтез полученных данных
Структура курсовой работы
Курсовая работа состоит из следующих основных разделов:
- Введение
- Обзор литературы
- Методология исследования
- Анализ полученных данных
- Список использованной литературы
Методы и подходы в курсовой работе
При написании курсовой работы студенты могут использовать различные методы и подходы в своем исследовании
Важно выбрать те методы, которые наиболее подходят для решения поставленных задач и достижения нужных результатов. Некоторые из возможных методов в исследовании:
- Интервьюирование
- Наблюдение
- Анкетирование
- Анализ статистических данных
Курсовая работа является важным компонентом образовательного процесса, позволяющим студентам применить на практике свои знания и навыки, а также развить аналитическое мышление и навыки исследования. Ее успешное выполнение требует тщательной подготовки, самостоятельности и ответственности со стороны студента. Курсовая работа имеет свою структуру и требования, которые следует соблюдать при написании. Использование различных методов и подходов в исследовании позволяет студентам получить более полную и достоверную информацию.
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра
Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.
Слайд 15Сюжетно-отобразительная игра Высокий уровеньЗамысел игры у ребенка возникает преимущественно по
собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит на помощь.
В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой, может повторять многократно.Игровые задачи ставит самостоятельно, лишь иногда требуется незначительная помощь взрослого Количество игровых задач, поставленных в игре, колеблется от 1 до 5—6. Они могут быть взаимосвязаны между собой и разрозненные.У ребенка хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач. Игровые действия с игрушками разнообразные, могут быть как развернутые, так и обобщенные. Ребенок самостоятельно использует в играх знакомые и новые, предметы-заместители, воображаемые предметы.Иногда принимает на себя роль взрослого, в некоторых случаях обозначает ее словом.Игра носит преимущественно индивидуальный характер, но ребенок проявляет большой интерес к играм сверстников.
Диагностирование уровня развития игровой деятельности старших дошкольников
Методы диагностики
Наблюдение: педагоги и родители могут наблюдать за игровой деятельностью детей, фиксируя их предпочтения, способы игры, взаимодействие с другими детьми и предметами. Это позволяет получить объективную информацию о развитии различных аспектов игровой активности.
Беседа: беседа с ребенком и задаваемые ему вопросы могут помочь понять его представления о игре и его умение планировать и организовывать игровую деятельность
Важно задавать вопросы открытого типа, что позволяет ребенку свободно высказывать свои мысли и идеи.
Тестирование: проведение тестов и игровых заданий, которые оценивают различные аспекты игровой деятельности, такие как воображение, творчество, способность к кооперации и самостоятельности. Тестирование может включать задания на рисование, моделирование, конструирование и ролевые игры.
Оценка уровня развития
Для оценки уровня развития игровой деятельности старших дошкольников можно использовать следующую шкалу:
Уровень развития | Описание |
---|---|
Начинающий | Ребенок проявляет интерес к игре, но часто имеет трудности в ее организации и имитации. Он нуждается в руководстве и помощи взрослых. |
Средний | Ребенок способен самостоятельно играть и имитировать различные роли. Он активно участвует в играх с другими детьми, но иногда ему может не хватать фантазии и творчества. |
Продвинутый | Ребенок обладает развитой фантазией и творчеством. Он активно играет разнообразные роли и способен самостоятельно организовывать игровую деятельность. Он также умеет сотрудничать с другими детьми, учитывая их мнения и предпочтения. |
Оценка уровня развития игровой деятельности старших дошкольников позволяет педагогам и родителям определить индивидуальные потребности каждого ребенка и адаптировать образовательную программу в соответствии с этими потребностями. Это способствует более эффективному развитию детей и формированию у них навыков, необходимых для успешной социализации и учебы в школе.
Как игровая деятельность интегрируется в процессе образования
Исходя из классификации игр по форме участия малышей и взрослого, можно сделать прийти к выводу о том, что игра интегрируется в разные направления образовательного процесса.
Примером интеграции может быть игра «В больнице», которую я проводила со своими воспитанниками в старшей группе. Перед введением в игровую ситуацию мы с ребятами провели экскурсию по медицинскому кабинету детского сада — то есть реализовали задачи социально-коммуникативного направления
Поговорили с медработником о назначении градусника, весов, их важности в жизни человека — осуществили задачи познавательного и речевого развития. Вспомнили сюжет сказки К
Чуковского «Айболит», что помогло выполнить задачи речевого и социально-коммуникативного направления. И также изготовили атрибуты из пластилина (витамины, таблетки), тем самым очертив сферу направления художественно-эстетического развития.
