Памятка для родителей, или практические советы
Дети могут проявлять склонность сразу к нескольким сферам деятельности. Или наклонности могут быть выражены не совсем ярко. Если вы достаточно долго наблюдали за ребенком, но не уверены до конца, какие способности нужно развивать, простой тест помогут определиться с верным ответом.
Внимательно прочитайте следующие утверждения, подтвердите или опровергните их:
Отличная память на стихи и рассказы.
Ребенок чувствует ваше настроение.
Чадо задает познавательные вопросы, например, кто придумал время.
Отличная ориентация на местности (даже в незнакомом районе).
Походке малыша позавидовала бы балерина.
Любимое дело – слушать музыку.
Круг интересов – окружающий мир: гроза, молнии, дождь, снег и т.п.
Идеальная слуховая память: если переставить местами слова в любимой книге, он обязательно поправит вас.
Быстро освоил завязывание шнурков или езду на велосипеде.
Вы регулярно становитесь зрителем домашнего театра с любимым чадом в главной роли или участником творческих вечеров.
Во время путешествия внимание ребенка сосредоточено на особенностях местности.
Отлично различает звук музыкальных инструментов.
Схематически изобразить местность ребенку намного легче, чем объяснить словами.
Сопровождает активной мимикой большую часть слов и движений.
Все игрушки лежат на месте от самой маленькой до самой большой или разобраны по шкафам соответственно цвету или размеру.
Объясняет свои поступки чувствами, которые испытывал в тот момент.
Каждый день вы слушаете удивительные истории, которые «произошли» с вашим малышом.
Каждый услышанный звук удостаивается комментария.
Во всех незнакомых людях ищет сходство со знакомыми ему детьми или взрослыми.
Удивляет вас четкой оценкой своих сил и возможностей (например, я не смогу нести эту сумку, она слишком тяжелая).
Ключ к пониманию
- Если вы подтвердили высказывания 1, 8, 17, у ребенка проявляются лингвистические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 6, 12, 18, налицо музыкальные способности ребенка.
- Если вы подтвердили высказывания 3, 7, 15, у вашего малыша математические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 5, 9, 14, у вашего малыша сенсорные способности.
- Если вы подтвердили высказывания 10, 16, 20, у вашего малыша склонность к самопознанию.
- Если вы подтвердили высказывания 2, 10, 19, основа для развития – психологические способности.
- Если вы подтвердили высказывания 4, 11, 13, ярко выражены топографические (пространственные) способности.
Теперь вы во всеоружии, так как точно знаете, какие именно способности ребенка нужно развивать, чтобы в будущем он достиг неимоверных высот. Успех чада в ваших руках. Главное – не поддаваться искушению и не прививать ребенку ненужных ему качеств. Развивая именно природные склонности, вы добьетесь максимального успеха в его развитии.
Как проходит тестирование по тесту Векслера в Центре PsyMed?
Тест Векслера для детей, школьников и подростков состоит из двух основных частей — вербальной и невербальной. Каждая из частей включает в себя несколько подтестов, которые оценивают разные аспекты интеллектуального развития ребенка.
Вербальная часть теста состоит из заданий на словарный запас, логику, анализ ситуации, арифметику и понимание прочитанного. Задания в этой части теста требуют от ребенка использования речевых навыков, логического мышления и знаний, полученных в процессе обучения. Например, одно из заданий может заключаться в том, чтобы ребенок определил, какое слово из предложенного набора не соответствует остальным.
Невербальная часть теста включает в себя задания на решение головоломок, различия, аналогии, абстрактные фигуры, сборки и другие задачи, которые не требуют от ребенка использования языка и знаний, полученных в школе. Вместо этого, задания оценивают способность ребенка к решению задач и проблем, а также его пространственное мышление и воображение.
Продолжительность теста Векслера для детей зависит от возраста и концентрации ребенка, но обычно тестирование занимает от 60 до 90 минут. Проводить тестирование должен квалифицированный психолог или специально обученный человек, который знаком с методикой и может объяснить задания ребенку.
После прохождения теста Векслера, специалист анализирует результаты и составляет заключение в течение 5-7 дней, которое содержит информацию о разных аспектах интеллектуального развития ребенка, включая его слабые и сильные стороны. Эта информация может быть полезной для родителей и учителей в планировании дальнейшего обучения и развития ребенка.