Игра интегрируется и в непосредственно образовательную, и в досуговую деятельность дошколят
Слайд 95. Принимает ли ребенок на себя роль? При правильном руководстве
игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать на
себя роль, это свидетельствует о переходе их на этап сюжетно-ролевой игры. Иногда педагогу непонятно, взял ребенок, на себя роль или нет, например, у мальчика в руках руль, он изображает, что едет на машине, при этом роль словом не обозначает. Его можно спросить: «Ты кто?» Если ребенок ответит, что он шофер, значит, он принимает роль взрослого. Если же ответа не последует или он назовет себя до имени, то ребенок роль не принимает. В этом случае, чтобы ребенку помочь осознать роль, педагог может сказать: «Ты едешь на машине и рулишь, как шофер».6. Насколько разнообразны ролевые действия? Ролевые действия, которые ребенок выполняет в игре, могут быть разнообразные и однообразные. Например, если мальчик в роли шофера только крутит руль, то его действия однообразные, а если он еще и ремонтирует машину, моет ее, заливает бензин и т.п., то его действия разнообразные.
Слайд 5Чтобы иметь представление о содержании игры. педагогу нужно выяснить следующие
вопросы:1. Как у играющих возникает замысел? Дети могут сами придумать,
во что будут играть. А также замысел им может подсказать воспитатель.2. Насколько разнообразны замыслы игр у детей? Безусловно, если понаблюдать за играми 1—2 раза, то ответить на этот вопрос невозможно. Его можно выяснить в ходе длительных наблюдений или из бесед с воспитателями о том, во что играет каждый ребенок.3. Сколько игровых задач ставит ребенок? Возникший замысел дети реализуют путем постановки игровых задач. Например, девочка решила играть в «семью», она ставит три игровые задачи: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет. Другой пример: мальчик ремонтирует машину. увидев поблизости игрушечную собаку, кормит ее «косточкой», потом подходит к телефону, звонит маме, в этой игре мальчик тоже поставил три игровые задачи
Анализ условий осуществления игровой деятельности
Уровень развития игровой деятельности старших дошкольников во многом зависит от условий, в которых происходит развитие игрового процесса. Чтобы игровая деятельность достигла полноценного развития, сюжетная игра была полностью сформированной, ее проведение должно постоянно анализироваться и контролироваться. Итоги анализа организации игровой деятельности дошкольников, должны отвечать следующим условиям осуществления игрового процесса:
- Создание предметно-развивающего игрового пространства, ориентированного на социально-коммуникативное, познавательное, физическое, эстетическое, речевое развитие ребенка;
- Использование развивающих игр, направленных на развитие сенсорных навыков, моторных функций, памяти и воображения. Такие игры должны носить индивидуальный характер или проводиться в малых группах, а также мотивировать детей к самостоятельным игровым действиям развивающего характера;
- Наглядность, сюжетная линия и словесное пояснение, как основа построения дидактической игры;
- Использование специальных игр, ориентированных на развитие социально-коммуникативных навыков: «Магазин», «Почта», «Детский сад» и др. Данные игры отражают перенос детьми своего жизненного опыта в воображаемое пространство. Игры организуются взрослыми. Они демонстрируют игровые действия, помогают распределять роли и использовать игровые атрибуты;
- Эстетическое воспитание реализуется в ходе театральных постановок: кукольный театр, пальчиковый театр, театр картинок;
- Для реализации физического развития дошкольников создается отдельное игровое пространство для подвижной игры. Здесь, происходит обучение дошкольников применению спортивного инвентаря в игре;
- Создание экологического уголка. Он позволяет сформировать навыки ухода за растениями и животными, развить экологическое мышление дошкольника в игровом процессе. Такие игры позволяют сформировать у ребенка знания о развитии растений и животных, а также расширить разнообразие игровых сюжетов.
Анализ условий осуществления игровой деятельности
Осуществление игровой деятельности зависит от множества факторов и условий, которые оказывают влияние на процесс игры. Анализ этих условий позволяет понять, какие факторы могут способствовать или препятствовать развитию игровой деятельности у человека. В данной статье мы рассмотрим основные условия, которые влияют на игровую деятельность.
Физическое окружение: Физическое пространство, в котором осуществляется игровая деятельность, имеет большое значение. Наличие достаточно большой площади, отсутствие препятствий, комфортные условия для игры – все это способствует полноценному развитию игровой деятельности.
Психологическое окружение: Психологическая атмосфера – еще один важный фактор для осуществления игровой деятельности. Наличие поддержки, понимания, мотивации и вовлеченности – все это позволяет человеку проявить свои игровые навыки и достичь лучших результатов.
Доступность материалов: Доступность игровых материалов и средств – важный аспект для осуществления игровой деятельности. Наличие качественных игровых предметов, игрушек, пазлов, карточек и других материалов позволяет разнообразить игровой процесс и способствует развитию различных навыков.
Культурные и социальные условия: Культурные и социальные условия также оказывают влияние на игровую деятельность. Нормы и ценности, принятые в обществе, могут формировать определенные правила игры, влиять на выбор игровых активностей и стимулировать развитие определенных навыков.
В целом, анализ условий осуществления игровой деятельности позволяет лучше понять, какие факторы являются наиболее значимыми при развитии игровых навыков у человека. Понимание этих условий может помочь в создании комфортной и стимулирующей среды для игры, что способствует полноценному развитию индивидуальных способностей и навыков.
Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии
Для особенных ребят игра не менее важна, чем для здоровых. Однако средством нравственного, умственного и речевого развития она становится только при систематическом и грамотном руководстве взрослых.
Игровая деятельность у детей с нарушениями слуха
Основные сложности:
- плохо слышащие дети сами не начинают игру;
- освоение предметно-действенного замещения, то есть значение игрушки может быть оторвано от реальности, например, деревянная палочка выполняет и роль градусника в игре «Больница», и указки в игре «Школа» (любые замещения педагог проговаривает, а слабослышащим детям это оказывается недоступным);
- усвоение значения слов и фраз через формирование предметной соотнесённости, возникающей в процессе игрового общения (например, дети в процессе игры узнают, что на куртке Незнайки есть молния, но соотнести это слово с природным явлением во время грозы не могут);
- механическое повторение знакомых игр, так как дети не постигают смысловые отношения в сюжете (если малыш в подвижной игре привык бегать, то ему сложно перестроиться и добавить ещё ходьбу в разном направлении, темпе).
Особенности работы со слабослышащими малышами:
- акцент на сюжетно-ролевые игры, где ребятам проще постигать и принцип замещения, и пополнять словарный запас через предметную соотнесённость (белый халат — и для «Магазина», и для «Больницы»);
- расширение списка игр за счёт разных способов организации игровой активности, например, один и тот же сюжет дети представляют и на фланелеграфе, и в виде драматизации, тем самым малыши видят вариативность игровых действий в разных обстоятельствах;
- систематическое проговаривание взрослым и детьми игровых действий, добавление новых.
Игровая деятельность у детей с нарушениями зрения
Основная проблема плохо видящих малышей, как и плохо слышащих в том, что сами они игру не инициируют. Для объяснения того, как играть здоровым детям нужно словесное разъяснение в сочетании с наглядностью. Второй компонент в работе с малышами, у которых есть нарушения зрения, теряет свою актуальность. Слово становится важнейшим приёмом, тем самым способствуя слиянию игры с обучением.
Для слабовидящих детей в играх очень важно развивать мелкую моторику, чтобы у малышей не появились задержки речевого развития
Игра у детей с ЗПР
Игровая деятельность у этих ребят определяется степенью выраженности задержки психического развития. Но в целом, в младших и средней группах акцент делается на сюжетные игры, в которых дети постигают разнообразие отношений: дети-родители («Дочки-матери»), пациенты-врачи («В больнице») и т. д. В старшем дошкольном возрасте ребят привлекают к предметным играм: с природными материалами, игрушками, которые помогают детям осваивать важный для игры принцип замещения. Основная задача педагога: помочь детям сформировать воображаемую ситуацию, так как у больных детей образная сфера очень бедна, и сами, без руководства педагога, сделать это они не смогут.
Игровая деятельность у умственно отсталых детей
Этот вид активности является основным направлением коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Однако у малышей с нарушением интеллекта игра не является ведущей деятельностью. Более того, без руководства взрослого, больной ребёнок может не продвинуться дальше простых действий с игрушками. Основная задача педагога — сформировать простые элементы сюжетно-ролевой игры к концу дошкольного детства (например, играть роль кассира в игре «Магазин» или гостя в игре «К нам пришли гости»)
При этом важно наблюдать за тем, чтобы игровые манипуляции не повторялись ребёнком многократно, а варьировались, так как для особенных малышей смысловой нагрузки они не несут, то есть мальчик, катающий машинку из угла в угол и имитирующий звуки мотора, никакой цели не преследует
К концу дошкольного периода дети с нарушениями интеллекта должны перейти от простых манипуляций с игрушками к элементам сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность в детском саду является неотъемлемым элементом содержания и организации образовательного процесса. С одной стороны, игра ценна само по себе тем, через неё ребята расширяют сферу познания, постигают нормы и правила поведения в обществе. А с другой, воспитатель использует игру как структурную основу учебно-воспитательной работы, облекая в её форму разные виды активности и варианты взаимодействия
Это определяет важность методически выверенного подхода к выбору, подготовке и проведения игр с дошкольниками