Этапы развития способностей детей
Первые таланты и способности у ребенка можно заметить в возрасте 2 – 3 лет. В этот период у детей начинает формироваться интерес к окружающему миру. На каждом этапе у ребенка можно выделить способности к определенной деятельности. Давайте рассмотрим эти периоды подробнее:
1 – 2 года – одни дети начинают танцевать, едва услышав музыку, другие – пытаются подпевать, а третьи – тянуться к фломастерам, чтобы «украсить» обои в комнате. От родителей в этот период требуется внимательно наблюдать за своим ребенком, чтобы понять, что ему больше всего нравится и куда его «тянет».
3 – 4 года – в этом возрасте малыши отлично впитывают знания и познают мир. Для ежедневных занятий с ребенком идеально подойдет лепка, рисование, конструирование, танцы и пение.
5 – 6 лет – в этом возрасте интересы и способности ребенка формируются, когда он пробует что-то новое. Поэтому неплохо записать его в 2 – 3 кружка по интересам
Родителям важно понимать, что, скорее всего, эти увлечения будут временными, но зато станут хорошей базой для дальнейшего раскрытия и развития таланта ребенка.
7 – 8 лет – в этот период многие дети уже определились со «своим» видом спорта и кружками по интересам. На этом этапе маме и папе важно поддерживать и поощрять выбор ребенка, даже если кажется, что это никак не пригодится ему в жизни
Потому что дети долго и с удовольствием могут заниматься только тем, что им очень нравится. Такой ребенок будет расти с внутренним доверием к себе и миру, не будет бояться пробовать новую деятельность и искать себя в быстро меняющемся мире.
9 – 14 лет – тот самый возраст, которого больше всего боятся родители. В этот период у ребенка уже формируются устойчивые интересы, понимание того, чего он хочет в жизни, что получается лучше всего и откликается в душе. В этот непростой период родителям важно научить свое чадо ответственности, серьезно относится к выбранной деятельности, доводить начатое до конца и не сдаваться, если возникают проблемы и трудности.
Типы одаренности
Ученые выделяют много видов одаренности, но основными называют следующие:
- Социальная – харизма, легкость в общении, качества лидера. Этот тип без проблем заводит новые знакомства, находит общий язык с людьми разных возрастов и чувствует эмоциональное состояние других;
- Интеллектуальная – высокое IQ, способность принимать быстрые и оригинальные решения в стрессовых ситуациях, наблюдательность. Дети с таким типом одаренности обычно умны в одном из предметов и связывают с ним дальнейшую жизнь;
- Креативная одаренность проявляется в богатом воображении и способности мыслить нестандартно. Зачастую такие малыши и подростки прекрасно рисуют, поют или находят себя в другом виде искусства;
- Психомоторная – ранее взросление и повышенный интерес к спортивным занятиям. Это будущие великие спортсмены;
- Академическая подразумевает склонность к идеальному запоминанию местности, информации, внешности людей. Чаще всего такие ребята заканчивают учебные заведения на раньше сверстников.
Одаренность может быть нескольких уровней. В первом случае ребенок показывает яркие способности в одном направлении, во втором — признаки таланта проявляются в 2–3 сферах деятельности. Бывает еще равномерная одаренность по многим предметам и выдающаяся в чем-то одном.
Но самый уникальный случай — абсолютные гении. Таких людей единицы за всю историю человечества.
Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста
Существует такое понятие как «сензитивный период» — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.
Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)
Создание окружающей среды для развития специальных способностей
Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.
Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.
Создание окружающей среды для развития физических способностей
В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.
Создание окружающей среды для развития творческих способностей
Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может «опробовать» самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.
Создание окружающей среды для развития познавательных способностей
Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных «почему», «как» и «когда». Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.
Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.
Игры и упражнения для развития способностей ребёнка. Примеры.
Создание теста
Критериальная валидность теста была установлена по отношению к успехам учеников в школе, к оценкам их интеллекта учителем и результатам выполнения дидактических тестов. Корреляция (r) теста со школьной успеваемостью определялась в 7 классе (школьники от 12,5 до 13,5 лет; r=0,45; n=62), в 8 классе (ученики от 13,5 до 14,5 лет; r=0,47; n=57), в 9 классе (школьники в возрасте 14,5 – 15,5 лет; r=0,39; n=57). Эти корреляции несколько снижены, по мнению автора, из-за того, что довольно часто девочки с хорошей успеваемостью показывают слабые результаты теста и, наоборот, мальчики с плохой успеваемостью — хорошие результаты. Кроме того, полученные корреляции оказались низкими из-за локальной ограниченности выборки, а также в связи с тем, что не было проведено повторное обследование при неуспехе в первом испытании. Параллельная валидность методики определялась с тестом Равена; она также оказалась значимой (r=0,64 при n=52) в группе учеников 9 класса. Это подтверждает внешнюю (конвергентную) валидность методики интеллектуального потенциала как теста оценки общих интеллектуальных способностей.
Надежность содержательной выборки теста определялась традиционным методом расщепления его на две части, корреляция между которыми была высока (от Rtt=0,885 до Rtt=0,919). Надежность временной выборки (стабильность измерений во времени) определялась методом ретестирования группы из 63 учеников 9 класса в интервале 12 дней. Коэффициент ретестовой корреляции составил 0,79.
Таким образом, авторский вариант методики по своим прогностическим и психометрическим характеристикам отвечает требованиям, предъявляемым к стандартизованным тестам, что определяет необходимость его рестандартизации в России.
Типы интеллекта
Способности напрямую связаны с типом интеллекта. Выделяют 8 основных типов интеллекта:
— природный (натуралистический) — ребёнок может часами наблюдать за живой природой, ему интересны растения, животные и всё, что с ними связано.
— музыкальный — ребёнок с удовольствием слушает музыку, хорошо улавливает ритм, может подобрать музыку на слух, напеть мелодию.
— логико-математический — любят распутывать задачи, решать ребусы и всё, что связано с цифрами, быстро учатся считать и любят это делать.
— экзистенциальный (философский) — интересуются устройством мира, задают философские вопросы, много размышляют, думают глобально, интересуются историей.
— кинестетический (телесный) — такие дети очень любят движение во всех его проявлениях — танцы, спортивные игры. Им сложно усидеть на месте. С лёгкостью повторяют танцевальные движения и выполняют физические упражнения. Хорошо развита крупная и мелкая моторика.
— межличностный (социальный) — очень легко сходятся с другими детьми и людьми вообще. Общение не вызывает никаких проблем, легко завязывают новые знакомства, могут понять и объяснить эмоции и поведение другого человека.
— пространственный (образный) — обладают ярко выраженной зрительной памятью. Мыслят и помнят картинками. Любят собирать пазлы, рассматривать картинки. Легко запоминают информацию, если она связана с изображением (мысленно могут воспроизвести страницу из книги, картинку и пр.). Легко ориентируются в пространстве, запоминают дорогу, расположение предметов, могут легко представлять объёмные фигуры и их изменения.
— лингвистический (вербальный) — ребёнок легко и чётко выражает свои мысли. Может уговорить и убедить другого в своей правоте. Он не просто умеет разговаривать и находить общий язык, а делает это так, что собеседник просто застывает с раскрытым ртом. Ребёнок постоянно делится своим мнением, впечатлениями, размышлениями. Делает это очень развёрнуто и красочно.
— личностный (внутренний) — Такие дети хорошо понимают себя, свои эмоции, причины своих поступков. Они редко делают что-то, не подумав. Очень трезво оценивают свои возможности и рано начинают сопоставлять их со своими желаниями. Застенчивы, но в то же время эмоциональны. Любят и умеют планировать. Буквально расписывать планы по шагам.
Анализ при беременности
Взять материал для проведения подробного ДНК-исследования можно еще в зародышевом состоянии. Такая процедура поможет тщательно отследить протекание развития плода и выявить предполагаемые отклонения. Благодаря развитию генетических лабораторий, есть возможность узнавать практически все про будущего малыша.
Генетический тест для будущих родителей также помогает в планировании семьи и ребенка. Он определит совместимость генов, которые носят отец и мать, и укажет на возможные риски. Благодаря этому вы сможете с полной ответственностью подойти к зарождению и поддержанию новой жизни.
Музыкальные способности
Музыкальные способности можно заметить у своего ребёнка довольно рано — ещё в младенческом возрасте. Такой малыш будет улыбаться при звуке музыки, устремляться в её сторону, с интересом исследовать музыкальные инструменты, если они имеются дома.
Заметить интерес ребёнка к музыке возможно уже в младенческом возрасте
В более старшем возрасте (уже даже в 1,5–2 года) кроха может воображать себя певцом или певицей: держа в руках расчёску в роли микрофона, устраивать домашние концерты. При этом ребёнок воспроизводит услышанную мелодию или песню или же выдаёт собственные импровизации. В детском саду таких деток обычно отмечает музыкальный руководитель, поскольку они поют громко, эмоционально, без стеснения, чувствуют ритм.
Обычно вокальные способности ребёнка сразу отмечает музыкальный руководитель детского сада
Вполне возможно, в семье подрастает будущая звезда эстрады или, например, пианист. Поэтому родителям рекомендуется отдать кроху в школу искусств (обычно это можно сделать с 5 лет), а до этого времени развивать способности самостоятельно: знакомить своё чадо с различными музыкальными произведениями, рассказывать о музыкантах, композиторах, вместе смотреть концерты по телевизору. Когда малыш подрастёт, можно ходить с ним на концерты.
Как определить таланты ребенка самостоятельно
Признаки способностей в музыке
- Малыш стремится туда, где играет музыка, любит ее слушать;
- Чувствует мелодию и ритм, внимательно вслушивается и легко запоминает мотивы;
- Во время игры на музыкальных инструментах или пении вкладывает в это дело много сил и энергии;
- Сочиняет и напевает свои собственные мелодии;
- Легко дается обучение игре на музыкальном инструменте.
Признаки технических способностей
- Интерес к механизмам и машинам;
- Любит собирать конструкторы, различные приборы и аппаратуру, находит причины и неисправности механизмов;
- Создает новые игрушки из старых деталей, может чинить неисправные приборы;
- Рисует чертежи различных механизмов и делает это с удовольствием.
Признаки способностей в науке
- Ярко выраженная способность к пониманию абстрактных понятий;
- Четкое выражение своих и чужих мыслей и наблюдений;
- Стремление к чтению научно-популярных изданий, книг, статей для взрослых и т.д.;
- Собственное аргументированное объяснение некоторым явлениям и событиям;
- В случае, если изобретение не получилось, не впадает в уныние и продолжает творить дальше.
Признаки актерских способностей
- Выражение чувств мимикой, жестами, движениями;
- Стремление вызвать эмоции у окружающих;
- Непроизвольное подражание голосу, поведению собеседника;
- Удовольствие от выступлений перед публикой, предпочтение взрослой аудитории;
- Легкость в копировании привычек, поз, выражений и жестов;
- Любовь к красивой и характерной одежде.
Признаки спортивного таланта
- Энергичность, большая часть времени проходит в движении;
- Отсутствие боязни падений, шишек и синяков;
- Победы в потасовках и спортивных играх;
- Хорошая координация, пластика и грация на фоне сверстников;
- Предпочтение активному отдыху;
- Интерес к спортивным мероприятием, кумир спортсмен.
Признаки литературного таланта
- Умение излагать мысли четко, не теряя при этом сюжета рассказа;
- Фантазии или мечты на тему произошедшего события, с приукрашиванием его интересными и необычными подробностями;
- Применение в рассказах слов, которые четко определяют эмоциональное состояние и чувства персонажей из повествуемого сюжета;
- Отсутствие боязни писать рассказы, стихи, романы.
Признаки художественного таланта
- Не всегда хватает слов, чтобы описать свои мысли, отражает их через рисунки;
- Изображение разных образов и сюжетов, без зацикливания на рисовании того, что уже хорошо получается;
- Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства;
- Свободное время с удовольствием проводится за лепкой, черчением, рисованием с использованием разных материалов и красок.
90 % успеха в творчестве ребенка зависит от семьи и родителей. Ребенок начинает делать то, что ему нравится, но если взрослые отнесутся к его увлечениям с непониманием или равнодушием, это может быстро погасить интерес к любимому делу.
Поощрение, внимание к тому, что делает малыш, поддержка близкого окружения – вот то, что обязательно позволит его талантам развиваться и расти!
СОГЛАСИЕна обработку персональных данных
Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:
Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).
Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.
Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.
Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.
Основные правила
Теперь надо знать правила, по которым всю эту информацию следует расставлять, чтобы определить личностные характеристики ребенка, родившегося в конкретную дату.
К примеру, ребенок родился 16 января 2010 года.
Правильно записываем дату рождения, используя числа от 1 до 10. В нашем случае, число рождения — 16, число месяца — 1, число года – 10
Внимание! При написании числа года используем только две последние, цифры т.е. число десятилетия и число года
В нашем случае, это десятое десятилетие и нулевой год.
Дату рождения следует записать так : 16 1 10.
Далее, все числа даты рождения раскладываем по сторонам света, в соответствии с вышеуказанным пояснением 2. У нас три единицы, они падают на Север, шестерка тоже падает на Север, число ноль соответствует Центру. Восток, Юг и Запад остаются незаполненными.